Научная статья на тему 'Финансовый рынок Азербайджана: современное состояние и перспективы развития'

Финансовый рынок Азербайджана: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2178
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
азербайджанская модель экономики / нефтяная стратегия / финансовый рынок / составляющие финансового рынка / финансовая стабильность / азербайджанська модель економіки / нафтова стратегія / фінансовий ринок / складові фінансового ринку / фінансова стабільність / Azerbaijani model of the economy / the oil strategy / financial market / financial market components / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиєв Руфат

В статье рассматривается азербайджанская модель экономики. Анализируются составляющие финансового рынка страны: государственный бюджет, Государственный нефтяной фонд, Азербайджанская инвестиционная компания, банковская система, внешний государственный долг и др. Дается оценка влияния мирового финансового кризиса на национальную экономику. Приводятся перспективы развития финансового рынка и экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MARKET OF AZERBAIJAN: CURRENT CONDITION AND FUTURE PERSPECTIVES

This article discusses the economic model of Azerbaijan. Main components of the financial market are being analyzed: state budget, state oil fund, banking system, foreign debt and etc. This article assesses the impact of the global financial crisis on the national economy. Moreover, future development perspectives of the financial market and the economy are being examined as well.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок Азербайджана: современное состояние и перспективы развития»

кових кош^в. Крiм того, доцтьним е впровадження комплексно! системи планування основних напрямiв використання державних запозичень, а саме: територь альних Ывестицшних зон розвитку, будiвництва об'ек^в регiональноí i мунiципальноí ыфраструктури, у тому чи^ створення об'ектiв з короткими термЫами окупно-стi, що залишаються в регiональнiй i мунщипальнш власностi. Отриманий економiчний ефект вщ цих об'ек-тiв дозволить погашати та обслуговувати взятi борговi зобов'язання, стимулювати економiчне зростання, ви-ршувати проблеми зайнятостi населення i забезпечен-ня соцiальними послугами.

Список використаних джерел:

1. Бюджетний кодекс Укра'ши. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2456-17.

2. Бюджетний мошторинг: Анал1з виконання бюджету за Ычень-вересень 2013 року / [Зубенко В.В., Самчинська 1.В., Рудик А.Ю. та ¡н.]; 1БСЕД, Проект "Змщнення мюцево''' фЫансово''' 1н1ц1ативи (ЗМФ1-11) впровадження", ивАЮ. - К., 2013. - 75 с.

3. Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений / Д.С. Зуев // Инициативы XXI века: Академикум. - 2009. - №4. -С. 65-68.

4. 1нформац1йний портал "Укра'шська правда: економ1чна правда" [Електронний ресурс] // Режим доступу - http://www.epravda.com.ua/ news/2013/07/19/386249.

Ю. Колобов, Министр финансов Украины Министерство финансов Украины, Киев

5. Козак Ю.Г. МЛжнародна макроекономка: навчальний поЫбник / Ю.Г. Козак. - К.: Центр учбовоТ лп"ератури, 2012. - 400с. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://pidruchniki.ws/19000327/ekonomika/ mizhnarodniy_rinok_finansovih_derivativiv.

6. Колобов Ю. Министерство финансов Украины улучшило структуру государственного долга / Ю. Колобов. [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://comments.ua/money/438367-minfin-uluchshil-strukturu.html.

7. Лютий 1.О. Державний кредит та боргова полп"ика Укра'ши: моно-rрафiя / 1.О. Лютий, Н.В. Зражевська, О.Д. Рожко [за ред. 1.0. Лютого]. -К.: ЦУЛ, 2008. - 360 с.

8. Молдован О.О. Бюджетна полiтика в УкраТш в умовах ризиюв сповiльнення економiчно''' динамiки: аналп"ична доповiдь / О.О. Молдован, С.О. Бта, О.В. Шевченко, М.О. Кушшр, Т.А. Тищук, Н.С. Медведкова [за ред. Я .А. Жалта]. - К. : Н1СД, 2012. - 25 с.

9. Офщшний сайт Мiжнародноrо Валютного Фонду // Режим доступу: http://www.imf.org.

10. 0фiцiйний сайт мiжнародноrо рейтингового агентства Fitch Ratings // Режим доступу: http://www.fitchratings.ru.

11. ОфЩшний сайт Мастерства фннанЫв УкраТни // Режим доступу: http://www.minfin.gov.ua.

12. Середньострокова стратеriя управлшня державним боргом на 2012-2014 роки. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://finrep.kiev.ua/download/rt_16nov2011_minfin_ua.pdf.

13. Юрм С.1. Теорiя фiнансiв: пiдручник / С.1. Юрiй, В.М. Федосов. -К.: Знання, 2008. - 611 с.

Надшшла до редакцп 08.01.14

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

В статье проанализированы существующие методы управления государственным долгом, особенности их применения, проблемы высокого уровня государственного долга и эффективность системы управления государственным долгом Украины. Определены приоритеты долговой политики Украины, в контексте которых предложены основные методы управления государственным долгом.

Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит государственного бюджета, государственный долг, долговая политика, методы управления государственным долгом.

Y. Kolobov, Minister of Finance of Ukraine Ministry of Financt of Ukraine, Kyiv

PUBLIC DEBT MANAGEMENT UNDER PRIORITIES OF THE DEBT POLICY OF UKRAINE

This paper examines existing methods of public debt management, features of their application, the problem of high levels of public debt and the efficiency of public debt management in Ukraine. Priorities debt policy of Ukraine in the context of the main methods are proposed for public debt management.

Keywords: state budget, state budget deficit, national debt, debt policy, public debt management techniques.

УДК 336.714: 327 JEL G18, O53

Р. Кулиев, д-р экон. наук, проф. Азербайдж. технич. ун-т, Баку (Азербайджан)

"Финансы составляют ту точку опоры, которая, согласно Архимеду,

позволяет перевернуть весь мир". Кардинал Ришелье, государственный деятель Франции

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК АЗЕРБАЙДЖАНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается азербайджанская модель экономики. Анализируются составляющие финансового рынка страны: государственный бюджет, Государственный нефтяной фонд, Азербайджанская инвестиционная компания, банковская система, внешний государственный долг и др. Дается оценка влияния мирового финансового кризиса на национальную экономику. Приводятся перспективы развития финансового рынка и экономики страны в целом.

Ключевые слова: азербайджанская модель экономики, нефтяная стратегия, финансовый рынок, составляющие финансового рынка, финансовая стабильность.

Постановка проблемы. Азербайджанское государство, на заре своей независимости, сделало выбор в пользу построения рыночной экономики, так как административно-командная экономика изжила себя и доказала свою неэффективность. Большинство стран мира с успехом применяют рыночную систему хозяйствования, однако у каждой страны присутствует своя национальная специфика экономического развития, в которой комбинируются элементы различных подходов к

экономическому росту. За двадцатилетний период становления азербайджанской государственности в стране сформировалась своя модель экономического развития, учитывающая присущие только ей специфические черты: географическое расположение региона (транспортные пути и соседние страны), наличие природных ресурсов, климат, историю, культуру, менталитет и традиции народа, социально-экономическую структуру общества и др.

© Кулиев Р., 2014

В каких же условиях формировалась азербайджанская экономическая модель. После провозглашения независимости экономика страны испытывала беспрецедентные по своим масштабам потрясения, которые явились результатом распада СССР и нарушения традиционных торговых связей. Нестабильная ситуация в регионе - вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, обострила сложный процесс перехода на рыночные методы хозяйствования. В результате макроэкономическая ситуация в Азербайджане характеризовалась сокращением объемов производства, высокой инфляцией и значительным снижением уровня реальной заработной платы. В налогово-бюджетной сфере также возникли серьезные проблемы, вызванные потребностью в значительных расходах на оборону, сокращением налоговых поступлений и необходимостью оказания помощи многочисленным беженцам. Разрыв транспортных связей с традиционными рынками в результате конфликта в Чечне способствовал дальнейшему ухудшению условий торговли и сокращению объема производства.

Приход к власти в стране Общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева явился переломным моментом в дальнейшем развитии Азербайджанского государства. В результате дальновидной политики и напряженного труда Гейдара Алиева за короткий исторический период азербайджанскому народу удалось добиться больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему. Вместе с тем, самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса государственного строительства возникла новая по сути развития и экономических реформ -азербайджанская модель экономического развития.

Важнейшим элементом азербайджанской модели социально-экономического развития является эффективно функционирующий финансовый рынок страны, который, как известно, включает в себя государственные финансы и финансы частных (в том числе иностранных) лиц. Поэтому рассмотрение финансового рынка страны и изучение состояния, а также тенденций развития его составляющих является необходимым и актуальным на современном этапе развития.

Целью статьи является рассмотрение азербайджанской модели экономики и ее важнейшего элемента - финансового рынка, а также через анализ современного состояния его составляющих (Государственного бюджета, Государственного нефтяного фонда, Азербайджанской инвестиционной компании, банковской системы, внешнего государственного долга и др.) предложить тенденции развития финансового рынка страны и экономики Азербайджана в целом.

Изложение основного материала исследования.

Основой азербайджанской модели социально-экономического развития стала нефтяная стратегия, автором которой являлся Общенациональный лидер Гейдар Алиев. Нефтяная стратегия фокусируется на трех основных компонентах: первым компонентом является то, что на ранних стадиях нашей независимости в начале 90-х годов у Азербайджана не было возможностей - как технических, так и финансовых - для разведки собственных углеводородов. Был предпринят стратегический шаг для приглашения крупнейших международных нефтяных компаний в Азербайджан, чтобы они принесли свои технологии и финансы.

Вторым компонентом была доставка, или то, как транспортировать нефть и газ Азербайджана на международные рынки. С этой целью была создана многовекторная транспортная система. Она включала трубопроводы через Россию, Грузию, Турцию к Черному и Средиземному морям.

После успешного завершения второго этапа Азербайджан начал получать основной приток доходов. Третьим компонентом было то, как накапливать и эффективно управлять этими доходами. Для решения этой задачи Президентом страны был создан Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. Все доходы от нефти и газа накапливаются в этом Фонде.

Воплощая в жизнь положения, заложенные в нефтяной стратегии, азербайджанские нефтяники весьма активно сотрудничают с ведущими мировыми нефтяными компаниями. Так, на сегодня 80% добываемой нефти и 70% газа приходится на долю иностранных консорциумов, разрабатывающих месторождения страны. Благодаря дальновидной политике Общенационального лидера Гейдара Алиева и активной деятельности Президента страны Ильхама Алиева Азербайджан стал энергопроизводителем глобального значения.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. Известный ученый-экономист Й.Шумпетер так отмечал значимость государственного бюджета: "Дух народа, его культурный уровень, его социальная структура, действия, на которые он способен, все это и многое другое записано в анналах налогово-бюджетной истории этого народа..." [2]. В последние годы мы являемся свидетелями значительного роста как доходной, так и расходной части государственного бюджета Азербайджана. Так, за период 2005-2012 годы доходная и расходная части бюджета выросли почти в 10 раз. В 2012 году доходная часть государственного бюджета составила 21,9 млрд. долларов сШа, а расходная 21,7 млрд. долларов. Несмотря на значительный рост в экономике денежной массы инфляция контролировалась и составляла 1,1%.

19874 _ 21997

13126 12908 1425^^

2234 _ 4347 - 7067^^

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Диаграмма 1. Доходы государственного бюджета (млн. долларов США)*

Успехи, достигнутые в национальной экономике обусловили социальную направленность государственного бюджета что позволяет, систематически увеличивать размер оплаты труда, а также пенсии и социальные выплаты. Так, за период 2005-2012 годы среднемесячная заработная плата выросла с 130,7 до 507,1 долларов, а пенсии с 30,1 до 193,6 долларов. Уровень бедности в стране сократился с 29,3% в 2005 году до 6,0% в 2012 году.

В 2012 году в стране создано в общей сложности более 120,3 тыс. рабочих мест, в том числе 95,7 тыс. постоянных. При этом около 70% новых рабочих мест создано в регионах страны. В течение 2012 года введено в строй более 5,4 тыс. новых предприятий, 65,8 тыс. человек стали заниматься предпринимательской деятельностью.

Важнейшим стабилизатором финансовой системы страны является Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР). ГНФАР был создан для управления нефтяными и газовыми доходами Азербайджана в качестве фонда национального благосостояния. В 2004 году Правительством страны была принята "Долгосрочная стратегия управления нефтегазовыми доходами на период 2005-2025 годы". Средства, аккумулирующиеся в Фонде, планируется использовать в трех основных направлениях: улучшение экономической инфраструктуры страны (строительство дорог, систем водоснабжения, газоснабжения, ирригации и т.д.); развитие систем образования и здравоохранения; снижение налогов для ненефтяного сектора. Не менее 25% от доходов Фонда планируется сохранить будущим поколениям.

34129,4

1394,3 1454,5 2475,4

УХХХХА /////А

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Диаграмма 2. Динамика средств Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (млн. дол. США)*

Источник: [3].

На конец 2012 года текущие активы фонда составили 34,1 млрд. долларов США.(3) В 2012 году большая часть использованных средств фонда была направлена на финансирование государственного бюджета страны, далее идут расходы на улучшение социально-бытового положения беженцев и вынужденных переселенцев, финансирование проектов мелиоративной системы "Са-мур-Абшерон", строительства железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс", обучение молодежи за рубежом и др.

В основном активы фонда размещаются в краткосрочные и среднесрочные финансовые инструменты, часть средств передана менеджерам по управлению инвестиционными активами. В валютной структуре фонда представлены доллары США, евро и фунты стерлингов. На 1 октября 2013 года ГНФАР закуплено 26 тонн 442,5 кг (850 146 унций) золота (4) Фонд обладает недвижимостью в крупнейших столицах (Лондон, Париж, Москва) мира.

География размещения активов фонда следующая: 58,89% - в европейских странах, 16,88% - в Северной Америке, 15,7% - в развивающихся странах, 9,95% - в

Азиатско-Тихоокеанском регионе, 1,45% - на Ближнем Востоке, 5,02% - Южной Америке, 7,8% - в международных финансовых организациях.

В 2007 году ООН наградила Государственный нефтяной фонд Азербайджана особой премией за успехи, достигнутые в области прозрачности использования нефтяных доходов.

Следует отметить и то, что на конец 2012 года объем валютных резервов, находящихся в распоряжении Центрального банка Азербайджана, составил около 11,7 млрд. долларов США.

За период с 2005 по 2012 годы в национальную экономику было вложено около 120 млрд. долларов инвестиций. Следует отметить, что значительная часть инвестиций была направлена в нефтяной сектор национальной экономики.

Анализируя инвестиции в национальную экономику за период 2005-2012 годы, мы видим их стабильный рост по годам, исключение составляет 2009 год, когда в мировой экономике разразился финансовый кризис, который не обошел стороной и Азербайджан.

21589

25778

17591

16222

13033

12066

яяпг

7119 ----

1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Диаграмма 3. Инвестиции в экономику Азербайджана (в млн. долларов США)

В 2012 году объем инвестиций в национальную экономику составил 25,7 млрд. дол. США. При этом 60% являются внутренними инвестициями, а 40% иностранными.

В настоящее время предприятия и организации страны успешно инвестируют в различные проекты в экономики Грузии, Турции, Украины, Румынии, Швейцарии, России и др. стран. Таким образом, Азербайджан активно участвует в процессах глобализации, то есть национальная экономика в значительной мере связана с мировой экономикой.

Важным элементом финансовой системы страны является Азербайджанская инвестиционная компания (АИК). АИК создана Распоряжением Президента страны с целью активизации инвестиционной деятельности в ненефтяном секторе. Уставный капитал АИК создан за счет Государственного нефтяного фонда страны. АИК осуществляет долгосрочные инвестиционные вложения посредством покупки доли в уставном капитале акционерных обществ и коммерческих организаций, действующих в ненефтяном секторе, в том числе акции. Компания инвестирует средства в проекты путем приобретения до 25,1% долевого участия. Управление ее акциями возложено на Министерство экономики и промышленности, а Наблюдательный совет АИК возглавляет министр экономики и промышленности.

С целью расширения своей деятельности и привлечения инвестиций компания имеет право выпускать дополнительные акции, займы и привлекать кредиты. При выборе предприятий, требующих инвестирование в уставной капитал, АИК должна учитывать риски и перспективы развития с учетом рентабельности деятельности предприятия. Несмотря на имеющиеся полномочия , перед компанией поставлены и запреты , а именно: она не должна обладать преимущественным участием в уставном капитале коммерческой организации, в которую вкладывает инвестиции.

Одним из элементов финансовой системы страны является Национальный фонд поддержки предпринимательства (НФПП). Фонд был создан в 1992 году Указом Президента Азербайджана. В 2012 году НФПП было профинансировано более 2,4 тыс. проектов предпринимателей в объеме 277,5 млн. долларов. В рамках реализации проектов, под которые выданы льготные кредиты, открыто 9,1 тыс. новых рабочих мест; 83 % кредитов приходится на регионы Азербайджана. Если в середине девяностых годов прошлого столетия кредит для предпринимателей в размере миллиона долларов был, чуть ли не немыслимым по причине недостаточности средств у самой этой структуры и ограниченности соответствующих представляемых ей бизнес-проектов, то в последующие годы объем максимальной суммы кредита, на который могло рассчитывать отдельное бизнес-хозяйство, был увеличен до пяти миллионов. Сегодня же стоит вопрос еще большего увеличения объемов финансирования предпринимателей.

Следует отметить, что рынок ценных бумаг в стране пока еще недостаточно развит. Суммарный оборот биржевых сделок по всем инструментам на Бакинской фондовой бирже в 2012 году составил 12 млрд. долларов, рост по сравнению с предыдущим годом составил 6 %. При этом, рынок государственных ценных бумаг составил 10,3 млрд. долларов, а рынок корпоративных ценных бумаг - 1,7 млрд. долларов.

Страховой рынок страны, представленный 28 компаниями, в 2012 году достиг уровня страховых платежей в объеме - 436 млн. долларов.

Важнейшим элементом финансовой системы страны является банковский сектор. Банковская система Азербайджана в последние годы развивалась очень

динамично: общий объем активов банковского сектора вырос с 14,5 млрд. долларов в 2010 году до 22,4 млрд. долларов на конец 2012 года; кредитные вложения в экономику в тот же период выросли с 10,25 млрд. долларов до 15,8 млрд. долларов, депозиты с 2,875 до 6,5 млрд. долларов. Крупнейшим банком страны является Международный банк Азербайджана - его доля в секторе составляет 42%. Это единственный банк с государственным участием (51%).

Ипотечное кредитование за счет ресурсов самих банков осуществляется в стране с начала 2000-х годов, но активное его развитие началось с момента создания Ипотечного фонда Азербайджана - с 2006 года. Средняя ставка ипотечного кредита составляет 4-8% годовых в манатах, а срок 25-30 лет. Общий объем ипотечного портфеля на конец 2012 года достиг 585,5 млн. долларов. Если говорить о качестве портфеля ипотечных кредитов, то плохих долгов там практически нет, что свидетельствует о правильности выбранного подхода к кредитованию.

Следует отметить и то, что Центральным банком Азербайджана реализуется эффективная монетарная политика, направленная на дальнейшее укрепление финансовой стабильности банковского сектора страны. Центральный банк выполняет координирующую функцию, последовательно осуществляет анализ ликвидности банков, адекватные параметры капитала.

На фоне имеющих место в странах СНГ процессов девальвации национальной валюты у нас в стране обеспечивается стабильность маната. В начале 2009 года ЦБА успешно проводил интервенции для сохранения привязки обменного курса маната к доллару США, что позволяло снижать инфляцию и избегать негативного воздействия на балансы населения и банков, а также предотвращало дальнейшую долларизацию национальной экономики. Азербайджан в настоящее время обладает достаточными валютными резервами для обеспечения стабильности курса национальной валюты.

Стабильный манат предотвратил резкое подорожание импорта как потребительского, так и производственного назначения. Это также нейтрализовало такие угрозы, как резкое падение вкладов населения, рост груза внешнего долга в валюте, и снижение общественного доверия к манату.

Стабильность ситуации в финансовой системе страны подтверждает и тот факт что в 2012 году начался и был успешно завершен процесс возврата гражданам советских вкладов Сбербанка. Данный процесс затронул 2,4 млн. вкладчиков и их наследников, а объем выплат составил порядка 1,3 млрд. долларов США. Следует отметить, что советский рубль обменивался по высокому курсу по сравнению с другими странами СНГ: 63 цента в обмен на один советский рубль. В Беларуси курс был на уровне 33 центов, в Литве 40 центов и т.п. [5].

Несмотря на успешное развитие национальной экономики и наличие значительных золотовалютных резервов, Азербайджан осуществляет внешние государственные заимствования. Так, на конец 2012 года величина внешнего государственного долга страны составила 5,7 млрд. долларов США. В 2012 году платежи на обслуживание внешнего государственного долга страны составили 427,7 млн. долларов США. В 2012 году Азербайджаном под государственные гарантии было подписано 8 кредитных соглашений с мировыми финансовыми организациями, общим объемом 1405,72 млн. долларов США. В основном внешнее кредитование используется на инфраструктурные проекты (строительство дорог, обеспечение водой и канализацией), электроэнергетику, мелиорацию и ирригацию и др.

Диаграмма 4. Динамика внешнего государственного долга Азербайджана (в млрд. долларов США)*

*Источник: [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешний государственный долг страны представлен в следующих валютах: доллары США, евро, СДР (специальные права заимствований - Special Drawing Rights), японские иены и др. Сроки погашения кредитов по внешнему государственному долгу составляют: от 5до10 лет -6,8%; от 10 до 20 лет - 46,3%; более 20 лет - 46,9%.

Следует отметить, что для анализа внешнего государственного долга, наиболее часто используются показатели: Отношение общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту; Отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг; Отношение платежей на обслуживание долга к экспорту товаров и услуг. В качестве пороговых показателей внешнего долга по Маастрихтскому стандарту рекомендуется чтобы: коэффициент долговой нагрузки не превышал планки в 60% от ВВП; в отношении экспорта страны данный показатель составляет 200%. Что касается показателя доли обслуживания внешнего долга (погашений по процентам и основному долгу) в экспорте страны, то здесь нет чёткого критерия, однако считается, что этот показатель не должен превышать планки в 15-20%.

Некоторыми странами также используется такой показатель, как внешний долг на душу населения. Следует отметить, что данный показатель дает представление скорее о внешнеэкономической зависимости страны, чем об абсолютном значении внешнего долга.

В Азербайджане по итогам 2012 года отношение общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту составляет - 8,3%, то есть в 7 раз меньше порогового показателя; отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг составляет - 23,8 %, то есть в более чем в 8 раз меньше порогового значения; отношение платежей на обслуживание долга к экспорту товаров и услуг составляет 1,8 %, то есть в 11 раз меньше порогового значения. Внешний долг на душу населения страны составляет 610,1 долларов США. Анализ динамики данных показателей по годам свидетельствует о достаточной стабильности этих показателей.

Успешное развитие экономики Азербайджана подтверждается и в отзывах международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд и рейтинговых агентств. Так, в начале 2013 года известное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило следующие рейтинги Азербайджана: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" со "Стабильным" прогнозом, краткосрочный рейтинг "F3" и страновой потолок "BBB-".

Данное заключения агентством Fitch Ratings было принято исходя из ряда обстоятельств, главные из которых приведены ниже:

• Рейтинг "BBB-" учитывает сильный государственный баланс, получение высоких нефтяных доходов

и низкий долг, с одной стороны, а также значительную зависимость от нефти и некоторые издержки управленческого характера с другой стороны.

• В сфере госфинансов в течение нескольких лет наблюдается крупный профицит. Государственный баланс Азербайджана - один из самых сильных среди рей-тингуемых суверенных эмитентов и сглаживает высокую зависимость страны от нефтяных доходов. Объем Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики составляет 32 млрд. долл., или 50% ВВП, что достаточно для финансирования текущих расходов на уровне 2013 года минимум в течение двух лет.

• Госрасходы быстро увеличивались в течение последних лет и достигнут 40% ВВП в 2013 году.

• Внешняя позиция остается сильной. В 2012 году Азербайджан имел профицит счета текущих операций в размере 21,7% ВВП, и баланс счета текущих операций останется комфортно положительным в 20132014 годах, хотя и уменьшится. Азербайджан является внешним нетто-кредитором.

Финансовая система страны успешно выдержала испытание мировым финансовым кризисом 2008 года. Зададимся вопросом: повлиял ли мировой финансовый кризис на экономику Азербайджана и если повлиял то как? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наша страна развивает свою экономику в условиях глобализации и взаимозависимой архитектуры мирового хозяйства, естественно, что колебания валют, изменение стоимости нефти оставляет след на национальной экономике. Значительное снижение мировых цен на нефть приводит к снижению бюджетных и экспортных доходов. Следует отметить, что снижение на 10 долларов цены одного барреля нефти означает для платежного баланса Азербайджана 2 миллиарда долларов США. Ряд предприятий и банков столкнулись с трудностями при пролонгации краткосрочных внешних обязательств, что вызвало дефицит ликвидности в банковском секторе и способствовало снижению роста кредитования. Но вместе с тем продуманная стратегия и эффективная тактика руководства страны позволила минимизировать отрицательное влияние мирового финансового кризиса. В определенной мере это связано с тем, что:

• экономика Азербайджана на протяжении последних лет росла самыми высокими темпами в мире;

• акции азербайджанских предприятий и отечественных банков не находятся в обороте мировых бирж и портфель инвестиций банков Азербайджана не входит в сферу акций крупных финансовых структур, потрясаемых кризисом;

• реализуется сбалансированная политика в сфере внешних заимствований, гибкая налогово-бюджетная политика, а также осторожная политика в сфере ипотечного кредитования.

В условиях мирового финансового кризиса руководство страны разработало и оперативно реализовало неотложные антикризисные меры:

• ограничило воздействие на бюджет значительного падения мировых цен на нефть, позволив Государственному нефтяному фонду переводить намеченный объем ресурсов в госбюджет;

• осуществило крупные вливания капитала в экономику и предоставило государственные гарантии по займам с тем, чтобы помочь предприятиям, находящимся в сложной ситуации из-за мирового финансового кризиса погашать свои внешние долговые обязательства;

• сократило неприоритетные расходы государственного бюджета и финансировало начатые инвестиционные проекты, адаптировав их к снизившимся доходам.

В результате принятых мер правительство смогло сохранить дефицит бюджета в целом на стабильном уровне и при этом увеличить социальные расходы, допуская при этом снижение налогов. Стабильность маната и низкая инфляция обеспечили сохранение темпов роста реальных доходов населения в кризисный - 2009 год примерно на уровне 6%. Они также оказали положительное влияние и на конкурентоспособность экономики. Средневзвешенные цены национальных производителей по сравнению с ценами в странах - торговых партнерах уменьшились почти на 6%.

ЦБА обеспечил ликвидностью банковский сектор страны. Для преодоления ухудшения ликвидности и ужесточения условий кредитования ЦБА в период с сентября 2008 года по декабрь 2009 года снизил нормативы обязательных резервов по депозитам с 12 до 0,5% и сократил ставку рефинансирования с 15 до 2%. Снижение процента учетных ставок позволило коммерческим банкам поддерживать выдачу кредитов на прежнем уровне. Снижение созданного банками для внутренних обязательств фонда запаса, ликвидация принудительного фонда запаса по иностранным обязательствам в целом было направлено на повышение эффективности деятельности банков. Кроме того, ЦБА предоставил почти 1,1 млрд. долларов США (2,6% ВВП) в виде поддержания ликвидности банков, которые сталкивались с временными проблемами ликвидности. Наконец, максимальная сумма страхования депозитов была увеличена в 5 раз, что помогло упрочить доверие населения к банковской системе страны. В условиях реализации такой политики ни один банк, в условиях мирового финансового кризиса, не разорился.

Как мы видим, мировой финансовый кризис незначительно повлиял на экономику страны и устойчивость отечественной финансовой системы.

Выводы. Таким образом, вышеприведенный анализ позволяет сделать вывод, что азербайджанскую модель социально-экономического развития оправдала себя, то есть является успешной. Успешными модели бывают тогда, когда руководство страны хорошо знает суть государственного управления и свою страну, дей-

Р. Кул1ев, д-р екон. наук, проф.

Азербайджанський техшчний ун-т, Баку (Азербайджан)

ствует в интересах абсолютного большинства населения, принимая тактические решения по обеспечению повседневных потребностей людей и, одновременно, концентрирует организационные усилия и государственные ресурсы на стратегически важных "точках роста" национальной экономики с учетом собственных возможностей и внешней конъюнктуры.

В соответствии с Концепцией "Азербайджан 2020: Взгляд в будущее", Азербайджан поставил перед собой цель войти в число стран "с высоким уровнем дохода" согласно классификации Всемирного банка по производству ВВП на душу населения, ликвидировав зависимость того, что основным источником этого достижения является наличие в стране углеводородных ресурсов, а также войти в число стран с высоким "индексом развития человеческого потенциала" согласно классификации Программы развития ООН. В результате мероприятий, предпринятых в рамках данной концепции, к концу периода планируется увеличить ВВП на душу населения практически вдвое - до 13 тысяч долларов США, и довести объем экспорта ненефтяной продукции до уровня 1 тыс. долларов на душу населения.

В концепции также указывается на стремление сделать ненефтяную промышленность разновекторной и развить ее, расширить возможности использования альтернативных и восстанавливаемых источников энергии и т.д. В период, охватываемый концепцией, темп среднегодового реального роста ВВП ненефтяного сектора должен быть выше 7%. Концепция также предусматривает наряду с развитием ненефтяной промышленности создание благоприятных условий для формирования экономики основанной на знаниях, стимулировании и расширении инновационной деятельности [6].

Список использованных источников:

1.Статистические показатели Азербайджана 2013. Статистический сборник. - Баку, 2013.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с анг. - М: Прогресс, 1982. - 455 с.

3. Показатели деятельности Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] // Государственный Нефтяной Фонд Азербайджанской Республики: [сайт]. - Режим доступа: http://www.oilfund.az/az_AZ/hesabatlar-ve-statistika/hesabat-агхт^р. - Название с экрана.

4. Бахрам Рустамбеков, В.Т. Активы ГНФАР на 1 октября 2013 года превысили $35,8 млрд. [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://1news.az/economy/oil_n_gas/ 20131021041000626.html. - Название с экрана.

5.Обнародованы варианты механизма возврата советских вкладов в Азербайджане. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.day.az/economy/311120.html. - Название с экрана.

6. Концепция развития "Азербайджан - 2020: взгляд в будущее" [Электронный ресурс] // Президент Азербайджана Ильхам Алиев: [сайт]. - Режим доступа: http://www.president.az/files/future_ru.pdf. -Название с экрана.

7. Показатели государственного внешнего долга Азербайджана. [Электронный ресурс] // Министерство финансов Азербайджанской Республики: [сайт]. - Режим доступа: http://www.maliyye.gov.az/ node/1166. - Название с экрана.

Надшшла до редакцм 12.12.13

Ф1НАНСОВИЙ РИНОК АЗЕРБАЙДЖАНА: СУЧАСН1 ТЕНДЕНЦП ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ

В статтi розглянуто азербайджанську модель економши. Аналiзуються складовi фiнансового ринку держави: Державний бюджет, Державний нафтовий фонд, Азербайджанська iнвестицiйна компаня, банквська система, зовнiшнiй державний борг та iн. Подаеться оценка впливу свтово! ф/'нансово)' кризи на нацональну економiку. Розглядаються перспективи розвитку фiнансового ринку та еконо-мiки в цлому.

Ключевые слова: азербайджанська модель економши, нафтова стратегiя, фiнансовий ринок, складовi фiнансового ринку, фiнансо-ва стабiльнiсть.

R. Guliyev, PhD, Professor

Azerbaijan Technical University, Baku (Azerbaijan)

FINANCIAL MARKET OF AZERBAIJAN: CURRENT CONDITION AND FUTURE PERSPECTIVES

This article discusses the economic model of Azerbaijan. Main components of the financial market are being analyzed: state budget, state oil fund, banking system, foreign debt and etc. This article assesses the impact of the global financial crisis on the national economy. Moreover, future development perspectives of the financial market and the economy are being examined as well.

Keywords: Azerbaijani model of the economy, the oil strategy, financial market, financial market components, financial stability.

УДК 65.261.4

JEL H 12, H 30

I. Лютий, д-р екон. наук, проф., Д. Осецька, асп.

КНУ iменi Тараса Шевченка, КиТв

СОЦ1АЛЬН1 ПР1ОРИТЕТИ Ф1СКАЛЬНО1 ПОЛ1ТИКИ В ПОСТКРИЗОВИЙ ПЕР1ОД

У статт/' здiйснено комплексне до^дження соцальних прiоритетiв фюкальноI пол/тики в УкраШ. Розглянуто ефективнсть iнструментiв фiскальноi полтики в системi державного регулювання соцальних процесв у суспльс-тв/'. Визначено роль бюджетного впливу на соцальний розвиток суспльства.

Ключовi слова: фскальна полтика, фскальн нструменти, податкова полiтика, монетарна полтика, бюджетн видатки, соцальн прюритети, соцальний розвиток.

Постановка проблеми. Проблема со^альних прю-рите^в фюкально''' полiтики не юнуе сама по соб^ вона виступае умовою ефективного розвитку вае' системи. Вивчення системи со^альних прюрите^в дозволяе зрозумiти фЫано^ мехашзми юнування со^ально' системи, норми та правила фюкально''' пол^ики, напря-ми и розширення у контекст реалiзацií со^альних ць лей, як не можна ототожнювати з цтями добробуту чи розв'язання певних со^альних проблем.

Ц процеси пов'язан з наявнютю особливих функцю-нальних вiдносин мiж формальними i неформальними регуляторами взаемодiй фюкальних економiчних активiв направлених на встановлення со^альних стандартiв, якi призводять до росту бюджетних витрат. Рацiоналiзацiя видатгав бюджету, 'х ролi у складi фiскальних чинникiв досягнення цiлей со^ально' полiтики продемонстрували, наскiльки важливими е мехаызми поеднання соцiального та фЫансового порядку, якого необхiдно дотримуватись при формування фюкального простору.

Анал1з дослщжень I публ1кац1й. Сьогоднi свiт сто-|'ть на порозi нового етапу со^ально-ринково''' держави. У найближчiй перспективi посилюються роль i значення фюкального забезпечення реалiзацií соцiальноí функцií держави. Досвщ ринкового реформування показав, що вкотре загострилася проблема пошуку ефективних н струментв фiскальноí полiтики на процеси со^ального розвитку суспiльства. Проте системних дослщжень, пов'язаних iз використанням Ыструментв впливу фюкально''' полiтики на соцiальнi процеси, у втизнянш лте-ратурi недостатньо. У бтьшост наукових праць укра'н-ських учених аналiз фiскальних iнструментiв не вихо-дить за межi економiчноí системи. Як вщомо, за допо-могою фюкально''' полiтики держава може, з одного боку, коригувати потоки ринкового переливання катталу, а з Ышого - шщювати необхiднi процесу соцiалiзацií шляхом формування фiнансового забезпечення тих чи Ыших видаткiв бюджету. Але дослщження закономiрно-стей та механiзмiв соцiального розвитку обмежуеться вивченням окремих и аспектiв, найчастiше - це добро-бут i со^альний захист населення.

Практичнi проблеми регулювання складних соцiальних вiдносин за допомогою фюкально''' полп"ики знайшли вщо-браження у свгговм економiчнiй теорп. Першi спроби осмислення й обфунтування доцтьносп застосування фiскальних регуляторiв як заходiв впливу на динамiку со-цальних та економiчних процесiв знаходимо у працях неолiберального напряму захiдноí фЫансово''' думки.

У цьому контекст! особливий штерес становить Н1-меччина, ТТ модель сусп1льно-економ1чного устрою i розвитку - соц1альне ринкове господарство. Його 1деТ та засади започаткували ще до ДругоТ св1товоТ в1йни представники фрайбурзькоТ школи економ1чноТ думки -ордол1берали (в1д назви щор1чника "ORDO", який вони видали) Вальтер Ойкен (18911-1950), Франц Бем (1895-1977) та н 1хн1 теоретичн1 розробки отримали св1й подальший розвиток у працях неол1берал1в гумань стичноТ традицп - Втьгельма Репке (1899-1966) i Оле-ксандра Рюстова (1885-1963), соц1ал-л1берал1в - Альфреда Мюллера-Армака (1907-1978) та Ы., 1деТ яких були тюно пов'язан1 з соц1альним католицьким ученням i усп1шно вт1лен1 на практик в Н1меччин1 м1н1стром еко-ном1ки, а пот1м канцлером Л. Ерхардом (1897-1977) [1].

Вщхщ пол1тичних сил вщ принцип1в формування та функцюнування соц1ального ринкового господарства до домЫування принцип1в так званого "соц1алу" - ушвер-сальноТ оп1кувальноТ системи соц1ального захисту, на-прик1нц1 ХХ ст. прив1в Н1меччину до послаблення сти-мулюючоТ функц1Т соц1альноТ пол1тики. У 90-т1 роки швидко зростали витрати ВВП на соц1альн1 потреби (з 25 до 30%), знизилися темпи Ывестицм, послабилась дтова активн1сть. На думку науковц1в, причиною кризи модел1 соц1ального ринкового господарства в Ымеччиш стала втрата пол1тиками ор1ентир1в у забезпеченн оп-тимальних механ1зм1в взаемозалежност1 та взаемовп-лив1в соц1альноТ i ф1нансовоТ систем як структурних елемент1в единоТ мети соц1альноТ системи, а в самш соц1альн1й систем! 1гнорування структурних елемент1в i зв'язк1в, спрямованих на забезпечення ефективноТ кон-куренцп та в1дпов1дальн1сть основних суб'ект1в господа-рювання за як1сть свого життя через працю [2, с. 68].

Теоретичним i практичним аспектам фюкальноТ по-л1тики прид1лено увагу в робот1 представник1в неокла-сичноТ теори ринковоТ економ1ки Дж. Ст. Мтля, А. Маршалла, Ф. Еджворта та досл1дник1в державноТ економь чноТ пол1тики Дж. Кейнса, В. Ойкена, Я. ТЫбергена. Ва-гомий внесок у дослщження рол1 ф1скальноТ системи та ТТ використання в соц1альн1й пол1тиц1 держави зробили в1дом1 вчен1 Ш. Бланкарт, Р. Боклет, Р. Б|рд, М. Вебер, Р. Масгрейв, П. Мюллер, М. Олсон, П. Самуельсон, Х. Ц1ммерман та н А також у наукових пошуках в1тчиз-няних вчених, як1 прагнуть узагальнити законом1рност1 посилення соц1альноТ спрямованост1 ф1скальноТ пол1ти-ки (Сфименко Т., Геець В., Гасанов С., Лондар С., Лун1а I., Тротна В., Соколовська А., Шаблюта Я. та Ы.).

© Лютий I., Осецька Д., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.