Научная статья на тему 'Банковский сектор Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы развития'

Банковский сектор Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР АЗЕРБАЙДЖАНА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК АЗЕРБАЙДЖАНА / AZERBAIJAN CENTRAL BANK / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / CAPITALIZATION / ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / ENSURING FINANCIAL STABILITY / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / RESTRUCTURING OF BANKING SECTOR / AZERBAIJAN''S BANKING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велиев Джавид Разим Оглы

В условиях посткризисного развития и масштабного реформирования экономики в банковской сфере Азербайджана происходят значительные изменения. Центральным банком страны для обеспечения финансовой стабильности планируется реализация таких целей, как: сохранение адекватности капитала, сохранение оптимального уровня ликвидности, проведение реструктуризации. В статье рассматривается современное состояние банковской системы Азербайджана и ее основные проблемы, а также предпринимаемые меры по решению этих проблем, осуществляемые правительством и Центральным банком страны. В этой связи Центробанк определил для себя до 2015 года новые приоритеты стратегической деятельности по усилению поддержки экономического развития и развития человеческого капитала, приведению институционального управления в соответствие с современной практикой, сохранению макроэкономической стабильности и стабильности банковской системы. Анализ, позволивший выявить данные структурные изменения в деятельности ЦБ, свидетельствует о приближении его институциональной структуры к передовым центральным банкам мира. В связи с чем, авторы формулируют дополнительные рекомендации по улучшению сложившейся ситуации в банковской секторе Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijan''s Banking Sector: Status, Problems and Prospects

The article has discussed the Azerbaijani banking sector, noting the measures pursued by the government and the Central Bank (CB) to address these issues. The critique claims the large-scale economic reforms undertaken by Azerbaijan failed to generate tangible results for the banking system. To deal with these challenges, the CB is set to conduct procedures aimed at strengthening the financial stability of the banking sector. These procedures would preserve its capital structure, safeguarding optimal resources for liquidity restructuring. The document states at this stage that the CB has established new strategic priorities to be attained by 2015. It says that the priorities would include, inter alia, supporting economicand human-capital development; bringing institutional management in line with current practices; maintaining macro-economic stability; and promoting the regulatory standards of the banking industry. To achieve its primary goal responding effectively to the country's economic challenges the banking system has adopted a planning model that would enable the CB to be an efficient mega-regulator of the economy and financial system. Subsequently, the report says that the CB reforms conducted in recent years have fashioned an institutional structure similar to that utilized by the central banks in the developed world. The blueprint, in conclusion, has assessed the Azerbaijani banking sector's status, problems and prospects in the wake of the financial crisis, recommending measures that would improve its functionality.

Текст научной работы на тему «Банковский сектор Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы развития»

о <

о

о о

12. Internet development in Russia's regions. Available at: http:// company.yandex.ru/researches/reports/2013/ya_internet_ regions_2013.xml. (in Russ.).

13. "The Internet in Russia" Analytical Bulletin_demo version. Winter 2012-2013, no. 40. Available at: http://runet.fom.ru/ uploads/files/%D0%91%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0% B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%98%D0% BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%B2 %D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81 %D0%B8%

D0%B8.%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0 %BA_40.%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B0_2012-2013 _%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE.pdf. (in Russ.).

14. Official site of "Beeline". Available at: http://3g.beeline. ru/3g/map.wbp#/coverage/3g. (in Russ.).

15. The coverage area. Official site of "Megaphone". Available at: http://spb.megafon.ru/help/coverage/. (in Russ.).

16. The coverage areas 2G, 3G and LTE. Official site of "MTS". Available at: http://www.corp.spb.mts.ru/help/mts/coverage/. (in Russ.).

> <

Банковский сектор Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Azerbaijan's Banking Sector: Status, Problems and Prospects

УДК 336.71(479.24)

Велиев Джавид Разим оглы

аспирант Азербайджанского государственного экономического университета (г Баку)

AZ1001, г Баку Истиглалият 6, Сабаильский район,Азербайджанская Республика

Veliev Dzhavid Razim ogly

Azerbaijan State Economic University Istiglaliyat Str. 6, Baku, AZ1001, Republic of Azerbaijan

В условиях посткризисного развития и масштабного реформирования экономики в банковской сфере Азербайджана происходят значительные изменения. Центральным банком страны для обеспечения финансовой стабильности планируется реализация таких целей, как сохранение адекватности капитала, сохранение оптимального уровня ликвидности, проведение реструктуризации. В статье рассматриваются современное состояние банковской системы Азербайджана и ее основные проблемы, а также предпринимаемые меры по решению этих проблем, осуществляемые правительством и Центральным банком страны. В этой связи Центробанк определил для себя до 2015 г. новые приоритеты стратегической деятельности по усилению поддержки экономического развития и развития человеческого капитала, приведению институционального управления в соответствие с современной практикой, сохранению макроэкономической стабильности и стабильности банковской системы. Анализ, позволивший выявить данные структурные изменения в деятельности ЦБ, свидетельствует о приближении его институциональной структуры к передовым центральным банкам мира. В связи с чем автор формулирует дополнительные рекомендации по улучшению сложившейся ситуации в банковской секторе Азербайджана.

The article has discussed the Azerbaijani banking sector, noting the measures pursued by the government and the Central Bank (CB) to address these issues. The critique claims the large-scale economic reforms undertaken by Azerbaijan failed to generate tangible results for the banking system. To deal with these challenges, the CB is set to conduct procedures aimed at strengthening the financial stability of the banking sector. These proce-

dures would preserve its capital structure, safeguarding optimal resources for liquidity restructuring. The document states at this stage that the CB has established new strategic priorities to be attained by 2015. It says that the priorities would include, inter alia, supporting economic- and human-capital development; bringing institutional management in line with current practices; maintaining macro-economic stability; and promoting the regulatory standards of the banking industry. To achieve its primary goal — responding effectively to the country's economic challenges — the banking system has adopted a planning model that would enable the CB to be an efficient mega-regulator of the economy and financial system. Subsequently, the report says that the CB reforms conducted in recent years have fashioned an institutional structure similar to that utilized by the central banks in the developed world. The blueprint, in conclusion, has assessed the Azerbaijani banking sector's status, problems and prospects in the wake of the financial crisis, recommending measures that would improve its functionality.

Ключевые слова: банковский сектор Азербайджана, Центральный банк Азербайджана, капитализация, обеспечение финансовой стабильности, реструктуризация банковского сектора

Keywords: Azerbaijan's banking sector, Azerbaijan Central Bank, capitalization, ensuring financial stability, restructuring of banking sector

В результате широкомасштабных фундаментальных реформ, проводимых в экономике Азербайджана, правительству страны удалось добиться ощутимых результатов в сфере национальной банковской системы. Банковская система Азербайджана — одна из самых быстрорастущих на территории СНГ: в 2012 г. ее активы увеличились на 26,7% и достигли 22,5 млрд долл. США. Активы азербайджанских банков в расчете на душу населения страны достигли 1930 долл.

На начало 2012 г. в Азербайджане в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала к активам) составил 16,3% (норматив установлен на уровне 12%). Он характеризует надежность обеспеченности активов банка его собственным капиталом.

Принимая во внимание посткризисный период, в 2014 г. Центральный банк Азербайджана (ЦБА) намерен усилить свою деятельность в направлении обеспечения финансовой стабильности в банковском секторе. Для этого ЦБА планирует добиться сохранения адекватности капитала, оптимального уровня ликвидности и обеспечить проведение реструктуризации. Основной целью ЦБА является обеспечение стабильности цен в рамках своих полномочий, а также устойчивого развития банковской и платежной систем.

Мы можем выделить четыре этапа кредитно-денежной политики Азербайджана. Первый этап (19941996 гг.) характеризовался требованием обеспечения макроэкономической стабильности и проведением жесткой кредитно-денежной политики, необходимость которой обусловливалась ситуацией, сложившейся в стране в 1992-1994 гг. В частности, в стране отсутствовал цивилизованный денежный рынок, отвечавший требованиям рыночной экономики.

Во второй половине 1994 г. правительство страны и ЦБА приступили к осуществлению радикальных мер по обеспечению макроэкономической стабильности на основе специального указа президента Азербайджана «О мерах по укреплению социального положения населения и стабилизации финансового состояния страны». В соответствии с ним правительство и ЦБА должны были добиться снижения темпов инфляции и стабилизировать курс маната посредством проведения гибкой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, а также создания благоприятной макроэкономической среды для экономического возрождения. В качестве первичной антиинфляционной меры было прекращено финансирование бюджетного дефицита государства посредством кредитов ЦБ.

Отличительной чертой второго этапа (1997-1998 гг.) стало некоторое смягчение кредитно-денежной и об-менно-курсовой политики в соответствии с новым периодом институционального развития экономики.

В июле 1999 г. состоялся переход к третьему этапу кредитно-денежной и курсовой политики ЦБА. Принимая во внимание высокие темпы экономического роста, сопровождавшегося существенным увеличением спроса на деньги и ускорением структурных реформ, ЦБА перешел к мягкой валютно-денежной политике. В результате снизились процентные ставки по централизованным кредитам и нормы обязательных резервов, а курс маната в режиме регулируемого плавающего курса стал более гибким. Наряду с предотвращением дефляционных тенденций и улучшением уровня обеспеченности экономики деньгами эти меры создали благоприятные условия для роста валютных резервов, стимулирования экспорта и обеспечения макроэкономической стабильности.

В 2003 г. начался четвертый этап кредитно-денежной политики, характеризующийся принципиально новой макроэкономической ситуацией. В условиях очень высоких темпов экономического роста, существенного повышения объема среднедушевого ВВП и быстрого увеличения доходов населения, расширения экономической активности в регионах и, наконец, начала новой нефтяной эры и усилившегося притока нефтедолларов эта политика поставила перед банковской системой Азербайджана качественно более сложные цели и задачи.

В рамках повышения эффективности организации монетарного управления с 2007 г. ЦБА приступил к реализации концепции «коридора процентных ставок», соответствующей передовому опыту централь-

ных банков развитых стран, которые уже отказались ^ от таргетирования количественных монетарных ори- ^ ентиров и перешли на таргетирование краткосрочной < процентной ставки в условиях гибкости обменного Ц курса. о

В 2007 г. ЦБА принял решение о поэтапной либе- к рализации движения капитала, исходя из которого ^ все сделки по выводу из страны капитала (прямые 2 инвестиции, портфельные инвестиции, размещение за рубежом депозитов и покупка недвижимости) не ^ подлежат лицензированию и осуществляются в сво- ^ бодном режиме уведомления. х

В Азербайджане сегодня ускоренными темпами з идет процесс институциональных реформ в струк- ^ туре банковского надзора. В рамках этого процесса < в ЦБА функционирует специальное подразделение, 1 занимающееся обработкой данных о подозрительных операциях, проведенных в банковском секторе. Оценка эффективности деятельности банков в борьбе с финансированием терроризма — один из приоритетов в процессе инспекций на местах, осуществляемых ЦБА.

В настоящее время в Азербайджане на различных уровнях активно обсуждается вопрос о создании единого государственного органа по регулированию различных сегментов финансового рынка — суперведомства, или так называемого мегарегулятора, к полномочиям которого были отнесены все аспекты регулирования и надзора за финансовым рынком [1, с. 97].

ЦБА в соответствии с предоставленным ему мандатом сконцентрировал свою деятельность на стабильности цен, национальной валюты и банковской системы. Среднегодовая инфляция в стране сегодня составляет всего 1,5%. Уровень развития банковского сектора считается одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Курс маната будет оставаться значимым фактором сохранения макроэкономической стабильности в управлении финансовой стабильностью, а также в обеспечении международной конкурентоспособности ненефтяного сектора. Рост валютных поступлений в страну будет основным макроэкономическим фактором, влияющим на курс маната.

В 2014 г. приоритетом в финансовой системе Азербайджана станет модернизация регулирования банковской системы на базе самых современных международных стандартов. Следует отметить, что с начала 1990-х гг. банковская система Азербайджана прошла в своем развитии три этапа:

1)1990-1992 гг. — период формирования национальной банковской системы;

2) 1992-1994 гг. — период стремительного роста количества коммерческих банков в условиях гиперинфляции;

3) оптимизация и реструктуризация банковской системы в условиях макроэкономической стабилизации. С этого момента и начался качественно новый — третий этап развития банковской системы Азербайджана [2, с. 75].

Важным условием повышения надежности и эффективной деятельности банков является увеличение уровня их капитализации. Наличие солидного собственного капитала создает и укрепляет доверие клиентов к ЦБА. Одним из путей капитализации банковского сектора является установление требований к размеру уставного капитала.

ЦБА повысил минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка до 50 млн манатов. Многие коммерческие банки уже приступили к реали-

Таблица 1

Макроэкономические показатели банковского сектора Азербайджана в 2008-2012 гг.

Показатель, характеризующий роль банковского сектора в экономике 01.01.2008 г. 01.01.2009 г. 01.01.2010 г. 01.01.2011 г. 01.01.2012 г.

Отношение банковских активов к ВВП, % 21,3 25,0 27,0 34,0 39,0

Отношение ссудного портфеля к ВВП, % 13,3 17,4 21,8 24,3 28,0

Отношение депозитов клиентов к ВВП, % 4,5 5,0 5,0 8,0 14,0

о <

о

о о

Составлена по: данные ЦБА.

> <

зации стратегий по соответствию новому требованию к капиталу и постепенному осуществлению капитализации. Некоторые из них делают это путем размещения акций на фондовом рынке, другие используют потенциал уже имеющихся акционеров, третьи ведут переговоры по объединению. Новое требование, наряду с укреплением позиции по капиталу азербайджанских банков, способствует повышению капитала и эффективности финансового посредничества, в результате чего будут еще более усилены устойчивость банковской системы и финансовая стабильность.

Банковская система Азербайджана характеризуется высокой концентрацией — пять крупнейших банков страны контролируют 61% всех активов национальной банковской системы. Совокупные банковские активы Азербайджана составляют порядка 80% банковских активов Южного Кавказа.

Системообразующую роль в азербайджанском банковском секторе по-прежнему играет банк с государственным контролем — Международный банк Азербайджана (МБА). Согласно статистическим данным, на начало 2010 г. на его долю приходилось 43,5% активов, 42% кредитного портфеля, 42,9% депозитов, 40% прибыли, 31,5% совокупного капитала и 43% банковских карт [3, с. 10].

По состоянию на 1 января 2013 г. общий объем кредитов, выданных коммерческими банками нефинансовому сектору экономики, составил 14 812,2 млн манатов. За год объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, увеличился на 12%. В структуре кредитного портфеля банковского сектора 73% составляют корпоративные кредиты и 27% — кредиты физическим лицам. В структуре кредитного портфеля удельный вес промышленного и энергетического секторов составляет 25%, кредиты в сферу торговли — 22,3%, строительного сектора — 7%.

Обязательства банков в 2012 г. в целом выросли на 27,6% (3259,8 млн манатов), составив на 1 января 2013 г. 15 088,1 млн манатов. При этом общий объем депозитов банков вырос на 13,3%, достигнув 10 699,2 млн манатов, что составляет 71% банковских обязательств.

Вклады населения в 2012 г. в банковскую систему страны выросли на 24,1%, достигнув 6410,6 млн манатов, а их доля в общих обязательствах банков составила 34% (в 2011 г. — 34,8%, в 2010 г. — 29,8%). Для сравнения: в 2011 г. сбережения населения в банках выросли на 36%, в 2010 г. — на 30%, в 20082009 гг. — в среднем на 26,2% в год.

Положительные изменения произошли в структуре вкладов и по срокам. Доля срочных вкладов в общем объеме вкладов составила 80%. Вклады в национальной валюте выросли на 30%, достигнув 2963,9 млн манатов, что составило 58% общего объема вкладов (по итогам 2011 г. — 55,4%, 2010 г. — 46%).

Показателем, в большей степени характеризующим развитость банковских систем, является не их размер, а способность выполнять функцию финансового посредничества, которая количественно оценивается как отношение активов и кредитов к ВВП. Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что уровень финансового посредничества в Азербайджане составляет 39% (в большинстве стран СНГ этот показатель находится на очень низком уровне — 20-25%).

В последние годы концентрация банков постепенно снижается за счет сокращения доли крупнейших кредитных организаций. Так, например, если в прошлом, 2007 г. на финансовом рынке доминировал крупнейший государственный банк страны — Международный банк Азербайджана, контролировавший более 65% активов банковской системы, то на начало 2013 г. на долю МБА приходилось 43,5% активов. Однако, несмотря на позитивные тенденции снижения концентрации, она по-прежнему негативно сказывается на конкуренции. Например, МБА играет определяющую роль в ценообразовании на рынке депозитов.

На данный момент более 90% эмитированных банками Азербайджана карт приходится на дебетовые карточные продукты. Большинство обращающихся в стране банковских карт являются пенсионными, на втором месте — карты, выпущенные в рамках зарплатных проектов. Данное обстоятельство в совокупности с невысоким уровнем развития торгово-сервисной сети обусловило тот факт, что на сегодняшний день платежные карты используются жителями Азербайджана преимущественно для снятия наличных денег.

Основным фактором, сдерживающим развитие в республике инфраструктуры обслуживания карт, является нежелание торгово-сервисных предприятий принимать карты в качестве платежного средства, а также небольшое количество установленных РОБ-терминалов. В последние годы правительство республики выступает с последовательными инициативами по стимулированию рынка эквайринга, включая ряд законодательных мер, направленных на стимулирование развития приема карт в торгово-сервисной сети.

ЦБА подготовил государственную программу по стимулированию безналичных расчетов на 2012-2016 гг., осуществление которой позволит обеспечить эффективное использование потенциала электронных платежных систем, расширение нормативно-правовой базы и более активное привлечение к использованию этих услуг населения и экономических субъектов. Согласно программе в ближайшие 5 лет удельный вес безналичных расчетов в Азербайджане будет увеличен в несколько раз. ЦБА планирует в течение последующих 5 лет достичь в этом направлении уровня стран Балтии.

В 2012 г. азербайджанская экономика и банковская система сохраняли привлекательность для зарубеж-

ных инвесторов. Вклады нерезидентов-физических лиц, размещенные в течение года в азербайджанских банках, и средства, привлеченные от международных финансовых организаций, выросли на 21,99% (в 2011 г. рост составил 6,7%), достигнув 2269,5 млн манатов [4].

Азербайджан активно расширяет сотрудничество с Исламским банком развития (IDB) для внедрения в систему исламского банка в Азербайджане. Пока в Азербайджане учреждена одна совместная компания с IDB — Caspian International Investment (Азербайджанская инвестиционная компания — 25% и IDB — 75%). Ее цели состоят в обеспечении притока инвестиций в Азербайджан и выходе местных компаний на международный рынок. Caspian International Investment имеет возможность осуществления инвестиций в предприятия ненефтяного сектора, занимающиеся традиционным финансированием, за исключением финансирования не отвечающих исламским принципам проектов (производство спиртных напитков и свинины), банковское и страховое дело.

Сегодня многие азербайджанские банки уже рассматривают возможность внедрения исламской системы банкинга, получая тем самым доступ к новым источникам финансирования, обширной клиентской базе, а также преимущества по сравнению с банками, не использующими подобную систему.

Что касается инвестиционного потенциала, то исламские банки уже давно показали миру свои возможности. Поэтому привлечение такого объема инвестиций в банковский сектор Азербайджана с последующим вливанием его в развитие экономики страны является одним из важнейших стимулов как для правительства страны, так и для банков.

Несмотря на явное повышение интереса, вопрос внедрения исламского банкинга нужно тщательно и всесторонне изучить. Для появления в стране исламского банкинга необходимо решить два вопроса: «Во-первых, это создание соответствующей законодательной базы, во-вторых, подготовка кадров, формирование системы образования в этой сфере. Второй момент немаловажен, иначе может сложиться ненормальная ситуация, когда в исламском банкинге будут задействованы непрофессионалы, что недопустимо» [5, с. 60].

Полагаем, что 2014 г. станет знаменательным для банковского сектора Азербайджана в плане внедрения исламского банкинга. Подтвержденный спрос в Азербайджане со стороны как корпоративных, так и физических лиц на продукты и услуги исламского банкинга ускорит создание соответствующей законодательной базы.

В последние годы динамика экономического развития в Азербайджане, быстрый рост финансовой системы и укрепляющаяся глобальная экономическая среда сформировали перед ЦБА новые вызовы. В этой связи ЦБА определил новые приоритеты стратегической деятельности по усилению поддержки экономи-

ческого развития и развития человеческого капитала, ^

приведению институционального управления в со- ^

ответствие с современной практикой, сохранению <

макроэкономической стабильности и стабильности Ц

банковской системы. о

<

Новая модель планирования ЦБА позволит ему более к успешно и эффективно осуществлять свою миссию в ^ качестве мегарегулятора экономики и финансовой 2 системы страны. Структурные преобразования, проводимые за последние годы в ЦБА, приблизили его ^ институциональную структуру к структурам передовых ^ центральных банков мира. х

ш

Литература

1. Мамедов З. Ф., Аббасбейли М. А. Особенности деятель- 1 ности Центрального банка Азербайджана // Финансы и кредит. 2013. № 47 (575). С. 73-80.

2. Зейналов В. З. Проблемы развития банковского сектора Азербайджана в условиях глобального кризиса // Экономика и управление. 2011. № 7. С. 88-93.

3. Гаджиев Дж. Ф. Международный банк Азербайджана: устойчивое развитие в условиях мировой финансовой нестабильности // Глобальный финансовый кризис и антикризисная политика в системе государственного управления: мировой опыт и азербайджанская модель / Науч. ред. З. Ф. Мамедов. Баку: Азернешр, 2010. С. 32.

4. Отчет о финансовой стабильности Центрального банка Азербайджана 2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trend.az/tags/4178/.

5. Мамедов З. Ф., Велиев Д. Проблемы развития исламского банкинга в Азербайджане // Россия и мусульманский мир. М.: Ин-т науч. информации по обществ. наукам РАН, 2013. С. 58-60.

References

1. Mamedov Z. F., Abbasbeyli M. A. Osobennosti deyatel'nosti tsentral'nogo banka Azerbaydzhana [Features of the central bank of Azerbaijan activities]. Finansy i kredit, 2013, no. 47 (575), pp. 73-80.

2. Zeynalov V. Z. Problemy razvitiya bankovskogo sektora Azerbaydzhana v usloviyakh global'nogo krizisa [Problems of development of Azerbaijan's banking sector in the global crisis]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 7, pp. 88-93.

3. Gadzhiev Dzh. F. Mezhdunarodnyy bank Azerbaydzhana: ustoychivoe razvitie v usloviyakh mirovoy finansovoy ne-stabil'nosti [International Bank of Azerbaijan: Sustainable development in conditions of financial instability]. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Global'nyy finansovyy krizis i antikri-zisnaya politika v sisteme gosudarstvennogo upravleniya: mirovoy opyt i Azerbaydzhanskaya model'". 4 iyunya 2010 g., Baku [Int. sci.-pract. conf. "The global financial crisis and anticrisis policy in public administration: World experience and Azerbaijan model. June 4, 2010, Baku]. Baku, Azerneshr Publ., 2010. P. 32.

4. Financial stability report of the Central Bank of Azerbaijan, 2012. Available at: http://www.trend.az/tags/4178/. (in Russ.).

5. Mamedov Z. F., Veliev D. Problemy razvitiya islamskogo bankinga v Azerbaydzhane [Problems of development of Islamic banking in Azerbaijan]. Rossiya i musul'manskiy mir [Russia and the Muslim world]. Moscow, INION RAN Publ., 2013, pp. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.