Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСПОРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Марина Вадимовна, Логинова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты исследования проблем разработки паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов с целью выявления предпосылок разработки компетентностной модели по данной группе кадрового состава таможенных органов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов, а также таможенными органами при разработке программ аттестации должностных лиц таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Марина Вадимовна, Логинова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPING A PASSPORT OF COMPETENCES OF CUSTOMS OFFICIALS

The article presents the results of a study of the problems of developing a passport of competencies of customs officials in order to identify the prerequisites for the development of a competence model for this group of personnel of customs authorities. The results obtained can be used in the development of training courses, as well as by customs authorities in the development of certification programs for customs officials

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 339. 5

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Медведева Марина Вадимовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, канд. экон. наук, e-mail: marinamedv@mail.ru

Логинова Наталья Анатольевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой экономики таможенного дела, д-р экон. наук, доцент, e-mail: loginova.79@mail.ru

В статье представлены результаты исследования проблем разработки паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов с целью выявления предпосылок разработки компетент-ностной модели по данной группе кадрового состава таможенных органов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов, а также таможенными органами при разработке программ аттестации должностных лиц таможенных органов

Ключевые слова: паспорт; компетенция; компе-тентностная модель; должностные лица; таможенные органы

PROBLEMS OF DEVELOPING A PASSPORT OF COMPETENCES OF CUSTOMS OFFICIALS

Medvedeva Marina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Economics, Candidate of Economic Sciences, e-mail: marinamedv@mail.ru

Loginova Natalya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Economics of Customs Economics, Doctor of Economics, Docent, e-mail: loginova.79@mail.ru

The article presents the results of a study of the problems of developing a passport of competencies of customs officials in order to identify the prereq-uisites for the development of a competence model for this group of personnel of customs authorities. The results obtained can be used in the development of training courses, as well as by customs authorities in the development of certification programs for customs officials

Keywords: passport; competence; competence model; officials; customs authorities

Для цитирования: Медведева М.В., Логинова Н.А. Проблемы разработки паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 44-48.

Системно-деятельностный подход к проектированию требований к выпускникам образовательных организаций высшего образования (ООВО) был разработан и освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями с конца 80-х годов ХХ столетия. Данный подход был реализован в квалификационных характеристиках выпускников ООВО в рамках ГОС ВПО первого и второго поколения с учетом обязательного минимума содержания образования (дидактических единиц). В настоящее время более 60 % работников, позиционирующих себя на отечественном рынке труда, являются выпускниками вузов именно в рамках данных подходов.

Более 10 лет назад система высшего образования обратилась к необходимости разработки новых стандартов - появились Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Согласно положениям ФГОС ВО были заданы требования, предъявляемые к выпускникам ООВО, ориентированные на результат освоения образовательных программ высшего образования (ОП ВО), выраженные в реализуемых в ее рамках

компетенций. Следовательно, при переходе на ФГОС ВО можно заключить смещение акцентов с содержания образования на результаты обучения и формируемые у обучающихся компетенции (рис. 1).

Вместе с тем, работа с компетенциями является новой платформой проектирования не только ОП ВО, но и должностных лиц таможенных органов. В связи с чем, необходимо, с одной стороны, однозначно трактовать состав результатов обучения и совокупность компетенций выпускников, а с другой - обоснованно формировать и развивать компетентностную модель должностных лиц таможенных органов.

В настоящей статье сконцентрируем внимание на проблеме разработки паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов.

Компетентностная модель должностных лиц таможенных органов может быть рассмотрена по двум проекциям.

Первая проекция. Компететентностная модель должностных лиц таможенных органов - это система компетенций, раскрывающих универсаль-

Рис. 1. Изменение акцентов при переходе на ФГОС ВО [1]

ные и профессиональные характеристики личности в рамках занимаемой должности.

Под компетенцией должностного лица таможенного органа мы понимаем его способность применять знания, умения, личностные качества для результативной деятельности в конкретной профессиональной области.

На практике различают универсальные и профессиональные компетенции.

Универсальная компетенция должностного лица таможенного органа - его способность результативно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при решении комплексных задач для определенных видов профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция должностного лица таможенного органа - его способность результативно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при решении задачи профессиональной деятельности.

По каждой должности работодатель в лице Федеральной таможенной службы (ФТС) и территориальных таможенных органов (региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов) формирует компетентностную модель должностного лица в части исполняемых им обязанностей.

В связи с этим, по мнению авторов, корректнее рассмотреть компетентностную модель по второй проекции. В данном случае, под компе-тентностной моделью должностного лица таможенных органов мы понимаем интегральный конечный результат профессиональной деятельности при исполнении должностных обязанностей, который формируется на протяжении всего периода службы в таможенных органах и предполагает выделение базового уровня, контролируемого при поступлении на службу (в том числе при прохождении конкурсного отбора), и продвинутого уровня, устанавливаемого в процессе регулярной аттестации должностного лица.

Полагаем, что каждая компетенция, включенная в компетентностную модель должностных

лиц таможенных органов, должна иметь паспорт компетенций.

Паспорт компетенций - обоснованный комплекс требований, сформированных работодателем (ФТС и, при необходимости, дополненный территориальным таможенным органом), к уровню освоения компетенций при выполнении должностных обязанностей.

Паспорт компетенций позволяет решить следующие задачи [1]:

1. Обеспечение однозначности требований к уровню освоения компетенций при выполнении должностных обязанностей. При поступлении на службу в таможенные органы и в процессе выполнения профессиональных обязанностей сотрудник/гражданский служащий должен продемонстрировать, а в рамках аттестации подтвердить, что он владеет заданной компетенцией на необходимом уровне на основании установленных в паспорте компетенций критериев.

2. Конкретизация универсальных требований к уровню освоения компетенций при выполнении должностных обязанностей с учетом региональной и должностной специфики.

3. Аккумулирование актуальной информации о формировании компетенций. Установление оптимального порогового уровня сформированности компетенций требует развернутой информации, которая накапливается в процессе проектирования компетентностной модели в целом и паспорта компетенции в частности.

Таким образом, паспорт компетенций необходимо рассматривать как инструмент управления знанием должностных лиц таможенных органов.

Пользователями паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов являются [1, 2]:

1. Преподаватели , которые участвуют в проектировании и реализации ОП ВО. На основании паспорта компетенций преподаватель может получить систематизированную информацию о значимости компетенции, ее структуре и возможных уровнях формирования.

2. Эксперты ОП ВО. Экспертиза паспорта компетенций обеспечивает прозрачность и обоснованность принятого в таможенных органах уровня сформированности каждой компетенции с точки зрения профессиональной деятельности.

3. Студенты, обучающиеся по данной ОП, абитуриенты.

4. Кандидаты на замещение вакантных должностей в таможенных органах.

На основе паспортов компетенций в рамках конкретной ОП ВО могут быть подготовлены:

- справочник компетенций, отражающий знания, умения навыки, необходимые при выполнении должностных обязанностей;

- планер по развитию компетенций, который является инструментом для самооценки уровня сформированности компетенций и планирования ее дальнейшего развития.

Рис. 2. Структура паспорта компетенции [1]

Структура паспорта компетенций должностных лиц таможенных органов условно может быть разделена на 2 уровня: минимальный и развернутый (рис. 2). Минимальный уровень формируется ФТС, а развернутый - дополняется конкретным таможенным органом на основании информации, которая накапливается в процессе подготовки соответствующих документов и потребностей внешней среды. Минимальный уровень включает набор требований, необходимых для прохождения службы в таможенных органах любым должностным лицом вне зависимости от уровня, специализации, структурного подразделения и т.п.

Развернутый уровень будет сначала дополняться в зависимости от уровня системы таможенных органов (ФТС - РТУ - таможни - таможенные посты) и структурных подразделений, далее - конкретными таможенными органами в зависимости от их специализации и других особенностей деятельности.

При разработке компетенций для сотрудников высшей группы должностей и гражданских служащих категории руководители важно учитывать требования к знаниям, умениям и поведению стратегического или оперативного менеджера, включенных в стандарты ПИКАРД [1].

Компетенции будут различаться в зависимости от вида таможен (таможни, электронные таможни, таможни фактического контроля [3]) и таможенных постов (таможенный пост и таможенный пост (центр электронного декларирования [4]). Для должностных лиц специализированных таможенных органов в паспорт могут быть включены дополнительные компетенции, либо конкретизированы имеющиеся.

Наибольшего внимания потребует разработка паспортов компетенций на уровне конкретных структурных подразделений таможенных органов. Аналогами таких компетенций можно считать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, которые разрабатывались и утверждались приказами ФТС России в 2005-2006 гг. [5, 6, 7] и действовали до 2013 года. В настоящее время такие квалификационные требования для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются приказами Федеральной таможенной службы с учетом задач и функций таможенного органа и включаются в должностной регламент гражданского служащего в раздел «Квалификационные требования для замещения должности» [8], а для сотрудников - в раздел «Общие положения должностной инструкции [9]. Для федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов в соответствии с примерным должностным регламентом такие компетенции делятся на базовые квалификационные требования (служа-

щие должны обладать знаниями и умениями) и профессионально-функциональные квалификационные требования (служащие должны обладать профессиональными знаниями и умениями, а также функциональными знаниями и умениями).

В настоящее время в рамках компетентност-ной модели должностных лиц таможенных органов важно учитывать и необходимость владения цифровыми инструментами, поэтому важно включить в паспорта цифровые компетенции. Однако вопрос четкого отнесения цифровых инструментов к универсальным или профессиональным компетенциям пока остается дискуссионным.

Вместе с тем, считаем необходимым выделить следующие проблемы разработки паспорта компетенций в таможенных органах.

1. Сложность процесса разработки: параллельно «сверху вниз», начиная от компетенций минимального уровня, которые необходимы всем должностным лицам, спускаясь до уровней системы таможенных органов и конкретных таможенных органов(втомчислеспециализированных),далее-по «блокам» (направлениям): таможенного оформления и таможенного контроля, экономический, правоохранительный, тыловой, кадровый, таможенного контроля после выпуска товаров и др., и «снизу вверх», отталкиваясь от каждой конкретной должности в отдельном структурном подразделении, для которых разрабатываются должностные инструкции или должностные регламенты.

2. Компетенции могут различаться в зависимости от уровня системы таможенных органов: Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

3. Для должностных лиц специализированных таможенных органов (например, Центральной энергетической и акцизной таможен и их таможенных постов, Центральной почтовой таможни и ее таможенных постов и других подразделений могут устанавливаться дополнительные компетенции.

4. В большинстве случаев компетенции будут различаться в зависимости от категорий и групп должностей гражданских служащих и от групп должностей сотрудников таможенных органов

5. В связи с особенностями поступления на службу в таможенные органы на должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих (помимо прохождения испытания или конкурса), могут потребоваться иные процедуры для проверки наличия компетенций. Если порядок проведения конкурса предусматривает обязательное применение таких методов оценки как тестирование и индивидуальное собеседование, с помощью которых можно оценить наличие у кандидата на замещение вакантной должности гражданской службы необходимых компетенций, то проверить их у сотрудников, при поступлении на должности которых конкурсная процедура не предусмотрена, будет сложнее и, возможно,

потребует внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

В заключении считаем необходимым уточнить, что разработка паспортов компетенций позволит отбирать на службу в таможенные органы наиболее подходящих кандидатов, облегчит работу кадровых подразделений и конкурсных комиссий, а также позволит более объективно оценивать должностных лиц при проведении аттестации.

Предложенные паспорта компетенций также можно использовать при подготовке к сдаче квалификационных экзаменов федеральными государственными гражданскими служащими и присвоении квалификационных званий сотрудникам таможенных органов.

Библиографический список:

1. Логинова Н.А. Информационно-предметное обеспечение учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: Учеб.-метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 124 с.

2. Логинова Н.А. Технологии активного обучения студентов: action learning// Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. С. 276-289.

3. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 «Об утверждении Общего положения о таможне» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Профессиональные стандарты ПИКАРД. 2019 // Официальный сайт ВТамО. URL: http://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/ capacity-building/activities-and-programmes/picard/

professional-standards/omd-normes-prof-uk-basse-def. pdf?la=fr

6. Приказ ФТС России от 09.11.2005 № 1050 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Главном управлении тылового обеспечения ФТС России и тыловых подразделениях таможенных органов» (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 10.01.2013 № 8) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ ФТС России от 06.10.2005 № 930 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Главном управлении информационных технологий, информационно-технической службе региональных таможенных управлений, информационно-технических отделах подчиненных таможенных органов» (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 10.01.2013 № 8) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ ФТС России от 25.07.2017 № 1208 «Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации и представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Приказ ФТС России от 09.12.2019 № 1859 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации, представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве и учреждения, находящегося в ведении ФТС России» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.