Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/35ECVN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Петрушко Е.Н., Москаленко О. А. Теоретические основы и анализ профилактики коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации в 2019 году // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/35ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Petrushko E.N., Moskalenko O.A. (2020). Theoretical foundations and analysis of the prevention of corruption in the customs authorities of the Russian Federation in 2019. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj. today/PDF/35ECVN320.pdf (in Russian)
УДК 339.5 ГРНТИ 06.51
Петрушко Елена Николаевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Институт экономики и управления Доцент кафедры «Социальных технологий и государственной службы»
Белгородская таможня, Белгород, Россия Главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Москаленко Оксана Александровна
ГБОУ ВО МО «Технологический университет», Королёв, Россия
Доцент кафедры «Управления» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=221893
Теоретические основы и анализ профилактики коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации в 2019 году
Аннотация. В 2019 году в структурных подразделениях единой системы таможенных органов Российской Федерации осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции. Кадровыми службами таможенных органов проводился системный мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и аттестационных комиссий, на плановой основе велась работа по минимизации коррупционных рисков и их устранению в деятельности должностных лиц, в рамках профессиональной учебы постоянно изучались антикоррупционные пакеты документов. В статье рассмотрены основные теоретические и методологические основы предупредительно-профилактических мероприятий в таможенных органах Российской Федерации: оптимизация служебной/трудовой дисциплины, патриотическое воспитание, рационализация процессов проведения служебных, специальных, функциональных, инспекторских, комплексных проверок, всестороннее соблюдению федеральными государственными служащими запретов и ограничений, модернизация контрольных мероприятий за доходами/расходами, имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц и членов их семей, совершенствование
механизмов недопущения конфликта интересов при исполнении обязанностей. Авторами предложены направления деятельности структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации по повышению эффективности противодействия коррупции, а именно: проведение единой государственной политики в данной области, формирование механизмов взаимодействия органов государственной власти и правоохранительных подразделениями, систематическое ужесточение мер, направленных на привлечение государственных служащих в дисциплинарной ответственности, полный доступа граждан к информации о деятельности структурных подразделений таможенных органов, обязательное соблюдение запретов и ограничений, установленных для государственных служащих, рационализация должностных обязанностей (полномочий) в должностных инструкциях/регламентах.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность; должностное лицо; единая система таможенных органов Российской Федерации; коррупция; патриотизм; профилактика правонарушений; предупредительно-профилактическая работа; служебная проверка; таможенные органы
В настоящее время функционирование Евразийского экономического союза ставит перед таможенной службой России определенные задачи. Одной из таких задач является формирование качественного кадрового состава, поскольку через проведение оптимальной кадровой политики реализуются основные цели и задачи управления персоналом.
Функциональная деятельность единой системы таможенной службы России регламентируется как международными актами, так и законодательством Российской Федерации о таможенном деле1.
Действующими нормативно-правовыми документами закреплено, что общее руководство таможенным делом в стране осуществляет Правительство Российской Федерации2, тогда как регулированием деятельности таможенной службы России занимается Министерство финансов Российской Федерации3.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) / в ред. Протокола от 15.03.2018 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза): принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества: действует на территории стран ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация. Данный документ вступил в силу с 1 января 2018 года. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru; О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: федер. закон от 14.11.2017 № 317-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 47 (ч. 1). - Ст. 6843.
2 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.03.2018 № 289-ФЗ: ред. от 27.12.2019 № 487-ФЗ // Российская газета. - 2018. - № 32 (часть 1). - С. 5082.
3 Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12: ред. от 15.05.2018 № 215 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
Страница 2 из 15
Введение
35ECVN320
Организационно-управленческая структура системы таможенных органов России состоит из нескольких взаимосвязанных подконтрольных компонентов [1] и включает: Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России)4, региональные таможенные управления (далее - РТУ), таможни и таможенные посты (далее - ТП).
Описание системы государственной службы и классификация ее видов закреплено на законодательном уровне5. Так, государственная служба включает в себя: гражданскую службу, военную службу, службу иных видов. В настоящее время в структуре таможенной службы России выделяется два вида государственной службы: службу иных видов и гражданскую [2].
Служба иных видов в таможенных органах Российской Федерации представлена сотрудниками, проходящими службу по контракту. Группы должностей сотрудников подразделяются на: младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав, высший начальствующий состав6.
Гражданская служба в таможенных органах представлена гражданскими служащими. Гражданская служба классифицируется на федеральную и субъектов Российской Федерации. Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие)7.
Следовательно, кадровый состав таможенных органов Российской Федерации представлен должностными лицами (федеральными государственными служащими) и работниками. К должностным лицам относятся сотрудники, проходящие службу по контракту (доля в общей структуре штата около 30 %), и федеральные государственные гражданские служащие (доля в общей структуре штата около 60 %). Профессиональная деятельность работников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (доля в общей структуре штата около 10 %).
Целью данного исследования является изучение теоретических и методологических основ предупредительно-профилактических мероприятий в таможенных органах Российской Федерации с целью профилактики коррупционных правонарушений.
Среди значимых направлений деятельности кадровых подразделений таможенных органов особое место отводится совершенствованию механизмов осуществления предупредительной и воспитательно-профилактической работы [3], направленной непосредственно на укрепление служебной/трудовой дисциплины и строгое соблюдение запретов и ограничений, установленных для должностных лиц таможенных органов, которые, в свою очередь, создают предпосылки предупреждения коррупционных проявлений.
4 Вопросы Федеральной таможенной службы: указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473: ред. от 24.09.2007 № 1274 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 20. - Ст. 2162; О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809: ред. от 03.06.2019 № 702 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 38. - Ст. 4823; Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы: приказ ФТС России от
04.09.2018 № 1380 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ: ред. от 23.05.2016 № 143-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
6 О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ: ред. от
16.12.2019 № 432-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
7 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ: ред. от 16.12.2019 № 432-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
Страница 3 из 15
35ECVN320
Теоретические основы предупредительно-профилактических мероприятий, проводимых в таможенных органах Российской Федерации
В настоящее время в системе органов государственного управления происходят коренные преобразования [4]. Как правило, при осуществлении всякого рода изменений, имеют место быть факты злоупотребления должностными (служебными) полномочиями. Именно поэтому Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» претерпевает постоянные редактирования, статьей 6 вышеназванного правового документа строго регламентируются меры профилактики коррупции, а статья 7 закрепляет направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Так, профилактика коррупции в системе таможенных органов Российской Федерации сводится к следующим составляющим [5]: формированию нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционной экспертизе проектов правовых документов, ежеквартальному всестороннему рассмотрению правоприменительной практики, систематическим совершенствованиям квалификационных требований к должностям государственной службы, детальной проверке представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, оптимизация мер юридической ответственности в случае предоставления (не предоставления) неполных (или заведомо ложных) сведений, развитию институтов, обеспечивающих постоянный контроль противодействия коррупции и
В свою очередь, к основополагающим направлениям деятельности структурных подразделений таможенных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относятся [7]: проведение единой государственной политики в данной области, формирование механизмов взаимодействия органов государственной власти и правоохранительных подразделениями8, систематическое ужесточение мер, направленных на привлечение государственных служащих в дисциплинарной ответственности, полный доступа граждан к информации о деятельности структурных подразделений таможенных органов, обязательное соблюдение запретов и ограничений, установленных для государственных служащих, рационализация должностных обязанностей (полномочий) в должностных инструкциях/регламентах и др.9
Изучение состояния служебной/трудовой дисциплины, воспитательной, профилактической, предупредительной и антикоррупционной работы свидетельствует о том, что основная масса должностных лиц/работников таможни старательно и усердно выполняют служебные/должностные обязанности. В качестве подтверждении служит информация о систематических поощрениях личного состава денежной премией не только к праздничным датам, но и по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) [8]. Помимо этого, в 2019 году 45 должностных лиц за безупречное выполнение важных и сложных заданий были награждены государственными наградами ( в 2018 г. - 57), 57 получили знаки отличия Высшего Евразийского экономического совета, Президента и Правительства Российской Федерации (в 2018 г. - 66). Также, 9180 должностных лица структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации были награждены ведомственными наградами ФТС России (в том числе: 1248 получили благодарность (в 2018 г. - 942), 1089 получили
8 О некоторых вопросах противодействия коррупции: указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120: ред. от 15.07.2015 № 364 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1506.
9 О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364: ред. от 19.09.2017 № 431 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (ч. 2). - Ст. 4477.
Страница 4 из 15
др. [6].
35ECVN320
Почетную грамоту (в 2018 г. - 851), 6843 были вручены медали и нагрудные знаки (в 2018 г. -
Данное направление является эффективной мерой и стимулирует повышении профессионального уровня и качества выполняемых обязанностей должностными лицами таможенных органов.
Одним из существенных мероприятий, направленных на недопущение должностными лицами таможенного органа коррупционных правонарушений, является организация и проведение служебных проверок11, поскольку именно в ходе детального изучения и анализа противоправного действия должностного лица систематизируются и оптимизируются профилактические меры, способствующие искоренению причин совершения неправомерных проступков [9].
В целом, в 2019 году в структурных подразделениях таможенный системы России (таможенных органах) было обосновано проведение 5067 служебных проверок (в 2018 г. -4874; в 2017 г. - 5565), результаты которых показали, что имеет место 16840 случай нарушений дисциплины (в 2018 г. - 13754; в 2017 г. - 16135). То есть, нарушения служебной/трудовой дисциплины допустили 9742 должностных лица/работника (в 2018 г. - 8362). Всего же отчетном периоде 3081 должностному лицу/работнику (в 2018 г. - 3100; в 2017 г. - 3965) объявлено 3733 дисциплинарных взыскания (в 2018 г. - 3754; в 2017 г. - 4965)10. Изучение итогов проведения и подготовки заключений по результатам служебных проверок показывают, что преддвериями (условиями) нарушений является частичное знание требований нормативно-правовых документов, а также недобросовестное исполнение должностных обязанностей.
По результатам служебных проверок в таможне, наряду с применением мер дисциплинарной ответственности и материального воздействия, проводились мероприятия предупредительно-профилактического характера: дополнительное изучение нормативных правовых актов12; разбор дисциплинарных проступков на собраниях коллективов; доведение до должностных лиц заключений и приказов о результатах служебных проверок; давались конкретные поручения руководителям среднего звена. В ходе детального разбора и анализа причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных и коррупционных правонарушений, было установлено, что имеет место отсутствие должного контроля со стороны руководящего состава таможенного органа (в том числе и руководителя среднего звена: начальника отдела/отделения) [10]. То есть, не только специальному структурному подразделению таможенного органа по инспектированию и профилактике коррупционных правонарушений, но и руководящему составу целесообразно отдельно и в тесном взаимодействии осуществлять должный контроль за деятельностью подчиненных и, главное, проводить полный спектр мероприятий по предупредительно-профилактической работе,
10 Таможенная служба России в 2018 году. официальный сайт ФТС России. - Режим доступа иКЬ: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084 (дата обращения 16.05.2020); Таможенная служба России в 2019 году // официальный сайт ФТС России. - Режим доступа иКЬ: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/230797 (дата обращения 16.05.2020).
11 Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1557: ред. от 15.07.2015 № 364 // Российская газета. - 2012. - № 245. - 24 октября.
12 Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 25.11.2004 № 329 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
Страница 5 из 15
7385))10.
35ECVN320
которая будет способствовать поддержанию правопорядка и укрепление служебной/трудовой
13
дисциплины в таможенном органе13.
Итоги реализации основных пунктов Плана ФТС России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы свидетельствуют о том, что в структурных подразделениях единой системы таможенных органов Российской Федерации активно выполняются установленные мероприятия. В 2019 г. отдельными структурными подразделениями таможенной системы России (государственной службы и кадров14, по противодействию коррупции, инспектирования и профилактики правонарушений) проводились проверочные мероприятия (специальные проверки) по 7501 кандидату (в 2018 г. - 7674; в 2017 г. - 8643), претендующему на должность федеральной государственной службы (сотрудника, проходящего службу по контракту, и/или федерального государственного гражданского служащего). По результатам проведения проверочных мероприятий 30 претендентам было отказано в поступлении на государственную службу (в 2018 году эти показатели были соответственно 7674 кандидата и 32 претендента, которые не были приняты на службу; в
2017 г. - 8 643 и 136 гражданина (претендента)10.
Однако, несмотря на целенаправленную работу по укреплению служебной/трудовой дисциплины в целях противодействия коррупции имеют факты возбуждения уголовных делах в отношении должностных лиц таможенных органов. Так, непосредственными инициаторами проведения 505 служебных и/или функциональных/иных проверок явились структурные подразделений таможенных органов Российской Федерации по противодействию коррупции. По итогам результативной работы структурных подразделений по противодействию коррупции в таможенных органах в 2019 году было возбуждено 362 уголовных дела (в 2018 г. - 251), в том числе 282 (в 2018 г. - 173) по преступлениям коррупционной направленности (и них: 159 (в
2018 г. - 93) в отношении 58 (в 2018 г. - 52) должностных лиц и 123 (в 2018 г. - 80) в отношении 94 (в 2018 г. - 68) взяткодателей), 36 уголовных дел, совершенных против интересов государственной службы, и 44 уголовных дела по иным составам преступлений (в 2018 г. - 78 по иным преступлениям). Дополнительно, иными государственными правоохранительными органами в отчетном периоде было возбуждено 11 уголовных дел в отношении 17 должностных лиц по коррупционным преступлениям, тогда как в 2018 г. - 12 уголовных дел, а в 2017 г. - 7. Анализируя показатели деятельности, можно сказать, что в общем количестве уголовных дел 93,5 % занимают уголовные дела коррупционной направленности (в 2018 г. - 88,5 %). Всего в
2019 году в таможенных органах Российской Федерации было осуждено 41 должностное
14
лицо14.
Ключевыми отличиями коррупционных правонарушений от коррупционных преступлений является степень тяжести совершенного проступка должностным лицом таможенного органа. Так, под коррупционным правонарушением понимается проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность. Тогда как, коррупционное правонарушение представляет собой общественно опасное деяние, связанное с посягательством на законные интересы государственного органа, выражающееся в противоправном действии должностного лица и влекущее за собой уголовную ответственность.
13 Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров: приказ ФТС России от 07.02.2017 № 187: ред. от 09.09.2019 № 1422 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
14 Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни: приказ ФТС России от 08.04.2011 № 578 / Документ опубликован был.
Рассматривая специфику совершения коррупционных правонарушений и преступлений, следует обратить внимание, что за коррупционное правонарушение должностные лица таможенных органов привлекаются к ответственности в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции»15, тогда как совершение коррупционных преступлений регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации16.
Следует обратить внимание, что должностные лица и работники таможенных органов могут также совершать и дисциплинарные проступки, по которым предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Так, в случает совершения дисциплинарного проступка или за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, сотрудник может быть привечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнения из таможенных органов6.
При совершении дисциплинарного проступка федеральным государственным гражданским служащим к нему могут применить следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы, тогда как за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии'.
Работник таможенного органа привлекается к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, увольнения7.
Методологические основы предупредительно-профилактических мероприятий, проводимых в таможенных органах Российской Федерации
Ротация - важнейший составляющий компонент единого механизма управления персоналом, суть которого заключается в однотипном назначении (переводе/перемещении) должностного лица в целях проведения эффективных антикоррупционных мероприятий, проводимых в единой системе таможенных органов, то есть ротация кадров позволяет значительно улучшить работу по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и проступками.
Практика показывает, что ротация кадров является одним из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава таможенных органов, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, прежде всего, резервом руководящего состава. Ротация проводится в целях повышения эффективности деятельности федеральной государственной службы и противодействия коррупции путем назначения должностных лиц на иные должности в том же или другом государственном органе. Ротация проводится в пределах одной группы должностей, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
15 О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3: ред. от 16.12.2019 № 432-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
16 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3: ред. от 08.06.2020 № 170-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Страница 7 из 15
35ECVN320
Ротация сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу по контракту, проводится в целях оптимальной расстановки личного состава особенно там, где ограничены местные источники кадрового пополнения.
Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от 3 до 5 лет. «В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе, либо не предоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы»17. При проведении ротации гражданских служащих основной проблемой является отсутствие мотивации гражданских служащих к назначению на иные должности гражданской службы в порядке ротации, в связи с низким уровнем их материального и социального обеспечения и не продолжительным сроком замещения ротационных должностей (3 года).
Ротация работников в таможенных органах не предусмотрена.
Анализируя профессиональную деятельность структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации по противодействию коррупции следует отметить, что активно проводятся мероприятия по недопущению со стороны участников внешнеторговой деятельности/ВЭД/граждан привлечения федеральных государственных служащих/работников в противоправную деятельность и склонения к совершению коррупционных преступлений. Качество и результативность проводимых структурными подразделениями по противодействию коррупции таможенной службы России профилактических мероприятий подтверждается статистическими показателями.
В целях реализации комплексных мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, в таможенных органах Российской Федерации осуществляется жесткий контроль соблюдения требований, регламентированных Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в части соблюдения федеральными государственными служащими запретов и ограничений и недопущения конфликта интересов при исполнении обязанностей, установленных должностной инструкцией/регламентом18.
На комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов для федеральных государственных гражданских служащих и аттестационных комиссиях для сотрудников таможенных органов, проходящих службу по контракту, подлежат рассмотрению вопросы различной направленности, а именно: непредставление должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своих близких родственников; осуществления преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности; по фактам склонения должностных лиц к совершению коррупционных(дисциплинарных) правонарушений; по вопросу дальнейшего осуществления трудовой деятельности бывших федеральных государственных гражданских служащих и т. п.
17 Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от Приказ ФТС России от 23.09.2019 № 1485 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
18 О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821: ред. от 19.09.2017 № 431 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
Страница 8 из 15
35ECVN320
В таможенных органах Российской Федерации (региональных таможенных управления, таможнях, таможенных постах со статусом юридического лица) что в течение 2017-2019 гг. на должном уровне осуществлялся комплексный механизм практических мероприятий, направленных на повышение самосознания должностных лиц и укрепления служебной/трудовой дисциплины, представленных в соответствующей таблице.
Таблица 1
Качественные и количественные оценочные показатели мероприятий, проводимых в таможенных органах Российской Федерации в 2017-2019 гг.,
Годы Количество комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (аттестационных), проведенных в таможенных органах Российской Федерации Количество рассмотренных должностных лиц Количество выявленных нарушений Количество должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности
2017 921 4112 1456 267
2018 1396 6300 1677 180
2019 1308 5076 1735 179
Анализируя статистические показатели предметной сферы деятельности, можно сказать, что в течение 2017-2019 гг. на должном уровне осуществлялся комплексный механизм практических мероприятий, направленных на повышение самосознания должностных лиц и укрепления служебной/трудовой дисциплины. В 2018 и 2019 гг. по сравнению с 2017 г. на более чем 30 % сократилось количество федеральных государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за несоблюдение установленных ограничений10.
Ежегодно должностными лицами кадровых подразделений осуществляется масштабная работа, связанная с приемом, обработкой и анализом справок о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за год, предшествующий подаче справки19. Данная обязанность возложена не только на должностных лиц, но и на граждан (кандидатов). Причем такие сведения подаются не только в отношении самого федерального государственного служащего или кандидата, но и в отношении его близких родственников (супругов и несовершеннолетних детей).
В рамках осуществления контроля за расходами должностных лиц и их соотношение доходу федерального государственного служащего ежегодно проводится анализ сведений о расходах20. При проведении проверочных мероприятий детально изучается каждый раздел справки и анализируется отдельно взятый факт приобретения объекта имущества и/или транспортного средства. В ходе проведения оценки должностными лицами структурного подразделения инспектирования и профилактики правонарушений таможенного органа сопоставляются цены сделок с общедоступными данными. При выявлении расхождений проводится проверка 21 . В случае подтверждения факта виновное должностное лицо
19 О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559: ред. от 19.09.2017 № 431 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2544.
20 О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: указ Президента РФ от 03.12.2012 № 230: ред. от 04.06.2018 № 133 // Собрание законодательства РФ. -2012. - № 50 (часть 4). - Ст. 6953.
21 О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065: ред. от 09.08.2018 № 475 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 39. - Ст. 4588.
привлекается к ответственности в виде взыскания, которое действует в течении года и не может быть снято досрочно.
Мониторинг проверки достоверности и полноты представленных сведений в таможенных органах Российской Федерации представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за 2017-2019 гг.
Годы Количество проведенных проверок достоверности и полноты представленных должностными лицами сведений о доходах, об имуществе и/или обязательствах имущественного характера Количество установленных фактов недостоверного и/или неполного предоставления должностными лицами сведений Количество должностных лиц, привлеченных к ответственности
2017 931 890 207
2018 1547 1125 95
2019 863 623 148
В ходе анализа сведений, указанных в вышеприведенной таблице, можно сказать, что в 2017 году доля установленных фактов недостоверного и/или неполного представления сведений в общем потоке проводимых проверок составила около 95 %, тогда как в 2018 и 2019 гг. около 72 %10. Свидетельствует это, прежде всего, о том, что в ходе проведения проверочных мероприятий увеличивается количество предоставления достоверных сведений (подтверждается предоставленная должностными лица информация) и не подтверждаются факты недостоверного декларирования своих доходов, расходов, имущества и обязательства имущественного характера.
Анализ сведений о расходах, указанных должностными лицами, в таможенных органах Российской Федерации приведен в таблице 3.
Таблица 3
Сведения о расходах должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за 2017-2019 гг.
Годы Количество проведенных проверок достоверности и/или полноты представленных должностными лицами сведений о расходах Количество установленных фактов недостоверного и/или неполного предоставления должностными лицами сведений Количество должностных лиц, привлеченных к ответственности
2017 88 8 10
2018 111 13 6
2019 44 6 3
Оценивая показатели, представленные в таблице, можно сказать, что наблюдается активная положительная тенденция по снижению количества установленных фактов недостоверного и/или неполного предоставления должностными лицами сведений о расходах, и, как следствие, должностных лиц, привлекаемых к ответственности.
Не маловажное место в профилактике коррупционных правонарушений занимает обеспечение контрольных функций по обязательному соблюдению федеральными государственными служащими обязанности сообщать представителю нанимателя (руководителю таможенного органа) и непосредственному начальнику структурного подразделения о всех случаях, относительно получении подарка в связи с должностным
полномочиями 22 . В рамках проведения профессиональной учебы на рабочих местах должностные лица регулярно повторяют требования к регламентированному порядку сообщать о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации. В 2019 году должностные лица уведомляли о 81 случае получения подарка (в 2018 г. - в 55), 119 подарков были сданы (в 2018 г. - 81), 76 подарков возвращены должностным лицам и 1 подарок был выкуплен23.
Дополнительной мерой проведения антикоррупционных механизмов является строгий контроль со стороны руководителей структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации за уведомлением подчиненными должностными лицами представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Обращаем внимание, что в данном случае речь идет только о преподавательской и/или научно-исследовательской деятельности.
Согласно официальным данным, размещенным на портале ФТС России, по итогам 2018 года 455 федеральных государственных служащих (в том числе 451 в соответствии с действующим законодательством) проинформировали представителя нанимателя о намерении выполнять преподавательскую (научно-исследовательскую) работу, 3 должностных лица нарушили срок оформления уведомления, 1 должностное лицо привлечено к ответственности. В 2019 году показатели отличаются несущественно, а именно: 456 федеральных государственных служащих уведомили о выполнении иной оплачиваемой работы (в том числе 451 в соответствии с действующим законодательством), 5 должностных лиц оформили уведомление с нарушением сроков, 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности23.
Контроль за организацией работы по соблюдению требований, установленных к должностным лицами таможенных органов Российской Федерации, в части соблюдения обязанности по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и/или другие государственные органы обо всех фактах в целях склонения их к совершению
24
коррупционных правонарушений, также носит системных характер24.
Согласно официальным данным, всего в таможенных органах ФТС России в течение 2018 года было обработано 78 уведомлений, по итогам рассмотрения которых возбуждено 36
22 Об утверждении Положения о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, должностными лицами и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации: Приказ ФТС России от 24.03.2016 № 568 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
23 Доклады о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России за 2018 и 2019 гг. // Официальный сайт ФТС России. - Режим доступа иЯЬ: http://customs.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/dokladv,-otchetv,-obzory,-statisticheskava-informacziva/o-xode-realizaczii-mer-po-protivodeistvivu-korrupczii (дата обращения 20.05.2020).
24 Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений: Приказ ФТС России от 18.01.2010 № 57: ред. от 17.04.2012 № 711 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
Страница 11 из 15
35ECVN320
уголовных дел коррупционной направленности, тогда как за 2019 год было зарегистрировано 139 таких уведомлений и возбуждено 78 уголовных дел. Руководство таможенных органов Российской Федерации в целях улучшения работы данного направления считает целесообразным федеральным государственным гражданским служащим, своевременно подавшим такое уведомление и отказавшемуся от взятки, выплачена значительная денежная
23
премия23.
В последние годы особый интерес вызывают итоговые показатели деятельности структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан, поскольку мероприятия непосредственно направлены на реализацию социально-нравственных устоев и убеждений, основывающихся на бескорыстной любви и
25
привязанности к своей стране25.
Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в таможенных органах Российской Федерации, в целях совершенствования антикоррупционных мер, основывается на целостном подходе к решению проблемных вопросов через реализацию организационных, кадровых, информационно-пропагандистских, социально-экономических и иных механизмов. Мы попытались систематизировать данные направления работы. К ним были отнесены: опубликование в средствах массовой информации, ведомственных печатных изданиях информации о результатах деятельности таможенных органов, в том числе по патриотическому воспитанию, истории таможенной службы, а также интервью не только с руководителями, но и с должностными лицами таможенных органов; размещение в Интернете на WEB-сайте ФТС России на странице «Патриотическое воспитание» информации о проводимых в таможенных органах мероприятиях по патриотическому воспитанию; участие во всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «Бессметный полк»; участие должностных лиц в военном параде, посвященном Дню Победы и т. п.
Нами рассмотрены наиболее значимые теоретические основы профилактики коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации. Наряду с положительными тенденциями имеют место проблемные вопросы. Так, в части проверки полноты и достоверности сведений, указанных должностными лицами таможенных органов в разделах 1 и 2 справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, нормативным документом26 предусмотрено направление запросов в кредитные и финансовые организации через запросы начальников РТУ. В связи с чем возникает довольно значительный временной промежуток (до 2-х месяцев) с момента направления проекта запроса таможенного органа (таможни и/или ТП со статусом юридического лица) в РТУ. Учитывая ограниченность времени проведения проверок, существенные временные и материальные затраты, требующиеся на почтовую пересылку запросов из таможни/ТП со статусом юридического лица в РТУ, обработку полученных запросов РТУ и последующую почтовую пересылку конечному получателю запроса (таможне/ТП со статусом юридического лица), предлагаем в целях рационализации издержек и сокращения времени проведения проверок достоверности сведений, внести коррективы в законодательную базу в части наделения полномочий подписывать запросы начальников таможен/ТП со статусом юридического лица.
25 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы: Приказ ФТС России от 15.02.2016 № 270 / Документ опубликован не был.
26 О наделении должностных лиц таможенных органов Российской Федерации полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции: Приказ ФТС России от 26.09.201 № 1509 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
Заключение
На основании вышеизложенного, можно сказать, что организация профилактики правонарушений, формирование у должностных лиц принципов нетерпимости к совершению коррупционных правонарушений, а также устойчивость антикоррупционного поведения и законопослушания федеральных государственных служащих структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации является важной составляющей в работе не только Управления государственной службы и кадров ФТС России, но в деятельности кадровых служб отдельных таможенных органов Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Москаленко О.А., Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Теоретические основы проведения предупредительной, воспитательной и профилактической работы в таможенных органах Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2019. № 4 (122). Раздел: Экономическая безопасность. Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=5477.
2. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации. // Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 331, 281-288 p. (Научно-издательский центр «Академический». Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки» 3-4 августа 2015 года, North Charleston, USA. Режим доступа: http://www.amazon.co.uk/Fundamental-science-technology-developments-Proceedings/dp/1515396258/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1440224422&sr=1 - 1&keywords=9781515396253.
3. Заливанский Б.В., Жаворонкина В.А. Приоритетные направления кадрового обеспечения деятельности таможенных органов [Текст] // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2016. - № 4. - С. 40-43.
4. Москаленко О.А., Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Управление таможенными органами как важнейшим регулятором внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства: монография. -Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - 160 с.
5. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Теоретические основы проведения предупредительно-профилактических мероприятий в таможенных органах Российской Федерации, как основы эффективной антикоррупционной работы. // Международный междисциплинарный электронный (сетевой) научный журнал «European multi scientific iourna». - Budapest, Hungary: Издательский центр «European multi science iourna», 2017. № 8/2017. С. 26-29. Режим доступа: http://pshdpublish.info.
6. Качай Ю.С. Особенности механизма управления в единой системе таможенных органов, как важнейшего регулятора обеспечения экономической безопасности страны [Текст] // Международный научный журнал «Молодой ученый» - 2016. -№ 10.1. (114.1). - С. 26-28.
8.
9.
Качай Ю.С. Об особенностях процесса управления персоналом в таможенных органах [Электронный ресурс] / Ю.С. Качай, Е.Н. Худякова // Экономика и социум. - 2016. - № 4 (23). - Режим доступа: http://www.iupr.rU/d0mains_data/files/zurnal_23/NEMChENK0%200.A.%20.pdf.
Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. // Academic science - problems and achievements VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 28-29.09.2015, Vol. 2 - North Charleston, SC, USA: Create Space, 2015, p. 325, 273-297 p. (Научно-издательский центр «Академический». Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблем и достижения» 2829 сентября 2015 года, North Charleston, USA. Режим доступа: http://www.amazon.com/Academic-science-achievements-Proceedings-28-29-09-2015/dp/1517659752/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1444795785&sr=1-1&keywords=9781517659752.
Москаленко О.А., Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Таможенная служба как важнейший регулятор внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства. // Научный рецензируемый журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета». Серия: Экономика. Информатика. ISSN 2411-3808. - Белгород: НИУ «БелГУ» Издательский дом «Белгород», 2016. - № 2 (223), выпуск 37. - 194 с.
Selyukov M.V., Shalygina N.P., Petrushko E.N., Moskalenko O.A., Ospishchev P.I., Lesovaya S.L. Evolution of customs authorities manage-ment of the Russian Federation, consider-ing transition to an innovative principle of economic development // Journal of Fundamental and Applied Sciences, 2016. - Vol 8, No 2S: 1450-1457. Режим доступа: http://jfas.info/index.php/jfas.
Petrushko Elena Nikolaevna
Belgorod state national research university, Belgorod, Russia Belgorod customs, Belgorod, Russia E-mail: [email protected]
Moskalenko Oksana Aleksandrovna
State budgetary higher educational institution Moscow region university of technology, Korolyov, Russia
E-mail: [email protected]
Theoretical foundations and analysis of the prevention of corruption in the customs authorities of the Russian Federation in 2019
Abstract. In 2019, a number of measures were taken in the structural divisions of the unified system of customs authorities of the Russian Federation aimed at fulfilling the requirements of the legislation of the Russian Federation on combating corruption. The personnel services of the customs authorities systematically monitored the activities of the commissions to comply with the requirements for the official conduct of federal public servants and resolve conflicts of interest and certification commissions, work was carried out on a planned basis to minimize corruption risks and eliminate them in the activities of officials, as part of professional training, anti-corruption packages of documents. The article considers the main theoretical and methodological foundations of preventive and preventive measures in the customs authorities of the Russian Federation: optimization of service/labor discipline, patriotic education, streamlining of processes for conducting official, special, functional, inspectorial, comprehensive inspections, comprehensive compliance by federal state officials with prohibitions and restrictions, modernization of control measures for income/expenses, property and liabilities of the property nature of officials and members of their families, improvement of mechanisms to prevent conflicts of interest in the performance of duties. The authors proposed the directions of the activities of structural units of the customs authorities of the Russian Federation to increase the effectiveness of the fight against corruption, namely: pursuing a unified state policy in this area, developing mechanisms for interaction between government bodies and law enforcement units, systematic tightening of measures aimed at disciplining civil servants full access of citizens to information on the activities of structural units of customs authorities, mandatory compliance with prohibitions and restrictions imposed on public servants, rationalization of official duties (powers) in job descriptions/regulations.
Keywords: disciplinary responsibility; official; unified system of customs authorities of the Russian Federation; corruption; patriotism; crime prevention; preventive maintenance; official inspection; customs authorities