Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты исследования предпосылок разработки системы оценки должностных лиц таможенных органов. Применение графического метода и метода синтеза позволило сформулировать ключевые положения, предопределяющие процедуру оценки должностных лиц таможенных органов. Представляется, что данные положения позволят разрешить проблемы оценивания должностных лиц таможенных органов. Полученные результаты могут быть использованы при развитии знаний в области экономики таможенного дела, при разработке курсов обучения должностных лиц таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR DEVELOPING A SYSTEM FOR ASSESSING CUSTOMS OFFICIALS

The article presents the results of a study of the prerequisites for the development of a system for evaluating customs officials in order to clarify the problems and prospects of this procedure. The use of the graphical method and the synthesis method made it possible to formulate key provisions that predetermine the procedure for evaluating customs officials. It seems that these provisions will solve the problems of evaluating customs officials. The results obtained can be used in the development of knowledge in the field of customs economics, in the development of training courses for customs officials

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 339.5

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Логинова Наталья Анатольевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой экономики таможенного дела, д-р экон. наук, доцент, e-mail: loginova.79@mail.ru

В статье представлены результаты исследования предпосылок разработки системы оценки должностных лиц таможенных органов. Применение графического метода и метода синтеза позволило сформулировать ключевые положения, предопределяющие процедуру оценки должностных лиц таможенных органов. Представляется, что данные положения позволят разрешить проблемы оценивания должностных лиц таможенных органов. Полученные результаты могут быть использованы при развитии знаний в области экономики таможенного дела, при разработке курсов обучения должностных лиц таможенных органов

Ключевые слова: оценка; эффективность; должностные лица; таможенные органы; проблемы

PREREQUISITES FOR DEVELOPING A SYSTEM FOR ASSESSING CUSTOMS OFFICIALS

Loginova Natalya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Customs Economics, Doctor of Economics, Docent, e-mail: loginova.79@mail.ru

The article presents the results of a study of the prerequisites for the development of a system for evaluating customs officials in order to clarify the problems and prospects of this procedure. The use of the graphical method and the synthesis method made it possible to formulate key provisions that predetermine the procedure for evaluating customs officials. It seems that these provisions will solve the problems of evaluating customs officials. The results obtained can be used in the development of knowledge in the field of customs economics, in the development of training courses for customs officials

Keywords: assessment; efficiency; officials; customs authorities; problems

Для цитирования: Логинова Н.А. Предпосылки разработки системы оценки должностных лиц таможенных органов // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 33-36.

Ключевая идея современного таможенного администрирования заложена в рамках сервисно-ориентированной концепции [1, 2, 3, 4] и заключается в реорганизации процессов таможенного регулирования и контроля [5, 6] с целью обеспечения безопасности, содействия участникам внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и повышения качества предоставляемых таможенных услуг. Вместе с тем, по мнению автора, одним из наиболее важных аспектов в реализации данной концепции является развитие и укрепление кадрового потенциала таможенной службы, повышение эффективности его использования в решении задач, возложенных на Федеральную таможенную службу (ФТС России) в стратегической перспективе. Укрепление кадрового потенциала и формирование профессионального кадрового состава таможенных органов, обеспечивающего предоставление качественных таможенных услуг - одна из наиболее актуальных задач Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) [6]. Именно данные аспекты актуализируют проблему разработки и применения компетентностной модели развития должностных лиц таможенных органов (ДЛТО).

Базовым элементом кадровой политики тамо-

женных органов является разработка методического обеспечения, представляющего собой совокупность инструментов и методов управления человеческими ресурсами, а также рекомендации по их применению. Так, в настоящее время таможенные органы для разработки локальных нормативных актов в части оценивания эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов используют «Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» [7].

Вместе с тем, одним из наиболее актуальных в последние десятилетия вопросов является проблема оценки деятельности должностных лиц таможенных органов в части разработки теоретических положений, методических инструментов, что обусловлено, по мнению автора, наличием следующих недостатков у используемых методик и инструментов:

а) отсутствие универсальных стандартов описания эффективности и результативности работы должностных лиц, в том числе в таможенных органах;

б) значительная трудоемкость методик, выраженная в большом количестве критериев, которые

зачастую дублируют друг друга на разных уровнях оценки;

в) необоснованно большое количество показателей, которые в целом характеризуют не результаты деятельности должностного лица, а учитывают результаты работы таможенных органов за определенный период времени;

г) общий характер применяемых методик, не учитывающий специфику деятельности таможенных управлений, таможен, таможенных постов и пр.;

д) невозможность учета изменения состава показателей применительно к конкретным целям оценивания;

е) низкая информационная ценность используемых показателей в части оценивания и анализа деятельности должностных лиц таможенных органов.

Существующая система оценки должностных лиц таможенных органов [7, 8, 9, 10] определяется двумя основными характеристиками: квалификацией ДЛТО и эффективностью осуществляемой им деятельности. При этом каждая из приведенных характеристик оценивается на определенном этапе становления и развития должностных лиц таможенных органов. Так, например, при приеме на работу в таможенные органы оценивается квалификация и уровень профессиональной подготовки претендента на выполнение соответствующих обязанностей.

В соответствии с российским законодательством «служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан..., осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации» [6, 9, 10]. Данное определение предопределяет возможность выделения двух подходов «службы в таможенных органах»: процессного и профессионального (компетентностного).

Процессный подход подразумевает деятельность по реализации определенных функций

таможенных органов. Компетентностный подход предполагает использование совокупности знаний, умений и навыков, определяющих деятельность должностного лица таможенных органов.

Для изучения качественной составляющей деятельности должностных лиц таможенных органов и оценки уровня его профессиональной подготовки принципиально важен второй подход, который учитывает специфику требуемых знаний, умений и навыков для реализации должностных обязанностей. В этой связи значимым показателем деятельности должностных лиц таможенных органов являются свойства (качества), определяющие их профессионализм по группам должностей.

Вместе с тем, считаем важным отметить, что качественная оценка деятельности должностных лиц таможенных органов без количественного обоснования недостаточно репрезентативна.

В Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [11] установлены типовые квалификационные требования для государственных служащих:

- уровень профессионального образования;

- стаж и опыт работы;

- уровень знания нормативных правовых актов.

Перечисленные требования (рис. 1) являются

основой для разработки квалификационных требований и для должностных лиц таможенных органов.

На основе квалификационных требований производится оценка должностных лиц таможенных органов и устанавливается соответствие их характеристик занимаемой должности. Рассмотрим данные характеристики подробнее.

Стаж и опыт работы, а также уровень знания нормативных правовых актов устанавливаются в соответствии с требованиями к определенной должности.

Уровень профессионального образования ДЛ-ТО в соответствии с федеральным законодательством определяется на основе двух основных показателей: уровня профессиональной подготовки и уровня квалификации.

Уронснь профессионального образования

Рис. 1. Квалификационные требования для должностных лиц таможенных органов (составлено автором по [10, 11])

Схема оценки уровня профессионального образования должностного лица таможенных органов представлена на рис. 2.

Уровень профессиональной подготовки подразумевает систему «знаний» должностного лица таможенных органов в рамках занимаемой должности, в то время как уровень квалификации характеризует его «умения» и «навыки» в части занимаемой должности. Данные индикаторы позволяют определить объем знаний, умений и навыков претендента на должность в таможенном органе и выявления наилучшего кандидата.

Вместе с тем, считаем важным отметить, что оценка уровня профессионального образования должностного лица таможенных органов в большей степени направлена на изучение формальных признаков наличия знаний и умений, и в меньшей степени ориентирована на определение их содержания.

С одной стороны, оценка охватывает именно деятельностный аспект должностного лица таможенных органов, т.е. оценивает результат как основной показатель. Это позволяет осуществить, например, аттестацию должностных лиц тамо-

женных органов, обосновать выбор в резерв и т.д. С другой стороны, существующая методика оценки позволяет определить возможные траектории развития деятельности должностных лиц таможенных органов, т.е. данная методика совсем не ориентирована на развитие персонала. Однако актуальный на сегодняшний день компе-тентностный подход устанавливает требования к развитию именно знаний, умений и навыков должностных лиц таможенных органов, их обоснованной систематизации и выстраиванию индивидуальной траектории как для конкретной должности, организации, личности.

Существующие подходы к оценке ДЛТО ориентированы на целостное представление качественных и количественных характеристик уровня его профессионализма, но не учитывают обозначенные выше ориентиры.

Таким образом, система оценки должностных лиц таможенных органов в настоящее время может быть раскрыта посредством обоснованного использования следующих ключевых положений:

а) применения новых технологий обучения на всех уровнях образования;

У рши-ш. н|шф|чч'иш|]|.1М1(>1 о оГ>ра шнаннн имжшкч мш о лица таможенных органов

Уровень профессиональной нолгоговки

Знания

V

Процедура оценки уровня профессионального образования лолжносинм о лица шможенныл ор! анов

Рег ы мент Цель Критерии Методы

Л 1 и ж.

Лицо, ирстм>ющс« на должность в таможенных ор|анах

Рис. 2. Схема оценки уровня профессионального образования должностного лица таможенных органов (составлено автором по [11, 12])

б) создания модели квалификаций на основе актуальных универсальных и профессиональных компетенций;

в) систематизации потенциальных способностей ДЛТО с целью корректной формулировки должностных обязанностей, регламентов, кодексов профессиональной этики;

г) адаптации накопленного опыта в части оценивания знаний, умений навыков должностных лиц таможенных органов.

Библиографический список:

1. Александров А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // УЭкС. 2011. № 29.

2. Лапочкина С.В., Алмазова Е.С. Компетентностный подход к профессиональному отбору персонала // Успехи современной науки. 2017. № 4. С. 128-130.

3. Логинова Н.А. Трансформация экономических отношений в условиях цифровой экономики // Наука Красноярья. 2020. Т.9. №3-2. С.70-79.

4. Логинова Н.А. Управление социально-экономическими системами: синергетический аспект: монография. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. 172 с. URL: http://nkras.ru/arhiv/2019/loginova. pdf

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 12.09.2021).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140447/ (дата обращения: 15.09.2021)

7. Логинова Н.А. Технологии активного обучения студентов: action learning // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. Том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. С. 276-289.

8. Лядова И.И. Особенности набора и отбора персонала в организацию // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2019. № 3. С. 80-84.

9. Маслова В.М. Управление персоналом. М.: Юрайт, 2020. 496 с.

10. Управление персоналом / Под ред. А.А. Литвинюка. М.: Юрайт, 2020. 500 с.

11. Никитина И.А., Логинова Н.А. и др. Управленческие изменений в современной экономике / Коллективная монография // Международный банковский институт, Кафедра мировой экономики и менеджмента. Санкт-Петербург, 2017. 218 с.

12. Протасов П.А. Эффективность методов отбора персонала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1. С. 214-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.