УДК 339.5
о новых компетенциях должностных лиц таможенных органов в контексте профессиональных стандартов всемирной таможенной организации и стратегии развития таможенной службы россии до 2030 года
Чижиков Сергей Михайлович
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, декан факультета таможенного администрирования и безопасности, к.псх.н., генерал-майор таможенной службы, e-mail: [email protected]
В статье автор обосновывает актуальность введения новых компетенций должностных лиц таможенных органов и необходимость осуществления мер по их описанию и фиксации в реальных условиях деятельности структурных и функциональных подразделений таможенных органов
Ключевые слова: должностные лица таможенных органов; компетенции; профессиональные стандарты; квалификационные требования; повышение квалификации
NEW COMPETENCIES OF CUSTOMS OFFICIALS IN THE CONTEXT OF THE WCO PICARD PROFESSIONAL STANDARDS AND THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE RUSSIAN CUSTOMS SERVICE UNTIL 2030
Chizhikov Sergey М.
North-West Institute of management of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Dean of the faculty of customs administration and security, PhD in Psychology, Major General of the Customs Service, e-mail: [email protected]
In the article the author substantiates the relevance of in-troducingnew competencies of officials and the need to implement measures to describe and fix them in the real conditions of the activities of structural and functional divisions of customs authorities
Keywords: officials; competencies; professional standards; qualification requirements; professional development
Для цитирования: Чижиков С.М. О новых компетенциях должностных лиц таможенных органов в контексте профессиональных стандартов Всемирной таможенной организации и Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 118-121.
В поздравлении Президента России
В.В. Путина сотрудникам и ветеранам Федеральной таможенной службы (ФТС) России с профессиональным праздником - Днем таможенника Российской Федерации отмечено, что «сегодня перед таможенной службой стоят серьёзные, ответственные задачи, главные из которых - совершенствование видов и форм таможенного контроля, качественное обновление информационной инфраструктуры, создание благоприятных условий для экспорта российской продукции, наращивания деловых, торговых связей нашей страны и зарубежных партнёров» [1].
Все сказанное непосредственно связано с важными событиями и процессами, имеющими непосредственное отношение к таможенному администрированию в Российской Федерации и переходу в течение 2020-2030 гг. от таможни электронной -к таможне интеллектуальной. Среди этих событий следует отметить утверждение Правительством Российской Федерации Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года (далее - Стра-тегии-2030) и одобрение Плана мероприятий по ее реализации на период 2021-2024 гг. [2].
Последовательный процесс формирования и открытия региональных электронных таможен
и центров электронного декларирования (ЦЭД) осуществляется с одновременной перестройкой таможен и таможенных постов в таможенные органы фактического контроля.
В настоящее время ФТС России в соответствии со Стратегией-2030 ориентирована на решение стратегической цели - «формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [3].
Данную задачу невозможно выполнить без качественно подготовленнных должностных лиц таможенных органов. Не случайно в поздравлении руководителя ФТС России по случаю Дня таможенника в Российской Федерации в 2019 г. отмечено, что «таможня всегда была сильна своими людьми, готовыми идти в ногу со временем, умеющими учиться новому и своевременно получать дополнительные профессиональные знания» [4].
Существует большой спектр вопросов и необходимость их решения на практике, причем не только со стороны руководства и кадровых подразделений таможенных органов, но и со стороны высших
lls
Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (76) 2020
учебных заведений, которые осуществляют подготовку специалистов по таможенному делу.
Для развития и формирования компетенций должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) и перспектив развития таможенной службы России, обозначенных в Стратегии-2030, необходимо учитывать квалификационные требования для замещения должностей в структуре таможенных органов, готовые исполнять должностные обязанности в условиях новой структуры, включая электронные таможни и ЦЭД.
На разделах сайта ФТС России обозначены квалификационные требования, уровень которых достаточно высок. Например, для замещения должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля ЦЭД Северо-Западной электронной таможни [5], претендент должен обладать умением мыслить системно (стратегически), профессиональными знаниями (которые включают 41 правовой акт), знаниями законодательства в рамках своих обязанностей, а также иными профессиональными знаниями (от порядка и правил таможенного регулирования в Российской Федерации до методов анализа и управления базами данных). Кроме того, инспектор должен уметь управлять ситуацией, работать с базами данных, осуществлять подготовку методических рекомендаций и разъяснений. Следует отметить, чем выше категория должностного лица таможенных органов, тем более высокие требования предъявляются к претенденту на замещение этой должности.
Вместе с тем, кандидатов на должности любого уровня в таможенных органах требуется не только подобрать с учетом условий и гарантий службы, но и соответствующим образом подготовить. Такая сложная задача стоит не только перед Российской таможенной академией и ее филиалами, но и перед более чем 80-ю вузами России, включая Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС), которые осуществляют подготовку специалистов для работы в таможенных органах.
При развитии имеющихся и формировании новых компетенций у ДЛТО определяющим фактором на ближайшие годы будет Стратегия-2030 и профессиональные стандарты подготовки персонала таможенных администраций Всемирной таможенной организации (ВТамО).
Основу Стратегии-2030 составляют такие компоненты, как информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапах движения товара от производителя до потребителя на территории России, обмен данными для контроля движения товара на таможенной территории ЕАЭС, развитие инфраструктуры таможенных органов, налаживание коммуникации между декларантами и ЦЭД и целый ряд других.
В совокупности с различными направлениями деятельности таможенной службы России процесс перестройки потребует коренного изменения и процесса формирования и развития новых компетенций у ДЛТО. В соответствии с п. 1 ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) деятельность таможенных органов основана на принципах профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов [6].
Актуальность такого подхода обусловлена следующими факторами:
— во-первых, первичные компетенции ДЛТО формировались в различных высших учебных заведениях, и в связи с этим они имеют неоднородную качественную характеристику. Системный характер компетенции приобретают у выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов по таможенному делу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) «Таможенное дело». Однако следует заметить, что указанная категория не является доминирующей в таможенной службе России. Принимаются на службу лица, имеющие и другие специальности, например выпускники и специалисты направлений подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика» и других;
— во-вторых, необходимо отметить, что первичные компетенции у ДЛТО с течением времени частично утрачиваются и требуют своевременного обновления. Также следует учитывать процесс перемещения ДЛТО в структурных подразделениях таможенных органов с изменением функций служебной деятельности;
— в-третьих, квалификационные требования для замещения вакантных должностей гражданской службы в таможенных органах не включают соответствующих компетенций. Должностные регламенты определяют квалификационные требования (базовые квалификационные требования), состоящие из знаний (общих, профессиональных и функциональных) и умений (общих, профессиональных и функциональных);
— в-четвертых, повышение квалификации ДЛТО в силу различных причин не всегда имеет целью повышение имеющихся и формирование новых компетенций. В ряде случаев это связано с необходимостью выполнения установленных сроков повышения квалификации без учета направленности служебных обязанностей ДЛТО.
Для определения новых компетенций, необходимых для деятельности должностных лиц таможенных органов в ближайшей перспективе, следует обратиться к положениям Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) и все к тому же Федеральному закону № 289-ФЗ.
В соответствии с положениями ТК ЕАЭС [7] следует формировать и развивать компетенции, обеспечивающие:
— установление и поддержание официальных отношений консультативного характера и взаимодействия между таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (ст. 10);
— контроль за деятельностью в сфере таможенного дела, связанной с оказанием услуг лицами государств-членов в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли (ст. 397);
— информационное и иное взаимодействие таможенных органов в рамках ЕАЭС (ст. 368);
— сотрудничество в области экспертной деятельности (ст. 396);
— другие общие и конкретные процессы в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с положениями ФЗ № 289-ФЗ [6] следует формировать и развивать компетенции, обеспечивающие:
— прослеживаемость товаров в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством Российской Федерации (п. 11 ст. 254);
— совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (п. 12 ст. 254);
— внедрение технологий осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма «единого окна» и электронного документооборота (п.13 ст. 254);
— проведение отдельных контрольно-надзорных мероприятий (ст. 255);
— взаимодействие таможенных органов и уполномоченных экономических операторов (ст. 386).
Необходимость формирования у ДЛТО новых компетенций связана с использованием и внедрением новых информационных (цифровых) таможенных технологий, передачей таможенным органам иных видов государственного контроля, а также с совершенствованием функциональной структуры таможенных органов.
Как отмечалось выше, создание региональных электронных таможен и ЦЭДов связано с изменением персонального и, соответственно, качественного состава ДЛТО. Дополнительными факторами, влияющими на этот процесс, являются:
— сокращение сроков выпуска товаров (дефицит времени для принятия решения);
— большие объемы представляемой информации при таможенном декларировании товаров в электронном виде и необходимость ее сопоставления с информационными ресурсами таможенных
органов и других контрольно-надзорных органов (риск-менеджмент);
— высокая степень напряженности служебной деятельности ДЛТО в течение рабочего дня (смены) в сочетании с комплексным процессом контроля результатов принимаемых решений (ожидание возможных негативных последствий).
ВТамО также предоставляет убедительные аргументы в отношении формирования и развития новых компетенций у персонала таможенных администраций. В апреле 2019 г. на рабочей сессии в Брюсселе был принят модернизированный стандарт профессиональных компетенций таможенных менеджеров оперативного и стратегического уровней [8], в разработке которых от российских вузов, реализующих программы подготовки по таможенному делу, участвовал СЗИУ РАНХиГС.
С учетом вышеизложенного назрела необходимость сформулировать ряд новых профессиональных компетенций для ДЛТО в контексте Стратегии-2030:
— способность устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) и услуги в сфере таможенного дела;
— способность осуществлять контрольно-надзорную деятельность без возложения на участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц неоправданных издержек;
— способность обеспечивать прослеживае-мость товаров в соответствии с правовыми актами ЕАЭС и таможенным законодательством Российской Федерации, а также с использованием информационных ресурсов государственных контрольных органов.
Исходя из того, что профессиональная компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, знаний и умений при решении профессиональных задач, в рамках новых компетенций ДЛТО и в контексте профессиональных стандартов Всемирной таможенной организации и Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года необходимо:
1. В таможенных органах определиться с перечнем компетенций, используемых должностными лицами таможенных органов при выполнении возложенных на них обязанностей в соответствии с должностными регламентами. При этом возможно ориентироваться на методологию формирования соответствующих компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» в соответствии с действующим ФГОС.
Так, выпускник, освоивший образовательную программу по специальности «Таможенное дело», должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В РАНХиГС в самостоятельно разработанном образовательном стандарте
120
Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (76) 2020
по специальности «Таможенное дело» - это универсальные компетенции.
Реагируя на перспективы развития таможенного дела в России и стратегические цели ФТС России до 2030 г. на факультете таможенного администрирования и безопасности назрела необходимость введения новой специализации - информационно-аналитическое обеспечение деятельности в таможенном деле, которая весьма востребованна бизнесом в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенной службы. Следует отметить, ранее в Российской таможенной академии уже начала осуществляться подготовка студентов по специализации информационно-аналитическое обеспечение деятельности в таможенных органах.
Дополнительно к установленным в образовательной программе РАНХиГС компетенциям разработаны новые, это:
- способность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии и информационные системы для совершенствования контрольно-надзорных функций и бизнес-процессов в таможенном деле и внешнеэкономической деятельности;
- владение навыками управления и анализа больших объемов данных с применением передовых инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации в целях обеспечения безопасности цепей поставок товаров и транспортных средств.
2. Кадровым службам региональных таможенных управлений при взаимодействии с экспертным сообществом из числа профессорско-преподавательского состава вузов (осуществляющих подготовку специалистов по «Таможенному делу», включая РТА и ее филиалы), ведущих менеджеров крупных организаций в сфере ВЭД и оказания таможенных услуг осуществить комплекс мониторинговых мероприятий по описанию и фиксации функций должностных лиц таможенных органов в реальных условиях деятельности структурных и функциональных подразделений.
3. Полученные результаты использовать для проектирования компетенций, необходимых ДЛТО для выполнения служебных задач и достижения целей развития таможенной службы России в соответствии со Стратегией-2030 и профессиональными стандартами Всемирной таможенной организации.
4. С учетом результатов мониторинга разработать подходы к корректировке программ повышения квалификации ДЛТО и подготовки новых форматов формирования современных компетенций.
Библиографический список:
1. Сотрудникам и ветеранам Федеральной таможенной службы // Официальный сайт Президента РФ. URL:kremlin.ru/events/president/letters/64267
2. ФТС России: согласован план мероприятий до 2024 года по реализации Стратегии-2030 // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov. ru/press/federal/document/256480
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_ file/2020-06/03/2030.pdf
4. Поздравление В.И. Булавина ко Дню таможенника (25 октября 2019 года) // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/press/ federal/document/210832
5. Положения должностного регламента старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Северо-Западного таможенного поста (центра электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни // Официальный сайт ФТС России. URL: https://sztu.customs.gov. ru/ s to rage/ document/ doc ument_info / 20 20-10/22/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B6%D0%B5 %D0%BD%D0 % B8%D1%8F % 20%D0 % B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE% D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0% BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B 0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20 % D0%A1%D0%93%D0%A2% D0%98%20% D0%9E %D0%A2%D0%9E%D0%B8%D0%A2%D0 % 9A%20 %D0%A6%D0%AD%D0%94.PDF
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304093/
7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/
8. Профессиональные стандарты ПИКАРД. 2019. // Официальный сайт ВТамО. URL:http://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/ capacity-building/activities-and-programmes/picard/ professional-standards/omd-normes-prof-uk-basse-def.pdf?la=fr#:~:text=PICARD%20%E2%80%93%20 Professional%20Standards%202019,-I.&text=Some%20 Customs%20administrations%20and%20 academic,trade%20to%20meet%20national%20 objectives