Научная статья на тему 'О некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов'

О некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / CUSTOMS OFFICIALS / ADVANCED TRAINING / ADDITIONAL TRAINING PROGRAMME / COMPETENCE / QUALIFICATION / FORM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфутдинов В.А.

В статье проанализированы особенности организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, отмечены имеющиеся недостатки. Автором обоснована позиция о необходимости внесения ряда изменений в целях улучшения этого направления деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайфутдинов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF ADVANCED TRAINING CUSTOMS OFFICIALS

In the article some features of the organization of advanced training customs officials as well as the deficiencies are analyzed. The author’s opinion about the need to introduce changes in order to improve this course of action is justified

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

S

0 X X

W

S

¡s

W

S

1

W

á

С

^

S t* S

я

S I

2s

о

УДК 378

о некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, к.т.н., e-mail: vag@spbrta.ru

В статье проанализированы особенности организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, отмечены имеющиеся недостатки. Автором обоснована позиция о необходимости внесения ряда изменений в целях улучшения этого направления деятельности

Ключевые слова: должностные лица таможенных органов; повышение квалификации; дополнительная профессиональная программа; компетенция; квалификация; форма обучения

ON SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF ADVANCED TRAINING CUSTOMS OFFICIALS

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Training Center of Customs Control of Nuclear and Radio-Active Materials, Head of Training Center, PhD, e-mail: vag@spbrta.ru

In the article some features of the organization of advanced training customs officials as well as the deficiencies are analyzed. The author's opinion about the need to introduce changes in order to improve this course of action is justified

Keywords: customs officials; advanced training; additional training programme; competence; qualification; form of training

Для цитирования: Гайфутдинов В.А. О некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 28-31.

Эффективность функционирования Федеральной таможенной службы Российской Федерации, как и других органов государственной исполнительной власти, во многом определяется уровнем квалификации кадров - должностных лиц таможенных органов (ДЛТО).

Таможенные органы в настоящее время комплектуются выпускниками Российской таможенной академии (РТА) и ее филиалов, других вузов, которые осуществляют обучение студентов по специальности «Таможенное дело» а также вузов, имеющих, в основном, экономические и юридические специальности.

Происходящие изменения в мире, в жизни российского общества, прежде всего в экономике, политике и, как следствие, в таможенной сфере, жестко требуют соответствия уровня подготовленности ДЛТО к качественному выполнению возложенных служебных обязанностей в изменившихся условиях. Этот уровень обеспечивается, в первую очередь, их непрерывным дополнительным профессиональным образованием, которое реализуется в системе повышения квалификации ДЛТО.

Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов обеспечивает:

- допуск ДЛТО, впервые принятых на службу в таможенные органы, к исполнению возложенных служебных обязанностей;

- допуск ДЛТО к работе с источниками ионизирующих излучений;

- допуск ДЛТО к работе с техническими средствами таможенного контроля (в том числе

со впервые принятыми на оснащение таможенных органов);

- соответствие квалификации должностных лиц таможенных органов изменившимся условиям профессиональной деятельности.

Необходимость и периодичность повышения квалификации должностных лиц таможенных органов (сотрудников, государственных гражданских служащих) определены рядом нормативных документов, это:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3) [1].

- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ [2].

- Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ [3].

Повышение квалификации ДЛТО, за редким исключением, осуществляется только в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии, Институте правоохранительной деятельности РТА, на факультетах повышения квалификации филиалов РТА в соответствии с ежегодными планами профессионального обучения (План профобучения ДЛТО), утверждаемыми приказами ФТС России.

Повышение квалификации ДЛТО проводится по дополнительным профессиональным

программам (ДПП), разработанным РТА, ее филиалами, согласованным с начальниками профильных управлений ФТС России, рассмотренным Координационным учебно-методическим советом Российской таможенной академии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации должностных лиц таможенных органов РТА, утвержденным начальником РТА.

Существующая система повышения квалификации ДЛТО сложилась в годы становления ФТС (ранее ГТК - Государственный таможенный комитет) России и почти в неизменном виде (с некоторыми изменениями) дошла до сегодняшнего дня. Первоначально система повышения квалификации ДЛТО решала задачу обучения должностных лиц таможенных органов, поступивших на службу в таможенные органы, по различным ДПП, что позволяло их допустить к исполнению возложенных на них должностных обязанностей. Кроме того, со временем возникла необходимость повышения квалификации, переподготовки уже работающих ДЛТО. В этом режиме система функционирует и в настоящее время.

Повышение квалификации (дополнительное профессиональное образование) ДЛТО, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [1], осуществляется посредством реализации ДПП (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

По мнению автора, для удобства планирования, работы и просто для наглядности, и в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [1] структура Плана профобучения ДЛТО должна состоять из двух разделов (в настоящее время такая систематизация отсутствует):

Раздел 1. Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов.

Раздел 2. Переподготовка должностных лиц таможенных органов.

В связи с тем, что ДЛТО в основном осуществляют повышение квалификации по программам повышения квалификации, далее рассмотрим только их.

Программа повышения квалификации, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [1], направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Каждая дополнительная профессиональная программа содержит перечень совершенствуемых и (или) получаемых новых компетенций. Но, к сожалению, в настоящее время нет однозначного толкования понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация», что обусловлено их семантикой. Более того, неоднозначность присутствует и в нормативных и правовых документах. Это в свою очередь каждый раз при согласовании и утверждении ДПП вызывает множество вопросов.

По мнению автора, наиболее приемлемыми являются определения профессора А.В. Хуторского [5]:

- компетенция - наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика;

- компетентность - уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

При таком подходе понятие «квалификация» может трактоваться как подтвержденный испытанием (экзаменом) уровень компетенции испытуемого. Например, токарь 6 разряда или хирург высшей категории - эти разряды и категории присваиваются (подтверждаются) только после сдачи соответствующего экзамена.

В ФТС России уровни квалификации ДЛТО напрямую, как в примере с токарем и любыми другими профессиями, не определены. Должности ДЛТО - государственный таможенный инспектор, старший государственный таможенный инспектор, ведущий государственный таможенный инспектор, главный государственный таможенный инспектор не являются непосредственно показателями уровня квалификации лиц, занимающих эти должности (только опосредованно). В настоящее время назначение на должность ДЛТО производится по итогам конкурсного отбора, а не после сдачи квалификационного экзамена.

Деятельность ДЛТО весьма многоплановая, и конкретизация этой деятельности на практике осуществляется организационно - путем создания подразделений для выполнения конкретных задач по направлениям таможенной деятельности (например, отдел контроля таможенной стоимости, отдел контроля таможенного транзита и другие). Конкретные компетенции ДЛТО этих подразделений определяются их должностными инструкциями (регламентом).

Подразумевается, что реализация конкретной дополнительной профессиональной программы должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование конкретных компетенций и (или) получение новых (новой) компетенции ДЛТО. В силу этого содержание ДПП должно быть направлено в первую очередь именно для решения задач совершенствования деятельности ДЛТО. К сожалению, многие дополнительные профессиональные программы Плана профобучения должностных лиц таможенных органов на 2018 г., как и на предыдущие годы, страдают расплывчатостью. Это выражается в том, что:

- во многих ДПП, в их функции, просто указано, что программа предназначена для должностных лиц таможенных органов, то есть нет конкретизации - для должностных лиц каких именно подразделений она предназначена. Это приводит к тому, что по данной ДПП будут обучаться и те ДЛТО, которым такой необходимости нет, а просто подошел очередной срок повышения квалификации;

- много ДПП общего характера, необходимость в которых совершенно неочевидна. Например, ДПП

«Информационное обеспечение в таможенных органах» - для должностных лиц таможенных органов. После обучения по данной программе непонятно, должностные лица таможенных органов каких именно подразделений и какую свою конкретную компетенцию совершенствуют. Соответственно по данной ДПП, по принципу - вреда не будет - можно обучать всех ДЛТО, тем более один раз в три года все они должны пройти обучение в рамках повышения своей квалификации. Но необходимо отметить и то, что и никакой пользы от такого обучения нет. Такой подход в планировании повышения квалификации ДЛТО приводит лишь к распылению выделенных финансовых средств;

- существуют уникальные дополнительные профессиональные программы. Например, ДПП «Метрологическое обеспечение таможенного контроля количественных и качественных показателей экспортируемых лесоматериалов, в том числе с использованием ППИ «Кедр-М». Как известно, количество экспортируемых лесоматериалов при их таможенном контроле измеряется в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в основных единицах (кг) и дополнительных единицах измерения (м3) весовым оборудованием и техническими средствами измерения линейных размеров. Метрологическое обеспечение применения этих технических средств, соответственно таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов, заключается в их поверке периодичностью 1 раз в год. Качественные показатели экспортируемых лесоматериалов в декларации на товар не декларируются, соответственно при таможенном контроле не контролируются, и что подразумевается под метрологическим обеспечением таможенного контроля качественных показателей экспортируемых лесоматериалов - вообще непонятно. Большой загадкой остается и метрологическое обеспечение таможенного контроля количественных и качественных показателей экспортируемых лесоматериалов с использованием ППИ «Кедр-М», так как он не является ни эталоном, ни образцовой мерой;

- при составлении Плана профобучения ДЛТО должен соблюдаться приоритет в обучении - в первую очередь должны обучаться те ДЛТО, которых без данного обучения нельзя допустить к исполнению служебных обязанностей.

Соответственно, по мнению автора, для удобства пользования (большей наглядности) Раздел 1 Плана профобучения ДЛТО должен состоять из ряда тематических подразделов, что автор и предлагает далее для обсуждения.

Раздел 1. Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов:

1.1. Основы таможенного дела.

1.2. Досмотровая рентгенотехника.

1.3. Инспекционно-досмотровые комплексы.

1.4. Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов.

1.5. Технические средства таможенного контроля.

1.6. Обеспечение радиационной безопасности при эксплуатации генерирующих источников ионизирующих излучений.

1.7. Другие направления таможенной деятельности.

Объем освоения ДПП установлен Порядком, определенным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [6]. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [1] дополнительная профессиональная программа может реализовываться в очной, очно-заочной или заочной форме обучения, а также полностью или частично - в форме стажировки с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Анализ Плана профобучения ДЛТО на 2018 г. показывает, что дополнительных профессиональных программ, объемом меньше 36 часов - нет, все ДПП имеют объем 36 часов и более, диапазон от 16 часов и до 36 часов - пустой. Но для тех ДЛТО, которые работают на одной и той же должности уже много лет, в подавляющем большинстве случаев, для повышения квалификации достаточно и 16 часов обучения (минимум, установленный Порядком [6], исходя из практики). Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что объемы ДПП определяются «на глазок», без анализа компетенций ДЛТО, которые необходимо совершенствовать, без расчета необходимого на это времени.

Анализ также показывает, что нет ДПП, при реализации которых обучение проводится, в том числе, в форме стажировки в таможенных органах. Но ведь только эта форма обучения в полном объеме позволяет реализовать практическую направленность повышения квалификации ДЛТО. В ряде стран, например, в соседней Финляндии, такая форма обучения таможенников давно и успешно применяется.

Анализ реализуемых в настоящее время ДПП показывает также, что итоговая аттестация слушателей, обучаемых по всем ДПП всех форм обучения, осуществляется путем проведения итогового экзамена только в форме тестирования (за исключением иностранного языка). Приложением № 2 «Нормы времени по видам работ» приказа Российской таможенной академии от 10 апреля 2017 г. № 250 «О нормах времени педагогической нагрузки по видам работ для профессорско-преподавательского

состава Российской таможенной академии и филиалов» [7] другие формы итогового экзамена и не предусмотрены. Но совокупность реализуемых ДПП содержит достаточно много ДПП сугубо практической направленности, которые предусматривают обучение ДЛТО применению в процессе таможенного контроля товаров, транспортных средств, контроля физических лиц, а также пересекающих таможенную границу различных технических средств таможенного контроля. В процессе итогового экзамена обучаемых по этим ДПП необходимо оценить достаточность уровня подготовки должностных лиц таможенных органов к самостоятельной работе данными техническими средствами, который включает в себя:

- умение подготовить техническое средство к работе,

- умение примененить техническое средство по прямому назначению,

- умение правильно интерпретировать полученные результаты,

- умение принимать правильные решения по полученным результатам.

Оценить обучаемых по этим позициям и принять решение об их допуске к самостоятельной работе можно только путем проведения практического итогового экзамена.

Таким образом, по мнению автора, необходимо:

- в каждой ДПП конкретно указывать - для обучения должностных лиц каких подразделений таможни она предназначена, а не в общем виде, как в настоящее время - должностные лица таможенных органов;

- исключить из Плана профобучения ДЛТО ДПП общего характера, так как от них нет практически никакой пользы для должностных лиц таможенных органов;

- для удобства планирования работы желательно структурировать План профобучения ДЛТО;

- пересмотреть объемы ДПП, минимизировать их, исходя из установленного минимума в 16 часов;

- ввести в практику повышения квалификации ДЛТО форму обучения в виде стажировки в таможенных органах;

- итоговую аттестацию обучаемых по ДПП по применению технических средств таможенного контроля проводить в форме практического итогового экзамена.

Внесение этих изменений в систему повышения квалификации должностных лиц таможенных органов позволит конкретизировать, еще более приблизить их обучение к таможенной практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об об-разованиив Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_48601/

3. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/11900786/

4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153651/

5. Информационный ресурс: https://articlekz.com/ article/19533.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». URL: http://base. garant.ru/70440506/

7. Приказ Российской таможенной академии от 10.04.2017 г. № 250 «О нормах времени педагогической нагрузки по видам работ для профессорско-преподавательского состава Российской таможенной академии и филиалов» (с изменениями по приказам Российской таможенной академии от 31.05 2017 № 389, от 12.10.2017 № 744, от 30.03.2018 № 159, от 25.05.2018 № 249). URL: http://spbrta.customs.ru/ spbrta/images/stories/docs/prikaz250.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.