Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование должностных лиц таможенных органов: двадцать лет спустя'

Дополнительное профессиональное образование должностных лиц таможенных органов: двадцать лет спустя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Наталья Степановна, Филичев Борис Юльевич

В статье рассматривается история создания, формирования и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке с момента ее образования до наших дней. Приведены основные этапы развития и рассмотрено современное состояние системы подготовки и переподготовки должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование должностных лиц таможенных органов: двадцать лет спустя»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Н.С. ГРИНЬКО, Б.Ю. ФИЛИЧЕВ

Дополнительное профессиональное образование должностных лиц таможенных органов: двадцать лет спустя

В статье рассматривается история создания, формирования и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке с момента ее образования до наших дней. Приведены основные этапы развития и рассмотрено современное состояние системы подготовки и переподготовки должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; должностные лица таможенных органов; нормативно-правовая база.

Зональные курсы по начальной подготовке таможенных кадров были созданы на базе Дальневосточной региональной таможни на основании приказа начальника ГУГТК СССР В.К. Боярова от 21.11.1989 № 194. Основная задача зональных курсов — организация начальной подготовки лиц, впервые принятых на службу в таможенные учреждения Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Эта дата и является отправной точкой создания системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке.

Создание Зональных курсов было связано с необходимостью ускоренной подготовки кадров для растущей сети таможенных учреждений, что, в свою очередь, определялось отказом государства от монополии на внешнюю торговлю и расширением числа субъектов внешнеторговой деятельности.

ГРИНЬКО Наталья Степановна — начальник отдела подготовки кадровой службы Дальневосточного таможенного управления.

ФИЛИЧЕВ Борис Юльевич — декан факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Последующие организационно-структурные изменения организации подготовки таможенных кадров на Дальнем Востоке были связаны с экономическими, социальными и геополитическими изменениями в стране.

Так, в связи с созданием Управлений ГУГТК СССР в ряде республик и регионов страны и ростом количества таможенных учреждений, приказом ГУГТК СССР от 18.07.1990 № 153 Зональные курсы были преобразованы в Дальневосточные зональные курсы при Институте повышения квалификации (далее — ИПК) ГУГТК СССР по переподготовке сотрудников таможенных учреждений, вновь принятых на работу. Главная задача Курсов осталась прежней — оперативная подготовка вновь принятых в систему государственного таможенного контроля работников к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Дополнительно на Курсы были возложены задачи по проведению кратковременных семинаров по актуальным проблемам таможенного дела, оказанию учебно-консультативной помощи слушателям ИПК по иностранному языку, техническим средствам таможенного контроля и вычислительной технике, стажировке, подготовке выпускных работ и рефератов, оказанию помощи таможням в проведении экономической и политической учебы

В последующем в связи со значительным увеличением количества таможенных органов Сибири и Дальнего Востока и в целях совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников таможенных органов приказом ГТК России от 21.04.1993 № 144 Дальневосточные зональные курсы при ИПК были упразднены, а на их базе был создан Дальневосточный филиал ИПК ГТК России (далее — ДВ филиал ИПК).

На ДВ филиал ИПК была возложена задача не только проведения курсов начальной подготовки вновь принятых на службу в таможенные органы и краткосрочных целевых семинаров по актуальным проблемам таможенного дела, но и проведения курсов повышения квалификации по направлениям деятельности структурных подразделений таможенных органов.

Дальнейшие изменения, происходившие в таможенной службе России, привели к необходимости поиска новых подходов в решении задач формирования кадрового состава таможенных органов высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием организации, технического оснащения, экономических и правовых основ таможенного дела [1].

Именно поэтому в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 940 на базе ИПК ГТК России была создана Российская таможенная академия, ведомственное высшее учебное заведение таможенной службы России, с целью подготовки собственных кадров для таможенной системы, переподготовки и повышения квалификации уже действующих кадров.

В связи с созданием Российской таможенной академии на базе упраздняемого ДВ филиала ИПК в декабре 1994 г. был создан Владивостокский филиал

Российской таможенной академии (далее — ВФ РТА), в структуре которого был организован факультет повышения квалификации (ФПК), с теми же задачами, которые решал ДВ филиал ИПК.

В соответствии с международными обязательствами, принятыми на себя Россией в деле нераспространения ядерных технологий, потребовалась организация специализированной подготовки должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и других источников ионизирующего облучения (далее — ТКДРМ), в связи с этим в мае 1997 г. на базе отдела технических средств обучения ВФ РТА была начата подготовка должностных лиц таможенных органов по данному направлению.

В мае 2003 г. в ВФ РТА был организован Учебно-методический центр таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (УМЦ ТКДРМ) для организации и учебно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации должностных лиц подразделений ТКДРМ таможенных органов. Зона деятельности УМЦ ТКДРМ — таможенные органы Дальневосточного, Сибирского и Уральского региональных таможенных управлений.

История создания системы дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов на Дальнем Востоке

Этап Месяц, год основания Наименование организации

Первый Ноябрь 1989 Зональные курсы по начальной подготовке таможенных кадров на базе Дальневосточной региональной таможни

Второй Июль 1990 Дальневосточные зональные курсы при ИПК ГУГТК СССР по переподготовке сотрудников таможенных учреждений, вновь принятых на работу

Третий Апрель 1993 Дальневосточный филиал ИПК ГТК России

Четвертый Декабрь 1994 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, в структуре которого факультет повышения квалификации

Пятый Май 1997 На базе отдела ТС ВФ РТА — подготовка должностных лиц таможенных органов по организации ТКДРМ

Шестой Май 2003 Учебно-методический центр ТКДРМ

В настоящее время организация образовательного процесса и его учебно-методического обеспечения в системе ДПО должностных лиц таможенных органов в ВФ РТА делится на два структурных подразделения: ФПК и УМЦ ТКДРМ, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов по следующим направлениям:

— первоначальная подготовка впервые принятых на службу в таможенные органы по программе «Основы таможенного дела»;

— профессиональная переподготовка по направлению «Организация таможенного дела»;

— повышение квалификации (по различным направлениям деятельности структурных подразделений таможенных органов);

— начальная подготовка персонала инспекционно-досмотровых комплексов;

— повышение квалификации с частичным отрывом от работы на основе применения дистанционных образовательных технологий;

— специализированная подготовка в УМЦ ТКДРМ (по восьми программам).

По отдельным направлениям (специализированная подготовка по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, начальная подготовка персонала инспекционно-досмотровых комплексов, повышение квалификации с частичным отрывом от работы на основе применения дистанционных образовательных технологий) проводится обучение должностных лиц таможенных органов не только Дальневосточного, Сибирского и Уральского региональных таможенных управлений, но и Приволжского, Южного, Центрального, Северо-Западного региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения ФТС России.

Всего с 1995 по 2009 г. в филиале прошли обучение около 14 тыс. должностных лиц таможенных органов России. Динамика этого процесса приведена на рис. 1.

(план)

Очное > 72 уч.час. —■— Очное < 72 уч.час —А—Дистанционное —Всего

Рис. 1. Подготовка должностных лиц таможенных органов в ВФ РТА в 1995-2010 гг.

За двадцатилетний период существования курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов произошли значительные структурно-качественные изменения в организации и содержательной части образовательного процесса в системе ДПО.

С 1989 по 1993 г. перед вновь организованными Зональными курсами была поставлена задача организации проведения начальной подготовки лиц, впервые принятых на службу в таможенные учреждения. Это было связано с необходимостью обеспечения функционирования растущей сети таможенных учреждений страны.

С 1993 по 2004 г. в связи с усложнением задач, стоящих перед таможенной службой, нормативно-правовыми изменениями в организации таможенной службы возникает необходимость формирования высокопрофессионального кадрового состава таможенных органов. На этом этапе постепенно расширяется перечень направлений повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, что в первую очередь связано с организационно-структурными изменениями в таможенных органах, созданием новых подразделений в соответствии с новыми задачами, поставленными перед таможенной службой России.

При этом на ФПК ВФ РТА осуществлялась подготовка и повышение квалификации только инспекторского состава на базе типовых программ повышения квалификации, разрабатываемых в Институте повышения квалификации и Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии.

С 2004 г. в системе ДПО должностных лиц таможенных органов вводятся инновационные направления в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации:

1. С 2004 г. начала проводиться профессиональная переподготовка по направлению «Организация таможенного контроля» для должностных лиц подразделений Службы таможенного контроля, не имеющих профильного для данного вида профессиональной деятельности образования. Обучение по этой программе ведется с применением модульно-рейтинговой системы оценки получаемых знаний. В ходе трехмесячных курсов слушатели сдают зачеты и тесты по 40 дисциплинам, что позволяет им успешно освоить программу обучения. Всего за этот период прошли обучение и получили дипломы о профессиональной подготовке по новому виду деятельности 264 слушателя ФПК.

2. С 2006 г. в филиале реализуются программы повышения квалификации должностных лиц, зачисленных в кадровый резерв, и руководителей среднего звена по вопросам организации управленческой деятельности. До 2006 г. повышение квалификации и подготовка управленческих кадров в системе таможенных органов была возложена на ИПК Российской таможенной академии. Однако возможности его были ограничены, а потребности таможенных органов Дальневосточного региона в этом виде повышения квалификации — значительны. Необходимость организации специализированной

подготовки управленческих кадров в системе таможенных органов возникает в связи с тем, что «...управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов» [1].

Всего в 2006-2009 гг. повышение квалификации по вопросам организации управленческой деятельности прошли 277 руководителей структурных подразделений таможенных органов и должностных лиц, зачисленных в резерв на выдвижение.

3. В 2007 г. в ВФ РТА был разработан первый электронный учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы «Правовые аспекты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов» (обучение с частичным отрывом от работы на основе применения дистанционных образовательных технологий). Повышение квалификации по этой программе в 2007 г. прошли 1380 должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Комплекс получил положительную оценку со стороны региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации и успешно реализуется уже четвертый год (с внесением соответствующих корректив в связи с изменением нормативно-правовой базы).

Всего за период с 2007 по 2009 г. повышение квалификации по этой программе прошли 3827 должностных лиц таможенных органов России.

Следует отметить, что применение дистанционных образовательных технологий становится все более популярным в организации повышения квалификации. Эта технология позволяет организовать обучение с минимальным отрывом от работы и существенным сокращением финансовых затрат. Именно поэтому коллегия ФТС России при рассмотрении вопроса «О направлениях развития Российской таможенной академии как ведомственного вуза ФТС России» в качестве приоритетного направления совершенствования информационно-образовательной службы выделила проблему развития дистанционного обучения должностных лиц таможенных органов.

В связи с этим ВФ РТА в 2009 г. апробировал в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления еще один электронный учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы «Актуальные вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств», повышение квалификации по данной программе в 2009 г. прошли 211 человек.

В 2010 г. запланирована разработка электронного учебно-методического комплекса дополнительной профессиональной образовательной программы «Основные положения организации государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», по которой в 2010 г. будет проведено повышение квалификации 122 человек.

Всего по вышеуказанным программам дополнительного профессионального образования в режиме обучения с частичным отрывом от работы на основе применения дистанционных образовательных технологий в 2010 г. запланировано повышение квалификации более 1900 человек.

Отличительной особенностью программной оболочки указанных электронных комплексов является возможность его доставки непосредственно на рабочие места и сокращение финансовых затрат на основе использования возможностей Интернет-технологий и ведомственной электронной почты Novell GroupWise.

4. В 2008 г. ВФ РТА приступил к реализации программы начальной подготовки персонала мобильных инспекционно-досмотровых комплексов. Для организации проведения подготовки персонала ИДК создан специализированный компьютерный класс, оснащенный всеми современными видами компьютерной и мультимедйиной техники. Это позволяет применять инновационные образовательные технологии и существенно повышает эффективность образовательного процесса. Всего за 2008-2009 гг. обучение по этой программе прошли 197 человек.

5. В соответствии с решением коллегии ФТС России от 03.07.2007 и во исполнение «Перспективного плана работы ФТС России по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы в борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации на 2007-2009 годы» в 2008 г. преподавателями ВФ РТА совместно с руководителями и должностными лицами структурных подразделений ДВТУ разработаны следующие образовательные модули антикоррупционной направленности:

— Государственный гражданский служащий: права и обязанности, ограничения и запреты, требования к служебному поведению;

— Профессиональная этика государственного служащего;

— Организация воспитательной и профилактической работы в таможенных органах;

— Организация противодействия коррупционным деяниям в государственной службе.

Указанные модули включаются практически во все программы повышения квалификации (за исключением специализированных: подготовки должностных лиц службы ТКДРМ, персонала ИДК, языковой подготовки).

Более того, в соответствии с решением Ученого совета ВФ РТА от 29.12.2009 и приказом ВФ РТА от 24.02.2010 № 24-П запланирована разработка электронного учебно-методического комплекса по программе дополнительного профессионального образования «Организация противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации», повышение квалификации по которому планируется начать в 2011 г.

Последующие изменения в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов будут

связаны с изменениями нормативно-правовой базы, определяющей как условия прохождения службы в таможенных органах, так и порядок организации ДПО должностных лиц таможенных органов.

До вступления в силу федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] и принятых в соответствии с положениями закона соответствующих нормативных актов, в частности указа Президента Российской Федерации № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [4] и постановления Правительства Российской Федерации № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» [2], правовое регулирование организации ДПО должностных лиц таможенных органов в основном незначительно отличалось от соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию ДПО специалистов других направлений служебной и профессиональной деятельности.

Однако с вступлением в силу вышеуказанных правовых актов с 1 января 2009 г. организация ДПО государственных гражданских служащих строится по значительно изменившимся правилам.

В первую очередь эти изменения касаются организации ДПО должностных лиц и работников таможенных органов РФ, что связано с наличием в таможенной системе трех категорий работающих: федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, сотрудников таможенных органов, работников таможенных органов.

Нормативно-правовое регулирование ДПО двух последних категорий основывается на общих подходах организации ДПО специалистов, в то время как регулирование ДПО государственных гражданских служащих имеет свои особенности, касающиеся иных нормативных сроков периодичности прохождения повышения квалификации, длительности сроков обучения, форм итоговой аттестации и выдаваемых по результатам итоговой аттестации документов государственного образца.

Обобщение многочисленных нормативно-правовых документов, регулирующих организацию ДПО специалистов, сотрудников и работников таможенных органов, позволяет выделить следующие основные позиции:

1. Нормативные сроки повышения квалификации определяются работодателем по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

2. Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

— повышение квалификации по краткосрочным программам (от 72 до 100 часов), по итогам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца;

— среднесрочное повышение квалификации (от 100 до 500 часов), по итогам аттестации выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца;

— профессиональная переподготовка специалистов (свыше 500 часов), по итогам государственной аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

В связи с вступлением в силу федерального закона «О государственной гражданской службе Российской федерации» [5] были изменены сроки периодичности прохождения повышения квалификации, которая в соответствии со ст. 62 указанного закона должна осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. При этом основаниями для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку были определены следующие:

— назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

— включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

— результаты аттестации гражданского служащего.

Следующим шагом в вопросе совершенствования нормативно-правовой базы организации ДПО государственных гражданских служащих Российской Федерации стало издание указа Президента Российской Федерации № 1474 [4]. В данном указе определены условия прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки в зависимости от категорий и групп должностей федеральной государственной гражданской службы, обязательность прохождения повышения квалификации впервые принятыми на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Кроме того указано на необходимость разработки трехлетних индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих и, основанных на них, трехлетних программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности.

С 1 января 2009 г. в связи с вступлением в действие постановления Правительства Российской Федерации № 362 [2] организация ДПО государственных гражданских служащих вступила в новый этап, характеризующийся дальнейшим повышением требований к эффективности обучения. Новации указанного Постановления касаются широкого круга вопросов, связанных с увеличением объема недельной аудиторной учебной нагрузки до 41 часа против 36 — у специалистов прочих отраслей, повышением требований к практической составляющей учебных занятий, выражающихся в установленных нормативах численности учебных групп при проведении практических и семинарских занятий (не более 6 человек), а также сокращения объема лекционных занятий (не более 30 % от общего объема аудиторных занятий).

Кроме того, существенно меняются цели, виды и сроки повышения квалификации и формы итоговой аттестации. Так, при проведении повышения квалификации в целях освоения актуальных изменений в конкретных вопросах

профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) — устанавливаются нормативы объема учебных программ от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации). При этом итоговая аттестация проводится в форме тестирования, а по результатам выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

При проведении повышения квалификации в целях комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач — устанавливаются нормативы объема учебных программ от 73 до 144 аудиторных часов. Итоговая аттестация в этом случае проводится в форме тестирования и защиты итоговой работы, а по результатам выдается свидетельство о повышении квалификации.

При освоении программы профессиональной переподготовки объемом более 500 часов итоговая государственная аттестация проводится в форме экзамена и защиты выпускной квалификационной (аттестационной) работы, по результатам — лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов выдается диплом о профессиональной переподготовке, а прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов — диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

В целях совершенствования системы ДПО кадров таможенных органов и в связи с необходимостью ее приведения в соответствие с новыми требованиями, предъявляемыми к организации ДПО государственных гражданских служащих Управлением государственной службы и кадров ФТС России был разработан Порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России № 915 [3].

Таким образом, за прошедшие 20 лет с момента создания Зональных курсов по начальной подготовке таможенных кадров на базе Дальневосточной региональной таможни была создана многопрофильная система повышения квалификации, охватывающая практически все направления деятельности таможенных органов, гибко реагирующая на изменения нормативно-правовой базы, которая, в целом, позволяла обеспечивать выполнение основных задач ДПО должностных лиц таможенных органов.

Список литературы

1. Основы таможенного дела: учебник / под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 1998. 687 с.

2. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 06.05.2008 № 362. URL: http://wingi.ru/content

3. Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 25.07.2008 № 915. URL: http:// www.referent.ru/1/120490/faile

4. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации [от 28.12.2006 № 1474]. URL: http://www.referent.ru/1/115873

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: фе-дер. закон № 79-ФЗ: [принят Гос. Думой 27 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации 15 июля 2004 г.]. URL: http://consultant.ru/doc 67614

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.