Научная статья на тему 'Скромные даты нашей истории'

Скромные даты нашей истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скромные даты нашей истории»

Н.Н. ПРОСЯННИКОВ

Скромные даты нашей истории

2009 год ознаменован двумя важными датами для всей таможенной системы Дальнего Востока и Сибири — двадцатилетием начала подготовки таможенных кадров и пятнадцатилетием Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Радикальные изменения общественно-политических и социально-экономических отношений в конце ХХ в. (вошедшие в мировую историю как «перестройка») привели к реорганизации системы управления таможенным делом и структуры таможенных органов.

Значительное развитие внешнеэкономических связей, демонополизация внешней торговли, преобразование Главного таможенного управления Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (далее ГУ ГТК при СМ СССР) как самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства, а также расширение его функций предопределили необходимость подготовки новых и переподготовки (адаптации к новым реалиям) имевшихся таможенных кадров.

Если до 1986 г. функции таможенных органов были упрощены и сводились лишь к контролю за соблюдением монополии внешней торговли и борьбе с контрабандой, то ГУ ГТК при СМ СССР наделялось следующими функциями: разработка предложений в области таможенной политики; руководство таможенным делом; осуществление контроля за соблюдением всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также частными лицами установленного порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, предметов личного потребления, советской и иностранной валюты, их декларирования и досмотра; разработка и проведение мероприятий по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил.

ПРОСЯННИКОВ Николай Николаевич — полковник таможенной службы в отставке, кандидат

исторических наук, доцент кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии, ветеран таможенной службы.

В связи с изменением функций ГУ ГТК СССР и обогащением их содержания, то есть коренной перестройкой работы таможенной системы, появилась необходимость обеспечения таможенных органов квалифицированными кадрами. В таможенные органы принимались в первую очередь юристы и экономисты, уволенные в запас пограничники, представители инженерно-технических профессий из различных отраслей народного хозяйства. Совершенно очевидно, что незнакомые со спецификой таможенной деятельности в период перехода от административно-командных к экономикоправовым методам регулирования и управления специалисты и вновь принятые в таможенные учреждения сотрудники требовали соответствующей подготовки. И если начальствующий состав таможен проходил краткосрочные курсы повышения квалификации в г. Таллине, а также в Московском государственном институте международных отношений и Ленинградском государственном университете, то инспекторский состав таможенных органов также требовал обучения таможенному делу и повышения квалификации.

Придавая огромное значение таможенным учреждениям в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, Правительство СССР принимает решение о создании в системе таможенных органов Института повышения квалификации и переподготовки кадров (далее ИПК). Такой институт был основан 10 января 1989 г. Но ранее, приказом ИПК № 194 от 21 ноября 1989 г. по инициативе начальника Дальневосточной региональной таможни О.Н. Свиридова, впервые в СССР были открыты зональные курсы при ИПК ГУ ГТК СССР по переподготовке вновь принятых на работу сотрудников таможенных учреждений (зональные курсы просуществовали до 18 июля 1990 г.). Первым начальником курсов был ветеран таможенной службы, фронтовик П.Ф. Матвеев.

В связи с расширением и углублением внешнеэкономической деятельности Советом Министров СССР принимается ряд постановлений по регулированию внешнеэкономической деятельности и развитию системы государственного таможенного контроля.

Воссоздаются региональные таможенные управления и четырехзвенная структура управления таможенным делом: ГУ ГТК — РТУ — таможни — таможенные посты.

СССР ратифицирует Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, в результате чего все участники международной торговли с 1 сентября 1989 г. стали использовать Единый административный документ — Грузовую таможенную декларацию — и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, потребовало обучения в кратчайшие сроки всех таможенников новому направлению деятельности.

Создание управлений государственного таможенного контроля СССР в ряде республик и регионов и значительный рост сети таможенных учреж-

дений предопределило организацию в городах Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и Бресте зональных курсов по переподготовке сотрудников, вновь принятых на работу в таможенные учреждения, с ежегодным контингентом слушателей по 150-200 человек (приказом ГУ ГТК СССР № 153 от 18 июля 1990 г.). Этим же приказом зональные курсы по начальной подготовке таможенных кадров на базе Дальневосточной таможни преобразованы в Дальневосточные зональные курсы при ИПК ГУ ГТК СССР по переподготовке сотрудников таможенных учреждений, вновь принятых на работу. В приказе были утверждены: перечень таможен, входящих в зону деятельности курсов; Положение; типовое штатное расписание; примерные учебный и учебно-тематические планы; строгий порядок, при котором все принимаемые на работу в должности инспекторов таможен должны были обязательно направляться для переподготовки на зональные курсы.

Главной задачей курсов была определена оперативная (в течение четырех месяцев) подготовка вновь принятых в систему государственного таможенного контроля работников к выполнению ими профессиональных обязанностей, а также изучение их политических, моральных и нравственных качеств, определение их пригодности для работы в системе государственного таможенного контроля.

За работниками таможен на время их обучения сохранялась средняя заработная плата, а все расходы на обучение слушателей возмещались ИПК ГУ ГТК. Кроме того, Дальневосточные зональные курсы были обязаны проводить краткосрочные семинары по актуальным проблемам таможенного дела, оказывать учебно-консультативную помощь слушателям по иностранному языку, техническим средствам таможенного контроля и вычислительной технике.

Дальневосточные зональные курсы стали опорной базой ИПК в проведении научно-исследовательских работ, создании учебно-методических и учебных пособий, а также в сборе материалов для музея таможенной службы. По итогам обучения слушателям курсов давалась комплексная оценка их профессиональных качеств и рекомендации по их использованию в дальнейшей работе. Теоретическая подготовка слушателей длилась 2,5 месяца, а затем они направлялись для стажировки на 1,5 месяца в командировавшие их таможни. В 1990-1991 гг. слушатели Дальневосточных зональных курсов принимали активное участие в проведении операций «Тропа-1», «Тропа-2» (по просьбе начальника Владивостокской таможни П.И. Гончаренко и с одобрения руководства ДВТУ). В это время из страны выезжали граждане Вьетнама, работавшие в различных регионах СССР, которым разрешалось вывозить некоторые товары народного потребления для личных нужд. Но на практике выезжающие загружали контейнеры товарами, как говорят, «под завязку»: лекарственными препаратами, моющими средствами, электроприборами, алюминиевой

посудой, велосипедами и пр., в количествах, значительно превышавших личные нужды.

Состав таможни не в состоянии был в определенные таможенными нормами сроки оформить тысячи контейнеров, скопившихся на причалах Владивостокского морского порта. Слушатели курсов без отрыва от учебы участвовали в досмотре контейнеров. К сожалению, хотя и единичные (два случая), но нашлись нечистоплотные слушатели, пойманные в прямом смысле «за руку» при получении взятки от предпринимателей-вьетнамцев (100 долл. США, что по тогдашнему курсу составляло 67 рублей). Совершенно очевидно, что эти слушатели были отчислены с курсов и уволены из таможен как не выдержавшие испытания.

Значительные изменения в таможенной деятельности произошли с конца 1991 г. и были связанны с распадом Советского Союза и становлением России как самостоятельного государства. На российскую таможенную службу легла значительная нагрузка из-за упрощения выезда и въезда, резкого увеличения ввоза в Россию иностранных товаров (в т. ч. подержанных, низкосортных) и вывоза из страны в огромных количествах продукции добывающей и металлургической промышленности, природных ресурсов. Таможенная граница стала удобным местом для финансовых махинаций и экономических преступлений.

Указ Президента России от 25 октября 1991 г. «О Государственном таможенном комитете РСФСР» положил начало коренной перестройке таможенной системы с широким диапазоном функций, направленных на защиту экономических интересов страны.

Указ «О либерализации внешнеторговой деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.) поставил перед таможенными органами абсолютно новые задачи: по осуществлению прогнозирования возможного содержания тарифной политики, по созданию механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Кризис экономики, вызванный не только распадом СССР, но и субъективными причинами (нарушение единого экономического пространства, развал внутреннего союзного рынка, разрыв производственно-технических связей предприятий союзных отраслей и ведомств и т. п.), предопределил в качестве первоочередной задачи поиск наиболее эффективных способов и мер для пополнения бюджета страны.

Например, поступления в федеральный бюджет от таможенной деятельности в 1992 г. составили всего 0,5 процента его доходной части, поэтому деятельность таможенных органов в значительной степени была сосредоточена на осуществлении фискальных функций. Не менее важной задачей, связанной с отделением Союзных республик и соответствующим увеличениям протяженности границ России, стало создание новых таможен, их интенсивное развитие, насыщение квалифицированными кадрами (на долю РФ в 1993 г.

приходилось более 50 процентов товарооборота бывшего СССР, а число таможен — всего одна пятая от ранее действовавших)1.

Определенным этапом количественного и качественного развития таможенной системы РФ стали 1992-1993 гг. ГТК РФ разработал программу приоритетного развития «внутренних» таможен с одновременным созданием таможенных органов на соответствующих участках государственной границы с бывшими Союзными республиками. В связи со значительным увеличением количества таможенных органов Сибири и Дальнего Востока, а также в целях совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников таможенных органов по предложению Дальневосточного таможенного управления (далее ДВТУ) ГТК РФ принимает решение о создании Дальневосточного филиала ИПК ГТК России2. Одновременно упразднялись Дальневосточные зональные курсы (следует отметить, что Дальневосточный филиал ИПК ГТК России стал первым в России, в зону влияния которого вместо 13 вошли уже 30 таможен Сибири и Дальнего Востока и ДВТУ).

Штатное расписание филиала было утверждено в количестве 27 человек. На материально-техническое обеспечение ДВ филиала было выделено 300 тыс. долл. США. Кроме того, впервые была утверждена табельная положенность и выделены средства на приобретение технических средств: телевизоров цветных — 2; видеомагнитофон — 1; ПЭВМ ВМ РС/АТ — 15; ксерокс — 1; пишущих машинок электрических — 2; пишущая машинка механическая — 1; видеокассет — 30; лингафонный кабинет — 1; диктофон — 1; фотоаппарат — 1; микроавтобус на 14 мест — 1.

Практическую помощь в оснащении техническими средствами обучения и таможенного контроля, оргтехникой и другими материально-техническими ресурсами филиалу оказали ДВТУ, Владивостокская, Восточная, Гродековская и Находкинская таможни.

Филиалу, кроме арендуемых помещений по ул. Фадеева, 37, были переданы здания по ул. Стрелковая 16 А и 16 В и средства на приведение их в надлежащее состояние.

Расширялась и категория работников таможен, подлежащая обучению: к переподготовке вновь принятых сотрудников добавилось повышение квалификации еще двух категорий работников — инспекторов и старших инспекторов таможенных органов.

Следует сказать и о такой категории обучавшихся на курсах, а затем в Филиале ИПК, как специалисты по таможенному оформлению.

Вполне закономерно, что наряду с подготовкой инспекторского состава таможенных органов во Владивостоке стали готовить (с 1990 г.) и специали-

1 Первоначальная подготовка сотрудников таможенных органов: учеб. пособие. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2002.

2 О создании Дальневосточного филиала: приказ ГТК России от 21.04.1993 № 144.

стов по таможенному оформлению для предприятий и организаций — участников внешнеторговой деятельности. Обучение велось на компенсационной основе, на одной и той же учебно-методической базе (за исключением специальных дисциплин), одними и теми же специалистами ДВТУ и таможен: таможенников — как проверять законность перемещения товаров и транспортных средств, специалистов — как грамотно готовить для таможенного оформления и контроля документы о товарах.

Предприятия и организации оплачивали услуги по обучению специалистов по таможенному оформлению, поэтому на спецсчете курсов, а затем Филиала ИПК, концентрировались приличные суммы, шедшие не только на оплату привлекаемых «со стороны» преподавателей высокого уровня, но и на развитие материально-технической базы (библиотечный фонд, множительная и демонстрационная техника, мебель для общежития, постельные принадлежности, оборудование для столовой, и т. д.). За счет средств филиала ИПК в Москву командировались преподаватели на краткосрочные стажировки. За время существования курсов (с 1990 г. по настоящее время) для предприятий и организаций подготовлено более 10 тысяч специалистов по таможенному оформлению (эта деятельность лицензирована, а ФПК ВФ РТА имеет генеральную доверенность ФТС России на право приема экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов).

Принятие в 1993 г. Таможенного кодекса РФ придало новый импульс развитию таможенной деятельности и, в частности, дальнейшему развитию таможенного образования. ГТК РФ наделялся широкими полномочиями, в частности: создавать вычислительные центры (Главный научно-исследовательский вычислительный центр — ГНИВЦ); полиграфические, строительно-эксплуатационные (РОСТЭК), образовательные, лечебно-оздоровительные и другие предприятия и организации, способствующие решению задач таможенных органов.

Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации стали действовать научно-исследовательские и учебные заведения высшего профессионального и дополнительного образования. 16 сентября 1993 г. было создано Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» (РТА ФТС России), в состав которого входят Институт дистанционного обучения, повышения квалификации и переподготовки таможенных кадров, Институт правоохранительной деятельности, Научно-исследовательский центр. На базе Академии создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации.

21 декабря 1994 г. является днем основания Владивостокского филиала РТА ФТС РФ. Дальневосточный филиал ИПК — ныне факультет повышения квалификации и переподготовки кадров — стал материально-технической

и учебно-методической базой, на которой и выросло наше учебное заведение высшего профессионального образования — ВФ РТА.

Было бы несправедливым не отметить вклад в развитие ДВ филиала ИПК РФ и становление филиала академии тех, кто стоял у их истоков: зам. директора П.И. Шалыгин; первые заведующие кафедрами: таможенного дела, ТСТК и информатики — В.Н. Дьяконов, экономики и права — Б.В. Коровин; преподаватели: С.Ф. Королев, Н.М. Ситникова, С.И. Аникеев, Т.А. Гуменюк, В.Ф. Печерица, В.А. Шлык, Я.К. Якубовский; начальники учебного и методического отделов: Г.А. Пермякова, Л.М. Просянникова, Г.В. Самигулина; методисты: Н.И. Ванькова, Е.А. Бедай, Е.А. Приймак, В.В. Скворцова, Г.И. Кузуб; главные бухгалтера Л.М. Корелина и Н.М. Пастухова; зав. библиотекой Т.П. Суковатова; учебно-вспомогательный персонал: А.А. Минаев, О.П. Сан-жарова, Л.Н. Казакова, С.И. Радченко; первый начальник филиала Академии —

В.А. Останин.

На базе филиала ИПК, а затем ВФ РТА с приглашением специалистов ФСБ, Погрануправления, научных сотрудников институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук, рыбоохранных и рыбохозяйственных организаций решались проблемы повышения эффективности таможенного контроля и оформления леса и лесоматериалов, рыбы и морепродук-ции. Для борьбы с контрабандой и незаконным перемещением наркотиков и сырья для их производства при ДВТУ была создана кинологическая служба. Обучение кинологов и дрессура собак производилась на базе учебного полка погранвойск, а на учебном полигоне — подготовка бойцов отрядов быстрого реагирования. Их же обучали прыжкам с парашютом инструкторы отрядов авиаохраны лесов.

Необходимость охраны морских биоресурсов от браконьерства привела к технико-экономическому обоснованию закладки (а затем и вводу в строй) таможенных судов. Большие таможенные суда — «Павел Верещагин», «Петр Матвеев», «Виталий Кирсанов», а также среднее таможенное судно «Валерий Зубков» за их непримиримую борьбу с нарушителями таможенного законодательства прозваны браконьерами «серыми волками».

Успешная научно-исследовательская деятельность филиала в области таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов привела к созданию международного учебно-методического центра ТКДРМ (УМЦ ТКДРМ).

В рамках международного сотрудничества в г. Владивостоке на базе факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии специалистами (экспертами) Всемирной таможенной организации были проведены обучающие семинары для таможенников Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений и преподавателей ВФ РТА по следующим темам: Гармонизированная система описания и кодирование товаров и Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ГС и ТН ВЭД); методика определения страны происхождения товара

и таможенные преференциии (1993 и 1998 гг.). Кроме того, в зарубежных Региональных центрах (Мюнстер, Зигмаринген — ФРГ; Будапешт — Венгрия; Брюссель — штаб-квартира ВТО), а также в г. Москве (РТА ФТС России) регулярно проходят обучение и повышение квалификации сотрудники и специалисты таможен региона и преподаватели филиала Академии в рамках долговременной программы ВТО — «Таа8».

Огромная работа ведется по вопросам охраны культурных ценностей, животного и растительного мира. Многие научные исследования и разработки нашли самое активное практическое применение в таможнях, чем можно по праву гордиться. Так, в разработке проблем электронного декларирования, вошедшей в межправительственную программу США-РФ под названием «программа Гор-Черномырдин», принимал участие доктор технических наук, бывший начальник кафедры организации таможенного контроля и ТСТК Ю.В. Малышенко. Сегодня электронное декларирование внедрено в деятельность таможен Дальнего Востока.

В целях совершенствования системы и структуры таможенных органов была разработана государственная программа «Основные направления развития таможенной службы РФ 1994-1996 гг.». Реализация этой программы предусматривала серьезные структурные изменения таможенных органов. Создавались специализированные функциональные подразделения (отделы и отделения): досмотровые, таможенного оформления и экспортного контроля, контроля за доставкой товаров, таможенных режимов, товарной номенклатуры и страны происхождения товаров, корректировки таможенной стоимости, подготовки кадров, инспекции по работе с личным составом, службы собственной безопасности и другие.

Начали функционировать региональные оперативные таможни, региональные таможенные лаборатории.

В сентябре 1996 г. Правительством РФ была утверждена «Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г.». С 2000 г. начала действовать новая программа, сущность которой — модернизация и осуществление широкомасштабного функционирования таможенной системы, приближение таможенного дела к международным стандартам, подготовка страны к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Свою лепту в реализацию подготовки квалифицированных кадров для исполнения задач указанных программ, исходя из специфики Дальнего Востока и Восточной Сибири и их экономико-географического своеобразия, внесли сотрудники Дальневосточного таможенного управления и Владивостокской таможни: О.Н. Свиридов и В.А. Кирсанов — бывшие начальники ДВТУ;

B.Н. Зубков и П.Н. Гончаренко — бывшие заместители начальника ДВТУ;

C.С. Ерошенко — начальник Владивостокской таможни, а ныне директор филиала Академии; Ю.В. Лебедев — заслуженный ветеринарный врач России,

возглавлявший кинологическую службу ДВТУ; Б.Н. Стороживых — бывший начальник ДВОТ, декан юридического факультета ВФ РТА, и др. Многие и сейчас продолжают передавать свои знания и опыт будущим коллегам.

Вступление в действие с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса Российской Федерации положило начало формированию новой, соответствующей мировым принципам и правилам, нормам и стандартам правовой базы таможенного дела, и определило приоритеты развития таможенных органов России. Эти приоритеты были сформулированы в Концепции развития таможенных органов, одобренной Правительством РФ в декабре 2005 г. Концепция стала основой разработки программ и планов модернизации российских таможенных органов на среднесрочную (2006-2008 гг.) и долгосрочную (до 2010 и последующие годы) перспективу. В рамках реализации Концепции Федеральной таможенной службой России разработана комплексная стратегия кадрового обеспечения таможенных органов, в которой главной целью обозначено формирование нового типа российского таможенника. Не секрет, что в 90-е годы прошлого столетия в силу ряда факторов в практике госуправ-ления широко распространилось и глубоко внедрилось такое безобразное явление, как коррупция. Ее проявления серьезно подрывают имидж государства и авторитет госслужащего, не только в глазах мировой общественности, но и в сознании россиян укрепляется негативный облик государственного чиновника (в том числе таможенника) как коррупционера. Поэтому стратегия кадрового обеспечения таможенных органов особое внимание уделяет повышению качества профессиональной подготовки таможенников, совершенствованию их знаний и навыков, повышению престижности таможенной профессии. В решении задачи по формированию нового типа российского таможенника, отличающегося не только профессионализмом, но и преданностью интересам государства, высокими морально-этическими качествами, стойкостью к противоправным поступкам во всех их проявлениях, а также соответствующим культурным уровнем значительная роль отводится Российской таможенной академии3.

Важнейшими составляющими формирования высококвалифицированного современного кадрового потенциала (основная задача РТА и ее филиалов) являются: обучение должностных лиц таможенных органов по программам дополнительного профессионального образования на основе разработки и внедрения новых образовательных технологий (мультимедийных, модульных, активных и дистанционных методов обучения); совершенствование организационной культуры, включающей создание эффективной системы воспитательной работы, развитие у должностных лиц таможенных органов, студентов и слушателей Академии устойчивой положительной мотивации своей деятельности.

3 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р.

Стратегия развития ФТС России до 2020 г. предусматривает как неотъемлемый элемент формирования и укрепления кадрового потенциала таможенных органов организацию эффективной воспитательной работы с личным составом и ее ресурсное обеспечение на основе планов по патриотическому воспитанию. Одним из атрибутов, свидетельствующих о единстве таможенной системы России и государственном характере ее функций, является форменная одежда государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов. До 1998 г. слушатели Академии (ныне студенты) получали форменную одежду, это воспитывало в них гордость за принадлежность к государственной системе, являлось сильнейшим мотивационным инструментом в повышении организованности и дисциплины. Следует отметить, что все аналогичные вузы: Морской государственный университет, филиал Юридического института, Дальрыбвтуз — выдают форменную одежду своим студентам, которой они не просто гордятся, форма, кроме того, выполняет и огромную социальную роль в улучшении материального обеспечения студентов. Решение этой, ставшей почему-то неразрешимой, проблемы, при разумном подходе, послужит значительным стимулом в достижении стоящей перед Академией цели по формированию нового типа российского таможенника.

Подводя итоги прошедших лет, уместно привести слова основателя Советского государства о том, что «лучший способ отметить юбилей — это сосредоточить внимание на нерешенных задачах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.