Научная статья на тему 'Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов: Международный аспект'

Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов: Международный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1625
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТИМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филичев Борис Юльевич

Рассматриваются вопросы организации международного сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на примере практики работы Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Выделены основные направления организации учебного процесса и его учебно-методического обеспечения, предлагаются мероприятия по организации сотрудничества в деле повышения квалификации должностных лиц таможенных органов сопредельных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов: Международный аспект»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 378 ББК 74.58

Б.Ю. ФИЛИЧЕВ

Повышение квалификации должностных лиц таможенных органов: международный аспект

Рассматриваются вопросы организации международного сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на примере практики работы Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Выделены основные направления организации учебного процесса и его учебно-методического обеспечения, предлагаются мероприятия по организации сотрудничества в деле повышения квалификации должностных лиц таможенных органов сопредельных государств.

Ключевые слова: совместимость национальных подходов в организации дополнительного профессионального образования, признание иностранных квалификаций в системе дополнительного профессионального образования.

В связи с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО) дальнейшее развитие международного сотрудничества во всех областях таможенного дела, в том числе и в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов государств — членов ВТО должно подчиняться действующим международным стандартам, соглашениям и двусторонним договоренностям между отдельными странами.

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии накоплен определенный опыт организации и проведения семинаров и курсов повышения квалификации с участием представителей таможенных служб иностранных государств. К ним в первую очередь следует отнести обучающие

ФИЛИЧЕВ Борис Юльевич — декан факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

мероприятия, проводимые учебным центром таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (УЦ ТКДРМ) в рамках сотрудничества с МАГАТЭ в рамках реализации российско-американской программы «Вторая линия защиты», а также различные курсы и семинары, проводимые совместно с представителями таможенных служб иностранных государств, по различным направлениям деятельности, а именно:

— семинар «Организация борьбы с контрабандой наркотиков на канале речного и морского транспорта», с участием представителей таможенной службы США (апрель 2005 г.);

— семинар «Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности», с участием представителей Таможенной и пограничной службы США и Патентного ведомства США (сентябрь 2005 г.);

— семинар «Система анализа и управления рисками при таможенном контроле товаров», с участием представителей Посольства США в Российской Федерации, таможенной и пограничной служб США (август 2007 г.);

— семинар «Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами», с участием представителей таможенной службы Германии (сентябрь 2007 г.);

— семинар «Сравнительный анализ системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации и государств — членов Евросоюза», с участием представителей таможенных служб России и Евросоюза (ноябрь 2007 г.); и др.

Однако вышеперечисленные международные мероприятия, за исключением проводимых на базе УЦ ТКДРМ, носили разовый характер.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества ФТС России с таможенными службами иностранных государств привело к пониманию необходимости организации международной деятельности в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на плановой основе.

Для Владивостокского филиала Российской таможенной академии знаковыми документами в организации международного сотрудничества на плановой основе явились:

— Протокол между таможенными службами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов от 14.10.2009 г., которым было предусмотрено осуществление подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов в соответствии с государственными образовательными стандартами государств — членов ШОС на базе учебных заведений той или иной стороны, проведение различных мероприятий по обмену опытом и координации планов научно-методических работ в интересах учебного процесса;

— Меморандум между ФТС России и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о сотрудничестве между Российской таможенной академией и Шанхайской таможенной академией от 13.10.2009 г. Данные документы положены в основу организации международного сотрудничества в области повышения квалификации должностных лиц таможенных органов государств — членов ШОС с учетом новых реалий [2, 4].

Вопросы организации совместных мероприятий в данной области регулярно стали рассматриваться в рамках Специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству государств — членов ШОС на заседаниях экспертов таможенных служб государств — членов ШОС по вопросам подготовки и переподготовки кадров, а также на заседаниях рабочей группы по подготовке и переподготовке таможенных кадров Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.

Результатами этой работы явились проведенные в сентябре 2011 г. на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и таможенных органов Дальневосточного таможенного управления стажировки начальников приграничных таможен ГТУ КНР и в июне 2012 г. — аналогичные стажировки начальников приграничных таможен ФТС России в таможенных органах и учебных центрах ГТУ КНР.

Как было отмечено в протоколе третьего заседания рабочей группы по сотрудничеству в области подготовки и переподготовки таможенных кадров Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая (июль 2012 г., г. Санкт-Петербург), указанные стажировки «достигли поставленных целей, что способствовало дальнейшему развитию и укреплению таможенного сотрудничества между ФТС России и ГТУ КНР».

Именно поэтому в ходе четвертого заседания Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая (г. Санкт-Петербург, сентябрь 2012 г.) было принято целесообразным продолжить эту работу на постоянной основе, а также организовывать в дальнейшем на аналогичных принципах взаимности обмен должностными лицами таможенных органов для проведения языковой стажировки, стажировку преподавательского состава в таможенных академиях двух стран, а также разработать, учитывая уже имеющийся опыт сотрудничества в этом направлении, Меморандум между ФТС России и ГТУ КНР в области подготовки кадров на основании прежнего Меморандума о сотрудничестве между таможенными академиями двух стран.

Опыт, полученный Владивостокским филиалом в ходе подготовки и проведения стажировки начальников приграничных таможен КНР, позволил в кратчайшие сроки, в соответствии с решением Межведомственной рабочей группы Минобрнауки России (протокол от 11.08.2011 № 9), организовать

и провести в ноябре и декабре 2011 г. на факультете повышения квалификации курсы повышения квалификации для сотрудников таможенных органов Главного таможенного управления Монголии «Определение и контроль таможенной стоимости» и «Организация борьбы с таможенными правонарушениями».

Расширение взаимодействия государств — членов ШОС в области образования, а также выполнение принятых ФТС России многосторонних и двусторонних обязательств, например, между ФТС России и ГТУ КНР, в рамках подписанных соглашений и меморандумов в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов требуют, на наш взгляд, разработки целевой программы организации международного сотрудничества в этом направлении деятельности.

Эта программа должна, главным образом, предусматривать решение ряда вопросов, связанных с организацией учебного процесса и его учебно-методическим обеспечением в соответствии с национальными стандартами заинтересованных государств и решение, в конечном счете, вопроса о взаимном профессиональном признании иностранных квалификаций, т. е. признании документов о дополнительном профессиональном образовании, приобретенных гражданами в том или ином государстве — члене ШОС, другими странами, входящими в эту организацию.

Следует отметить, что на сегодняшний день исследования в данном направлении производились только в части разработки модели профессионального признания иностранных квалификаций в России в области признания квалификаций, полученных россиянами и иностранными гражданами за рубежом только при освоении образовательных программ высшего профессионального образования (проект ТЕМПУС 145177-ТЕМРШ-2008-1Т-8]^К «Разработка модели профессионального признания иностранных квалификаций в России» [5]), и практически не затрагивали процесс признания иностранных квалификаций, полученных в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые цели предлагаемой к разработке программы сотрудничества должны быть следующими: решение задач совместимости и сравнимости национальных систем дополнительного образования, повышения его качества, разработки совместных и/или совместимых программ обучения и сопоставимых критериев и методологий оценки качества подготовки, а также разработки соответствующей модели профессионального признания иностранных квалификаций, полученных должностными лицами таможенных служб государств в процессе повышения квалификации по соответствующим программам дополнительного профессионального образования, представляющим взаимный интерес для всех, либо отдельных государств, вне зависимости от места (страны) получения дополнительной квалификации.

Впервые вопрос о необходимости разработки модели профессионального признания иностранных квалификаций в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов был поднят

российской стороной на состоявшемся в сентябре 2010 г. в г. Ростове-на-Дону совещании экспертов таможенных служб государств — членов ШОС по вопросам подготовки и переподготовки кадров.

Аналогичные предложения были рассмотрены и получили поддержку на состоявшемся на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток) в октябре 2011 г. семинаре «Внедрение модели профессионального признания иностранных квалификаций в России: возможности и проблемы», в ходе которого обсуждались результаты осуществления проекта ТЕМПУС 145177-ТЕМРи8-2008-1Т-8]^К «Разработка модели профессионального признания иностранных квалификаций в России» [1].

В ходе очередного заседания экспертов таможенных служб государств — членов ШОС по вопросам подготовки и переподготовки кадров, состоявшегося 28-29 февраля 2012 г. в г. Уфе, вопрос о необходимости разработки модели профессионального признания иностранных квалификаций в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов государств — членов ШОС был также поднят представителями таможенной службы Республики Казахстан.

Таким образом, для успешного развития сотрудничества таможенных служб государств — членов ШОС, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, представляется целесообразным, в первую очередь, выполнение ряда мероприятий [3].

Проанализировать нормативно-правовую базу государств — членов ШОС, регулирующую государственные стандарты в области дополнительного профессионального образования вообще и государственных служащих, к коим относятся должностные лица таможенных служб, в частности, с целью выявления общего и особенного.

Определить направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных служб, представляющие взаимный интерес для всех, либо отдельных государств — членов ШОС.

Определить порядок разработки, согласования, утверждения и лицензирования/аккредитации программ с учетом требований национального законодательства, либо выработки специального порядка, общего для всех государств — членов ШОС.

На основе национальных (государственных) профессиональных стандартов определить компетенции, которые должен освоить выпускник той или иной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных служб государств — членов ШОС.

Определить методологию и критерии оценки компетенций, полученных в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов государств — членов ШОС.

Выработать порядок профессионального признания полученных иностранных квалификаций, целью которого является признание формы национального документа, полученного по результатам освоения согласованных

программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации в том или ином государстве другими государствами — членами ШОС.

Определить порядок учета полученных компетенций при решении вопросов прохождения службы с учетом особенностей национального законодательства о таможенной службе, являющейся во всех государствах — членах ШОС одним из видов государственной службы.

Представляется правомерным, что аналогичные действия должны и могут быть осуществимы и при решении вопросов организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов на основе двусторонних соглашений между ФТС России и таможенными службами иностранных государств.

Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что именно в Российской Федерации система дополнительного профессионального образования вообще, и государственных служащих, к коим относятся должностные лица таможенных органов, в частности, подлежит коренной перестройке в связи с подготовкой нового пакета законодательных и нормативных актов в области образования, что само по себе является предметом отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Модель профессионального признания иностранных квалификаций в России / сост.: В.С. Третьяков (УрФУ), Л.Ю. Фалько (ВГУЭС), Е.В. Шевченко (СПбГПУ) ; под ред. Е.В. Шевченко, Дж. Станнард. Владивосток-Екатеринбург-Санкт-Петербург, 2011. 22 с.

2. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (14.10.2009) [Электронный ресурс]. URL: infoshos.ru/ru/?id

3. Филичев Б.Ю. К вопросу о признании иностранных квалификаций в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов государств — членов Шанхайской организации сотрудничества // Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования: материалы Х междунар. науч.-практ. конф. 19.04.2012. Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2012. С. 41-44.

4. Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ре-сурс].URL: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=86

5. Шевченко Е.В. Модель профессионального признания иностранных квалификаций: проект. СПб., 2010. 92 с.; Владивосток: Изд-во Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.