Научная статья на тему 'Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям'

Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ТАМОЖЕННЫМ ОПЕРАЦИЯМ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ON CUSTOMS OPERATIONS SPECIALIST / CUSTOMS OFFICIALS / EDUCATIONAL CONSULTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залётов Юрий Сергеевич

В статье рассматривается проблема педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям. Представлена краткая история педагогических исследований по теме профессионального образования специалистов по таможенным операциям и должностных лиц таможенных органов. Анализируются возможности использования технологий образовательного консалтинга для повышения эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по таможенным операциям и должностных лиц таможенных органов. В статье презентуется авторская программа практического учебного курса «Менеджер внешнеэкономической деятельности» состоящая из двух модулей: транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности и основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств в современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залётов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of continuing education experts on customs operations

Geopolitical changes, innovations legal regulation of foreign economic activity of State Russian counterparts, put forward specific tasks to teachers of additional vocational training in relation to designing the content of other professional programmes for specialists in customs operations. The problem of pedagogic maintenance of continuous vocational training specialists in customs operations. A brief history of educational research on the subject of vocational training specialists in customs operations and customs officials. The possibilities of the use of educational technology consulting services to improve the effectiveness of training and retraining of specialists in customs operations and customs officials. The article is presented the author’s programme of practical training course “Manager of foreign economic activity” consists of two modules: transport maintenance of foreign economic activity and the basis of the customs declaration of goods and means of transport in modern conditions of foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям»

УДК 371.014

Залетов Юрий Сергеевич

кандидат педагогических наук Московская финансово-юридическая академия (Ярославский филиал)

zaleetov1983@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТАМОЖЕННЫМ ОПЕРАЦИЯМ

В статье рассматривается проблема педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям. Представлена краткая история педагогических исследований по теме профессионального образования специалистов по таможенным операциям и должностных лиц таможенных органов. Анализируются возможности использования технологий образовательного консалтинга для повышения эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по таможенным операциям и должностных лиц таможенных органов. В статье презентуется авторская программа практического учебного курса «Менеджер внешнеэкономической деятельности» состоящая из двух модулей: транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности и основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств в современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, специалист по таможенным операциям, должностные лица таможенных органов, образовательный консалтинг.

Современная ситуация, сложившаяся в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов по таможенным операциям характеризуется обстоятельствами, которые невозможно не принимать во внимание в педагогической деятельности. Так, развитие экономики стран Евразийского Экономического Союза (далее ЕАЭС) сегодня стало невозможно без учета и правильного использования принципов и правил мировой торговли, знания таможенного законодательства не только стран ЕАЭС но и стран - контрагентов России и других государств. Особенно актуальными данные требования являются в ситуации поиска новых партнеров России в странах БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества для наилучшей реализации стратегии импортозамещения в отечественной экономике и нейтрализации мер агрессивной экономической политики ряда европейских государств. Согласно действующему законодательству работником таможенного представителя (организации осуществляющей внешнеэкономическую деятельность) непосредственно проводящим таможенные операции определен специалист по таможенным операциям к непрерывному повышению профессиональной компетенции которого предъявляются особые требования.

Происходящие политические перемены, изменения в нормативно-правовой базе государств осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, выдвигают особые задачи перед педагогами дополнительного профессионального образования в отношении проектирования дополнительных профессиональных программ для специалистов по таможенным операциям. Ключевыми из них, на наш взгляд, являются:

1) формирование у обучаемых навыка по оперативному изучению нормативно-правовых документов в сфере внешнеэкономической деятельности;

2) развитие способности выделять главные отличительные аспекты в разработанных государственными органами стран ЕАЭС контролирующих внешнеэкономическую деятельность нормативно-правовых документов;

3) обучение специалистов возможностям определения стратегии проведения таможенных операций с различными категориями товаров.

В педагогической практике известны факты успешного решения задач по профессиональному обучению и повышению квалификации специалистов по таможенным операциям. Например, диссертационная работа Л.Н. Алексеевой посвященная организационно-дидактическому обеспечению профессионального обучения должностных лиц таможенных органов [1]. В результате практической работы автором создана и экспериментально апробирована дидактическая модель профессиональной подготовки служащих таможенных органов непосредственно в региональных таможнях. Также необходимо отметить представленные Л.Н. Алексеевой модель обучения по профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов вновь принятых на службу, модель обучения по профессиональной учебе и повышению квалификации на рабочих местах, что особенно актуально на сегодняшнем этапе работы.

Для практики рассматриваемого вопроса нельзя не отметить диссертационное исследование В.Н. Буданова посвященное профессиональной подготовке менеджеров туризма к внешнеэкономической деятельности [2]. Практической ценностью данной работы является разработка и апробация курса лекционных и семинарских занятий, а также учебного пособия для обучающихся по направлению «Организация внешнеэкономической деятельности предприятия». Главное отличие работы В.Н. Буданова заключается в разработке профессиональной подготовки специалистов для одной из

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Залетов Ю.С., 2016

Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования специалистов по таможенным операциям

отраслей реальной экономики страны - туризма, направленной на создание рабочих мест и извлечению прибыли в коммерческой деятельности.

Мы также считаем необходимым отметить как актуальную и своевременную диссертацию Е.Д. Балашовой выполненную на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и успешно защищенную в 2009 году в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского [3]. Безусловная практическая направленность данной работы позволила апробировать модель педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса при дистанционном обучении специалистов-таможенников в процессе профессионального образования в Таможенной академии.

В течение 2015 года автором данной статьи проведены 2 практических курса повышения квалификации для специалистов по таможенным операциям в Центре делового образования Ярославской Торгово-Промышленной Палаты и Центре Повышения квалификации «Конверсия». Слушателями данных курсов являлись не только специалисты по таможенным операциям предприятий региона, практикующих внешнеэкономическую деятельность, но и работники предприятий и организаций, в ближайших планах которых начать данное направление работы.

Предлагаемая автором программа учебного практического курса «Менеджер внешнеэкономической деятельности» состоит из двух учебных модулей:

1. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности (вопросы прибытия и убытия иностранных товаров на территорию ЕАЭС и соответственно с территории ЕАЭС, изучение особенностей процедуры таможенного транзита иностранных товаров по территории нашей страны и государств ЕАЭС).

2. Основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств в современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности (рассмотрение основных правил таможенного оформления иностранных товаров в РФ с учетом специфики работы в Ярославской области).

Общеизвестными особенностями профессиональных знаний специалистов по таможенным операциям являются:

1) быстрое устаревание специальных знаний по причине постоянного обновления нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности;

2) необходимость формирования и использования универсального профессионального опыта с учетом предыдущих этапов работы в отрасли;

3) наличие у специалистов по таможенным операциям способности работать с источниками информации на иностранном языке.

При составлении вышеобозначенных программ учебных модулей автор руководствовался пред-

ложениями разработанными Центром образовательного консалтинга ЯГПУ им. К.Д. Ушинского о внедрении накопительно-модульной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Главной целью такой системы обучения должно быть создание мобильной структуры быстро реагирующей на потребности рынка труда [5].

В ходе проведения занятий 80% слушателей высказали предположение о том, что освоение учебной программы «Менеджер внешнеэкономической деятельности» предпочтительнее будет проводить по единой системе организации учебной деятельности по теме таможенного оформления товаров и транспортных средств. Также у обучаемых в результате осуществления внешнеэкономической деятельности возникает потребность в наличии универсальных приемов в освоении таможенных операций и процедур с товарами.

Отдельным элементом в работе специалистов по таможенным операциям стоит отметить их способность работать с источниками информации на иностранном языке. Без достоверной и подтвержденной информации о стоимости товаров на международном рынке, качественного перевода на русский язык документов используемых в внешнеэкономической деятельности невозможна результативная работа по проведению таможенных операций. В ходе проведения практических занятий по изучению международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров основной проблемой у слушателей при переводе необходимой информации на русский язык обнаружился негативный опыт при изучении иностранных языков. Для успешного решения данной проблемы, считаем необходимым использовать предложения А.С. Журиной о создании программы обучения иностранным языкам на билингвальной основе с преодолением психологического барьера, причиной которого может быть отрицательный опыт в изучении иностранного языка [4].

Практической особенностью проведения занятий по программе «Менеджер внешнеэкономической деятельности» являлось выявление детерминант развития основных аспектов ведения данного направления в ближайшей перспективе, формирование у слушателей способности прогнозировать развитие обстоятельств ведения внешнеэкономической деятельности в близкой перспективе, а следовательно формированию возможности подготовить себя к переменам будущего дня.

Для продолжения дальнейшей работы по реализации учебных программ дополнительного профессионального образования специалистов по таможенным операциям считаем необходимым применять такую форму как образовательный консалтинг.

По мнению И.Ю. Тархановой, консалтинг в дополнительном профессиональном образовании

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

153

можно применять на этапе выбора потенциальным слушателем дополнительной профессиональной программы и этапе проектирования образовательного маршрута. Консалтинговые услуги при этом могут включать в себя такие составляющие, как оценка потребности в обучении, анализ альтернатив реализации образовательных проектов, конструирование содержания корпоративных обучающих программ, определение желаемых образовательных результатов [6].

Согласимся с данным автором в том, что консалтинговые услуги могут также развиваться в тех направлениях, которые традиционно важны для планирования и развития карьеры:

- оценка деловых и профессиональных качества обучающихся по программам дополнительного профессионального образования;

- работа с учебной мотивацией и мотивацией профессионального роста;

- анализ особенностей организационной культуры, психологического климата, оргструктуры управления и других социально-психологических параметров коллектива организации-заказчика.

На наш взгляд, спецификой образовательного консалтинга, в отличие от других форм реализации дополнительных профессиональных программ, является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между консультантом и обучающимися.

Таким образом, на примере изучения профессиональных компетенций специалиста по таможенным операциям самым наглядным образом можно увидеть, что основной проблемой дополнительного профессионального образования становится по-

лучение знаний, которых еще нет, но потребность в наличии и овладении которыми назрела.

Библиографический список

1. Алексеева Л.Н. Организационно-дидактическое обеспечение профессионального обучения должностных лиц таможенных органов (на примере таможни): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Мурманск, 2004. - 23 с.

2. Буданов В.Н. Профессиональная подготовка менеджеров туризма к внешнеэкономической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 26 с.

3. Балашова Е.Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов: автореф. дис. . канд. пед. наук.- Ярославль, 2009. - 24 с.

4. Журина А.С. Использование конструктивной и преодоление деструктивной интерференции при изучении второго иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. -С. 42-45.

5. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая обусловленность трансформации содержания и форм дополнительного профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2013 - Т. 19. - № 4. -С. 85-88.

6. Тарханова И.Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования. - Ярославль: ЯГПУУ 2014. - 148 с.

154

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.