УДК 378.31
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МЕНЕДЖЕР ВЭД» СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ)
Ю.С. Залетов
Аннотация. В статье рассматриваются современные практические вопросы совершенствования профессионального обучения специалистов транспор-тно-логистической отрасли экономики. Рассматривается программа повышения квалификации специалистов по внешнеэкономической деятельности предприятий как пример для развития профессиональных компетенций работников транспортной отрасли.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, транспортная отрасль экономики, профессиональное обучение, содержание программы повышения квалификации, накопительно-модульная система повышения квалификации работников транспорта.
IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF EMPLOYEES
IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS SECTOR OF THE REGIONAL
ECONOMY FOR INCREASE EFFICIENCY THEIR WORK
(BY THE EXAMPLE OF THE TRAINING PROGRAM «MANAGER OF
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY» FOR SPECIALISTS
IN THE ECONOMIC REALM OF ENTERPRISES OF THE REGION)
Yu.S. Zaletov
Abstract. The paper deals with modern practical issues of improving the professional training of specialists in the transport and logistics industry. The program of professional development of specialists in foreign economic activity of enterprises is considered as an example for developing professional competencies of employees in the transport sector.
Key words: foreign economic activity (FEA), transport sector of the economy, vocational training, professional development program content, accumulative-modular system of professional development of transport workers.
Прошедшие 2016 г. и 2017 г. оказались непростыми для большинства отраслей народного хозяйства РФ. Происходящие перемены в экономике не могли не отразиться на сфере образования и профес-
сионального обучения специалистов предприятий и организаций. Активней всего сокращали количество работников такие крупные предприятия, как ПАО «Ростелеком» (на 9000 чел. в 2016 г.), ОАО «АвтоВаз» (на 7800 чел. в 2016 г.), ОАО «Сбербанк» (на 5900 чел. в 2016 г.) [6].
Среди предприятий, которые, напротив, наращивали количество специалистов и видоизменяли занятость своих работников, в авангарде лидеров оказались именно организации транспортно-логистической отрасли экономики. Например, ОАО «РЖД», один из крупнейших работодателей в стране, сокращение количества своих работников объяснило прежде всего переводом персонала в дочерние компании и внедрением новых технологий и методов управления (прежде всего аутсорсинга). Многие фармацевтические предприятия локализовали производство в России. Торгово-Промышленная палата РФ отмечает, что 8 из 10 крупнейших концернов по продажам идут по данному пути, это привело к росту количества специалистов по продажам и аптечным сетям в данных предприятиях.
Увеличивали количество специалистов в 2016 г. и в 2017 г. и федеральные торговые сети, крупные ритейлеры - «Х5 RetailGroup», «Магнит», «М-Видео», «Дикси», «Лента», «О-Кей». Федеральная сеть «Х5 RetailGroup» открыла 2000 магазинов, «Магнит» - почти 1900 [6]. Компания «Аэрофлот» выросла в численности за счет найма сотрудников из числа прекратившей свою деятельность компании «Трансаэро».
Ярославская область территориально входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО), который, в свою очередь, включает в себя Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы. На территории региона осуществляют свою хозяйственную деятельность крупные участники, в том числе -и внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД): ОАО «Автодизель», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «ЯШЗ», ОАО «Ярославский технический углерод» и др.; а также крупные предприятия, осуществляющие транспортную деятельность: ОАО «РЖД», ООО «Трансконтейнер», ООО «Траско» и др. На территории области осуществляет грузоперевозки по стальным магистралям (в том числе и международные) Северная железная дорога ОАО «РЖД», проходит федеральная автодорога «Москва-Холмогоры» М-8, действует аэропорт «Туношна» с пунктом пропуска через
государственную границу РФ и границу ЕАЭС. Также работают предприятия и организации с участием иностранного капитала Ярославской области: ООО «Дюпон Русские Краски», ООО «Кома-цумэнфэкчуринг рус», ООО «Линдаб-Билдингс» и др.
Вышеперечисленные обстоятельства, безусловно, оказали влияние на потребность в развитии и совершенствовании профессионального обучения специалистов данных предприятий на региональном уровне, и в Ярославской области - в том числе.
В данной работе, для полного и объективного рассмотрения вопроса о совершенствовании профессионального обучения специалистов транспортной отрасли экономики, считаем необходимым выделить следующие обстоятельства, также непосредственно воздействующие на требования к обучению работников транспорта.
С августа 2012 г. РФ является полноправной страной-участницей Всемирной Торговой Организации. Несмотря на осложнения политических взаимоотношений с государствами Евросоюза (ЕС), США, Канадой, значительная часть внешнеторгового оборота России приходится именно на государства Евросоюза. Особенно это касается импорта высокотехнологичной продукции: частей машин, технического оборудования. В связи с этим, одной из ключевых детерминант эффективности развития внешнеторговых отношений является компетентность и профессиональная подготовка персонала, в том числе и специалистов, обслуживающих международные грузопотоки [8]. При этом в понятие «компетентность» входят не только профессиональные качества и обучаемость, но и способность самостоятельно принимать решения, работать в команде, соблюдать негласные корпоративные модели поведения.
Еще одно направление взаимодействия России на международном уровне, требующее расширения взаимоотношений в области образования, - это совместная работа в рамках Шанхайской организации сотрудничества (экономико-политического союза Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана). Ключевая цель процесса совместимости образовательной модели стран ЕАЭС и ШОС с иностранными государствами в рамках Болонского процесса - это задача по разработке совместимых программ обучения и сопоставимых критериев и методологий оценки подготовки специалистов.
Таким образом, экономические изменения как на международном уровне, так и на региональном, выдвигают новые требования к совершенствованию профессионального обучения специалистов транспорта.
С 1 июля 2016 г. вступили в силу изменения Трудового кодекса РФ, а также ст. 11 и ст. 73 Федерального закоа «Об образовании в РФ», Данные новшества предусматривают применение профессиональных стандартов (далее - ПС). В разработке образовательных программ специалистов по транспорту и логистике грузов стоит отметить работу преподавателей Высшей школы экономики (Национального исследовательского института ВШЭ). В настоящее время законопроект об особенностях применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях проходит стадию обсуждения, но вопрос соответствия работника занимаемой должности и характеристика его квалификации будет поставлен достаточно остро.
На сегодняшний день отсутствует квалификация «логист», а само понятие «логистика» в большинстве случаев у преподавателей и обучающихся ассоциируется с понятием «транспортировка», тем самым осложняется согласование ПС с ФГОС. В течение нескольких лет вузы разрабатывают образовательные программы по логистике и управлению цепями поставок и пытаются включить содержание программы в структуру компетенций направления «Менеджмент».
Необходимо отметить, что в настоящее время законодательными актами РФ установлены федеральные государственные требования к профессиональным образовательным программам для таких сфер деятельности, как государственная гражданская служба, педагогическая деятельность, таможенное дело, частная охранная деятельность. Данные требования устанавливаются в тех программах профессионального образования, отраслях экономики и социальной сферы, в которых доминирует государственное регулирование и деятельность которых связана со сложностью и опасностью работы.
Проблема профессиональной подготовки специалистов транспортной отрасли исследовалась многими отечественными учеными.
В диссертационной работе Л.П. Овчинниковой предлагается концепция профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе на основе бикорпоративной системы интегрированных связей транспортного университета и предприятий железнодорожного транспорта. Основной частью такой би-
корпоративной системы является реализация феноменологической модели управления самостоятельной работой студентов для учета их возрастных, образовательных, социальных, профессионально-династических особенностей, которая в свою очередь превращает бикорпоративную модель в высокоинтенсивную педагогическую технологию самого современного уровня [5].
В диссертационном исследовании З.С. Сазоновой рассматривается вопрос методологической основы подготовки современного инженера-техника транспортной отрасли через призму интеграции образования, науки и производства. На современном этапе мирового развития, характеризуемом информатизацией и глобализацией, необходим переход от комплексности к системной целостности взаимодействия образования, науки и производства. Основной отличительной особенностью данной работы является разработка и апробация системно-ориентированной модели подготовки и самоподготовки конкурентоспособного инженера в одном из ведущих транспортных вузов страны - МАДИ [7].
Также, региональной системе развития профессионального образования на основе интегративности с учетом социального заказа посвящена диссертационная работа Г.Н. Лищиной [4]. Практико-ори-ентированной диссертационной работой, заслуживающей внимания для изучаемой автором данной статьи проблемы, является исследование Е.И. Васенина о системе регионального взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров [2].
В результате проведенного анализа публикаций и диссертационных исследований по изучаемому вопросу мы выделили ряд условий, которые необходимо учитывать при разработке современных программ профессионального обучения специалистов транс-портно-логистической отрасли:
- необходимость обеспечения обучающихся новыми знаниями в конкретной отрасли экономики и формирование способности к самообучению в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
- требование по минимальному отвлечению специалистов от производственной и коммерческой деятельности для обучения;
- обязательное использование в обучении и работе информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов в соответствии с требованиями настоящего и ближайшего будущего времени.
Одним из важных направлений подготовки специалистов транспортно-логистической отрасли экономики является профессиональная подготовка работников предприятий, осуществляющих ВЭД, а также должностных лиц таможенных органов. Внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой частью транспортно-логистической отрасли экономики страны и охватывает не только международный грузооборот, но и грузооборот внутри государства.
Отличительными особенностями профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере ВЭД, являются:
- необходимость работать удаленно от основной базы функционирования своей организации (в различных городах и государствах);
- в случае профессионального обучения специалистов-транспортников и специалистов сферы ВЭД необходимо минимальное количество времени отрыва их от производственной деятельности, но при этом следует обеспечить высокое качество их подготовки;
- стремительное изменение аспектов внешнеэкономического законодательства взаимодействующих государств (их сильная зависимость от политических решений и обстановки - санкции, эмбарго);
- различающийся уровень базового образования специалистов, особенно у работников технического звена (водители и экспедиторы);
- потребность в обобщении практически накопленного опыта в применении внешнеэкономического законодательства различных государств.
В данной работе автор считает необходимым отметить экономическую обусловленность педагогического процесса в сфере ВЭД и транспорта, с характерной для данной отрасли высокой ответственностью субъектов образовательной деятельности, целевой профессиональной направленностью процедуры обучения и четким соответствием требованиям, установленных вышестоящими контролирующими органами. Иными словами, высокой степенью ответственности должностных лиц, организаций за нарушение тех или иных правил и норм внешнеторговой деятельности как в транспортном, так и в коммерческом аспектах. Например, согласно п. 9 ст. 73 и п. 1 п. 7 ст. 76 Федерального закона «Об образовании», со-
держание программ профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти [1].
Таким образом, рассмотренные отличительные особенности профессионального обучения специалистов ВЭД позволяют нам прийти к выводу, что они напрямую соответствуют требованиям для создания и апробации на практике программ повышения квалификации специалистов транспортной отрасли.
Безусловно, универсальной программы обучения или повышения квалификации специалистов транспортно-логистической отрасли в рамках данной публикации предложить не представляется возможным. В данной работе мы предлагаем к рассмотрению авторскую программу повышения квалификации «Менеджер по внешнеэкономической деятельности (ВЭД)» для работников транспортно-логистической отрасли и работников экономического профиля предприятий региона.
Предлагаемая программа повышения квалификации разработана на основе научной школы ИРКП Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского по реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров О.А. Коряковцевой и И.Ю. Тархановой [3].
Разработанная программа повышения квалификации «Менеджер по внешнеэкономической деятельности (ВЭД)» рассчитана на 72 часа, реализуется в центре делового образования Ярославской торгово-промышленной палаты посредством проведения лекционных и практически ориентированных занятий и направлена на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об основных этапах таможенного оформления иностранных и отечественных товаров;
- приобретения опыта деятельности по оформлению и декларированию товаров в таможенных целях на предприятиях в современных экономических обстоятельствах;
- формирования готовности самостоятельно осуществить таможенное оформление товара необходимого для производственной и коммерческой деятельности организации;
Учебно-тематическое планирование данного курса представлено в таблице 1.
Таблица 1
Учебно-тематический план программы «Менеджер по внешнеэкономической деятельности (ВЭД)»
Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем Количество часов Всего часов
Лекции Практические занятия
1 Нормативно-правовые основы ведения ВЭД на современном этапе развития отрасли 4 1 5
1.1 Законодательные основы ведения внешнеэкономической деятельности в РФ на современном этапе. Структура таможенных органов региона, их местоположение и компетенции 4 1 5
2 Транспортное обеспечение ВЭД 13,3 3,2 16,5
2.1 Прибытие иностранных товаров на территорию ЕАЭС и на внутренние таможенные посты 4,4 1,1 5,5
2.2 Процедура таможенного транзита иностранных товаров и товаров ЕАЭС на современном этапе развития отрасли 4,4 1,1 5,5
2.3 Особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита 4,4 1,1 5,5
3 Практические основы декларирования товаров в таможенных целях на современном этапе 40,3 10,2 50,5
3.1 Современное понятие декларации на товары (далее ДТ). Подача и регистрация ДТ после процедуры завершения таможенного транзита 4,4 1,1 5,5
3.2 Основные документы регламентирующие заполнение ДТ, правила заполнения ДТ 4,5 1,2 5,7
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем Количество часов Всего часов
Лекции Практические занятия
3.4 Международные правила Инко-термс 2010 в договоре внешнеторговой сделки. Определение и заявление таможенной стоимости в ДТ 4,5 1,2 5,7
3.5 Фактический таможенный контроль в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств 4,5 1,2 5,7
3.6 Перемещение товаров внутри территории ЕАЭС, правила ведения статистики взаимной торговли между государствами ЕАЭС 4,5 1,1 5,6
3.7 Административные правонарушения в таможенном деле. Порядок привлечения участников ВЭД к ответственности за правонарушения в сфере ВЭД 4,5 1,1 5,6
3.8 Перемещение товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности через границы ЕАЭС (таможенное оформление и таможенный контроль) 4,5 1,1 5,6
3.9 Перемещение товаров для личного пользования гражданами РФ через таможенную границу ЕАЭС. Международные почтовые отправления. 4,5 1,1 5,6
Всего 57,6 14,4 72
Основными этапами процесса освоения материала в ходе реализации разработанной программы являются: - изучение исходного уровня владения знаниями по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выяснение необходимых предметных ориентиров работы (то есть видов
и категорий продукции, экспортируемых или импортируемых предприятием обучаемого);
- введение нового изучаемого материала;
- применение и закрепление пройденного материала в практи-ко-ориентированном лекционном курсе и при решении задач по таможенному оформлению грузов;
- контроль полученных знаний.
В целях совершенствования процесса повышения квалификации работников транспортно-логистической отрасли в дальнейшем необходима разработка справочно-информационного пособия по освоению комплексных программных продуктов и средств используемых в таможенном оформлении товаров: «Декларант ВЭД», «Транзит ВЭД».
Таким образом, разработанная программа и содержание повышения квалификации «Менеджер ВЭД» является частью профессионального обучения работников и специалистов транс-портно-логистической отрасли и содействует повышению их конкурентоспособности на рынке труда, применению полученных знаний для максимизации прибыли компаний и предприятий.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_L (дата обращения 10.01.2018).
2. Васенин Е.И. Система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2016.
3. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II.
4. Лищина Г.Н. Региональная система развития профессионального образования на основе интегративности: авт. дис. .д-ра пед. наук. М., 2013.
5. Овчинникова Л.П. Концепция и технологии профессиональной подготовки специалиста железнодорожного транспорта в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2014.
6. Подцероб М., Гончарова О. Кто нанимал больше всего сотрудников в 2016 г. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles /2016/12/28/671535-kto-nanimal (дата обращения 10.01.2018).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
7. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008.
8. ФедороваП.С., ОбодковаЕ.А. Россия в ВТО: новые требования к подготовке специалистов и управлению персоналом // ДПО как эффективный инструмент конкурентоспособности российской экономики. Ярославль, 2013.
Ю.С. Залетов
кандидат педагогических наук Ярославский филиал Московского финансово-юридического университета [email protected]