Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как неотъемлемая часть рабочего процесса должностных лиц таможенных органов'

Дополнительное профессиональное образование как неотъемлемая часть рабочего процесса должностных лиц таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / PLANNING AND IMPLEMENTATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина Светлана Сергеевна

Определены и раскрыты основные проблемы дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов на примере Центрального таможенного управления. Рассмотрены основания для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование. Приведен анализ обучения должностных лиц таможенных органов в период с 2012 по 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING AS AN INTEGRAL PART OF A WORKFLOW CUSTOMS

Identified and disclosed the main problems of additional vocational training of customs officials on the example of the Central Customs Office. Considered grounds for a civil servant at the direction of further professional education. The analysis of the training of customs officials in the period from 2012 to 2014.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как неотъемлемая часть рабочего процесса должностных лиц таможенных органов»

УДК 338.2

СС Илюхина ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. Определены и раскрыты основные проблемы дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов на примере Центрального таможенного управления. Рассмотрены основания для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование. Приведен анализ обучения должностных лиц таможенных органов в период с 2012 по 2014 г.

Ключевые слова: таможенные органы, гражданские служащие, дополнительное профессиональное образование, планирования и реализации обучения.

Svettana DyMna ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING AS AN

INTEGRAL PART OF A WORKFLOW CUSTOMS

Annotation. Identified and disclosed the main problems of additional vocational training of customs officials on the example of the Central Customs Office. Considered grounds for a civil servant at the direction offurther professional education. The analysis of the training of customs officials in the period from 2012 to 2014.

Keywords: customs authorities, civil servants, continuing professional education, planning and implementation of training.

В свете современных требований о формировании электронной таможни мы наблюдаем планомерную и упорную работу по внедрению электронного обучения в практику работы таможенных органов. Быть таможенником - профессия не из легких. Разнообразная специфика требует наличия навыков и знаний из самых разных областей деятельности. Поэтому каждому вновь принятому на службу специалисту необходимо изучение основ таможенного дела. Первоначальная профессиональная подготовка является одним из наиболее ответственных базовых видов учебы.

В ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» идет речь о дополнительном профессиональном образовании. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации и осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

- назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

- включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

- результаты аттестации гражданского служащего;

- назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

© Илюхина С.С., 2015

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы. Гражданскому служащему, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для освоения дополнительной профессиональной программы.

Сегодня численность подготовленных должностных лиц ежегодно превышает 2 тыс. чел. и анализ количества обученных сотрудников показывает, что с каждым годом система все боле и более востребована (см. табл. 1).

Таблица 1

Анализ обучения должностных лиц таможенных органов в период с 2012 по 2014 г.

№ п/п Наименование таможенного органа Штат Факт 2012 2013 2014

Всего обучено Всего обучено Всего обучено

1 Центральное таможенное управление (ЦТУ) 709 648

2 Белгородская таможня 1504 1448 477 512 460

3 Брянская таможня 1405 1357 460 435 504

4 Владимирская таможня 304 298 73 84 127

5 Воронежская таможня 411 395 170 113 177

6 Ивановская таможня 111 101 25 58 27

7 Калужская таможня 301 291 105 131 123

8 Курская таможня 732 690 240 239 221

9 Липецкая таможня 251 243 69 78 111

10 Смоленская таможня 742 704 156 297 198

11 Тверская таможня 227 217 45 116 80

12 Тульская таможня 147 139 49 60 73

13 Ярославская таможня 261 253 88 105 128

14 Центральная оперативная таможня 290 270 31 18 55

15 Приокский тыловой таможенный пост 75 74 16 19 29

16 Московская таможня 748 693 167 254 290

17 Московская областная таможня 1202 1137 242 383 341

ВСЕГО: 9420 8958 2560 3051 3214

Повышение квалификации гражданских служащих и сотрудников проводилось в целях обновления знаний и совершенствования навыков в связи с повышением требований к уровню квалификации должностных лиц и работников и необходимостью освоения ими новых способов решения

профессиональных задач. Периодичность повышения квалификации должностных лиц таможенных органов строилась исходя из служебного положения и категории должностного лица.

Качеству обучения во многом способствовали уровень профессиональной подготовки специалистов, отвечающих за обучение и степень технического и материального обеспечения учебного процесса. В подчиненных таможенных органах оборудовано 15 учебных классов. Два компьютерных класса имеется в ОПК КС Управления. Классы активно используются для организации и проведения учебных занятий, подготовки методических материалов, тестирования должностных лиц таможенных органов.

В отделе подготовки кадров кадровой службы ЦТУ в 2014 г. начали активно использовать для подготовки кадров мобильную телестудию. Широкие возможности телестудии позволяют применять ее для проведения профессиональной учебы во всех ее формах, получения дополнительного профессионального образования на рабочих местах должностных лиц Управления, не зависимо от места их расположения, а также съемок и монтажа учебных материалов.

В соответствии с резолюцией первого заместителя руководителя ФТС России № 09-11/1758 от 01 июля 2011 «Об исполнении контракта от 1 февраля 2011 г. № 19 CDP/ICB/056-G», кадровой службой Управления была получена дорогостоящая мобильная видеостудия, содержащая 89 элементов оборудования, включая три профессиональные видеокамеры. Данная студия предназначена для совершенствования и внедрения в таможенных органах системы дистанционного обучения на основе современных информационных образовательных технологий. 27 ноября 2014 г. впервые в практике организации профессиональной учебы должностных лиц таможенных органов было проведено потоковое вещание. Уникальность данной технологии заключается в том, что занятия можно проводить как с выборочной группой (3-5 чел.), так и с привлечением всех 8 тыс. должностных лиц. При этом, занятия проходят без отрыва от рабочего места. Сигнал транслируется из мобильной студии Учебного центра отдела подготовки кадров ЦТУ и принимается на рабочие станции, рабочих мест должностных лиц таможенных органов.

Уникальность данной методики заключается в том, что она может быть использована не только в рамках ведомственной профессиональной учебы, а так же, и в освоении программ дополнительного профессионального образования. Сутью рассмотрения вопроса является следующий алгоритм. В рамках заключенного между Управлением и образовательной организацией договора, образовательная организация реализует учебную программу с использованием электронных средств обучения ЦТУ. При положительной сдачи итоговой аттестации слушатели получают удостоверения установленного образца. Управление, в свою очередь, также, на безвозмездной основе, организует и проводит практику студентов образовательной организации, с которой заключило договор. Лекции и практические занятия образовательная организация проводит под постоянным контролем должностных лиц Управления. Тем самым, обеспечивается высокая эффективность и экономичность целесообразной организации обучения должностных лиц Управления.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 235-р от 21 февраля 2014 г. «Об утверждении государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих на 2014 год»; приказом ФТС России № 502 от 20 марта 2014 «Об организации обучения федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов в рамках государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации в 2014 году» и приказом Управления № 206 от 09 апреля 2014 «Об организации обучения федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Управления в рамках государственного заказа на дополнительное профессиональное образование в 2014 году», а также, учитывая запросы таможенных органов Управления, бюджетные средства на

проведение обучения в рамках государственного заказа в сумме 2 600 000 (в 2013 г. - 3950) тыс. руб. распределены следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение бюджетных средств на проведение обучения в рамках государственного заказа

№ п/п Наименование таможенного органа Объем выделяемых денежных средств (руб.)

1 Центральное таможенное управление 148 397,19

2 Белгородская таможня 638 960

3 Брянская таможня 769 001,6

4 Курская таможня 280 000,81

5 Московская таможня 77 414,40

6 Смоленская таможня 215 040,0

7 Тульская таможня 193 536,0

8 Ярославская таможня 277 650

9 ИТОГО: 2 600 000,0

В таможенных органах Управления проведены мероприятия, по организации размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование в 2014 г. и заключены восемнадцать контрактов с одиннадцатью обучающими организациями. В целом в Управлении идет стабильный рост целевого индикатора - доли должностных лиц, направленных на обучение. Этот показатель выше установленного УГСК ФТС России на 2014 г.. В практике планирования и реализации обучения установлено, что для достижения эффективности служебной деятельности и качества обучения в среднем 33 % должностных лиц должны быть направлены на обучение ежегодно. По Управлению в целом этот показатель выдерживается.

Кадровая служба борется за плановость и стабильность процесса направления должностных лиц Управления на обучение. Одним из направлений этого вида деятельности является автоматизация планирования и контроля обучения. Алгоритм данного вида планирования представляет:

- повышение эффективности управления и оперативности в планировании дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) должностных лиц таможенных органов;

- ведение полной индивидуальной истории должностных лиц таможенных органов по полученному ДПО;

- возможность аналитической деятельности по вопросам ДПО должностных лиц таможенных органов;

- введение дополнительных функций без увеличения численности должностных лиц кадровых подразделений таможенных органов;

- постоянный контроль периодичности обученности должностных лиц таможенных органов;

- актуализацию планирования обучения должностных лиц таможенных органов на трехлетний и более период;

- повышение производительности труда должностных лиц кадровых подразделений таможенных органов;

- оперативную подготовку отчетности для УГСК ФТС России, государственных органов в соответствии с нормами Российского законодательства.

В основе планирования лежат реальные потребности истинного заказчика в виде индивиду-

ального плана профессионального развития государственного гражданского служащего, из которых формируется программа развития таможенного органа в виде заявки на обучение. Одним из основных преимуществ предложенной системы планирования является возможность детального анализа заявленных учебных программ и направлений служебной деятельности.

В современных условиях разработки и создания профессиональных стандартов государственной службы все больше внимания уделяется качеству профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и их компетенции, что подтверждает необходимость внедрения передовых технологий в процесс обучения должностных лиц таможенных органов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.