Научная статья на тему 'Проблемы разработки и реализации региональных систем ведения свиноводства в рыночных условиях'

Проблемы разработки и реализации региональных систем ведения свиноводства в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки и реализации региональных систем ведения свиноводства в рыночных условиях»

селения области приоритет отдается луговому кормопроизводству. Сельские семьи, которые содержат коров, не возделывают кукурузу на силос и зеленый корм, не заготовляют сенаж, так как это требует больших затрат. Заготовка ими качественного сена, выгул животных на пастбищах и лугах до 10-12 часов в сутки, невысокая их плотность - главные факторы высокой продуктивности. В среднем в хозяйствах населения надой молока на корову увеличился с 2900 кг в 1990 г. до 5641 кг в 2012 г. или почти в 2 раза. Качественное молоко не проходит глубокой заводской переработки, а после охлаждения поступает непосредственно потребителю.

В современных условиях снижение уровня безопасности молочной продукции связано не только с ухудшением луговой и полевой экосистемами, но и глубокой переработкой продукции. Крупный капитал способен из регионов и государств завозить сырье на большие расстояния. В Брянской области производство молока на душу населения сократилось с 340 кг в 2009 г. до 279 кг в 2012 г. Но за этот период производство сыров увеличилось с 21,2 до 27,1 тыс. т, масла сливочного - с 5,0 до 7,5, цельномолочной продукции - с 91,4 до 152,6 тыс. т. Это было обусловлено завозом сырья. Только пальмового масла в 2011 г. было завезено 7217 т. С ростом объемов производства молочной продукции на рынке создается ситуация когда предложение опережает спрос. Возникает необходимость упаковки продукта, консервации, ароматизации и пр. Так промышленные и торговые монополии, удовлетворяя свои интересы, понижают уро-

вень безопасности продовольствия, что усугубляет проблему здоровья населения.

Среди многих мер создания продукта с высоким уровнем безопасности, исходя из уникальных природных особенностей Брянской области, первоочередными являются:

- познание теории почвообразовательного процесса, основанной В. Р. Вильямсом, применение ее с учетом особенностей региона;

- признание приоритетности в луговой и полевой экосистемах бобово-злаковых трав, возделывание которых повышает плодородие почвы, способствует решению проблемы протеина в животноводстве, определяет высокий уровень безопасности продукта;

- эффективное развитие экосистем, во многом обусловленное действием воздействия Природы, требует материально-технических и социальных затрат, значительная часть которых должна субсидироваться;

- применение сегодня субсидий на стадии реализации продукции или на 1 га обрабатываемой пашни игнорирует главенствующую роль луговой и полевой экосистем в повышении уровня безопасности продукта.

Источники

1. Всероссийский научно-исследовательский институт им. В.Р. Вильямса на службе российской науке и практике. Под ред. чл. корр. Россельхоза-кадемии, д.с.х.н. В.М. Косолапова и д.г.н. И.А. Трофимова. - М.: Россельхозакадемия. 2014. -1031 с.

2. Сельское хозяйство Брянской области. Стат. сб. /Брянскстат.- Брянск, 2013.

3. Народное хозяйство Брянской области в 19861990гг. Стат. сб./Брянскстат.- Брянск, 1991. - 360 с.

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ СВИНОВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Ткачук Е.В., асп. Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Региональные системы ведения сельского хозяйства способны повысить свою конкурентоспособность в условиях глобального рынка при адресной поддержке государством внедрения новых технологий и грамотном учете факторов экономической географии конкретного региона.

Например, геоэкономически положение Ленинградской области характеризуется такими двумя факторами с разнонаправленными особенностями как наличие крупного рынка конечного потребления и нахождение в зоне рискового земледелия.

Противоположное влияние на условия ведения бизнеса этих двух факторов ставит

задачу разработки альтернатив и выбора оптимальной системы ведения сельского хозяйства. Оба фактора напрямую влияют на стратегию развития сельхозпредприятия вне зависимости от исходных возможностей в инвестировании.

Поскольку важным приоритетом государственной аграрной политики является поддержка в становлении и развитии среднего бизнеса, то рассмотрим разработку и реализацию региональных систем ведения сельского хозяйства в рыночных условиях на практическом примере одного из предприятий отрасли "Свиноводство" в Ленинградской области, со средним объём производства свинины при поголовье стада в 10-20 тысяч голов.

Средний объём производства выбран по следующим причинам: во-первых, под его становление необходим меньший объём инвестиции, т.е. финансирование могут получить большее количество участников на рынке из ограниченных источников инвестиций; во-вторых, оно компактнее по занимаемой территории, что важно при ограниченности доступных земельных ресурсов. В итоге большее количество местных предприятий сделает их более сплоченными по отношению к импортным поставщикам и конкурентными по отношению друг к другу. Кроме того, средний объём поголовья свиней позволяет рентабельно содержать маточное поголовье для контроля за цик-

лом производства и гарантированно обеспечивать реализацию объёмов готовой продукции через собственную небольшую и малозатратную розничную сеть.

Главными условиями, в которых действуют производители отечественной свинины, это то, что устойчивость бизнесу способны придать только современные технологии производства свинины и сбалансированность объемов производства и объёмов продаж по приемлемым ценам.

Преимущество современных технологий по уровню производственных затрат наглядно отражено в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели себестоимости на старом модернизированном и новом свинокомплексах

Показатель Современный Модернизированный Свиноводство - сего

свинокомплекс старый свинокомплекс

расчет. себест-ть с/с-ть без амортиз. расчет. се-бест-ть с/с-ть без амортиз. расчет. себест-ть с/с-ть без амортиз.

Производство, ц 842 725 1567

Всего затрат, млн. руб. 7,05 6,31 6,48 6,04 13,53 12,35

Себестоимость, руб./кг 83,7 74,9 89,4 83,3 86,7 78,8

С/с-ть без амортизации и без ГСМ на обогрев зимой, руб./кг 69,6 75,77 72,47

Как представлено в табл. 1, высокотехнологичный современный свинокомплекс за счёт автоматизации кормления и поения, уменьшения потерь кормов, создания микроклимата, менее затратен, чем старый модернизированный, даже с учётом неденежных расходов на амортизационные отчисления.

Сильной стороной среднего свиноводческого хозяйства в Ленинградской области является возможность полной и высокорентабельной продажи всей свинины при грамотном маркетинге и создании недорогой собственной сети мелких торговых розничных точек.

Слабой стороной свинокомплекса среднего масштаба может стать зависимость от покупных кормов, поскольку доходы среднего свиноводческого хозяйства не покрывают затраты на выращивание собственного кормового зерна и переработку его в комбикорм. Однако, региональной особенностью Ленинградской области является её хорошая обеспеченность комбикормовыми заводами, что обеспечивает достаточно большой выбор закупаемых кормов.

В процессе развития перед свиноводческим хозяйством может стоять проблема выбора между альтернативными системами ведения бизнеса, которая решается пошагово:

шаг 1 - выявить альтернативные системы свиноводства;

шаг 2 - оценить с учетом региональной специфики экономическую привлекательность каждой альтернативы с учётом доступных объёмом инвестиций и выбрать рабочий вариант, в рамках которого следует выстраивать дальнейшую стратегию развития.

Рассмотрим выстраиваемую на практике систему производства и реализации свинины, состоящую из следующих управленческих контуров:

1 контур - "Выращивание животных": опорос и откорм. Результат - тоннаж полновесных поросят беконной породы в живом весе. Место размещения - свинокомплекс замкнутого цикла;

2 контур - "Производство охлажденной разделанной свинины": забой, разруб, обвалка, охлаждение, хранение и отгрузка. Результат -тоннаж охлажденного и разделанного по стандартизированным частям мяса. Место размещения - пункт первичной переработки мяса (бойня);

3 контур - "Розничная продажа охлажденной разделанной свинины": доставка в розничные точки продаж и продажа конечному потребителю. Место размещения - собственная сеть малометражных стационарных и мобильных автомобильных торговых точек (автолавок).

По контуру 1 для эффективной работы свинокомплекса необходимо наладить следующие процессы:

- регулярная разработка рецептуры полноценных кормов с максимальными показателями конверсии корма и корректировка по результатам периодического мониторинга цен покупных ингредиентов корма;

- контроль качества кормов;

- разработка и своевременной применение эффективной схемы вакцинации;

- разработка схем денежной мотивации операторов цехов содержания животных на регулярную и качественную сортировку животных, а также ветеринарного персонала на своевременное выявление и лечение заболевших животных, регламентную дезинфекцию и вакцинацию;

- зоотехнический контроль за генетикой родительского стада.

Для налаживания работы контура 2 необходимо инвестирование в строительство на некотором отдалении от свинокомплекса современной компактной бойни с достаточными по вместимости камерами охлаждения и краткосрочного хранения разделанного на стандартизированные части мяса. Морозильные камеры должны иметь достаточную и резервную вместительность для бесперебойной обработки сырья, циклично поступающего из свинокомплекса. Производственная мощность убойного цеха - 100-150 голов в смену.

Сложившийся на рынке С.-Петербурга недостаток качественного охлажденного мяса позволяет при разработке контура 3 "Розничная продажа охлажденной разделанной свини-

ны" ограничится созданием малозатратных "одноприлавковых" торговых точек с компактным морозильным оборудованием. Торговый оборот - 7,5-11 т охлажденной разделанной свинины и субпродуктов в день. Масштаб продовольственной розничной торговой сети магазинов мяса - 15-20 единиц, состоящих из стационарных торговых точек с площадью 1520 м2 и мобильных автолавок.

Данный контур требует налаживания следующий процессов:

- создание собственной сети в С.Петербурге и Ленинградской области малометражных (одноприлавковых) стационарных и мобильных автомобильных торговых точек;

- полноценный маркетинг - позиционирование и сезонное управление ценами, доведение до потребителя информации об исключительном качестве, натуральности и полезности свежих продуктов местного сельхозпроизводителя, с наглядной демонстрацией фотографий современных цехов и карт размещения производства;

- бесперебойная доставка в розничные точки продаж, сохранность и продажа сельхоз-товара конечному потребителю.

Для повышения гарантированности бесперебойной реализации при циклических подъёмах выпуска продукции возможно дополнение системы продаж каналом реализации сторонним торговым точкам. Ниже, в табл. 2, приведён расчет эффективности диверсификации продаж через данный канал сбыта.

Вид продукции Цена закупки (руб./кг) Цена реализации (руб./кг) Объем дневной закупки, кг Стоимость закупки, руб. Реализация, руб.

Полутуша 160 180 315 50 400 56 700

Итого за 1 день работы 315 50 400 56 700

Таблица 2 - Показатели дневной ёмкости рынка продаж сторонней торговой точке

Таблица 3 -Показатели выручки альтернативных структур продаж

Виды продаж Факт января 2013 г. Альтернатива 1 Альтернатива 2

голов в % выручка, тыс. руб. голов в % выручка, тыс. руб. голов в % выручка, тыс. руб.

Свиньи живые, опт 760 63 6094 370 31 2966 0 0 0

Бой (полутуши), опт 70 6 725 70 6 725 70 6 725

Бой (обвалка), розница 370 31 3876 760 63 7962 1130 94 11839

Всего 1200 100 10695 1200 100 11654 1200 100 12564

Прирост выручки при отказе от продаж живым весом оптовым покупателям в пользу продаж розничным покупателям = (12 564-10 695)/ 10 695*100% = 17,5%.

Приведённый расчет на основе данных табл. 3, показывает, что стратегия отказа от продаж живым весом в пользу расширения сбыта через розничную сеть приносит на 17,5% больше выручки, даже в условиях отсутствия продуманной маркетинговой стратегии позиционирования товара и реализации рекламной компании по продвижению бренда местного производителя.

В дополнение к общему повышенному уровню розничных цен над оптовыми, затраты на бойню и собственную торговую сеть могут быть увеличено перекрыты результатами управления ценой при помощи маркетингового позиционирования товара на рынке как ограниченного предложения качественного и экологи-

чески чистого мяса, с применением наглядной и эффективной рекламы в местах продаж.

Пониженная эластичность спроса по цене местного высококачественного мяса в условиях ограниченного предложения и местного рынка, с большой покупательной способностью отдельных групп населения, при правильной торговой рекламе также может создать условия, позволяющие получать дополнительный доход в виде премии за эксклюзивность и экологич-ность товара местного сельхозпроизводителя.

Таким образом, проблемы разработки и реализации региональных систем ведения сельского хозяйства в рыночных условиях состоят в выявлении существенных особенностей регионального рынка и грамотного их учёта при создании и развитии сельскохозяйственного рыночного предприятия, полноценно учитывающего производственные, маркетинговые и финансовые аспекты управления получением чистой прибыли.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА АКВАКУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гетманчук А.В., к.т.н., гл. науч. сотр. Российского университета кооперации

В настоящее время все больше усилий прилагается для создания теоретических основ аквакультуры, поскольку потребность в них непрерывно повышается по мере укрупнения и усложнения функционирования всей отраслевой цепочки, от формирования племенных ре-монтно-маточных стад и эффективного воспроизводства (разведения) до круглогодичного выращивания многочисленных видов рыб и других гидробионтов со стабильным получением разнообразной рыбоводной продукции, доступной слоям населения с различным уровнем доходов. Среди рыбной продукции наиболее полезной и востребованной является живая и свежая рыба. Биологическая норма потребления пресноводной рыбы на одного человека, основным источником которого является рыбоводство, составляет не менее 4 кг в год. При разработке концепции развития рынка аква-культуры в Российской федерации учитывались нижеследующие положения.

1.Рынок как часть организационно-хозяйственного механизма представляет собой особую сферу, где происходит обмен товаров, согласование и столкновение интересов производителей и потребителей товаров [1]. Отметим, что в наиболее общем значении организационно-хозяйственный механизм представляет собой интегрированную систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов регулирования

процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими законами. Поэтому, по своей социально-экономической сущности рынок представляет совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и обращения, посредством которых реализуется стоимость товаров.

2. Сущность рынка как стихийного регулятора процессов воспроизводства и экономической жизни проявляется в действии всех законов данной социально-экономической формации. Однако на рынке, прежде всего, это проявляется в действии закона спроса и предложения, который заключается в том, что существует объективная необходимость соответствия между спросом (тем количеством товаров, которые могут быть куплены и предложением (тем количеством товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него). Действие закона спроса и предложения вызывает изменение рыночных цен.

3. В современных условиях в макроэкономической сфере действует государственное регулирование рынков. Государственное регулирование проявляется в том, что разрабатываются определенные формы и методы воздействия на экономические процессы. Для этого создаются специальные инструменты, осуществляются целенаправленные мероприятия для достижения, в основном направленные на оптимальное функционирование отраслевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.