Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вайтюк Екатерина Михайловна

В данной статье освещаются проблемы психического здоровья человека и его влияние на качество жизни личности. Цель исследования: разработка способов воспитания умений и навыков профессиональной согласованности, и их использование в практике своей профессиональной работы. Задачи исследования: показать специфику развития умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских работников; разработать методические рекомендации по данному вопросу. Практической значимостью итогов исследования является то, что его выводы и рекомендации могут применяться не только медицинскими работниками, но и как методы и проекты обучения в учебных заведениях, где преподаются основы медицины, основы безопасности жизнедеятельности, медицинских учебных заведениях и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вайтюк Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF HUMAN MENTAL HEALTH AND ITS INFLUENCE ON THE QUALITY OF AN INDIVIDUAL’S LIFE

This article is about the problems of human mental health and medical psychology. Purpose of the research: development of ways of developing skills and abilities of professional coherence, and their use in the practice of their professional work. Research objectives: to show the specifics of the development of skills and professional interaction of medical workers; to develop guidelines on this issue. The practical significance of the research results is that its conclusions and recommendations can be applied not only by medical professionals, but also as methods and training projects in educational institutions where the basics of medicine, the basics of life safety, medical schools and so on are taught.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ»

В настоящее время термин «компетенция» активно вошел в парадигму понятийного аппарата образовательной системы.

При изучении научной литературы мы не во всех источниках встретили термин «Коммуникативные умения», поэтому будем ссылаться на смежные понятия, такие как «коммуникация», «коммуникативный акт», «коммуникативная цель».

Так, в словаре С.И. Ожегова читаем: «Коммуникация - сообщение, общение» [4, C. 255].

«Большой толковый словарь русских существительных» трактует данное понятие следующим образом: «Коммуникация - взаимодействие нескольких лиц, заключающееся в общении, сообщении или передаче средствами языка содержания высказывания» [2, С. 729].

Термин «эмпатия» в переводе с греческого языка означает «сопереживание».

В «Большом психологическом словаре» эмпатия трактуется как «эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций» [1].

Таким образом, эмпатия является необходимым профессиональным качеством людей, чья деятельность связана с непосредственным контактом с людьми.

Большой толковый словарь русских существительных» определяет толерантность так: «Толерантность - то же, что снисхождение [2, C. 208].

Следующее личностное качество обучающегося, которому в настоящее время придается большое значение, -ценностные ориентации. «Ценностные ориентации, как представлено в «Большой психологической энциклопедии», -отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров».

В качестве необходимой формы обучения для формирования и развития общекультурной компетенции студентов Е.Г. Зуева выделяет также внеаудиторные мероприятия, а именно участие в работе семинаров, конференций, написание научных статей и докладов, проведение научных экспериментов и исследований. Аналогично методу проектов, методологические принципы данного типа работы оказывают положительное влияние на мотивацию студентов, поскольку повышается интерес не только к результату, но и самому процессу.

Из представленных выше компонентов, разработанных кандидатом педагогических наук С.Л. Троянской в исследовании «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования», где раскрыты критерии оценивания структурных компонентов общекультурной компетенции, становится возможным выделить критерии оценивания ее сформированности.

Критериями для оценивания когнитивного компонента общекультурной компетенции могут считаться владение теоретической базой в областях культуры, способность к системному осмыслению проблем различного культурного характера, а также умение решать проблемы с применением методов, соответствующих их содержанию.

Навык работы с полученной в результате изучения культурного достояния информацией может считаться характеристикой сформированного операционно-деятельностного компонента. Наличие ценностных ориентиров, способность к эмоциональному восприятию и наличие интереса к самостоятельному изучению культурного наследия выступают критериями ценностно- ориентационного компонента. Реализация всех трех компонентов, взаимодополняющих друг друга, в совокупности, способствует формированию цельной личности студента.

Выводы. Таким образом, компоненты информационного пространства - это своего рода образовательные ресурсы, используя которые, студенты приобретают новые знания, способствующие формированию компетенций, в частности, общекультурных компетенций.

Литература:

1. Большой психологический словарь. - М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - 2003.

2. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. - 2-е изд., стер. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 864 с.

3. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

4. Кревский, И.Г., Глотова, Т.В., Драгунов, Д.Г., Матюкин, С.В. Информационная среда сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с.

6. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. - 2005.

7. Троянская, С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - С. 19-23.

8. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. - 2008. -Сер 2: Информационные процессы и системы. - № 9. - С. 3-7.

Психология

УДК 370

заместитель директора по воспитательной работе в РГБОУ Вайтюк Екатерина Михайловна

Карачаево-Черкесский медицинский колледж (г. Черкесск)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье освещаются проблемы психического здоровья человека и его влияние на качество жизни личности. Цель исследования: разработка способов воспитания умений и навыков профессиональной согласованности, и их использование в практике своей профессиональной работы. Задачи исследования: показать специфику развития умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских работников; разработать методические рекомендации по данному вопросу. Практической значимостью итогов исследования является то, что его выводы и рекомендации могут применяться не только медицинскими работниками, но и как методы и проекты обучения в учебных заведениях, где преподаются основы медицины, основы безопасности жизнедеятельности, медицинских учебных заведениях и так далее.

Ключевые слова: медицинская психология, психическое здоровье, профессиональные взаимодействия, умения и навыки, самообразование.

Annotation. This article is about the problems of human mental health and medical psychology. Purpose of the research: development of ways of developing skills and abilities of professional coherence, and their use in the practice of their professional

work. Research objectives: to show the specifics of the development of skills and professional interaction of medical workers; to develop guidelines on this issue. The practical significance of the research results is that its conclusions and recommendations can be applied not only by medical professionals, but also as methods and training projects in educational institutions where the basics of medicine, the basics of life safety, medical schools and so on are taught.

Keywords: medical psychology, mental health, professional interactions, skills and abilities, self-education.

Введение. Психология - это наука о закономерностях появления, формирования и проявлениях психики.

Актуальность вопроса развития умений и навыков профессиональной согласованности медицинских работников в мире ценностей определена общественной обстановкой формирования нынешнего социума, большими трансформациями в общественно-экономической и социальной жизни страны.

Предметом исследования является отношение к умениям и навыкам в педагогике и психологии в сестринском деле.

Педагогические умения и навыки характеризуются как, согласованность методологических, научно-теоретических и практических знаний, совмещение с нормативными, содержательными и операционными сведениями, цельность теоретических и практических знаний.

Психология делится на совместную, персональную и общественную. Совместная психология состоит из возрастной, медицинской, инженерной, космической, военной и др. Психология прямо соединена с философией и другими науками об индивидууме, играет существенную роль в научном постижении эпизодов развития личности, ее мировоззренческих, нравственных, этических и эстетичных направлений и ценностей [1].

Педагогические умения и навыки представляют собой познавательную деятельность человека, запечатленную в памяти в определенных образах; также сохранение в памяти информации, ее воспроизведение и применение на практике.

Общая психология - наука о закономерностях развития и практического осуществления психических функций (восприятия, памяти, заинтересованности, когнитивности, чувств, инстинкта, разума) отдельно и вместе. Из этого и состоит индивидуум. Она позволяет медику найти способы, которые дают возможность видеть небольшие модификации в психическом состоянии пациента, следить за течением болезни, отмечая позитивное или негативное влияние методов лечения [1].

Изложение основного материала статьи. Медицинская психология - это сфера психологии, которая проходит правила деятельности психики в обстоятельствах появления и хода болезни, врачевания пациентов и применения психологических способов в лечебной работе, профилактической и гигиенической деятельности медиков.

Медицинская психология нацелена на выполнение теоретических и практических целей, соединенных с повышением и содействием психологическому здоровью людей, предотвращением болезни, определением аномальных состояний, психокоррекционными видами воздействия на процесс лечения, общественно-трудовой реабилитации здоровых и больных индивидуумов, а также с исследованием психологических черт профессиональной работы медика [2].

Представление о психологической адаптации личности в медицинской психологии играет большую роль. Способности модификации структурных отношений являются важными для сохранения функций и снабжения существования индивидуума в модифицировавшемся окружении. Приспособление может содержать как физиологические, так и поведенческие реакции.

Рассмотрим специфику основных задач медицинской психологии. Это:

1. Психологическое оценивание специфики пациента, модифицирование его психической деятельности под воздействием разнообразных психических и телесных недугов.

2. Исследование воздействия всевозможных психических и сомато-неврологических заболеваний на психический мир детей и взрослых.

3. Оценивание роли психических влияний на появление, ход и предотвращение психосоматических болезней, их психопатологических осложнений.

4. Синтез персональных и профессиональных психологических поступков и работы с пациентами медиков.

5. Исследование психологии связей пациента и медика при выполнении лечебно-диагностической работы.

6. Разработка позиций и способов экспериментально-психологического изучения в лечебном учреждении, способов лечения и психотерапевтического снабжения диагностической и лечебной деятельности [2].

Результатами воспитания умений и навыков профессиональной согласованности и их применения на практике являются:

- воспитание квалифицированного работника, могущего конкурировать на рынке труда; грамотного по своему направлению;

- воспитание ответственного индивидуума, без труда применяющего полученные профессиональные знания; ориентирующегося в пограничных сферах занятия; готового к профессиональному росту, общественной и профессиональной маневренности [9].

Исследование педагогических и психологических навыков в профессиональной работе медицинского работника является актуальным. Оно определено некоторыми противоречиями:

- между реальной надобностью знаний психологии и педагогики для деятельности медицинских работников и малой разработкой данного вопроса в теории профессионального формирования;

- между обычными видами построения педагогического процесса образования и надобностью инновационных технологий обучения, поднимающих профессиональную степень воспитания будущего руководителя коллективом [5].

Медик любого направления при определении недуга и составлении лечебных процедур должен ориентироваться не только на физическое здоровье больного, но и уметь находить психологические особенности пациента. Это содействует возникновению конфиденциальных связей между врачом и больным, увеличивает качество определения недуга, содействует одолению общественно-психологических составляющих, выступающих в роли его появления и развития.

Надо сказать, что целью медицинской работы должна быть не только устранение признаков недуга, но и повышение качества жизни больного. Это прямо соединено с решением некоторых медико-психологических вопросов и осознания психологии лечебного процесса. Большое значение имеет поддержание позитивного психологического настроя в оздоровительном учреждении, знание позиций медицинской этики и деонтологии.

Различие между приобретенными знаниями и навыками в учебном заведении и теми, которые нужны для решения профессиональной задачи в предоставленной определенной обстановке и влечет к неизменной надобности к познанию, стабильному, постоянному повышению образования [4].

Образовательная основа, профессиональные знания, умения, навыки, особый дар составляют профессиональные возможности специалиста. Но осуществление таких возможностей зависит от некоторых причин. Главной из них является профессиональная рефлексия, которая является основой к профессиональному росту специалиста.

Именно рефлексия дает возможность выразить задачи, поставить цели, модифицировать способы осуществления и описать достигнутые итоги. Рефлексия - это следствие внутреннего опыта, метод самопознания и орудие умственного процесса [6].

Большое значение имеет и необходимость самообразования индивидуума. Только тот человек, который регулярно пополняет свои знания, может быть сведущим в профессиональных проблемах. В нынешнем информационном мире педагогическая наука ставит вопрос самообразования на высшую ступень [3].

Специалисту нового поколения надо научиться применять такие качества для приобретения педагогических умений и навыков:

1) готовность к вырабатыванию целей и способов к их претворению в жизнь;

2) умение уйти от старых стереотипов;

3) умение критически мыслить, трансформировать свою точку зрения, принимать новые решения для выполнения принятых целей;

4) умение доводить начатое дело до конца;

5) готовность устранять свои промахи и находить свежие пути;

6) понимание своей когнитивной деятельности и ее итогов - решений, выводов, взглядов. Метакогнитивное наблюдение содержит: нахождение главных задач, установление времени на их решение, надзор за движением к поставленной цели [10].

Самообразование создано, в основном, на независимом и регулярном исследовании какого-либо вопроса. Медицинский работник, занимающийся самообразованием, чувствует надобность в автономном получении познаний, на формирование нужных профессиональных умений и навыков [8].

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено недостаточное осмысление роли умений и навыков и их места в существовании нынешней личности, а также их практического использования в своей профессиональной работе. Мы пришли к выводу о надобности корректирования подходов к развитию психолого-педагогических знаний [7].

Тем не менее, приступая к своей профессиональной деятельности, выпускник медицинского вуза, должен демонстрировать эмоциональную устойчивость, физическую и психическую выносливость и т.д.

Выводы. Таким образом, в процессе анализа итогов исследования были показаны итоги поставленного вопроса: поиск свежих методологических подходов и введение теоретических проектов в практику профессиональной подготовки работников медицинских учреждений, направленных на согласованность умений и навыков.

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривалась медицинская психология, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий на формирование психического здоровья человека.

Рекомендации. Наше общество стремительно меняется. Существующие институты и ценности не могут адекватно отвечать требованиям этого меняющегося общества. Задача педагога - объяснить предмет медицинской психологии в обществе на примерах из разных стран; обсудить положение людей нашей страны по данной проблеме.

Литература:

1. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской республики) / Р.С. Акбашева // автореферат дис. кандидата психологических наук. - Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь. - 2007

2. Бородин П.В. Информатизация в решении задач повышения уровня психофизического состояния и профессионально-прикладной подготовленности будущих специалистов медицинского профиля / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 54-59.

3. Даутова Э.А. Эмоциональный интеллект как ресурс психологической безопасности медицинского работника / Э.А. Даутова., Ф.О. Семенова, С.Н. Бостанова // Развитие правового сознания в образовательном пространстве / Материалы Международной 8-ой научно-практической конференции. В 2-х частях. Отв. редакторы А.А. Цахаева, Д.М. Даудова. -Махачкала, 2021. - С. 125-133.

4. Кипкеева З.К Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова // Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20.

5. Лепшокова Е.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития: материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. - 2021. - С. 223-228

6. Лепшокова Е.А. Использования сети интернет в формировании учебно-познавательной потребности у школьников / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 149-156.

7. Лепшокова Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.

8. Лепшокова Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 151-157.

9. Царев Н.Н. Динамика морфофункциональных показателей психофизического состояния студентов медицинского института и его оптимизация средствами физической культуры / Н.Н. Царев: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Москва, 2020. - 23 с.

10. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., Полиус, 1998.

Психология

УДК 370

заместитель директора по воспитательной работе в РГБОУ Вайтюк Екатерина Михайловна

Карачаево-Черкесский медицинский колледж (г. Черкесск)

ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация. Данная статья посвящена психолого-этическим аспектам в деятельности медицинского работника. Актуальность темы работы: по мнению многих специалистов, важной составляющей успеха в медицинской практике является высокий профессионализм, который включает в себя психолого-этический подход к распознаванию субъективного мира пациента, умения оперативного нахождения пути к созданию доброжелательного контакта с ним, подбора ключа к личности. Это становится еще актуальнее в настоящее время, с учетом того что «с углублением финансовых и правовых отношений между медицинскими работниками и пациентами существенно расширяется сфера деонтологии». Психолого-этическая сторона в работе медицинского работника тесно связана с профилактикой конфликтных ситуаций в системе межличностного взаимодействия «медицинский работник - пациент». Практическая значимость работы. Анализ медицинской практики свидетельствует, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают чаще всех остальных претензий. Установление доверительного межличностного контакта в системе «медицинский работник - пациент», эффективное психолого-этическое общение медицинского работника с пациентом в процессе лечения являются одними из ведущих факторов к успешному лечению.

Ключевые слова: психолого-этический аспект, медицинский работник, специалист, пациент, конфликтная ситуация.

Annotation. This article is devoted to the psychological and ethical aspects of the work of a doctor. Relevance of the topic of work: аccording to many experts, an important component of success in medical practice is high professionalism, which includes a psychological and ethical approach to recognizing the patient's subjective world, the ability to quickly find a way to create a benevolent contact with him, and select a key to a personality. This is becoming even more relevant at the present time, taking into account the fact that "with the deepening of financial and legal relations between doctors and patients, the sphere of deontology is significantly expanding." Psychological-ethical side in the work of a medical worker is closely related to the prevention of conflict situations in the system of interpersonal interaction "doctor - patient". The practical significance of the work. An analysis of medical practice shows that conflicts associated with the inability to communicate with the patient and gain his trust are the most frequent occurrences of all other complaints. Establishment of trusting interpersonal contact in the "doctor - patient" system, effective psychological and ethical communication between the doctor and the patient during treatment are one of the leading factors for successful treatment.

Keywords: psychological-ethical aspect, medical worker, doctor, specialist, patient, conflict situation.

Введение. Работа педагога направлена к достижению таких психолого-этических, гуманитарных и общественных целей, как достаток, здоровье, высокое качество бытия, совершенное формирование индивидов и групп в разнообразных видах персональной и общественной жизни.

Цель исследования. Углубление теоретических знаний в профилактике конфликтных ситуаций в системе «медицинский работник - пациент»; психолого-этической тактики медицинского работника в отношении пациентов с различными характерологическими особенностями.

Задачи работы. Провести сбор доступной литературы и Интернет источников по теме работы. На основе анализа собранной литературы определить особенности деятельности, а также определить наиболее частые психолого-этические ошибки в работе специалистов с точки зрения медицинской этики.

Так как психолог не один только специалист, чьей работой является достижение этих целей, обмен и сотрудничество с людьми прочих специальностей в некоторых эпизодах тоже нужны [1].

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее [2].

Изложение основного материала статьи. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Жизнь нынешнего медицинского работника и студента-медика проходит в довольно напряженном темпе. На то, чтобы сделать перерыв и внимательно проанализировать минувший день, нет времени. Но медицинскому работнику абсолютно необходимо развить в себе эту привычку: размышлять обо всем, что услышал, заметил, изведал; разобрать все свои акты и действия, сосредоточивая специальное внимание на свою ошибку, как это надо было произвести.

Одним из существенных обстоятельств, от которых зависит самовоспитание будущего медицинского работника, и которое обусловливает персональный тип психолого-этического вопроса, является самокритичность. Только тогда медицинский работник получает дар видеть себя, свои действия и поступки со стороны и правильно их оценивать [4].

Ответственность за свои поступки, труд и качество ее выполнения в работе медицинского работника получает особый смысл. Это из-за того, что ни одна специальность не имеет такого тесного, определенного контакта с самым значимым и дорогим для любого человека - бытием и кончиной. Медицинскому работнику мы доверяем самое дорогое - свое существование и здоровье. Он отвечает не только перед одним пациентом, его родственниками, но и перед всем окружением в общем. Поэтому психолого-этическое поведение медицинского работника имеет особое значение. Это качество, которое надо оттачивать в себе будущему медику обязательно. Речь идет о пытливой профессионально-этической наблюдательности, дающей возможность заметить, запомнить и с медицинской точки зрения оценить не только любые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.