Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яндиева Амина Исраиловна, Гамидов Лазер Шафтаридинович, Борлакова Фатима Аубекировна

В статье пути формирования личностных качеств обучающихся как компонента общекультурных компетенций в информационном пространстве вуза. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций. В статье автор ссылается на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), где в качестве требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата относят формирование у обучающихся общекультурных, связанных с важными личностными качествами современного человека. Выделены компоненты учебного и воспитательного процессов, образующие информационное пространство педагогического вуза. Ключевую роль в гармонических отношениях человека и социума, определяет возможность человека адаптироваться, грамотно ориентироваться как в профессиональных, так и в социальных сферах играет развитие и формирование общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яндиева Амина Исраиловна, Гамидов Лазер Шафтаридинович, Борлакова Фатима Аубекировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS AS A COMPONENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN THE INFORMATION SPACE OF THE UNIVERSITY

The article describes the ways of formation of personal qualities of students as a component of general cultural competencies in the information space of the university. Successful activity in the professional field will be provided to the future specialist only if various competencies are formed. In the article, the author refers to the Federal State Educational Standard of Higher Education (FGOS HE), where the requirements for the results of mastering bachelor's degree programs include the formation of students' general cultural, related to important personal qualities of a modern person. The components of the educational and educational processes that form the information space of a pedagogical university are highlighted. The key role in the harmonious relations of man and society, determines the ability of a person to adapt, competently navigate both professional and social spheres is played by the development and formation of general cultural competencies.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Яндиева Амина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Программирование и инфокоммуникационные технологии» Гамидов Лазер Шафтаридинович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры «Пропедевтика внутренних болезней» Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. В статье пути формирования личностных качеств обучающихся как компонента общекультурных компетенций в информационном пространстве вуза. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций. В статье автор ссылается на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), где в качестве требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата относят формирование у обучающихся общекультурных, связанных с важными личностными качествами современного человека. Выделены компоненты учебного и воспитательного процессов, образующие информационное пространство педагогического вуза. Ключевую роль в гармонических отношениях человека и социума, определяет возможность человека адаптироваться, грамотно ориентироваться как в профессиональных, так и в социальных сферах играет развитие и формирование общекультурных компетенций.

Ключевые слова: формирование, личностные качества, обучающиеся, общекультурные компетенции, информационное пространство, вуз.

Annotation. The article describes the ways of formation of personal qualities of students as a component of general cultural competencies in the information space of the university. Successful activity in the professional field will be provided to the future specialist only if various competencies are formed. In the article, the author refers to the Federal State Educational Standard of Higher Education (FGOS HE), where the requirements for the results of mastering bachelor's degree programs include the formation of students' general cultural, related to important personal qualities of a modern person. The components of the educational and educational processes that form the information space of a pedagogical university are highlighted. The key role in the harmonious relations of man and society, determines the ability of a person to adapt, competently navigate both professional and social spheres is played by the development and formation of general cultural competencies.

Keywords: formation, personal qualities, students, general cultural competencies, information space, university.

Введение. В основе современного образовательного процесса вуза лежит компетентностный подход, при реализации которого особую роль приобретает развитие личностных качеств обучающихся. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций. Как отмечается в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), в качестве требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата следует отнести формирование у обучающихся не только общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций, но и общекультурных, связанных с важными личностными качествами современного человека.

Изложение основного материала статьи. Обеспечение общекультурной подготовки в общеобразовательной школе носит закономерный характер и обусловлено изменениями социально-экономической, политической и культурной жизни в Российской Федерации и мире в целом. Задача, стоящая перед учителем, состоит в пробуждении и формировании потребности в культуре, желании действовать, способности понимать и оценивать мир, культуру, себя, стремления к достижению целей и реализации своей личной позиции. Такая постановка задачи приводит к тому, что каждый индивидуум все чаще становится создателем автономного толкования того, что изучено, и создателем новых культурных моделей, и это право все менее ограничивается традиционными запретами. В этих условиях общая культурная подготовка становится всеобъемлющим качеством и отличительной личностной чертой, которая приобретается через образование, личное духовное и интеллектуальное развитие и не имеет ничего общего с происхождением или принадлежностью к социальной, конфессиональной или этнической группе. В современных условиях необходимо усилить роль образования в культурной области путем создания модели людей с общими принципами культурной подготовки. Эта модель должна способствовать активному жизненному статусу людей и расширять их возможности в социальной и профессиональной областях.

Проблеме исследования уделяется большое внимание в современной науке. К примеру, проблема формирования общекультурных компетенций была предметом исследования таких отечественных ученых, как Э.Ф. Зеер (2000 г.),

A.М. Новиков (1998 г.), В.И. Байденко (2004 г.), Ю.Г. Татур (2004 г.), А.А. Вербицкий, О.Г. Ларинова (2011 г.),

B.А. Анисимова, Л.А. Драговоз (2014 г.).

В основе современного образовательного процесса вуза лежит компетентностный подход, при реализации которого особую роль приобретает развитие личностных качеств обучающихся. Успешная деятельность в профессиональной области будущему специалисту будет обеспечена только при условии сформированности различных компетенций.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет предположить, что общекультурная компетенция состоит из трех компонентов. Например, Д.Е. Любина выделяет следующие три составляющие: когнитивную, содержащую объединенную совокупность знаний о различных субъектах культуры; операционно- деятельностную, представляющую собой систему общекультурных умений и навыков; ценностно-ориентированную в виде системы общечеловеческих гуманистических ценностей.

Кандидатом педагогических наук С.Л. Троянской в статье «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования» выделяются коммуникативно-деятельностная, когнитивная и ценностно-ориентированная части. Когнитивный элемент расшифровывается ею как комплекс знаний о культуре». Ценностно-ориентированный элемент подразумевает ознакомление с культурой в процессе «духовного общения» [7, С. 20].

Формирование общекультурных компетенций обучающихся в возможно не только в ходе учебно-образовательного процесса, но и во внеучебное время.

Соответственно, общекультурное содержание образования включает в себя фундаментальные знания различных сфер человеческой деятельности, таких, например, как наука, современные технологии, искусство, традиции, как отечественные, так и мировые - категории, фигурирующие в учебных материалах, предметах и областях. Знания выражаются в виде законов, теорий, принципов и методов, понятий, гипотез, а также обрядовых действий и произведений, которые могут быть различного типа (художественные, текстовые, и проч.), и которые были признаны фундаментальными. Важно понимать, что любая из ключевых образовательных компетенций содержит все компоненты содержания образования в своей совокупной взаимосвязи, т.е. в общекультурной компетенции есть общекультурные знания о действительности, а также общие и учебные навыки, умения и способы деятельности. Именно развитие и формирование общекультурных компетенций играет ключевую роль в гармонических отношениях человека и социума, определяет возможность человека адаптироваться, грамотно ориентироваться как в профессиональных, так и в социальных сферах.

В начале XXI века произошла информатизация общества, которая внесла существенные изменения в структуру образовательного процесса в целом. Как следствие этих изменений можно отметить все возрастающую роль развития информационного пространства во всех сферах жизни общества, в том числе в высших учебных заведениях. Для анализа понятия «информационное пространство вуза» мы обратились к анализу литературы.

Трактовки данного понятия разные, чаще всего встречается понятие «информационная среда».

Понятие «информационная среда» появилось в российских исследованиях в 80-е годы XX века. Концепцию информационной среды активно разрабатывал Ю.А. Шрейдер. Исследователь определял информационную среду как среду, «в которой происходит научно- исследовательская и конструкторско-техническая деятельность, а также планирование науки и техники и управление ими» [8, С. 5].

В качестве составляющей информационно-образовательной среды, мы отмечаем, что информационная среда вуза является совокупностью условий, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность обучающегося, а также формируются его личностные качества.

Проведенный анализ литературы не дает однозначного понимания термина «информационно-образовательная среда» высшего учебного заведения. Проанализировав многочисленные трактовки понятия «пространство вуза» (Л.Т. Ткач, О.В. Гукаленко), выявили представление о нем как о множестве сред. В нашей работе мы исходим из понимания информационного пространства вуза как существующую многокомпонентную образовательную среду формирования компетентности и профессиональной культуры обучающихся.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить компоненты учебного и воспитательного процессов, образующие информационное пространство педагогического вуза:

1. Информационное обеспечение учебного процесса, включающее в себя электронные ресурсы вуза (расписание занятий, сведения об успеваемости, система дистанционного обучения Moodle, и пр.) и печатные ресурсы (информационные стенды, буклеты и пр.).

2. Библиотечные ресурсы (доступ к электронному каталогу, электронным библиотекам и пр.).

3. Интернет-ресурсы (сайт университета, социальные сети, личный кабинет.

4. Информационное обеспечение внеучебного процесса (социально- воспитательная работа, спортивная деятельность, научная деятельность, студенческое самоуправление).

В настоящее время термин «компетенция» активно вошел в парадигму понятийного аппарата образовательной системы. Словарь по образованию и педагогике В.М. Полонского трактует данный термин следующим образом: «Компетенция - совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [5, С. 5].

Компоненты информационного пространства вуза представлены в виде Схемы 1.

Информационное обеспечение учебного процесса

Библиотечные ресурсы

Компоненты информационного пространства

Интернет-

ресурсы

Информационное обеспечение внеучебного процесса

Схема 1. Компоненты информационного пространства вуза

В настоящее время термин «компетенция» активно вошел в парадигму понятийного аппарата образовательной системы.

При изучении научной литературы мы не во всех источниках встретили термин «Коммуникативные умения», поэтому будем ссылаться на смежные понятия, такие как «коммуникация», «коммуникативный акт», «коммуникативная цель».

Так, в словаре С.И. Ожегова читаем: «Коммуникация - сообщение, общение» [4, С. 255].

«Большой толковый словарь русских существительных» трактует данное понятие следующим образом: «Коммуникация - взаимодействие нескольких лиц, заключающееся в общении, сообщении или передаче средствами языка содержания высказывания» [2, С. 729].

Термин «эмпатия» в переводе с греческого языка означает «сопереживание».

В «Большом психологическом словаре» эмпатия трактуется как «эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций» [1].

Таким образом, эмпатия является необходимым профессиональным качеством людей, чья деятельность связана с непосредственным контактом с людьми.

Большой толковый словарь русских существительных» определяет толерантность так: «Толерантность - то же, что снисхождение [2, С. 208].

Следующее личностное качество обучающегося, которому в настоящее время придается большое значение, -ценностные ориентации. «Ценностные ориентации, как представлено в «Большой психологической энциклопедии», -отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров».

В качестве необходимой формы обучения для формирования и развития общекультурной компетенции студентов Е.Г. Зуева выделяет также внеаудиторные мероприятия, а именно участие в работе семинаров, конференций, написание научных статей и докладов, проведение научных экспериментов и исследований. Аналогично методу проектов, методологические принципы данного типа работы оказывают положительное влияние на мотивацию студентов, поскольку повышается интерес не только к результату, но и самому процессу.

Из представленных выше компонентов, разработанных кандидатом педагогических наук С.Л. Троянской в исследовании «Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования», где раскрыты критерии оценивания структурных компонентов общекультурной компетенции, становится возможным выделить критерии оценивания ее сформированности.

Критериями для оценивания когнитивного компонента общекультурной компетенции могут считаться владение теоретической базой в областях культуры, способность к системному осмыслению проблем различного культурного характера, а также умение решать проблемы с применением методов, соответствующих их содержанию.

Навык работы с полученной в результате изучения культурного достояния информацией может считаться характеристикой сформированного операционно-деятельностного компонента. Наличие ценностных ориентиров, способность к эмоциональному восприятию и наличие интереса к самостоятельному изучению культурного наследия выступают критериями ценностно- ориентационного компонента. Реализация всех трех компонентов, взаимодополняющих друг друга, в совокупности, способствует формированию цельной личности студента.

Выводы. Таким образом, компоненты информационного пространства - это своего рода образовательные ресурсы, используя которые, студенты приобретают новые знания, способствующие формированию компетенций, в частности, общекультурных компетенций.

Литература:

1. Большой психологический словарь. - М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - 2003.

2. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. - 2-е изд., стер. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 864 с.

3. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

4. Кревский, И.Г., Глотова, Т.В., Драгунов, Д.Г., Матюкин, С.В. Информационная среда сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с.

6. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. - 2005.

7. Троянская, С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - С. 19-23.

8. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. - 2008. -Сер 2: Информационные процессы и системы. - № 9. - С. 3-7.

Психология

УДК 370

заместитель директора по воспитательной работе в РГБОУ Вайтюк Екатерина Михайловна

Карачаево-Черкесский медицинский колледж (г. Черкесск)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье освещаются проблемы психического здоровья человека и его влияние на качество жизни личности. Цель исследования: разработка способов воспитания умений и навыков профессиональной согласованности, и их использование в практике своей профессиональной работы. Задачи исследования: показать специфику развития умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских работников; разработать методические рекомендации по данному вопросу. Практической значимостью итогов исследования является то, что его выводы и рекомендации могут применяться не только медицинскими работниками, но и как методы и проекты обучения в учебных заведениях, где преподаются основы медицины, основы безопасности жизнедеятельности, медицинских учебных заведениях и так далее.

Ключевые слова: медицинская психология, психическое здоровье, профессиональные взаимодействия, умения и навыки, самообразование.

Annotation. This article is about the problems of human mental health and medical psychology. Purpose of the research: development of ways of developing skills and abilities of professional coherence, and their use in the practice of their professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.