Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамкина О.Г., Архипенко М.А., Дулепова Ю.В.

В статье обосновывается важность применения интегративного подхода в образовательной среде военного вуза. Рассматриваются научно-теоретические основы и особенности применения данного подхода в процессе формирования общекультурных компетенций будущих военных специалистов средствами иностранного языка. Дано определение понятия “Общекультурные компетенции”. Проанализирована структура данных компетенций. Подчеркнута значимость интегративного подхода в обогащении педагогического потенциала дисциплины “Иностранный язык” при наличии основных компонентов, позволяющих смоделировать контекст будущей профессиональной деятельности с целью развития обучающегося как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамкина О.Г., Архипенко М.А., Дулепова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO THE GENERAL CULTURAL COMPETENCIES FORMATION OF STUDENTS OF A MILITARY UNIVERSITY USING A FOREIGN LANGUAGE

The article substantiates the importance of using an integrative approach in the educational environment of a military university. The scientific and theoretical foundations and features of integrative approach application in the forming process ofgeneral cultural competencies offuture military specialists by means of a foreign language are considered. The definition of the «General cultural competencies» concept is given. The structure of these competencies is analyzed. It is emphasized the importance of the integrative approach in enriching the pedagogical potential of the discipline «Foreign Language» in the presence of the main components allowing to model the context offuture professional activity with the aim of developing the student as a person.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.2 АБРАМКИНА О.Г.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранного и русского языков», Академия ФСО России, Орел

E-mail: A lex-abramkin@yandex.ru АРХИПЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра «Иностранных и русского языков», Академия ФСО России, Орел E-mail: Miralissa365@yandex.ru ДУЛЕПОВА Ю.В.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра «Иностранных и русского языков» Академия ФСО России, Орел E-mail: groom-haus @ya.ru

UDC 37.013.46 ABRAMKINA O.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign and Russian Languages, FSO

Academy of Russia, Orel E-mail: Alex-abramkin@yandex.ru ARKHIPENKO M. A. Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Foreign and Russian Languages, FSO

Academy of Russia, Orel E-mail: Miralissa365@yandex.ru DULEPOVA JU.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Foreign and Russian Languages, FSO

Academy of Russia, Orel E-mail: groom-haus @ya.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

INTEGRATIVE APPROACH TO THE GENERAL CULTURAL COMPETENCIES FORMATION OF STUDENTS OF A MILITARY UNIVERSITY USING A FOREIGN LANGUAGE

В статье обосновывается важность применения интегративного подхода в образовательной среде военного вуза. Рассматриваются научно-теоретические основы и особенности применения данного подхода в процессе формирования общекультурных компетенций будущих военных специалистов средствами иностранного языка. Дано определение понятия "Общекультурные компетенции". Проанализирована структура данных компетенций. Подчеркнута значимость интегративного подхода в обогащении педагогического потенциала дисциплины "Иностранный язык" при наличии основных компонентов, позволяющих смоделировать контекст будущей профессиональной деятельности с целью развития обучающегося как личности.

Ключевые слова: интегративный подход, образовательная среда военного вуза, общекультурные компетенции, педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык».

The article substantiates the importance of using an integrative approach in the educational environment of a military university. The scientific and theoretical foundations and features of integrative approach application in the forming process ofgeneral cultural competencies offuture military specialists by means of a foreign language are considered. The definition of the «General cultural competencies» concept is given. The structure of these competencies is analyzed. It is emphasized the importance of the integrative approach in enriching the pedagogical potential of the discipline «Foreign Language» in the presence of the main components allowing to model the context offuture professional activity with the aim of developing the student as a person.

Keywords: integrative approach, educational environment of a military university, general cultural competencies, pedagogical potential of the discipline "Foreign Language".

Инновационные процессы в сфере образования обусловлены требованиями, которые предъявляет государство и общество высшей школе - повышение комплексности и системности научных знаний, обеспечение развития потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий, которые обеспечивают формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, необходимых для его личностного и профессионального становления в этом многоликом, быстро изменяющемся мире.

Современная педагогическая наука утверждает, что развитие образования как системы должно осущест-

вляться через системные знания для формирования целостного, системного мышления обучающихся, которые могут быть получены только на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук. Поэтому закономерно, что отечественные исследователи проявляют большой интерес к анализу, изучению интеграционных процессов в сфере педагогики и образования [3, 4, 7, 12].

Ученые, всесторонне анализируя проблемы образования, доказывают, что при неизменном бюджете учебного времени использование педагогической интеграции на всех уровнях вузовской образовательной системы создаются условия (дидактические, организационно-управленческие, личностно-психологические) для

© Абрамкина О.Г., Архипенко М.А., Дулепова Ю.В. © Abramkina O.G., Arkhipenko M. A., Dulepova Ju.V.

совершенствования качества образования за счет формирования целостной системы интегративных общепрофессиональных знаний и интеллектуальных умений личности специалиста.

Именно интеграция многими исследователями рассматривается как условие повышения комплексности и системности научных знаний, обеспечения целостности образовательного процесса [1, 2, 3, 4, 12].

На современном этапе принцип интеграции уже стал базовой категорией педагогики, одним из наиболее значимых и продуктивных направлений совершенствования образования, а в современной высшей школе - это направление, способствующее созданию новой методологической базы, позитивно изменяющее учебно-воспитательный процесс, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволяет представить дидактические возможности по применению педагогической интеграции в вузе: 1) качественное изменение учебного процесса с точки зрения повышения его эффективности, 2) формирование системных знаний и разнопредметных умений обучающихся, 3) активизация познавательной деятельности обучающихся и управление ею с опорой на развитие самостоятельности и самоконтроля, 4) развитие личностных ресурсов обучающихся за счет создания психолого-педагогических условий для их саморазвития [1, 2].

В рамках данной статьи мы рассмотрим: 1. научно-теоретические основы и дидактические возможности интегративного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов; 2. основные компоненты общекультурных компетенций (ОК) будущих военных специалистов; 3. педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании ОК в военном вузе.

Интегративный подход, который сформировался в результате развития междисциплинарного подхода в теории и практике образования, способствует оптимизации и качеству профессиональной подготовки. Необходимость интегративного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов обосновывают многие исследования теории и практики профессионального образования [1, 2, 3, 4, 12].

При этом важно учитывать тот факт, что в современных условиях решающее значение в образовательном процессе вуза имеет формирование способности обучающихся строить свою жизнь на основе полученных знаний, которая в итоге превращаются из цели в средство.

Что касается военного образования, то оно всегда выполняло определенный социальный заказ, который меняется с каждым новым этапом развития общества, однако система высшего военного образования, по сути, достаточно консервативна и стремится сохранить свои целостность, методологию, теорию, методику, сложившийся «уклад» обучения и воспитания. Исторический момент, который в настоящее время переживают отече-

ственные ведомственные вузы, состоит в том, что они должны проводить реформы и готовить специалистов, ориентируясь на будущий социальный заказ. Поэтому система военного образования вынуждена перестраиваться и прежде всего со стороны целей и содержания обучения. Одной из важных тенденций развития современного высшего военного образования является ориентация на новые требования ФГОС к подготовке конкурентоспособных специалистов. Следовательно, система военных вузов должна в полной мере перейти на интенсивный путь развития, создавая новый облик высшей военной школы, цель которого соотносится с формированием профессиональной компетентности.

Использование педагогической интеграции в условиях военного вуза на всех уровнях ориентировано на развитие умений будущего военного специалиста свободно общаться с людьми разных профессий и специальностей и на иностранном языке, когда это необходимо; на высокий уровень профессиональной компетентности будущего офицера. Приоритетными направлениями интеграции в военном вузе являются внедрение общекультурных компонентов в содержание образования, установление связей между учебными дисциплинами, формирование личностной зрелости обучающихся.

«В условиях перехода системы образования на новые образовательные стандарты в целях подготовки современного специалиста в военном вузе при проектировании содержания образовательных программ уделяется особое внимание не только приобретению специальных знаний и умений, но также способности и возможности обучающихся применять их в своей профессиональной деятельности» [5, 11].

Новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне и направлении подготовки - освоение обучающимися общекультурных компетенций (ОК).

Следовательно, обучение будущих специалистов в вузе в процессе преподавания всех без исключения дисциплин должно быть направлено на формирование потенциала ОК. Поэтому в современных условиях в военном вузе необходима такая модель организации образовательного процесса, в которой формирование ОК будущего специалиста осуществляется на основе инте-гративного подхода, преобразующего все компоненты образовательной системы и обеспечивающего единство целей, задач, содержания, методов и форм для целостного взаимодействия элементов системы обучения и воспитания обучающихся.

В настоящее время повысилась значимость иностранного языка (ИЯ) как общеобразовательной гуманитарной дисциплины в технических и военных вузах. Следовательно, нужны новые инновационные подходы к обучению иностранному языку будущих специалистов, ориентированных на работу в условиях международного технологического пространства. Поиск таких подходов и методов обучения ИЯ в вузе привел авторов статьи к пониманию важности принципа интеграции и

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

его реализации в преподавании иностранных языков в системе военного образования, который выводит будущего специалиста на межкультурное взаимодействие.

Многие исследователи подробно рассматривают реализацию интегративного подхода в основном на примере общего образования, для которого предлагаются системы интегрированных курсов и, в частности в процессе овладения иноязычной речью. Однако ориентация на сближение образовательной и профессиональной среды для высшего военного образования, которая возможна при использовании интегративного подхода с целью формирования ОК средствами ИЯ недостаточно исследована.

В рамках данной статьи мы рассматриваем: 1. дидактические возможности интегративного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов; 2. основные компоненты общекультурных компетенций будущих военных специалистов; 3. педагогический потенциал дисциплины ИЯ в формировании ОК в военном вузе.

В контексте подготовки обучающихся в ввузе выделяются несколько компетенций, общекультурные компетенции касаются способности обучающихся мыслить логически, прогнозировать, анализировать, обобщать, систематизировать и критически оценивать полученную информацию, в том числе на иностранном языке, способности к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу аутентичных профессионально ориентированных текстов, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их достижения, повышая свой профессиональный уровень.

«Специфика процесса и результата подготовки в ввузе будущих специалистов обуславливает необходимость актуализации и развития таких качеств личности обучающегося как целеустремленность, ответственность за принятие решений, с устойчивой мотивацией на самостоятельное приобретение и накопление специальных знаний. Использование интегративного подхода для формирования и развития данных качеств у обучающихся может быть достигнуто в процессе обучения в ввузе средствами ИЯ при создании соответствующих условий - максимальное включение в следующие виды деятельности: учебную и внеучебную познавательную, воспитательную, самостоятельную и профессиональную.

В связи с этим реализация интегративного подхода для формирования ОК средствами иностранного языка в целях подготовки будущих квалифицированных специалистов в военном вузе необходимо совершенствовать не только содержание самой учебной дисциплины, но и внедрять в учебный процесс педагогические технологии, основанные на интегративном подходе, означающем единство целей, задач, содержания, методов, форм обучения и воспитания» [1, 5]. Внедрение интегратив-ного подхода в профессиональную подготовку будущих военных специалистов должно быть направлено на выявление внутреннего единства, целостности и целесообразности воздействия и взаимодействия компонентов

их профессиональной компетентности, а освоение обучающимися потенциала ОК может быть в частности реализовано средствами дисциплины ИЯ.

Исходя из вышеизложенного и на основании положения и сущности закона диалектики о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, можно считать, что использование интегративного подхода в организации учебной и внеучебной деятельности - это закономерность, которую преподаватели ИЯ в военном вузе учитывают при определении содержания, форм организации, методов и приемов обучения, проведения кор-рекционной воспитательной работы с обучающимися.

Интегрируя полученные обучающимися знания на учебных занятиях по ИЯ и в процессе организации внеучебной познавательной деятельности в специальных блоках интегративных заданий преподаватель вуза вызывает интерес как к дисциплине ИЯ, так и к профессиональным знаниям, в результате чего возникает более глубокое осознание своей будущей деятельности, будущей профессиональной среды, повышает уровень освоения обучающимися потенциала ОК, которые формируют профессиональную компетентность будущего специалиста и в итоге способствует решению высшей школой проблемы профессиональной социализации специалиста [1, 2].

«Формирование общекультурных компетенций будущих специалистов, обучающихся в военном вузе можно определить как целенаправленный педагогический процесс создания в их личностных структурах новообразований мотивационного, когнитивного и дея-тельностного характера, которые отражают специфику военной профессиональной сферы и обеспечивают приобретение обучающимися способностей к: социальному взаимодействию, социальной и профессиональной коммуникации, смысловой ориентации в мире, расширению, приращению накопленных знаний, использованию различных источников и средств получения информации» [8, с. 20].

Целесообразно обратиться к структуре общекультурной компетенции военного специалиста. На основе проведенного теоретического анализа педагогической литературы можно выделить три основных компонента общекультурных компетенций будущих военных специалистов: когнитивный, ценностно-ориентационный и деятельностный [6, 8, 9].

Когнитивный компонент характеризуется наличием знаний об основных культурных объектах, литературных традициях стран изучаемого языка, основных течениях в области живописи, скульптуры, театра.

Ценностно-ориентационный компонент предполагает осознание курсантами значимости профессионального развития и личностного роста и включает в себя качества тесно связанные с уровнем сформированности профессиональных умений и навыков.

Деятельностный компонент предусматривает применение знаний на практике и их проявления в ситуациях профессионального общения.

Все вышеописанное имеет прямое отношение и к

процессу формирования ОК средствами ИЯ в ввузе, используя интегративный подход.

Одной из важных задач, решаемых преподавателями ИЯ высшей военной школы, является создание необходимых условий для формирования ОК обучающихся. Для решение данной задачи требуются взаимодействие педагогов, методистов, административных структур вуза, организующими дискуссии в форме круглого стола, научно-практические семинары, конференции и викторины, различные виды переводов и т. д.

Уровень сформированности ОК в большой степени зависит от качества самостоятельной работы обучающихся, их способности и желания воспринимать и усваивать дополнительную информацию, постоянно расширять кругозор в различных областях знания.

Применяя интегративный подход для формирования ОК обучающихся военного вуза, педагогический потенциал дисциплины ИЯ обогащается и реализуется при наличии таких компонентов, как: учебно-познавательного, личностно-развивающего и ценностно-смыслового [9].

Рассмотрим каждый из представленных компонентов. Анализ научной и педагогической литературы показал, что учебно-познавательный компонент включает разработку и подготовку аутентичного материала, инте-гративных заданий на базе междисциплинарных связей; наличие комплекса профессионально важных умений, коррелирующих с уровнем практического овладения обучающегося иностранным языком; реалий изучаемого языка, использование их в различных сферах речевой коммуникации.

Вышеописанный компонент характеризуется с точки зрения культуросообразной деятельности военного специалиста (знания о традициях Вооруженных сил РФ, истории своего народа, отечественной и зарубежной литературы, живописи, искусства и т. д.), формирования у него собственного мнения относительно окружающих явлений, познания, гарантирующими решение многих профессиональных задач в будущем [9].

Развитые на высоком уровне логическое и абстрактное мышление, память, мотивация к освоению будущей профессиональной деятельности, позволят средствами ИЯ ускорить достижение обучающимся сформирован-ности ОК [6, 8].

Следует отметить, что личностно-развивающий компонент обеспечивает реализацию в учебном процессе вуза личностно-мотивационных установок обучающихся. Преодоление трудностей на занятиях по ИЯ и во внеаудиторное время, свидетельствует об ответственности обучающихся к учебной деятельности, о мотивации достигнуть высоких результатов в учебе, об адекватности самооценки. Доказано, что результаты сформированно-сти ОК у будущих военных специалистов находятся в прямой зависимости от уровня активности личности, ее жизненной позиции, от мотивационной основы всей его учебной деятельности. Данный компонент также призван решать и задачи межличностного общения личности с другими обучающимися. Обучающиеся в военном вузе формируют способность воспринимать и воспро-

изводить информацию на иностранном языке в соответствии с коммуникативной задачей, включенную в ситуацию общения. Целесообразно рассмотреть такое взаимодействие на занятиях по ИЯ, в котором будущие военные специалисты являются участниками процесса восприятия и воспроизводства иноязычной информации в конкретной ситуации, имеющей профессиональную направленность. Реализация этого компонента на практике подразумевает знание обучающимися о необходимых способах взаимодействия с окружающими людьми и событиями, наличие навыков групповой работы, владение различными социальными ролями в коллективе, определенный уровень информационной грамотности. Опыт показывает, что, в процессе общения происходит усвоение культурно-этических норм поведения, укрепляются межличностные отношения. Взаимодействие такого рода обеспечивает приобретение социального опыта общения.

Следует констатировать, что «важной задачей является познание социокультурных отличий современного поликультурного мира, научных основ «диалога культур», который понимают как диалоговое взаимодействие, гарантирующее адекватное взаимопонимание представителей различных лингвокультурных общностей» [8, с. 24].

Проанализировав ряд источников, мы пришли к выводу, что целевые установки на формирование ОК в процессе обучения в ввузе способствуют становлению гуманистической социальной позиции обучающихся, необходимость которой обусловлена современными требованиями к социокультурному развитию будущего военного специалиста.

Вместе с тем, ценностно-смысловой компонент гарантирует сформированность ценностного отношения к профессии, наличие положительной мотивации к профессиональной деятельности, побуждает обучающихся стать профессионалами в выбранной ими специальности, стимулирует желание заниматься творчеством. В процессе формирования ОК обучающихся военного вуза реализация интегративного подхода в организации учебной и внеучебной познавательной деятельности по ИЯ направлено на формирование системы ценностей: чувство долга перед Отчизной, верность военным традициям, добросовестное служение Родине, ответственность за свои решения и др.Следует отметить, что большинство педагогов-практиков вузов не транслируют систему знаний, а фактически передают обучающемуся свое ценностно-смысловое отношение к знаниям, свою увлеченность ИЯ, свое ценностное отношение к выбранной профессии и т. д.

Использование интегративного подхода в процессе обучения дисциплине ИЯ способствует осознанию будущим специалистом смысла формирования ОК, влияет на их учебную деятельность, способствует достижению высоких результатов в обучении, проявляется в социальной активности личности. Происходит переосмысление своей роли в мире. Преподаватель в этом процессе играет огромную роль. Ему нужно иметь такие профессио-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

нальные качества, чтобы заинтересовать обучающихся овладением ОК в рамках преподавания той или иной дисциплины, пробудить у обучающихся желание стать профессионалом в избранной специальности, самореализоваться в профессиональной деятельности.

Неоспоримым фактом является то, что для осуществления процесса подготовки будущих военных специалистов, требуется внедрение в обучение современных подходов, инновационных методик и методов. Применение интегративного подхода в учебном процессе вуза отражает фундаментальность интеграции и дифференциации в науке, способствует обогащению педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык», углублению и закреплению знаний обучающихся, полученных в процессе изучения материала междисциплинарного характера, создает специальную профессионально-ориентированную обучающую среду, позволяет на практике имитировать ситуации интеркультурного общения. В результате формируются ОК и поведенческие стереотипы в разных ситуациях иноязычной культуры. В целом обучающийся при проведении с ним целенаправленной работы по формированию высокого уровня ОК овладевает необходимыми для жизни современного общества навыками в самых

разных сферах, в том числе и в области профессионального самоопределения.

Итак, реализация основных компонентов (учебно-познавательного, личностно-развивающего, ценностно-смыслового) в процессе формирования ОК будущих военных специалистов в рамках дисциплины «Иностранный язык» на основе использования ин-тегративного подхода в организации познавательной деятельности обучающихся помогает моделировать их будущую профессиональную деятельность, стимулирует развитие у них чувства ответственности и стремление к созиданию, способности к самоопределению в условиях постоянно меняющегося мира.

Поэтому закономерно, что в условиях перехода на новые образовательные стандарты и бы-строизменяющихся требований заказчиков при совершенствовании вузовской методики обучения дисциплине «Иностранный язык» интегративный подход, на наш взгляд, может стать главной методологической предпосылкой, которая способствует всестороннему развитию обучающихся, обеспечивает эффективное формирование общекультурных компетенций, их профессиональную подготовку и становление будущих военных специалистов.

Библиографический список

1. Архипенко М.А. Интегративные технологии в условиях обучения специалистов технического профиля // Сборник научных трудов Академии ФСО России, выпуск № 23. Орел : Академия ФСО России, 2007. С. 30 - 35.

2. Архипенко М.А., Кошелева А.О. Педагогическая интеграция как вектор модернизации высшей школы в процессе формирования конкурентоспособности специалистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». № 2. 2007. С. 20-25.

3. БезруковаВ.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.

4. БерулаваМ.Н. Теоретические основы интеграции образования / М.: Совершенство, 1998. 192 с.

5. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. Издательство Нижегородского государственного педагогического университета, 2015. №4. С.12

6. Гладилина И. П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодежи: концептуальные основы: монография. М.: Издательство Московского городского университета управления Правительства Москвы, 2012. 136 с.

7. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И // Интегративный подход в учебном процессе вуза. ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» - Современные проблемы науки и образования Изд. Дом «Академия Естествознания» (Пенза). 2017. № 5. 262 с. УДК: 378.14

8. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дисс. ...к.пед.н. Орел, 2014. 169 с.

9. Дулепова Ю.В., Фадеева Е.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов на занятиях по иностранному языку//Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 71-74.

10. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124-131.

11. Образцов П. И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учеб. пособие. Орёл: Академия Спецсвязи России. 2004. 317 с.

12. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. 2009. № 1. С. 21-23.

References

1. Arkhipenko M.A. Integrative technologies in the conditions of technical profile specialists training // Collection of scientific papers of the Academy of the Federal Guard Service of Russia, issue No. 23. Orel: Academy of Federal Guard Service of Russia, 2007. Pp. 30-35.

2. ArkhipenkoM.A., KoshelevaA.O. Pedagogical integration as a vector of higher education modernization in the process of specialists' competitiveness formation // Bulletin of Moscow State Regional University. Series «Pedagogy». No. 2. 2007. Pp. 20-25.

3. Bezrukova V.S. Integration processes in pedagogical theory and practice / / Ekaterinburg, 1994. 152 p.

4. BerulavaM.N. Theoretical Foundations of the Integration of Education / M.: Perfection, 1998.192 p.

5. Varkovetskaya G.N., Krivonogova A.S., Tsyplakova S.A. Innovative technologies in training bachelors of vocational training // Bulletin of the Minin University. - Publishing house of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 2015. №4. С.12.

6. Gladilina I.P., Koroleva G.M. Formation of general cultural competencies of students: conceptual foundations: a monograph. M.: Publishing House of the Moscow City University of Management of the Moscow Government, 2012.136p.

7. Grevtseva G.Ya., TsiulinaM.V., BolodurinaE.A., BannikovM.I. Integrative approach in the educational process of the university. FSBEI of HE "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University" - Modern problems of science and education - Pub. House "Academy of Natural Sciences" (Penza). 2017. No.5. 262 p. UDC: 378.14

8. Dulepova Yu.V. Formation of the general cultural competencies of future military specialists at a university by means of modular training: Diss. ... Ph.D. Orel, 2014. 169 p.

9. Dulepova Yu.V., FadeevaE.V. Formation of general cultural competences of future military specialists in foreign language classes // Psychological and pedagogical view of professionally oriented education. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2019. Pp. 71-74.

10. LeonovaE.V. Formation of general cultural competencies among students of a technical university // Higher Education in Russia. 2010. No. 2. Pp. 124-131.

11. Obraztsov P.I., Kosukhin V.M. Didactics of the higher military school: textbook. Orel: Academy of Special Communications of Russia, 2004. 317 p.

12. Puzankova E.N., Bochkova N.V. Modern pedagogical integration, its characteristics // Education and Society. 2009. No 1. Pp. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.