Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА'

ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / СПЕЦИАЛИСТ / ПАЦИЕНТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вайтюк Екатерина Михайловна

Данная статья посвящена психолого-этическим аспектам в деятельности медицинского работника. Актуальность темы работы: по мнению многих специалистов, важной составляющей успеха в медицинской практике является высокий профессионализм, который включает в себя психолого-этический подход к распознаванию субъективного мира пациента, умения оперативного нахождения пути к созданию доброжелательного контакта с ним, подбора ключа к личности. Это становится еще актуальнее в настоящее время, с учетом того что «с углублением финансовых и правовых отношений между медицинскими работниками и пациентами существенно расширяется сфера деонтологии». Психолого-этическая сторона в работе медицинского работника тесно связана с профилактикой конфликтных ситуаций в системе межличностного взаимодействия «медицинский работник - пациент». Практическая значимость работы. Анализ медицинской практики свидетельствует, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают чаще всех остальных претензий. Установление доверительного межличностного контакта в системе «медицинский работник - пациент», эффективное психолого-этическое общение медицинского работника с пациентом в процессе лечения являются одними из ведущих факторов к успешному лечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGIST - ETHICAL SIDES IN THE WORK OF THE DOCTOR

This article is devoted to the psychological and ethical aspects of the work of a doctor. Relevance of the topic of work: аccording to many experts, an important component of success in medical practice is high professionalism, which includes a psychological and ethical approach to recognizing the patient's subjective world, the ability to quickly find a way to create a benevolent contact with him, and select a key to a personality. This is becoming even more relevant at the present time, taking into account the fact that "with the deepening of financial and legal relations between doctors and patients, the sphere of deontology is significantly expanding." Psychological-ethical side in the work of a medical worker is closely related to the prevention of conflict situations in the system of interpersonal interaction "doctor - patient". The practical significance of the work. An analysis of medical practice shows that conflicts associated with the inability to communicate with the patient and gain his trust are the most frequent occurrences of all other complaints. Establishment of trusting interpersonal contact in the "doctor - patient" system, effective psychological and ethical communication between the doctor and the patient during treatment are one of the leading factors for successful treatment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА»

Психология

УДК 370

заместитель директора по воспитательной работе в РГБОУ Вайтюк Екатерина Михайловна

Карачаево-Черкесский медицинский колледж (г. Черкесск)

ПСИХОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация. Данная статья посвящена психолого-этическим аспектам в деятельности медицинского работника. Актуальность темы работы: по мнению многих специалистов, важной составляющей успеха в медицинской практике является высокий профессионализм, который включает в себя психолого-этический подход к распознаванию субъективного мира пациента, умения оперативного нахождения пути к созданию доброжелательного контакта с ним, подбора ключа к личности. Это становится еще актуальнее в настоящее время, с учетом того что «с углублением финансовых и правовых отношений между медицинскими работниками и пациентами существенно расширяется сфера деонтологии». Психолого-этическая сторона в работе медицинского работника тесно связана с профилактикой конфликтных ситуаций в системе межличностного взаимодействия «медицинский работник - пациент». Практическая значимость работы. Анализ медицинской практики свидетельствует, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают чаще всех остальных претензий. Установление доверительного межличностного контакта в системе «медицинский работник - пациент», эффективное психолого-этическое общение медицинского работника с пациентом в процессе лечения являются одними из ведущих факторов к успешному лечению.

Ключевые слова: психолого-этический аспект, медицинский работник, специалист, пациент, конфликтная ситуация.

Annotation. This article is devoted to the psychological and ethical aspects of the work of a doctor. Relevance of the topic of work: аccording to many experts, an important component of success in medical practice is high professionalism, which includes a psychological and ethical approach to recognizing the patient's subjective world, the ability to quickly find a way to create a benevolent contact with him, and select a key to a personality. This is becoming even more relevant at the present time, taking into account the fact that "with the deepening of financial and legal relations between doctors and patients, the sphere of deontology is significantly expanding." Psychological-ethical side in the work of a medical worker is closely related to the prevention of conflict situations in the system of interpersonal interaction "doctor - patient". The practical significance of the work. An analysis of medical practice shows that conflicts associated with the inability to communicate with the patient and gain his trust are the most frequent occurrences of all other complaints. Establishment of trusting interpersonal contact in the "doctor - patient" system, effective psychological and ethical communication between the doctor and the patient during treatment are one of the leading factors for successful treatment.

Keywords: psychological-ethical aspect, medical worker, doctor, specialist, patient, conflict situation.

Введение. Работа педагога направлена к достижению таких психолого-этических, гуманитарных и общественных целей, как достаток, здоровье, высокое качество бытия, совершенное формирование индивидов и групп в разнообразных видах персональной и общественной жизни.

Цель исследования. Углубление теоретических знаний в профилактике конфликтных ситуаций в системе «медицинский работник - пациент»; психолого-этической тактики медицинского работника в отношении пациентов с различными характерологическими особенностями.

Задачи работы. Провести сбор доступной литературы и Интернет источников по теме работы. На основе анализа собранной литературы определить особенности деятельности, а также определить наиболее частые психолого-этические ошибки в работе специалистов с точки зрения медицинской этики.

Так как психолог не один только специалист, чьей работой является достижение этих целей, обмен и сотрудничество с людьми прочих специальностей в некоторых эпизодах тоже нужны [1].

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее [2].

Изложение основного материала статьи. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Жизнь нынешнего медицинского работника и студента-медика проходит в довольно напряженном темпе. На то, чтобы сделать перерыв и внимательно проанализировать минувший день, нет времени. Но медицинскому работнику абсолютно необходимо развить в себе эту привычку: размышлять обо всем, что услышал, заметил, изведал; разобрать все свои акты и действия, сосредоточивая специальное внимание на свою ошибку, как это надо было произвести.

Одним из существенных обстоятельств, от которых зависит самовоспитание будущего медицинского работника, и которое обусловливает персональный тип психолого-этического вопроса, является самокритичность. Только тогда медицинский работник получает дар видеть себя, свои действия и поступки со стороны и правильно их оценивать [4].

Ответственность за свои поступки, труд и качество ее выполнения в работе медицинского работника получает особый смысл. Это из-за того, что ни одна специальность не имеет такого тесного, определенного контакта с самым значимым и дорогим для любого человека - бытием и кончиной. Медицинскому работнику мы доверяем самое дорогое - свое существование и здоровье. Он отвечает не только перед одним пациентом, его родственниками, но и перед всем окружением в общем. Поэтому психолого-этическое поведение медицинского работника имеет особое значение. Это качество, которое надо оттачивать в себе будущему медику обязательно. Речь идет о пытливой профессионально-этической наблюдательности, дающей возможность заметить, запомнить и с медицинской точки зрения оценить не только любые

отклонения в физическом и психологическом состоянии больного, но и процессы, совершающиеся в его окружении. Большое значение подобной психолого-этической наблюдательности в практической и научной деятельности очевидно.

В последнее время вследствие стремительного развития медицинской науки и техники в лечебную деятельность было введено существенное число методов и способов диагностики, компьютерной обработки предоставленных данных и т.д. Бесспорно большое значение применения самых последних и качественных механизмов и устройств для помощи в диагностике и присмотре за пациентом, переменами в ходе течения любой болезни. Но нынешние и самые верные исследования никогда не должны содействовать прекращению диалога между врачом и больным [6].

У современного медицинского работника должны быть высоко развиты психолого-этические навыки. Он должен понимать, что никакие научно-технические и методологические инновационные технологии не должны загораживать основного - самого больного с его личными физическими и духовными качествами. Медицинскому работнику необходимо непосредственно контактировать с пациентом. Психолого-этические навыки помогут ему изучающим взглядом наблюдать за ним, подмечать и обнаруживать такие перемены в его самочувствии, которые иногда недосягаемы самым изощренным и качественным способам реального осмотра. При этом важно широко применить все психолого-этические достижения медицинской науки и техники для предельно правильной постановки диагноза, исправления лечебно-профилактических мер, оценки их действенности, но принимая их как добавочных, но не заменяющих психологического отношения, самого диалога с больным [3].

Студент должен знать, что помимо каждодневной лечебной практики, кроме прочих психолого-этических свойств, часто от медика требуется большое самообладание и профессиональная отвага.

Обучающиеся должны знать, что практическая деятельность медицинского работника тяжела. Им случается испытывать много горьких мгновений, смотря на смятение тех больных, которым не могут вернуть прежнее здоровье, а могут только немного облегчить их самочувствие.

Тем не менее, преподаватели доказывают студентам, что наука может и должна в недалеком будущем помогать людям иметь счастливое бытие. Этим обусловливается еще одно важное психолого-этическое качество нынешнего медицинского работника - оптимизм.

Методы преподавания в медицинском вузе имеют свои психолого-этические особенности. Известно, что правда в медицине иногда достигается путем проб и даже ошибок. Опыт долгих исследований и наблюдений показывает, что никто не застрахован от ошибок. Но их вероятность выше, когда нет добрых связей между медицинским работником и больным [4].

Студентам медицинских вузов объясняется, что, когда пациенты критикуют своих лечащих врачей, они почти не касаются их профессиональной осведомленности, а больше жалуются на неадекватность диалога с доктором. Поэтому следует обратить особое внимание на психолого-этическую сторону общения с больным.

Следует разъяснять, что причиной негативного взгляда больного к медицинскому работнику является недостаток психолого- этических и профессиональных знаний и неправильное их применение. Синтез, сделанный представителями руководящих структур здравоохранения Российской Федерации, которые занимаются анализом жалоб от жителей, говорит о том, что большая их часть определена больше неудачами в диалоге с больным, чем плохой врачебной поддержкой.

Преподаватели вузов стараются рассказать студентам, в чем заключаются причины малой осведомленности нынешних специалистов в делах верного ведения диалога медицинский работник - пациент? Среди них можно выделить отдаленность от практики предмета медицинской этики и деонтологии или обычное для прошлых лет презрительное отношение к индивидууму, кастовость мира врачей и т.д. [5].

Любой бывший больной человек или родственник больного не доволен психолого-этическим отношением медицинского работника. Он может горячо и живописно рассказывать о своих бедствиях и обидных столкновениях с медперсоналом. При этом надо сказать, что больные в основном считают неудовлетворительными их отношения с медицинским персоналом. В основном медики кажутся им людьми, с которыми тяжело вступать в диалог: они враждебны, не отвечают взглядам пациента и не могут образовать конфиденциальные взаимоотношения с ним [7].

Одним из отличительных моментов сегодняшней медицинской психологии и этики является тот факт, что все большее количество больных хотят принимать участие в принятии решений, относительно их существования и здоровья: например, в выборе способа лечения. Такая тенденция среди народа является результатом растущего образования и интереса к своему здоровью. Это, в свою очередь, подразумевает еще большую осведомленность медицинских работников в способе общения с пациентом.

Студенты, как будущие медицинские работники должны знать, что модель взаимосвязей складывается на базе индивидуальных черт характера медика, его этичности и чутья. Сегодня целые креативные коллективы разрабатывают научные психолого-этические подходы к нахождению правильного способа общения между доктором, больным и его родственниками. При этом старшее поколение врачей работает так, как работали их педагоги, как говорит им их опыт и воспитание, а младшее поколение обучается на образце старших, при этом полностью отвергая большой мировой опыт [8].

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Практическая психология и этика являются тем, где правильность данных, с которыми работает психолог, и действительность теории, в которой он постигает его, получают личностно-оценочный нюанс, ту «предвзятость», ту экспансивную, ценностную содержательность, без которой не существует человек. Через эту ценностную экспансивность психологическая этика становится ясной как самому психологу, так и другим людям, с которыми он имеет дело. Она является тем зеркалом, в котором отображается позволяющая для психолога вероятность силы влияния на другого человека, критерии этого влияния [2].

Психолог несет человеку осведомленность о нем, именно об этом индивидууме, применяя комбинированное мнение о людях вообще.

Выводы. Таким образом, методы преподавания дают студентам знать, что практическая психология и этика являются обязательной составляющей профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие.

Профессиональный долг требует от психолога поступка; практическая этика устанавливает глубину влияния на другого человека, а профессия медика заставляет ограничивать свои собственные поступки. Будущий медицинский работник, как психолог должен принять решение об оказании помощи. Для этого он должен обладать необходимыми профессиональными знаниями [9].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались психолого-этические стороны работы медицинского работника, явилось раскрытие и установление результативности психолого-этических качеств работы

медицинского работника для предельно верного определения диагноза, коррекции лечебно-профилактических процедур, оценки их действенности.

Рекомендации. Задача медицинского работника - объяснить повышение эффективности лечения пациентов и профилактики конфликтных ситуаций в системе «медицинский работник - пациент» путем изучения влияния психолого-этических характерологических особенностей пациентов на межличностный контакт, психолого-этической тактики медицинского работника в отношении пациентов с различными характерологическими особенностями.

Литература:

1. Алексеева Н.Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н.Т. Алексеева, А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, Ж.А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск. 2016. - С. 221-224.

2. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской республики) / Р.С. Акбашева // автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2007

3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.

4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения / Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

5. Лепшокова Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.

6. Лепшокова Е.А Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 223-228

7. Лепшокова Е.А. Использование сети интернет в формировании учебно-познавательной потребности у школьников / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 149-156.

8. Фетисов С.О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С.О. Фетисов, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: матер. республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием. - ВГМУ. - 2017. -С. 477-479.

9. Физиология человека: учебник / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. - Москва: Медицинская книга, 2003. - 528 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности и консультативной психологии Ким Алина Эдуардовна

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

СТРУКТУРА ВИДОВ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аннотация. Цель исследования - выявить структуры личностных притязаний у молодых мужчин и женщин (характер и наличие взаимосвязей между видами притязаний). Определены координационные или взаимокоординационные связи между парциальными видами личностных притязаний молодых мужчин и женщин. Установлено своеобразие структур личностных притязаний молодых мужчин и женщин, выражающееся в несовпадении характера и наличия связей между видами парциальных личностных притязаний. Полученные данные могут быть полезны специалистам, оказывающим психологическую поддержку представителям данной возрастной группы.

Ключевые слова: личность, личностное притязание, парциальные притязания, виды личностных притязаний, структура личностных притязаний, координационная связь, взаимокоординационная связь, молодые мужчины, молодые женщины, молодые люди.

Annotation. The aim of the study is to identify the structure of personal claims in young men and women (the nature and presence of relationships between the types of claims). Coordination or inter-coordination connections between the partial types of personal claims of young men and women have been determined. The uniqueness of the structures of personal claims of young men and women is established, which is expressed in the discrepancy between the nature and the presence of connections between the types of partial personal claims. The data obtained can be useful for specialists who provide psychological support to representatives of this age group.

Keywords: personality, personal claim, partial claims, types of personal claims, structure of personal claims, coordination connection, mutual coordination connection, young men, young women, young people.

Введение. В условиях современной конкуренции и расширяющегося спектра возможностей для реализации потенциала нарастает необходимость разнонаправленного развития личности. Молодые мужчины и женщины вносят вклад в настоящее и будущее развитие общества и являются одним из важнейших его ресурсов. Вместе с этим, они сталкиваются с необходимостью проявлять гибкость, определять приоритетность целей и мотивов, разрешать вопрос распределения ресурсов, необходимых для достижения результатов, оценивать собственные возможности, что, вероятно, отражается в специфике и взаимовлиянии содержания их мотивационно-целевой сферы и, в частности, личностных притязаний.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим специфику содержания мотивационно-целевой сферы мужчин и женщин. При рассмотрении жизненных планов, обнаруживается нацеленность мужчин на личностный рост [1], карьеру, собственные достижения, которые могут выражаться получении высокооплачиваемой и перспективной работы, позволяющей в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень [2], достигать стадии мастерства [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.