Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ВИДОВ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН'

СТРУКТУРА ВИДОВ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ ПРИТЯЗАНИЕ / ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ / КООРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ / ВЗАИМОКООРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ / МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ / МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Алина Эдуардовна

Цель исследования - выявить структуры личностных притязаний у молодых мужчин и женщин (характер и наличие взаимосвязей между видами притязаний). Определены координационные или взаимокоординационные связи между парциальными видами личностных притязаний молодых мужчин и женщин. Установлено своеобразие структур личностных притязаний молодых мужчин и женщин, выражающееся в несовпадении характера и наличия связей между видами парциальных личностных притязаний. Полученные данные могут быть полезны специалистам, оказывающим психологическую поддержку представителям данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE TYPES OF PERSONAL CLAIMS OF YOUNG MEN AND WOMEN

The aim of the study is to identify the structure of personal claims in young men and women (the nature and presence of relationships between the types of claims). Coordination or inter-coordination connections between the partial types of personal claims of young men and women have been determined. The uniqueness of the structures of personal claims of young men and women is established, which is expressed in the discrepancy between the nature and the presence of connections between the types of partial personal claims. The data obtained can be useful for specialists who provide psychological support to representatives of this age group.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ВИДОВ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»

медицинского работника для предельно верного определения диагноза, коррекции лечебно-профилактических процедур, оценки их действенности.

Рекомендации. Задача медицинского работника - объяснить повышение эффективности лечения пациентов и профилактики конфликтных ситуаций в системе «медицинский работник - пациент» путем изучения влияния психолого-этических характерологических особенностей пациентов на межличностный контакт, психолого-этической тактики медицинского работника в отношении пациентов с различными характерологическими особенностями.

Литература:

1. Алексеева Н.Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н.Т. Алексеева, А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, Ж.А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск. 2016. - С. 221-224.

2. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской республики) / Р.С. Акбашева // автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2007

3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.

4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения / Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

5. Лепшокова Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.

6. Лепшокова Е.А Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 223-228

7. Лепшокова Е.А. Использование сети интернет в формировании учебно-познавательной потребности у школьников / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 149-156.

8. Фетисов С.О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С.О. Фетисов, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: матер. республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием. - ВГМУ. - 2017. -С. 477-479.

9. Физиология человека: учебник / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. - Москва: Медицинская книга, 2003. - 528 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности и консультативной психологии Ким Алина Эдуардовна

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

СТРУКТУРА ВИДОВ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аннотация. Цель исследования - выявить структуры личностных притязаний у молодых мужчин и женщин (характер и наличие взаимосвязей между видами притязаний). Определены координационные или взаимокоординационные связи между парциальными видами личностных притязаний молодых мужчин и женщин. Установлено своеобразие структур личностных притязаний молодых мужчин и женщин, выражающееся в несовпадении характера и наличия связей между видами парциальных личностных притязаний. Полученные данные могут быть полезны специалистам, оказывающим психологическую поддержку представителям данной возрастной группы.

Ключевые слова: личность, личностное притязание, парциальные притязания, виды личностных притязаний, структура личностных притязаний, координационная связь, взаимокоординационная связь, молодые мужчины, молодые женщины, молодые люди.

Annotation. The aim of the study is to identify the structure of personal claims in young men and women (the nature and presence of relationships between the types of claims). Coordination or inter-coordination connections between the partial types of personal claims of young men and women have been determined. The uniqueness of the structures of personal claims of young men and women is established, which is expressed in the discrepancy between the nature and the presence of connections between the types of partial personal claims. The data obtained can be useful for specialists who provide psychological support to representatives of this age group.

Keywords: personality, personal claim, partial claims, types of personal claims, structure of personal claims, coordination connection, mutual coordination connection, young men, young women, young people.

Введение. В условиях современной конкуренции и расширяющегося спектра возможностей для реализации потенциала нарастает необходимость разнонаправленного развития личности. Молодые мужчины и женщины вносят вклад в настоящее и будущее развитие общества и являются одним из важнейших его ресурсов. Вместе с этим, они сталкиваются с необходимостью проявлять гибкость, определять приоритетность целей и мотивов, разрешать вопрос распределения ресурсов, необходимых для достижения результатов, оценивать собственные возможности, что, вероятно, отражается в специфике и взаимовлиянии содержания их мотивационно-целевой сферы и, в частности, личностных притязаний.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим специфику содержания мотивационно-целевой сферы мужчин и женщин. При рассмотрении жизненных планов, обнаруживается нацеленность мужчин на личностный рост [1], карьеру, собственные достижения, которые могут выражаться получении высокооплачиваемой и перспективной работы, позволяющей в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень [2], достигать стадии мастерства [3].

Мужчины стремятся к профессиональной самореализации [4], финансовой компетентности [5], достижению высокого дохода при карьерном росте, ориентируясь преимущественно на внешние трудовые ценности [6], социальное признание и самоутверждение [7].

Тема семьи для мужчин менее значима, чем тема карьеры [2]. Вместе с этим, важным является создание комфортных условий для семейных отношений, исходя из оптимального физиологического состояния [1]. Мужчины стремятся к наличию друзей и возможности саморазвития [8].

Женщины ориентированы на общечеловеческие ценности [4], им присуща готовность к любви и проявлениям заботливого отношения к другим [7]. Они стремятся к самосовершенствованию и уважению в семье, которые обеспечиваются с помощью авторитета в семье и социальных контактов [1], в качестве цели обозначается рождение и воспитание детей, семейное благополучие [2].

Благополучие, здоровье членов семьи и собственная внешняя привлекательность (как ресурс самоутверждения и самоценности) рассматриваются в качестве значимых источников переживания счастья [5].

Для женщин является характерным стремление к карьерному росту, самостоятельному профессиональному развитию, материальному достатку [2], значимым является надежное место работы [1]. Женщины стремятся к включенности в интересную для них профессиональную деятельность [3, 6], вместе с этим, важной является социальная ориентированность труда [6]. В представлениях женщин более эффективным представляется труд, требующий соответствующего образования [9]. Молодые женщины по сравнению с мужчинами менее склонны претендовать на должности, предполагающие возрастание степени сложности задач, профессионального уровня и обязанностей [10], а также на руководящие должности, подразумевающие большие властные полномочия, руководство работой коллектива, принятие решений относительно организации работы, что связано с восприятием женщинами собственных возможностей и их соответствия обязанностям руководителя, а также с оценкой достижимости данного результата [11].

Вместе с этим, отмечается распространенность двойной направленности жизненных целей - на семью и на карьеру, сопряженная с умеренным и средневысоким уровнем притязаний, что потенциально может привести к внутреннему конфликту и усложнению способа достижения результатов [2]. В частности, стремление к руководящей должности как один из факторов карьерного роста, рассматривается в ракурсе единовременной представленности с притязаниями, касающимися семьи. Показано, что реализация некоторых инструментов для совмещения процессов достижения этих видов притязаний, такие как гибкий график, отпуска, тренинги и др., оказывает поддерживающее влияние на стремление к карьерному росту и лидерству в рабочем коллективе [12].

В исследованиях отмечается возможное влияние ролевых ожиданий и стереотипов на цели и желаемые результаты мужчин и женщин [7, 12], различие в социальных ролях и установках, касающихся профессиональной деятельности [6]. Также рассматривается существующий у молодых людей конфликт в разных сферах их жизни (здоровье, материальный достаток, семья, общение) и его социальная детерминация, связанная с особенностями ценностей личности [13], некоторое внимание уделяется вопросу соотношения и связей между предпочитаемыми мужчинами и женщинами ценностями [9]. Также отмечаются способы единовременного достижения результатов в разных сферах жизни, в частности, за счет важности для женщины как семьи, так и социальной активности, реализации в профессии, жизнь и спектр возможностей претерпевают изменения [12, 14].

В большинстве работ, посвященных рассмотрению специфики мотивационно-целевой сферы мужчин и женщин, предметом изучения выступают цели субъектов (их иерархия, корреляционные связи между ними). Исследования, касающиеся вопроса личностных притязаний, их взаимовлияния, представлены явно недостаточно.

На основе обзора литературы, касающейся отличий в содержании мотивационно-целевой сферы личности мужчин и женщин, единовременной представленности стремлений к результатам, относящимся к разным областям жизни, выдвинуто предположение, что молодые мужчины и женщины могут обладать специфичными структурами личностных притязаний (характером и наличием взаимосвязей между видами притязаний). Последнее предположение составило гипотезу настоящего исследования.

Целью данной статьи выступило выявление структур личностных притязаний у молодых мужчин и женщин. Предмет: личностные притязания молодых мужчин и женщин. Эмпирический объект исследования: 44 женщины и 36 мужчин в возрасте от 18 до 34 лет.

Методический инструментарий: авторская анкета для изучения личностных притязаний (С.Т. Джанерьян, А.Э. Ким), включающая конкретные формулировки субъективно приемлемых результатов [15], методы математической статистики: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова для генеральных совокупностей со скорректированными для выборочных наблюдений вероятностями Лиллиефорса, множественный линейный регрессионный анализ ^>0,5; р<0,01).

Личностное притязание понимается как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом.

Были изучены виды парциальных притязаний как относящиеся к конкретным сферам жизни молодых людей, а именно профессиональные, материально-экономические, семейно-ориентированные, образовательные притязания, досуговые притязания, социально-ориентированные, диспозициональные притязания [15], образующие структуру притязаний, выявленную с помощью регрессионного анализа.

В структуре парциальных личностных притязаний молодых мужчин обнаружены координационные (выражающиеся в стремлении к упорядочению и поддерживающему влиянию между элементами структуры) и взаимокоординационные (выражающиеся в равнозначном по мере направленном влиянии связанных элементов структуры) связи [16] между видами притязаний (Рисунок 1).

Взаимокоординационные связи обнаружены между образовательными и профессиональными (в=0,45, р=0,42), образовательными и досуговыми (Р=0,53, р=0,37), социально-ориентированными и диспозициональными (Р=0,54, р=0,65) притязаниями. Указанные виды притязаний оказывают взаимоусиливающее влияние, то есть можно предположить, что в случае вербализации, повышения осознанности и конкретизации значимых для человека результатов, относящихся к одному виду притязаний, может приводить к большей выраженности притязаний другого вида.

На профессиональные притязания усиливающее влияние оказывают также материально-экономические притязания (Р=0,40), то есть стремление к высокой заработной плате, владению имуществом поддерживает стремление мужчин к карьерному росту, высокой должности и профессиональной компетентности.

Профессиональные притязания в свою очередь оказывают усиливающее влияние на диспозициональные притязания (Р=0,38), связанные с реализацией потенциала, формированию желаемых качеств и способов реагирования. Диспозициональные притязания же оказывают координационное влияние на материально-экономические (Р=0,60) и семейно-ориентированные (Р=0,62) притязания. То есть, стремление к развитию собственной личности оказывается связано со стремлением к большему заработку и развитию, построению желаемых им семейных отношений.

Рисунок 1. Регрессионный граф для описания структуры видов притязаний молодых мужчин

(значения р-коэффициента)

В структуре парциальных личностных притязаний молодых женщин также обнаружены координационные и взаимокоординационные связи между видами притязаний (Рисунок 2). Взаимокоординационные связи обнаружены между образовательными и профессиональными (Р=0,43, Р=0,59), профессиональными и семейно-ориентированными (Р=0,38, р=0,36), семейно-ориентированными и диспозициональными (Р=0,46, Р=0,39), диспозициональными и досуговыми (Р=0,35, 0,32) видами притязаний.

Образовательные притязания оказывают координационное влияние на досуговые притязания (Р=0,41), то есть стремление к получению образования, расширению кругозора усиливает ориентированность женщин на проведение качественного досуга, приятное времяпрепровождение, что может быть учтено при конструировании содержания образовательного процесса.

Досуговые и диспозициональные притязания усиливают стремление к интересному субъекту общению, принятию и признанию со стороны друзей и коллег (социально-ориентированные притязания).

На материально-экономические притязания оказывают усиливающее влияние досуговые (Р=0,33) и профессиональные (Р=0,34) виды притязаний. Можно предположить, что молодые женщины, стремящиеся к качественному проведению досуга и профессиональному развитию, будут активнее стремиться к материальному благополучию.

Рисунок 2. Регрессионный граф для описания структуры видов притязаний молодых женщин

(значения р-коэффициента)

Выводы. Молодые мужчины и женщины обладают специфичными структурами личностных притязаний, т.е. наблюдаются различия в характере и наличии взаимосвязей между видами притязаний субъектов.

У молодых мужчин в отличие от женщин координационное влияние оказывают профессиональные на диспозициональные притязания, диспозициональные на материально-экономические, материально-экономические на профессиональные, социально-ориентированные на диспозициональные притязания.

У молодых женщин в отличие от мужчин взаимоусиливающими оказались профессиональные и семейно-ориентированные, досуговые и диспозициональные притязания; досуговые притязания оказывают координационное влияние на социально-ориентированные и материально-экономические притязания; на последние влияют также профессиональные притязания.

Структура притязаний молодых женщин отличается большим количеством взаимосвязей, в том числе связей взаимокоординационного характера, чем структура притязаний мужчин. Также стоит обратить внимание на взаимосвязи семейно-ориентированных и профессиональных притязаний в структуре притязаний, что соотносится с данными о специфике содержания мотивационно-целевой сферы субъектов.

Можно предположить, что угнетение, фрустрация одного из видов притязаний, недостижение соответствующих субъективно приемлемых результатов может негативно сказаться на иных видах притязаний, связанных с ним. Эти взаимосвязи представляется важным учитывать при психотерапевтической и консультационной работе с молодыми людьми, с учетом специфики структуры притязаний у мужчин и женщин.

Перспективами изучения структуры видов личностных притязаний может стать ее изучение на более широких выборках с учетом степени профессиональной включенности, опыта работы. Также интересным представляется изучения сопоставления структуры видов личностных притязаний и воплощенных субъективно приемлемых результатов в разных сферах жизни.

Литература:

1. Астафьева И.Н. Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2010. - №4. - С. 42-45.

2. Сидоров К.Р. Гендерные различия в притязаниях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2007. - №9. - С. 135-148.

3. Скуденков В.А. Гендерные особенности социально-экономических притязаний (на примере городских жителей Иркутской области) // Урбанистика. - 2018. - №2. - С. 50-58.

4. Савенышева С.С., Головей Л.А., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю. Самоактуализация, психологическое благополучие и повседневный стресс в период взрослости // Вестник КемГУ. - 2019. - №1 (77). - С. 130-140.

5. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семенова В.Э. Гендерная специфика смыслового значения счастья в представлениях людей разных возрастов // Вестник Мининского университета. - 2017. - №4 (21). - С. 8.

6. Поплавская А.А., Соболева Н.Э. Реализация достижительных мотивов мужчин и женщин на рынках труда разных стран мира // Экономическая социология. - 2019. - №2. - С. 51-85.

7. Магомедов П.Ш., Магомедова А.П., Шуруха Т.А. Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2017. - №2. - С. 15-21.

8. Семенова Л.Э., Урусова Е.А., Васильева Д.А. Место семьи в представлениях мужчин и женщин о счастье // Мир науки. - 2017. - Том 5, №2. - С. 63.

9. Нистратов А.А., Синячкин В.П. Гендерные различия восприятия ценностей // Вопросы психолингвистики. - 2014. -№22. - С. 94-101.

10. Deschacht N., De Pauw A.S., Baert S. Do gender différences in career aspirations contribute to sticky floors? // International journal of manpower. - 2017. - №38(4). - P. 580-593.

11. Litzky B., Greenhaus J. The relationship between gender and aspirations to senior management // Career Development International. - 2007. - №12(7). - P. 637-659.

12. Fritz C., van Knippenberg D. Gender and leadership aspiration: The impact of work-life initiatives // Human Resource Management. - 2017. - №57(4). - P. 855-868.

13. Сазонов М.А., Гулина Н.Р. Ценностная обусловленность проявлений феминности и маскулинности лиц периода ранней взрослости // Вестник ЮУрГГПУ. - 2010. - №5. - С. 169-178.

14. Ермаков С.А., Мезина Л.Г. Особенности пути жизни современного человека: гендерный аспект // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - №14 (133). - С. 66-69.

15. Джанерьян С.Т., Ким А.Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей // Психология и Психотехника. - 2018. - № 3. - С. 1-12.

16. Джанерьян С.Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. -Т. 2, № 3. - С. 78-92.

Психология

УДК 159.9.072.43

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МОЛОДЕЖИ ОБРАЗА РОССИИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проведенного исследования тем, что процесс перехода российского общества на принципиально новые основы экономического, общественно-политического и социально культурного развития не может быть успешным без формирования у молодежи образа России. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования методом анкетирования и использования методик «ментальная карта» и «ассоциативный тест» с общим объемом выборки 43 человека в возрасте от 17 до 24 лет. Ключевые слова: Северо-Восток России; образ и имидж региона.

An^tat^. The article justifies the relevance of the research by the fact that the process of transition of Russian society to a fundamentally new basis of economic, socio-political and socio-cultural development cannot be successful without the formation of the image of Russia among young people. The article considers the results of a pilot empirical study conducted by the method of questionnaires and using the "mental map" method and "association test" with a total sample size of 43 people aged 17 to 24 years. Keywords: North-East of Russia; image and reputation of the region.

Введение. Вопрос об образе России в мировом сообществе в настоящее время актуален как никогда. Исследованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.