Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ВИДЫ ПРИТЯЗАНИЙ / ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОУВАЖЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / PERSONAL ASPIRATION / PARTIAL ASPIRATIONS / KINDS OF PERSONAL ASPIRATION / ORIENTATION IN TIME / SELF-UNDERSTANDING / SELF-ESTEEM / STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT / YOUNG INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Алина Эдуардовна

В статье рассматриваются взаимосвязи между психологическими особенностями молодых людей и содержанием их парциальных личностных притязаний. Были установлены прямые и обратные взаимосвязи между такими психологическими характеристиками как ориентация во времени (временной аспект), самопонимание и самоуважение (эмоционально-оценочный аспект), стратегии поведения в конфликте (поведенческий аспект) и содержания личностных притязаний молодых людей - выпускников ВУЗа со стажем работы менее 3 лет. Установлено, что доминирующие субъективно приемлемые результаты обусловлены ориентацией во времени, уровнем самопонимания, самоуважения, предпочтением стратегий соперничества, избегания и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND THE CONTENT OF YOUNG PEOPLE'S PERSONAL CLAIMS

The article discusses the correlation between the psychological characteristics of young people and the content of their partial personal aspirations. Direct and inverse relationships were established between such psychological characteristics as orientation in time (temporal aspect), self-understanding and self-esteem (emotional-evaluative aspect), strategies of behavior in conflict (behavioral aspect) and the content of personal aspirations of young individuals - graduates of the university with less than 3 years’ work experience. The results demonstrate that the dominant subjectively acceptable results are determined by the orientation in time, the level of self-understanding, self-esteem, preference for strategies of competition, avoidance and cooperation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность Москва: Магистр, 2013. - 224 с.

8. Современный словарь по общественным наукам. / О.Г. Данильяна [и др.] М.: Эксмо. 2010. 527 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии личности и консультативной психологии Ким Алина Эдуардовна

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются взаимосвязи между психологическими особенностями молодых людей и содержанием их парциальных личностных притязаний. Были установлены прямые и обратные взаимосвязи между такими психологическими характеристиками как ориентация во времени (временной аспект), самопонимание и самоуважение (эмоционально-оценочный аспект), стратегии поведения в конфликте (поведенческий аспект) и содержания личностных притязаний молодых людей - выпускников ВУЗа со стажем работы менее 3 лет. Установлено, что доминирующие субъективно приемлемые результаты обусловлены ориентацией во времени, уровнем самопонимания, самоуважения, предпочтением стратегий соперничества, избегания и сотрудничества.

Ключевые слова: личностные притязания, парциальные притязания, виды притязаний, ориентация во времени, самопонимание, самоуважения, стратегии поведения в конфликте, молодые люди.

Annotation. The article discusses the correlation between the psychological characteristics of young people and the content of their partial personal aspirations. Direct and inverse relationships were established between such psychological characteristics as orientation in time (temporal aspect), self-understanding and self-esteem (emotional-evaluative aspect), strategies of behavior in conflict (behavioral aspect) and the content of personal aspirations of young individuals - graduates of the university with less than 3 years' work experience. The results demonstrate that the dominant subjectively acceptable results are determined by the orientation in time, the level of self-understanding, self-esteem, preference for strategies of competition, avoidance and cooperation.

Keywords: personal aspiration, partial aspirations, kinds of personal aspiration, orientation in time, self-understanding, self-esteem, strategies of behavior in conflict, young individuals.

Введение. Актуальным представляется изучение личностных притязаний молодых людей, находящихся на первых этапах овладения профессиональной деятельностью. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, активное освоение новой социальной роли путем приобретения опыта профессиональной деятельности может длиться до 3 лет. Процесс адаптации к профессиональной деятельности сопряжен с кризисами профессиональных экспектаций и профессионального роста, что оказывает влияние на особенности мотивационно-целевой сферы личности [10].

Молодые люди включаются в различные виды деятельности и отношения, приобретают новый опыт самостоятельной жизни, самоменеджмента, постановки целей, выстраивания семейных отношений и решения конфликтных ситуаций. В этот период происходит нарастание степени устойчивости личностных структур [3], от развития которых во многом зависит успешность самореализации личности.

Личностные особенности субъекта жизни, вероятно, оказывают влияние на содержание его мотивационно-целевой сферы, в частности, на личностные притязания, трактуемые как мотивационно-целевые личностные образования, проявляющиеся в ориентации на достижение субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом [4].

Изложение основного материала статьи. Представления о субъективно приемлемых результатах личности раскрывают предпочитаемую траекторию достижений молодых людей в профессиональной, образовательной сферах жизни, семейных отношениях и др. Особенности выстраивания жизни, безусловно, зависят от психологических особенностей людей. В целом ряде исследований показана связь между психологическими особенностями субъекта и содержательно близкими к личностным притязаниям феноменами.

Определение целей, их реалистичность и прогнозируемость взаимосвязаны с отношением и структурированием человеком ко времени его жизни [8], в континууме которой подразумевается достижение локализованного результата [2, 11].

На определение масштабности желаемого результата, как показало исследование Зинько Е.В., высоты целей оказывает влияние самоуважение и самооценка человека [6].

Самоуважение понимается как человеческое стремление, психологический ресурс, положительная или отрицательная оценка человеком себя и зависит от характера ценностей человека. Вместе с этим, в исследовании Лункиной М.В. отмечается, что субъекты с выраженно высоким самоуважением могут обладать нереалистичными представлениями о своих качествах, считая себя лучше, чем их оценивают окружающие [9], что может обусловливать специфику личностных притязаний человека.

Реалистичные представления о себе и своих возможностях, выражающиеся в самопонимании, вероятно, являются важными для определения желаемых результатов. Кайгородов Б.В. и Еремицкая И.А. отмечают, что самопонимание систематизирует, иерархизирует представления о себе [7], отражает то, насколько субъекты ориентированы на свои желания и потребности [12], что, вероятно, сказывается на содержании и выраженности содержания личностных притязаний.

Учитывая необходимость отстаивать свои интересы для достижения целей и мотивов, проявляя это в поведении, можно предположить взаимосвязь личностных притязаний субъекта и его стратегий поведения в конфликте. Исследователями были установлены связи между уровнем притязаний и представлениями о конфликтной ситуации, стратегиями поведения [1], между направленностью личности и предпочитаемыми стратегиями поведения [5], что свидетельствует в пользу нашего предположения.

Таким образом, в науке констатируется связь таких психологических особенностей как ориентация во времени, самопонимание, самоуважение, стратегия поведения в конфликте и мотивационно-целевых образований личности. Вместе с этим, изученность взаимосвязей указанных психологических особенностей и личностных притязаний представляется фрагментарной и требует внимания исследователей. Молодые люди, в недавнем времени окончившие высшие учебные заведения и начавшие свой профессиональный путь, вероятно, определяют содержание личностных притязаний в разных сферах жизни, руководствуясь своими представлениями о себе, оценкой своих возможностей (эмоционально-оценочный аспект изучения психологических особенностей), ориентация во времени (временной аспект), предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликте (поведенческий аспект). Особое внимание, на наш взгляд, стоит обратить на доминирующие виды притязаний молодых людей.

Исходя из вышеизложенного обзора и необходимости изучения личностных притязаний молодых людей с учетом их психологических особенностей, нами была выдвинута гипотеза исследования: психологические особенности молодых людей могут обусловливать содержание их личностных притязаний.

Цель: выявить взаимосвязи между психологическими особенностями молодых людей и содержанием их личностных притязаний. Личность молодых людей выступила объектом исследования, личностные притязания - предметом исследования. Эмпирический объект исследования: 39 выпускников ВУЗа с опытом работы менее 3 лет.

Методами исследования выступили анкетирование, тестирование; коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, критерий Фридмана, критерий Вилкоксона.

Методики исследования:

1. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) - шкалы «Самопонимание», «Ориентация во времени»;

2. Опросник самоуважения (М.Розенберг);

3. Тактики и стратегии поведения в конфликте (К.Томас).

4. Авторская анкета для изучения личностных притязаний (С.Т. Джанерьян, А.Э. Ким), включающая результаты, относящиеся к конкретным сферам жизни и жизни в целом. В анкете представлены группы конкретных формулировок, составленных на основе обзора исследований, содержательно представляющие субъективно приемлемые результаты [4].

Ранее нами были установлены и обозначены парциальные виды личностных притязаний (профессиональные, образовательные, досуговые, семейно- и социально-ориентированные, диспозициональные, материально-экономические) и их содержание, которое отражает стремления к результатам в разных сферах жизни, и глобальные виды притязаний (эмоционально-ориентированные, инструментальные и общецелевые), отражающие стремления к позитивным переживаниям по отношению к жизни, способу достижения результатов, констатация стремления к абстрактной цели вне зависимости от сферы жизни. Глобальные притязания являются недифференцированными по содержанию и отражают констатацию стремления, поэтому в рамках данной работы мы сконцентрировали свое внимание на содержание парциальных притязаний [4].

Итак, нами были обнаружены взаимосвязи между ориентацией во времени (временной аспект), самопониманием и самоуважением (эмоционально-оценочный аспект), стратегиями поведения в конфликте (поведенческий аспект) и содержанием видов притязаний (выраженном в субъективно приемлемых результатах) молодых людей - выпускников ВУЗа с общим стажем работы менее 3 лет.

Молодые люди с низкими показателями ориентации во времени, то есть характеризующиеся замкнутостью на прошлом или будущем, склонны стремиться к результатам «Соответствие внешним стандартам» (r= -0,42 при p<0,01) и «Организация семейной жизни» (r= -0,38 при p<0,01) в семейных отношениях, а также к материально-экономическому результату «Стабильность» (r= -0,34 при p<0,05). Вероятно, за счет некоторой неудовлетворенности настоящим и прошлым, респонденты возлагают надежды на неосуществленное будущее, стремясь сделать вклад в семейные отношения, за счет помощи семье и соответствия выдвигаемым обществом стандартам, также они ориентированы на достижение стабильного дохода и возможности покупать желаемое.

Говоря о эмоционально-оценочном аспекте, было обнаружено, что респонденты, характеризующиеся низким уровнем самопонимания склонны притязать на желаемые «Условия досуга» (r= -0,44 при p<0,01), обретение «Компетентности» в профессиональной (r= -0,57 при p<0,01) и образовательной (r= -0,46 при p<0,01) сферах, «Развитию личности» в рамках образовательного процесса (r= -0,45 при p<0,01), заниматься «Любимым делом» в профессии (r= -0,55 при p<0,01). Можно предположить, что в связи с ориентацией на внешние оценочные основания, стремление к одобрению со стороны окружающих для респондентов является актуальным расширение пула собственных навыков в процессе обучения и овладения профессией, поиск удовлетворяющей среды для проведения свободного времени. Также выраженным является стремление к нахождению внутренних ориентиров для построения траектории развития в образовательной и профессиональной сферах жизни.

Низкий уровень самоуважения оказался связан со стремлениями к приобретению желаемых качеств личности (результат «Качества», диспозициональный вид притязаний (r= -0,39 при p<0,01)), «Компетентности» в профессии (r= -0,37 при p<0,05), а также к «Соответствию внешним стандартам» (r= -0,38 при p<0,01) и желаемым сексуальным отношениям (результат «Секс» (r= -0,38 при p<0,01)) в семье. Повышенное внимание к своим слабым сторонам, вероятно, поддерживает стремление к развитию своей личности и роли в семейных отношениях.

Переходя к поведенческому аспекту, отметим, что были обнаружены как взаимосвязи между стратегиями соперничества, избегания, приспособления, компромисса, сотрудничества и содержанием личностных притязаний, отличающиеся по силе и направлению связи.

Респонденты, предпочитающие стратегию соперничества, притязают на достижение «Результатов» досуговой деятельности (r= +0,37 при p<0,05), стремятся к «Самореализации» (диспозициональный вид притязаний (r= +0,36 при p<0,05)) и «Компетентности» в профессии (r= +0,36 при p<0,05).

Стратегия избегания связана с результатом «Друзья» (r= -0,36 при p<0,05), относящимся к социальной сфере жизни: респонденты, предпочитающие эту стратегию, не стремятся к установлению дружеских связей.

Молодые люди, предпочитающие стратегию приспособления, притязают на удовлетворяющие их отношения с рабочим коллективом (результат «Коллеги», социально-ориентированный вид притязаний

(r= +0,35 при p<0,05)), вместе с этим стремление к «Богатству» (r= -0,40 при p<0,01) у них не выражено (материально-экономический вид притязаний).

Обнаружена связь между стратегией компромисса и стремлениями молодых людей к приобретению «Компетентности» в образовательной (r= +0,35 при p<0,05) и профессиональной (r= -0,37 при p<0,05) сферах жизни: отсутствие в поведении поверхностных уступок обусловливает ориентацию молодых людей на развитие у себя желаемых компетенций и навыков. Отметим, что в сочетании с полученной информацией о связи между предпочтением стратегии соперничества и профессиональной «Компетентностью», можно предположить мотивирующее влияние конкурентной ситуации, не подразумевающей формальных уступок, на стремления субъектов.

Стратегия сотрудничества обусловливает выраженность семейно-ориентированных результатов: предпочитающие эту стратегию молодые люди не притязают на «Организацию жизни» (r= -0,41 при p<0,01) и «Секс» (r= -0,37 при p<0,01), то есть для них малозначимым является принимать участие в ведении домашнего хозяйства, организовывать поездки или семейный досуг, а также иметь желаемые сексуальные отношения. Можно предположить, что данные результаты являются для молодых людей неактуальными (уже достигнутыми), так как стратегия сотрудничества является наиболее эффективной для решения сложных и конфликтных ситуаций.

Интересным также представляется обозначение доминирующего содержания притязаний молодых людей, связанных с психологическими особенностями субъектов для определения наиболее значимых взаимосвязей.

С помощью критериев Фридмана и Вилкоксона (при p<0,01) нами были установлены наиболее выраженные результаты «Соответствие внешним стандартам» и «Секс» (семейно-ориентированные притязания), «Любимое дело» (профессиональные притязания), «Друзья» (социально-ориентированные притязания), «Самореализация» (диспозициональные притязания).

Выводы. В результате исследования нами было обнаружено, что психологические особенности молодых людей обусловливают содержание их личностных притязаний. Были обнаружены взаимосвязи между ориентацией во времени (временной аспект), самопониманием и самоуважением (эмоционально-оценочный аспект), стратегиями поведения в конфликте (поведенческий аспект) и содержанием личностных притязаний, выраженном в субъективно приемлемых результатах.

Особое внимание заслуживают взаимосвязи доминирующего содержания личностных притязаний с психологических особенностей. Наибольшее влияние на содержание притязаний, таким образом, оказывают ориентация во времени, самопонимание, самоуважение, стратегии соперничества, избегания и сотрудничества. Оказывая влияние на формирование указанных психологических особенностей в рамках психологического сопровождения молодых специалистов, психологической поддержки выпускников ВУЗа, продолжающих обучение на второй и третьей ступенях образования, проходящих повышения квалификации и программы переподготовки, специалисты могут помочь молодым людям более осознанно и эффективно достигать субъективно приемлемых результатов.

Литература:

1. Барканова О.В., Ядрышникова Т.Л. Особенности представлений о конфликтной ситуации обучающихся педагогического колледжа с разным уровнем самооценки и притязаний // Ped. Rev.. 2019. №6 (28). С. 209-217.

2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского университета, 2000. 142 с.

3. Дементий Л.И., Нечепоренко О.П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета. Омск, 2011. № 2. С. 277-284.

4. Джанерьян С.Т., Ким А.Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 1-12.

5. Дубровина С.В., Климонтова Т.А., Чепурко Ю.В. Стратегия поведения в конфликтной ситуации при различной направленности личности (по параметру эстраверсия-интроверсия) // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 335-337.

6. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой // Психологический журнал. 2006. Том 27, №4. С. 15-25.

7. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Концептуальные основы психологии самопонимания // МНКО. 2012. №6. С. 163-166.

8. Кошельская Т.В. Содержание понятия «Временная перспектива личности» // Инновационная наука. 2016. №1-2 (13). С. 256-257.

9. Лункина М.В. Трансформация представлений о связи различных параметров самоуважения с психологическим благополучием: от уровня самоуважения к его основаниям // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №3. С. 60-75.

10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. М. Издательский центр "Академия", 2007.

11. Урнов М. Ю. Эмоции в политическом поведении. М.: Аспект Пресс, 2008. 240 с.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2009. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.