Научная статья на тему 'Структура личностных притязаний молодых людей с разными жизненными стратегиями'

Структура личностных притязаний молодых людей с разными жизненными стратегиями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / LIFE STRATEGY / ТИПЫ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ / TYPES OF LIFE STRATEGIES / PERSONAL ASPIRATION / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / GLOBAL ASPIRATIONS / ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / PARTIAL ASPIRATIONS / TYPES OF PERSONAL ASPIRATIONS / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ / STRUCTURE OF PERSONAL ASPIRATIONS / COORDINATING CORRELATION / MUTUALLY COORDINATING CORRELATION / РАБОТАЮЩИЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / EMPLOYED YOUNG INDIVIDUALS / ЛИЧНОСТНОЕ ПРИТЯЗАНИЕ / ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ / КООРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ / ВЗАИМОКООРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким А. Э.

Статья посвящена изучению структуры личностных притязаний у работающих молодых людей, реализующих разные жизненные стратегии. Жизненная стратегия рассматривается как многокомпонентное личностное образование, способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни. Типы жизненных стратегий молодых людей устанавливались по критерию доминирующего жизненного мотива личности и предпочитаемого ею способа управления жизнью. Личностное притязание рассмотрено как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом. С помощью множественного линейного регрессионного анализа определена структура притязаний молодых людей (для каждого из типов жизненной стратегии), в которой эмпирически установлены ведущие виды притязаний той или иной степени осознанности. Для каждой из реализуемых молодыми людьми жизненной стратегии установлен имеющий специфику объём видов притязаний, составляющих структуру притязаний, определены центральные в структуре высоко или умеренно осознанные виды притязаний. Определён координационный или взаимокоординационный характер связи между центральными в структуре и иными видами притязаний. В случае реализации интернальнои экстернально-витальных, экстернально-социолитарной жизненных стратегий соответствующие центральные притязания оказывают координационное влияние в структуре притязаний, в случае реализации интернально-социолитарной, интернальнои экстернально-эгометарных жизненных стратегий взаимокоординационное влияние. Определены типы стратегий, в случае реализации которых возможны трудности при достижении результатов за счёт низкой осознанности видов притязаний, усиливаемых центральными в структуре видов притязаний субъектов, что требует внимания при организации психологической поддержки молодых людей, нацеленной на осознание молодыми людьми собственных притязаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PERSONAL ASPIRATIONS OF YOUNG INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LIFE STRATEGIES

The article is focused on the analysis of the structure of personal aspirations of employed young individuals realising different life strategies. A life strategy is viewed as a multicomponent personal formation, a way of personality existence aimed at the adjustment of one's individuality to life conditions. The types of young individuals' life strategies are determined in accordance with the criteria of the dominating life motives of individuals and their preferred ways of life management. Personal aspirations are viewed as a motivational and goal-related personality formation manifested as a strive for achieving subjectively acceptable results in relevant spheres of reality and life in general. The multiple regressions analysis is utilised to determine the structure of young individuals' aspirations (for each of the types of life strategies). The leading types of aspirations characterised by different degrees of self-awareness are empirically identified within this framework. Each of the life strategies realised by young individuals is correlated with a specific amount of aspiration types forming the structure of aspirations. The researcher also determines the aspiration types with high or moderate awareness levels that are central for the overall structure. The nature of correlations between the aspirations central for the overall structure and other types of aspirations is determined as coordinating or mutually coordinating. If an individual realises internallyand externally-vital or externally-sociolitarian life strategies, the corresponding aspirations have a coordinating effect in the structure of aspirations. If an individual realises internally-sociolitarian, internallyand externally-egometarian life strategies, the corresponding aspirations have a mutually coordinating effect. The researcher identifies some types of strategies that may create difficulties in achieving results through their realisation due to the low awareness regarding the types of aspirations intensified by the central types of subjects' aspirations within the overall structure. This may require special attention within the scope of the psychological support for young individuals aimed at raising their awareness in relation to their personal aspirations.

Текст научной работы на тему «Структура личностных притязаний молодых людей с разными жизненными стратегиями»

7. Yurtaeva M.N. Kognitivno-stilevye i lichnostnye harakteristiki tolerantnosti k neopredelennosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011.

8. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moskva, Voronezh, 1996.

9. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1991.

10. Natadze R.G. Voobrazhenie kak faktorpovedeniya. Tbilisi, 1972.

11. Frejd Z. Tolkovanie snovidenij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2007.

12. Rejkovskij Ya. 'Eksperimental'naya psihologiya 'emocij. Moskva: Progress, 1979.

13. Mischeryakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Moskva: Prajm-Evroznak, 2003.

14. Dodonov B.G. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Pedagogika, 1978.

15. Test Rozencvejga. Metodika risunochnoj frustracii (modifikaciya N.V. Tarabrinoj). Diagnostika 'emocional'no-nravstvennogo razvitiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2002: 150 - 172.

16. Il'in E.P. Differencial'naya psihofiziologiya muzhchiny i zhenschiny. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

17. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

18. Krasnoperov O.V., Panchenko A.L. Sub'ektivnye harakteristiki sna i svojstva lichnosti. Voprosy psihologii. 1991, 6: 139 - 141.

19. Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya vpsihologii. Leningrad: LGU, 1984.

20. Dzhaner'yan S.T. Psihologiya professional'nogo samosoznaniya: uchebnik. Rostov-na-Donu: YuFU, 2008.

21. Ahadullin V.F. Formirovanie tvorcheskogo voobrazheniya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta na zanyatiyah kompoziciej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

22. Nenasheva M.A. Razvitieproduktivnogo voobrazheniyamladshihshkol'nikov(Sravnitel'noeissledovaniepritradicionnomi'eksperimental'nom rezhimah uchebnojraboty). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1998.

23. Ryazanceva I.M. Formirovanie hudozhestvennogo voobrazheniya v special'noj podgotovke studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.

24. Osnovnye napravleniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v RF (Doklad). Moskva: Ministerstvo obrazovaniya RF, Departament po molodezhnoj politike, 2002.

25. Morgun V.F., Takcheva N.Yu. Problema periodizacii razvitiya lichnosti vpsihologii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MGU. 1981.

26. Pfetcer S.A., Zelenin A.A., Yanickij M.S. Politicheskoe uchastie ipoliticheskie cennostimolodezhirossijskojprovincii. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, 2014.

27. Dzhaner'yan S.T., Mahrina E.A. Soderzhanie i harakteristiki cennostno-smyslovyh otnoshenij k den'gam u studentov i rabotayuschih v socionomicheskih professiyah. Severo-Kavkazskijpsihologicheskij vestnik. 2005; 3: 20 - 27.

28. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

29. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1983.

30. Senin I.G. Oprosnik terminal'nyh cennostej (OTeC). Yaroslavl': NPC «Psihodiagnostika», Fond grazhdanskih iniciativ «Sodejstvie», 1991.

Статья поступила в редакцию 02.08.18

УДК 159.923

Kim A.E., postgraduate, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: kim.alina.ed@yandex.ru

THE STRUCTURE OF PERSONAL ASPIRATIONS OF YOUNG INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LIFE STRATEGIES. The

article is focused on the analysis of the structure of personal aspirations of employed young individuals realising different life strategies. A life strategy is viewed as a multicomponent personal formation, a way of personality existence aimed at the adjustment of one's individuality to life conditions. The types of young individuals' life strategies are determined in accordance with the criteria of the dominating life motives of individuals and their preferred ways of life management. Personal aspirations are viewed as a motivational and goal-related personality formation manifested as a strive for achieving subjectively acceptable results in relevant spheres of reality and life in general. The multiple regressions analysis is utilised to determine the structure of young individuals' aspirations (for each of the types of life strategies). The leading types of aspirations characterised by different degrees of self-awareness are empirically identified within this framework. Each of the life strategies realised by young individuals is correlated with a specific amount of aspiration types forming the structure of aspirations. The researcher also determines the aspiration types with high or moderate awareness levels that are central for the overall structure. The nature of correlations between the aspirations central for the overall structure and other types of aspirations is determined as coordinating or mutually coordinating. If an individual realises internally- and externally-vital or externally-sociolitarian life strategies, the corresponding aspirations have a coordinating effect in the structure of aspirations. If an individual realises internally-sociolitarian, internally- and externally-egometarian life strategies, the corresponding aspirations have a mutually coordinating effect. The researcher identifies some types of strategies that may create difficulties in achieving results through their realisation due to the low awareness regarding the types of aspirations intensified by the central types of subjects' aspirations within the overall structure. This may require special attention within the scope of the psychological support for young individuals aimed at raising their awareness in relation to their personal aspirations.

Key words: life strategy, types of life strategies, personal aspiration, global aspirations, partial aspirations, types of personal aspirations, structure of personal aspirations, coordinating correlation, mutually coordinating correlation, employed young individuals.

А.Э. Ким, аспирант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

E-mail: kim.alina.ed@yandex.ru

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ

Статья посвящена изучению структуры личностных притязаний у работающих молодых людей, реализующих разные жизненные стратегии. Жизненная стратегия рассматривается как многокомпонентное личностное образование, способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни. Типы жизненных стратегий молодых людей устанавливались по критерию доминирующего жизненного мотива личности и предпочитаемого ею способа управления жизнью. Личностное притязание рассмотрено как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом. С помощью множественного линейного регрессионного анализа определена структура притязаний молодых людей (для каждого из типов жизненной стратегии), в которой эмпирически установлены ведущие виды притязаний той или иной степени осознанности. Для каждой из реализуемых молодыми людьми жизненной стратегии установлен имеющий специфику объём видов притязаний, составляющих структуру притязаний, определены центральные в структуре высоко или умеренно осознанные виды притязаний. Определён координационный или взаимокоординационный характер связи между центральными в

структуре и иными видами притязаний. В случае реализации интернально- и экстернально-витальных, экстернально-социо-литарной жизненных стратегий соответствующие центральные притязания оказывают координационное влияние в структуре притязаний, в случае реализации интернально-социолитарной, интернально- и экстернально-эгометарных жизненных стратегий - взаимокоординационное влияние. Определены типы стратегий, в случае реализации которых возможны трудности при достижении результатов за счёт низкой осознанности видов притязаний, усиливаемых центральными в структуре видов притязаний субъектов, что требует внимания при организации психологической поддержки молодых людей, нацеленной на осознание молодыми людьми собственных притязаний.

Ключевые слова: жизненная стратегия, типы жизненных стратегий, личностное притязание, глобальные притязания, парциальные притязания, виды личностных притязаний, структура личностных притязаний, координационная связь, взаимокоординационная связь, работающие молодые люди.

В современных условиях жизни молодые люди стремятся реализовать себя в разных сферах реальности, подразумевающих образовательную активность, развитие в профессиональной сфере, обеспечение экономического благополучия, построение семейных отношений, досуговую деятельность, межличностное взаимодействие, развитие личностных качеств. Разнонаправ-ленность векторов развития личности, сложность единовременного достижения целей, относящихся к разным сферам жизни, обуславливают актуальность изучения личностных притязаний, в частности, их структурных характеристик у молодых людей с разными жизненными стратегиями.

Структура притязаний, на наш взгляд, в психологических работах изучается косвенно по взаимосвязи отдельных видов притязаний, измеренных через доминирование одних притязаний над другими [1; 2], через наличие корреляционных связей [3; 4; 5], через качественное сопоставление содержания видов притязаний [6; 7; 8]. Отмеченные авторами взаимосвязи не исключают возможности установления взаимовлияний видов притязаний, их специфической иерархии.

Каждый из видов личностных притязаний, обусловленный жизненной стратегией, отличается той или иной степенью осознанности, отражающей их устойчивость в разных связях и отношениях.

Осознание людьми (и особенно для молодых людей в возрастном интервале от 14 до 30 лет [9; 10; 11]) собственных ведущих притязаний особенно актуально в период реализации жизненной стратегии в новых для людей сферах жизни (получение высшего образования, начало карьеры, финансовая независимость, построение семьи). В то же время для построения адекватной молодёжной политики общество заинтересовано в знаниях иерархии личностных притязаний молодых людей с той или иной жизненной стратегией.

Знания о структуре личностных притязаний, т. е. взаимовлиянии видов личностных притязаний, о первостепенности тех или иных видов притязаний с учётом степени их осознанности расширят представления о структуре психических явлений, характере связей (вид, направленность и знак) [12] между ними у субъектов, в частности, у молодых людей.

Учитывая взаимную обусловленность личностных притязаний и жизненных стратегий [13], структура притязаний может варьировать в зависимости от реализуемой молодыми людьми жизненной стратегии.

Жизненная стратегия трактуется авторами [8; 13; 14; 15] как способ существования личности, выступающей субъектом своей жизни, способ конструирования человеком собственной жизни, устойчивая система обобщённых способов преобразования жизненных ситуаций, способ бытия. Будучи интегральной характеристикой личности, жизненная стратегия результи-руется в соединении индивидуальности субъекта с условиями жизни, в реализации принятой личностью системы ценностных ориентаций, смыслов и целей, в максимизации эффективности жизни субъекта, что позволяет полагать взаимообусловливание жизненных стратегий и личностных притязаний как субъективно приемлемых результатов.

Жизненная стратегия включает в себя ряд компонентов (когнитивный, поведенческий, аффективный), на основе содержания которых исследователями обозначаются критерии ее типологий [16]. Обобщая эти критерии, мы пришли к выводу о первостепен-ности для установления типов жизненных стратегий содержания ценностей, мотивов и целей, их отнесённости к уровню активности человека, выраженности у него субъектности по отношению к своей жизни.

В конкретных эмпирических исследованиях, посвящённых изучению жизненных стратегий, их авторы фокусируются на жизненных мотивах и целях, не рассматривая в качестве предмета исследования личностных притязаний или требований самой

личности к результатам активности в значимых для неё сферах жизнедеятельности.

Личностное притязание понимается нами как мотиваци-онно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом [16; 17]. В зависимости от обобщённости субъективно приемлемого результата и его отнесённости к той или иной сфере реальности нами были выделены различающиеся по обобщённости результата типы (глобальный и парциальный) и виды притязаний, имеющих разное содержание (глобальные общецелевые, эмоционально-жизненные, инструментальные и парциальные профессиональные, материально-экономические, семейно-ориентированные, образовательные, досуговые, социально-ориентированные, личност-но-диспозициональные).

В результате проведённого ранее исследования установлено наличие характерных по содержанию глобальных притязаний (общецелевых, эмоционально-жизненных, инструментальных) у молодых людей вне зависимости от типа их жизненных стратегий и дифференциация их парциальных притязаний [16].

Обобщение ряда исследований, посвящённых личностным притязаниям и жизненным стратегиям, позволяет наметить противоречия между стремлением исследователей к установлению видов притязаний в значимых для личности сферах жизнедеятельности и акцентированию внимания преимущественно на социально-значимых сферах (профессиональная, образовательная) жизнедеятельности; между необходимостью комплексного изучения видов, структуры притязаний и нацеленностью конкретных исследователей преимущественно на отдельные виды притязаний без определения их взаимосвязанности; а также между акцентированием внимания на специфике личностных притязаний на каждом из этапов жизненного пути и преимущественном изучении этих притязаний у подростков и студентов [17; 18; 19; 20 и др.]. Специальных исследований, посвящённых изучению различных видов личностных притязаний молодых людей, включённых в реальную профессиональную деятельность, явно недостаточно.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность и значимость изучения структуры личностных притязаний у молодых людей с разными жизненными стратегиями.

В качестве структуры притязаний нами рассматривается устойчивая взаимосвязь между видами личностных притязаний (разной степени осознанности), характерных для молодых людей с той или иной жизненной стратегией.

Информация о закономерностях функционирования структуры личностных притязаний у реализующих разные жизненные стратегии молодых людей, являющихся ключевым фактором социального развития и важнейшим ресурсом общества [11], также будет полезна специалистам по работе с молодыми людьми в рамках их психологического сопровождения и консультирования.

В настоящей статье излагаются результаты исследования, нацеленного на выявление структуры личностных притязаний у работающих молодых людей с разными типами жизненных стратегий.

Гипотеза: характер взаимосвязей между видами личностных притязаний у молодых людей будет иметь своеобразие в зависимости от реализуемой ими жизненной стратегии.

Объектом данного исследования выступает личность работающих молодых людей с различными жизненными стратегиями. Предметом являются личностные притязания молодых людей.

Методами исследования выступили тестирование, анкетирование, метод незаконченных предложений, контент-анализ описаний, достраивающих незаконченные предложения; методы математической статистики: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова для генеральных совокупностей со скорректиро-

Таблица 1

Распределение респондентов по показателям значений доминирующего мотива и интернальности

Доминирующий мотив (количество респондентов в группе) Количество респондентов с очень высокими (33-21 балл) и высокими показателями (22-20 баллов) интернальности Количество респондентов с очень низкими (7-16 баллов) и низкими показателями (17-19 баллов) интернальности

Витальный мотив (33 респондента) 16 респондентов 17 респондентов

Социолитарный мотив (39 респондентов) 17 респондентов 22 респондента

Эгометарный мотив (44 респондента) 20 респондентов 24 респондента

ванными для выборочных наблюдений вероятностями Лиллие-форса, множественный линейный регрессионный анализ (R>0,7; p<0,01), процедура квартилирования, биномиальное расплеле-ление; непараметрические методы математической сталилгики: критерии Фридмана, Вилкоксона.

Методики исследования:

1. Опросник «Локус контроля» (Д. Роттер), модифииироеан-ный Е.Г. Ксенофонтовой.

2. Авторская анкета для изучения жизненной страиееол и её мотивов (С.Т. Джанерьян, А.Э. Ким), включающая ваеИи 10 утверждений, касающихся физиологических мотивов, аеиивоо безопасности, принадлежности, уважения, самореализацар [21], которые предлагалось оценить по 10-балльной шкале. Опиразаи на положения авторов об уровнях активности человека [и2; 23; 24], мы рассматривали 3 группы мотивов: витальные (оргениз-менный уровень активности, включая физиологический мртив и мотив безопасности), социолитарные (уровень социального индивида, включая мотивы принадлежности и уважения) и эго-метарные (от лат. «egomet» - я сам; уровень личности, включая мотив самореализации).

3. Авторская анкета для изучения личностных притязаний (С.Т. Джанерьян, А.Э. Ким), включающая обобщённые на основе результатов соответствующих эмпирических исследований формулировки [1; 2; 3; 4; 5; 8; 17; 18 и др.] содержания профессиональных, образовательных и иных видов личностных притязаний, значимость которых предлагалось оценить по 10-балльной шкале.

4. Проективная методика для изучения личностных притязаний, включающая незаконченные предложения («Если я смогу достичь..., то я смогу достичь...»; «Чтобы достичь..., надо...») (С.Т. Джанерьян, А.Э. Ким).

Характеристика выборки: в исследовании принялиучаст ие 116 работающих человек в возрасте от 18 до 34 лет (80 женщин и 36 мужчин).

По содержанию того или иного доминирующего жизн енного мотива (определение в результате сравнения индивидуалсоыу оценок того или иного жизненного мотива), выражен ностиин-тернальности-экстернальности (определение с помощью процедуры квартилирования значений индивидуальных показателей интернальности) были выделены и обозначены типы стражлго7: интернально-витальная, экстернально-витальная, интерналеа но-социолитарная, экстернально-социолитарная, интирнене-но-эгометарная, экстернально-эгометарная [16] (Таблица 1).

Устанавливались ведущие виды притязаний и стаиане ал осознанности. Ведущими видами притязаний (по резаиит-арим анкеты и проективной методики) считались наиболее заииимые для респондентов виды притязаний, максимальная вы-ижио-ность которых достоверно подтверждалась (ранговый критерий Фридмана, Т-критерий Вилкоксона).

Оценка осознанности ведущих видов притязаний осуществлялась с учётом совпадения их содержания и рангов, полученных по результатам анкеты и проективной методики. К высоко осознанным ведущим видам притязаний отнесены те из них, содержание и ранги которых совпадали по результатам указанных методик, к умеренно осознанным - содержание которых совпадало. Иные притязания оценивались как низко осознанные [16].

С помощью регрессионного анализа, позволяющего выявить меру направленного влияния одной переменной на другую, получены данные о характере взаимовлияния ведущих парциальных личностных притязаний молодых людей в зависимости от

типаихжизненнойстратегии.Координационныйхараетер связей выражаетсявстремлении кптюрядочтхиюи птддерживающв-мт пыеекхю ыспцыхэлелладыами есруитуныа суыхсащенвциониыр пажанрваттязай - в веиможятстиразвитяяоднихэлеменвовие счёт других, в доминирующей роли какого-либо элемента структуру. Взаийюрнсвдитны^иопйаш ихи вевидонуеордина1ниоиных тиранией еиазет вытижаапаа н тдяневеачном ии миае ннправ-ленном влиянии связанных элементов структуры [12].

В еыруычтрр ыичностгпыс птпанаений мелндых нодей е ннттннимннт-витaыснoй жывынентИ птртнeгиyИ имтыричесои yытaнызлвпы в ^чжуехв иедущит ынмeйне-opирнтнтыдaнныо, личнаснир-дйcеoзициептнlняоlн, митытиapьйд-мтoнимыпоcтпп, еoцисданo-oаеeнтироптеяые, дссyгoтысхады пдыпазрнип. По-и^и^^дниeязяядйтхвыcoке хйхзнхриымй,щвнтрхсапымиJ хкыды-ияют к(^oщдряallрйoннoe ялnсня1^,х(-зйlевиol с рдpвyю o^^^fз«з1сн, вывнжсннocтьвыанвo ocoнняыныx ксциaлдрйзopиентированнып (в=+0,85) и высоко осознанных материально-экономических (в=+0,75) притязаний (Рис. 1).

Материально-экономические

Социально-ориентированные

Личностно-диспозициональные

0,70

0,70

Семейно-ориентированные

Рис. 1. F^i^rfDeccHieoHHtHiii гуаф угев ведущви вусоно осозинннын виде^ врннязаввн hc^jib>^bbib лег^ о инуонв нальноввнтапвни0 жизненной внванегиой Взнгнонее (Нгкоэффикианнтон.

*3десведазвен Риоункахоалиеоонош н&веиоталоем обозначен наибольший в-коэффициент.

Л етрукныре лиnрллтрылпрзвызлний моладых лю-ей с эксв тернильие-витмльно7 жизлонны. салатегыей лвпирзлескн м-ал-ны^лит ы в аалнлиие ыид^-1-: дону-з. ыы- прлвсСэе ссзкоси^л-^ви^:;^, моинoc7HOндорпoзимнoнaленыe 2 cам2рн0-0ые270иp0220иыe виды впзолзaнвT.Пocлр17тиe являютcялмлpе70oocoзнрннымр, центавпвив1ми, (т.^зтюают f^1ыаní1:lа^^oар(0€^ елвянве, ^илны-га ипeыпyюoчмлпдь, умиренно оаои.анныд иичволтно-дныпозицн-онамапзю CM=2B,ЛП) и умеренио маазрннньи^ оpoфеcnтoнaллаыe (ааы0,51 ( ааии7занoн^ (Тии. 2).

0,51

Профессиональные

Семейно-ориентированные

0,36

0,65

0,30

0,63

0,83

Досуговые

Личностно-диспозициональные

Рис. 2. Регрессионный граф для ведущих умеренно осознанных видов притязаний молодых людей с экстернально-витальной жизненной стратегией (значения р-коэффициента).

Для М0Л0ДЫ9 ЛЮД9Й С ИНТ9рНаЛ9Н0-С0ЦИРЛИТ9р99Й 9И9-ненной страт9тылй P7Ыoaл7C7 зарактерной отрцн^л 9титяза-ИИ13, ^к^р^юлзыаз тоциалс9с-оз4Рнзированные| JCPHTOPHCO-Tim--позирлонлльные и притззанол1

9 с^т^нтзт-^р9 нын9рзаньйимлазмрсто втаимокооp^i^i^^l^mолтат

EC9H93T^^9PCTI:1 МИДО ^С^НаЛ АСОРНЭНРЫМИ З4H9р7ЛЬHЫMР Л4Р-

H0CTT9TpHcn0H9ipH0 ньлыными р материольно-лтрномтаескрми прытсзаниямо (P=З0I79). К990й о^9^о,мине^9ль^1^(^-ек(коооич9ы ын9й В9Д ьл9лнианий тназывалт K00pд94смтз9тнe Е—тние на ЛЫTC74H0 0TЛ7HЗH9ЫЙC0ЦИЛЛ7P0-Л7He4З9Л0h^t,^К1ЕЗ 1^49 протя-йaтн9(рА+0.81- LP9л. 0(.

Материально-экономические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л ичноснно-диапозицион&пыные

Социнсьно-орионтпропаоные

. Рграфдля ведрщих умеренноосознанных видовпритязаний молодыхлюдей синтернально-социолитарной жизненной стратегией (значения р-коэффициента)

ЕЗ струкури личноаниймолодых людей с экс-тернально-социолитарной жизденнтн сйэ;^те1^йс^аИ;^л^г-и[^ичесэи ^с^т^анонлиныв качесойе

лтннисйснсьеииипозиционалы^ньы!^, сио1енйно0|киео1"йиыоиасн-еециальн е-эконймичecкиeиейoфйЭйсoнaльныeвидыпpитсзей еио. Е- ст^етурыь ыlЬ"дэоcоеыx нрсйэнатнй цкйоиаJкы^аle, ипк-оке олознанйxlи йсифпсоионнлнеые пнатязаныо окаоывоютэепйдэ-национное влияние, усиливая низко осознанные семейно-ориен-тик)Ь"вaосbьlе Г(0гоы,7() о иихкс oеoэддтнйlо ийсepидльнo-лсoыек мические (Р=+0,59) притязания (Рис. 4).

Профессиональные

0,71

0,28

0,59

0,54

Семейно-ориентированные

0,41

Материально-экономические

Личностно-диспозициональные

0,55

0,64

Социально-ориентированные

Рис. 4. Регрессионный граф для ведущих умеренно осознанных видов притязаний молодых людей с экстернально-социолитарной жизненной стратегией (значения р-коэффициента)

ЕЗ структуре личностных притязаний молодых людей с интер-нально- и экстернально-эгометарными жизненными стратегиями эмпириеески установлены в качестве ведущих семейно-ориен-тированные и личностно-диспозициональные виды притязаний. Последние являются высоко осознанными, взаимокоординиру-ютслс семийно-ориентированными притязаниями, но в большей степени у субъектов с интернально-эгометарной (Р=+0,76), чем у субъектов с экстернально-эгометарной (Р=+0,68) стратегией.

Исходя из полученных результатов, можно отметить особую важность высоко и умеренно осознанных центральных в структуре видов личностных притязаний у молодых людей с разными жизненными стратегиями.

Можно допустить, что при фрустрации, неосуществлении центральных в структуре видов притязаний будет иметь место угнетающее влияние на всю структуру притязаний работающих молодых людей.

Таким образом, при психологическом сопровождении моло-дын людейяз центирование внимания на центральных в структу-ревидое н^тязаний, их осознанию, формулированию, нахожде-нане спухобов их реализации, устранению препятствий на пути к их достижению с учётом типа жизненной стратегии будет способствовать осознанию жизненной стратегии и, соответственно, более эффективной ее реализации.

Вывод: Таким образом, в зависимости от жизненной стра-эйс-т ккоодoвлен объём видов, различающихся по степени осознанности притязаний в их структуре, степень осознанности Cеотвонлныx притязаний, характер взаимосвязи между центральными и иными видами притязаний.

Незавиои мо от типа жизненной стратегии молодых людей в ттpегоисеиx личностных притязаний центральными являются винакг иин^еренно осознанные те или иные виды притязаний.

В (шипае реализации интернально-витальной жизненной стратегии центральными являются высоко осознанные досуго-выепритязэн ия, в случае экстернально-витальной - умеренно осознанные семейно-ориентированные притязания, интерналь-но-социолитарной - умеренно осознанные личностно-диспози-циональные и материально-экономические притязания, экстернально-социолитарной - высоко осознанные профессиональные притязания.

Для каждого из типов жизненной стратегии установлен характер связи - координационный или взаимокоординационный.

У молодых людей с интернально- и экстерналь-но-витальной, экстернально-социолитарной жизненными стратегиями соответствующие центральные притязания оказывают координационное влияние в структуре притязаний, а у молодых людей с интернально-социо-литарной, интернально- и экстернально-эгометарными жизненными стратегиями - взаимокоординационное влияние.

У молодых людей с экстернально-социолитарной, интернально- и экстернально-эгометарными жизненными стратегиями высоко осознанные виды притязаний усиливают низко осознанные виды притязаний, что может вести к трудностям при достижении результатов.

Библиографический список

1. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодёжи. Социологические исследования. 2003; 3: 113 - 119.

2. Сидоров К.Р Гендерные различия в притязаниях. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2007; 9: 135 - 148.

3. Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011; 12 (114): 222 - 226.

4. Магун B.C., Энговатов М.В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985 - 2001 гг. Вестник общественного мнения. 2004; 4: 70 - 82.

5. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические -детерминанты формирования. Психологический журнал. 2004; Т. 25, № 5: 32 - 49.

6. Купченко В.Е., Плехова Н.И. Особенности жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости. ОмГУ. 2013; 1: 27 - 33.

7. Ляхова М.А. Особенности ценностных компонентов жизненных стратегий студентов ВУЗа, воспитывающихся вне родительской семьи. Вестник КемГУ. 2012; Т. 1; № 4 (52): 167 - 174.

8. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2003.

9. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 1981.

10. Положение молодежи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации: 2002 год. Министерство образования Российской Федерации. Москва, 2003.

11. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2014.

12. Джанерьян С.Т. Структура типов профессиональных Я-концепций. Российский психологический журнал. 2005; Т. 2; № 3: 78 - 92.

13. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.

14. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Вопросы психологии. 2003; 2: 74 - 84.

15. Кормакова В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности. Наука. Искусство. Культура. 2016; 1 (9): 154 - 161.

16. Джанерьян С.Т., Ким А.Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей. Психология и Психотехника. 2018; 3: 1 - 12.

17. Джанерьян С.Т., Шумихина А.В. Взаимосвязь притязаний и Я-концепции: теоретико-психологический аспект. Северо-Кавказский психологический вестник. 2007; 3: 75 - 79.

18. Вергазов И.Р. Особенности притязаний на признание подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения современной России. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2005.

19. Niemiec C.P., Ryan R.M., Deci E.L. Consequences of attaining intrinsic and extrinsic aspirations in post-college life. Journal of Research in Personality. 2009; 43: 291 - 306.

20. Quaglia R.J., Cobb C.D. Toward a Theory of Student Aspirations. Journal of Research in Rural Education. 1996; Vol. 12; № 3: 127 - 132.

21. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

22. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва: Педагогика, 1980; Т. I.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989; Т. II.

24. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Издательство Московского университета, 1983.

References

1. Bagdasar'yan N.G., Nemcov A.A., Kansuzyan L.V. Poslevuzovskie ozhidaniya studencheskoj molodezhi. Sociologicheskie issledovaniya. 2003; 3: 113 - 119.

2. Sidorov K.R. Gendernye razlichiya v prityazaniyah. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika». 2007; 9: 135 - 148.

3. Zmanovskaya E.V., Kartashova T.E. Struktura i soderzhanie brachno-semejnyh ustanovok sovremennoj molodezhi. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2011; 12 (114): 222 - 226.

4. Magun B.C., 'Engovatov M.V. Struktura i mezhpokolennaya dinamika zhiznennyh prityazanij molodezhi i strategij ih resursnogo obespecheniya: 1985 - 2001 gg. Vestnik obschestvennogo mneniya. 2004; 4: 70 - 82.

5. Haschenko V.A. 'Ekonomicheskaya identichnost' lichnosti: psihologicheskie -determinanty formirovaniya. Psihologicheskij zhurnal. 2004; T. 25, № 5: 32 - 49.

6. Kupchenko V.E., Plehova N.I. Osobennostizhiznennojstrategiilichnostejs razlichnym social'nym statusom vsrednejzrelosti. OmGU. 2013; 1: 27 - 33.

7. Lyahova M.A. Osobennosti cennostnyh komponentov zhiznennyh strategij studentov VUZa, vospityvayuschihsya vne roditel'skoj sem'i. VestnikKemGU. 2012; T. 1; № 4 (52): 167 - 174.

8. Sozontov A.E. Osnovnye zhiznennye strategii sovremennyh rossijskih studentov. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.

9. Morgun V.F., Tkacheva N.Yu. Problema periodizacii razvitiya lichnosti v psihologii. Uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1981.

10. Polozhenie molodezhi i realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: 2002 god. Ministerstvo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2003.

11. Pfetcer S.A., Zelenin A.A., Yanickij M.S. Politicheskoe uchastie i politicheskie cennosti molodezhi rossijskoj provincii. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya RAN, 2014.

12. Dzhaner'yan S.T. Struktura tipov professional'nyh Ya-koncepcij. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2005; T. 2; № 3: 78 - 92.

13. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.

14. Vasil'eva O.S., Demchenko E.A. Izuchenie osnovnyh harakteristik zhiznennoj strategii cheloveka. Voprosypsihologii. 2003; 2: 74 - 84.

15. Kormakova V.N. Zhiznennye strategii v sisteme professional'nogo samoopredeleniya lichnosti. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2016; 1 (9): 154 - 161.

16. Dzhaner'yan S.T., Kim A.'E. Soderzhanie lichnostnyh prityazanij v svyazi s zhiznennymi strategiyami molodyh lyudej. Psihologiya i Psihotehnika. 2018; 3: 1 - 12.

17. Dzhaner'yan S.T., Shumihina A.V. Vzaimosvyaz' prityazanij i Ya-koncepcii: teoretiko-psihologicheskij aspekt. Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2007; 3: 75 - 79.

18. Vergazov I.R. Osobennosti prityazanij na priznanie podrostkov i yunoshej, vhodyaschih v obschestvenno-politicheskie ob'edineniya sovremennoj Rossii. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.

19. Niemiec C.P., Ryan R.M., Deci E.L. Consequences of attaining intrinsic and extrinsic aspirations in post-college life. Journal of Research in Personality. 2009; 43: 291 - 306.

20. Quaglia R.J., Cobb C.D. Toward a Theory of Student Aspirations. Journal of Research in Rural Education. 1996; Vol. 12; № 3: 127 - 132.

21. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. 3-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

22. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1980; T. I.

23. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v2 t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. II.

24. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983.

Статья поступила в редакцию 25.07.18

УДК 159.9

Chekh J.Yu., Head of"Psychological Center of Juliya Chekh" Co., postgraduate, Department of Psychology and Philosophy,

Tver State Technical University (Tver, Russia), E-mail: chehyula@gmail.com

Filippchenkova S.I., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Professor, Vice-Rector of Department of Psychology

and Philosophy, Tver State Technical University (Tver, Russia), E-mail: sfilippchenkova@mail.ru

RESEARCH OF EMOTIONAL INTELLIGENCE, LEADER AND CREATIVE POTENTIAL OF THE MODERN FEMALE HEADS.

Psychological features of manifestation of leader and creative potential and also the dominating management style in professional activity of female heads are studied (on the example of the commercial and state organizations of the Tverky Region). The emotional intelligence of female heads is studied by means of D.V. Lyusin's technique. With the use of a technique of E. Zharikov, E. Krushel-nitsky the leader potential of female heads is revealed. By means of application of a technique of E.I. Rogov features of manifestation of creative activity and initiative in the course of adoption of administrative decisions by female heads are revealed. The analysis of the results received during the psychodiagnostic testing has shown that women heads in general show the average level of emotional intelligence. The respondents show a high level of leader potential. Female heads are creatively active, independent at decision-making and always rely on own professional experience.

Key words: emotional intelligence, head, leader potential, creative potential, female head, administrative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.