Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения притязаний у военнослужащих офицеров'

Психологические аспекты изучения притязаний у военнослужащих офицеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИТЯЗАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CLAIMS / IS PROFESSIONAL-CAREER CLAIMS / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES / ADAPTEDNESS / DURATION OF PROFESSIONAL OFFICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирякова Елена Александровна

Данная статья посвящена теоретическому анализу психологических аспектов изучения притязаний у военнослужащих офицеров. Рассматриваются определения, виды, функции, характеристики и особенности видов притязаний; необходимость исследования профессионально-карьерных притязаний у военнослужащих офицеров в связи с их индивидуально-психологическими особенностями, адаптированностью и продолжительностью профессиональной служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of millitary officer''s claims studying

Given article is devoted theoretical analysis of the psychological aspects of millitary officer's claims. Definitions, kinds and functions are considered; characteristics and features of kinds of claims; maintenances of is professional-career claims at military men of officers in connection with their individually-psychological features, adaptedness and duration of professional office activity.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения притязаний у военнослужащих офицеров»

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психологические аспекты изучения притязаний

у военнослужащих офицеров

Кирякова Е.А.

Данная статья посвящена теоретическому анализу психологических аспектов изучения притязаний у военнослужащих офицеров. Рассматриваются определения, виды, функции, характеристики и особенности видов притязаний; необходимость исследования профессионально-карьерных притязаний у военнослужащих офицеров в связи с их индивидуально-психологическими особенностями, адаптированностью и продолжительностью профессиональной служебной деятельности.

Ключевые слова: притязания, профессионально-карьерные притязания, психологические аспекты, адаптированность, продолжительность профессиональной служебной деятельности.

В современных условиях деятельности Вооруженных Сил профессиональное становление состава офицеров играет важную роль в Российской Армии. На сегодняшний день современная армия заинтересована в подготовке высококвалифицированных кадров. Научно-теоретическая и практическая подготовка будущих воинов, их индивидуально-психологические качества являются одним из важных составных частей боевого потенциала воюющих сторон, во многом определяющих исход войны. В стремительно меняющемся мире с широкими возможностями многие военнослужащие офицеры желают достичь успехов в профессии, добиться высокого карьерного положения и материального достатка, устроить личную и семейную жизнь в соответствии со своими стремлениями к благополучию. Для удовлетворенности жизнью необходимо всестороннее развитие личности, реализация всех стремлений в деятельности субъекта. С начала воинской деятельности от лейтенанта до выхода на пенсию происходит постоянное самосовершенствование военнослужащих офицеров в профессии. Во многом успех этой деятельности зависит от притязаний военнослужащих офицеров. Еще замечательный полководец А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом!». Если провести анализ сказанного великим генералиссимусом, то можно определенно утверждать, что любой воин без притязаний к карьерному росту не имеет возможности самосовершенствоваться на профессиональном уровне. А значит, такой солдат победить в войне не может!

Необходимость изучения притязаний военнослужащих подтверждается сменой устано-

вок, мотивов, ценностей офицеров в условиях социально-экономических перемен в стране и реформирования военной армии. Продолжительность военной службы, ее строгая регламентированность приводят к формированию определенных по содержанию притязаний, а выход офицеров в запас в сравнительно молодом возрасте предоставляет возможности для реализации притязаний, сформировавшихся за годы военной службы. В современной армии задействованы мужчины и женщины, что обусловливает влияние половой дифференциации военнослужащих на содержание и характеристики их притязаний. Иначе говоря, имеются объективные предпосылки для активизации психологического интереса к исследованию притязаний у военнослужащих офицеров, что и обусловило выбор предмета изучения: притязания военнослужащих офицеров.

Цель исследования: обобщить психологические аспекты изучения притязаний.

Осознание содержания собственных притязаний важно для самоопределения личности в профессиональной деятельности, для ее благополучия в сфере межличностных отношений, для творческой самореализации человека, что и обусловливает многообразие исследовательских подходов к изучению содержания, строения, характеристик, функций и видов притязаний.

В результате теоретического анализа С.Т. Джа-нерьян и А.В. Шумихина выделили психологические аспекты изучения притязаний: целевой, потребностно-мотивационный, личностно-диспозициональный и оценочный.

В рамках целевого аспекта (К. Левин, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Л.В. Бороздина, О.К. Тихомиров и др.) притязания рассматриваются как феномен, отражающий процессы целеполагания: уровень сложности поставленной цели, выбор цели из ряда альтернатив, стереотип тактики целеполагания и т. п. В.К. Гербачевский говорит о воплощении в степени трудности целей, потребностей и мотивов человека. O.K. Тихомиров в структуру понятия притязаний помещает цель субъекта и предполагаемый результат.

В рамках личностно-диспозиционального аспекта (В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская) притязания выступают как интегральная характеристика личности, как устойчивое личностное образование, личностная диспозиция. Притязания обусловливают индивидуальные различия в поведении человека, его достижениях.

Потребностно-мотивационный аспект (В.С. Мерлин, Л.И. Божович и др.) отражает трактовку притязаний как синтеза мотивов разной степени обобщенности. Притязания побуждают личность к соответствующему осуществлению деятельности и уровню достижений.

В оценочном аспекте (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник) притязания определяются как критерий оценки результатов. В притязаниях воплощается стандарт достижений, который индивид устанавливает для себя и ожидает достичь. В каждом из приведенных аспектов подчеркивается связь притязания с мотивационной сферой личности, влияние притязаний на текущие и отставленные достижения личности.

Дефиниции притязаний также многозначны, отражая их сложность и многомерность. Х. Хекхаузен притязания рассматриваются, как гипотетический конструкт, служащий в теории мотивации для объяснения индивидуальных различий поведения в ситуации достижения и играющий важную роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов. Притязания как экспериментальная парадигма означает «сообщаемую экспериментатором испытуемому целевую установку по отношению к уже известной, более или менее освоенной и снова решаемой задаче, причем сама эта установка (цель) внутренне принимается испытуемым». В ряде исследований Х. Хекхаузена, Ф. Хоппе, О.Н. Арестова, уровень притязаний проявил чувствительность по отношению к самооценке собственных возможностей; ригидности целеобразования и поведения в целом; степени уверенности в своих силах; способе выхода из ситуации конфликта и другим аспектам регуляции деятельности и др. Методика диагностики притязаний широко используется для диагностики нормальной и аномальной личности.

Уровень притязаний трактуется как операциональная характеристика, то есть некоторый задачный уровень притязаний, формирующийся и изменяющийся в рамках лабораторного эксперимента. Дж. Фрэнк определяет уровень притязаний как уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, на основании знаний об уровне предыдущего выполнения задания.

Уровень притязаний отождествляется с уровнем трудности выбираемых целей. Такое понимание притязаний является основным в отечественной психологии и у ряда зарубежных авторов. В данном определении операциональный компонент нивелируется, и на первое место выступают личностные особенности концепта.

С.Т. Джанерьян и А.В. Шумихина определили притязание как «мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах жизнедеятельности» [5, с. 34]. Мы определяем профессионально-карьерные притязания как мотивационно-целевое личностное образование, направленное на достижение субъективно приемлемого результата в профессиональной деятельности или карьере. На эту дефиницию притязаний будем опираться в нашем исследовании.

Разносторонне изучены виды притязаний: профессиональные (А.К. Маркова), ролевые (П.П. Горностай), экономические (В.А. Хащенко), материальные (Н.Г. Багдасарьян, А.А. Немов), жизненные (В.С. Магун, М.В. Энговатов). А.К. Маркова определяет профессиональные притязания как «стремления достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности» [9, с. 308].

Социологи B.C. Магун, М.В. Энговетов вводят понятие «жизненного притязания», определяя его как «относящееся к тем разновидностям потребностей, которые человек самостоятельно, свободно для себя выбирает в отличие от тех (как правило, меньших по объему требуемых благ и легче достижимых) потребностей, которые он вынужден принимать под давлением обстоятельств» [8, с. 194].

П.П. Горностай предлагает понятие «ролевое притязание», которое является одним из компонентов жизненного притязания [4, с. 31], Ролевое притязание - это «модель жизненной роли в ее протяженности из прошлого в будущее, включающая ролевые потребности (прежде всего, потребность в ролевом переживании)». Как следует из приведенных определений, виды притязаний выделены по критерию содержания субъективно приемлемых для личности результатов в различных сферах жизнедеятельности человека.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

С.Т. Джанерьян, А.В. Шумихина выделили ряд функций притязаний: прогностическую, оценочную, функцию полезности для субъекта [5]. Прогностическая функция проявляется в предвосхищении ожидаемого результата действия. Оценочная функция выражается в способности человека оценивать свои успехи и неудачи, достижения. Функция полезности для субъекта определяет уровень притязаний, который направлен на результат, имеющий наибольшую полезность для субъекта из ряда возможных.

Они же выделили пространственную, временную, интенсивностную и информационную характеристики притязания личности. Пространственные характеристики притязания отражают особенности распространения притязания в пространстве, а именно - проявления содержания притязания, его широты, адресованности самому субъекту, либо социальному. Временные характеристики притязания включают такие параметры как устойчивость и изменчивость притязания, его ситуатив-ность и долгосрочность, ориентированность на будущие достижения в совокупности с опорой на прошлый опыт значимых для личности достижений. Интенсивностные характеристики притязания личности отражают условия, при которых возможно достижение значимой цели, а именно, степень соответствия притязания устремлениям, потребностям личности, воспринимаемый субъективный риск выбираемой цели, побудительная сила притязания и готовность субъекта прикладывать усилия для реализации притязания. Информационные характеристики притязания связаны с качественным изменением притязания за счет интеграции информации о среде. Таким образом, притязание личности как психологическое образование проявляется через устойчивые, доступные эмпирическому изучению и фиксации пространственную, временную, интенсивностную и информационную характеристики.

Рассмотрение определений, видов, функций, характеристик, особенностей видов притязаний позволяет использовать выработанные исследователями теоретические схемы анализа притязаний к изучению профессионально-карьерных притязаний у военнослужащих офицеров в связи с их индивидуально-психологическими особенностями, адаптированностью и продолжительностью профессиональной служебной деятельности.

Анализ работ, направленных на изучение особенностей личности военнослужащих офицеров, их профессионального становления (С.В. Величко, А.Л. Жарова, М.Г. Захаренко, И.В. Соловьева), позволяет выделить специфические предметы исследований:

- профессионально-личностное развитие военнослужащих офицеров и структурно содержательные характеристики профессиональной деятельности офицеров [7];

- психологическую адаптацию военнослужащего и адаптационный потенциал у военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни [3];

- психологические условия профессионального самоутверждения молодых офицеров;

- психологические особенности Я-концепции личности офицеров [12];

- самосознание, психологические условия профессионального самоутверждения военнослужащих [10].

В анализируемых исследованиях рассматриваются влияние ценностно-мотивационной сферы, самосознания, потенциальных характеристик личности военнослужащего на особенности адаптации, успешности службы, профессиональное самоопределение. Теоретико-эмпирические исследования видов притязаний военнослужащих офицеров практически отсутствуют. В этой связи необходимо изучать профессионально-карьерные притязания военнослужащих офицеров, обусловленных их индивидуально-психологическими особенностями, адаптированностью и продолжительностью их профессиональной служебной деятельности.

выводы

Виды притязаний выделяются в психологических исследованиях по критерию содержания субъективно приемлемых для личности результатов в различных сферах жизнедеятельности человека.

В традиционных исследованиях притязания военнослужащих офицеров не выступают предметом изучения.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в углубленном изучении профессионально-карьерных притязаний военнослужащих офицеров, в связи с их индивидуально-психологическими особенностями, адаптированностью и продолжительностью профессиональной служебной деятельности.

литература

1. Алешина И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003. - С. 15-170.

2. Багдасарьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи. - М., 2003. - С. 113-119.

3. Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд. псих. наук. -М., 2004. - С. 24-35.

4. Горностай П.П. Жизненные притязания личности. Вып. 8(11). - Киев, 2004. - С. 31.

5. Джанерьян С.Т, Шумихина А.В. Взаимосвязь притязаний и Я-концепции: теоретико-психологический аспект // Северо-Кавказский психологический вестник. - Ростов н/Д., 2007. - № 3. - С. 34-78.

6. Жаров А.К. Психологические условия профессионального самоутверждения молодых офицеров надводных кораблей: дис. ... канд. псих. наук. -М., 2003. - С. 23-24.

7. Маклаков А.Г. Военная психология. - М., 1998. -С. 57-59.

8. Магун В.С., Энговетов М.В. Жизненные притязания различных социальных групп молодежи. -Самара, 2003. - 194 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 308 с.

10. Петер С.Л. Самосознание, психологические условия профессионального самоутверждения военнослужащих офицеров: дис. ... канд. психол. наук. - М, 2001. - 216 с.

11. Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 28-57.

12. Цыбаева Л.А. Психологические особенности Я-концепции личности офицеров: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2001. - С. 23-56.

13. Gerald Bergman, Ph.D. vs. Bowling Green State University et. al., Court Transcript. - P. 582.

14. Military Psychology. Military Psychology: Overview. Retrieved. November 24, 2009. - P. 205-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.