Научная статья на тему 'Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров'

Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ / СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ / PROFESSIONAL ADAPTATION / PERSONALITY / PROCESS / SOCIO-CULTURAL / MOTIVATIONAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирякова Елена Александровна

Данная статья посвящена теоретическому анализу психологических подходов изучения адаптации у военнослужащих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main approaches to the study of professional military officers to adapt

This paper deals with analysis of psychological approaches the study of adaptation of military officers.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров»

основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров

Кирякова Е.А.

Данная статья посвящена теоретическому анализу психологических подходов изучения адаптации у военнослужащих офицеров.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, личностный, процессуальный, социо-культурный, мотивационный подходы.

Актуальность. На сегодняшний день современная армия заинтересована в подготовке высококвалифицированных кадров. Научно-теоретическая и практическая подготовка будущих воинов, их индивидуально-психологические качества являются одними из важных составных частей боевого потенциала воюющих сторон, во многом определяющих исход войны. Главным условием для успешного ведения боевых действий является профессиональная адаптация офицеров. В современных условиях реформирования армии на военнослужащих возлагаются большие требования в вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Необходимо учесть тот факт, что люди, поступающие на военную службу, не знают ее специфики. Все чаще офицеры сталкиваются с несоответствием представлений и реальностей о военной службе, не готовы к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей или выполняют их в неполном объеме. Не нуждается в доказательстве тот факт, что от адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, профессиональные притязания к условиям службы. Иными словами, гарантией успешного прохождения воинской службы в мирное и военное время является устойчивая профессиональная адаптация личности, что дает возможность говорить об актуальности нашего исследования.

цель исследования: обобщить и выделить психологические подходы к профессиональной адаптации военнослужащих офицеров.

Приступая к изучению проблемы адаптации военнослужащих офицеров к профессиональной деятельности, правомерно затронуть вопрос об адаптации с точки зрения традиционных школ.

В русле психоаналитического подхода проблему адаптации разрабатывали такие ученые, как З. Фрейд, А. Адлер, Г. Гартман.

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления 3. Фрейда, заложившего основы теории адаптации, о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: инстинкты «Ид», система интериоризованной морали «Суперэго» и рациональные познавательные процессы «Эго». З. Фрейд под адаптацией понимал процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения (среды). На восстановление приемлемого уровня динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие, расходуется энергия, возникающая в Ид [1]. Эго реалистически обращается с основными побуждениями Ид и является посредником между силами, действующими в Ид и Суперэго, и требованиями внешней реальности. Суперэго действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго и устанавливает границы подвижности Эго.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт - тревога - защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3. Фрейд).

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многие другие могут быть свободны от конфликтов. Г. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную

минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов. Адаптация, согласно Г. Гартману, включает, как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я [1].

В русле гуманистического подхода критиковалось понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигалось положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды [27].

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.

Бихевиористы под адаптацией понимали процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений - улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание, преимущественно, к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида [25].

В русле необихевиористского подхода значительное распространение получило определение адаптации, которое использовалось в работах Г. Айзенка и его последователей Э.Ч. Толмена, Я.Л. Холла. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [26].

При изучении видов адаптации выделяют психологическую, психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и др. В связи с целью нашего исследования мы остановимся на рассмотрении профессиональной адаптации военнослужащих офицеров.

Занимаясь изучением профессиональной адаптации, многие ученые предлагают свое видение данного определения.

По М.А. Кибанову, профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений. По его мнению, сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [14].

М.А. Дмитриева развивает и конкретизирует понятие психической адаптации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профессиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду [12].

А.К. Маркова определяет профессиональную адаптацию как приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация, как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе) [16].

С.Т. Джанерьян понимает под профессиональной адаптацией процесс установления динамического равновесия между человеком и его профессией (включая, ее отдельные стороны) посредством индивидуально своеобразных для человека стратегий [11].

На основе вышеизложенных определений, под профессиональной адаптацией мы понимаем - динамическое равновесие между субъектом и его профессией, которое позволяет достигать результатов деятельности, работая с наименьшими затратами и взаимодействуя с социальной средой без лишнего напряжения.

Анализ работ по военной психологии позволяет выделить основные подходы к изучению особенностей профессиональной адаптации военнослужащих офицеров.

Личностный подход раскрывается в работах, связанных с адаптацией (Н.Н. Белозерова, Ж.Г. Сенокосова, О.А. Ровенских, М.В. Воланена, А.К. Жарова), и позволяет выделить специфические предметы исследований [10, 13, 18, 19, 20, 21, 22]:

- акцентуации характера к экстремальным условиям несения службы;

- способы поведения и формы общения субъекта деятельности;

- требования, установки и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или же напротив, несоответствующих базовым ценностям личности и группы;

- оценочный аспект потенциала военнослужащих в процессе адаптации;

- оценка уровня развития личности;

- формирование личностных смыслов в служебно-боевой деятельности.

Личностный подход предполагает рассмотрение изменения личности под влиянием адаптации.

Процессуальный подход изучался в работах (Н.Н. Белозерова, С.В. Величко, И.В. Соловьева, Л.Г. Шатворяна). Указанный подход позволяет раскрыть следующие закономерности профессиональной адаптации [3, 9, 28]:

- процесс психологической адаптации военнослужащих к службе (психологическая и психофизическая готовность);

- острая психотравматизация в процессе боевых действий;

- становление и развитие личности после выхода на пенсию;

- освоение всего многообразия социальных отношений, связанных с воинской службой;

- факторы, обеспечивающие приспособление в условиях учебной деятельности;

- динамика изменений психического состояния военнослужащего после увольнения. Процессуальный подход позволяет раскрыть

особенности адаптации процесса выполнения деятельности.

Социокультурный подход изучался в работах (С.А. Дружилова, Ю.М. Охотникова, Е.Е. Паршина). Указанный подход позволяет раскрыть следующие предметы исследований [17, 18, 19]:

- особенности, противоречия социокультурной среды, влияющие на адаптационный потенциал уволенных в запас;

- факторы, определяющие взаимодействие полов в армии;

- новые условия к жизни после выхода на пенсию;

- нравственно-патриотическое воспитание курсантов военных училищ;

- влияние культурных норм офицеров в армейской среде;

- влияние гендерных особенностей на службу в армии.

Реализуемый в работах военных психологов социокультурный подход позволяет изучить взаимодействие членов воинского коллектива, культурные нормы, факторы, особенности нравственно-патриотического воспитания военнослужащих.

Мотивационный подход изучался в работах (М.Н. Белозерова, Н.Г. Багдасарьяна, О.А. Ровенских). Указанный подход позволяет раскрыть следующие предметы исследований [2, 3, 20, 21, 22, 23]:

- потребность в кризисных социально-экономических и политических условиях жизни;

- мотивы, побуждающие к службе в армии;

- потребность в профессиональном росте;

- потребность в призвании, связанная с выходом на пенсию.

В работах военных психологов мотивационный подход раскрывает специфику побуждений субъекта к определенным формам активности.

В результате анализа теоретического материала нам удалось установить психологические подходы к изучению особенностей профессиональной адаптации военнослужащих. В рамках личностного подхода обращалось внимание на изучение акцентуаций характера, требований, установок, оценок, способов поведения субъекта в профессии. В рамках процессуального подхода рассматривался процесс, факторы, обеспечивающие приспособление к профессиональной деятельности, а также становление и освоение многообразия отношений, связанных с выходом на пенсию.

В социокультурном подходе изучались культурные нормы, факторы, особенности нравственно-патриотического воспитания военнослужащих. В рамках мотивационного подхода обращалось внимание на изучение мотивов, потребностей в кризисных ситуациях, социальных, политических и экономических условиях жизни.

Основной упор традиционных исследований проблемы профессиональной адаптации военнослужащих делался на изучении курсантов различных военных училищ, либо военнослужащих-контрактников, уволенных в запас. За последние 10 лет в психологических исследованиях недостаточно изучались сравнительные характеристики военнослужащих мужчин и женщин, что позволяет наметить пути дальнейшего эмпирического исследования.

литература

1. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет: в 2-х т. -Тбилиси: Изд-во Мерани, 1991. - С. 27, 45, 57.

2. Багдасарьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи. - М.: Мысль, 1999. -С. 113-119.

3. Белозерова Н.Н. Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным

условиям несения службы: дис____канд. психол.

наук. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - С. 29.

4. Володина Н.В. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы. -М.: Эксмо, 2009. - С. 17-18.

5. Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2004. - С. 24-35.

6. Величко С.В. Образование как фактор адаптации военнослужащих к гражданской среде // Труды

Всероссийской научно-практической конференции: Развивающая личность в системе высшего образования России. - Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2002. - Ч. 4. - С. 120-123.

7. Величко С.В. Личностный потенциал как фактор адаптации // Мир человека. Вып. 5: Междунар. сб. научно-практических работ / под ред.

B.C. Кукушина. - Ростов н/Д: Изд-во ГинГо, 2003. -

C. 25-28.

8. Величко С.В. Об адаптационном потенциале военнослужащих // Материалы Второй Всероссийской Internet-конференции (с международным участием): Потенциал личности: комплексная проблема 17-19 июня 2003 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - С. 18-22.

9. Величко С.В. О развитии адаптационных возможностей личности // Материалы XLIX научно-технической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - Спец. выпуск № 1 (36). - С. 145.

10. Воланен М.В. Профессиональная адаптация молодежи // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987. - С. 51-65.

11. Джанерьян С.Т. Методическое пособие к спецкурсу: «Профессиональное развитие личности и ее карьера». - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2006. -С. 20-37.

12. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Наука, 1991. - С. 37-46.

13. Жаров А.К. Психологические условия профессионального самоутверждения молодых офицеров надводных кораблей: дис. ... канд. психол. наук. -М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 23.

14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - М.: Экспо, 2005. - С. 59-67.

15. Маклаков А.Г. Военная психология. - М.: Мысль, 1998. - С. 57-59.

16. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: Наука, 1996. - С. 25.

17. Паршин Е.Е. Межличностные взаимодействия офицеров-подводников проходящих военную службу в условиях боевых действий: дис. ... канд. психол. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 1999. -С. 27-29.

18. Ровенских О.А. Влияние гендерной культуры офицеров на адаптацию военнослужащих-женщин

в армейской среде // Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации. - М.: Изд-во КДУ, 2007. -Т. 5. - С. 302-305.

19. Ровенских О.А. Адаптированность военнослужащих как результат успешного применения педагогической технологии // Инновации в науке и образовании - 2007. - Калининград: Изд-во КГТУ, 2007. - Ч. 2. - С. 265-266.

20. Ровенских О.А. Инновационная педагогическая технология в адаптационном процессе военнослужащих первого года службы // Управление безопасностью мореплавания и подготовка морских специалистов SSN 2007. - Калининград: Изд-во БГА РФ, 2007. - С. 266-268.

21. Ровенских О.А. Гендерные особенности адаптации к профессии // Актуальные вопросы современного военного образования. - Калининград: Изд-во КПИ ФСБ РФ, 2007. - С. 59-61.

22. Ровенских О.А. Профессиональная адаптация молодых специалистов в условиях рыночной экономики // Проблемы педагогики средней и высшей школы. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. - Вып. 4. - С. 30-34.

23. Ровенских О.А. Проблемы социальной адаптации военнослужащих, проходящих службу по контракту // Инновации в сфере профессионального военного образования. - Калининград: Изд-во КПИ ФСБ РФ, 2008. - С. 27-29.

24. Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 28-57.

25. Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. -М.: Мысль, 1998. - С. 25-37.

26. Толмен Э.Ч, Холл Я.Л. Основные направления психологии в классических трудах. Необихевиоризм. -М.: Мысль, 1998. - С. 45-48.

27. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. -М.: Экспо, 1995. - С. 37-39.

28. Шатворян Л.Г. Социально-профессиональная адаптация военнослужащих в условиях переходного периода: дис. ... канд. психол. наук. - Ереван: Изд-во ЕГУ, 1999. - С. 25, 26, 57.

29. Military Psychology // Military Psychology: Overview. Retrieved. - 2009. - November 24. - P. 205-207.

30. Freyd Z. The Psychology unconscious // Overview retrieved. - 2003. - P. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.