УДК 301.085:15
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
© М.В. Гущин
Представлены основные результаты типологического анализа профессиональных субъектных позиций военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Представлены результаты воздействия социально-психологического тренинга на их профессиональную субъектную позицию.
Ключевые слова: стратегия профессионального поведения; профессиональная субъектная позиция; социально-психологический тренинг; карьерные ориентации; профессиональная идентичность; профессиональная самооценка; мотивационные потенциалы.
Адекватная профессиональная субъектная позиция солдат и сержантов контрактной службы представляет собой устойчивую систему социально-профессиональных отношений, которые выступают в качестве детерминант профессионального саморазвития военного специалиста. Она выражается в самооценке субъекта военно-профессиональной деятельности, уровне его профессиональных притязаний, мотивированности и понимании своего профессионального предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций. В ходе логического анализа научных подходов к проблеме особенностей устойчивых тенденций в выборе определенной альтернативы профессионального поведения нами были обобщены, конкретизированы и дополнены основные стратегии, имеющие место быть в процессе военно-профессионального становления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в подразделениях связи специального назначения.
1. Адаптация к условиям военно-профессиональной деятельности, которая может иметь два вектора своего развития: активный процесс для перехода к следующему этапу военно-профессионального становления или же пассивное принятие ситуации пребывания в рамках военной профессии.
2. Стремление к социально-профессиональным достижениям, профессиональному совершенствованию, когда ценностно-личностное развитие и самоутверждение в рам-
ках военной профессии опираются на субъектно-ориентированные способы и средства достижения целей, а также полноценное решение профессиональных задач, отвечающих требованиям самоопределения в системе социальных ролей с точки зрения соответствия своему профессиональному статусу (социально-профессиональной идентичности).
3. «Военное служение» [1], духовнонравственная основа которого проявляется в сознательной решимости к самопожертвованию при защите Отечества, способности совершить подвиг, вере как важнейшей силе, внутренне преображающей и укрепляющей [2], ценностно-нормативном образе должного будущего, а также является смысловым фактором результативности боевой деятельности и профессионального саморазвития.
4. Деструктивная стагнация, характеризующаяся отсутствием ценностей профессионального развития и наличием профессионально-личностных девиаций в поведении, ведущая к разрушению, изменению или деформации психологической структуры личности военнослужащего в процессе осуществления деятельности.
Результаты проведенного нами эмпирического исследования в ходе констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что адекватный выбор стратегии профессионального поведения реализуется не всеми военнослужащими, добровольно заключившими как первый, так и последующие контракты. Распределение частотности стратегий профессионального поведения (на выборке 356 человек) наглядно показано на рис. 1.
10 % 13 %
23 %
п «Военное служение»
п Стремление к социальнопрофессиональным достижениям
п Активная адаптация к военнопрофессиональной деятельности
п Пассивное пребывание в рамках военной профессии
п Деструктивная стагнация
Рис. 1. Соотношение военнослужащих контрактной службы, реализуемых разные стратегии профессионального поведения
Лишь 44,09 % военнослужащих, участвующих в констатирующем эксперименте, реализуют стратегии «военного служения» и стремления к социально-профессиональным достижениям (соответственно 13,2 % и
30,89 % обследуемых), 22,8 % военнослужащих направлены на пассивное пребывание в рамках военной профессии, а 9,8 % - находятся в состоянии деструктивной стагнации.
По нашему глубокому убеждению, основные различия выражаются, прежде всего, в особенностях восприятия значимой профессиональной ситуации и объективируются в субъектных позициях профессионального поведения через регулирующее воздействие социально-профессиональной среды. Мы полностью согласны с Н.В. Гришиной в том, что «благодаря определению ситуации, отражающему субъективный аспект восприятия и интерпретации происходящего индивидом, человек выступает как активный субъект, созидающий свой социальный мир и обстоятельства своей жизни» (Цит. по [3, с. 62]).
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТНЫХ
ПОЗИЦИЙ СЕРЖАНТОВ И СОЛДАТ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
Сложность психодиагностики реализуемых стратегий профессионального поведения связана с рядом обстоятельств: подверженностью военно-профессионального становления влиянию различных социальных, профессиональных, личностных факторов
динамического характера, «глубинным»
своеобразием конструктов, лежащих в основе субъектных позиций. Типологический анализ профессиональных субъектных позиций сержантов и солдат контрактной службы через количественную и качественную обработку слабоструктурированных данных, содержащихся в текстовых формах и специальным образом организованных в компонентах-доминантах (смысловых единицах), на наш взгляд, наиболее приемлем в данной экспериментальной ситуации. Выбор метода незаконченных предложений в данной диагностической ситуации неслучаен, т. к. он позволяет через структуру личностных значений априори изучать социальные представления, социальные установки, социальные стереотипы, социальные ожидания, ролевые конфликты, ценностные установки и т. д.
В качестве инструментария нами была использована методика «Незаконченные предложения» для выявления отношений к различным аспектам военно-профессионального становления (модификация методики А.Н. Кошелевой):
1. К смыслу военно-профессиональной деятельности.
2. К прошлому опыту.
3. К будущему.
4. К профессиональному успеху.
5. К эталону военного профессионала.
6. К способам преодоления профессиональных деструкций.
В качестве объекта анализа выступили ответы обследуемых. Предмет анализа - отношение обследуемых к вышеуказанным
сторонам процесса военно-профессионального становления. Единицы анализа - конструкты, полученные при интерпретации завершенных фраз предложений.
Целью проведенного контент-анализа явилось выявление типологических синдромов основных субъектных стратегиальных позиций, которые могут быть реализованы военнослужащими контрактной службы в процессе военно-профессионального становления. Преобразование элементарных текстовых обоснований в категории анализа осуществлялось с помощью кластерного анализа (по условным частотам). С помощью оценки «удельных весов» компонентов-доминант и выявленных с помощью кластерного анализа конструктов (категорий) была построена факторная матрица размером Р х N
где N - количество строк (категорий анализа), Р - количество столбцов (компонентов-доминант). С помощью программы неметрического шкалирования «ЛЬ8СЛЬ», входящей в состав «8Р88 16.0», были построены априорные типологии профессиональных субъектных позиций в пространстве «Я в динамике своего профессионального развития» для каждой стратометрической группы. Результаты анализа конфигурации смысловых единиц анализа (идеальных точек) и конструктов (объектов) позволили нам интерпретировать группы по основаниям стратегий профессионального поведения. Результаты анализа субъектных позиций в выборе стратегии профессионального поведения приведены в табл. 1.
Таблица 1
Типология субъектных позиций в стратометрических группах экспериментальной выборки
Стратометрическая группа Характеристика субъектной позиции в пространстве «Я в динамике своего развития»
Группа «военного служения» В субъективной иерархии профессиональных ценностей в пространстве «Я в динамике своего профессионального развития» проявляется устойчивое стремление на реализацию духовно-нравственной основы военной службы, настойчивость в овладении военно-профессиональной деятельностью, поступательное движение в сторону повышения своего профессионального статуса, устойчивая военно-профессиональная мотивация, восприятие профессии военнослужащего как части жизни, положительная эмоциональная оценка социально-профессиональных ситуаций
Группа социально-профессиональных достижений В субъективной иерархии профессиональных ценностей в пространстве «Я в динамике своего профессионального развития» проявляется устойчивая тенденция к изменению своего профессионального статуса, потребность в овладении военно-профессиональной деятельностью опирается на субъектно-ориентированные способы достижения целей, положительная эмоциональная оценка социально-профессиональных ситуаций проявляется в случае профессионального успеха, неуспех переживается болезненно
Группа адаптации к военной службе В субъективной иерархии профессиональных ценностей в пространстве «Я в динамике своего профессионального развития» неустойчивая тенденция профессиональной направленности, некоторые сомнения в выборе профессии военнослужащего, стремление использовать свои профессиональные знания и статус для поддержания материального благополучия, военно-профессиональная деятельность оценивается с точки зрения полезности для удовлетворения собственных потребностей. Данные обстоятельства способствуют в большинстве случаев добросовестно выполнять обязанности по военной службе, т. к. они воспринимаются как неотвратимая необходимость
Группа деструктивной стагнации В субъективной иерархии профессиональных ценностей в пространстве «Я в динамике своего профессионального развития» негативная тенденция реализации себя в качестве военного профессионала, отсутствие ценностей военно-профессиональной деятельности, явные переживания внутриличностного конфликта в выборе профессии военнослужащего, стремление использовать свои профессиональные знания и статус для продолжения деятельности в других организациях, проявление различных девиаций поведения
Анализ результатов исследования факторов, определяющих субъектную позицию военнослужащих в выборе стратегии профессионального поведения, показал, что неадекватность стратегии профессионального поведения выражается:
а) в неустойчивой (а в некоторых случаях негативной) тенденции к самореализации себя как военного профессионала;
б) в отрицательной эмоциональной оценке социально-профессиональных ситуаций;
в) в стереотипной ценностной ориентации на материальное благополучие;
г) в переживании внутриличностного конфликта в выборе профессии военного профессионала, вызванного несогласованностью возможностей и притязаний личности военнослужащего и требованиями военной профессии;
д) в неумении согласовывать профессионально обусловленные цели со способами и средствами их достижения;
е) в неразвитости самомотивированности достижений.
С учетом вышеизложенного, нами было выдвинуто предположение о том, что коррекция профессиональных субъектных позиций, опирающихся на пассивные (выражающиеся в уходе от проблем или приспособлении к социально-профессиональным ситуациям) и деструктивно-стагнационные (выражающиеся в апатии или в стремлении ухода с военной службы) способы поведения возможна с помощью комплекса тренинговых процедур, которые позволяют моделировать реальные социально-профессиональные ситуации, а также выступают в качестве активного средства профессионально ориентированного обучения военнослужащих.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО ТРЕНИНГА
Развивающий тренинговых комплекс рассматривается нами как составная часть системы психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в подразделениях связи специального назначения, призванной осуществлять своевременную диагностику, коррекцию и развитие структурных компонентов профессиональ-
ной субъектной позиции, а также способствовать конструктивному способу преодоления кризисных явлений военно-профессионального становления.
Для проверки выдвинутого предположения был проведен формирующий эксперимент, заключающийся в целенаправленном воздействии в ходе социально-психологического тренинга на компоненты профессиональной субъектной позиции.
Основными задачами, которые решались в ходе формирующего эксперимента явились:
- обеспечение информационной основы военной службы по контракту в подразделениях связи специального назначения;
- формирование позитивной направленности на военную службу через развитие мотивационных основ военной службы, определяющих ответственный профессиональный выбор;
- актуализация профессионального потенциала военнослужащих;
- формирование навыков преодоления деструктивных тенденций военно-профессионального становления;
- формирование навыков адекватного и эффективного целеполагания военно-профессиональной деятельности;
- развитие чувства профессиональной идентичности через осознание военнослужащим своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста.
Общая продолжительность формирующего эксперимента составила 4 месяца. В нем участвовали военнослужащие одной из воинских частей связи специального назначения в Центральном федеральном округе (всего 39 человек). Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 20 человек. Контрольная группа (КГ) составила 19 человек.
Для проведения формирующего эксперимента были сформулированы две частные гипотезы.
Но: комплексное воздействие на профессиональную субъектную позицию военнослужащих приведет к незначительным изменениям критериальных показателей в ЭГ и КГ.
Н1: влияние методов тренингового комплекса может проявиться в значимом измене -нии критериальных показателей адекватности
выбора субъектной позиции профессионального поведения в ЭГ по сравнению с КГ.
Для доказательства эффективности воздействия психологических технологий на процесс выбора адекватной профессиональной субъектной позиции был использован квазиэкспериментальный план исследования с применением рандомизации:
Я 01 X 02 Я 03 04,
где Я - рандомизация групп; X - метод воздействия; 01, 03 - тестирование первой и второй групп до воздействия; 02, 04 - тестирование первой и второй групп после воздействия.
Стратегия выбора групп заключалась в привлечении реальных групп военнослужащих контрактной службы. Рандомизация была достигнута с помощью выбора однородных групп по типу избираемой стратегии профессионального поведения, характеристикам классов сходных воинских специальностей и отбором ЭГ и КГ из подразделений, комплектуемых исключительно военнослужащими контрактной службы. Следует отметить, что в ЭГ и КГ «на входе» не было обнаружено значимых различий (р < 0,05) по исследуемому признаку - количественным и качественным показателям субъектной позиции в выборе стратегии профессионального поведения. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, использовались в качестве данных входного тестирования.
В качестве переменных выступили:
- независимая - комплекс психологических процедур, обеспечивающих адекватную субъектную позицию в выборе стратегии профессионального поведения;
- зависимая - количественные и качественные показатели субъектной позиции в выборе стратегии профессионального поведения: направленность карьерных ориентаций военнослужащих, уровень развития профессиональной идентичности, адекватность самооценки, структура мотивационных групповых потенциалов.
Проведение формирующего эксперимента охватывало три этапа.
Подготовительный этап включал в себя обобщение данных констатирующего экс-
перимента, используемых нами во «входном» контроле показателей профессиональной субъектной позиции военнослужащих контрактной службы, входящих в ЭГ и КГ, а также проведение информационно-просветительных мероприятий. Данные «входного» контроля предполагали выяснение степени различий между ЭГ и КГ по основным характеристикам, влияющим на адекватность субъектной позиции в выборе стратегии профессионального поведения. На основе результатов «входного» контроля переменных были определены возможности использования методических средств, необходимых для оптимизации психологического обеспечения адекватной профессиональной субъектной позиции. Перед началом проведения тренинговых процедур с участниками эксперимента была проведена информационнопросветительная работа. Информационнопросветительная работа была направлена на формирование у военнослужащих информационной основы военной службы по контракту, корпоративной культуры, представлений о реализации личной профессиональной перспективы с учетом требований военной службы.
Основной этап включал непосредственное применение методических средств и процедур. Различные психологические методы были объединены в один комплекс «Тренинг коррекции стратегий военно-профессионального становления» (ТКСВПС). В качестве воздействия использовались авторские методики: «Определение карьерных
ориентаций военнослужащих», «Профессиональная идентичность», деловая игра «Разрешение трудных социально-профессиональных ситуаций». Кроме того, в тренинге применялись некоторые положения следующих методов: а) тренинг коррекции стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности, тренинг профилактики и коррекции выученной беспомощности, тренинг формирования профессиональной идентичности (Э.Э. Сыманюк), модифицированные нами под условия эксперимента; б) тренинг военно-профессионального самоопределения (В.Н. Батищев), методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина. Игровые и тренинговые процедуры были выстроены в логическую последовательность. Занятия проводились 3-4 раза
в месяц. Психодиагностические мероприятия проводились бланковым методом. Компьютерная обработка результатов эксперимента осуществлялась с помощью специальных программ обработки тестов: «Microsoft
Excel» и «SPSS 16.0».
На заключительном этапе проводилось изучение степени эффективности проведенного эксперимента. Система показателей включала данные, выявленные на основе последующего тестирования ЭГ, самооценки самих участников формирующего эксперимента, а также экспертного опроса командиров (начальников) подразделений, в которых проходят службу респонденты. Психофизиологическое обеспечение формирующего эксперимента было направлено на овладение методами психической саморегуляции поведения после проведения тренинговых процедур, профилактику негативных тенденций военно-профессионального становления,
осознание возможности получить психологическую помощь в преодолении трудных социально-профессиональных ситуаций.
Проведенное исследование опиралось на комплексное применение различных приемов и методов, постоянную рефлексию участников эксперимента и использование обратной связи как функции контроля динамики показателей субъектной профессиональной позиции, их психического состояния.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов, полученных после проведения формирующего эксперимента, позволяет говорить о его высокой эффективности. Сравнение полученных результатов в двух группах (ЭГ и КГ) свидетельствует о значимых отличиях практически по всем характеристикам, включенным нами в феноменологическое поле субъектной позиции военнослужащих контрактной службы в выборе стратегии своего профессионального поведения. В табл. 2 приведен сравнительный анализ результатов тестирования ЭГ и КГ по методике определения карьерных ориентаций военнослужащих до и после проведения формирующего эксперимента. Эмпирические данные (р < 0,001) наглядно свидетельствуют о повышении шкалы «Ориентация на социально-профессиональные достижения» и понижении шкалы «Ориентация на уход с военной службы» после проведения социально-психологического тренинга. Статистически значимых различий в ЭГ и КГ по шкалам «Ориентация на «военное служение»» и «Ориентация на адаптацию к военной службе» не обнаружено.
Важное диагностическое значение для определения позитивной динамики карьерных ориентаций имеют статистически значимые показатели по оцениваемым шкалам, качественные характеристики которых приведены в табл. 3.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов обследования ЭГ и КГ по методике определения карьерных ориентаций военнослужащих
Оцениваемые признаки ЭГ до проведения ФЭ ЭГ после проведения ФЭ Контрольная группа е не н о тк о е о нот тар д та о ента е д юд S и ир итерр р к і тс § ча н з ьн е в о р
Ориентация на «военное служение» 3,1 3,4 3,3 0,9 0,84 пе значим
Ориентация на социально-профессиональные достижения 4,9 6,1 4,7 1,1 5,8 0,001
Ориентация на адаптацию к военной службе 7,9 7,4 7,6 1,1 0,79 пе значим
Ориентация на уход с военной службы 4,9 3,3 5,2 0,9 8,81 0,001
Таблица 3
Качественные показатели карьерных ориентаций военнослужащих
Оцениваемые признаки ЭГ КГ Стандартное отклонение критерий Стьюдента Уровень значимости (р)
Смысл военной службы как части жизни 3,16 2,8 1,4 1,22 не значим
Восприятие военной службы как высшей ценности 4 4,08 3,2 0,12 не значим
Духовное удовлетворение от военной службы 3,5 2,6 3,1 1,27 не значим
Стремление к самореализации 4,75 2,9 1,7 4,52 0,001
Стремление повысить свой профессиональный статус 5,3 3,7 2 3,5 0,01
Чувство собственной значимости 6,7 5,3 1,8 3,3 0,01
Стремление добиваться успеха в военно-профессиональной деятельности 6,1 4,8 2,3 2,5 0,05
Стремление самоутвердиться в рамках военно-профессиональной деятельности 6,5 5 2 3,1 0,01
Опора на нормативно-одобренные способы профессионального поведения 6 4,5 2,8 2,4 0,05
Ориентация на пассивную адаптацию к военной службе 5,7 8,2 3,2 3,5 0,01
Ориентация на получение социальных и материальных благ 7,4 7,8 1,8 0,93 не значим
Ориентация на гарантированный денежный достаток 7,3 8 2,6 1,11 не значим
Отрицание перспектив военной службы по контракту 3,4 6,8 2,2 6,7 0,001
Сомнения в правильности выбранного профессионального пути 3,3 5,3 2 4,5 0,001
Неудовлетворенность службой по контракту 3,6 4,8 2,2 2,5 0,05
Неверие в свои профессиональные возможности 3,7 4,9 2,5 2,14 0,05
Отсутствие смысла военной службы по контракту 2,6 4 2 3,25 0,01
Исходя из данных табл. 3, после проведения комплекса психологического воздействия на уровне значимости р < 0,001 заметно повысился показатель субъектного отношения к профессиональной самореализации. На уровне значимости р < 0,01 наблюдается конструктивная тенденция развития профессиональной субъектной позиции по следующим признакам: стремление повысить свой профессиональный статус, чувство собственной значимости. Изменение ориентации на нормативно-одобренные способы профессионального поведения значимо на уровне р < 0,05 в ЭГ по сравнению с КГ. Позитивное снижение показателей в ЭГ после проведения социально-психологического тренинга произошло по таким признакам как: отрицание перспектив военной службы (р < 0,001); сомнения в правильности выбранного профессионального пути (р < 0,001); отсутствие смысла военной службы по контракту
(р < 0,01); неверие в свои профессиональные возможности (р < 0,05); неудовлетворенность службой по контракту (р < 0,05).
Необходимо отметить, что у исследуемой категории военнослужащих даже после проведения комплекса психологического воздействия не произошло существенных изменений по следующим признакам: смысл военной службы как части жизни, восприятие военной службы как высшей ценности, духовное удовлетворение от военной службы. Ориентация на получение социальных и материальных благ, гарантированный денежный достаток, стремление самоутвердиться в рамках военной профессии составляют одну из доминирующих социальных ролей в структуре профессиональной субъектной позиции.
Мы разделяем точку зрения А.Р. Фонарева в том, что если смысл профессии является единственным для человека, а человек
воспринимает профессию как высшую ценность, то может наступить ценностно-про -фессиональная деформация личности, сопровождающаяся повышенной тревожностью и конфликтностью с ближайшим профессиональным окружением [4]. Ее можно характеризовать как эффект демобилизации и деактивации военно-профессионального становления военнослужащих контрактной службы, как эффект переноса самооценки из области реально существующих профессиональных отношений в область глубинных профессиональных смыслов, которая поддерживается за счет деформации восприятия ближайшего профессионального окружения.
Поэтому наличие прагматичных карьерных ориентаций рассматривается нами в качестве позитивного фактора военно-профессионального становления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, который влияет, прежде всего, на адекватный уровень профессиональных притязаний, решение
проблемы профессионального смысла, удовлетворенность результатом военно-профессиональной деятельности.
Позитивная динамика профессиональной субъектной позиции нашла свое выражение в повышении уровня профессиональной само-
оценки участников эксперимента, а также в повышении степени адекватности экспертной оценки развития профессионально важных качеств военного специалиста по «нормативному профилю». Поэтому адекватность профессиональной самооценки ЭГ военнослужащих оценивалась нами посредством сравнения двух рядов признаков, образуемых средней оценкой развития профессионально важных качеств (по экспертным заключениям) и степени адекватности восприятия себя как профессионала.
Для этой цели применялась методика «Социально-психологическая оценка военнослужащих» (шкала восприятия отношения к себе). Сравнение признаков осуществлялось с помощью применения коэффициента корреляции (г) Пирсона. В представленной табл. 4 отражена динамика, характеризующая позитивные изменения адекватности профессиональной самооценки участников ЭГ.
Об изменении отношения к социальнопрофессиональным достижениям помимо прямых отзывов самих участников эксперимента, высказываемых ими в ходе анкетирования и бесед, свидетельствует и изменение уровня развития профессиональной идентичности.
Таблица 4
Сравнительный анализ адекватности профессиональной самооценки участников ЭГ до и после проведения эксперимента
Оцениваемый показатель Адекватность профессиональной самооценки (коэффициент корреляции Пирсона) Г-критерий Стьюдента Уровень значимости (р)
до проведения ФЭ I после проведения ФЭ
Экспериментальная группа 0,43 0,64 2,31 0,05
Таблица 5
Структурные компоненты профессиональной идентичности военнослужащих-контрактников
Структурные компоненты профессиональной идентичности Содержание структурных компонентов профессиональной идентичности
Когнитивный Отношение к результату сопоставления своего идеального и реального образов «Я-профессионал», самокатегоризация
Аффективный (эмоциональный) Ценностно-смысловой аспект отношения к профессии и эмоциональноценностный аспект отношения к собственному «Я-профессионал»
Поведенческий Формы регуляции профессионального поведения, соответствующие смысловой логике жизненной необходимости принятия профессиональных задач
Различные научные подходы к понятию профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер, М.М. Абдуллаева, Ю.П. Поваренков, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, Е.П. Ермолаева, Н.В. Евтешина и др.) позволяют нам рассматривать ее как один из критериев военнопрофессионального становления сержантов и солдат контрактной службы, который характеризуется степенью принятия военнослужащим профессии военного специалиста в качестве средства самореализации и удовлетворения своих потребностей, уровнем притязаний, а также принятием себя как профессионала. Данное обстоятельство дает нам основания представить структуру профессиональной идентичности контрактников тремя взаимосвязанными компонентами, представленными в табл. 5.
Оценка профессиональной идентичности проводилась посредством тестирования экспериментальной выборки до начала формирующего эксперимента и после его завершения с использованием методики «Профессиональная идентичность». Оцениваемые утверждения выражали три группы структурных компонентов профессиональной идентичности. Когнитивный компонент
представлен переменными, отражающими отношение военнослужащего к себе как к субъекту военно-профессиональной деятельности (оценка собственной профессиональной значимости, оценка собственной квалификации, уровень информированности). В структуру эмоционального компонента вошли переменные, характеризующиеся ценно-
стно-смысловым отношением к военной профессии (удовлетворенность собой как профессионалом, удовлетворенность военнопрофессиональной деятельностью, степень восприятия ценностей профессиональной среды). Поведенческий компонент отражает структуру отношений к профессиональному совершенствованию. В него вошли следующие переменные: мотивационная направленность, самостоятельность в принятии жизненно важных решений, степень адекватности восприятия профессиональных задач.
Определение весового вклада каждой переменной в структурные компоненты профессиональной идентичности осуществлялось при помощи коэффициентов частной детерминации. Внешним критерием выступили данные социально-психологической оценки ЭГ военнослужащих по детерминирующим личностным профессиональным характеристикам, особенностям взаимодействия индивида с профессиональной группой, уровню мотивационной направленности на достижения в военной службе, качеству исполнения должностных инструкций. Таким образом, в целях оценки уровня профессиональной идентичности для каждого ее структурного компонента были выведены формулы расчета, идентичные уравнениям множественной регрессии. Сравнительный анализ динамики профессиональной идентичности военнослужащих контрактной службы свидетельствует о позитивных изменениях ее структурных элементов после проведения тренинговых процедур. Наглядно это отражено в табл. 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ профессиональной идентичности участников ЭГ до и после проведения эксперимента
Структурные компоненты профес- Показатели профессиональной идентичности (средний показатель по уравнениям детерминации) Г-критерий Уровень
сиональной идентичности ЭГ до проведения формирующего эксперимента ЭГ после проведения формирующего эксперимента Стьюдента значимости (р)
Когнитивный (отношение к себе как к субъекту военно-профессиональной деятельности) 6,45 7,71 2,189 0,05
Аффективный (ценностно-смысловое отношение к военной профессии) 5,47 7,98 5,572 0,001
Поведенческий (отношение к профессиональному совершенствованию) 6,07 8,38 3,231 0,01
Детальный статистический анализ эффективности психологического воздействия с помощью непараметрического Г-критерия Вилкоксона выявил, что после проведения социально-психологического тренинга произошли значительные сдвиги в оценке собственной профессиональной значимости (р < 0,001), уровне общей информированности об особенностях службы по контракту (р = 0,044), в позитивном восприятии ценностей профессиональной среды (р < 0,001), в адекватном осознании необходимости самостоятельности в принятии жизненно важных решений и восприятии профессиональных задач ( соответственнор = 0,078 ир < 0,057).
Другим изменением, характеризующим коррекционное воздействие эксперимента на профессиональную субъектную позицию, является позитивная динамика мотивационных групповых потенциалов. В смысловой регуляции профессиональной субъектной позиции они выступают смыслообразующим регулятором военно-профессиональной деятельности. Формирование мотивационной структуры отдельных субъектов деятельности и профессиональной группы в целом способствует развитию адекватной профессиональной субъектной позиции и, отвечая на вопрос «Зачем это нужно?», образует ценностно-смысловой компонент выбора стратегии профессионального поведения. Для выявления особенностей мотивационных групповых потенциалов использовался тест «Мо-
тивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина [5], адаптированный нами под условия эксперимента, который позволил сравнить ЭГ и КГ испытуемых по ведущим мотивационным факторам, а также по содержанию мотиваторов построить мотивационные профили исследуемых групп (рис. 2).
Необходимо отметить, что ЭГ и КГ были протестированы две недели спустя после проведения социально-психологического
тренинга. До начала тренинговых процедур по результатам типологического анализа стратегий профессионального поведения все испытуемые входили в однородную профессиональную группу адаптации к военной службе, что позволяет нам говорить сходстве мотивационной структуры в этот период между КГ и ЭГ.
Наибольшие показатели в ЭГ по сравнению с КГ получены по четырем мотивационным факторам (МФ): МФ-11 (36,8) - потребность в совершенствовании, росте и развитии; МФ-12 (36,1) - потребность в интересной, социально значимой деятельности; МФ-7 (34,8) - потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; МФ-10 (32,1) -потребность быть креативным, анализирующим, открытым для новых идей. По результатам исследования можно предположить, что тренинговый комплекс социальнопсихологического воздействия способствовал развитию мотивации, направленной на социально-профессиональные достижения
Рис. 2. Мотивационный профиль экспериментальной и контрольной групп
в военной службе по контракту. Несмотря на ярко выраженную потребность в высоком денежном окладе и материальном вознаграждении (МФ-1 = 33,8), военнослужащие контрактной службы, входящие в ЭГ стремятся использовать мотивационные потенциалы, характеризующиеся социальной направленностью на совместную военно-профессиональную деятельность. Это потребность в социальных контактах, потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, потребность в завоевании и признании со стороны сослуживцев (соответственно МФ-4 = 30,1;
МФ-5 = 29,1; МФ-6 = 35,1). Данное обстоятельство позволяет нам согласиться с мнением В.К. Вилюнаса в том, что «одновременное проявление и действие мотивационных факторов различного происхождения представляет собой практически постоянный фон жизни» [6]. Поэтому мотивационные групповые потенциалы, входящие в систему отношения «субъект военно-профессиональной деятельности - профессиональная среда как предмет реализации потребности», являются регулирующим механизмом в выборе способа реализации стратегии профессионального поведения.
Таким образом, сопоставительный анализ результатов исследования показал, что социально-психологический тренинг как составная часть психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих контрактной службы является эффективным средством коррекции субъектной позиции в выборе стратегии профессионального поведения. Хотя полученные результаты не исчерпывают всей полноты изучаемой проблемы и требуют дальнейших доработок, они способствовали формированию позитивной направленности на военную службу по кон-
тракту, активизации профессиональных потенциалов военнослужащих, развитию адекватной профессиональной самооценки, чувства профессиональной идентичности через осознание военнослужащим своих профессиональных возможностей и потребностей, мотивации на социально-профессиональные достижения и адекватные социально обусловленные способы профессионального поведения.
1. Психология подготовки офицерских кадров: отчет о конференции «Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров» // Вопр. психологии. 1997. № 1. С. 146148.
2. Корчемный П.А. Военная психология / под общ. ред. Е.Б. Перелыгиной. М., 2005.
3. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
4. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. 2001. № 2. С. 104-108.
5. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией / под ред. Е.А. Климова. М., 2004.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. С. 185.
Поступила в редакцию 28.04.2009 г.
Guschin M.V. Social-psychological training as means of regulation of professional subjective position of the con-tract-men. The main results of the typological analysis of professional subjective positions of contract-men are presented. The results of the influence of social-psychological training on their professional subjective position are presented.
Key words: strategy of professional behavior; professional subjective position; social-psychological training; career-orientations; professional identity; professional selfestimation; motivational potentials.