Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА / ДЕОНТОЛОГИЯ / БИОЭТИКА / ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

Конечной целью учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе является личностный рост и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентиров. Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода. Материал и методы. В исследовании применен метод педагогического эксперимента. Использована оригинальная методика проведения занятий как реализация личностно-ориентированного подхода для этико-деонтологического воспитания студентов медицинского вуза. Сформированы 2 группы: наблюдения (n=100), в которой дополнительно к учебному процессу студентам были предложены оригинальные наборы этико-деонтологических ситуационных задач, и сравнения (n=95), в учебном процессе которой данный образовательный компонент отсутствовал. Результаты и обсуждение. Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом тестировании и анкетировании в 65% случаев показали способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. Заключение. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ETHICAL AND DEONTOLOGICAL EDUCATION OF MEDICINE STUDENTS

Personal growth and professional development of a future doctor constitutes the ultimate objective of the teaching and educational process in a medical university. It involves the acquisition of professionally significant knowledge, skills and value-semantic guidelines. The aim of the study is to assess the effectiveness of the method for applying a set of situational tasks. They are aimed at ethical and deontological education of medical students within the framework of a personality-oriented approach. Material and methods. The method of a pedagogical experiment is used for research. The original methods of conducting classes were used as the implementation of a personality-oriented approach for ethical and deontological education of students of a medical university. Two groups were formed: observations (n=100), in which in addition to the educational process of students were offered original sets of ethical and deontological situational tasks, and comparisons (n=95), in the educational process of which this educational component was absent. Results and discussion. Students of the observation group, in contrast to the comparison group, during the final testing and questioning, in 65% of cases showed the ability and readiness to implement ethical and deontological principles in their professional activities. Conclusion. The proposed method of teaching allows to increase the efficiency and quality of education and upbringing, and also creates favorable conditions for the formation of the necessary competencies, including the ability and willingness to implement ethical and deontological principles in professional activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Проблемы

этико-деонтологического воспитания студентов-медиков

Зорин К.В. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства

здравоохранения Российской Федерации, 127473, г. Москва, Российская

Федерация

Конечной целью учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе является личностный рост Ключевые слова:

и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых высшее

знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентиров. медицинское

Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направ- образование,

ленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориен- духовно-

тированного подхода. нравственная

Материал и методы. В исследовании применен метод педагогического эксперимента. Использована культура врача,

оригинальная методика проведения занятий как реализация личностно-ориентированного подхода для деонтология,

этико-деонтологического воспитания студентов медицинского вуза. Сформированы 2 группы: наблюдения биоэтика,

(п=100), в которой дополнительно к учебному процессу студентам были предложены оригинальные наборы инфекционные

этико-деонтологических ситуационных задач, и сравнения (п=95), в учебном процессе которой данный болезни

образовательный компонент отсутствовал.

Результаты и обсуждение. Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом

тестировании и анкетировании в 65% случаев показали способность и готовность реализовать этические

и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Заключение. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и каче-

ство обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых

компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы

в профессиональной деятельности.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Зорин К.В. Проблемы этико-деонтологического воспитания студентов-медиков // Инфекционные болезни:

новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 1. С. 89-92. 001: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-1-89-92

Статья поступила в редакцию 16.03.2020. Принята в печать 28.12.2020.

Problems of ethical and deontological education of medicine students

Zorin K.V. A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry

of Healthcare of Russian Federation, 127473, Moscow, Russian Federation

Personal growth and professional development of a future doctor constitutes the ultimate objective

of the teaching and educational process in a medical university. It involves the acquisition of professionally

significant knowledge, skills and value-semantic guidelines.

The aim of the study is to assess the effectiveness of the method for applying a set of situational tasks. They

are aimed at ethical and deontological education of medical students within the framework of a personality-

oriented approach.

Material and methods. The method of a pedagogical experiment is used for research. The original methods of conducting classes were used as the implementation of a personality-oriented approach for ethical and deontological education of students of a medical university.

Two groups were formed: observations (n=100), in which in addition to the educational process of students were offered original sets of ethical and deontological situational tasks, and comparisons (n=95), in the educational process of which this educational component was absent.

Results and discussion. Students of the observation group, in contrast to the comparison group, during the final testing and questioning, in 65% of cases showed the ability and readiness to implement ethical and deontological principles in their professional activities.

Conclusion. The proposed method of teaching allows to increase the efficiency and quality of education and upbringing, and also creates favorable conditions for the formation of the necessary competencies, including the ability and willingness to implement ethical and deontological principles in professional activities.

Keywords:

higher medical education, spiritual and moral culture of a doctor, deontology, bioethics, infectious diseases

Conflict of interests. The author declare no conflict of interests. Funding. The study had no sponsor support.

For citation: Zorin K.V. Problems of ethical and deontological education of medicine students. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2021; 10 (1): 89-92. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2021-10-1-89-92 (in Russian) Received 16.03.2020. Accepted 28.12.2020.

Воспитательная работа в медицинском вузе, направленная на поддержание здорового образа жизни и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей будущих врачей, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Лекционные, практические и элективные занятия, студенческие научные общества и научно-практические конференции призваны формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также оказывать благоприятное влияние на духовно-нравственное и культурно-эстетическое развитие обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» предусматривает формирование у выпускника способности к самостоятельной профессиональной деятельности, которая подтверждается первичной аккредитацией после окончания вуза. Один из актуальных способов, позволяющих оценить в ходе обучения в вузе степень сформированно-сти профессиональных компетенций, - это использование в учебном процессе набора проблемных ситуационных задач, в том числе этико-деонтологических, с последующей коррекцией допущенных ошибок.

Цель исследования - оценка эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода.

Материал и методы

Эмпирической основой исследования является дисциплина «Здоровый образ жизни», преподаваемая на кафедре ЮНЕСКО ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Общая выборка участвовавших в исследовании -195 студентов I курса лечебного факультета (53% девушек и 47% юношей в возрасте 17-20 лет), только что окончивших общеобразовательную школу. В исследовании были задей-

ствованы 4 группы студентов (группа наблюдения) численностью 100 человек, которым дополнительно к учебному процессу предлагались оригинальные наборы этико-деонто-логических ситуационных задач. Контроль (группа сравнения) - 4 группы студентов численностью 95 человек, в учебном процессе которых данный образовательный компонент отсутствовал. Оценка изменений этико-деонтологических подходов в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности, проведена во всех группах с использованием оригинального авторского опросника, набора ситуационных задач и тестовых заданий в закрытой форме. В ходе проведения исследования было роздано 195 анкет, из них 184 (94,5%) признаны отвечающими требованиям исследования (опросник заполнен полностью, решены все тестовые задания). Показатель выбраковки анкет не превышал 5,5%.

В исследовании применены следующие методы: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (педагогический эксперимент: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование). Различия в сравниваемых группах считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Практические занятия, проводимые на кафедре ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития», направлены на формирование у обучающихся общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций, среди которых ОПК-4 - способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.

Укрепление здоровья населения невозможно без диалога врача и пациента. Данный диалог должен быть направлен на объяснение необходимости проведения тех или иных лечебно-диагностических и просветительско-профилак-

Зорин К.В.

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

тических мероприятий. Кроме того, профилактика многих заболеваний невозможна без изменения образа жизни. В ходе такого диалога могут возникать различные проблемные этико-деонтологические ситуации, выбор правильного выхода из которых - необходимая профессиональная компетенция врача.

Современные педагогические технологии способствуют развитию менталитета, когнитивных способностей и духовно-нравственной культуры обучающихся [1-5]. Групповое обсуждение и решение проблемных этико-деонтологических ситуационных задач с использованием метода анализа представленной ситуации - одна из инновационных технологий, использованных в группе наблюдения. В ходе практического занятия студентам предлагали оригинальные проблемные этико-деонтологические ситуационные задачи и вопросы к ним. В результате решения ситуационных задач студенты должны были ответить на следующие вопросы:

■ насколько этичны действия врача;

■ какие социальные установки лежат в основе врачебных действий;

■ какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач;

■ в соответствии с какой моделью взаимоотношений с пациентом вел себя врач;

■ как скорректировать поведение врача;

■ как на месте врача поступили бы вы.

Ниже приведен пример этико-деонтологической ситуационной задачи.

В ходе амбулаторного приема участкового терапевта пациентка Д.Р. Мухаметдинова была направлена на консультацию к врачу инфекционисту А.В. Петрову по поводу сыпи в промежности. В кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ) поликлиники пациентка вошла в хиджабе. Во время беседы (сбор эпидемиологического анамнеза) врач задал вопросы о перенесенных инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), количестве половых партнеров и предложил пациентке раздеться для осмотра. Пациентка засмущалась, покраснела, расплакалась и выбежала из кабинета.

Условие ситуационной задачи включает проблему этико-деонтологического характера. Представленная модель поведения «врач-пациент» содержит профессиональную этическую ошибку, приведшую к конфликтной ситуации. Обсуждение этой и других аналогичных смоделированных ситуаций вызывало у студентов живой интерес, а последующий анализ предложенных студентами ответов на поставленные вопросы позволял в ходе дискуссии найти правильное решение конкретной ситуации. Обсуждая и решая смоделированные ситуационные задачи, студенты оценивали действия/бездействие врача, психолого-педагогические и этико-деонтологические аспекты общения с пациентом. Для объективной оценки принятых студентами решений были разработаны критерии, позволяющие сделать вывод о выполнении задания в полном объеме. В качестве оценочных критериев использовали: соответствие ответов основным принципам биомедицинской этики («не навреди», автономия личности, информированное согласие, конфиденциальность, добровольность, справедливость и др.), пол-

нота ответа, понимание этического содержания анализируемой проблемы, понимание существенных и несущественных условий.

Для контроля сформированной у студентов из группы наблюдения способности и готовности реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности проводили тестирование и анкетирование как в группе наблюдения, так и в группе сравнения. Ниже приведены примеры тестовых заданий. Студент должен выбрать один или несколько правильных ответов.

■ Диалог врач-пациент:

а) необходим всегда;

б) не имеет существенного значения;

в) нужен для ряда узких специалистов;

г) не обязателен.

■ Диалог врач-пациент помогает:

а) объяснить необходимость того или иного вмешательства;

б) повысить самооценку пациента;

в) повысить самооценку врача;

г) предотвратить или разрядить конфликтную ситуацию.

■ Диалог врач-пациент позволяет:

а) снять юридическую ответственность врача за назначенное лечение;

б) повысить стоимость оказания медицинской услуги;

в) проявить уважение к пациенту;

г) уменьшить психологическое напряжение.

Полный объем тестовых заданий представлен в публикации К.Г. Гуревича, Д.А. Пустовалова [6].

При анкетировании для измерения результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах использован оригинальный авторский опросник «Мы и наши пациенты»[7]. Примеры вопросов: «Предполагает ли высокий профессионализм врача его высокую духовно-нравственную культуру?»; «Позволяет ли изучение закономерностей жизнедеятельности организма увидеть в больном человеке страдающую личность?»; «Как вы думаете, учит ли медицинское образование видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом?»; «Является ли приемлемым отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов?»; «Отношение врача к пациенту как к клиническому случаю может ли сочетаться с теплым, сердечным участием к нему?»; «Согласны ли вы, что больной, выдавая врачу аванс доверия, вынужден подчас раскрывать глубоко личные тайны?»; «Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваний?»; «Как вы думаете, часто ли пациент ищет ответ на вопрос: "За что я страдаю?"».

Студенты группы наблюдения, в отличие от группы сравнения, при итоговом тестировании и анкетировании в большинстве случаев (65%, 65 человек) показали способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. Это статистически значимо отличается от группы сравнения, где доля студентов, показавших изучаемую способность и готовность, не превысила 1/3 и составила 29,4% (28 человек). Абсолютное число владеющих компетенцией в группе наблюдения -65 человек, а в группе сравнения - 28 человек.

Таким образом, значительная разница результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах позво-

ляет сделать вывод об эффективности методики применения кейса ситуационных задач, направленных на этико-деонто-логическое воспитание студентов медицинского вуза в рамках личностно-ориентированного подхода. Студенту-медику необходимо учиться ставить себя на место практикующего врача и тем самым готовиться к общению с пациентом, находящимся в сложной жизненной ситуации. Именно здесь пригодится умение мыслить и действовать этически и деонтоло-гически грамотно [9].

Заключение

Конечной целью учебно-воспитательного процесса в широком плане является личностный рост и профессиональное развитие будущего врача. Это включает приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков

и ценностно-смысловых ориентиров. В подготовке врача любой специальности существенное место занимает способность отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения. Проблемно-проектные семинары, на которых студенты анализируют спорные клинические и этические ситуации и решают этико-деонтологические задачи, развивают такие способности и духовно-нравственную культуру.

Эти методы помогают глубже изучить основные принципы биомедицинской этики и осознать этико-деонтологические аспекты профессии. Предлагаемая методика проведения занятий позволяет повысить эффективность и качество обучения и воспитания, а также создает благоприятные условия для формирования необходимых компетенций, в том числе способности и готовности реализовать этические и деонто-логические принципы в профессиональной деятельности.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Константин Вячеславович (Konstantin V. Zorin) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО МГМСУ А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Российская Федерация

E-maiL: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Национальный проект «Образование». 11Р1_: https://strategy24.ru/ rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&catego гу=ес1исайоп

2. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва : Кнорус, 2020. С. 273-274.

3. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71.

4. Фомина К.А., Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И., Аркадьева Г.В. Формирование духовной культуры врача - залог успешного профессионального развития // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 2. С. 36-43.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Зорин К.В., Волошина Е.А. Педагогика для медицинских вузов : учебное пособие. Москва : Кнорус, 2021. 352 с.

6. Основы здорового образа жизни. Сборник тестовых заданий / сост. К.Г. Гуревич, Д.А. Пустовалов. Москва : МГМСУ, 2005. С. 63-68.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. С. 340-344.

8. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины : учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. Москва : МГМСУ, 2020. 60 с.

REFERENCES

1. National project «Education» [Electronic resource] URL: https:// strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (in Russian)

2. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. Psychology and pedagogy in medical education: the textbook for students of higher education institutions. Eds by N.V. Kudryavaya. Moscow: Knorus, 2016: 273-4. (in Russian)

3. Zorin K.V. Problems of the organization of a personality-oriented model of development of public health services, education and work of a doctor. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 66-71. (in Russian)

4. Fomina K.A., Alekseev M.V., Makoeva L.D., Tebloev K.I., Arkad'-eva G.V. Formation of the doctor's spiritual culture is the key to successful professional development. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya,

obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 7 (2): 36-43. (in Russian)

5. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Zorin K.V., Volo-shina E.A. Pedagogy for medical universities: Textbook. Moscow: Knorus, 2021: 352 p. (in Russian)

6. Gurevich K.G., Pustovalov D.A. (comp.) The basics of a healthy lifestyle. Collection of test tasks. Moscow: MGMSU, 2005: 63-8. (in Russian)

7. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., Ukolova E.M., Suvorova E.V. Moral and educational activities of the doctor-teacher: history and modernity: Textbook. Eds by N.V. Kudryavaya. Almaty: SSK, 2018: 340-4. (in Russian)

8. Zorin K.V., Pustovalov D.A., Toporkov V.A., Gurevich K.G. Organizational and methodical aspects of a healthy lifestyle and preventive medicine. Teaching manual for students of the general medicine department of medical universities. Moscow: A.I. Yevdokimov MSMSU MOH Russia, 2020: 60 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.