Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1892 - 1914 ГГ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1892 - 1914 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА / ГЛАСНЫЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОРРУПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CITY SELF-GOVERNMENT / MAYOR / VOWELS / CIVIL SOCIETY / CORRUPTION / SOCIAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье проанализированы основные проблемы противодействия коррупции в системе городского самоуправления Енисейской губернии в контексте итогов правоприменительной практики реализации Городового положения 1892 г. Сформулированы выводы относительно влияния контрреформы городского самоуправления императора Александра III и правоприменительной деятельности органов государственной власти в контрольно-надзорной сфере на уровень и масштабы развития коррупционных процессов в органах городского самоуправления региона. Исследованы административно-правовые проблемы осуществления конструктивных инициатив местного сообщества по созданию общественных объединений избирателей, с целью формирования системы общественного контроля за деятельностью муниципальных властей, обеспечения ее гласности и законности в структуре социального администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE CITY SELF-GOVERNMENT SYSTEM OF THE YENISEI PROVINCE IN 1892 - 1914

In the article analyzes the main problems of combating corruption in the city self-government of the Yenisei province in the context of the results of the law enforcement practice of implementing the City Regulation of 1892. It formulated the conclusions regarding the impact of the counter-reform of city self-government of Emperor Alexander III and the law enforcement activity of state authorities in the control and supervision sphere on the level and extent of development of corruption processes in the city self-government authorities of the region. It researched the administrative-legal problems of the implementation of constructive initiatives of the local community on the creation of public associations of voters with the aim of forming a system of public control over the activity of municipal authorities, ensuring its transparency and legality in the structure of social administration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1892 - 1914 ГГ»

13. Систематический свод постановлений Екатеринбургского уездного земского собрания. - Екатеринбург: тип. газеты «Уральская жизнь», 1908. - Вып.3. Медицина и народное образование. 1901-1907 гг. - С. 91-93.

14. Доклады Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 42 очередной сессии. Отд. 2. Медицинская часть и общественное призрение. - Пермь, электро-тип. губ. земства, 1912. - С. 114-115.

15. Доклады Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 45 очередной сессии. Отд. 2. Медицинская часть и общественное призрение. - Пермь: электро-тип. губ. земства, 1914. - С. 18, 20.

16. Френкель З.Г. Очерки земского врачебно-санитарного дела. - СПб.: тип. «Слово», 1913. - С. 133.

References and Sources

1. Yudin T.I. Ocherki istorii otechestvennoj psihiatrii. - M.: MedGIZ, 1951.

2. Egorysheva I.V. Organizaciya psihiatricheskoj pomoshchi v zemskoj medicine // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. -2015. - № 1. - S. 60-64.

3. Predtechenskij V. Obzor deyatel'nosti zemstv Permskoj gubernii po ohraneniyu narodnogo zdraviya // V pamyat' E.P. Serebrennikovoj. Literaturnyj sbornik. - SPb.: tip. Stasyulevicha, 1900. - S. 231.

4. Chernouhov E.A. Social'naya infrastruktura gornozavodskih okrugov Urala v XIX v.: kazennyj i chastnyj tipy: dis. ... dokt. ist. nauk. - Ekaterinburg, 2017. - S. 400.

5. Chernouhov D.E. Problema chastichnoj platnosti zemskoj medicinskoj pomoshchi v Permskoj gubernii // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2019. - №2(30). - S. 217-227. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/13_30_2019.pdf.

6. Sbornik Permskogo zemstva. - 1887. - № 17. - S. 265-271.

7. Trudy VI s"ezda vrachej Permskoj gubernii (1-11 noyabrya 1895 g.). - Perm': tip. gub. zemskoj upravy, 1896. - S. 299-300.

8. Shestova T.Yu. Razvitie zdravoohraneniya ural'skih gubernij (Permskoj, Vyatskoj i Orenburgskoj). 1864-1900. - Perm': Perm. un-t, 2003. - S. 277.

9. Sbornik Permskogo zemstva. - 1904. - № 2. - Otd. 2. - S. 12-15, 30.

10. Sbornik Permskogo zemstva. - 1902. - № 1. - Otd. 2. - S. 74, 87-89.

11. Trudy IH s"ezda vrachej i predstavitelej zemstv Permskoj gubernii (15-24 maya 1907 g.). - Perm': tip. gub. zemstva, 1907. - CH. 1. - S. 113.

12. Zhurnaly Ekaterinburgskogo uezdnogo zemskogo sobraniya XXIX ocherednoj sessii (1908 g.) i doklady uezdnoj zemskoj upravy i komissij. -Ekaterinburg: tip. gazety «Ural'skaya zhizn'», 1909. - S. 493-494.

13. Sistematicheskij svod postanovlenij Ekaterinburgskogo uezdnogo zemskogo sobraniya. - Ekaterinburg: tip. gazety «Ural'skaya zhizn'», 1908. -Vyp.3. Medicina i narodnoe obrazovanie. 1901-1907 gg. - S. 91-93.

14. Doklady Permskoj gubernskoj zemskoj upravy Permskomu gubernskomu zemskomu sobraniyu 42 ocherednoj sessii. Otd. 2. Medicinskaya chast' i obshchestvennoe prizrenie. - Perm', elektro-tip. gub. zemstva, 1912. - S. 114-115.

15. Doklady Permskoj gubernskoj zemskoj upravy Permskomu gubernskomu zemskomu sobraniyu 45 ocherednoj sessii. Otd. 2. Medicinskaya chast' i obshchestvennoe prizrenie. - Perm': elektro-tip. gub. zemstva, 1914. - S. 18, 20.

16. Frenkel' Z.G. Ocherki zemskogo vrachebno-sanitarnogo dela. - SPb.: tip. «Slovo», 1913. - S. 133.

ЧЕРНОУХОВ ДМИТРИЙ ЭДУАРДОВИЧ - аспирант исторического факультета Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (d.e.chernouhov@gmail.com)

CHERNOUKHOV, D.E. - Ph.D. student, Faculty of History of the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (d.e.chernouhov@gmail.com).

УДК 930.85

КУСКАШЕВ Д.В.

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1892 - 1914 гг.

Ключевые слова: городское самоуправление, городской голова, гласные, гражданское общество, коррупция, социальное администрирование.

В статье проанализированы основные проблемы противодействия коррупции в системе городского самоуправления Енисейской губернии в контексте итогов правоприменительной практики реализации Городового положения 1892 г. Сформулированы выводы относительно влияния контрреформы городского самоуправления императора Александра III и правоприменительной деятельности органов государственной власти в контрольно-надзорной сфере на уровень и масштабы развития коррупционных процессов в органах городского самоуправления региона. Исследованы административно-правовые проблемы осуществления конструктивных инициатив местного сообщества по созданию общественных объединений избирателей, с целью формирования системы общественного контроля за деятельностью муниципальных властей, обеспечения ее гласности и законности в структуре социального администрирования.

KUSKASHEV, D.V. PROBLEMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE CITY SELF-GOVERNMENT SYSTEM OF THE YENISEI PROVINCE IN 1892 - 1914

Keywords: city self-government, mayor, vowels, civil society, corruption, social administration.

In the article analyzes the main problems of combating corruption in the city self-government of the Yenisei province in the context of the results of the law enforcement practice of implementing the City Regulation of 1892. It formulated the conclusions regarding the impact of the counter-reform of city self-government of Emperor Alexander III and the law enforcement activity of state authorities in the control and supervision sphere on the level and extent of development of corruption processes in the city self-government authorities of the region. It researched the administrative-legal problems of the implementation of constructive initiatives of the local community on the creation of public associations of voters with the aim of forming a system of public control over the activity of municipal authorities, ensuring its transparency and legality in the structure of social administration.

Реалии развивающегося демократического правового и социального государства в современной России определяют формирование инновационных социально-правовых форм общественного контроля, в сочетании с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности государства, направленных на противодействие любым формам противоправного коррупционного поведения представителей государственной власти и местного самоуправления, с целью обеспечения полной реализации конституционных прав и свобод граждан. Эффективное решение данных задач актуализирует исследование накопленного исторического опыта в области противодействия коррупции и должностных преступлений служащих органов городского самоуправления в конце XIX - начале XX века.

11 июня 1892 г. императором Александром III было высочайше утверждено новое Городовое положение, позднее получившее наименование городской контрреформы, в соответствии с которой значительно усилился государственный надзор, в лице, прежде всего, хозяйственного департамента министерства внутренних дел, за организацией и деятельностью органов и должностных лиц городского самоуправления. В частности, городской голова, его заместитель и члены городской управы - исполнительного органа, были наделены статусом государственных служащих [1]. Однако реализация данных законодательных новаций, в направлении окончательного включения городского самоуправления в систему органов государственной власти, не привела к эффективному решению проблем коррупции и должностных злоупотреблений, напротив усилив отмеченные негативные проявления [2].

Яркой иллюстрацией данного тезиса служит ряд преступных инцидентов, имевших место в городах Енисейской губернии в исследуемый период.

Так, в г. Ачинске в ночь с 8 на 9 июля 1898 г. в присутственной комнате городского самоуправления неизвестными злоумышленниками был взломан железный сундук, похищены деньги и документы на общую сумму 12.043 руб. 71 коп. [3, л.л.10-12]. Ачинская городская дума согласилась с заключением ревизионной комиссии и признала городского голову М.В. Круглихина виновным в халатности, повлекшей за собой возможность совершения кражи, и обязала его компенсировать украденные средства в полном объеме, в сумме 1360 руб., обеспечить восстановление документов. Халатность городского головы состояла в небрежном хранении муниципальных денег и документов не в казначействе, а в здании городской управы, не обеспеченной соответствующей охраной. Возможно, это были неучтенные деньги, которые могли использоваться им по собственному усмотрению [3, л.л. 12об.-16].

Общее присутствие Енисейского губернского управления 9 марта 1900 г. признало М.В. Круглихина виновным в небрежном хранении бюджетных средств и документов и, в связи с отказом от компенсации причиненного ущерба, передало дело в Красноярский окружной суд [3, л.л.16-16об.]. В результате судебных разбирательств, Иркутская судебная палата 13 августа 1901 г. вынесла приговор о признании М.В. Круглихина виновным и его наказании (строгий выговор). Постановлением уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената от 27 ноября 1901 г. данный приговор был утвержден [3, л.л. 35-37об.]. Вполне очевидно, что столь мягкий приговор суда, как «строгий выговор» не мог способствовать правовому противодействию должностным преступлениям.

В условиях неразвитости институтов гражданского общества, как в Восточной Сибири, в целом, так и в городах Енисейской губернии - в частности, основным и единственным механизмом противодействия и борьбы с коррупцией в структуре городского самоуправления, выступала государственная власть в лице Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, прокуратуры и соответствующих надзорных органов.

В частности, по результатам надзорной проверки в январе 1895 г. надзирателем акцизных сборов Восточной Сибири в адрес прокурора Минусинского округа было направлено письмо, с подробным изложением фактов преступной коррупционной деятельности членов городской управы г. Минусинска при выборке промысловых свидетельств [4, л.л.5-5об].

Предварительным следствием подтвердились, выявленные вышеуказанной надзорной проверкой, факты. Были установлены и доказаны множественные эпизоды коррупционной и мошеннической деятельности бухгалтера, делопроизводителя, членов и служащих Минусинской городской управы. В частности, выяснилось, что данная преступная группа действовала на основании, сложившейся в течение продолжительного времени противозаконной практики

взимания за совершение регистрационных действий по выдаче промысловых, торговых свидетельств и иных документов доверенным представителям сельских обществ, конкретно установленных сумм денежных средств. При этом, большинство крестьянских представителей не знали и даже не догадывались о незаконности взимания данных сборов, полагали, что они установлены нормативно [4, л.л.5об.-6об.].

24 августа 1895 г. Енисейское губернское по городским делам присутствие рассмотрело материалы следствия и направило их губернскому прокурору для возбуждения в отношении виновных уголовного дела [5, л.л.2-7]. Красноярским окружным судом виновные были привлечены к ответственности [6].

В целях противодействия широкого распространения коррупции и служебных злоупотреблений служащих городского самоуправления, правительство Российской империи инициировало внесение в действовавшее законодательство целого ряда поправок и изменений.

В частности, 13 июня 1901 г. министром внутренних дел Д.С. Сипягиным был издан циркуляр за №22, согласно которому губернатору Енисейской губернии надлежало предоставить в адрес Хозяйственного департамента МВД сведения о возможности внесения изменений в статью 106 Городового положения 1892 г., на основании обсуждения данного вопроса в городских думах [7, л.113]. Предполагалось запретить гласным и иным выборным должностным лицам выступать контрагентами городского самоуправления и участвовать в торгах по приобретению имуществ, продажа которых относилась к их должностным полномочиям по закону, а также в заключении иных сделок в сфере муниципальных закупок. По итогу обсуждений данного вопроса большинство гласных городских дум городов Енисейской губернии выступили с поддержкой проектируемых вышеуказанным циркуляром законодательных новаций и позиции губернатора М.А. Плеца, за исключением городской думы г. Ачинска [7, л.л. 4-13].

Сибирская муниципальная общественность стремилась к актуализации собственных инициатив, направленных на интеграцию избирателей в системе городского самоуправления и поисков путей повышения роли общественности в решении вопросов местного значения. В рамках реализации данной модели социально-административного взаимодействия, инициировалось создание на местном уровне общественных организации, нацеленных на формирование «обратной связи» между избирателями и органами городского самоуправления. Однако в условиях растущих социальных угроз, в годы первой русской революции и последующего постреволюционного периода развития парламентаризма, губернская администрация стремилась блокировать и всячески препятствовать развитию любых политических инициатив, исходящих от формирующегося гражданского общества и отклоняющихся от самодержавно-монархического политического курса.

Так, в г. Ачинске, по инициативе городского головы мещанина В.С. Обжорина, инициировалось создании Общества обывателей и избирателей г. Ачинска [8, л.5]. Однако Общее присутствие Енисейского губернского управления 10 июня 1910 г. приняло решение об отказе в учреждении данной общественной организации, аргументируя свою позицию противоречивостью некоторых положений Устава. По мнению учредителей, реальной причиной данного решения являлось опасение, выражаемое членами общего присутствия губернского управления, в отношении чрезмерной оппозиционно-политической активности местных жителей, их вмешательства в процесс обсуждения и принятия решений органами городского самоуправления и, как следствие этого, дискредитации местной власти [8, л.л.26-27об.].

Против данного решения выступил управляющий казенной палатой М. Чарушников, обративший внимание на его слабую мотивировку, поскольку аналогичные общественные организации успешно функционируют в ряде городов России и в том числе в г. Красноярске, не порождая угрозы конструктивной деятельности местного самоуправления. В своем выступлении он, в частности, сослался на постановление общего присутствия Енисейского губернского управления от 29 октября 1909 г. №39 «О регистрации общества избирателей г. Красноярска» [8, л.л.27об.-28].

Однако вскоре, воспользовавшись формальными нарушениями, в июле 1910 г. губернская администрация запретила деятельность Общества избирателей в г. Красноярске, фактически по причине фиаско правых сил на выборах 1909 г. в городскую думу Красноярска [9-11].

По нашему мнению, деятельность подобных общественных организаций выступала фундаментальной основой конструирования основ гражданского общества. Запрещая деятельность обществ избирателей, региональная власть рассчитывала замедлить процесс демократизации избирательной системы, обеспечить сохранение административного контроля относительно городского самоуправления.

Таким образом, актуализация проблем противодействия распространению коррупции в системе городского самоуправления являлась одним из ключевых факторов осуществления городской контрреформы 1892 г. Магистральное направление практической реализации законодательных изменений в области городского самоуправления определяло усиление государственно-административного надзора за деятельность городских дум и управ, ужесточение цензовых ограничений в использовании избирательных прав, окончательное включение городского самоуправления в систему органов государственной власти.

Правоприменительная деятельность органов государственной власти в контрольно-надзорной сфере не оказывала существенного влияния на снижение уровня и масштабов развития коррупционных процессов в органах городского самоуправления региона. При этом формирование системы общественного контроля за деятельностью муниципальных властей, с целью обеспечения ее гласности и законности в структуре социального администрирования, путем реализации конструктивных инициатив местного сообщества по созданию общественных объединений избирателей в Енисейской губернии, пресекалось и блокировалось в административном порядке.

Литература и источники

1. Немчинов В.И. Городское самоуправление по действующему русскому законодательству. Городовое положение 11 июня 1892 г. - М.: Изд. В.М. Саблина, типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнерова, - 1912. С.158-159, 198-199.

2. НардоваВ.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - нач. XX вв. - СПб.: «Наука», 1994. - С.12.

3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.595. Оп.18. Д.471.

4. ГАКК. Ф.595. Оп.1. Д.5376.

5. ГАКК. Ф.595. Оп.8. Д.194.

6. Сибирская жизнь. - 1898. - 24 мая.

7. ГАКК. Ф.595. Оп.18. Д.451.

8. ГАКК. Ф.595. Оп.35. Д.1551.

9. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.25. Оп.3. Д.2410. Л.15.

10. Восточная заря. - 1910. - 3 февраля.

11. Красноярский вестник. - 1910. - 12 апреля.

References and Sources

1. Nemchinov V.I. Gorodskoe samoupravlenie po dejstvuyushchemu russkomu zakonodatel'stvu. Gorodovoe polozhenie 11 iyunya 1892 g. - M.: Izd. V.M. Sablina, tipo-litogr. t-va I.N. Kushnerova, - 1912. S.158-159, 198-199.

2. Nardova V.A. Samoderzhavie i gorodskie dumy v Rossii v konce XIX - nach. XX vv. - SPb.: «Nauka», 1994. - S.12.

3. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.595. Op.18. D.471.

4. GAKK. F.595. Op.1. D.5376.

5. GAKK. F.595. Op.8. D.194.

6. Sibirskaya zhizn'. - 1898. - 24 maya.

7. GAKK. F.595. Op.18. D.451.

8. GAKK. F.595. Op.35. D.1551.

9. Gosudarstvennyj arhiv Irkutskoj oblasti (GAIO). F.25. Op.3. D.2410. L.15.

10. Vostochnaya zarya. - 1910. - 3 fevralya.

11. Krasnoyarskij vestnik. - 1910. - 12 aprelya.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета (kenig-1977@mail.ru) KUSKASHEV, DMITRY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(470.5).084.3:338.435

МАГОМЕДОВ Р.Р.

VIII СЪЕЗД РКП(б) И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ

НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Ключевые слова: VIII съезд РКП(б), большевики, Наркомпрод, Южный Урал, разверстка, продовольственная политика, среднее крестьянство, советская власть.

В статье исследуется вопрос о среднем крестьянстве, который являлся одним из основных в работе VIII съезда РКП(б) весной 1919 года. Показано, что в ходе хлебозаготовок в губерниях Южного Урала продовольственные органы не следовали решениям УШ съезда РКП(б). Вместо культурно-пропагандистской работы, организации товарообмена Центром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.