УДК 94 (47) ББК 63.3
Н. С. Бойко, Р. А. Мухамедов
социально-экономическое сотрудничество
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ организациями В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (на материалах Среднего Поволжья)
Ключевые слова: общественные организации, учредительное собрание общества, губернатор, земство, городское самоуправление, Государственная дума, выборы, субсидии, представительные органы, общества взаимопомощи, земское собрание, учреждения.
Сфера взаимодействия общественных организаций с органами самоуправления распространялась в подавляющих случаях лишь на решение местных бытовых вопросов. Попытки несанкционированно взаимоотношений, выходившие за рамки их полномочий, власть пресекала. В таком характере контактов не были виноваты ни общества, находившиеся под административным и полицейским контролем, ни земские или городские органы самоуправления, компетенция которых не выходила за рамки решения хозяйственных дел. В связи с этим сотрудничество было возможным тогда, когда деятельность общественных организаций либо осуществлялась с непосредственными функциями земства и городских дум, либо выступала в соответствии с государственной политикой. Земство оказывало помощь общественным организациям, выделяя средства не только в качестве ежегодных пособий для поддержания их деятельности, но и на отдельные целевые программы и проекты. Очень часто финансовой поддержкой земства и городских дум пользовались общества сельского хозяйства, пожарные общества и дружины и общества вспомоществования учебным и воспитательным заведениям.
N. S. Boyko, R. А. Mukhamedov
SOCIAL AND ECONOMIC COOPERATION OF LOCAL AUTHORITIES WITH PUBLIC ORGANIZATIONS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA (on materials of Central Volga area)
Keywords: public organizations, constituent assembly of society, governor, zemstvo, city self-government, State Duma, elections, subsidies, representative bodies, societies of mutual aid, territorial meeting, establishments.
The sphere of interaction of public organizations with self-government institutions extended in overwhelming cases only on the solution of local household questions. I stopped the attempts of unauthorized relationship which are beyond their powers, the power. Weren't guilty of such nature of contacts the societies which were under administrative and police control, territorial or city self-government institutions which competence wasn't beyond the solution of economic affairs. In this regard, cooperation was possible when the held of activity of public organizations or was closed with direct functions of a zemstvo and City Councils, or acted according to a state policy. The zemstvo gave help to public organizations, allocating funds not only as annual grants for maintenance of then-activity, but also for separate target programs and projects. Societies of agriculture, fire societies and teams and societies of a relief aid to educational and educational institutions used very often financial support of a zemstvo and City Councils.
Общественные организации в XIX - начале XX в. проявляли активнось в строго очерченном пространстве под полным контролем со стороны административных органов разных уровней. Организации имели устав и действовали в соответствии с ним. Существовала система членства, выборные исполнительные органы (советы или правления). Практически все сношения с «внешним миром», будь то общественное объединение или учреждение, совершались через канцелярию губернатора или же через соответствующее ведомство (церковное, учебное), но с уведомлением губернатора. Общества были обязаны ежегодно предоставлять отчеты о своей деятельности вышестоящему учреждению. Рассмотрим взаимоотношения обществ с российской Государственной думой, городским самоуправлением и земством.
Большей частью симбирские общественные организации сотрудничали с земством и с городским самоуправлением, отношения с Думой были минимальными. Это можно объяснить узкой практической направленностью деятельности обществ, закрепленной в уставе, и преследованием любого отступления от него. В этих условиях прямые взаимоотношения с Государственной думой носили нелегальный характер и карались властью.
В качестве примера можно привести такой случай, когда в 1906-1907 гг. были зарегистрированы несколько обществ защиты профессиональных интересов рабочих, занимавшихся письменным трудом, обработкой дерева и др. По уставам основой их деятельности должна была стать взаимопомощь. 3 марта 1907 г. в Государственную думу была отправлена телеграмма, подписанная председателем общества взаимопомощи И. М. Сахаровым, в которой правительство называлось «врагами народа» и присутствовало требование, чтобы депутаты добились созыва Учредительного собрания. Депутат Думы А. Кузнецов поблагодарил за поддержку «левых» депутатов [13, л. 19]. 30 апреля 1907 г. полиция задержала в здании, занимаемом этими
обществами, участников «незаконной» сходки, обсуждавших планировавшуюся на 1 мая демонстрацию. За эти проявления незаконной деятельности общество взаимопомощи, общество рабочих по обработке дерева и общество рабочих, занимавшихся письменным трудом, были закрыты [12, л. 30-31].
Другим примером может служить ситуация с обществом взаимного вспоможения приказчиков г. Сызрани. На собрании общества 29 февраля 1912 г. прозвучала критика постановлений Государственного совета по законопроекту о нормировании труда. После собрания в социал-демократическую фракцию Государственной думы была отправлена копия журнала заседания, содержавшая слова: «Государственный совет, как и его комиссия, состоят из природных крепостников, привыкших, чтобы на них и день, и ночь работали крепостные, которых они до сих пор видят, как в рабочих, так и в приказчиках» [3, л. 11-13].
Сызранский полицеймейстер отзывался об обществе как о сплоченной организации и утверждал о наличии в ней членов, «готовых под прикрытием легального учреждения вести противоправительственную пропаганду и стремящихся использовать эту организацию на будущих выборах в Государственную думу» [1, л. 73]. 5 апреля 1912 г. Симбирское губернское об обществах и союзах присутствие, признав действия общества вспоможения приказчиков угрожающими общественной безопасности и спокойствию, определило его закрыть [10, л. 98-103, 109].
Попыткой создать легальный орган обсуждения при представительном учреждении можно назвать ходатайство жителя г. Сызрани Я. А. Журавлева, просившего разрешить открыть общество обывателей и избирателей г. Сызрани. Целью организации ставилось достижение «единения и взаимного ознакомления» членов общества для сознательного выбора гласных, изучение техники и порядка ведения городского хозяйства и обмен мнениями с гласными Сыз-ранской городской думы по данным вопро-
сам. Симбирское губернское об обществах и союзах присутствие 25 апреля 1909 г. отказало в регистрации, мотивировав отказ возможностью присвоения обществом полномочий, предоставленных по Городовому положению только Городской думе [2, л. 8].
Итак, если попытки взаимодействия симбирских общественных организаций с представительными органами в политических вопросах блокировались, то в решении бытовых и хозяйственных вопросов им предоставлялась определенная свобода. Формами взаимоотношений в таком случае могли быть и финансовая помощь, оказываемая обществам, и совместная реализация каких-либо проектов, и членство в обществах гласных как физических лиц и земских собраний, городских дум как юридических с возможностью влияния на принятие решений.
Не стоит полагать, что земские и городские органы помогали всем без исключения просившим помощи обществам. Часто предпочтение отдавалось «своим» организациям, действовавшим в пределах данного уезда, при обосновании необходимости субсидии. Например, Земское собрание сессии 1876 г. назначило ежегодное пособие в 200 руб. Симбирскому обществу земледельческих колоний, отказав такому же Казанскому обществу [20, с. 27-28]. Большую роль на формирование мнения управ, представлявших свое заключение о том, помогать или нет, играли результаты проделанной работы или потенциальная польза, которую общество или его учреждение сможет принести.
Так, Буинская земская управа, «понимая важность задачи призрения сирот», просила собрание назначить ежегодное пособие опекавшему Ольгинский приют обществу в 500 руб. [15, с. 222]. Признавая, что в случае пожара Сенгилеевское пожарное общество «может оказать губернскому земству немаловажную услугу в сохранении находящихся под огнем имуществ, застрахованных в губернском земстве», Сенгилеевское земство увеличило ежегодное пособие с 25 до 50 руб. [22, с. 83-84].
Большинство симбирских организаций испытывали недостаток средств. В поисках источников доходов они привлекали новых членов, устраивали спектакли, маскарады, танцевальные вечера, лотереи, собирали пожертвования или же обращались с просьбой оказать им помощь к различным учреждениям, в том числе и к городским думам и земским собраниям. Очень часто финансовой поддержкой земства и городских дум пользовались общества сельского хозяйства, пожарные общества и дружины и общества вспомоществования учебным и воспитательным заведениям.
Общества сельского хозяйства дополняли работу земства в сфере развития и применения на практике сельскохозяйственных знаний. Являясь инструментом апробации достижений агротехники и одновременно имея небольшой годовой бюджет, они часто были не в состоянии не только приобрести дорогостоящие инструменты, но и наполнить собственную библиотеку. Тогда на помощь приходило земство, оно рассматривало в одном из своих заседаний просьбу общества и в положительном случае назначало разовое на следующий год или же постоянное пособие. Его размер простирался от нескольких десятков до нескольких сотен рублей. Прямая финансовая помощь оказывалась Симбирскому, Алатырскому, Сиявскому Алатырского уезда, Ардатовско-му и многим другим сельскохозяйственным обществам [7, л. 400-416].
Следует отметить, что обеспечение полиции и пожарной команды стало другой крупной статьей расходов в городах Симбирской губернии во 2-й половине XIX в. Расходы городов составляли от 13 до 39 % бюджета [13, л. 44]. Город не только выплачивал жалованье членам пожарной и полицейской команд, выделял средства на «разъезды», содержание лошадей, обмундирование, отопление и освещение служебных помещений.
Довольно часто земство помогало пожарным обществам и сельским пожарным дружинам, предоставляя им средства на приобретение пожарного инвентаря. Согласно
Постановлению Симбирского губернского земского собрания сессии 1908 г., открывшаяся пожарная дружина получала 150 руб. единовременно и 300 руб. ежегодно на страхование пожарной команды и текущие расходы [24, с. 348]. Такая помощь оказывалась Карсунскому городскому добровольному пожарному обществу, Вальдиватской добровольной пожарной дружине Карсунского уезда, Сенгилеевскому добровольному пожарному обществу и др. [18].
Существовала весьма специфическая статья расходов: «прочие городские потребности», которая включала в себя все не предусмотренные в сметах расходы. В Сызрани на эту статью расходов в 1892 г. было израсходовано 40 % бюджетных средств.
Таким образом, если рассматривать основные статьи городских расходов, то можно выделить несколько приоритетных направлений: расходы на содержание полиции и пожарной команды, развитие медицины, народного образования, благотворительность и содержание лиц общественного управления.
Субсидии предоставлялись также обществам помощи бедным ученикам. Обществу вспомоществования нуждавшимся учащимся в учебных заведениях г. Буинска, обществу вспомоществования ученикам Порецкой учительской семинарии назначалась разовая финансовая поддержка, а обществу взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Симбирской губернии была предоставлена ежегодная [14; 17].
Земство оказывало помощь общественным организациям, выделяя средства не только в качестве ежегодных пособий для поддержания их деятельности, но и на отдельные целевые программы и проекты. С 1909 г. Симбирское общество сельского хозяйства стало выпускать журнал «Симбирский хозяин», стоимость годовой подписки на который вместе с доставкой равнялась одному рублю. Поддерживая это начинание, Сызранское, Карсунское, Сенгилеев-ское, Симбирское, Буинское и Ардатовское земские собрания постановили выделить
по 50-100 руб., а фактически подписались на журнал. Буинская земская управа, например, рассылала журналы в сельские школы уезда. Это же общество получило от Буинского земства 50 руб. для устройства в Симбирске в 1910 г. выставки [17].
Учрежденный обществом вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Симбирской губернии интернат для детей бедных учителей содержался при поддержке назначаемых ежегодно земских субсидий. При непосредственном участии земства и Городской думы был создан приют для девочек в г. Буинске. На созванном помощником уполномоченного по оказанию трудовой помощи в Симбирской губернии 24 мая 1899 г. собрании присутствовали предводитель дворянства М. Н. Теренин, председатель Земской управы Ф. А. Головинский и его жена М. М. Головинская. Участниками заседания было решено учредить попечительное общество для открытия в уезде приюта трудолюбия по примеру основанного в память рождения великой княжны Ольги Николаевны в Санкт-Петербурге Ольгинского детского приюта. Общей целью таких приютов были призрение и воспитание бесприютных детей [8, л. 74 ].
Уже в 1899 г. состоялось учредительное собрание общества, принявшегося за создание приюта. Городская дума г. Буинска предоставила бесплатно землю для строительства здания [29, с. 307]. Земское собрание постановило выделить ежегодную субсидию обществу в размере 500 руб., а Городская дума назначила постоянное пособие в размере 100 руб. 22 марта 1900 г. был утвержден устав попечительного общества, а 30 декабря 1900 г. произошло открытие приюта на 20 девочек [16, с. 176-177]. Первой его попечительницей была жена председателя Буинской земской управы М. М. Головинская. В дальнейшем земство опекало приют, на земских собраниях регулярно обсуждались отчеты о деятельности приюта, а при денежных затруднениях земство ходатайствовало о пособии.
Председатель Буинской земской управы Ф. А. Головинский и его жена М. М. Головинская были инициаторами создания еще
одного общества-вспомоществования нуждавшимся учащимся в учебных заведениях г. Буинска. 1 января 1899 г. в помещении земской управы состоялось его учредительное заседание. Городская дума назначила обществу ежегодное пособие, но и земство не оставалось в стороне [13, л. 9, 18].
Ольгинские приюты в других городах также пользовались поддержкой местных представительных органов. Сенгилеевско-му Ольгинскому приюту на 10 девочек, открытому 24 июня 1899 г., земство ассигновало 300 руб., а городская дума - 200 р. ежегодно [29].
Благодаря земству воспитанницы приюта смогли представить результаты своего труда на юбилейной выставке, организованной Симбирским обществом сельского хозяйства в 1908 г. [23, с. 56].
Земство частично покрывало расходы кружка трудовой помощи в первом земском участке Сенгилеевского уезда. Этот кружок, открытый в середине 1902 г., целью деятельности поставил поддержание существования открытых первоначально на средства Попечительства о Домах трудолюбия и работных домах яслей для крестьянских детей в страдное летнее время в г. Сенгилее и окружавших селах. Ясли кружка существовали и при Сенгилеевском Ольгинском приюте [10, л. 30].
В годы Русско-японской войны при Симбирской губернской земской управе в среде служащих возник кружок для оказания помощи семьям воинов. Благодаря отчислениям из жалованья земских служащих и пожертвованиям частных лиц и учреждений, численность кружка выросла.
Возникла даже идея преобразовать кружок в общество оказания помощи семьям призванных на войну. В связи с окончанием войны надобность в обществе отпала, и кружок был ликвидирован, а оставшиеся средства были переданы в попечительное общество о детском трудовом убежище «Костер» [11, л. 4, 33-34].
Еще одной формой помощи общественным организациям было предоставление
им возможности использовать имущество местных представительных органов или же отнесение на их счет расходов. Так, Сенгилсевскому городскому пожарному обществу было разрешено использовать электрическую энергию с земской электростанции для освещения пожарного депо во время спектаклей или народных чтений. Это право было предоставлено еще и потому, что «полезную деятельность в противопожарном отношении» могли засвидетельствовать некоторые гласные Земского собрания, состоявшие действительными членами пожарного общества [24, с. 348-349]. В 1902 г. Карсунское земство разрешило кружку любителей драматического искусства в г. Карсуне ставить в зале земского собрания спектакли [19].
Гласные, председатели земских собраний и городских дум и даже члены их семей часто выступали организаторами и инициаторами обществ и кружков разных направлений. В числе учредителей Алатыр-ского кружка любителей сцены и музыки был председатель уездной Земской управы В. И. Белицкий [9, л. 18].
Так, например, идея учреждения земледельческой колонии для малолетних преступников изначально родилась на заседании Симбирского уездного земского собрания в 1873 г. Через два года возникло Симбирское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов, открывшее в 1880 г. колонию, на содержание которой земство выделяло средства. Городской голова г. Сенгилея Ф. М. Баукин и председатель Сенгилеевской уездной земской управы выступили организаторами общества «Народных домов» и такого же общества в селе Дворянском [5, л. 7; 6, л. 6].
Гласные Сенгилеевского уездного земского собрания Ивановский и Мещеринов были членами местного Новодевиченского отделения общества спасания на водах, а окружное правление общества в г. Симбирске получало пособия от Буинского земства и Курмышской городской думы [29]. Идею создания Симбирского городского Алек-
сандровского попечительного общества о бедных высказал в 1775 г. симбирский городской голова Н. Д. Маляхинский. В декабре 1877 г. Симбирская городская дума объявила об основании общества и выделила 5 тыс. руб., а в ноябре 1880 г. благотворительное общество было открыто [27, с. 233].
За выделение пособий общие собрания ряда организаций принимали земские собрания или управы в действительные или почетные члены. Например, в 1901 г. почетным членом уже упоминавшегося Сен-гилеевского пожарного общества стало Сенгилеевское земство. По утвержденному в 1884 г. новому уставу Симбирского общества сельского хозяйства все председатели земских управ автоматически считались членами общества [26].
Общественные организации не всегда выступали в качестве реципиентов финансовой помощи, и отношения с местными представительными органами не были односторонними.
Так, по проекту Симбирского общества сельского хозяйства при Губернской земской управе были учреждены сельскохозяйственный совет и бюро [26, с. 13-14]. Для упрощения их регистрации был создан «нормальный устав», а многие из них были созданы по ини-
циативе инспектора по сельскому хозяйству губернии. Немаловажную роль в развитии сельских обществ сыграло земство.
Общественные организации дополняли работу земских и городских представительных органов, реализуя на практике дела, наиболее приближенные к действительности. Несмотря на скудные бюджеты, общества часто очень эффективно и своевременно решали вопросы противопожарной безопасности, помощи бедным учащимся, содержания яслей и приютов. И, говоря о значении земских и городских представительных органов в решении вопросов местного хозяйства, не следует забывать о той роли, которую играли местные общества и кружки.
Взаимоотношения общественных организаций и представительных органов можно увидеть и сейчас. Так, в 2001 г. при Законодательном Собрании Ульяновской области была создана Гражданская Палата, включающая представителей ряда некоммерческих организаций. Такое сотрудничество законодательного органа власти с представителями разных обществ вполне может содействовать развитию обеих сторон и способствовать выработке механизмов формирования российского гражданского общества.
Библиографический список
1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 31.
2. ГАУО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 49.
3. ГАУО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 76.
4. ГАУО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 78.
5. ГАУО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 96.
6. ГАУО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 101.
7. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 1111.
8. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 2. - Д. 1200.
9. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 2. - Д. 1251.
10. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 2. - Д. 1339.
11. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 2. - Д. 1485.
12. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 6. - Д. 549.
13. ГАУО. - Ф. 84. - Оп. 1. - Д. 17.
14. Журналы Алатырского уездного очередного земского собрания сессии 1902 г - Алатырь, 1903 г, сессии 1914 г. - Алатырь, 1915.
15. Журналы Буинского уездного земского собрания очередной сессии 1899 г. - Симбирск, 1900.
16. Журналы Буинского очередного уездного земского собрания сессии 1901 г. - Симбирск, 1900.
17. Журналы и доклады Буинской уездной земской управы очередной и чрезвычайных сессий 12 февраля и 12 ноября 1910 г - Симбирск, 1911.
18. Журналы Карсунского уездного земского собрания очередной сессии 1899 г. - Симбирск, 1900.
19. Журналы Карсунского очередного уездного земского собрания сессии 1902 г. - Симбирск, 1903.
20. Журналы Сенгилеевского уездного земского собрания сессии 1876 г. - Симбирск, 1877.
21. Журналы очередного Сенгилеевского уездного земского собрания 1880 г. - Симбирск, 1881.
22. Журналы Сенгилеевского 40 очередного уездного земского собрания с приложениями за 1904 г. - Сызрань, 1905.
23. Журналы и доклады Сенгилеевской уездной земской управы очередной сессии 1909 г. -Симбирск, 1910.
24. Журналы и доклады Сенгилеевской уездной земской управы очередной сессии 1910 г. -Сызрань, 1911.
25. Журналы и доклады Сенгилеевской уездной земской управы очередной сессии 1910 г. -Сызрань, 1911.
26. Исторический очерк 50-летней деятельности Симбирского общества сельского хозяйства. -Симбирск, 1909.
27. Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет его существования / П. Мартынов. - Симбирск, 1898.
28. Постановления Сенгилеевского уездного земского собрания сессии 1879 г. - Симбирск, 1880.
29. Трудовая помощь в губерниях Казанской, Вятской и Симбирской. Отчет уполномоченного. - СПб., 1900.
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti (GAUO). - Ф. 20. - Op. 1. - D. 31.
2. GAUO. - F. 20. - Op. 1. - D. 49.
3. GAUO. - F. 20. - Op. 1. - D. 76.
4. GAUO. - F. 20. - Op. 1. - D. 78.
5. GAUO. - F. 20. - Op. 1. - D. 96.
6. GAUO. - F. 20. - Op. 1. - D. 101.
7. GAUO. - F. 76. - Op. 1. - D. 1111.
8. GAUO. - F. 76. - Op. 2. - D. 1200.
9. GAUO. - F. 76. - Op. 2. - D. 1251.
10. GAUO. - F. 76. - Op. 2. - D. 1339.
11. GAUO. - F. 76. - Op. 2. - D. 1485.
12. GAUO. - F. 76. - Op. 6. - D. 549.
13. GAUO. - F. 84. - Op. 1. - D. 17.
14. Zhurnaly Alatyrskogo uezdnogo ocherednogo zemskogo sobranija sessii 1902 g. - Alatyr',
1903 g., sessii 1914 g. - Alatyr', 1915.
15. Zhurnaly Buinskogo uezdnogo zemskogo sobranija ocherednoj sessii 1899 g. - Simbirsk, 1900.
16. Zhurnaly Buinskogo ocherednogo uezdnogo zemskogo sobranija sessii 1901 g. - Simbirsk, 1900.
17. Zhurnaly i doklady Buinskoj uezdnoj zemskoj upravy ocherednoj i chrezvychajnyh sessij 12 fevralja i 12 nojabrja 1910 g. - Simbirsk, 1911.
18. Zhurnaly Karsunskogo uezdnogo zemskogo sobranija ocherednoj sessii 1899 g. - Simbirsk, 1900.
19. Zhurnaly Karsunskogo ocherednogo uezdnogo zemskogo sobranija sessii 1902 g. - Simbirsk, 1903. - S. 10.
20. Zhurnaly Sengileevskogo uezdnogo zemskogo sobranija sessii 1876 g. - Simbirsk, 1877.
21. Zhurnaly ocherednogo Sengileevskogo uezdnogo zemskogo sobranija 1880 g. - Simbirsk, 1881.
22. Zhurnaly Sengileevskogo 40 ocherednogo uezdnogo zemskogo sobranija s prilozhenijami za
1904 g. - Syzran', 1905.
23. Zhurnaly i doklady Sengileevskoj uezdnoj zemskoj upravy ocherednoj sessii 1909 g. - Simbirsk,
1910.
24. Zhurnaly i doklady Sengileevskoj uezdnoj zemskoj upravy ocherednoj sessii 1910 g. - Syzran',
1911.
25. Zhurnaly i doklady Sengileevskoj uezdnoj zemskoj upravy ocherednoj sessii 1910 g. - Syzran', 1911.
26. Istoricheskij ocherk 50-letnej dejatel'nosti Simbirskogo obshhestva sel'skogo hozjajstva. -Simbirsk, 1909.
27. Martynov P. Gorod Simbirsk za 250 let ego sushhestvovanija / P. Martynov. - Simbirsk, 1898.
28. Postanovlenija Sengileevskogo uezdnogo zemskogo sobranija sessii 1879 g. - Simbirsk, 1880.
29. Trudovaja pomoshh' v gubernijah Kazanskoj, Vjatskoj i Simbirskoj. Otchet upolnomochennogo. -SPb., 1900.
Поступила в редакцию 10 декабря 2015 г.
Сведения об авторах:
Бойко Наталия Семеновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (институт). Область научных интересов - отечественная история. Автор более 70 научных и учебно-методических работ.
Тел.: 8-960-372-84-16
Е-mail: nboyko2005@mail.ru
Мухамедов Рашит Алимович - доктор исторических наук, профессор Ульяновского государственного педагогического университета. Область научных интересов - отечественная история. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.
Тел.: 8-927-630-57-96
Е-mail: asit56@mail.ru
Boyko Natalia - the associate professor of flight operation and safety of flights of the Ulyanovsk highest aviation school of civil aviation (institute). Sphere of scientific interests: national history. Author more than 70 scientific and educational and methodical publications.
Mukhamedov Rashit Alimovich - doctor of historical sciences, professor of the Ulyanovsk state pedagogical university. Sphere of scientific interests: national history. Author more than 100 scientific and educational and methodical publications.