Научная статья на тему 'Социально-экономическое сотрудничество в сфере "общественного здравия" местных органов власти с земскими учреждениями и органами городского управления дореволюционной России в конце XIX - начале XX века'

Социально-экономическое сотрудничество в сфере "общественного здравия" местных органов власти с земскими учреждениями и органами городского управления дореволюционной России в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР / GOVERNOR / АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА / THE GOVERNOR'S ADMINISTRATION / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / LOCAL AUTHORITIES / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH / ВРАЧЕБНЫЙ УСТАВ / MEDICAL / ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ / SOCIAL CHARTER COMMITTEES OF PUBLIC HEALTH / ГУБЕРНИИ И УЕЗДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ГУБЕРНСКИЕ ПОЛИЦМЕЙСТЕРЫ / PROVINCIAL POLICMEJSTERY / УЕЗДНЫЕ КАПИТАН-ИСПРАВНИКИ / САНИТАРНЫЕ КОМИССИИ / COUNTY CAPTAIN SPRAVNYKY SANITARY COMMISSION / REGIONAL AGENCIES / PROVINCE AND COUNTIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойко Наталия Семеновна

В статье исследованы особенности взаимодействия губернаторов и местных органов власти в области здравоохранения. В связи с тем, что в 1860-1870-е гг. были созданы земские учреждения и реорганизованы органы городского самоуправления, на которые было возложено руководство в области здравоохранения, губернатор и его правление реализовывали в своей работе триединую функцию по отношению к здравоохранению: разработка и доведение руководящих указаний, координация и контроль. Главной функцией со стороны губернатора и его администрации была, конечно, контрольная. Губернатор лично и подведомственная ему полиция четко отслеживали положение дел в системе здравоохранения, выявляли недоработки и узкие места в здравоохранении и строго спрашивали за имевшиеся недостатки. В 1886 г. был принят новый Врачебный устав, в котором забота о «народном здравии» возлагалась на общественные комитеты общественного здравия, созданные в губерниях и уездах. Они координировали и общественно контролировали всю работу земств и городских дум по организации в губерниях и уездах системы здравоохранения и возглавлялись губернскими и уездными предводителями дворянства. Через них губернаторы координировали всю деятельность по охране здоровья в подведомственных им губерниях, так как их членами были губернские полицмейстеры и уездные капитан-исправники. Комитеты общественного здравия в уездах разрабатывали планы по улучшению санитарной обстановки на подведомственных территориях, состыковывали их с санитарными комиссиями в городских думах, утверждали их в губернских по городским и земским делам присутствиях, а затем под контролем губернаторов практически осуществляли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC COOPERATION in the sphere of public HEALTH local authorities CALLED RURAL POWIATS institutions and bodies of the CITY DEPARTMENT of PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA in the late XIX THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article examines the peculiarities of interaction of Governors and local authorities in the area of health. Due to the fact that in 1860-1870-s. Zemskov institutions were established and reorganized local government, to which was entrusted the leadership of health, the Governor and his administration in its work to implement a three-pronged function in relation to health: developing and communicating guidance, coordination and monitoring. The main function of the Governor and his administration was, of course, control. The Governor personally and its subordinate police clearly monitor the situation in the health system, identify gaps and bottlenecks in health care and strictly asked for the existing disadvantages. In 1886, adopted a new Charter, which Doctors caring for «the national health» were attributed to the public health committees created in the provinces and counties. They coordinated and controlled all social work of zemstva and urban doom for the provinces and counties health systems and State and county chiefs led by nobility. Through them the Governors to coordinate all health activities in their provinces, because their members were provincial and County policmejstery Captain spravnyky. Public health committees in the counties to develop plans to improve the sanitary situation in the subordinated territories, coordinated them with sanitary commissions in urban thoughts, claimed them in provincial urban and land affairs representatives, then under the control of Governors practically carried out.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое сотрудничество в сфере "общественного здравия" местных органов власти с земскими учреждениями и органами городского управления дореволюционной России в конце XIX - начале XX века»

УДК 94 (47) ББК 63.3

Н. С. Бойко

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ «ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ» МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ЗЕМСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: губернатор, администрация губернатора, местные органы власти, земские учреждения, органы городского самоуправления, система здравоохранения, Врачебный устав, общественные комитеты общественного здравия, губернии и уезды, общественный контроль, губернские полицмейстеры, уездные капитан-исправники, санитарные комиссии

В статье исследованы особенности взаимодействия губернаторов и местных органов власти в области здравоохранения. В связи с тем, что в 1860-1870-е гг. были созданы земские учреждения и реорганизованы органы городского самоуправления, на которые было возложено руководство в области здравоохранения, губернатор и его правление реализовывалив своей работе триединую функцию по отношению к здравоохранению: разработка и доведение руководящих указаний, координация и контроль. Главной функцией со стороны губернатора и его администрации была, конечно, контрольная. Губернатор лично и подведомственная ему полиция четко отслеживали положение дел в системе здравоохранения, выявляли недоработки и узкие места в здравоохранении и строго спрашивали за имевшиеся недостатки. В 1886 г. был принят новый Врачебный устав, в котором забота о «народном здравии» возлагалась на общественные комитеты общественного здравия, созданные в губерниях и уездах. Они координировали и общественно контролировали всю работу земств и городских дум по организации в губерниях и уездах системы здравоохранения и возглавлялись губернскими и уездными предводителями дворянства. Через них губернаторы координировали всю деятельность по охране здоровья в подведомственных им губерниях, так как их членами были губернские полицмейстеры и уездные капитан-исправники. Комитеты общественного здравия в уездах разрабатывали планы по улучшению санитарной обстановки на подведомственных территориях, состыковывали их с санитарными комиссиями в городских думах, утверждали их в губернских по городским и земским делам присутствиях, а затем под контролем губернаторов практически осуществляли.

N. S. Boyko

SOCIO-ECONOMIC COOPERATION IN THE SPHERE OF PUBLIC HEALTH LOCAL AUTHORITIES CALLED RURAL POWIATS INSTITUTIONS AND BODIES OF THE CITY

DEPARTMENT OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN THE LATE XIX THE BEGINNING OF XX CENTURY

Keywords: the Governor, the Governor's administration, local authorities, regional agencies, local government, health, Medical, Social Charter committees of public health, province and counties, public control, provincialpolicmejstery, County Captain spravnyky sanitary Commission.

The article examines the peculiarities of interaction of Governors and local authorities in the area of health. Due to the fact that in 1860-1870-s. Zemskov institutions were established and reorganized local government, to which was entrusted the leadership of health, the Governor and his administration in its work to implement a three-pronged function in relation to health: developing

and communicating guidance, coordination and monitoring. The main function of the Governor and his administration was, of course, control. The Governor personally and its subordinate police clearly monitor the situation in the health system, identify gaps and bottlenecks in health care and strictly asked for the existing disadvantages. In 1886, adopted a new Charter, which Doctors caring for «the national health» were attributed to the public health committees created in the provinces and counties. They coordinated and controlled all social work of zemstva and urban doom for the provinces and counties health systems and State and county chiefs led by nobility. Through them the Governors to coordinate all health activities in their provinces, because their members were provincial and County policmejstery Captain spravnyky. Public health committees in the counties to develop plans to improve the sanitary situation in the subordinated territories, coordinated them with sanitary commissions in urban thoughts, claimed them in provincial urban and land affairs representatives, then under the control of Governors practically carried out.

В губернских городах в исследуемый период функционировали губернские комитеты общественного здравия у которых были в подчинении уездные комитеты. Председателем губернских комитетов являлся губернатор. В его состав входили ведущие врачи, представители земских учреждений и городской думы, главный санитарный врач губернии.

Этот орган координировал всю работу органов здравоохранения земств и органов городского управления путем составления и рассылки соответствующих рекомендаций. Да и контроль средств был поставлен таким образом, что в первую очередь спрашивали с руководителей этих ведомств за направление и использование денег, выделенных для исполнения упомянутых рекомендаций.

Проблем, которые приходилось рассматривать на заседаниях губернских комитетов общественного здравия, было очень и очень много: общее состояние здравоохранения, отсутствие оборудованных больниц, высокая загруженность врачей в связи с постоянными эпидемиями инфекционных заболеваний, отсутствие специальной подготовки у лечащего персонала. Одним из важных решений губернского совета по народному здравию, поддержанному земской медициной, было открытие в 1903 г. в городах губернии гигиенических лабораторий [30]. В 1910 г., выполняя решения губернского совета по народному здравию, гласные губернского земского собрания приняли решение о расширении бактериологической лаборатории для медицинских

исследований при губернской больнице и о приглашении бактериолога [26, с. 50]. Лаборатория начала работу в августе 1911 г., а на ее оборудование земство потратило 1 000 рублей. Еще 460 рублей передал губернатор [19, с. 54]. С первых же лет работы в ней проводились медицинские исследования на такие заболевания, как дифтерия, холера, брюшной тиф и др. За 1915-1916 гг. в лаборатории было проведено более 880 бактериологических, химических, биологических и гистологических исследований, что в значительно мере способствовало развитию губернской медицины [12, л. 23].

В 1897 г. губернский совет по народному здравию поддержал открытие межуездных больниц, к 1900 г. их было уже шесть [20, с. 54]. Завершение формирования межуездных больниц произошло в 1904 г. Также в этом году губернское собрание приняло решение об оплате У всех расходов на содержание межуездных больниц, остальные средства выделили губерния по решению губернского совета по народному здравию и городские думы [24, с. 77].

Роль уездных больниц была велика, особенно это было видно при наступлениях и борьбы с различного рода эпидемиями. Практически одновременно создавались сети межуездных участков. Проект сети был разработан в 1904-1905 гг. По данному проекту губернский общественный совет по народному здравию отводил себе роль посредника между заинтересованными в строительстве больниц губернским и уездными земствами.

Губернские комитеты общественного здравия всячески поддерживали деятель-

ность больниц, особенно крупных, губернских, где были сосредоточены наиболее квалифицированные медицинские кадры и велась активная научно-медицинская деятельность. В Симбирске это была губернская земская больница, где трудились такие крупные специалисты-врачи, как, например, А. А. Поленов и Г. И. Суров. Симбирские губернаторы оказывали этой больнице всяческое содействие, помогали средствами и контролировали, чтобы то же делали земства [31, с. 6].

Например, в апреле 1871 г. Симбирский губернский комитет общественного здравия передал Симбирской городской думе для «немедленного осуществления» скрупулезный проект мер по общественной гигиене. Отчитываться о направлении средств приходилось гордуме именно в свете выполнения данных рекомендаций [15, л. 23-23].

Буквально через год после того, как члены губернского комитета общественного здравия вместе с симбирской полицией провели ревизию санитарного состояния города, в адрес гордумы поступило жесткое предписание о срочной санитарной обработки всех отхожих мест и помойных ям в городах, а также закреплении за городским врачом участка для надзора и многих других мерах. Рассмотрев эти и другие вопросы на заседании 5 июля 1871 г., Симбирская дума определила всем жителям наблюдение за отхожими местами и регулярную их дезинфекцию. Для наблюдения за данными обязанностями жителей из числа гласных были избраны попечители.

Спустя две недели губернский комитет общественного здравия направил в гордуму новое предписание с требованием определить особое место для погребения павшего скота, обрабатывать свалки мусора за городом и приготовить новые места для свалок. Что самое интересное, губернаторы контролировали решения комитетов общественного здравия исключительно через полицию [15, л. 21-23]. Авторитет губернатора был настолько высок, что гордумы предпочитали в точности и в срок исполнять данные поручения.

Не менее активно работал и Самарский губернский общественный комитет народного здравия. Вот лишь некоторые из решений данного комитета, переданные для исполнения в городскую думу и губернское земство в 1880 г. Так, в апреле 1880 г. на заседании данного комитета было принято решение об ужесточении борьбы с дифтеритом, который вызывал огромную смертность среди детей. В числе принятых решений гордуме было предписано опубликовать ряд статей в «Губернских ведомостях», очистить город после сошедшего снега, а также провести дезинфекцию домов заболевших жителей. По предложению губернатора гордума создала комиссию по исполнению данного решения, в состав которой вошли представители полиции, врачей города и гласных думы [23, с. 29].

Некоторые губернаторы вносили огромный личный вклад в развитие системы здравоохранения. Самарский губернатор А. Д. Свербеев несколько раз ездил на прием к министру внутренних дел, прежде чем ему удалось добиться выделения средств на создание главной городской больницы г. Самары. Часть необходимых денег была выделена на ее открытие 10 февраля 1879 г. [28, с. 4].

Годом позже, когда некоторые чинуши из Самарской городской управы решили в «целях экономии средств» закрыть приемный покой для приходящих бедных больных, к самарскому губернатору за содействием обратился известный земский врач Л. И. Савицкий. В своем письменном рапорте на имя губернатора А. Д. Свербеева он писал: «.. .в приемном покое есть насущная необходимость для населения города, где всякий больной может получить даровой совет, а круглый бедняк и лекарство» [28, с. 5].

Губернатор не только вник в суть происходящего, но и категорическим образом потребовал решить дело в пользу граждан, а не «умозрительных действий городских начальников». В официальном предписании в Самарскую городскую думу губернатор вы-

сказался о выгоде функционирования приемного покоя на постоянной основе и «рекомендовал» восстановить работу данного учреждения [5, л. 3-4].

Уже с 30 июля 1880 г. приемный покой снова заработал со следующим штатом: фельдшер, помощник лекаря и акушерка. Лекарства для приемного покоя отпускались из всех аптек города со скидкой 50 %, а больным бесплатно [29, с. 2].

Через два года тот же врач Л. И. Савицкий снова обратился к губернатору, так как гордума отказалась даже обсуждать вопрос о расширении приемного покоя, хотя посещение выросло в несколько раз. Требовалось увеличить штат сотрудников и выделить новые помещения. Губернатор в очередной раз обратился в гордуму и потребовал выделить деньги на расширение приемного покоя, что и было сделано [24, с. 101].

В апреле 1881 г. на имя губернаторов средневолжских губерний поступил циркуляр министра внутренних дел, в котором предписывалось в связи с бурным промышленным развитием и строительством новых фабрик и заводов обращать внимание на экологическое состояние городов и других населенных пунктов [1-2; 3, с. 74].

Губернаторы стали действовать в этом направлении. В Симбирской губернии губернатор инициировал созыв городских дум, на заседании которых они выступили и попросили уделить повышенное внимание данной проблеме [13, л. 101 об.].

В Самарской губернии после получения циркуляра министра внутренних дел губернатор не только собрал и проинструктировал руководителей городских управ крупных городов, но и организовал ряд инспекций силами полиции и местных врачей. Так, после одной из проведенных инспекций и поступившего от губернского полицмейстера доклада губернатор А. Д. Свербеев приостановил, несмотря на организованное противодействие, решение Самарской гордумы о разрешении спуска сточных вод пивоваренного завода в Волгу. Очистная система после этого решения была модернизирована, и когда главный

врачебный инспектор губернии заверил, что соблюдены все санитарно-гигиенические требования, губернатор дал согласие на реализацию данного проекта [10, л. 38-41].

Другой не менее важной функцией губернского правления были разработка и доведение руководящих указаний, постановка задач перед земскими учреждениями, органами городского управления, губернским и уездными по воинским делам присутствиями и подведомственными им структурами по улучшению санитарного положения местностей и подъему народного здравоохранения.

Наиболее пострадала от эпидемии холеры в 1871 г. Пензенская губерния. Здесь число заболевших исчислялось сотнями, а умерших - десятками. Однако губернское управление спохватилось слишком поздно, когда эпидемия стала распространяться с угрожающей быстротой.

Когда события стали выходить из-под контроля, губернатор немедленно создал и возглавил чрезвычайную комиссию, которая разделила губернию и уезды на участки. Во главу каждого санитарного участка был назначен врач, были разработаны и опубликованы санитарные рекомендации и предписания для жителей, открыта временная больница для заболевших со всей губернии и из самой Пензы. В результате распространение эпидемии удалось приостановить.

Губернатор лично проводил заседания чрезвычайной комиссии и отслеживал положение дел, жестко спрашивая с виновных в безалаберности и халатности. Когда летом 1871 г. на двух соседних улицах заболело 60 человек, губернатор пришел в ярость и потребовал у губернского полицмейстера и губернского врачебного инспектора провести расследование и «сурово наказать виновных». В результате инспекции губернский врач выявил грубейшие нарушения санитарных норм в городе Пензе, в докладе на имя губернатора обвинил ряд ответственных должностных лиц в «халатности и бездействии». Оказалось, что в этом районе проживало беднейшее население города, рядом с жилыми домами находились бойни для скота, и мясные отхо-

ды часто выбрасывались на дорогу, а стоки из скотобоен сливались в ручей, из которого жители брали воду. Меры, принятые губернатором для наведения порядка, можно назвать жесткими. Ряд должностных лиц городской полиции лишился своих должностей, более того, губернатор объявил выговор всему составу пензенской полиции и всем членам городской управы за «бездеятельность в охране общественного здоровья», на некоторых чиновников были сделаны денежные начеты [4, л. 14-16 об.].

Совершенно по-другому действовало губернское управление и лично губернатор Самары. Когда в 1871 г. несколько уездных капитан-исправников доложили самарскому губернатору Г. С. Аксакову о вспышках заболеваемости холерой в некоторых уездах, а также в городе Самаре, он предложил Самарской городской думе и уездным земским управам немедленно организовать мероприятия по улучшению санитарного состояния города и подотчетных уездов. По предложению губернатора Самарской думой была одобрена санитарная комиссия (работавшая на постоянной основе) на случай возникновения эпидемии холеры. В исследуемый период такое заболевание как холера, являлась настоящим бедствием, практически отсутствовали эффективные способы ее профилактики и лечения. В результате эпидемий, достаточно часто возникавших из-за антисанитарных условий жизни подавляющего числа городских и сельских жителей, умирали десятки тысяч людей. Председателем комиссии в Самаре избрали городского голову, в ее состав вошли П. В. Алабин, А. И. Смирнитский и другие не равнодушные городские деятели и все врачи города. Подобные комиссии были созданы и в «угрожаемых» уездах [21, с. 62].

Однако, несмотря на принятые превентивные меры, угроза широкомасштабной эпидемии становилась все более и более значимой. Когда Г. С. Аксаковым были получены телеграммы от симбирского, казанского и саратовского губернаторов о том, что эпидемия распространяется и в их гу-

берниях, самарский губернатор инициировал еще более серьезные меры по противодействию распространявшейся заразе.

В Самаре были немедленно проведены собрания гордумы и губернского земства, на которых выступил лично губернатор. Повестка дня была одна - противодействие эпидемии [7, л. 3]. Именно губернатор возглавил борьбу с ней. По его решению созданная губернская санитарная комиссия (временный управленческий орган) подготовила предписание для жителей Самарской губернии, широко распространенное через средства массовой информации (газеты, журналы, объявления в людных местах, в частности в «Самарских губернских новостях»), в котором было категорически запрещено пить сырую воду из Волги и других водоемов, а также предписано соблюдать перечисленные простейшие правила гигиены.

Однако к лету 1871 г. район эпидемии расширился, число заболевших резко увеличилось. В связи с новыми обстоятельствами губернская санитарная комиссия была преобразована в специальную комиссию, в состав которой помимо представителей губернского и уездных земств, городских дум и губернского по крестьянским делам присутствия вошли все известные врачи. Ее заседания вел сам губернатор, ее члены еженедельно обсуждали поступавшие сводки о распространении эпидемии и принимали оперативные решения [22, с. 87].

В свете принятых комиссией решений Самарская губерния была разбита на участки, за каждым участком был закреплен врач, также на каждом участке было специально оборудовано специальное помещение для больных холерой, были выделены средства из губернаторского фонда, как и деньги от городов и земских учреждений [7, л. 9].

Жесточайшие меры были приняты по отношению к тем гражданам, которые игнорировали меры гигиены, на многих не соблюдавших санитарные нормы были наложены штрафы. Объявления о распространении эпидемии и предпринимаемых для борьбы с ней мерах регулярно публи-

ковались на страницах «Самарских губернских ведомостей». Уже в сентябре 1871 г. эпидемия пошла на убыль. Правительство Александра II высоко оценило личный вклад губернатора в борьбу с эпидемией холеры. В телеграмме, присланной из Санкт-Петербурга 3 октября 1871 г. в Самару на имя губернатора, содержалась высочайшая благодарность от императора за существенный вклад в борьбу с «опасным заболеванием» [7, л. 29].

В 1879 г. в губернии Среднего Поволжья из Среднеазиатских ханств через Астраханскую и Оренбургскую губернию пришла вспышка другого чрезвычайно опасного заразного заболевания - чумы. Эти эпидемии были настолько страшными, что в едином усилии всегда объединялись для борьбы правительство России, губернаторы и органы общественного самоуправления (городские думы и земства) [30, с. 215].

Когда в Самарской губернии появились первые заболевшие чумой, среди населения возникла паника, многие жители устремились из восточных уездов в другие места. Во-первых, губернатор организовал сбор средств на выплату компенсаций жителям Астрахани, чье имущество и жилища, зараженные чумой, сжигались. Во-вторых, под председательством губернатора А. Д. Свер-беева, как и восемь лет назад, была создана временная санитарная комиссия. В ее состав также вошли представители земств и органов городского управления, известные врачи. Среди предпринятых ею мероприятий были благоустройство колодцев, санитарная обработка беднейших районов Самары и других населенных пунктов губернии, оборудование общественных отхожих мест.

По предписанию губернатора городская дума приобрела печь для термической обработки вещей заболевших, а также несколько десятков комплектов противочумной одежды для медицинского персонала. По требованию губернатора были организованы рейды полиции в целях проверки санитарного состояния населенных пунктов, многие сельские старосты и волостные старшины были оштрафованы за наруше-

ние в их деревнях и волостях санитарных норм.

Губернатор Самарской губернии А. Д. Свербеев силами полиции и земских врачей организовал массовые ревизии в общественных учреждениях, в первую очередь в образовательных. При осмотре гимназий, городских общеобразовательных и приходских училищ им были отмечены сырость и плохая вентиляция в помещениях. После заседания санитарной комиссии в губернии город изыскал необходимые средства для исправления этих недостатков [27, с. 219].

Таким образом, серьезных катастрофических последствий удалось избежать, и эпидемия отступила [6, л. 132 об.].

Серьезные меры для улучшения здравоохранения губернатором принимались и в Симбирской губернии. Когда в 1891 г. в Сызранском уезде началась эпидемия брюшного тифа, вызванная массовым недоеданием крестьян в период голода 1891 г., и количество заболевших превысило 100 человек, симбирский губернатор также организовал проверку деятельности городской думы и уездного земства силами местной полиции и уездного капитан-исправника.

В представленном на имя губернатора докладе городская дума и уездное земство обвинялись в бездействии, так как не приняли меры по санитарному просвещению населения, допустили в Сызрани и прилегающих селах антисанитарию, а учрежденной временной больнице уделяли мало внимания [16, ст. 139].

Губернатор срочно потребовал принять меры, но при новой проверке уездным полицмейстером они были признаны недостаточными. По новому донесению сызранского полицмейстера, представленному на имя губернатора, организованная совместно городом и уездным земством больница работала совершенно неэффективно, численность больных превышала допустимый порог, не хватало врачей, особенно фельдшеров и медсестер. Как следует из рапорта, уездное земство эту больницу оборудовало и отказалось участвовать в

ее дальнейшей судьбе, так как считало, что у него хватает забот с собственной больницей [13, л. 126].

Между городом и земством из-за больницы возникла тяжба, так как их руководители не могли решить, кто же должен финансово содержать ее, в то время как число больных продолжало катастрофически расти.

Губернатор, получив этот тревожный сигнал, срочно собрал губернское по городским и земским делам присутствие в декабре 1891 г., кратко изложил обстановку и выслушал все предложения от участников. В принятом присутствием решении отмечалось, что городская дума сделала совершенно недостаточно для преодоления последствий эпидемии. Было решено «от имени губернатора», но за счет города бороться с эпидемией тифа. Практически губернское правление стало самостоятельно распределять городские средства, так как все финансовые рычаги были у губернатора. Министерство внутренних дел было поставлено в известность и полностью поддержало принятое решение. Был проведен весь необходимый по борьбе с эпидемией комплекс мероприятий [13, л. 126].

Холера вернулась в губернии Среднего Поволжья в 1904 г. Когда в Самарской, Симбирской, Казанской губерниях увеличилось число заболевших, губернаторы приняли своевременные меры. Например, в Симбирской губернии в 1904 г. губернский врачебно-санитарный совет, который действовал одновременно с губернским общественным советом по народному здравию, выработал общий план борьбы с ожидаемой в 1905 г. холерой. Согласно плану были организованы врачебно-продовольственные пункты медицинской помощи, предоставлявшие ночлег, горячую пищу и определены специальные помещения для людей с подозрением на холеру [9, л. 9].

Также с 1907 г. при железнодорожных станциях организовывались врачебно-наблюдательные пункты. Например, в Ар-датовском уезде эти пункты появились на

станциях Ардатово, Атяшево, Талызино, Тазино, Пичеура и Чамзино [14, л. 30].

В эти пункты приглашались врачи и сестры милосердия. Удачной была деятельность губернского правления, реализованная вместе с земствами в борьбе с холерой в 1910 г., во время которой были открыты врачебно-питательные пункты в Сызрани, Симбирске с бесплатной медицинской и продовольственной помощью [11, л. 10], с одновременным увеличением числа медицинского персонала, появились два летучих отряда [10, л. 11].

Несмотря на все предпринятые меры в эпидемиях 1910 г. более 2 000 случаев заболевания из 4 000 были смертельными [18, с. 14], это вынудило губернский общественный совет по народному здравию разработать план противоэпидемических мероприятий.

Наконец, еще одной важнейшей функцией губернатора была координация всей работы в системе здравоохранения между ведомствами в деле общего улучшения положения дел в здравоохранении.

Губернаторы преодолевали сопротивление уездных земств, которые не хотели вкладывать деньги в реконструкцию губернских больниц. Так, губернским по городским и земским делам присутствием были отклонены ходатайства Курмышско-го, Алатырского и Ардатовского уездных земских собраний об высвобождении их уплаты взносов по содержанию больниц [17, с. 1, 2], а в 1911 г. было снова отклонено ходатайство Ардатовского уездного земства о сокращении штатов губернской больницы [18, с. 1].

Симбирское губернское правление активно работало с земствами по проблемам расширения сети больниц и медицинских участков в уездах. Несмотря на усиливавшееся сопротивление уездных земств, постоянно ссылавшихся на «острую нехватку средств» и другие подобные причины, усилиями губернатора и губернского общественного совета по народному здравоохранению сеть уездных больниц и медицинских участков росла.

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Проблема модернизации в контексте цивилизационного и геополитического выбора / Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 2 (10). - С. 4-15.

2. Арсентьев Н. М. Российская модернизация: развитие капитализма и проблема цивилизационного выбора в XVIII - начале XX века / Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко // Экономическая история. - 2010. - № 4. - С. 4-19.

3. Веселовский Б. Б. Муниципализация и муниципальная политика в России / Б. Б. Веселов-ский. - СПб., 1914.

4. Государственный архив Пензенской области. - Ф. 5. - Оп. 11. - Д. 4963.

5. Государственный архив Самарской области (ГАСО). - Ф. 3. - Оп. 45. - Д. 16.

6. ГАСО. - Ф. 3. - Оп. 45. - Д. 19.

7. ГАСО. - Ф. 153. - Оп. 9. - Д. 412.

8. ГАСО. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 500.

9. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 46. - Оп. 2. - Д. 266.

10. ГАУО. - Ф. 46. - Оп. 2. - Д. 437.

11. ГАУО. - Ф. 46. - Оп. 2. - Д. 526.

12. ГАУО. - Ф. 46. - Оп. 2 - Д. 895.

13. ГАУО. - Ф. 76. - Оп. 4. - Д. 183.

14. ГАУО. - Ф. 88. - Оп. 3. - Д. 1436.

15. ГАУО. - Ф. 137. - Оп. 34. - Д. 7.

16. Городовое положение с объяснениями. - СПб., 1873.

17. Доклады Симбирскому губернскому земскому Собранию 1909 г Отд. VII. Народное здравие. - Симбирск : Губерн. тип., 1910.

18. Доклады Симбирскому губернскому земскому Собранию очередной сессии 1811 г. По отделу народного здравия. - Симбирск : Тип. «Работник» Ненастьева, 1912.

19. Евдокимов П. П. Из истории лабораторного дела в Симбирском земстве и Ульяновской области / П. П. Евдокимов // Лабораторное дело. - 1971. - № 4.

20. Евдокимов П. П. Очерки истории здравоохранения Симбирского края и Ульяновской области / П. П. Евдокимов, Г. В. Мартынов. - Ульяновск, 1998.

21. Журналы заседаний Самарской городской думы за 1871 год. - № 9.

22. Журналы заседаний Самарской городской думы за 1871 год. - № 11.

23. Журналы заседаний Самарской городской думы за 1880 год. - Самара, 1880. - № 12.

24. Журналы заседаний Самарской городской думы за 1882 год. - Самара, 1882. - № 24.

25. Журналы Симбирского губернского земского Собрания очередной сессии 1905 года. - Симбирск : Губерн. тип., 1906.

26. Журналы Симбирского губернского земского Собрания очередной сессии 1910 г. - Симбирск : Губерн. тип., 1911.

27. Канель В. А. Общественная медицина в связи с условиями жизни народа / В. А. Канель // История России в XIX в. : в 12 т. - СПб., 1910.

28. Самарские губернские ведомости. - 1893. - 27 нояб.

29. Самарские губернские ведомости. - 1893. - 1 дек.

30. Труды V Съезда земских врачей Симбирской губернии. - Симбирск, 1904.

31. Юбилейный сборник 1864-1914. Симбирское губернское земство. - Симбирск : Тип. Бала-кирщикова, 1914.

References

1. Arsent'ev N. M. Problema modernizacii v kontekste civilizacionnogo i geopoliticheskogo vybora / N. M. Arsent'ev, D. V Dolenko // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2010. - № 2 (10). - S. 4-15.

2. Arsent'ev N. M. Rossijskaja modernizacija: razvitie kapitalizma i problema civilizacionnogo vybora v XVIII - nachale XX veka / N. M. Arsent'ev, D. V Dolenko // Jekonomicheskaja istorija. -2010. - № 4. - S. 4-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Veselovskij B. B. Municipalizacija i municipal'naja politika v Rossii / B. B. Veselovskij. - SPb., 1914.

4. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti. - F. 5. - Op. 11. - D. 4963.

5. Gosudarstvennyj arhiv Samarskoj oblasti (GASO). - F. 3. - Op. 45. - D. 16.

формирование современных экономических систем

6. GASO. - F. 3. - Op. 45. - D. 19.

7. GASO. - F. 153. - Op. 9. - D. 412.

8. GASO. - F. 175. - Op. 1. - D. 500.

9. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti (GAUO). - F. 46. - Op. 2. - D. 266.

10. GAUO. - F. 46. - Op. 2. - D. 437.

11. GAUO. - F. 46. - Op. 2. - D. 526.

12. GAUO. - F. 46. - Op. 2 - D. 895.

13. GAUO. - F. 76. - Op. 4. - D. 183.

14. GAUO. - F. 88. - Op. 3. - D. 1436.

15. GAUO. - F. 137. - Op. 34. - D. 7.

16. Gorodovoe polozhenie s ob#jasnenijami. - SPb., 1873.

17. Doklady Simbirskomu gubernskomu zemskomu Sobraniju 1909 g. Otd. VII. Narodnoe zdravie. -Simbirsk : Gubern. tip., 1910.

18. Doklady Simbirskomu gubernskomu zemskomu Sobraniju ocherednoj sessii 1811 g. Po otdelu narodnogo zdravija. - Simbirsk : Tip. «Rabotnik» Nenast'eva, 1912.

19. Evdokimov P. P. Iz istorii laboratornogo dela v Simbirskom zemstve i Ul'janovskoj oblasti / P. P. Evdokimov // Laboratornoe delo. - 1971. - № 4.

20. Evdokimov P. P. Ocherki istorii zdravoohranenija Simbirskogo kraja i Ul'janovskoj oblasti / P. P. Evdokimov, G. V. Martynov. - Ul'janovsk, 1998.

21. Zhurnaly zasedanij Samarskoj gorodskoj dumy za 1871 god. - № 9.

22. Zhurnaly zasedanij Samarskoj gorodskoj dumy za 1871 god. - № 11.

23. Zhurnaly zasedanij Samarskoj gorodskoj dumy za 1880 god. - Samara, 1880. - № 12.

24. Zhurnaly zasedanij Samarskoj gorodskoj dumy za 1882 god. - Samara, 1882. - № 24.

25. Zhurnaly Simbirskogo gubernskogo zemskogo Sobranija ocherednoj sessii 1905 goda. - Simbirsk : Gubern. tip., 1906.

26. Zhurnaly Simbirskogo gubernskogo zemskogo Sobranija ocherednoj sessii 1910 g. - Simbirsk : Gubern. tip., 1911.

27. Kanel' V. A. Obshhestvennaja medicina v svjazi s uslovijami zhizni naroda / V. A. Kanel' //Istorija Rossii v XIX v. : v 12 t. - SPb., 1910.

28. Samarskie gubernskie vedomosti. - 1893. - 27 nojab.

29. Samarskie gubernskie vedomosti. - 1893. - 1 dek.

30. Trudy V S#ezda zemskih vrachej Simbirskoj gubernii. - Simbirsk, 1904.

31. Jubilejnyj sbornik 1864-1914. Simbirskoe gubernskoe zemstvo. - Simbirsk : Tip. Balakirshhikova, 1914.

Поступила в редакцию 17 февраля 2016 г.

Сведения об авторе

Бойко Наталия Семеновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (институт). Сфера научных интересов: отечественная история. Автор более 80 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8 (960) 372-84-16

E-mail: nboyko2005@mail.ru

Boyko Natalia Semenovna - candidate of juridical sciences, associate professor of flight operation and safety of flights chair of the Ulyanovsk highest aviation school of civil aviation (institute). Research interests: national history. The author more than 80 scientific and educational and methodical publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.