Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА / ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ / ГЛАСНЫЕ / "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ" / "НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ" РАСХОДЫ / BUDGET DEFICIT / CITY SELF-GOVERNMENT / CITY HEAD / CITY BUDGET / VOWEL / "OBLIGATORY" / "OPTIONAL "EXPENSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье представлены результаты исследования вопроса соотношения доходов и расходов бюджетов окружных (уездных) городов Енисейской губернии в конце XIX - начале XX века, в условиях осуществления в регионе контрреформы городского самоуправления 1892 г. Проведен структурный анализ городских бюджетов, источников формирования их доходных статей. Проанализирована динамика изменения соотношения «обязательных» и «необязательных» расходов муниципалитетов, рассмотренных в контексте бюджетно-финансового и социально-хозяйственного администрирования. Освещены инициативы представителей городского самоуправления и зарождавшегося гражданского общества относительно поиска новых источников пополнения местных бюджетов и внесения соответствующих изменений в фискально-налоговую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CORRELATION OF INCOME AND EXPENSES OF THE BUDGETS OF THE CITIES OF THE YENISEI PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

In the article presents the results of the study of the question of the correlation of income and expenses of budgets of district (county) cities of Yenisei province in the late XIX - early XX centuries, under the conditions of implementation in the region of the counter-reform of urban self-government of 1892. Structural analysis of city budgets, sources of formation of income items were carried out. It analyzed the dynamics of the change of the correlation of "obligatory" and "optional" expenses of municipalities, considered in the context of budgetary-financial and socio-economic administration. It highlights the initiatives of representatives of urban self-government and the emerging civil society to find new sources of replenishment of local budgets and to make corresponding changes in fiscal policy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

4. QuesnayF. Remarques sur l'opinion de l'auteur de l'Esprit des loix concernant les colonies // Journal de l'agriculture, du commerce et des finances. 1766. T.V. P. 3-34. P. 869-882.

5. Mirabeau M.D. Les bières flottantes des négriers : un discours non prononcé sur l'abolition de la traite des Noirs, novembre 1789 -mars 1790, Saint-Étienne, Publications de l'Université de Saint-Étienne, 1999. - 350 р.

6. Turgot A. R. J. Oeuvres de Turgot, ed. Eugène Daire. - Paris: Guillaumin, 1844. Vol. 1. - 114 p.

7. Bentham J. Emancipate Your Colonies! Addressed to the National Convention of France A° 1793, shewing the uselessness and mischievousness of distant dependencies to an European state. London: Robert Heward. 1830. - 60 p.

8. René V. L'Afrique du Nord devant le Parlement au XIXe siècle algiers 1924. - 120 p.

9. Taurines G. L'expédition de Madagascar en 1829 et la politique coloniale de la restauration // Revue des Deux Mondes. 1895. T. 131. - 330 p.

10. Recueil des traités de la France, Paris, 1880. T 22. - 500 p.

11. L'acte final du Congrès de Vienne de 1815.// Digithèque de matériaux juridiques et politiques // Режим доступа: https://mjp.univ-perp.fr/mjp.htm [Дата обращения: 22.12.2019]

12. Journal des travaux de la Société française de statistique// Société française de statistique universelle. La Société., 1840. V. 161162.

13. Vige A. La Colonisation penale Universite de Toulouse 1911. - Р. 15-16 // Режим доступа: https://archive.org/details/lacolonisationp00vig/page/n6 [Дата обращения: 15.12.2019].

14. PortalP-B. Mémoires du Baron Portal: (Autobiographie) Amyot, 1846. P. 309-378 // Режим доступа: // https://books.google.ru [Дата обращения: 15.12.2019]

15. HardyD. Histoire de la colonisation francaise. Paris: Larose, 1928. - 348 p.

16. Archives parlementaires de 1787 à 1860. Recueil complet des débats Режим доступа: // https://books.google.ru [Дата обращения: 15.12.2019]

17. Julliard R. L'Afrique du nord en Marche: nationalismes musulmans et souverainete Francais. 1972. - 429 p.

18. Archives parlementaires de 1787 à 1860. Recueil complet des débats Режим доступа: // https://books.google.ru [Дата обращения: 15.12.2019]

19. Chambre des deputes, session de 1829. Opinion sur le budget de la marine Режим доступа: // https://books.google.ru/books [Дата обращения: 15.12.2019]

20. Blet H. Histoire de la colonisation française: Les étapes d'une renaissance coloniale, 1789-1870 / B. Arthaud. 1946. - 328 p.

21. Harcourt E. Réflexions sur la richesse future de la France, et sur la direction qu'il convient de donner à la prospérité du royaume 1826. - 303 p.

22. Duchene I. La politique coloniale de la france le ministere des colonies depuis Richelieu // Режим доступа: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k10029427 [Дата обращения:14.12.2019]

БАГОЯН А.А. - аспирант РАНХиГС при Президенте РФ, Институт общественных наук.

BAGOYAN, A.A. - Ph.D. student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Institute of Social Sciences (bogoart@yandex.ru)

УДК 94(47).083+336.14:353(571.5)

КУСКАШЕВ Д.В.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Ключевые слова: бюджетный дефицит, городское самоуправление, городской голова, городской бюджет, гласные, «обязательные», «необязательные» расходы.

В статье представлены результаты исследования вопроса соотношения доходов и расходов бюджетов окружных (уездных) городов Енисейской губернии в конце XIX - начале XX века, в условиях осуществления в регионе контрреформы городского самоуправления 1892 г. Проведен структурный анализ городских бюджетов, источников формирования их доходных статей. Проанализирована динамика изменения соотношения «обязательных» и «необязательных» расходов муниципалитетов, рассмотренных в контексте бюджетно-финансового и социально-хозяйственного администрирования. Освещены инициативы представителей городского самоуправления и зарождавшегося гражданского общества относительно поиска новых источников пополнения местных бюджетов и внесения соответствующих изменений в фискально-налоговую политику.

KUSKASHEV, D.V.

TO THE QUESTION OF THE CORRELATION OF INCOME AND EXPENSES OF THE BUDGETS OF THE CITIES OF THE YENISEI PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Keywords: budget deficit, city self-government, city head, city budget, vowel; "obligatory", "optional "expenses.

In the article presents the results of the study of the question of the correlation of income and expenses of budgets of district (county) cities of Yenisei province in the late XIX - early XX centuries, under the conditions of implementation in the region of the counter-reform of urban self-government of 1892. Structural analysis of city budgets, sources of formation of income items were carried out. It analyzed the dynamics of the change of the correlation of "obligatory" and "optional" expenses of municipalities, considered in the context of budgetary-financial and socio-economic administration. It highlights the initiatives of representatives of urban self-government and the emerging civil society to find new sources of replenishment of local budgets and to make corresponding changes in fiscal policy.

Проблемами совершенствования института финансово-экономических основ местного самоуправления, в условиях эволюции социального государства в современной России, продиктовано обращение к накопленному историческому опыту нашей страны в вопросах реформирования системы управления обществом на местном уровне и финансово-хозяйственного обеспечения реализации соответствующих полномочий. Исследование вопроса соотношения доходов и расходов бюджетов окружных (уездных) городов Енисейской губернии в конце XIX -начале XX века, в условиях осуществления в регионе контрреформы городского самоуправления 1892 г., позволяет выявить объективные показатели, определяющие уровень эффективности финансово-бюджетной политики и социально-хозяйственного администрирования городского самоуправления восточносибирского региона.

Осуществление городской контрреформы императора Александра III, законодательно регламентированной Городовым положением 1892 г., в городах Енисейской губернии не внесло существенных корректив в сложившуюся, в предшествующий контрреформе период, структуру городских бюджетов.

Доходная часть городских бюджетов включала в себя две основные группы: «обыкновенные» и «чрезвычайные» доходы. Бюджетные поступления первой группы формировались доходами от городской недвижимости и оброчных статей, оценочного налога с недвижимости и торгово-промышленных сборов. Вторую группу «чрезвычайных» доходов составляла финансовая прибыль муниципальных банков, доходы от реализации недвижимости, ассигнования государственного казначейства в форме компенсационного покрытия целой категории таких немуниципальных расходов, как материальное обеспечение работы полиции, пожарной команды, тюрем, расходов по выполнению муниципалитетами воинской квартирной повинности. Данные пособия отличались незначительностью, нерегулярностью и неспособностью покрытия соответствующих реальных затрат муниципалитета [1].

В 1895 г. основные поступления в муниципальные бюджеты обеспечивали доходы от управления городской недвижимостью и оброчных статей, составлявшие от 37,5% в г. Минусинске до 44,2% - в г. Ачинске, а также торгово-промышленные сборы, варьировавшиеся в диапазоне от 17,6% в г. Красноярске до 39% - в г. Ачинске. Поскольку основную долю торгово-промышленных сборов составляли поступления от торговли и питейных заведений, а налоговые отчисления от производственной сферы имели значительно меньшую доходность, можно прийти к выводу о низких темпах развития промышленного производства [2].

Оценочный сбор в структуре доходов местных бюджетов городов Енисейской губернии варьировался в диапазоне от 3% в г. Ачинске до 13,2% - в г. Енисейске. Значительность диапазона различий в объемах бюджетных поступлений от оценочного сбора была вызвана существенным отличием стоимости недвижимости по городам региона. При этом она также выступала индикативным критерием оценки уровня и глубины социально-классовой дифференциации, вызванной во многом резким различием в уровне социально-экономического развития городов и благосостояния населения [3].

Все городские расходы, по ст. 138 Городового положения 1892 г., классифицировались на две категории: «обязательные», подлежавшие первоочередному полному исполнению и «необязательные» или факультативные. Их финансирование предусматривалось по остаточному принципу. К первой категории «обязательных» расходов было отнесено: содержание органов городского управления, материальное обеспечение работы полиции, пожарной команды, расходы на отопление и освещение тюрем, исполнение воинской квартирной повинности [4]. В 1895 г. удельный вес данной категории немуниципальных расходов в муниципальных бюджетах составлял от 53% в г. Минусинске до 67,7% - в г. Енисейске. В дополнение к ним в состав «обязательных» расходов были включены: уплата долгов по займам и обязательствам, содержание городских имуществ и расходы на благоустройство городов. Вторая категория «необязательных» или факультативных расходов предусматривала финансирование народного образования, медицины и культуры. Их совокупный удельный вес в местных бюджетах варьировался в весьма широком диапазоне от 13% в г. Красноярске до 28,4% - в г. Минусинске [5].

Для всех городов Енисейской губернии в 1895 г. характерную проблему составлял бюджетный дефицит, превышение расходов над доходами, в корреляции от 1,6% в г. Енисейске до 32% - в г. Ачинске. Бюджетный дефицит являлся одной из основных проблем финансово-

бюджетной системы не только сибирских городов, но и целого ряда городов центральной части России. Выражая серьезную обеспокоенность структурной динамикой местных бюджетов, в конце 1890-х годов правительство инициировало запрет составления и принятия городскими думами дефицитных бюджетов [6].

Не менее актуальным вопросом соотношения доходов и расходов городских бюджетов выступала законодательно установленная обязанность муниципалитетов нести расходы по содержанию ряда государственных учреждений: полиции, тюрем, в части расходов по отоплению и освещению занимаемых ими зданий, а по исполнению воинской квартирной повинности. В связи с тем, что большинство тюрем региона имело не местный, а пересыльный характер, среди заключенных преобладали ссыльные и высылаемые в Сибирь арестанты. Так, в 1890-х гг. среди контингента заключенных Красноярской тюрьмы на представителей местного населения приходилось всего 10%. Однако городскому самоуправлению приходилось выделять в местном бюджете весьма значительные средства на содержание тюрьмы. Только в период с 1892 по 1897 гг. их объем увеличился двух до десяти тысяч рублей. Вместе с тем, государственное казначейство выделяло компенсационные пособия нерегулярно и в объемах, не способных даже частично компенсировать реальные затраты муниципалитета [7].

Проблема обязательности финансирования из средств местного бюджета ряда правительственных учреждений, в том числе пересыльной тюрьмы и пересыльной казармы в условиях экономического кризиса конца XIX века, проявившегося в резком уменьшении объемов торговли и грузоперевозок, обусловила сокращение социальных расходов бюджета г. Ачинска. Под угрозой закрытия здесь оказались учебные учреждения города [8].

В этих сложных условиях перед органами городского самоуправления возникла проблема поисков новых источников бюджетных доходов.

Городская дума г. Ачинска приняла решение выступить с ходатайством правительству об открытии городских общественных питейных заведений с исключительным правом муниципальной монополии, с целью пополнения местного бюджета и решения проблемы пьянства, за счет контроля над реализацией спиртных напитков [9]. Аналогичные постановления были приняты в 1897 - 1898 гг. городскими думами гг. Минусинска и Канска [10].

В г. Енисейске гласный А.А. Станкеев 17 марта 1898 г. выступил на заседании городской думы с правотворческой инициативой, предполагающей принятие решение о ходатайстве перед правительством о введении в городе прогрессивного квартирного налога, предусматривавшего градацию всех квартир, в том числе арендуемых, на пять разрядов, в зависимости от их оценочной стоимости. Квартиры, отнесенные к низшему разряду, должны были облагаться минимальным налогом в размере 0,5%, квартиры высшего разряда - в размере 5%. Юридически установление нового налога, позволяло предоставить избирательное право на муниципальных выборах и квартиросъемщикам. Однако Енисейская городская дума отклонила данную правотворческую инициативу, поскольку, большинство гласных относилось к богатой верхушке городского общества и они, соответственно, усматривали в нем угрозу своим интересам. Аналогичное фиаско в Енисейской городской думе постигло и правотворческую инициативу городского головы С.В. Востротина об установлении налога на предметы роскоши [12].

С 1 января 1901 г. на Енисейскую губернию распространялось действие закона о государственном квартирном налоге от 14 мая 1893 г. [13]. В 1908 г. Министерство финансов инициировало отмену дифференцированного оценочного сбора, который ранее устанавливался городской думой по ставке от 1 до 10% стоимости здания. В г. Красноярске ставка оценочного сбора составляла 4%. 6 июля 1910 г. был введен новый налог на недвижимость, который взимался не со стоимости, а с общей доходности недвижимого имущества. Для Иркутской и Енисейской губернии Министерством финансов была установлена ставка налога в 6%, без учета социально-экономической специфики региона [14]. Если ранее оценочный сбор полностью оставался в муниципальном бюджете, то с 1910 г. основная доля налога на недвижимость должна была перечисляться в государственную казну. Отчисления в городской бюджет теперь достигали только 16,5% от общей суммы налогового сбора [15]. Введение нового налога на недвижимость стало возможным благодаря сформировавшейся к началу XX в. тенденции роста доходов с недвижимости горожан.

Таким образом, решение ключевых вопросов и проблем соотношения доходов и расходов местных бюджетов, в рамках правоприменительной деятельности органов городского самоуправления, осуществлялось в направлении поиска новых источников бюджетных доходов посредством совершенствования фискально-налоговой политики. Ключевая роль в этом процессе отводилась взаимодействию местной власти и представителей зарождавшегося гражданского общества в контексте бюджетно-финансового и социально-хозяйственного администрирования.

Литература и источники

1. НардоваВ.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX вв. - СПб.: Наука, 1994. - С.50-51.

2. Енисейские губернские ведомости. - 1895. - 18 февраля. - №7; 8 апреля, №14; 22 июля, №29; 29 июля. №30.

3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.25. Оп.27. Д.409. Л.Л. 6-15, 105-108.

4. Немчинов В.И. Городское самоуправление по действующему русскому законодательству. Городовое положение 11 июня 1892 г. С последними дополнениями и изменениями по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг., с приложениями к «Городовому положению», важнейшими разъяснениями Правительствующего Сената и извлечениями из других узаконений, относящихся к «Городовому положению». - М.: Изд. В.М. Саблина, типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнерова, 1912. - С.184-190.

5. Енисейские губернские ведомости. - 1895. - 15 апреля. - №15; 5 августа. №31.

6. Енисей. - 1898. - 11 марта. - №29.

7. Енисей. - 1897. - 7 марта. - №28.

8. Кускашев Д.В. Тенденции бюджетной политики Ачинского городского самоуправления в конце XIX века // Евразийский юридический журнал. - 2019. - №12. - С.113.

9. Енисейский листок. - 1893. - 5 февраля. - №6.

10. Енисейские губернские ведомости. - 1898. - 17 января. - №3.

11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.595. Оп.52. Д.408. Л.142.

12. Енисей. - 1898. - 3 апреля. - №39.

13. Енисей. - 1900. - 23 августа. - №99.

14. ГАИО. Ф.25. Оп.9. Д.2803. Л.3.

15. ГАИО. Ф.25. Оп.9. Д.2569. Л.8.

References and Sources

1. Nardova V.A. Samoderzhavie i gorodskie dumy v Rossii v konce XIX - nachale XX vv. - SPb.: Nauka, 1994. - S.50-51.

2. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1895. - 18 fevralya. - №7; 8 aprelya, №14; 22 iyulya, №29; 29 iyulya. №30.

3. Gosudarstvennyj arhiv Irkutskoj oblasti (GAIO). F.25. Op.27. D.409. L.L. 6-15, 105-108.

4. Nemchinov V.I. Gorodskoe samoupravlenie po dejstvuyushchemu russkomu zakonodatel'stvu. Gorodovoe polozhenie 11 iyunya 1892 g. S poslednimi dopolneniyami i izmeneniyami po Prodolzheniyam 1906, 1908, 1909 i 1910 gg., s prilozheniyami k «Gorodovomu polozheniyu», vazhnejshimi raz"yasneniyami Pravitel'stvuyushchego Senata i izvlecheniyami iz drugih uzakonenij, otnosyashchihsya k «Gorodovomu polozheniyu». - M.: Izd. V.M. Sablina, tipo-litogr. t-va I.N. Kushnerova, 1912. - S.184-190.

5. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1895. - 15 aprelya. - №15; 5 avgusta. №31.

6. Enisej. - 1898. - 11 marta. - №29.

7. Enisej. - 1897. - 7 marta. - №28.

8. Kuskashev D.V. Tendencii byudzhetnoj politiki Achinskogo gorodskogo samoupravleniya v konce XIX veka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2019. - №12. - S.113.

9. Enisejskij listok. - 1893. - 5 fevralya. - №6.

10. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1898. - 17 yanvarya. - №3.

11. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.595. Op.52. D.408. L.142.

12. Enisej. - 1898. - 3 aprelya. - №39.

13. Enisej. - 1900. - 23 avgusta. - №99.

14. GAIO. F.25. Op.9. D.2803. L.3.

15. GAIO. F.25. Op.9. D.2569. L.8.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета (kenig-1977@mail.ru) KUSKASHEV, DMITRY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(479.24):291.1«1917/28»

БАХРАМОВА С.Ш. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: Азербайджан, религиозная политика, ислам, Советская Республика, культурное развитие.

В статье исследуется специфика религиозной ситуации в Азербайджане в первые годы существования Советской власти. Автор показывает, что особенности этно-религиозной ситуации в Азербайджане, при безусловно доминирующем значении ислама, традиционно определялись высоким уровнем толерантности к представителям других религиозных культов. Отмечается, что в имперской России царское правительство стремилось посеять рознь между мусульманским населением Южного Кавказа, в частности путем создания двух независимых управлений - суннитского и шиитского духовенства. Однако с возникновением Азербайджанской Демократической Республики, 1 сентября 1918 года был создан единый орган «Машиха» с целью объединение суннитского и шиитского мазхабов. Ситуация вновь изменилась с 1920 года. Показано, что деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.