Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ДУМ / ПОЛИЦИЯ / КАЗЕННАЯ ПАЛАТА / YENISEI PROVINCE / MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / THE MANDATORY REGULATIONS OF CITY COUNCILS / POLICE / TREASURY CHAMBER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье представлены результаты анализа проблем осуществления хозяйственных полномочий в контексте правоприменительной деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии во второй половине XIX века, в условиях реформирования системы местного управления. Сделаны выводы относительно влияния действовавшего законодательства в области местного самоуправления и правоприменительной деятельности муниципальных властей на развитие процессов их взаимодействия с органами государственной власти Енисейской губернии, с одной стороны, и формирующимися институтами гражданского общества, с другой, направленного на выявление проблем местного сообщества и согласование путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT POWERS OF MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT OF THE YENISEI PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

In the article presents the results of the analysis of the problems of implementation of economic powers in the context of law enforcement activity of municipal self-government authorities of the Yenisei province in the second half of the XIX century, in the conditions of reforming the system of local self-government. It drawn the conclusions concerning the influence of the existing legislation in the field of local self-government and law enforcement activity of municipal authorities on the development of the processes of interaction with the state authorities of the Yenisei province, on the one hand, and the emerging institutions of civil society, on the other, aimed at identifying the problems of the local community and matching of ways of its solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

8. RGIA. F. 1263. Op. 1. D. 4122. L.48.

9. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 15246. L.49.

10. NA RB. F. 11. Op. 1. 1208. L.22.

11. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 15246. L.47.

12. NA RB. F. 11. Op. 1. D. 1208. L. 50.

13. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 15246. L.47.

14. NA RB. F. I-11. Op.1. D. 1208. L. 107.

КАНТИМИРОВА РЕЗИДА ИЛЬГИЗАРОВНА - кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (kantimirova.rezida@mail.ru).

KANTIMIROVA, REZIDA I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

УДК 94(47).08«1870/89»:930.85

КУСКАШЕВ Д.В.

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: Енисейская губерния, городское самоуправление, гражданское общество, обязательные постановления городских дум, полиция, казенная палата.

В статье представлены результаты анализа проблем осуществления хозяйственных полномочий в контексте правоприменительной деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии во второй половине XIX века, в условиях реформирования системы местного управления. Сделаны выводы относительно влияния действовавшего законодательства в области местного самоуправления и правоприменительной деятельности муниципальных властей на развитие процессов их взаимодействия с органами государственной власти Енисейской губернии, с одной стороны, и формирующимися институтами гражданского общества, с другой, направленного на выявление проблем местного сообщества и согласование путей их решения.

KUSKASHEV, D.V.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT POWERS OF MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT OF THE YENISEI PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Keywords: Yenisei province, municipal self-government, civil society, the mandatory regulations of city councils, the police, the Treasury chamber.

In the article presents the results of the analysis of the problems of implementation of economic powers in the context of law enforcement activity of municipal self-government authorities of the Yenisei province in the second half of the XIX century, in the conditions of reforming the system of local self-government. It drawn the conclusions concerning the influence of the existing legislation in the field of local self-government and law enforcement activity of municipal authorities on the development of the processes of interaction with the state authorities of the Yenisei province, on the one hand, and the emerging institutions of civil society, on the other, aimed at identifying the problems of the local community and matching of ways of its solution.

Вступление Енисейской губернии в активную фазу промышленного переворота, развитие капиталистических отношений и урбанизационных процессов, актуализировало ряд проблем модернизации социально-хозяйственной инфраструктуры городов региона. При этом переход страны к масштабным реформам способствовал созданию необходимых для этого условий. Особо отметим, что 16 июня 1870 г. императором Александром II было высочайше утверждено Городовое положение, в соответствие с которым за органами городского самоуправления была закреплена относительно широкая компетенция в области социально-хозяйственной деятельности. Однако вместе с этим они не были наделены соответствующими административно-властными полномочиями, с правом принятия решений, имеющих обязательную юридическую силу [1]. Поэтому в процессе осуществления своей деятельности городские власти вынуждены были выстраивать взаимодействие с органами государственной власти региона, в частности с полицией, по вопросам реализации мер административно-правового принуждения и надзора за неукоснительным соблюдением горожанами и хозяйствующими субъектами действующих норм [2].

В отношении вопросов исполнения «обязательных» постановлений городских дум, губернаторам законодательно были предоставлены контрольно-надзорные полномочия за своевременностью их принятия, а на полицию возлагалось административно-правовое обеспечение их реализации. В частности, проекты указанных постановлений в обязательном порядке, до их внесения в городскую думу, передавались городской управой исправнику -начальнику местного полицейского управления для согласования. Исправник, в соответствие со статьей 104 Городового положения 1870 г., был наделен правом правотворческой инициативы по предметам вышеуказанных постановлений, указанных в статье 103. Они включали вопросы благоустройства, санитарного состояния улиц, бульваров площадей и других мест общественного пользования, а также приусадебной, внутридомовой территорий, в том числе, в границах частных домовладений [3]. Предметом правового регулирования при издании «обязательных» постановлений городских дум являлся широкий круг вопросов. В их числе, к примеру, отметим вопросы качества питьевой воды, организации санитарной очистки домовладений, вывоза бытовых отходов, профилактики эпидемий инфекционных заболеваний, борьбы с пожарами, регулирования розничной торговли, снабжения продуктами питания, предотвращения роста цен и спекуляции, обеспечения общественного порядка и безопасности.

Проект обязательного постановления, после принятия гласными городской думы, поступал на утверждение губернатору, а затем публиковался в официальном печатном органе. В случае возникновения замечаний по проекту, он направлялся в губернское по городским делам присутствие для обсуждения и пересмотра спорных, несоответствующих законодательству положений.

Анализируя систему городского самоуправление, следует отметить, что весьма важное место в ней отводилось торговой полиции, в обязанности которой входило осуществление муниципального контроля за исполнением «обязательных» постановлений городской думы по вопросам регулирования торговой деятельности. В соответствии с Указом Правительствующего Сената от 17 ноября 1881 г. №38137, в Енисейской губернии процедура формирования и регламент деятельности торговой полиции определялись городскими думами с обязательным утверждением губернатора. По согласованию с управляющим казенной палатой Енисейской губернии и с обязательным утверждением губернатором, городские думы самостоятельно определяли также порядок контроля городской торговли [4].

К области компетенции торговой полиции были отнесены, в основном, функции контроля за соблюдением торговыми организациями и продавцами на рынках правил торговли, установленных «обязательными» постановлениями городских дум. Однако торговая полиция, как муниципальный орган, вправе была только информировать городскую или окружную полицию о выявленных ею нарушениях. Необходимых полномочий для применения прямых санкций в отношении правонарушителей она не имела. По данной причине и в силу недостаточной эффективности взаимодействия полиции и муниципальных контролирующих структур, правонарушители многократно уходили от ответственности.

Распространенным видом нарушений правил торговли была спекуляция продуктами питания, провоцировавшая резкий рост цен, особенно в холодное время года и, как следствие, усиление социальной напряженности. К примеру, системный характер в г. Красноярске имели нарушения «обязательных» постановлений городской думы от 2 июля 1879 г. и 27 марта 1880 г., запрещавших оптовые закупки продуктов питания на городских базарах до 12 часов дня -т.е. до окончания их работы. Рано утром при въезде в город спекулянты скупали у крестьян продукты питания оптом, а затем привозили их на рынки, где продавали по завышенным ценам. С целью борьбы со спекуляцией, лишавшей горожан возможности приобрести продукты первой необходимости по доступным ценам непосредственно у самих товаропроизводителей, городская дума г. Красноярска 18 января 1884 г приняла новое «обязательное» постановление, изменившее порядок торговой деятельности. В соответствии, с ним были запрещены любые покупки продуктов питания и жизненных припасов (сена, дров и т.д.) в любое время, за пределами рынков, в городской черте и на окраинах. Под запрет также

попали любые оптовые закупки на городских базарах ранее 12 часов дня, до снятия торгового флага - символа торгового дня. Торговля хлебом на городских базарах была разрешена исключительно в специально предоставленных городской управой торговых помещениях. Все продавцы на рынках обязаны были иметь торговые свидетельства и квитанции об уплате акциза, выдаваемые городской управой [5].

Аналогичные постановления были приняты городскими думами и других городов Енисейской губернии. Реализация данных мер позволила во многом решить проблемы доступности продовольствия, для малоимущих слоев населения и снизить социальную напряженность [6]. Однако изданием подобных постановлений не удалось полностью искоренить спекуляцию, поскольку большинство мест в городских думах принадлежало представителям торгово-промышленного сословия, многие из которых непосредственно получали прибыль от спекуляции продуктами питания, либо лоббировали интересы спекулянтов.

Тем не менее, кардинально переломить ситуацию посредством применения исключительно рыночных механизмов борьбы со спекулянтами все же удавалось. Это показывает пример деятельности городского головы г. Енисейска купца М.М. Бородкина. Традиционно Енисейская городская дума проводила политику «хлебных интервенций», осенью закупая хлеб по низким ценам и создавая стратегический запас, а зимой и весной, когда рыночные цены на хлеб вырастали, городские власти продавали его нуждающимся жителям по низким ценам. Однако эффективность подобных мер являлась относительно невысокой, вследствие недостаточности создаваемых хлебных запасов. Этим из года в год пользовались спекулянты, еще более повышая цены весной, по мере истощения хлебных резервов [7]. Избранный осенью 1888 г. городским головой, купец М.М. Бородкин изменил торговую тактику. Зимой 1888-1889 гг. он начал вывозить хлеб из стратегического запаса городской думы, а также излишки хлеба из собственного личного резерва на рынок и продавать его по заниженной цене, провоцируя конкуренцию. В итоге, спекулянтам пришлось зеркально снижать цену, дабы избежать порчи непроданного хлеба. В ответ на это городской голова еще более снизил цену на хлеб, провоцируя закономерные убытки спекулянтов. По результатам реализации подобных антиспекулятивных мер, удалось добиться резкого снижения цен на хлеб к весне 1889 года. Они оказались даже ниже осеннего уровня и составляли 1р. 05 коп. -1р. 10 коп. за пуд [8].

Следующим, не менее важным направлением осуществления полномочий органов городского самоуправления в хозяйственной сфере, являлось решение вопросов благоустройства городской территории и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Корреспонденты местных газет неоднократно приводили факты антисанитарного состояния городов Енисейской губернии, критиковали низкий уровень благоустройства мест общественного пользования, обращали внимание на распространенные среди домовладельцев нарушения установленных правил ведения хозяйственной деятельности, обращения с бытовыми отходами и пожароопасными материалами. Указанные обстоятельства приводили к частым пожарам, эпидемиям инфекционных заболеваний, в том числе, таких как холера, оспа, тиф, дифтерит, дизентерия и т.д., определявших высокую смертность не только среди детей, но и взрослых [9; 10]. Проблема была исключительно острой. К примеру, 13 апреля 1893 г. в письме минусинскому исправнику Енисейский губернатор Л.К. Теляковский, подводя итоги подготовки к эпидемии холеры в регионе, отметил как отсутствие личной инициативы и заинтересованности, так и откровенный саботаж исполнения предписаний со стороны представителей городского самоуправления и полиции в санитарно-исполнительных комиссиях [11]. Инспектируя г. Минусинск, губернатор обратил внимание на свалку мусора на площади перед зданием городской управы. В целях приведения в порядок центральной площади города, он распорядился наложить на городского голову и членов управы денежное взыскание и объявить им строгий выговор [12].

Причины неудовлетворительного санитарно-эпидемиологического состояния городов Енисейской губернии состояли не только в финансовых трудностях, незаинтересованности муниципальных властей, но и в низком культурном уровне большинства горожан. Яркой иллюстрацией этому служат «обязательные» постановления городских дум.

Так, в 1877 г. городской думой г. Минусинска были приняты «обязательные» постановления, в целях профилактики пожаров, запрещающие иметь во дворах домовладений склады сена, дров и других, пожароопасных материалов; запрещающие устраивать свалки мусора и навоза в городской черте, особенно на берегах реки, в целях поддержания чистоты в городе и предотвращения эпидемий, а также постановления, регулирующие порядок содержания в чистоте улиц, площадей и тротуаров [13].

Контроль и надзор за соблюдением населением «обязательных» постановлений возлагался на местную полицию. Доходило до того, что полицейские, нередко во главе с исправником (председателем окружного полицейского управления), лично инспектировали домовладения и проверяли у домовладельцев наличие правильно устроенных туалетов, своевременность очистки печных труб, соблюдение установленного порядка хранения сена и дров, осуществляли мониторинг вывоза жителями мусора и других бытовых отходов в специально отведенные места. Виновные в нарушении обязательных постановлений городской думы подвергались штрафным санкциям.

Малочисленность штата городской полиции, слабость ее материально-технической базы составляли основные причины недостаточно эффективного обеспечения охраны общественного порядка и имущества граждан. Поэтому решение этих задач городскими думами было возложено непосредственно на самих горожан - через создание общественных патрулей, действовавших на территории жилых кварталов, в темное время суток. К примеру, в целях профилактики пожаров, предотвращения краж и грабежей, Канская городская дума 19 сентября 1875 г. постановила учредить в городе ночные обходы из числа домовладельцев в порядке очередности [14]. Было принято решение обязать жителей г. Канска через каждые 10 домов иметь ночных караульных и караульного старосту [15].

Согласно обязательным постановлениям Красноярской городской думы от 17 марта и 27 июня 1888 г.: «...караул, как натуральная повинность, должен относиться или самими обывателями, ... или путем найма месячных караульных, причем последние должны находиться под непосредственным наблюдением Красноярского городского полицейского управления» [16]. В обязанности патрульных входило обеспечение на закрепленной за ними территории охраны общественного порядка, пресечения пожаров, любых противоправных действий, путем оперативного взаимодействия с полицией. В случае отказа от участия в патрулировании улиц, домовладелец был обязан компенсировать в денежной форме соответствующие расходы по оплате труда вольнонаемного патрульного.

Анализ проблем реализации хозяйственных полномочий органами городского самоуправления Енисейской губернии свидетельствует о наличии объективных факторов, определявших сдерживание роста доходов местных бюджетов. К ним, в первую очередь, следует отнести низкие темпы промышленного развития, преимущественно аграрную структуру экономики городов, бедность большей части горожан. При этом более половины всех бюджетных расходов, в соответствии с законодательством, направлялось в форме финансовых субсидий на содержание местных органов государственной власти - полиции, пожарной службы, тюрем, армии.

В условиях законодательно сложившихся противоречий между сферой компетенции городского самоуправления и механизмом административно-правового обеспечения их осуществления, особую актуальность приобрело взаимодействие городских властей с органами государственной власти региона по вопросам реализации административно-принудительных мер, направленных на обеспечение исполнения всеми горожанами и хозяйствующими субъектами «обязательных» постановлений городских дум.

Вместе с тем, вышеуказанные факторы обусловили эволюцию взаимодействия городского самоуправления и общественных объединений по магистральным направлениям

социально-хозяйственной деятельности, с целью актуализации проблем местного сообщества и поиска путей их согласованного решения, в частности в вопросах благоустройства городской территории, охраны общественного порядка и противопожарной безопасности.

Литература и источники

1. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - нач. 90-х г. XIX в. Правительственная политика. - Л.: Наука, 1984. - С.250.

2. Кускашев Д.В. Особенности регулирования торговых отношений органами городского самоуправления Енисейской губернии во второй половине XIX века // Евразийский юридический журнал. - 2019. - №2. - С.114.

3. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями / Сост. М.И. Мыш. - СПб.: тип. Лебедева, 1890. - С.173-175.

4. Енисейские губернские ведомости. - 1882. - 16 января. - №3.

5. Енисейские губернские ведомости. - 1884. - 7 апреля. - №14.

6. Енисейские губернские ведомости. - 1889. - 18 сентября. - №37.

7. Восточное обозрение. - 1888. - 20 ноября. - №46.

8. Восточное обозрение. - 1889. - 9 апреля. - №15-16.

9. Сибирь. 1878. - 13 августа. - №28; - 1881. - 24 мая. - №20

10. Восточное обозрение. - 1888. - 14 февраля. - №6; - 3 июля. - №26; - 1889. - 4 июня. - №23.

11. Енисейские губернские ведомости. - 1893. - 17 апреля. - №16.

12. Енисейский листок. - 1893. - 2 мая. - №18.

13. Енисейские губернские ведомости. - 1877. - 2 июля. - №27.

14. Енисейские губернские ведомости. - 1875. - 22 ноября. - №47.

15. Сибирь. - 1875. - 14 декабря. - №25.

16. Енисейские губернские ведомости. - 1888. - 27 августа. - №35.

References and Sources

1. Nardova V.A. Gorodskoe samoupravlenie v Rossii v 60-h - nach. 90-h g. XIX v. Pravitel'stvennaya politika. - L.: Nauka, 1984. - S.250.

2. Kuskashev D.V. Osobennosti regulirovaniya torgovyh otnoshenij organami gorodskogo samoupravleniya Enisejskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX veka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2019. - №2. - S.114.

3. Gorodovoe polozhenie so vsemi otnosyashchimisya k nemu uzakoneniyami, sudebnymi i pravitel'stvennymi raz"yasneniyami / Sost. M.I. Mysh. - SPb.: tip. Lebedeva, 1890. - S.173-175.

4. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1882. - 16 yanvarya. - №3.

5. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1884. - 7 aprelya. - №14.

6. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1889. - 18 sentyabrya. - №37.

7. Vostochnoe obozrenie. - 1888. - 20 noyabrya. - №46.

8. Vostochnoe obozrenie. - 1889. - 9 aprelya. - №15-16.

9. Sibir'. 1878. - 13 avgusta. - №28; - 1881. - 24 maya. - №20

10. Vostochnoe obozrenie. - 1888. - 14 fevralya. - №6; - 3 iyulya. - №26; - 1889. - 4 iyunya. - №23.

11. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1893. - 17 aprelya. - №16.

12. Enisejskij listok. - 1893. - 2 maya. - №18.

13. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1877. - 2 iyulya. - №27.

14. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1875. - 22 noyabrya. - №47.

15. Sibir'. - 1875. - 14 dekabrya. - №25.

16. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1888. - 27 avgusta. - №35.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

KUSKASHEV, DMITRY VALEREVICH - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(47).083«1884/1917»:338.45:622.276

КРАСИВСКАЯ В.Н. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Ключевые слова: Горный департамент, съезды нефтепромышленников, нефтяная промышленность, научно-технические достижения.

В статье рассматриваются основные направления и формы сотрудничества нефтепромышленников с государственными структурами в ходе индустриализации России на рубеже XIX-ХХ веков. Проанализирован опыт деятельности съездов нефтепромышленников. Являясь одним из важнейших механизмов взаимодействия представителей различных ведомств и предпринимателей, они оказали значительное влияние на ускорение развития нефтяной отрасли, во многом определив специфику модели экономического развития страны в исследуемый период. В числе наиболее значимых направлений в работе съездов обозначены такие, как определение политики в сфере экспорта нефти; организация геологической разведки нефтяных месторождений; утверждение правил благоустройства на нефтяных промыслах; активизация научно-технической деятельности, развитие отраслевой науки. Сформулирован вывод об эффективном использовании нефтепромышленниками авторитета Совета съезда для взаимодействия с различными правительственными учреждениями и налаживания

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.