Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА / ДОМОВЛАДЕЛЬЦЫ / КАРАУЛЬНЫЕ / СПЕКУЛЯЦИЯ / ТАКСЫ НА ТОВАРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ / YENISEI PROVINCE / BUDGET DEFICIT / CITY SELF-GOVERNMENT / MAYOR / HOMEOWNERS / GUARDS / SPECULATION / RATES FOR ESSENTIAL GOODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье представлены результаты исследования вопросов организации и деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии в сфере управления местным хозяйством в конце XIX - начале XX века, в контексте осуществления в регионе контрреформы городского самоуправления императора Александра III. Проанализированы основные мероприятия муниципальных властей, направленные на регулирования городской торговли, стабилизацию цен на продукты питания первой необходимости, обеспечение продовольственной безопасности, посредством установления предельного уровня цен. Представлены результаты взаимодействия органов городского самоуправления, местной полиции и формирующегося гражданского общества в области охраны общественного порядка, профилактики и предотвращения пожаров, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON ACTIVITIES OF CITY SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES OF THE YENISEI PROVINCE IN THE ECONOMIC SPHERE AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

In the article presents the results of research of questions on the organization and activities of the city self-government of the Yenisei province in the field of municipal management in the late XIX - early XX centuries, as part of the implementation of the counter-reform of city self-government of Emperor Alexander III. It analyzed the main measures of the municipal authorities aimed at regulating urban trade, stabilizing prices for essential foodstuffs, ensuring food security through the establishment of price caps. It presented the results of the interaction of city government, local police and the emerging civil society in the field of public order protection, fire prevention, and ensuring the sanitary and epidemiological welfare of citizens.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

суданские территории. Поэтому в 1902 году по англо-эфиопскому договору Великобритания получила все эти земли и присоединила их к кондоминиуму С другой стороны, Эфиопия стала единственной из африканских держав, которая смогла сохранить полную независимость, что удалось, не в последнюю очередь, благодаря дальновидной политике императора Менелика П.

Литература и источники

1. Sanderson G. N. The contributions from African sources to the history of European Competition in the Upper Valley of the Nile // Journal of African History. - Vol. Ш. - № 1. - 1962. - P. 69-90.

2. Holt P. M. The Mahdist State in Sudan. 1881-1898. A Study oflts Origins, Development and Overthrow. - Nairobi: Oxford university press, 1977. - 302 p.

3. История Судана в новое и новейшее время / Отв. ред. В. С. Кошелев. - М.: Наука, 1992. - 289 с.

4. Langer W. L. The Diplomacy of Imperialism. 1890-1902. - Vol. II. N.Y.; London, 1935. - 356 р.

5. Documents Diplomatiques Français (1871-1914). 1 série (1871-1900). T. XIII. Paris, 1934.

6. Michel M. La Mission Marchand. 1895-1899. - Paris: Mouton et со., 1972. - 290 p.

7. Le Temps. 1897-1898.

8. Lebon A. La Mission Marchand et le Cabinet Méline // Revue des Deux Mondes. LXX Année. Quatrième Période. - T. 158. - 1 mars 1900.

9. Iiams T. M., jr. Dreifus, diplomatists and the Dual Alliance. Gabriel Hanotaux at the Que D'Or say (1894-1898) // Etudes D'Histoire Economique, Politique et sociale. XLII. - Geneve; Paris: Droz et Minard, 1962. - P. 1-157.

10. Артамонов Л. К. Через Эфиопию к берегам Белого Нила. - М.: Наука, 1979. - 213 с.

11. Смирнов С. Р. История Судана (1821—1956). - М.: Наука, 1968. - 295 с.

12. Sanderson G. N. The Origins and Significance of the Anglo-French Confrontation at Fashoda, 1898 // France and Britain in Africa. Imperial Rivalry and Colonial Rule. New Haven; London: Yale, 1971. - P. 284-331.

References and Sources

1. Sanderson G. N. The contributions from African sources to the history of European Competition in the Upper Valley of the Nile // Journal of African History. - Vol. SH. - № 1. - 1962. - P. 69-90.

2. Holt P. M. The Mahdist State in Sudan. 1881-1898. A Study of Its Origins, Development and Overthrow. - Nairobi: Oxford university press, 1977. -302 p.

3. Istoriya Sudana v novoe i novejshee vremya / Otv. red. V. S. Koshelev. - M.: Nauka, 1992. - 289 s.

4. Langer W. L. The Diplomacy of Imperialism. 1890-1902. - Vol. II. N.Y.; London, 1935. - 356 r.

5. Documents Diplomatiques Français (1871-1914). 1 série (1871-1900). T. XIII. Paris, 1934.

6. Michel M. La Mission Marchand. 1895-1899. - Paris: Mouton et so., 1972. - 290 p.

7. Le Temps. 1897-1898.

8. Lebon A. La Mission Marchand et le Cabinet Méline // Revue des Deux Mondes. LXX Année. Quatrième Période. - T. 158. - 1 mars 1900.

9. Iiams T. M., jr. Dreifus, diplomatists and the Dual Alliance. Gabriel Hanotaux at the Que D'Or say (1894-1898) // Etudes D'Histoire Economique, Politique et sociale. XLII. - Geneve; Paris: Droz et Minard, 1962. - P. 1-157.

10. Artamonov L. K. CHerez Efiopiyu k beregam Belogo Nila. - M.: Nauka, 1979. - 213 s.

11. Smirnov S. R. Istoriya Sudana (1821—1956). - M.: Nauka, 1968. - 295 s.

12. Sanderson G. N. The Origins and Significance of the Anglo-French Confrontation at Fashoda, 1898 // France and Britain in Africa. Imperial Rivalry and Colonial Rule. New Haven; London: Yale, 1971. - P. 284-331.

МОРОЗОВ ЕВГЕНИИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Новгородского государственного университета (morozov@mail.ru).

MOROZOV, EVGENY V - Ph.D. in History, Associate Professor, Novgorod State University (morozov@mail.ru).

УДК 94(47).083+336.14:353(571.5)

КУСКАШЕВ Д.В.

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: Енисейская губерния, бюджетный дефицит, городское самоуправление, городской голова, домовладельцы, караульные, спекуляция, таксы на товары первой необходимости.

В статье представлены результаты исследования вопросов организации и деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии в сфере управления местным хозяйством в конце XIX - начале XX века, в контексте осуществления в регионе контрреформы городского самоуправления императора Александра III. Проанализированы основные мероприятия муниципальных властей, направленные на регулирования городской торговли, стабилизацию цен на продукты питания первой необходимости, обеспечение продовольственной безопасности, посредством установления предельного уровня цен. Представлены результаты взаимодействия органов городского самоуправления, местной полиции и формирующегося гражданского общества в области охраны общественного порядка, профилактики и предотвращения пожаров, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия горожан.

KUSKASHEV, D.V

TO THE QUESTION ON ACTIVITIES OF CITY SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES OF THE YENISEI PROVINCE IN THE ECONOMIC SPHERE AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Keywords: Yenisei province, budget deficit, city self-government, mayor, homeowners, guards, speculation, rates for essential goods.

In the article presents the results of research of questions on the organization and activities of the city self-government of the Yenisei province in the field of municipal management in the late XIX - early XX centuries, as part of the implementation of the counter-reform of city self-government of Emperor Alexander III. It analyzed the main measures of the municipal authorities aimed at regulating urban trade, stabilizing prices for essential foodstuffs, ensuring food security through the establishment of price caps. It presented the results of the interaction of city government, local police and the emerging civil society in the field of public order protection, fire prevention, and ensuring the sanitary and epidemiological welfare of citizens.

Конституционно-правовые реформы местного самоуправления, проводимые в современной России, проблемы взаимодействия гражданского общества, муниципальной и государственной власти, определяют необходимость обращения к историческому опыту нашего государства в сфере повышения эффективности деятельности местной власти по управлению городским хозяйством, обеспечению продовольственной безопасности и решению вопросов жизнеобеспечения горожан. В данном контексте немалый интерес представляет российская история пореформенного периода. Проблемы, возникшие в ходе развития городского самоуправления, его взаимодействия с формирующимся гражданским обществом и органами государственной власти, в контексте смены теоретико-правовой парадигмы российской государственности, во многом определили в это время актуальность пересмотра представителями правящей элиты страны государственной политики в области территориального управления [1].

11 июня 1892 г императором Александром III был подписан Высочайший Указ о вступлении в законную силу действие нового Городового положения [2]. Основная часть новаций «городской контрреформы» затрагивала, в основном, организационно-правовые аспекты деятельности органов городского самоуправления. Вместе с тем, как показывают изученные материалы, вопросы границ компетенции и структуры полномочий органов местной власти в сфере управления городским хозяйством, не претерпели значительных изменений, в сравнении с редакцией Городового положения 1870 г. [3].

Актуальным вопросом хозяйственной деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии выступала реализация задач обеспечения продовольственной безопасности муниципалитетов, борьба со спекуляцией продуктами питания, ростом цен, недопущение развития тенденций обнищания населения и социальной напряженности. С целью осуществления вышеуказанных задач, в соответствии с законодательством, городские думы, с периодичностью одни раз в месяц, принимали обязательные постановления, устанавливающие ценовой максимум (таксы) на социально значимые продукты питания - печеный хлеб и мясо. Реализация данных товаров в розницу по ценам, превышающим таксу, была категорически запрещена [4].

Принятые городскими думами обязательные постановления утверждались губернатором и подлежали официальному обнародованию путем публикации в официальном печатном органе -издании «Енисейские губернские ведомости» [5].

В качестве дополнительных мер служило систематическое принятие постановлений о запрете торгового оборота продуктов вне территории муниципальных рынков. Розничная торговля продуктами на рынках была разрешена исключительно до 12 часов дня. По истечении указанного времени допускались только оптовые продажи. Реализация указанных мер была направлена на исключение оптовых закупок продуктов питания спекулянтами, с целью их последующей розничной реализации по завышенным ценам [6].

Однако нормативное регулирование цен на социально значимые категории продуктов питания не решило проблемы спекуляций и, вместе с тем, вызвало неоднозначный отклик в обществе. К примеру, в знак протеста против данной политики ограничения роста цен, в 1896 г. продавцы мяса г. Канска организовали саботаж и прекратили торговлю мясом на городском рынке, одновременно продолжая скупать оптом большие партии мяса у крестьян и нелегально продавать его по завышенным ценам в своих домах [7].

Аналогичные нарушения постановлений городских дум, регулирующих порядок торговли и цены на продукты питания, имели масштабный характер и получили широкое распространение во всех городах Енисейской губернии.

Так, в г. Минусинске, вследствие неурожая зерновых культур и недостаточной заготовки сена, в 1900 г. оформились неблагоприятные социально-экономические тенденции, поставившие под угрозу продовольственную безопасность населения. В качестве основных мер по обеспечению населения продовольствием, местными властями были предприняты меры по нормативному закреплению максимального уровня цен на социально значимые категории продуктов питания,

исходя из уровня инфляции, изменения размера реальных затрат и издержек товаропроизводителей. При этом любая спекуляция им жестко пресекалась. В рамках реализации данного направления торгово-хозяйственной политики анонсировались повышение арендной платы с торговых мест на муниципальных базарах и ряд мероприятий по ужесточению санитарно-эпидемиологического контроля, имевших целью повышение уровня продовольственной безопасности и защиту прав потребителей.

Осуществление вышеуказанных мер породило возмущение и протесты ряда представителей местного сообщества, прежде всего, торгово-промышленной элиты муниципалитета. В поддержку протеста выступили и городские ремесленники, недовольные установлением налога в пользу местного бюджета на земельные участки, используемые ими для нужд производственной деятельности [8, л. 27].

В ходе предвыборной кампании 1902 г. недовольные местными властями предприниматели сформировали оппозиционный блок под руководством крупных торговцев мясом и хлебом А. А. Егонского и Р.П. Солдатова, выступивший против городского головы И.П. Лыткина. Однако им не удалось победить на выборах. Большинство избирателей высказались в поддержку социально-хозяйственного курса И.П. Лыткина [8, л. 27об.].

Проблема хронического дефицита бюджетных средств подталкивала органы городского самоуправления к решению вопросов благоустройства, охраны общественного порядка и санитарно-эпидемиологической безопасности за счет средств самих горожан, путем налаживания взаимодействия с формирующимся гражданским обществом, что вместе с тем, не в полной мере соответствовало требованиям и нормам законодательства.

Так, Правительственный Сенат своим решением от 24 сентября 1915 г. удовлетворил жалобу красноярских домовладельцев и отменил обязательное постановление Красноярской городской думы, в соответствие с которым расходы по монтажу брусчатки на улице Воскресенской, расположенной в центре г. Красноярска, должны были нести горожане -собственники домов. Мотивировочная часть решения содержала ссылки на Городовое положение 1892 г., определявшее вопросы первоначального строительства тротуаров и мостовых, как неотъемлемую компетенцию городского самоуправления [9, л.л.5-6].

По нашему мнению, данный эпизод свидетельствует о положительной динамике развития правовой и политической культуры горожан, достижении качественно нового этапа становления гражданского общества.

В декабре 1897 г. с целью решения вопросов обеспечения законности, правопорядка и противопожарной безопасности в ночное время, городская дума г. Минусинска приняла обязательное постановление, в соответствие с которым все домовладельцы обязывались принимать участие в формировании своего рода «народных дружин» или возмещать расходы по содержанию ночных караульных. По данному постановлению, территория города была разделена на 24 участка, границы участков подлежали совместному утверждению городской управы и местной полиции. Обеспечение правопорядка и противопожарной безопасности возлагалось на караульных, имевших положительную репутацию и подчинявшихся окружному полицейскому управлению. Вопросы оплаты труда караульных решались по их соглашению с собственниками домов. В случае отказа отдельных собственников оплачивать труд караульных, обязанность исполнять их полномочия возлагалась непосредственно на них самих [10].

В 1897-1898 гг. аналогичные постановления были изданы городскими думами всех городов региона [11; 12].

Завершение процесса генезиса капитализма в регионе к концу XIX в. диктовало необходимость конструирования и внедрения принципиально новой системы связи и коммуникаций, в полной мере отвечающей научно-технологическим вызовам данной исторической эпохи. К примеру, в 1892 г. в г. Красноярске впервые был анонсирован проект телефонизации города [13]. А в 1898 г. произошло увеличение численности абонентов телефонной сети до 75 номеров. Вместе с тем, сдерживающим фактором развития сети являлась недоступная обычным горожанам абонентская плата за ее услуги, составлявшая около 75 рублей в год. Такие расходы могли позволить себе только очень состоятельные люди [14].

В январе 1898 г. Красноярским городским самоуправлением с участием ведущих экспертов была создана комиссия с целью разработки проекта электрификации муниципалитета. По

результатам ее работы было принято решение о синхронизации работ по монтажу электрического освещения, как по уличному периметру территории, так и в домах горожан. С целью обеспечения доступности электрической энергии частным лицам, был утвержден льготный тариф на установку необходимого оборудования и потребление электрической энергии, причем для первых абонентов предусматривалось бесплатное подключение в пакете с льготной абонентской платой. Социально ориентированный характер данных мер был направлен на привлечение максимально большего числа потребителей, с целью снижения издержек при осуществлении данного проекта [15]. В итоге, 13 апреля 1912 г. был успешно осуществлен запуск в эксплуатацию первой Красноярской электростанции [16, л.207об.].

Осенью 1913 г. в г Красноярске финишировал проект организации водопровода, с 27 декабря 1913 г был запущен в эксплуатацию и противопожарный водопровод [16, лл.237, 254].

Успешное осуществление перспективных социально-инфраструктурных проектов стало реальным во многом благодаря установлению в Енисейской губернии соответствующей макроэкономической конъюнктуры. Завершение революционного транспортно-инфраструктурного проекта - Транссибирской железнодорожной магистрали стало мощным фактором развития логистических процессов, межрегиональной торговли, что, в свою очередь, создало благоприятные условия для развития экономики. Это иллюстрирует устойчивая положительная динамика увеличения доходов населенных пунктов региона, расположенных в территориальной близости к дороге. Так, к примеру, в период с 1895 по 1903 гг. статьи доходов красноярского бюджета увеличились более чем в два раза. Процентный индекс роста доходов г. Минусинска составил 30%, Канска - 60%, Ачинска - 4% [16, л.40].

Таким образом, основные вопросы деятельности органов городского самоуправления Енисейской губернии в сфере управления муниципальным хозяйством в рамках исследуемого периода были обусловлены содержанием, нормативно закрепленных Городовым положением 1892 г., полномочий и особенностями социально-экономического развития муниципалитетов, в контексте завершающего этапа развития капиталистической формации. Реализуемая органами городского самоуправления Енисейской губернии программа хозяйственной деятельности, включала комплекс мер, направленных на регулирование цен на продукты первой необходимости, с целью обеспечения продовольственной безопасности, а также решение вопросов благоустройства городской территории, охраны правопорядка и профилактики пожаров, путем принятия городскими думами, определенных законодателем и санкционированных губернатором, обязательных постановлений.

Строительство и запуск Транссибирской железнодорожной магистрали, привели к заметному оживлению экономики, обеспечили возможность осуществления актуальных хозяйственно-инфраструктурных проектов.

Литература и источники

1. Kuskashev D. V. Actual aspects of local govemment reform in Russia: a historical and legal analysis // Recent Trends in Science and Technology Management. - 2019. - №2. - С. 71-72.

2. Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX вв. - СПб.: Наука, 1994. - С.3-5.

3. Кускашев Д.В. Особенности регулирования торговых отношений органами городского самоуправления Енисейской губернии во второй половине XIX века // Евразийский юридический журнал. - 2019. - №2. - С.114.

4. Немчинов В.И. Городское самоуправление по действующему русскому законодательству. Городовое положение 11 июня 1892 г. С последними дополнениями и изменениями по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг., с приложениями к «Городовому положению», важнейшими разъяснениями Правительствующего Сената и извлечениями из других узаконений, относящихся к «Городовому положению». - М.: Изд. В.М. Саблина, типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнерова, 1912. - С.197-201.

5. Енисейские губернские ведомости. - 1898. - 19 июня. - №24.

6. Енисейские губернские ведомости. -1895. - 16 декабря. - №50.

7. Енисей. - 1896. - 2 февраля. - №15.

8. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.595. Оп.18. Д.745.

9. ГАКК. Ф.595. Оп.52. Д.300.

10. Енисейские губернские ведомости. - 1898. - 24 января. - №4.

11. Енисейские губернские ведомости. - 1898. - 20 марта. - №12; - 11 декабря. - №49.

12. Енисейские губернские ведомости. - 1905. - 11 января. - №4.

13. Енисей. - 1898. - 3 апреля. - №39.

14. Енисей. - 1898. - 5 апреля. - №40.

15. Енисей. - 1898. - 18 марта. - №32.

16. ГАКК. Ф.161. Оп.1. Д.123.

References and Sources

1. Kuskashev D.V. Actual aspects of local government reform in Russia: a historical and legal analysis // Recent Trends in Science and Technology Management. - 2019. - №2. - S. 71-72.

2. Nardova V.A. Samoderzhavie i gorodskie dumy v Rossii v konce XIX - nachale XX vv. - SPb.: Nauka, 1994. - S.3-5.

3. Kuskashev D.V. Osobennosti regulirovaniya torgovyh otnoshenij organami gorodskogo samoupravleniya Enisejskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX veka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2019. - №2. - S.114.

4. Nemchinov V.I. Gorodskoe samoupravlenie po dejstvuyushchemu russkomu zakonodatel'stvu. Gorodovoe polozhenie 11 iyunya 1892 g. S poslednimi dopolneniyami i izmeneniyami po Prodolzheniyam 1906, 1908, 1909 i 1910 gg., s prilozheniyami k «Gorodovomu polozheniyu», vazhnejshimi raz"yasneniyami Pravitel'stvuyushchego Senata i izvlecheniyami iz drugih uzakonenij, otnosyashchihsya k «Gorodovomu polozheniyu». - M.: Izd. V.M. Sablina, tipo-litogr. t-va I.N. Kushnerova, 1912. - S.197-201.

5. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1898. - 19 iyunya. - .№24.

6. Enisejskie gubernskie vedomosti. -1895. - 16 dekabrya. - №50.

7. Enisej. - 1896. - 2 fevralya. - №15.

8. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.595. Op.18. D.745.

10. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1898. - 24 yanvarya. - №4.

11. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1898. - 20 marta. - №12; - 11 dekabrya. - №49.

12. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1905. - 11 yanvarya. - №4.

13. Enisej. - 1898. - 3 aprelya. - №39.

14. Enisej. - 1898. - 5 aprelya. - №40.

15. Enisej. - 1898. - 18 marta. - №32.

16. GAKK. F.161. Op.1. D.123.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета (kenig-1977@mail.ru) KUSKASHEV, DMITRY V - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(47):321.61+321.74«18/19»

ЯБЛОЧКИНА И.В., УПОРОВ И.В. САМОДЕРЖАВИЕ И ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА В РОССИИ: К ВОПРОСУ ОБ УРОКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ

ФЕНОМЕНОВ

Ключевые слова: Россия, революция, самодержавие, буржуазия, диктатура пролетариата, власть, правящая элита, большевики, империя.

С точки зрения особенностей формирования и реализации принципов государственного управления и их трансформации в период революционных преобразований, в статье рассматриваются характерные для истории России формы государственности XIX - первой трети ХХ вв. Отмечается, что, несмотря на доминирующую общеевропейскую тенденцию буржуазной модернизации (в т.ч. демократизации), дом Романовых, правящие круги Российской империи, вплоть до падения империи в 1917 г., упорно сохраняли приверженность архаичной форме самодержавия, закрепляя ее законодательно. При этом властями (государственными деятелями, политическими структурами) и даже учеными, в активных поисках путей будущего России были почти совершенно проигнорированы сначала все более популярная в среде социал-демократии марксова идея диктатуры пролетариата, а затем и стремление большевиков во главе с Лениным осуществить ее на практике. Тем не менее, именно эта идея в решающей степени определила дальнейшее развитие российской (советской) государственности. Многие аспекты этого явления еще не получили должного научного объяснения. Обоснован тезис о том, что самодержавие и большевистская диктатура, как специфические историко-политические феномены, имеют общие черты, прежде всего, основанные на признании абсолютной ценности государства, его интересов и целостности. При этом централизм государственного управления, на фоне многообразия населяющих Россию народов и ее обширной территории, представлял собой фундаментальную основу российской государственности, вне зависимости от идеологических взглядов, предпочтений и установок правящих элит.

YABLOCHKINA, I.V, UPOROV, IV.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SELF-POWER AND DICTATURE OF THE PROLETARIAT IN RUSSIA: TO THE QUESTION OF THE LESSONS OF HISTORICAL TRANSFORMATION OF POLITICAL-LEGAL PHENOMENONS

Keywords: Russia, revolution, autocracy, bourgeoisie, dictatorship of the proletariat, power, ruling elite, Bolsheviks, empire.

From the point of view of the peculiarities of the formation and implementation of the principles of public administration and its transformation during the period of revolutionary transformations, in the article discusses the forms of statehood characteristic of the history of Russia of the XIX - first third of the XX centuries. It is noted that, despite the dominant pan-European trend of bourgeois modernization (including democratization), the Romanovs, the ruling circles of the Russian Empire, up to the fall of the empire in 1917, stubbornly remained committed to the archaic form of autocracy, consolidating it legally. At the same time, the authorities (statesmen, political structures), and even scientists, in an active search for the future of Russia, almost completely ignored the Marxian idea of the dictatorship of the proletariat, which was increasingly popular among the social democrats, and then the desire of the Bolsheviks led by Lenin to implement it on practice. Nevertheless, it was this idea that to a decisive degree determined the further development of Russian (Soviet) statehood. Many aspects of this phenomenon have not yet received proper scientific explanation. It substantiated the thesis that the autocracy and the Bolshevik dictatorship, as specific historical-political phenomena, have common features, primarily based on the recognition of the absolute value of the state, its interests and integrity. Moreover, the centralism of government, against the backdrop of the diversity of peoples inhabiting Russia and its vast territory, was the fundamental foundation of Russian statehood, regardless of the ideological views, preferences and attitudes of the ruling elites.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.