Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. МИНУСИНСКА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. МИНУСИНСКА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЮДЖЕТ / ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА / "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ" / "НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ" РАСХОДЫ / ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / CITY SELF-GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / BUDGET / MAYOR / "COMPULSORY" / "NON-COMPULSORY" EXPENSES / SOCIETY FOR THE CARE OF PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы социального администрирования в образовательной политике городского самоуправления г. Минусинска Енисейской губернии в контексте их правоприменительной деятельности в условиях реформирования системы местного управления во второй половине XIX века. Сделаны выводы относительно влияния действовавшего законодательства в области местного самоуправления и правоприменительной деятельности городских властей на развитие процессов взаимодействия с органами государственной власти Енисейской губернии, с одной стороны, и формирующимися институтами гражданского общества - с другой, по вопросам осуществления собственных полномочий в области образовательной политики. Акцентировано особое внимание на исследовании содержательных аспектов данного взаимодействия, имевших целью выявления соответствующих социальных потребностей городского населения и согласование направлений их эффективного осуществления в структуре социального администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF SOCIAL ADMINISTRATION IN THE EDUCATIONAL POLICY OF THE CITY SELF-GOVERNMENT OF MINUSINSK OF THE YENISEI PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

In the article discusses actual questions of social administration in the educational policy of the city government of Minusinsk of the Yenisei province in the context of their law enforcement activity in the conditions of reforming the local self-government system in the second half of the XIX century. It makes the conclusions regarding the impact of existing legislation in the field of local self-government and law enforcement activity of the city authorities on the development of processes of interaction with public authorities of the Yenisei province, on the one hand, and emerging civil society institutions, on the other, on the exercise of their own powers in the field of educational policy. Particular attention is focused on the study of the substantive aspects of this interaction, aimed at identifying the corresponding social needs of the urban population and coordinating the directions for their effective implementation in the structure of social administration.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. МИНУСИНСКА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

32. GARK. F.64. Op.1. D.1181. Ob ustanovlenii Bahchisarajskoj gorodskoj dumoj 3 yanvarya 1904 g. pravil dlya soderzhaniya v poryadke kofeen s vydachej im razresheniya dlya otkrytiya kofeen, 1904-05., 82 l.

33. GARK. F.64. Op.1. D.309. O vospreshchenii otkryvat' bliz mechetej magometanskih pitejnyh zavedenij po Bahchisarayu 1884 g. 9 l.

34. GARK. F.64. Op.1. D.51. O dohodah i raskhodah Bahchisaraya za 1879 g., 197 l.

35. GARK. F.64. Op.1. D.424. Ob otkrytii v Bahchisarae traktirnyh, pivnyh i reiskovyh zavedenij, 1887 g., 16 l.

36. GARK. F.64. Op.1. D.588. O razreshenii licam dlya otkrytiya v Bahchisarae traktirnyh zavedenij i reiskovyh pogrebov, 1891 g. 14 l.

37. GARK. F.64. Op.1. D.831. O razreshenii na otkrytie v Bahchisarae traktirnyh i pivnyh zavedenij, 1896-1897 gg. 18 l.

37. GARK. F.64. Op.1. D.1381. ZHurnal proverki torgovyh promyshlennyh predpriyatij i lichnyh promyslovyh zanyatij po gorodu Bahchisarayu v 1908 g., 20 l.

ОСМАНОВ ЭЛЬВИЗ ЭДЕМОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета. Россия, Симферополь.

OSMANOV, ELVIS E. - Ph.D. in History, teacher of Chair of History of Crimean Engineering and Pedagogic University. Russia, Simferopol (elvis_osmanov@vail.ru)

УДК 94(47).08:930.85«187/189»

КУСКАШЕВ Д.В.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. МИНУСИНСКА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: городское самоуправление, гражданское общество, бюджет, городской голова, «обязательные», «необязательные» расходы, Общество попечения о начальном образовании.

В статье рассмотрены актуальные вопросы социального администрирования в образовательной политике городского самоуправления г. Минусинска Енисейской губернии в контексте их правоприменительной деятельности в условиях реформирования системы местного управления во второй половине XIX века. Сделаны выводы относительно влияния действовавшего законодательства в области местного самоуправления и правоприменительной деятельности городских властей на развитие процессов взаимодействия с органами государственной власти Енисейской губернии, с одной стороны, и формирующимися институтами гражданского общества - с другой, по вопросам осуществления собственных полномочий в области образовательной политики. Акцентировано особое внимание на исследовании содержательных аспектов данного взаимодействия, имевших целью выявления соответствующих социальных потребностей городского населения и согласование направлений их эффективного осуществления в структуре социального администрирования.

KUSKASHEV, D.V.

THE QUESTIONS OF SOCIAL ADMINISTRATION IN THE EDUCATIONAL POLICY OF THE CITY SELF-GOVERNMENT OF MINUSINSK OF THE YENISEI PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Keywords: city self-government, civil society, budget, mayor, "compulsory", "non-compulsory" expenses, Society for the Care of Primary Education.

In the article discusses actual questions of social administration in the educational policy of the city government of Minusinsk of the Yenisei province in the context of their law enforcement activity in the conditions of reforming the local self-government system in the second half of the XIX century. It makes the conclusions regarding the impact of existing legislation in the field of local self-government and law enforcement activity of the city authorities on the development of processes of interaction with public authorities of the Yenisei province, on the one hand, and emerging civil society institutions, on the other, on the exercise of their own powers in the field of educational policy. Particular attention is focused on the study of the substantive aspects of this interaction, aimed at identifying the corresponding social needs of the urban population and coordinating the directions for their effective implementation in the structure of social administration.

К числу важнейших факторов формирования и развития системы социального администрирования в образовательной политике органов городского самоуправления восточносибирского региона во второй половине XIX века, следует отнести городскую реформу императора Александра II, начало которой было положено в июне 1870 г. высочайшим Указом об утверждении Городового положения [1, с.250]. Городовое положение 1870 г. было введено в г. Минусинске весной 1875г. В марте 1875 г. состоялись первые выборы гласных Минусинской городской думы [2]. В соответствии с Городовым положением, городские думы имели ограниченные полномочия при планировании местных бюджетов. В

частности, при формировании доходных статей бюджетов необходимо было учитывать законодательные ограничения максимального уровня городских налогов. При планировании расходной части бюджетов, первостепенная задача состояла в закреплении «обязательных» расходов [3, с. 114-115]. При этом в структуру «обязательных» расходов статьями 139-140 Городового положения были включены: расходы по обеспечению деятельности аппарата городского самоуправления, полиции, пожарной службы, содержанию муниципальной недвижимости, благоустройства, выплаты долговых и иных обязательств. Кроме того, к их числу было отнесено долевое субсидирование расходов ряда правительственных учреждений, осуществлявших деятельность по обеспечению реализации функциональных полномочий самоуправления, в частности, губернских по городским делам присутствий, возмещение расходов по отоплению и освещению тюрем, воинской квартирной повинности и т.п. Все эти категории расходов местных бюджетов подлежали полному исполнению [4, с. 287-303, 322].

В 1876 г. в бюджете г. Минусинска, доля вышеуказанных «обязательных» расходов составляла 71%, в том числе расходы на благоустройство города - 19,5%. Таким образом, свыше половины всех расходов минусинского бюджета, во исполнение действовавшего законодательства, оказалось запланировано на цели, не имевшие прямого отношения к нуждам города и его жителей. Оставшиеся средства в бюджетном процессе могли быть учтены как «необязательные». К их числу и относились ассигнования на образование и здравоохранение. В бюджете на 1876 г. их совокупный удельный вес составлял всего 28%. При этом на культуру ни одной копейки запланировано не было [5].

Проведенный, в рамках нашего исследования, анализ динамики минусинского бюджета за первое пореформенное десятилетие демонстрирует незначительное изменение удельной доли «обязательных» расходов, в 1884 г. составившей около 75%. Отнесенные законодателем к «необязательным», ассигнования на образование и медицину составляли около 23% [6]. В 1892 г. доля «обязательных» расходов минусинского бюджета снизилась, составив 67%. Удельный вес «необязательных» расходов соответственно возрос до 30% [7].

К вопросам социального администрирования городского самоуправления, Городовым положением 1870 г. было отнесено: формирование и управление учреждениями социальной сферы, в том числе образовательными, решение вопросов социального обеспечения, направленных на борьбу с нищетой и бедностью. Вместе с тем, на законодательном уровне не были четко прописаны источники финансового и материального обеспечения компетенции социального администрирования, что определяло возможность решение данных вопросов, как право, а не обязанность. Отсутствие в Сибири земского самоуправления определяло значительное увеличение для муниципалитетов финансовой нагрузки по формированию и развитию сети образовательных учреждений.

Вышеуказанные факторы во многом определили управленческую тактику органов городского самоуправления Енисейской губернии по интеграции муниципальных, государственных и общественных интересов, путем создания обществ попечения о начальном образовании, состоявших из представителей городской власти и меценатов, купцов и промышленников, определявшей факторы становления и развития гражданского общества.

Миссия Общества попечения о начальном образовании была нацелена на первоочередное решение вопросов активизации благотворительных акций, направленных на аккумулирование средств и капиталов для открытия новых школ, социальную поддержку детей из малоимущих семей и обеспечение доступности образования, независимо от социально-сословного происхождения учеников. Актуальность такого рода работы обуславливалась явной недоступностью для абсолютного большинства детей даже начальной школы. Так, если в 1880-х годах в европейских губерниях России обучался один из 12 детей школьного возраста, то в Енисейской губернии в 1883 г. из 42 детей школьного возраста обучался грамоте всего один ребенок [8, с.30].

В 1885 г. городской голова г. Минусинска купец 2 гильдии И.П. Лыткин на повестку заседания городской думы поставил вопрос о создании Общества попечения о начальном образовании, получивший поддержку большинства гласных. Были определены цели и задачи

46

Общества: «1) содействие городскому самоуправлению материальными средствами в улучшении первоначального образования и положения городских училищ и прогимназии; 2) помощь беднейшим и способным ученикам в продолжении учения в этих заведениях; 3) поощрение лиц с особенной пользою занимавшихся делом преподавания в существующих уже школах; 4) помощь лицам, открывающим и содержащим частные первоначальные школы» [9]. Однако по причине финансовых трудностей, общество попечения о начальном образовании в г. Минусинске, приступило к своей деятельности лишь спустя 3 года, 29 апреля 1889 г.

Благодаря пожертвованиям купца-мецената И.М. Сибирякова и по его личной инициативе 30 сентября 1890 г. была открыта начальная школа, в формате смешанного частного одноклассного училища в Малой Минусе и Самодуровке - пригородах г. Минусинска. Однако население этих пригородных поселений отказалось нести какие-либо расходы по открытию и обеспечению школы, считая ее ненужным общественным бременем. Данная мещанская позиция, несмотря на свою абсурдность, имела вполне логичное обоснование. Она была вызвана остросоциальными последствиями бедности и нищеты, чтобы буквально выжить и не умереть от голода горожанам приходилось активно эксплуатировать труд детей с самых малых лет в домашнем хозяйстве, что, соответственно, не оставляло времени на учебу. После окончания начального училища, большинство учеников уже не имели возможности для продолжения учебы в средней школе. И вновь по причинам бедности, а также трудового использования в домашнем хозяйстве.

Начальная школа работала по трехлетней программе, включавшей письмо и начальный курс арифметики, русский язык, катехизис и священную историю. Учащиеся из бедных семей обучались здесь бесплатно. Но основная часть контингента вносила небольшую плату -порядка 1 - 2 рублей в месяц. В школе обучалось около 40 детей: 35 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 7 до 15 лет [10].

Осенью 1890 г. городской думой г. Минусинска было принято решение об открытии начальной школы для мальчиков и девочек, без установления платы за обучение. Однако в итоге не удалось решить вопрос об ее обеспечении соответствующим зданием.

Вопросам социального администрирования школ в русле образовательной политики городского самоуправления г. Минусинска отводилось приоритетное значение, в силу следующих причин. Во-первых, они находились в ведомственном подчинении Министерства народного просвещения. Во-вторых, в непосредственное участие в формировании эффективной модели социального администрирования средних школ принимали местные предприниматели - меценаты, в ряде случаев прямо заинтересованные в подготовке квалифицированных рабочих кадров. В-третьих, уже сама принадлежность учащихся к более состоятельным слоям местного сообщества давала гарантию необходимой помощи гимназиям. Нужно учитывать и то, что, в конечном счете, уровень и качество подготовки учащихся напрямую определял профессиональный уровень будущих сибирских чиновников.

Городское самоуправление Минусинска, в отличие от Енисейска, придерживалась однозначной позиции о необходимости организации и развития классического гимназического образования, отдавая должное значимости и перспективности данного направления. Техническое образование оно считало второстепенным. Итогом взаимодействия городского самоуправления, государственной власти и развивающегося гражданского общества в г. Минусинске явилось открытие женской прогимназии 9 сентября 1880 года. Купцом М.П. Поповым для женской прогимназии было предоставлено собственное здание [11]. Финансовые и хозяйственные вопросы администрирования прогимназии осуществлял попечительский совет, избираемый городской думой. Источники финансового обеспечения женской прогимназии составляли средства местного бюджета (ежегодно в сумме около 900 рублей), временные ассигнования казначейства, оплата за обучение (16 - 20 руб. в год) и пожертвования частных лиц [12].

В 1882 г. попечительским советом был поставлен вопрос о необходимости расширении штата женской прогимназии и открытии 4-го класса. Экс-городского головы И.Г. Гусев, безвозмездно передал для прогимназии свой дом, в здании которого был сделан капитальный

47

ремонт [13]. В 1887 г. в обновленной прогимназии начались учебные занятия, и была открыта учебная библиотека. Контингент учащихся женской прогимназии в 1889 г. составлял 81 ученицу, из них к детям мещанского сословия относилось 51 ученица, крестьян - 18, дворян -10, духовенства - 1, «инородцев» - 1 [14].

Таким образом, решение вопросов социального администрирования в образовательной политике органов городского самоуправления в г. Минусинске Енисейской губернии в исследуемый период осуществлялось в рамках взаимодействия городских властей, органов государственной власти, предпринимательства и частной благотворительности в вопросах правотворческого и материально-финансового обеспечения реализации полномочий в социальной сфере. В условиях финансово-бюджетных, фискально-экономических и правовых проблем, вызванных во многом содержанием и региональной практикой осуществления муниципальной реформы императора Александра II, особую актуальность приобрела организация и деятельность обществ попечения о начальном образовании, состоявших из представителей городского самоуправления зарождавшегося гражданского общества. Главным итогом их деятельности стало развитие муниципальной сети социально ориентированных образовательных учреждений, обеспечившее повышение доступности начального и среднего образования в городе. Магистральным направлением социального администрирования в образовательной политике Минусинского городского самоуправления являлось развитие классического среднего (гимназического) образования, вопросы развития среднего технического образования были смещены на второй план.

Литература и источники

1. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - нач. 90-х г. XIX в. Правительственная политика. - Л.: Наука, 1984.

2. Енисейские губернские ведомости. - 1875. - 14 июня. - №24.

3. КускашевД.В. Аграрные аспекты бюджетной политики городского самоуправления Енисейской губернии (1870 - 1892 гг.) // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - №2.

4. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями / Сост. М.И. Мыш. - СПб.: тип. Лебедева, 1890.

5. Енисейские губернские ведомости. - 1876. - 8 мая. - №19.

6. Енисейские губернские ведомости. - 1884. - 28 января. - №4; - 4 февраля. - №5; - 28 апреля. - №17; - 5 мая. - №18.

7. Енисейские губернские ведомости. - 1892. - 7 марта. - №10; -14 марта. - №11; - 28 марта. - №13; - 4 апреля. - №14; - 1893. -9 января. - №2; - 16 января. - №3.

8. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей (вторая половина XIX - начало XX века). - Красноярск, 1995.

9. Восточное обозрение. - 1891. - 10 ноября. - №46.

10. Восточное обозрение. - 1891. - 28 июля. - №31. - С.6; - 3 марта - №10.

11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.595. Оп.19. Д.1003. Л.135.

12. Минусинский городской государственный архив (МГГА). Ф.13. Оп.1. Д.9. Л.Л. 13, 74.

13. МГГА. Ф.13. Оп.1. Д.14. Л.19.

14. ГАКК. Ф.595. Оп.19. Д.1003. Л.136.

References and Sources

1. Nardova V.A. Gorodskoe samoupravlenie v Rossii v 60-h - nach. 90-h g. XIX v. Pravitel'stvennaya politika. - L.: «Nauka», 1984.

2. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1875. - 14 iyunya. - №24.

3. Kuskashev D.V. Agrarnye aspekty byudzhetnoj politiki gorodskogo samoupravleniya Enisejskoj gubernii (1870 - 1892 gg.) // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. - 2016. - №2.

4. Gorodovoe polozhenie so vsemi otnosyashchimisya k nemu uzakoneniyami, sudebnymi i pravitel'stvennymi raz"yasneniyami / Sost. M.I. Mysh. -SPb.: tip. Lebedeva, 1890.

5. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1876. - 8 maya. - №19.

6. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1884. - 28 yanvarya. - №4; - 4 fevralya. - №5; - 28 aprelya. - №17; - 5 maya. - №18.

7. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1892. - 7 marta. - №10; -14 marta. - №11; - 28 marta. - №13; - 4 aprelya. - №14; - 1893. - 9 yanvarya. - №2; - 16 yanvarya. - №3.

8. Meshalkin P.N. Mecenatstvo i blagotvoritel'nost' sibirskih kupcov-predprinimatelej (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka). - Krasnoyarsk, 1995.

9. Vostochnoe obozrenie. - 1891. - 10 noyabrya. - №46.

10. Vostochnoe obozrenie. - 1891. - 28 iyulya. - №31. - S.6; - 3 marta - №10.

11. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.595. Op.19. D.1003. L.135.

12. Minusinskij gorodskoj gosudarstvennyj arhiv (MGGA). F.13. Op.1. D.9. L.L. 13, 74.

13. MGGA. F.13. Op.1. D.14. L.19.

14. GAKK. F.595. Op.19. D.1003. L.136.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета (kenig-1977@mail.ru) KUSKASHEV, DMITRY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.