Научная статья на тему 'АГРАРНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (1870-1892 ГГ.)'

АГРАРНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (1870-1892 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / AGRARIAN STRUCTURE OF THE ECONOMY / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ГОРОДСКАЯ УПРАВА / ГОРОДСКИЕ БЮДЖЕТЫ / CITY COUNCIL / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL GOVERNMENT / ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА / MUNICIPAL REFORM / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАСХОДЫ / OPTIONAL CHARGES / ОКРУЖНЫЕ ГОРОДА / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / DISTRICT TOWN OF THE YENISEI PROVINCE / ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА / MAYOR / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / FINANCIAL AND ECONOMIC BASIS / MUNICIPAL BUDGETS / COMPULSORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кускашев Д.В.

Актуальность статьи обусловлена важностью изучения исторического опыта выработки и реализации бюджетной политики органами городского самоуправления региона с точки зрения его использования в современных условиях. Цель статьи - рассмотреть аграрные аспекты бюджетной политики органов городского самоуправления Енисейской губернии в 1870-1892 гг., в контексте анализа показателей муниципальных бюджетов. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автором сформулирован вывод о том, что структура муниципальных бюджетов была жестко регламентирована законодательством, в частности Городовым положением 1870 г., чем в значительной степени была ограничена финансовая самостоятельность городского самоуправления. Анализ динамики показателей доходных и расходных статей городских бюджетов в 1870-1892 гг. свидетельствует о преимущественно аграрной структуре экономики окружных городов Енисейской губернии, что наглядно иллюстрировало как проводимую муниципальной властью бюджетную и финансово-экономическую политику, так и сельскохозяйственный уклад жизни большинства горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кускашев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL ASPECTS OF THE BUDGET POLICY OF THE CITY GOVERNMENT OF YENISEI PROVINCE (1870-1892)

The relevance of the article due to the importance of studying the historical experience of development and implementation of fiscal policy by municipal government bodies of the region, in the context of its use in modern conditions. The purpose of this article is to examine the agricultural aspects of the budgetary policy of the municipal government of the Yenisei province in 1870 - 1892, in the context of the analysis of indicators of municipal budgets. Implementation of the tasks was achieved through General scientific (dialectic, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author formulated the conclusion that the structure of municipal budgets was strictly regulated by existing legislation, particularly the Municipal regulations of 1870, than pretty much restricted financial autonomy of municipal government. The analysis of dynamics of indicators of revenues and the expenditures of municipal budgets in 1870 - 1892 allowed the author to conclude that a predominantly agrarian economic structure of cities of district of the Yenisei province, which is clearly illustrated how the municipality budget and financial-economic policy and agricultural way of life of the majority of citizens.

Текст научной работы на тему «АГРАРНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (1870-1892 ГГ.)»

хозяйства, создание и развитие новых форм реализации этими субъектами своих интересов и стремлений. Поэтому для формирования устойчивой модели финансово-правовой культуры сельскохозяйственных товаропроизводителей необходима государственная поддержка и научное сопровождение основных направлений аграрной политики в современной России.

Список литературы:

1. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях : учеб. пособие / А.В. Малько. — М.: Проспект, 2010. — 139 с.

2. Власов, В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. — 2015. — № 3. — С. 9—16.

3. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 1, ч. 1, ст. 27.

4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 32, ст. 4549.

5. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 43 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).

6. О создании территории опережающего социально-экономического развития < «Набережные Челны» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 44 О // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. <с gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).

с 7. О создании территории опережающего социально-экономического раз-

s вития «Гуково» : постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 45 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo. рЕ gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).

8. Тепляшин, И.В. Правовая инноватика: контуры исследования // Российский юридический журнал. — 2012. — № 2. — С. 9—19.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. — 2015. — 4 дек.

.0 х

со

с

о

с

<

c Д.В. Кускашев, D.V. Kuskashev,

кандидат исторических наук, доцент, Candidate of historical Sciences, associate 114 кафедра теории и истории государства Professor,

_ и права Красноярского государственного Krasnoyarsk state agrarian University

аграрного университета keniq@yandex.ru

<0

о Аграрные аспекты бюджетной политики

городского самоуправления Енисейской губернии (1870-1892 годы)

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью изучения исторического опыта выработки и реализации бюджетной политики органами городского самоуправления региона с точки зрения его использования в современных условиях. Цель статьи — рассмотреть аграрные аспекты бюджетной политики органов городского самоуправления Енисейской губернии в 1870—1892 гг. в контексте анализа показателей муниципальных бюджетов. Реализация поставленных задач

0J СЧ

была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автором сформулирован вывод о том, что структура муниципальных бюджетов была жестко регламентирована законодательством, в частности Городовым положением 1870 г., чем в значительной степени была ограничена финансовая самостоятельность городского самоуправления. Анализ динамики показателей доходных и расходных статей городских бюджетов в 1870—1892 гг. свидетельствует о преимущественно аграрной структуре экономики окружных городов Енисейской губернии, что наглядно иллюстрировало как проводимую муниципальной властью бюджетную и финансово-экономическую политику, так и сельскохозяйственный уклад жизни большинства горожан.

Ключевые слова: аграрная структура экономики, бюджетная политика, городские бюджеты, городское самоуправление, городская реформа, обязательные, факультативные расходы, окружные города, Енисейская губерния, городская дума, городской голова, городская управа, финансово-экономическая основа.

>

Agricultural aspects of the budget policy of the city а

government of Yenisei province (1870-1892) |

®

Abstract: the relevance of the article due to the importance of studying the historical experience of о

development and implementation offiscal policy by municipal government bodies of the region, in the context ®

of its use in modern conditions. The purpose of this article is to examine the agricultural aspects of the p

budgetary policy of the municipal government of the Yenisei province in 1870 — 1892, in the context of ^

the analysis of indicators of municipal budgets. Implementation of the tasks was achieved through General g

scientific (dialectic, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The *

author formulated the conclusion that the structure of municipal budgets was strictly regulated by existing H

legislation, particularly the Municipal regulations of 1870, than pretty much restricted financial autonomy of m §c

municipal government. The analysis of dynamics of indicators of revenues and the expenditures of municipal С о

budgets in 1870 — 1892 allowed the author to conclude that a predominantly agrarian economic structure ® и

of cities of district of the Yenisei province, which is clearly illustrated how the municipality budget and о К

financial-economic policy and agricultural way of life of the majority of citizens. й 3

Keywords: agrarian structure of the economy, budget policy, municipal budgets, municipal government, >у °

municipal reform, compulsory, optional charges, district town of the Yenisei province, city Council, the е "о

Ф

п

mayor, the city Council, the financial and economic basis. H o

U o

( 3 8 °

инансово-экономические основы городского самоуправления 0 |

Г О

1 у

Енисейской губернии сложились в ходе осуществления в регионе муниципальной реформы Александра II, на ход и содержание которой особый от- 2 В печаток наложила государственная теория местного самоуправления. В рам- 3 ® ках актуализации основных положений данной теории в проект Городового ) я положения 1870 г. был внесен ряд норм, определивших границы самостоятельности органов городского самоуправления в осуществлении закрепленных за ними полномочий в бюджетной, финансово-экономической сфере и -

одновременно с этим регламентировавших порядок и условия их реализации.

Городские думы как представительные органы имели лишь относительную щ самостоятельность в области бюджетной деятельности. Доходная часть бюджета ^ была в определенной степени регламентирована Городовым положением 1870 г., а именно, установлением максимального предела взимания городских налогов. |

Наиболее значительные поступления составляли доходы от городских 3 недвижимых имуществ, оброчных статей и городских предприятий. В 1876 г. их совокупный объем варьировался от 23,2 % в г. Минусинске до 50,7 % в г. Канске, т. е. экономика городов носила преимущественно аграрный характер [1]. Следует отметить, что основную долю данной статьи доходов

составляли доходы от аренды муниципальных земель, большая часть которых имела сельскохозяйственный характер, меньшая — арендовалась под различные торгово-промышленные заведения.

Удельный вес торгово-промышленных сборов в доходной части городских бюджетов в указанный период был значительно меньше — от 17,1 % в Минусинске до 20,9 % в Енисейске и Канске, что отражало низкий уровень развития городской промышленности, особенно если учесть, что большую их часть составляли поступления от городской торговли. В отличие от промышленности торговля развивалась более динамично и, соответственно, приносила более высокий и стабильный доход.

Ведущую роль в формировании доходной части городских бюджетов занимал оценочный налог с городских недвижимых имуществ, который взимался со всей недвижимости. От него освобождались только имущества, принадлежавшие царскому двору, здания казенных, учебных и благотворительных учреждений, бездоходные имущества духовного ведомства, земли и железнодорожные сооружения. По Городовому положению 1870 г. оценочный налог не мог превышать 1 % стоимости или 10 % чистого дохода недвижимого имущества. В этих пределах городские думы имели право устанавливать х размер налога самостоятельно [2, с. 50].

^ Наиболее высокий удельный вес оценочного налога в 1876 г. наблюдал-к ся в бюджетах Красноярска и Енисейска — 18,2 % и 22 % соответственно.

Поскольку эти города являлись центрами экономической жизни Енисейской § губернии, стоимость городской недвижимости в них была более высокой.

В бюджетах малых городов губернии, в силу бедности подавляющего боль-^ шинства населения, удельный вес оценочного налога был незначительным. <5 Нередко значительный доход приносили и косвенные налоги. Их сово-:: купный объем в городских бюджетах был крайне неоднородным — от 4,8 % ^ в Минусинске до 37 % в Ачинске.

° Вспомогательные доходы составляли поступления из государственной к казны, которые должны были компенсировать затраты городских дум на сот держание местных органов государственного управления: полиции, пожарной ш команды, тюрем, армии и т. д. В действительности же эти компенсационные пособия поступали не всегда регулярно и нередко в значительно меньшем размере, чем реально требовалось. Кроме этого в структуру вспомогательных 116 доходов входили и всевозможные пособия частных лиц на конкретные бла-- готворительные цели и проекты. В 1876 г. вспомогательные доходы присутствовали лишь в городских бюджетах Канска и Минусинска, они составляли 16,2 % и 24,8 % соответственно. ° Все города Енисейской губернии в 1876 г. имели бездефицитные бюджеты. Исключение составлял г. Енисейск, где наблюдался бюджетный дефицит в объеме 8,5 %.

При формировании расходной части бюджета приоритетное значение, согласно ст. 139—140 Городового положения 1870 г., отводилось финансированию так называемых «обязательных» расходов. К их числу были отнесены: затраты на содержание аппарата городского общественного управления, полиции, пожарной команды, правительственных учреждений, в том числе расходы

сч сч

ср

на отопление и освещение тюрем, финансирование воинской квартирной повинности, городское благоустройство, содержание городских имуществ, а также уплата долгов по займам и другим обязательствам [3, с. 287—303, 322].

Совокупный удельный вес этих немуниципальных расходов в городских бюджетах 1876 г. составлял от 71,35 % в Минусинске до 93,1 % в Красноярске. Причем в числе «обязательных» расходов объем средств, выделяемых на городское благоустройство, был сравнительно небольшим — от 3,2 % в Канске до 21,4 % в Красноярске [4, с. 8].

Оставшаяся часть денежных средств могла быть использована на «необязательные», или факультативные расходы, т. е. на народное образование, здравоохранение, культуру и т. д. В расходной части городских бюджетов 1876 г. совокупный объем средств, выделенных на развитие социальной сферы, составлял от 6,2 % в Красноярске до 28,4 % в Минусинске [5].

В период с 1876 по 1892 гг. произошел рост городских доходов разной степени интенсивности во всех городах, за исключением Минусинска. Индекс роста городских доходов составлял: в Енисейске — 7,7 %, в Красноярске — 57 %, в Ачинске — 74,7 %, в Канске — 137,2 %. В Минусинске сокращение доходов городского бюджета составило 14,2 % от уровня 1876 г. При этом Ю увеличение доходов происходило несколько более медленными темпами, е чем рост расходов, в результате в 1892 г. во всех городах Енисейской губернии наблюдался бюджетный дефицит, его объем варьировался от 10,5 % в н 3 < Минусинске до 25 % в Енисейске. е §

Структура городских доходов, а также процентное соотношение доходных К | статей городских бюджетов в период с 1876 по 1892 гг., в целом, не претерпели й 3

значительных изменений. у 0

б о

В 1892 г. наибольший удельный вес в доходной части городских бюджетов р СС

составляли поступления от городских недвижимых имуществ и оброчных | 0

статей — от 37,7 % в Минусинске до 55,6 % в Канске. -1 С

Значительно менее доходной статьей городских бюджетов являлись 0 М

торгово-промышленные сборы, они составляли от 13,5 % в Ачинске до 20,8 % !•<

в Минусинске, что свидетельствовало о слабых темпах развития промышлен- 2 В

ности в городах Енисейской губернии. ° ®

За вышеуказанный период произошло незначительное уменьшение ) § удельного веса оценочного налога с недвижимости в городских бюджетах

Красноярска и Енисейска, он составил 15 % и 19,3 % соответственно. В цу

бюджетах остальных городов Енисейской губернии удельный вес оценочного -

налога оставался невысоким — от 0,9 % в Ачинске до 9,6 % в Минусинске.

Совокупный объем так называемых «обязательных» расходов в городских щ бюджетах находился в интервале от 66,8 % в Минусинске до 88,6 % в Красноярске. ^ Удельный вес «необязательных» или факультативных расходов в городских бюджетах варьировался от 10 % в Красноярске до 30 % в Минусинске [6]. | Итак, в период с 1876 по 1892 гг. наметилась тенденция постепенного 3 сокращения объема «обязательных» расходов в городских бюджетах и, соответственно, увеличения расходов на народное образование, здравоохранение, благотворительность и культуру. Вместе с тем «обязательные расходы», статьи

которых не имели непосредственного отношения к развитию муниципального хозяйства, отнимали свыше половины средств городских бюджетов, уменьшение их объемов происходило слабыми темпами.

Таким образом, в результате проведения муниципальной реформы 1870 г. в Енисейской губернии городскому самоуправлению была предоставлены относительно широкие полномочия в управлении городским хозяйством, но вместе с тем была ограничена его финансовая самостоятельность.

Законодательно установленный максимальный предел взимания городских налогов, слабые темпы промышленного роста, преимущественно аграрный характер экономики городов, бедность его населения — все это лишало муниципальные бюджеты возможности увеличения доходных статей. Свыше половины всех бюджетных средств отнимало финансирование местных органов государственного управления — полиции, пожарной службы, тюрем, армии и др., носившее обязательный характер. В итоге органы городского самоуправления имели крайне скудные финансовые возможности в развитии системы муниципального хозяйства, что отражалось на неразвитости инфраструктуры, антисанитарном состоянии городов, росте преступности и социальной напряженности.

Список литературы:

m 1. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 21 февр.; 15 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.

^ 2. Нардова, В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале

Щ XX века / В.А. Нардова. — СПб. : Наука, 1994. — 157 с.

3. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями / сост. М.И. Мыш. — СПб., 1890.

4. Кускашев, Д.В. Исторический опыт взаимодействия городского самоуправления Енисейской губернии и общественности в организации медицинской помощи

^ населению (1870—1917) // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2015.

I — № 19. URL: vsoa.esrae.ru/185-933 (дата обращения: 25.03.2016).

ь 5. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 27 февр.; 8 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g 6. Енисейские губернские ведомости. — 1892. — 7 марта, 14 марта; 28 марта; 4 апр.; 1893. —

с 9 янв.; 16 янв.

ш

gc С.Н. Гринберг, S.N. Greenberg,

доцент кафедры земельного права и associate Professor

iz

экологических экспертиз юридического Department of land rights and 118 института Красноярского environmental impact assessments Law

--государственного аграрного Institute Krasnoyarsk State Agricultural

университета University

<o

о О проблемах, возникающих при подготовке

межевых планов застроенных земельных участков на землях населенных пунктов

Аннотация: актуальность статьи обусловлена тем обстоятельством, что после введения в действие Градостроительного кодекса РФ в стране проводится объемная работа по его развитию и совершенствованию правоприменительной практики, с целью законодательного обеспечения вопросов формирования рынка доступного жилья. Целью работы является выявление, обоснование и поиск возможного решения насущных проблем, возникающих при образовании земельных участков под суще-

0J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.