Закон и право. 2022. № 6. С. 114-115. Law and legislation. 2022;(6):114-115.
Научная статья УДК 343.123.1
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-114-115
NIION: 1997-0063-6/22-333 MOSURED: 77/27-001-2022-6-533
Проблемы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Азиз Ноябревич Алимурадов
Юридический институт Дагестанского государственного университета,
Махачкала, Россия, crimprocces@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния и тенденции развития прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, проводится анализ организации прокурорского надзора. Автором предложены возможные направления повышения эффективности надзорной деятельности прокурора в данной стадии.
Ключевые слова: уголовный процесс, возбуждение уголовного дела, прокурор, следователь.
Для цитирования: Алимурадов А.Н. Проблемы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Закон и право. 2022. № 6. С. 114—115. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-114-115.
Original article
Problems of prosecutorial supervision at the stage of initiating a criminal case
Aziz N. Alimuradov
Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia, crimprocces@mail.ru
Abstract. The article deals with the issues of the state and trends in the development of prosecutorial supervision at the stage of initiating a criminal case, and analyzes the organization of prosecutorial supervision. The author suggests possible ways to improve the efficiency of the supervisory activities of the prosecutor at this stage. Keywords: criminal process, initiation of a criminal case, prosecutor, investigator.
For citation: Alimuradov A.N. Problems of prosecutorial supervision at the stage of initiating a criminal case // Law and legislation. 2022;(6): 114-115. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-114-115.
Гтепень правозащитного потенциала первой стадии уголовного процесса опредеЛенно влияет на возможность достижения в последующих стадиях процесса общего назначения уголовного производства. Стадия возбуждения уголовного дела служит своеобразным барьером, призванным оградить лицо от необоснованного уголовного преследования и привлечения к ответственности и, как следствие, существенно повышать значение надзорной деятельности за законностью, обоснованностью и своевременностью принятия и разрешения заявлений и сообщений о преступлении [1].
Еще со времени действия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР принято считать, что задача прокурора в этой стадии — являться гарантом соблюдения законности при возбуждении уголовного дела и отказе в его возбуждении (ст. 25).
© Алимурадов А.Н. М., 2022.
Нельзя не согласиться с А.Б. Ломидзе, который считал, что «роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела состоит в осуществлении надзора за деятельностью следователя и органа дознания по рассмотрению и проверке поступающих сообщений с целью выяснения наличия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных предпосылок для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела» [2, с. 61].
Прокурорскому надзору на стадии возбуждения уголовного дела придается особое значение, на что указывает круг надзорных, процессуальных и организационно-распорядительных полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законом прокурору как субъекту уголовного процесса.
Для начала необходимо отметить, что прокурорский надзор является специфической деятельностью федеральных государственных органов прокуратуры, которая осуществляется от
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022
имени Российской Федерации и которая заключается в проверке точности соблюдения положений Конституции РФ и исполнении действующих на ее территории законов.
Д.И. Швефель в своей работе отмечает, что анализ прокурорского надзора к числу решений должностных лиц органов предварительного расследования, затрудняющих доступ граждан к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела, позволяет отнести:
1) отказ в приеме сообщения о преступлении;
2) принятие незаконного процессуального решения (отказ в возбуждении уголовного дела);
3) затягивание сроков вышесения итогового решения по результатам проверки сообщения о преступлении (многократность вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) [3].
Большинство нарушений закона (76%) органами следствия и дознания допускается в стадии возбуждения уголовного дела. Наиболее значительную часть отменяемых прокурором процессуальных решений составляют постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Так, за 2020 г. только органами прокуратуры выявлено 5 086 896 нарушений, допущенных на досудебных стадиях уголовного процесса, из них 3 491 902 связаны с неправомерным отказом в приеме и (или) оставлением без регистрации сообщений о преступлениях.
Поставлено на учет 140 549 ранее известных, но по разным причинам неучтенных преступлений.
Отменено 11 870 постановлений о возбуждении уголовного дела, 1 809 511 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Особенность указанных процессуальных решений связана с тем, что они носят характер окончательных. В случае незаконности они препятствуют доступу потерпевших от преступлений к правосудию, так как прекращают проверочные мероприятия и дальнейшее движение материала по сообщению о преступлении.
В настоящее время прокурор согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ лишен права самостоятельно возбуждать уголовные дела. Теперь если прокурор видит необходимость в возбуждении уголовного дела, он согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по
фактам нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором, в органы предварительного расследования.
Большинство теоретиков и практиков указывают на то, что наличие соответствующих полномочий у прокурора на возбуждение уголовного дела при обнаружении в ходе надзорной деятельности в деяниях одного или другого лица признаков преступления позволило бы ему обеспечить своевременную реакцию на неправомерное решение следствия и для граждан, которые вовлечены в уголовный процесс, выступить в роли гаранта защиты их конституционных прав.
В связи с этим, на наш взгляд, в механизме реагирования прокурора на незаконные и необоснованные решения органов предварительного следствия должно быть предусмотрено право отменять самостоятельно решение об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов на дополнительную проверку, а также право возбуждать уголовные дела и прекращать их.
Список источников
1. Грачева О.А. Специфика деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4 (12).
2. Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователем процессуальных решений. М., 2000.
3. Швефель Д.И. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и перспективы развития // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2019. № 3 (48).
References
1. Gracheva O.A. The specifics of the prosecutor's activity in supervising the observance of the rights and freedoms of a person and a citizen at the stage of initiating a criminal case // Forensic science: yesterday, today, tomorrow. 2019. №4 (12).
2. Lomidze A.B. Prosecutorial supervision over the legality of procedural decisions taken by the investigator. M., 2000.
3. ShwefelD.I. Prosecutor's supervision at the stage of initiating a criminal case: the current state and development prospects // Bulletin of the Ural Institute of economics, management and law. 2019. № 3 (48).
Информация об авторе
Алимурадов А.Н. — магистрант
Information about the author
Alimuradov A.N. — master's student
Статья поступила в редакцию 01.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.
The article was submitted 01.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.
LAW & LEGISLATION • 06-2022