Садовская Л.М., кандидат исторических наук
ПРОБЛЕМЫ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (на примере Сенегала)
Ключевые слова: Сенегал, профсоюзы, профсоюзное движение, забастовки, отношения между правительством и профсоюзами
Статья посвящена анализу современного состояния профсоюзов и профсоюзного движения в Сенегале. В ней рассматривается история сенегальского профдвижения как в колониальный, так и в постколониальный период, его проблемы и особенности в новых условиях эпохи глобализации, а также важных геополитических перемен на международной арене. Наряду с этим анализируются причины, которые, по мнению автора, могут способствовать ослаблению профдвижения не только в отдельной стране, но и в международном масштабе.
Sadovskaya L.M., PhD (History)
Problems of the trade union movement in West Africa (the case of Senegal)
Keywords: Senegal, trade unions, trade unionism, strikes, relations between the government and trade unions
The article is devoted to the analysis of the current state of trade unions and the trade Union movement in Senegal. It discusses the history of the Senegalese trade Union movement in colonial and post-colonial period, its problems and peculiarities in the new conditions of the globalization era, as well as important geopolitical changes in the international scene. At the same time analyzes the causes, which, in the author's opinion, will contribute to the weakening of the trade Union movement not only in single country but also internationally.
Становление рабочего и профсоюзного движения Сенегала
Профсоюзное движение в Сенегале было изначально силой, оппозиционной колониализму, непосредственное участие в нем принимали сенегальские женщины. В колониальный период быстрому росту его рядов способствовало то обстоятельство, что соответствующие тому периоду развития структуры и принципы функционирования тред-юнионов создавались не самими африканцами, а были перенесены на местную почву из европейских стран, в частности из Франции. Подобно тому, как рабочий класс формировался на стыке традиционных и современных для того времени форм производственной деятельности, так и профсоюзы явились продуктом синтеза традиционных форм организации, с одной стороны, и структур, свойственных западноевропейским профессиональным организациям, - с другой.
Как и все западноафриканские тред-юнионы, профсоюзы Сенегала на протяжении долгого времени руководствовались трудовыми законодательствами метрополии при
непосредственном участии представителей французских синдикатов , которые, в свою очередь, находились под сильным влиянием политических партий своей страны. Данное обстоятельство позволило сенегальским профсоюзам в сравнительно короткие сроки преодолеть путь от стихийных форм протеста рабочих против колониальных порядков и капиталистической эксплуатации до использования высших форм профсоюзной деятельности: участия в представительных органах, парламентской борьбы, создания профсоюзного лобби и прочее.
Особенностью сенегальского профдвижения с самого начала его возникновения являлось наличие плюрализма, который имел давние традиции в метрополии. Например, еще в 1937 г. на территории Сенегала существовало приблизительно 40 профсоюзов1, самыми крупными из которых были Ассоциации железнодорожников и строительных рабочих.
Накануне независимости сенегальские профсоюзы не только обладали большим опытом экономической и политической борьбы трудящихся, но и являлись важнейшей частью национально-освободительного движения. Первые забастовки железнодорожников Сенегала прокатились еще в 1919, 1925, 1938 и 1947-1948 гг.
Деятельность сенегальских профсоюзов в колониальный период была тесно связана с такими политическими деятелями, как Л.С. Сенгор и Ламин Гей, в 1945 г. избранными депутатами Учредительного собрания Франции от Социалистической партии (СФИО), в котором они представляли африканскую территориальную секцию.
Начиная с 1947 г. Л. Сенгор активно отстаивал тезис об автономии африканских движений и партий по отношению к партиям метрополии. Не добившись на съезде в Каолаке в 1947 г. формального отделения сенегальской федерации Социалистической партии от СФИО, Л. Сенгор вышел из нее и в октябре 1948 г. создал новую партию -Сенегальский демократический блок (СДБ) . Программа партии включала требования экономического и социального развития страны, свободы профсоюзного движения.
Становление политических движений во Французской Западной Африке (ФЗА) сопровождалось активизацией сенегальских профсоюзов. Их основные усилия в тот период были направлены на принятие нового демократического трудового законодательства. Важными вехами в этой борьбе стали забастовки работников транспорта в 1947 г. и всеобщие забастовки трудящихся ФЗА в октябре - ноябре 1952 г. В Сенегале в них приняли участие трудящиеся почти всех отраслей2. Новый кодекс законов о труде, отменивший принудительный труд, признававший за трудящимися заморских территорий право на заключение коллективных договоров, учреждавший гарантированный минимум заработной платы и 40-часовую рабочую неделю, стал важным завоеванием рабочего движения Сенегала.
Во второй половине 50-х годов сенегальские тред-юнионы не остались в стороне от объединительных процессов в профсоюзном движении в ФЗА и поддержали создание Всеобщего объединения трудящихся Черной Африки (ВОТЧА). Однако в конце 50-х,
* Большая часть сенегальских профсоюзов примыкала к Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Франции, а меньшая - к Французской конфедерации христианских трудящихся. Некоторые профсоюзные объединения сохраняли автономию.
В 1956 г. она приняла наименование Сенегальский народный блок (СНБ). В 1957 г. СНБ после убедительной победы на выборах в территориальную ассамблею (47 мест из 60) слился с Социалистическим африканским движением Л. Гея. На основе этого объединения была образована партия Прогрессивный союз Сенегала (ПСС), которая в 1976 г. была преобразована в Социалистическую партию Сенегала -СПС. В том же году СПС была принята в ряды Социалистического интернационала.
когда ВОТЧА выступило за независимость африканских колоний, деятельность профсоюзов в Сенегале, примыкавших к этому объединению, была запрещена.
После провозглашения Сенегала независимой республикой 20 августа 1960 г. и избрания Л. Сенгора ее президентом страна продолжала сохранять тесные политические, экономические и военные связи с метрополией. Сенегальские профсоюзы поддерживали свои контакты с французскими центрами, например с «Force ouvrière» («Рабочая сила») - крупнейшим профцентром, примыкавшим к МКСП.
Тем не менее в тот период перед профессиональными союзами Сенегала встал вопрос о выборе своего направления дальнейшей деятельности в рабочем движении. Если до независимости тред-юнионы играли одну из ключевых ролей в борьбе с колониальным гнетом, то после 1960 г. их цели и задачи должны были измениться. Это был период поиска места профсоюзов в общественно-политической жизни страны.
Л. Сенгор выдвинул идею «сотрудничества», «ответственного участия» профсоюзов. Он хотел, чтобы они «перешли к своей обычной роли», которая, по его мнению, заключалась в «защите и поддержке власти, а также покупательной способности своих членов». Президент Сенегала настаивал на том, чтобы ориентиром деятельности профсоюзов стала программа его партии - Прогрессивного союза Сенегала (ПСС). Такая трактовка деятельности и задач профсоюзов привела к тому, что Л. Сенгор начал проводить политику репрессий по отношению к тем, кто был с ним не согласен.
Для осуществления контроля за деятельностью профсоюзов он предложил объединить все профцентры в одну организацию, тем самым добиваясь усиления давления на них с помощью своей партии, которая на тот момент была единственной легальной партией власти в стране. Такая политика Л. Сенгора в отношении сенегальских тред-юнионов привела к тому, что в апреле 1967 г. все профсоюзные организации Сенегала были объединены в Национальный союз трудящихся Сенегала (НСТС).
В целях подчинения, контроля, а затем и включения профсоюзов в состав правящей партии правительство приняло ряд мер. Так, все трудящиеся - члены партии ПСС - были обязаны стать членами НСТС, и все члены НСТС не могли примыкать к другой партии.
На деле образованный по указанию властей новый профцентр включил в себя большое количество сторонников запрещенных политических партий и организаций, которые оказывали влияние на деятельность НСТС и в дальнейшем способствовали радикализации профдвижения.
В 1968 г. в стране при их участии начались студенческие волнения, во время которых был убит один студент и более 60 - ранено3. После такой расправы НСТС объявил всеобщую бессрочную забастовку. Противостояние между полицией и манифестантами усиливалось. Многие из возглавлявших эту забастовку профдеятелей были арестованы, правда, через непродолжительное время их освободили. После новой забастовки, которая произошла в 1969 г., власти Сенегала спровоцировали раскол ведущего профцентра - НСТС, ряд лидеров которого составляли леворадикальную фракцию в профдвижении и не желали поддерживать политику правящего Прогрессивного союза Сенегала.
В 1969 г. при активном участии правительства и реформистских профсоюзных деятелей из НСТС был образован проправительственный профцентр - Национальная конфедерация трудящихся Сенегала (НКТС). На церемонии провозглашения нового профобъединения его генеральный секретарь Дуду Н'Гом в присутствии Л. Сенгора заявил, что «новое профобъединение - не что иное, как организация, действующая в рамках партии Прогрессивный союз Сенегала»4.
Идея подчинения профсоюзной политики диктату правящей партии и правительства была сформулирована в Уставе НКТС, принятом в августе 1969 г.: «Верный принци-
пам африканского профдвижения НКТС исходит в своей доктрине и ориентации из идеологии Прогрессивного союза Сенегала, объединенной партии масс рабочих, крестьян и интеллигенции, основным принципом которой является африканский национальный демократический социализм. Конфедерация одобряет и поддерживает программу партии в политических, экономических, социальных и культурных вопросах, которую она считает соответствующей интересам трудящихся»5.
Интеграция НКТС в правящий Прогрессивный союз Сенегала была оформлена на VII съезде ПСС в декабре 1969 г. Согласно решениям съезда все члены ПСС становились членами НКТС. Конфедерация была объявлена восьмой районной партийной организацией (Сенегал в ту эпоху имел 7 областей), которой присваивались все атрибуты партийной организации региона: фонды, два министерских поста, 10% мест в Национальной ассамблее, президентская квота в административном совете6. Руководство НКТС стало проводником политики правящей партии в стране. На производстве профсоюзы становились ячейкой партии и тесно с ней сотрудничали. Даже если профлидеры не руководили (как это нередко было) местными отделениями партии, тем не менее в своей деятельности они были связаны с партийными функционерами, зачастую именно им обязаны своим положением и поэтому были вынуждены защищать интересы партии и государства. Нередко они становились проводниками правительственной политики и оказывались в ситуации конфликта с рабочими. А это противоречило самой сущности профсоюзов, прерогативой которых всегда являлось ведение трудовых споров на стороне рабочих.
Механизм урегулирования трудовых конфликтов в Сенегале, как и в большинстве стран франкоязычной Западной Африки, имеет многоступенчатый характер7. Система предусматривает рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб, претензий и требований. Они могут направляться непосредственно в администрацию предприятия и решаться путем неформальных переговоров между рабочими и управляющим без посредства цеховых старост или профсоюзов, к которым рабочий обращается в случае неудовлетворения его требований. Нередко администрация прибегает к увольнению излишне требовательного рабочего, и он может обратиться в арбитраж. В случаях, когда спор приобретает политический характер или имеет серьезные экономические последствия, право его решения передается Министерству труда. Иногда в урегулировании такого конфликта принимают участие представители партии и правительства, которым предоставляется последнее слово.
Следует отметить, что требование о повышении заработной платы как повод для конфликта значительно реже использовалось во франкоязычных странах, чем в соседних - англоязычных - государствах западноафриканского региона. И связано это было с тем, что в большинстве франкоязычных стран регулированием оплаты труда занимались специализированные органы, и оплата труда повышалась «сверху». Такая система, а также постоянный «двойной» (через старост и профсоюзы) контроль за ситуацией и настроениями на производстве, по мнению отечественного исследователя Денисовой Т.С., «долгое время позволяла правительствам Сенегала, Кот-д'Ивуара, Того, Бенина и других стран сохранять промышленный мир не только в госсекторе, но и способствовать его обеспечению на частных предприятиях»8.
Такая политика привела к тому, что к середине 70-х годов деятельность высшего руководства Национальной конфедерации сенегальских профсоюзов и, прежде всего, его генерального секретаря стала объектом недовольства не только рядовых членов, но и лидеров отраслевых профсоюзов. В результате активизировались также различные фракции в верхнем эшелоне руководства профдвижением. Этому способствовало создание в 1974 г. легальной оппозиционной Сенегальской демократической партии
(СДП), под руководством которой в декабре 1975 г. был организован Союз свободных трудящихся Сенегала (ССТС) во главе с М. Фэллом.
Появление нового профобъединения, обострение отношений между группировками в НКТС и требования о предоставлении профцентру автономии, исходившие не только от рядовых членов, но и от представителей профруководства, вынудили Л. Сенгора изменить статус Конфедерации.
По решению Чрезвычайного съезда Социалистической партии Сенегала (СПС) (декабрь 1976 г.) НКТС больше не являлась «коллективным членом» партии, но примыкала к ПСС, которая оставляла за собой право «арбитра» при решении наиболее важных вопросов профдвижения. Одновременно сенегальское правительство установило более жесткие условия для создания новых профсоюзов, которые теперь должны были регистрироваться Министерством внутренних дел только после изучения их устава и личных дел основателей, в то время как до этого профсоюзу было достаточно зарегистрироваться у местных властей .
В 1977 г. чрезвычайный съезд НКТС избрал новый состав бюро Конфедерации. Генеральным секретарем стал Бабакар Диань. Дуду Н'Гом был избран Почетным президентом НКТС. Б. Диань продолжил политику своего предшественника.
Следует отметить, что длительное слияние НКТС и ПСС привело к ослаблению не только политического значения профсоюзов, но и роли этих организаций как защитников интересов рабочего класса. Практически любая забастовка в Сенегале в 70-е годы объявлялась незаконной и инспирированной «из-за границы». Правительство Л. Сенго-ра в отношениях с профсоюзами активно использовало силы армии, полиции, услуги штрейкбрехеров и, как правило, в этих действиях его поддерживало руководство НКТС во главе с Н'Гомом. В частности, в июне 1977 г. бюро Конфедерации отмежевалось от проходившей забастовки работников железнодорожного транспорта, требовавших повышения заработной платы, замены устаревшего подвижного состава, улучшения техники безопасности и т.д. Лидеры НКТС заявили, что бастующие «не соблюдают установленных законов о проведении забастовок», что это движение «направляется иностранными профсоюзными организациями». Руководство НКТС поддержало «справедливые решения и меры» политбюро Социалистической партии, ее ЦК и меры правительства по «оздоровлению» обстановки: увольнение рабочих, исключение из СПС руководителей Национальной федерации работников железнодорожного транспорта и т.д.
Сам Н'Гом неоднократно подчеркивал, что «цель НКТС - обеспечение социального мира в стране». По его мнению, «все конфликтные вопросы должны решаться путем диалога, в рамках законности и коллективных договоров с предпринимателями».
Весной 1980 г. ситуация повторилась Прошла несанкционированная забастовка водителей автотранспорта, работников автодорожного и городского транспорта, профсоюз которых входит (до настоящего времени) в состав проправительственной НКТС. Бастующие требовали улучшения системы оплаты труда, отмены принудительного арбитража, смены руководства отраслевого профсоюза10. Однако лидеры последнего не поддержали трудящихся и отстранились от участия в забастовке.
Но несмотря на это, относительно высокий уровень классового, политического сознания сенегальского пролетариата помешал превращению рабочих - членов профсоюзов в статистов партийно-профсоюзной системы.
В 1976 г. Прогрессивный союз Сенегала был преобразован в Социалистическую партию Сенегала.
Профсоюзное движение в эпоху президентства А. Диуфа (1981-2000)
Новый президент А. Диуф снял ограничения на число легально признанных партий. В этот период наблюдался рост политической и социальной оппозиции, независимых профсоюзов и политизация профдвижения в целом. Эти процессы вынуждали профлидеров все больше прибегать к тактике лавирования. Возросло число промышленных споров и конфликтов, разрешаемых в пользу рабочих, а также забастовок, санкционированных руководством Конфедерации.
В апреле 1982 г. в результате перевыборов в высшие органы НКТС к руководству профдвижением пришла новая группа профлидеров во главе с Мадиа Диопом, который до этого был секретарем НКТС по координации отраслевых профсоюзов. Этот профлидер занимал более радикальные позиции, чем его предшественники. Еще в 1968 г. М. Диоп был среди активистов выступления студентов и рабочих и в группе арестованных лидеров НКТС11.
Следует отметить, что с приходом к власти в 1981 г. А. Диуфа (вступившего на этот пост после отставки Л. Сенгора) в стране произошло некоторое ослабление контроля администрации над деятельностью профсоюзов. Отчасти это было результатом проводимого Диуфом курса на демократизацию под давлением международных финансовых институтов (что выразилось, например, в появлении множества политических партий и независимых профобъединений) и более твердой и самостоятельной позицией, занимаемой в тот период новым руководством НКТС.
Следует отметить, что Сенегал одним из первых в Тропической Африке приступил к структурной перестройке по рецептам МБРР и МВФ. С 1981 г. курс на либерализацию стал одним из основных направлений экономической политики правительства. После принятия в 1987 г. нового, более льготного для иностранных вкладчиков, инвестиционного кодекса власти пересмотрели и трудовое законодательство в сторону предоставления предпринимателям значительно больших прав в вопросах найма, увольнения и оплаты труда наемных работников. Согласно рекомендациям МБРР и МВФ ограничение текущих бюджетных расходов с целью оздоровления государственных финансов проводилось путем замораживания заработной платы на уровне 1982 г., прекращения государственного субсидирования цен на продовольственные товары первой необходимости, сокращения расходов на образование и здравоохранение.
В результате реформ «структурной перестройки» в промышленных секторах экономики наблюдалось значительное сокращение рабочих мест, которое было вызвано приватизацией предприятий и их реструктуризацией, появлением субподрядных договоров-контрактов по найму рабочих.
Все эти процессы не могли не отразиться на профсоюзном движении в стране. В тот период политический и профсоюзный плюрализм стал элементом развития демократии и демократических институтов страны. Если до 80-х годов ХХ в. НКТС обладал монополией в сенегальском профдвижении и был интегрирован в структуру Социалистической партии, то к концу этого периода появились такие крупные профцентры, как Союз свободных трудящихся Сенегала (ССТС), примыкавший к СДП - партии А. Вада; Объединенный демократический профсоюз преподавателей Сенегала (ОДППС); Демократический союз трудящихся Сенегала (ДСТС), отколовшийся от НКТС в 1988 г., и другие, ассоциированные с одной из политических партий страны. Образование новых тред-юнионов побудило НКТС с 80-х годов взять курс на независимость от СПС и даже впоследствии оказывать сопротивление правительственной политике по принятию программ структурной перестройки и условий, навязываемых МВФ, реформам трудового законодательства и либерализации экономики.
На протяжении 90-х НКТС все больше политизировался, внутри него возникали разные идеологические течения. С приходом к власти в марте 2000 г. оппозиции (после 40-летнего господства СПС) некоторые из этих идеологических направлений начали формировать свой собственный национальный профцентр - Национальную конфедерацию трудящихся Сенегала - Силы перемен (НКТС - СП). Пришедшее к власти новое правительство содействовало образованию этого профцентра. Одновременно с ним начался быстрый рост других, менее представительных центров. Некоторые из них даже требовали статуса национальных, несмотря на то, что они объединяли профсоюзы только в одном или двух секторах экономики. Возникали и такие, которые не имели ни бюро, ни номера телефона, ни бюджета, ни профсоюзной программы.
Автономные профсоюзы: история создания
К концу 80-х в Сенегале появляются автономные профсоюзы. Они отличаются большей боевитостью, чем профцентры, примыкающие к той или иной политической партии. Первый автономный профсоюз был создан еще в 1976 г. - Объединенный демократический профсоюз преподавателей Сенегала (ОДППС). Большая часть его руководителей являлась членами запрещенных в то время политических партий. Как правило, им не предоставлялись государственные посты в отличие от лидеров государственных профсоюзов, которые автоматически становились членами партийно-государственного руководства. Так, генеральный секретарь НКТС Д. Н'Гом в 1969-1977 гг. был одновременно министром технического образования и профессиональной подготовки, а секретарь конфедерации по внешним связям А'Ндиай - государственным секретарем по иностранным делам. Генеральный секретарь НКТС в 1977-1982 гг. Б. Диань был назначен министром по общественным делам. А сменивший его на этом профсоюзном посту М. Диоп являлся заместителем спикера Национального собрания. Более того, представители высшей группы профлидеров входили в состав ЦК Социалистической партии Сенегала. Со временем они утрачивали свойства профсоюзного лидера и приобретали черты администратора. Профлидер, интегрированный в партийно-политическую структуру, обладал гораздо меньшей реальной властью, чем руководитель автономного профсоюза. И чем выше и прочнее было его положение в партийно-государственной структуре, тем слабее становился его авторитет среди рабочих. Такая ситуация приводила к возникновению разногласий в профсоюзах, а также появлению «альтернативного» профлидера. Например, в 80-е годы у генерального секретаря НКТС М. Диопа появился довольно сильный соперник - Мустафа Туре - руководитель профсоюза транспортных рабочих.
Именно в этот период появляется все больше автономных профсоюзов, которые создаются по профессиональному принципу.
Так, к 1987 г. формируются два автономных профцентра - Национальный союз автономных профсоюзов Сенегала (НСАПС) и Конфедерация автономных профсоюзов (КАП).
Наиболее синдикализированными были трудящиеся, связанные с энергетической промышленностью. Еще в 1982 г. они образовали профсоюз электриков (БЕКЕЬЕС), который в 1998 г. был распущен и на его базе создан автономный - Единый профсоюз работников энергетики (БЦТЕЬЕС). Члены этого профсоюза активно боролись за улучшение условий труда и против плохих методов управления. Они неоднократно предпринимали действия, направленные против приватизации, которая означала для большинства из них потерю рабочих мест. В июне 1998 г. сенегальское правительство, получив через прессу предупреждение об угрозе забастовки со стороны БЦТЕЬЕС, броси-
ло в тюрьму часть руководства этого профсоюза . Но уличные демонстрации, организованные Национальным союзом автономных профсоюзов Сенегала (НСАПС), вынудили правительство освободить из тюрьмы лидеров БИТЕЬЕС - А.Ж. Ндиайя и В. Тид-жани.
Своими протестами работники энергетической сферы хотели доказать, что приватизация - это не панацея и что приватизаторы заинтересованы только в дивидендах, а не в развитии данного сектора экономики. Рабочие понимали, что философия правящего класса «меньше государства в управлении предприятиями» не соответствует обещанию их эффективности, а прежде всего ведет к увольнению большого количества занятых на том или ином производстве.
Борьба рабочих, входивших в профсоюз БЕКЕЬЕС, на протяжении длительного периода создавала серьезное препятствие приватизации электро-энергетических предприятий Сенегала. В 90-е годы этот синдикат объединял от 1500 до 2300 членов, 98% кото-
13
рых являлись техническим персоналом . Генеральный секретарь БЕКЕЬЕС Мабемба Сокк был одновременно генеральным секретарем Национального союза автономных профсоюзов Сенегала (НСАПС). В 1998 г. правительство А. Диуфа бросило руководство БЕКЕЬЕС в тюрьму, чтобы беспрепятственно провести приватизацию энергетической отрасли. Всего было арестовано 27 человек, 5 ушли в подполье, чтобы продолжать борьбу. В результате БЕКЕЬЕС был срочно распущен. Членам профсоюза было запрещено проводить любые собрания. Многие рабочие этой отрасли потеряли работу. Что касается М. Сокка, то он был осужден на 6 месяцев. После освобождения М. Сокк выставил свою кандидатуру на пост президента на выборах 2000 г. Ему даже удалось собрать приблизительно один процент голосов14.
Пришедший к власти после выборов новый президент А. Вад реабилитировал М. Сокка и его товарищей. Последний даже был назначен на должность президента Совета пенсионного страхования и сенегальского агентства по сельской электрификации.
Что касается (бывшего главным) национального профцентра НКТС, то рост численности автономных профсоюзов, их активность в борьбе за социальные завоевания не могли не отразиться на его деятельности. К концу 90-х НКТС объединял 70 000 членов. Но к этому времени руководство НКТС окончательно дискредитировало себя в глазах рядовых членов. Стратегия лидера Конфедерации М. Диопа заключалась в балансировании между интересами Социалистической партии и профцентра. Такая политика позволяла профлидерам НКТС участвовать в дележе партийных и правительственны должностей. Внутри Конфедерации многие рядовые члены начали требовать отстранения М. Диопа.
В ноябре 2001 г. во время своего конгресса НКТС вышла из-под опеки Социалистической партии, что ознаменовало конец сенгоровской эпохи в профдвижении Сенегала. Внутри НКТС произошел раскол, в результате которого при участии и давлении нового правительства уже в 2002 г. была создана Национальная конфедерация трудящихся Сенегала - Силы перемен (НКТС - СП). Генеральным секретарем ее стал Шейх Диоп. Она объединяет 31 профсоюзную организацию15.
Придя к власти, А. Вад пытался взять контроль над НКТС, но не сумел, так как за 40 лет ее существования изменилась ментальность ее членов: то, что было возможным в 1981 г. с приходом к власти А. Диуфа, невозможно было возродить 20 лет спустя.
Профсоюзы Сенегала в XXI веке
До 2000 года в Сенегале существовало 10 национальных профцентров. У них была общая платформа по вопросам социального диалога, между ними действовала доста-
точно эффективная кооперация. Однако впоследствии этот общий профсоюзный фронт раскололся на два блока: Внутрипрофсоюзный (L'Intersyndicale) и Единый фронт профсоюзных центров (Le Front unitaire des centrales syndicales). В каждый блок вошло по 4 профцентра: первый включал НКТС, КАП, ДСЕС, СТС, второй - НКТС - СП, ВФТС, ССТС.
Оба блока были приглашены правительством к участию в трехсторонней комиссии по социальному диалогу. Несмотря на разногласия, им удалось скоординировать свои позиции. Как и в других странах франкофонной Африки, в Сенегале в 2003 г. правительство создало Национальный комитет социального диалога16 для консультаций и переговоров, связанных с системой трудовых отношений в стране. На практике же оказалось, что правительство и работодатели вовсе не были заинтересованы содействовать эффективной работе этого комитета, хотя были и позитивные результаты, в частности в секторе образования, энергетики и здравоохранения.
В целом можно констатировать, что профсоюзное движение в Сенегале в первое десятилетие XXI в. переживало снижение активности, которое напрямую было связано с
17
кризисом, охватившим международный синдикализм в конце ХХ - начале XXI вв. Создание в 2006 г. Международной конфедерации профсоюзов (МКП) вместо прекративших свое существование Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП) и Всемирной конфедерации труда (ВКТ) привело к структурным изменениям профдвижения и на всем Африканском континенте. В 2007 г. была создана африканская региональная организация - Международная конфедерация профсоюзов (МКП -Африка), в которую вошли и профцентры Сенегала. Пять из них в 2012 г. создали организацию - Коалицию профцентров Сенегала, генеральным секретарем которой стал Мамаду Диуф. Президент МКП - Африка Моди Гиро предложил Коалиции руководствоваться моделью МКП.
На сегодняшний день в Сенегале действуют 18 национальных профцентров и 148 зарегистрированных политических партий18. Все центры получили от правительства статус партнеров. При этом нужно учитывать, что большая часть из них тесно связана с политическими партиями.
В Сенегале, начиная с 2000-х гг. внутри рабочего движения проходят дебаты о том, как лучше влиять на правительственную политику в отношении трудящихся. Одни считают, что надо добиваться большей автономии профсоюзов на базе единства их действий. Другие полагают, что стоит искать союзы с политическими партиями, чтобы через них влиять на политические решения, принимаемые действующей властью. Но уже для большинства стало ясно, что профсоюзное единство - главный приоритет деятельности синдикатов. Руководители всех крупных профцентров Сенегала говорят о том, что плюрализм не позволяет профсоюзам эффективно защищать права и условия жизни трудящихся. Профсоюзное единение, по их мнению, является первоочередной задачей еще и для того, чтобы прекратить борьбу между профлидерами.
Активисты профдвижения понимают, что нереально в стране иметь только одну профструктуру, но тем не менее они настаивают на сокращении количества национальных профцентров до трех или четырех. Такие инициативы уже поступили в Бюро МОТ в Дакаре. Первыми согласие на объединение дали два профцентра Сенегала - НКТС и Всеобщая федерация трудящихся Сенегала-В (ВФТС-В), своему примеру они призывают последовать и другие профструктуры. В свою очередь, созданная в 2012 г. Коали-
* В Коалицию вошли НКТС, НКТС - СП, КАП, ДСТС, НАПС.
ция профцентров Сенегала, примыкающая к МКП - Африка, также надеется на расширение круга ее участников.
Борьба трудящихся Сенегала за свои права на современном этапе
В последние годы наиболее активными в борьбе за отстаивание своих прав являются студенты, преподаватели и журналисты.
Известно, что в Сенегале - самое продвинутое образование на континенте. Сенегальские дипломы эквивалентны дипломам как французских университетов, так и США19.
С целью сокращения бюджетных расходов на содержание и зарплату государственных служащих правительство нового президента Макки Салля решило сократить число
преподавателей в колледжах за счет увеличения количества учащихся в классах: начи-
20
ная с шестых классов до 100 человек в каждом . Такое решение повлекло за собой значительное уменьшение преподавателей и проблему трудоустройства для многих выпускников Университета им. Шейха Анта Диопа - главного университета страны, особенно для тех, кто должен был стать преподавателем в школе.
Антисоциальная политика властей привела к массовым протестам. Молодые выпускники факультета наук и технического образования начали голодную забастовку в декабре 2013 г. Своими протестными действиями они попытались заставить власти прислушаться к их требованиям, услышать голос 147 бывших студентов, которые остались без работы в 2013 г. На стене университетского кампуса, где находились бастующие, был вывешен транспарант: «В классы или на кладбище!»21.
Участники акции критиковали политику действующего президента М. Салля, направленную на сокращение мест преподавателей, а не на уменьшение количества допущенных к конкурсу абитуриентов. По их мнению, власти страны рассчитывали, что выпускники без назначения могут устроиться в частных школах. Однако всем известно, что последние предпочитают обращаться к уже работающим преподавателям, которым предлагают временную занятость (по совместительству), что обходится намного дешевле.
В этой голодной забастовке, продлившейся три месяца, постоянно принимало участие 200 человек, некоторые из них не выдерживали и в тяжелом состоянии попадали в больницу. Около университета постоянно дежурили две скорые помощи.
Решимость бастующих заставила власть пойти на уступки. Вице-президент Национальной ассамблеи Сенегала встретился с протестующими и пообещал довести их требования до министра труда. Участники голодной забастовки выдвинули свои предложения. Они настаивали на предоставлении им возможности работать в статусе стажеров в течение 9 месяцев по менее высокому прейскуранту, чем штатные преподаватели:
22
за 150 тыс. западноафриканских франков вместо 180 тыс. Следует отметить, что больше всего выпускников, не получивших назначение после окончания университета, -бывшие студенты, обучавшиеся по направлениям филологии, истории и географии. Одним из требований бастующих было сокращение числа учеников в одном классе до 30, чтобы за счет этого увеличить количество вакансий для будущих преподавателей.
Протест голодающих выпускников Дакарского университета закончился подписанием соглашения между правительством в лице министра труда Мансура Си и профсоюзом преподавателей высшей школы (БЛЕБ) в феврале 2014 г.
Основные его положения заключались в требованиях перерасчета зарплаты, улучшения условий жизни и труда преподавателей, в частности признания законным для
23
включения в трудовой стаж времени работы с испытательным сроком . В это же вре-
мя, в феврале 2014 г., началась забастовка студентов Университета имени Шейха Диопа по причине кризисной обстановки, которая сложилась в стенах этого крупнейшего учебного заведения страны. Главными причинами были - невыплата стипендий за 2013-2014 учебный год, недовольство постоянным присутствием полиции как внутри университета, так и снаружи. К тому же не без помощи прежнего ректора студенческое движение было ослаблено. Недовольные студенты покинули аудитории и вышли на улицы. Завязалась стычка с полицией, которая привела к смерти одного студента и нескольким раненым. После этих трагических событий состоялась встреча правительства с представителями профсоюза преподавателей высшей школы, в частности с его генеральным секретарем Абакаром Ндиай, который по ее завершении испытал разочарование. Но уже в мае сам президент встретился с университетской общественностью, с ассоциацией родителей и студентами. М. Салль предложил назначить посредника (медиатора) от университета, который должен следить за соблюдением договоренностей между профсоюзами, студентами и правительством. Президент посоветовал создать постоянный комитет, который будет решать внутри университета спорные вопросы, в том числе и с университетской полицией, которую, несмотря на протесты студентов и преподавателей, там все-таки оставили24. Министр высшего образования Мари Тев Ньян заявила о необходимости реформы в вопросе выплаты стипендий студентам. Она считает, что настало время изменить отношение к стипендии, которая должна выдаваться за успехи в учебе. В будущем планируется разделить стипендии на две категории: учебную и социальную. 80% из стипендиального фонда будет направлено на поощрение за
25
успешную учебу, 20% - на социальную поддержку .
Протестные выступления студентов Дакарского университета в начале 2014 г. и смерть одного из них не прошли бесследно. Главной победой было то, что правительство Сенегала выделило на стипендии в 2014 г. 40 млрд западноафриканских франков вместо 21 млрд, которые были выплачены в 2012 г. Эта сумма гораздо больше затрат, производимых в других странах западноафриканского региона. Как заявил М. Салль,
«мы делаем это для того, чтобы создать все условия для формирования сенегальской
26
элиты» .
Сохраняющийся латентный кризис в высшем образовании Сенегала подтолкнул президента М. Салля пойти на диалог со всеми профсоюзами страны. Выступая на Дакарской социальной конференции в апреле 2014 г., он заявил, что «социальный диалог - это основа стабильности, которая позволит сохранить благосостояние нынешних и
27
будущих поколений» . 15 апреля 2014 г. после завершения этой конференции правительство и самые влиятельные профцентры Сенегала подписали «Пакт о социальной стабильности», в основу которого заложены социальный диалог и социальное партнерство.
* * *
В Сенегале, как и в других странах Западной Африки, профсоюзы остаются главной организованной силой внутри гражданского общества. Как и прежде самыми актуальными для них являются проблемы надлежащего управления, демократии, защиты социальных прав трудящихся.
На современном этапе исторического развития сенегальские тред-юнионы сталкиваются с большими трудностями: экспансией неформальной экономики, увеличением случайной занятости и, наоборот, резким сокращением потребности в рабочих руках в общественных секторах, быстрым ростом бедности, безработицей.
Отсутствие профсоюзного единства, согласованности действий между национальными профцентрами отрицательно сказывается на активности профдвижения в целом.
Подтверждение тому - всеобщая забастовка в мае 2008 г., которую организовал Внут-рипрофсоюзный блок. Однако профсоюз транспортников, входящий в НКТС (член
Внутрипрофсоюзного блока) и возглавлявшийся членом правящей в тот период партии
28
СДП, не принимал в ней участие, он полностью от нее отмежевался . Учитывая важность такой общественной структуры, как транспорт, сразу можно понять, что бастующим не удалось отстоять все свои требования.
Если же говорить о перспективах профдвижения не только в Сенегале, но и во всей Африке на ближайшие десятилетия, то они не внушают оптимизма. И связано это будет с глобализацией мировой экономики и сокращением доли человеческого труда в ВВП. Именно процесс цифровых технологий становится одной из важных предпосылок данного тренда.
Падение относительной цены средств производства, связанных с развитием информационных технологий и компьютерной эры, заставляет компании переходить от труда к капиталу. Практически в самых разных сферах наиболее экономически эффективным источником «капитала» становятся «умные технологии» в виде гибких, адаптивных машин, роботов, программ, безжалостно заменяющих труд как в развитых, так и в развивающихся странах.
Это приводит к тому, что крупные корпорации возвращают реальное производство, например из Юго-Восточной Азии на американскую землю, обуславливая это тем, что стоимость труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе возросла и стала невыгодной ком-
29
паниям29. Производство на автоматизированных и робототизированных предприятиях с минимальным количеством рабочей силы и с близостью к емкому американскому рынку оказывается выгоднее, чем использование даже самой дешевой рабочей силы. Постепенно производство перемещается туда, где находится конечный рынок сбыта.
Эта тенденция не может обойти стороной и Африканский континент (разве что за исключением добывающих отраслей производства, где потребность в рабочей силе все еще будет значительна). Очевидно, что профсоюзы этих отраслей будут сохранять свое прежнее предназначение. К сожалению, Сенегал не является страной, богатой природными ресурсами. Но всегда остаются такие общественно значимые сектора экономики, как транспорт, здравоохранение, образование и др. Именно их профсоюзы будут играть значимую роль в общественной жизни страны, в отстаивании прав и свобод своих членов.
Список сенегальских профцентров
НКТС - Национальная конфедерация трудящихся Сенегала (CNTS).
НСАПС - Национальный союз автономных профсоюзов Сенегала
(UNSAS).
НКТС/СП - Национальная конфедерация трудящихся Сенегала / Силы пере
мен (CNTS/FC).
КАП - Конфедерация автономных профсоюзов (CSA).
ДСТС - Демократический союз трудящихся Сенегала (UDTS).
ОПТЗСД - Объединенный профсоюз трудящихся здравоохранения и
Социальных действий (SUTSAS).
ЕПРЭ - Единый профсоюз работников энергетики (SUTELEC).
ПСС - Профсоюз студентов Сенегала (SES).
CCTC - Союз свободных трудящихся Сенегала (UTLS).
ОДППС - Объединенный демократический профсоюз преподавателей
Сенегала (SUDES).
ВФТС СТС СДС ССС
Всеобщая федерация трудящихся Сенегала (FGTS). Союз трудящихся Сенегала (UTS). Союз Дакарских студентов (UED). Союз студентов Сенегала (UES).
1 http://books.goog.ru/books?id=HvKkewz.Jwsc8lpg+PA1428l/pg
2 Сенегал. Справочник. М., 2011. С. 91.
3 Baron Alain. Sénégal: une brève histoire du syndicalisme. - http://www.europe-solidaire.org/ spip. php?article24013(1 ermai, 2010)
4 См. Садовская Л.М. Социал-реформизм в Африке (идеологическое проникновение в рабочее и профсоюзное движение). М., 1983. С. 77.
5 Le Soleil. Dakar. I.IX.1969.
6 Baron Alain. Ibidem.
7 См. об этом подробно: Денисова Т.С. Западная Африка: профсоюзы и власть. М., 1993. С. 76-77.
8 Денисова Т.С. Указ. соч. С. 72.
9 Денисова Т. С. Указ. соч. С. 96.
10 Le Soleil. Dakar. 13.V.1980.
11 DiopM. Histoire des classes sociales dans l'Afrique de l'Ouest. Tome 2. Le Sénégal. P., 1985. P. 12-13.
12 http://cgspwallone.be/index.php/documentations/dossiers-them.
13 Baron Alain. Sénégal: une breve histoire du syndicalisme.
14 Pluralisme syndical et prolifération des syndicates en Afrique francophone. Bureau des activités pour les travailleurs - Genève: BYZ, 2010 - http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ - _ - ed _dialoque/---actra
15 Ibidem.
16 Pluralisme syndical et prolifération des syndicats en Afrique francophone. Organisation internationalle du travail. Bureau des activités pour les travailleurs - Genève: BIT, 2010.
17 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Экономика Африки в условиях надвигающейся второй волны мирового экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 105-112.
18 Pluralisme syndical et proliferation des syndicatsen Afrique francophone. Ibidem.
19 http://fr.wikipedia.org/wiki/S%C3%A9n%C3%A9gal
20 http://observers.france.24com/fr/content/20140103-enseignants
21 Ibidem.
22 Ibidem.
23 Ibidem.
24 http://www.lequotidien.sn/index.php/sociètè/item/18859-negociat
25 Ibidem.
26 http://www.senegal.com/news/education-news/mame-mbaye-ni
27 http://www.fonctionpublique. gouv. sn/index.php/avril-2014/361 -co
28 См. Baron Alain.http://www.europe-solidaire.org/spip.php?article 24013 (1 мая 2010)
29 Фитуни Л.Л. Смена моделей мирового развития и глобальное управление в цивилизационном измерении // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 4. С. 18-29.