Денисова Т.С., кандидат исторических наук
ПРОФСОЮЗЫ НИГЕРИИ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ФОРМИРОВАНИЕ «ПРОФБЮРОКРАТИИ»
Ключевые слова: Нигерия, профсоюзы, политические партии, профбюрократия, политическое лидерство, забастовочное движение
Рассматриваются политическая роль крупнейших в Тропической Африке профессиональных организаций - профсоюзов Нигерии, характер их взаимодействия с политическими партиями и гражданскими и военными правительствами этой страны на различных этапах развития рабочего и профсоюзного движения. Особое внимание уделяется формированию группы профлидеров, чрезвычайно пестрой с точки зрения происхождения, уровня образования, квалификации и, главное, интересов и представлений ее членов о целях и задачах профдвижения.
Denisova T.S., PhD (History)
Trade unions in Nigeria: The political role and the formation of the union bureaucracy
Keywords: Nigeria, trade unions, political parties, union bureaucracy, political leadership, industrial action
The paper discusses the political role of the largest professional organizations of sub-Saharan Africa - Nigerian trade unions - and the nature of their interaction with political parties and civil and military governments of the country at different stages of development of the workers and trade union movement. Particular attention is given to the formation of a group of union leaders, extremely variegated in terms of origin, level of education, skills and, most importantly, interests and views of its members on the aims and objectives of the trade union movement.
Нигерийские профсоюзы - крупнейшие в Тропической Африке. В стране действуют два профцентра: Нигерийский конгресс труда (более 4 млн членов, президент -А. Омар) и Конгресс профессиональных союзов Нигерии (около 2,5 млн, лидер -Б.Б. Кайгама).
Даже в кризисных ситуациях (во времена междоусобной войны 1966-1970 гг., военных переворотов и т.д.), когда распускались политические партии, профсоюзы продолжали функционировать и оказывать влияние на выработку политического курса Нигерии.
История нигерийских профсоюзов восходит к 1912 г., когда государственные служащие создали свой профессиональный союз. В 1931 г. были основаны еще два профсоюза - Нигерийский союз железнодорожников и Нигерийский союз учителей1.
Особенности формирования нигерийских тред-юнионов, у истоков создания которых стояли наиболее политизированные группы рабочих и служащих, действовавшие в
контакте с молодежными, студенческими и другими общественно-политическими движениями, предопределили их довольно тесный альянс с политическими партиями и отдельными правительственными фракциями.
Контакты нигерийских профсоюзов с политическими партиями были установлены еще в колониальный период. В 1944 г. тред-юнионы приняли участие в создании Национального совета Нигерии и Камеруна (СНК), который позже назывался Национальный совет нигерийских граждан (НСНГ). С 1947 по 1978 г. Нигерийский конгресс профсоюзов (НКП) формально оставался коллективным членом этой партии. Некоторые ведущие профсоюзные лидеры того времени даже занимали руководящие посты в НСНГ. Однако тред-юнионы не стали массовой опорой НСНГ: в 1948 г. почти все лидеры профсоюзов вышли из состава его руководства, которое выступало лишь за умеренные реформы и отрицательно относилось к более радикальной деятельности.
Проявившееся уже в колониальный период стремление нигерийских профсоюзов к организационной и идейно-политической самостоятельности предопределило сохранение ими автономного характера и в период независимости.
В 1960-е - 1970-е годы контакты между партиями и профсоюзами носили в основном личностный характер и осуществлялись на уровне руководства организаций. Известно, в частности, об установлении персональных контактов между лидерами НКП и некоторыми руководителями НСНГ и партии Группа действия (ГД). В свою очередь, ведущие деятели другого профцентра - Фронта рабочего единства (ФРЕ) - стремились заручиться поддержкой руководителей ГД и еще одной влиятельной политической партии - Союза прогрессивных элементов Севера (СПЭС). В основе этих взаимоотношений, как правило, лежали общность этнического происхождения партийных и профсоюзных функционеров, родственные связи, личные симпатии. Так, среди руководителей ГД и НКП преобладали представители йоруба2.
В свою очередь, профсоюзное руководство не стремилось к организации массовой поддержки той или иной из зарегистрированных партий. Так, до начала всеобщих государственных выборов 1979 г. предполагалось, что профсоюзы отдадут свои голоса созданной на базе тред-юнионов Социалистической партии трудящихся Нигерии (СПТН). Когда же выяснилось, что партия не зарегистрирована и не допущена к участию в выборах, часть руководящих и рядовых членов тред-юнионов отказались голосовать вообще. Другие же, отдавая голоса за тех или иных кандидатов, руководствовались личными симпатиями и антипатиями. Поэтому наибольшую поддержку со стороны профсоюзов получила Нигерийская партия единства (НПЕ), что, прежде всего, объяснялось большим авторитетом руководителя ее лидера О. Аволово, который выдвинул сравнительно широкую программу социальных преобразований (полная занятость, всеобщее образование, бесплатное медицинское обслуживание и т.д.).
Следует отметить, однако, что программами нигерийских политических партий не предусматривалось расширение прав тред-юнионов, предполагалась лишь «совместная» борьба за позитивные изменения в сфере социальной политики. Нигерийские политические деятели не рассматривали профсоюзы как влиятельную общественную силу, учитывая прежде всего их относительную (по масштабам Нигерии) малочисленность. К тому же влияние профруководства на электорат не могло сравниться с ролью этнических, соседских и земляческих факторов в политике. Было совершенно очевидно, что для членов профсоюзов, принимавших участие в голосовании, политические установки партий и их лидеров оставались менее важными, нежели этнорегиональная основа партий или происхождение, место рождения, родственные связи претендентов на высшие государственные посты. А ограниченные возможности воздействия с помощью средств массовой информации на ту часть избирателей, которая была представлена ра-
бочими и мелкими служащими, охваченными профдвижением, снижали интерес политиков к этим группам населения. Кроме того, развитию отношений между нигерийскими тред-юнионами и партиями препятствовало несовпадение основных задач профсоюзов, которые стремились отстаивать интересы трудящихся масс страны, и партий, боровшихся в первую очередь за упрочение своих политических позиций. Контакты между тред-юнионами и партиями затруднялись также этнорегиональным характером политического и общественного развития Нигерии и разобщенностью в профдвижении.
Между тем лидеры нигерийских тред-юнионов, признававшие необходимость политической борьбы трудящихся, предприняли ряд попыток создания политической организации рабочих. В 1963 г. была основана Социалистическая рабоче-крестьянская партия Нигерии (СРКПН), целью которой, согласно ее программе, было строительство социализма в Нигерии путем национально-демократической революции. Предпосылкой создания партии послужил подъем экономической борьбы пролетариата, вскоре приведший к всеобщей забастовке 1964 г. В это время достаточно четко проявилось размежевание реформистского и радикального течений в профсоюзах. Руководители НКП как наиболее последовательные «радикалы» и стали основателями СРКПН. Но в партии не было полного идейно-политического единства, ибо в нее вошел ряд группировок марксистского, реформистского и левацкого толка3.
В 1966 г. в связи с запрещением военным правительством всякой политической деятельности СРКПН прекратила легальную работу, но еще несколько лет существовала как подпольная организация. В 1970 г. ввиду усилившихся разногласий в руководстве партии, гонений со стороны военного правительства и материальных затруднений СРКПН окончательно свернула свою деятельность.
Создание в 1978 г. зонтичной организации для всех рабочих союзов - Нигерийского конгресса труда (НКТ), общественно-политический подъем в стране, связанный с подготовкой перехода Нигерии к гражданскому режиму правления (после длительного правления военных) и предстоявшими выборами, послужили предпосылками для основания новой рабочей партии. Осенью 1978 г. была учреждена уже упоминавшаяся выше Социалистическая партия трудящихся Нигерии. Группа ее лидеров включала представителей радикальной интеллигенции и профсоюзных руководителей, многие из которых имели многолетний опыт партийно-профсоюзной работы. Вместе с тем на протяжении всего периода деятельности СПТН оставалась относительно малочисленной, имела слабую материальную базу. Она прекратила свое формальное существование в результате военного переворота 1983 г.
Весной 1989 г., в рамках новой поэтапной программы перехода к гражданскому режиму правления, намечавшегося вначале на 1992, а затем на 1993 г., национальный исполком НКТ принял решение об участии Конгресса в политической деятельности, а также о создании политической партии рабочего класса. В отличие от предыдущих этапов деятельности нигерийских тред-юнионов, когда создание политической организации той или иной группой профлидеров способствовало углублению раскола в рабочем движении, на сей раз, как отметил тогдашний президент НКТ П. Бафьяу, «впервые в истории рабочего класса Нигерии было достигнуто единодушие по такому важному во-просу»4. Интересно, что руководители нигерийских профсоюзов рассматривали сам факт основания Нигерийской рабочей партии (НРП) как альтернативу формированию профсоюзного лобби.
Надо сказать, что инициатором создания рабочей партии в 1989 г. была не марксистская группа в профсоюзах, в свое время сформировавшая СПТН, а представители умеренного крыла профдвижения: на сей раз предполагалось формирование партии типа лейбористской. Однако, как вскоре выяснилось, руководители НРП, в том числе и
Бафьяу, стремились не к расширению политического участия трудящихся, а к созданию политического плацдарма для собственного вхождения в «большую политику». Впрочем, их замысел не удался: малочисленная партия не была допущена к участию в выборах и в конечном итоге растворилась в других политических организациях.
В 2010-е годы ряд профлидеров, в том числе один из самых боевых рабочих организаторов в истории нигерийских тред-юнионов Хассан Сунмону (президент НКТ в 1978-1984 гг.), вновь выступили с идеей создания рабочей партии5.
Характер политической деятельности нигерийских профсоюзов в постколониальный период был в значительной степени обусловлен особенностями формирования национальной группы «профбюрократии». Возникновение «профбюрократии» как явления относится к первой трети XIX в. К середине XIX в. в научную лексику было введено понятие «профбюрократия», которым обозначалась прослойка «освобожденных» профлидеров. Среди задач этой группы - обеспечение эффективной работы механизма управления тред-юнионами, что, в свою очередь, предполагает формирование определенной структуры руководящих органов, наделенных конкретными функциями, и использование труда наемных работников, профессионально занимающихся делами профсоюзов.
Свойственное обыденному сознанию негативное отношение к «бюрократии» как к социальной группе и форме властвования нередко переносится и на профбюрократию. Прежде всего это объясняется тем, что характерный для профбюрократии способ управления профсоюзами, а также схема их взаимодействия с партийно-правительственными структурами не всегда отвечают интересам наемных работников - рядовых членов тред-юнионов. Кроме того, доходы профсоюзных функционеров заметно превышают суммы заработков основной массы рабочих и служащих, что также нередко вызывает недовольство профсоюзных «низов».
Формальное содержание понятия «профбюрократия» существенно не изменилось за полтора века развития профдвижения и совершенствования методов управления тред-юнионами. Однако реальное содержание этого понятия расширилось за счет приобретения профруководством новых функций, возникновение которых, в свою очередь, обусловлено более развернутым участием тред-юнионов в общественной жизни.
В течение уже первых нескольких десятилетий существования нигерийских профсоюзов в стране сложились более или менее устойчивые структуры профсоюзного руководства, сформировалась национальная профбюрократия. Именно ее представители определяют идейно-политическую ориентацию организаций, осуществляют координацию и контроль за их деятельностью, представляют профсоюзы в государственных органах и международных профобъединениях. От социального поведения лидеров тред-юнионов, их позиции в структурах экономической и политической власти в значительной степени зависит не только эффективность профсоюзной деятельности в защиту интересов трудящихся, но и формирование государственной политики в целом.
Как группа лиц, сконцентрировавшая в своих руках власть в профдвижении, проф-бюрократия осуществляет функции господства. В то же время по отношению к вышестоящим (государственным) органам (президент, правительство и пр.) эта группа находится в состоянии подчинения, за исключением тех случаев, когда ее представители официально интегрированы в партийно-политические структуры.
Следует отметить, что созданные по образцу западноевропейских тред-юнионов и синдикатов африканские профсоюзы обладают заметным единообразием структуры и функций руководящих органов. На самой вершине типичной для Тропической Африки и свойственной, в частности Нигерии, профсоюзной иерархии находится президент (председатель) профцентра, являющийся главой исполнительного комитета (совета,
правления). Он руководит всей деятельностью организации, разработкой основных документов, подготовкой решений конференций, исполняет представительские функции.
Оперативное руководство работой профцентра (составление повестки дня, отчетных докладов и т.д.) осуществляет генеральный секретарь - второе лицо в профсоюзе. Президент и генеральный секретарь имеют по одному или нескольких заместителей, выполняющих функции патронов в их отсутствие.
Важной фигурой в профцентре является казначей, который отвечает за финансовые дела организации, ведет соответствующие документы и готовит финансовые отчеты. Заметным влиянием пользуется также административный секретарь, который осуществляет контроль над кадровой политикой в профцентре, над выдачей заработной платы и т.д.
Высшая группа национального профруководства, как правило, насчитывает от 2030 до 100 и более человек. В аппарате профцентров состоят также десятки служащих.
Средний эшелон профбюрократии включает в себя лидеров крупных отраслевых и региональных союзов. Обычно эти организации обладают той же кадровой структурой, что и национальный профцентр. Как и национальные профобъединения, отраслевые и другие крупные союзы имеют обширный штат чиновников.
Низший слой профруководства представлен лидерами производственных и цеховых союзов, председателями первичных профсоюзных ячеек и цеховыми старостами. Влияние этой категории руководителей тред-юнионов ограничивается цехом, реже -предприятием.
Следует отметить, что лишь представители высшей и отчасти средней страты проф-бюрократии могут оказывать влияние на процесс принятия ответственных решений.
Система профсоюзной иерархии, как и структура руководящих органов профдвижения, не претерпели существенных изменений в течение всего периода функционирования в Нигерии крупных профобъединений. В то же время стиль руководства, стратегия и тактика профлидеров во взаимоотношениях с различными политическими структурами и, наконец, сам облик руководителей рабочих союзов заметно трансформировались.
В колониальный и начальный постколониальный периоды наиболее популярным типом руководителя профсоюзов был «харизматический» лидер, то есть тот, за которым шли не раздумывая, иногда вопреки здравому смыслу. Как правило, этот лидер по своему социальному происхождению и положению принадлежал к рабочим: в течение своей профсоюзной деятельности он проходил все стадии от руководителя цехового союза до профлидера национального масштаба. Среди черт, наиболее свойственных харизматическому профлидеру, - бойцовские качества; убежденность в правоте своего дела при отсутствии четких идейно-политических ориентаций; стремление к использованию популистских лозунгов; отсутствие специальных знаний в области теории рабочего движения при довольно полной информированности о повседневных нуждах рабочих той отрасли или региона, которых он представляет; постоянный контакт с рабочими, ораторские способности, личное обаяние, демократичность во внешнем облике и поведении, простота в общении.
Нередко лидер, достигший верхней ступени в профсоюзной иерархии, намеренно сохранял образ «своего парня», играл на противопоставлении «масса - элита».
Типичным представителем этой категории был нигерийский «профлидер номер один» Майкл Имоуду, с 1931 по 1972 гг. возглавлявший Союз железнодорожных рабочих Нигерии - один из наиболее передовых и дееспособных профсоюзов страны. Подлинно рабочий руководитель, один из самых влиятельных и последовательных борцов с колониализмом в Африке М. Имоуду стал профсоюзным деятелем в силу своих убеждений, взглядов, организаторских способностей.
В начале 1960-х, в период, чрезвычайно насыщенный событиями в профдвижении (попытки объединения в рамках одной организации всех профсоюзов; ряд других слияний и расколов и т. д.), Имоуду решительно размежевался как с реформистами, так и с радикалами, создав Фронт рабочего единства (ФРЕ). Разрыв с профсоюзами разных направлений свидетельствовал о бескомпромиссности рабочего лидера: Имоуду был последовательным противником «политики партнерства», т.е. привлечения рабочих к деятельности арбитражных и консультативных комиссий. После разрыва в конце 1940-х годов с НСНГ он стал осторожен и в сотрудничестве с партиями. Имоуду был противником ориентации нигерийских профсоюзов на международные объединения6.
Однако расширение представительских функций профсоюзов в период независимости, повышение их роли в социально-экономических преобразованиях привели к снижению уровня «пролетаризации» профруководства, к вытеснению «рабочих» лидеров более образованными, компетентными лидерами-прагматиками.
Так, руководство крупнейших нигерийских профцентров - НКП и Объединенного конгресса труда Нигерии (ОКТН), существовавших до декабря 1975 г., было представлено в основном служащими, интеллигенцией; среди профлидеров были учителя, врачи, музыканты, инженеры. Например, председатель НКП в 1963-1975 гг. Вахаб Гудлак имел среднее образование и диплом школьного учителя; президент ОКТН альхаджи Ю. Калтунго - среднее специальное образование и профессию фельдшера. Высшее образование получили заместитель генерального секретаря НКП в 1965-1968 гг. Э.Б. Одугбеми (экономист), заместитель генерального секретаря НКП в 1968-1975 гг. М.О. Кинг (музыкант) и др.
Следует отметить, что высшее образование имели, как правило, не президент и генеральный секретарь, а их ближайшие помощники и заместители. Стремление верхушки аппарата профцентров опираться на помощников, обладающих высоким социально-профессиональным уровнем, свидетельствовало, в частности, об углублении и расширении (с помощью привлекавшихся «умов») теоретической базы профдвижения. Эта тенденция, проявившаяся уже в 1960-е годы, нашла свое наиболее полное отражение в формировании руководства созданного в 1978 г. Нигерийского конгресса труда, представленного почти исключительно специалистами высокой квалификации, вплоть до обладающих высокими степенями. Так, например, президент НКТ в 1978-1984 гг. Х.А. Сунмону имел высшее образование и был специалистом по гражданскому строительству. Генеральный секретарь НКТ в тот же период А. Дангива имел профессию делопроизводителя, а заместитель генерального секретаря И. Амаэчи был доктором экономики. Нынешний (с 2007 г.) президент НКТ Абдулвахид Ибрагим Омар имеет диплом бакалавра общественных наук7.
С 1980-х руководство НКТ уделяло особое внимание подготовке профсоюзных функционеров. Их обучение проводилось на специальных курсах, семинарах, организованных конгрессом, Министерством труда, различными учебными заведениями в Нигерии, а также за границей. В целом подготовку прошли несколько тысяч человек.
Формирование высшей профсоюзной бюрократии, как правило, сопровождается появлением группировок, отражающих различные политические течения, а также фракций, оппозиционно настроенных в отношении профруководства. Можно сказать, что борьба между группировками в профдвижении представляет собой неотъемлемую часть развития тред-юнионов.
Среди наиболее влиятельных в отдельные годы групп нигерийского профруковод-ства можно назвать «группу Гудлака» (1963-1975), «группу Калтунго» (1969-1975), «группу Сунмону» (1978-1984), «группу Оджоли» (1978-1984), «группу Чиромы» (1984-1988), «группу Шаманга» (1986-1988). Каждая из них отличалась высоким уров-
нем внутренней сплоченности членов, корпоративностью принятия решений. В основе формирования групп, наряду с общностью социального происхождения и положения, лежало сходство идейно-политических взглядов их членов, а в ряде случаев и общность деловых интересов. Вместе с тем поддержка той или иной идеологии не всегда указывала на истинные убеждения лидера. Фактор «личной унии», отношения преданности, верности, послушания были непременными элементами при формировании группы. Поэтому принадлежность к определенному кругу лидеров предполагала ориентацию всех его членов на ту идеологию, которая была взята на вооружение основателем и руководителем группы. Однако иногда допускались исключения. Так, не все представители нигерийских радикальных групп Гудлака или Сунмону разделяли точку зрения о необходимости политизации профсоюзов. Однако в конкретных вопросах стратегии и тактики профдвижения мнения в основном совпадали, ибо в противном случае группа могла бы быстро расколоться. Надо сказать, что «формальное» или индифферентное отношение отдельных лидеров к идейно-политической позиции группы зачастую предопределяло нечеткость ее идеологической платформы в целом8.
Принято считать, что идейно-политические взгляды и практика работы лидеров африканских профсоюзов в период независимости развивались в двух направлениях: радикальном и реформистском. Следует признать, однако, что подобное разделение носит в значительной степени формальный характер и основывается скорее на содержании программных документов того или иного профцентра, чем на реальной практике профдвижения. В основе повседневной деятельности тред-юнионов всех направлений -борьба за экономические интересы пролетариата.
Вместе с тем идеологи леворадикального направления действительно стремились вовлечь профсоюзы в борьбу за политические права трудящихся, превратить рабочее движение в самостоятельную политическую силу, способную стать достойным контрагентом правительству в решении социально-экономических и политических вопросов.
В свою очередь, «реформисты» принижали политическое значение тред-юнионов, придерживались соглашательских позиций на переговорах с властями и избегали открытых конфликтов с правительственными органами. Опасаясь продемонстрировать нелояльность к существующему режиму, «умеренные» лидеры стремились заменить стачку переговорами, объясняя свои действия нежеланием нарушать «естественные» контакты между рабочими и нанимателями.
Как правило, радикальным профлидерам свойственен свой собственный, не заимствованный у западных тред-юнионов стиль руководства, предполагающий «прямой выход» в массы рядовых членов. Так, если контакты «умеренных» руководителей с рабочими являются в значительной степени формализованными, то руководители-радикалы, как правило, завоевывают авторитет «рабочих лидеров» благодаря многочисленным встречам, выступлениям на митингах и собраниях, неофициальным беседам с представителями различных групп населения, причем не только в промышленных центрах, но и в небольших населенных пунктах. В профсоюзах соглашательского толка коллизии «лидеры - рядовые члены» - обычное явление. В радикальных же союзах «верхи» и «низы», как правило, объединяются для совместного воздействия на механизм политической власти в интересах трудящихся.
Начиная с 1980-х годов наблюдалось укрепление и расширение идейно-теоретической базы руководства нигерийскими тред-юнионами радикального и реформистского направлений. Если в первые годы после достижения независимости «реформизм» лидеров свидетельствовал скорее об отсутствии у них каких-либо четких идейно-политических взглядов, чем о подлинном стремлении к сотрудничеству с властями, то позже «реформизм» превратился в теоретически обоснованное политическое течение. В акти-
ве лидеров-реформистов - призывы к «взаимопониманию» между профсоюзами и правительством, к «миру и гармонии» на производстве, к ограничению забастовочной борьбы. Как правило, расширение позиций реформистов ведет к разобщенности профдвижения, снижению эффективности забастовок, росту стихийных выступлений трудящихся.
Представители левого крыла профдвижения стремились использовать свое общественное положение и политический авторитет в целях позитивного влияния на процессы социально-экономического и политического развития страны. В отличие от них для лидеров-реформистов факт приобщения к политической власти был нередко важнее, чем возможность воздействовать на политику в интересах трудящихся. Свою соглашательскую тактику «умеренные» руководители объясняли «общностью целей нации», а также необходимостью тесного сотрудничества тред-юнионов и государства, рабочих и нанимателей.
Многие лидеры тред-юнионов, почувствовавшие вкус к политической деятельности, охотно расставались с профсоюзами, если им предоставлялась возможность занять ответственный государственный или партийный пост. Надо признать, что знания и опыт, приобретенные во время работы в тред-юнионах их лидерами, высоко оценивались руководством государственной службы и политических партий. При этом чем выше было положение лидера в руководстве тред-юнионами, тем больше у него возникало возможностей занять ответственный пост в правительственном учреждении или партийном аппарате. Подобных примеров немало в истории нигерийских профсоюзов.
Так, Ю. Калтунго, бывший президент ОКТН, стал в годы Второй республики (1979-1983) членом палаты представителей; С. Бассей, бывший (1963-1975) генеральный секретарь НКП, был избран на пост председателя местного совета г. Экет; Н. Эзе, профсоюзный деятель 1940-х - 1950-х, стал генеральным секретарем Народной партии Великой Нигерии; А. Дангива, бывший генеральный секретарь НКТ, в январе 1982 г. оставил свой пост в связи с назначением на должность советника по юридическим вопросам при правительстве штата Кадуна. Бывший (1988-1994) президент НКТ П. Бафь-яу в 1993 г. претендовал на пост вице-президента Нигерии (в связке с кандидатом на пост президента М. Абиолой), но не был одобрен Социально-демократической партией, членом которой он состоял. В 1998 г. он участвовал в выборах на пост губернатора штата Адамава, которые проиграл9. Нередко назначения руководителей профсоюзов на те или иные государственные посты сопровождаются их идейно-политической переориентацией. Например, бывший секретарь комитета по агитации и пропаганде в радикальном НКП Э. Этиэнам стал в период Второй республики членом сената и получил известность благодаря своим антирабочим выступлениям.
Учитывая почти неминуемую политическую переориентацию профлидера, превращение его из лидера оппозиции в надежного сотрудника госаппарата, т. е. своего рода «перекачку авторитета», правительство нередко способствует переходу того или иного руководителя тред-юнионов на государственную службу. При этом используются уговоры и подкуп. Так, например, бывший лидер радикального крыла нигерийского профдвижения В. Гудлак (р. 1923 - у. 1991) неоднократно получал приглашение занять пост министра труда. И лишь стремление сохранить свою независимость от правительства не позволяло ему принять это предложение.
Таким образом, профбюрократия становится частью бюрократии и осуществляет свойственные последней властные функции. При этом уровень и характер реализации профбюрократией этих функций зависит от положения того или иного профлидера в системе профсоюзной и политической иерархии, а также от степени формального и неформального доступа к государственному управлению.
Надо сказать, что в основе наделения лидеров профсоюзов высокими государственными постами - стремление установить контроль над деятельностью профруководите-лей. Формально, как это обычно указывается в документах правящей партии и правительства, привлечение лидеров тред-юнионов к работе в политических органах свидетельствует о признании их важной роли в общественных преобразованиях. Фактически это приводит к двойственному положению профлидеров. Прежде всего, возникает ситуация, согласно которой только при условии поддержки правительственной политики профлидер может оставаться руководителем профдвижения и, с другой стороны, лишь занимая верхушечное положение в тред-юнионах, он становится членом администрации.
Руководитель «огосударствленного» профсоюза, как правило, утрачивает свойства лидера и приобретает черты администратора. Профруководители этой категории уже в силу того положения, которое они занимают в системе партийно-правительственной иерархии, вынуждены представлять интересы истеблишмента, даже в случае забастовок.
В сущности, лидер, интегрированный в партийно-политическую структуру, обладает гораздо меньшей реальной властью, чем автономный руководитель, монополизирующий власть и влияние в тред-юнионах. Лидер огосударствленного профсоюза действует в отрыве от массы рядовых членов. Более того, будучи сам членом законодательного или исполнительного органа, он несвободен в своих действиях и находится в постоянной зависимости от государства. Даже если он не согласен с принятым (большинством голосов) решением, он обязан подчиниться партийной дисциплине. Таким образом, он становится проводником правительственной политики. Деятельность этих профлидеров неминуемо вызывает недовольство рядовых членов профсоюзов, которые начинают отождествлять своих руководителей с политической властью. Можно сказать, что чем выше и прочнее положение профлидера в партийно-правительственной структуре, тем слабее его авторитет среди рабочих. Данное обстоятельство приводит, как правило, к возникновению разногласий в профсоюзах, а также к появлению «альтернативного» профлидера.
Следует отметить вместе с тем, что у руководителей огосударствленных профсоюзов больше возможностей воздействия на механизм государственной власти, так как они, во-первых, имеют право голоса при принятии ответственных политических решений и, во-вторых, могут более эффективно использовать личные связи.
Таким образом, наиболее распространенными типами руководителей тред-юнионов в Африке являются «автономный» профлидер и лидер, «интегрированный» в систему власти. Первый обычно ассоциируется с типом «лидера-оппозиционера», второй - «соглашателя». Следует отметить, что с 1980-х годов появилась тенденция к сближению различных типов профлидеров. При этом руководители тех или иных фракций, традиционно считавшихся реформистскими, «соглашательскими» (например, «группа Ша-манга»), стремились к созданию организованной оппозиции правительству в решении экономических вопросов. В свою очередь, «оппозиционеры» («группа Сунмону») все чаще начинали прибегать к «мирным» средствам давления на правительство - переговорам, участию в работе правительственных органов и т. д.
В настоящее время нигерийскими профсоюзами, независимо от их формального и фактического социального статуса и идейно-политической ориентации, руководит новое поколение лидеров - лидеры «второй волны» - образованные, хорошо подготовленные руководители-прагматики, сочетающие диалог с властями с открытыми формами классовой борьбы. По-видимому, именно этот тип, образовавшийся на стыке «реформиста» и «радикала», позаимствовавший настойчивость у «оппозиционера» и компе-
тентность, способность к разумному компромиссу у «соглашателя», является наиболее приемлемым для Тропической Африки в условиях экономического спада и политической нестабильности.
Надо сказать, что «смена поколений» (в большинстве стран переломным моментом явилась середина 1980-х) в руководстве тред-юнионами имела важнейшие последствия для профдвижения. Там, где профсоюзы всегда сохраняли независимый и боевой характер, произошел определенный спад забастовочной борьбы и взаимоотношения между правительством и профсоюзами стали более «мирными» (Нигерия, Гана). Напротив, в тех государствах, где профсоюзы длительное время были интегрированы в структуры политической власти, наблюдается активизация политической деятельности тред-юнионов, подъем стачечного движения, нередко сопровождающийся требованиями отставки правительства (Мали, Бенин, Кот-д'Ивуар, Того, Камерун и др.).
Кроме того, заметно снизилась доля законных, заранее объявленных, санкционированных центральным профруководством забастовок и выросло число стихийных выступлений пролетариата. Произошла также заметная «бюрократизация» верхушки профдвижения; большую часть времени профлидеров стали занимать решение вопросов организационного плана, участие в работе различных комитетов и комиссий. И наконец, оперативное реагирование на актуальные вопросы рабочего движения - ухудшение экономического положения рабочих, рост безработицы и др. - уступило место теоретическим проблемам профдвижения, выяснению таких, например, вопросов, как «пределы политизации профсоюзов», возможности создания рабочей партии на базе тред-юнионов, место и роль африканских профсоюзов в международном рабочем движении и т. д.
Несмотря на «обюрокрачивание», нивелировку профлидеров, «фактор личности» по-прежнему имеет большое значение. Нередко на авансцене профсоюзной жизни оказываются люди, в действительности не всегда желающие делать то, что они шумно провозглашают; а провозглашать это (например, осуществление коренных социальных преобразований, общественно-политическую трансформацию режима и т.д.) они вынуждены потому, что трудящиеся, и в первую очередь промышленный пролетариат, мгновенно бы выступили против них, смолчи они, поддайся на уговоры властей или провозгласи обратное.
Пожалуй, ни в чем так ясно не проявляется рост самосознания рабочих, как в их отношении к своим лидерам. Так, в 1984-1986 гг. усилилось недовольство нигерийских рабочих руководством НКТ во главе с А. Чиромой. Рядовые члены профсоюзов требовали от своих лидеров настойчивости в защите экономических требований трудящихся. Недостаточно популярным среди рабочих было и руководство НКТ во главе с Паскалем Бафьяу. Во время первомайской демонстрации в 1989 г. рабочие потребовали у него объяснений, почему в такой тяжелый для трудящихся страны момент (резкое снижение уровня реальной заработной платы) он и другие члены национального исполкома НКТ пошли на увеличение своей зарплаты. Большой авторитет среди рабочих всегда имели В. Гудлак и Х. Сунмону. Последний, которому в 2012 г. исполнилось 70 лет, по-прежнему проводит консультации, дает интервью по различным вопросам рабочего движения, нигерийской политике в целом. В частности, он выступил с резким осуждением бездеятельности правительства в вопросе противостояния исламистской террористической организации Боко Харам10. На это заявление, как представляется, следует обратить внимание, поскольку по мере нарастания активности группировки, усиления ее связей с ИГИЛ и даже провозглашения отдельных территорий Нигерии частью нового Халифата11 актуальность этой политической тематики, видимо, будет возрастать и, сле-
довательно, она будет выходить на передний план в политической повестке дня профсоюзов также.
Следует отметить, однако, что в условиях, когда недостаточно высокий уровень грамотности пролетариата становится благодатной почвой для различного рода экстремистских движений, «леваки» нередко приносят больший вред, чем «реформисты», призывающие к сотрудничеству с властями. Лидеры-радикалы зачастую толкают рабочих на неподготовленные акции, игнорируя действительность, уповая на «прямое» действие, не считаясь с последствиями. «Грамотные» леваки охотно цепляются за ту или иную цитату из сочинений классиков марксизма-ленинизма, превращая ее в догму, а затем «подгоняют» под нее реальные события. Отсюда призывы к построению социализма, уничтожению капиталистического строя, частной собственности и т.д.
Как правило, автономный характер деятельности профсоюзов свойствен обществам со сложившимися традициями независимого рабочего движения, где профсоюзы в силу своей организованности, массовости, высокого уровня рабочей солидарности, умелого руководства могут выступать в качестве самостоятельной политической силы. Полной или частичной автономией также обладает профдвижение в государствах с многопартийной политической структурой. В этом случае альянс профсоюзов с партиями по большей части носит добровольный характер, а огосударствлению и слиянию с правящей партией подвержена центральная профорганизация, вовсе не выражающая интересы всех членов тред-юнионов
Не участвуя формально в процессе принятия политических решений, лидеры автономных профсоюзов стремятся использовать различные формы воздействия на механизм политической власти и методы прямого и косвенного давления на администрацию. Главные среди этих методов - официальные и неофициальные встречи и переговоры с членами правительства, сотрудниками госаппарата, участие в работе правительственных органов в качестве автономных и «равных» партнеров.
В Нигерии контакты руководителей тред-юнионов с главой и членами правительства стали постоянными с середины 1970-х годов. Стороны убедились в их необходимости, а лидеры профсоюзов получили возможность приобщиться к государственным делам. Так, лидер НКТ Х. Сунмону и другие представители профорганизаций привлекались правительствами О. Обасанджо и Ш. Шагари к составлению госбюджета, решению проблем заработной платы и условий труда наемных работников. В ходе личных бесед руководителей тред-юнионов с членами правительства, носивших подчас полуофициальный характер, рассматривались важные вопросы внутренней политики. Таким путем, в частности, между Шагари и Сунмону была достигнута договоренность о повышении минимума заработной платы наемных работников в 1981 г.
Путем неофициальных контактов с членами профруководства представителям администрации иногда удавалось предотвратить ту или иную акцию тред-юнионов. Так, в 1983 г. в ходе беседы Шагари удалось отговорить Сунмону от проведения всеобщей забастовки, направленной против режима, и не препятствовать всеобщим выборам12. Постепенно профсоюзы стали придавать большое значение установлению связей с различными министерствами и ведомствами, прежде всего с теми, которые регулировали социально-экономические отношения, в том числе с Министерством труда. Немалое влияние на нигерийские профсоюзы оказывал пример английских и американских тред-юнионов, выступавших издавна в качестве групп давления при решении внутриполитических вопросов и располагавших многочисленными и компетентными лобби. Функции профсоюзного лобби в Нигерии выполняют сами лидеры этих организаций. Присущая западным тред-юнионам «кулуарная» политика в последние десятилетия находит все более широкое применение в тактике нигерийских профсоюзов.
Что касается политики властей в отношении тред-юнионов, то все правительства независимой Нигерии стремились добиться «взаимопонимания» между администрацией и профсоюзами. Каждая новая администрация Нигерии начинала налаживать контакты с профсоюзами с обещаний улучшить положение трудящихся, расширить права тред-юнионов и т.д. Наряду с этим выдвигался ряд требований к профсоюзам, обычно сводившихся к сохранению «промышленного мира», лояльности по отношению к правительству, сотрудничеству с администрацией и к ограничению деятельности чисто экономическими вопросами.
В целом борьба нигерийского пролетариата за свои права в постколониальный период носила экономический характер и в наибольшей степени обусловливалась социальной политикой администрации. Так, наступление правительства на права трудящихся вынудило НКТ в марте 1987 г. объявить «чрезвычайное положение» в рабочем движении. Национальный исполком единогласно проголосовал за общенациональную мобилизацию масс на борьбу за отмену антирабочих декретов. В различных городах были организованы мероприятия, призванные разъяснить населению негативные последствия экономических мер правительства - девальвации найры, отказа от субсидирования цен на нефтепродукты и др. НКТ выпускал информационные бюллетени по вопросам замораживания заработной платы, принудительных вычетов, положения пенсионеров. Профсоюзы требовали отмены «драконовских антирабочих законов», принятых правительством без консультаций с представителями трудящихся. Готовность НКТ пойти на конфронтацию с властями вынудила правительство сделать ряд уступок трудящимся. В частности, президент И. Бабангида призвал предпринимателей воздерживаться от массовых увольнений рабочих.
Несмотря на то что в 2000-е - 2010-е годы НКТ несколько утратил по сравнению, например, с 1980-ми - 1990-ми свой боевой характер, неоднократно проявлявшееся стремление правительства сбить волну протеста трудящихся посредством уступок отражало традиционно сложившееся отношение властей к независимым нигерийским профсоюзам как к дестабилизирующему фактору.
Главной причиной относительного снижения остроты классовой борьбы и активности рабочего движение стало заметное повышение темпов экономического роста, уверенно сохранявшееся вплоть до той поры, когда последствия мирового кризиса 200813
2010 гг. не сказались на мировом потреблении нефти . Сама экономика Нигерии претерпела за это время серьезные изменения - стала более современной и диверсифицированной. В 2015 г. страна перегнала ЮАР по величине создаваемого ВВП, став крупнейшей экономикой континента. Относительно улучшились возможности для занятости, выросли доходы трудящихся, которые теперь имели меньше стимулов для противостояния работодателям.
Снижение политической роли профсоюзов произошло в результат уменьшения числа членов профсоюзов и соответственно объема средств, полученных от взносов, что, в свою очередь, объяснялось ростом безработицы (т. е. снижением уровня занятости), частой добровольной и вынужденной сменой места работы и профессии, уходом в неформальную экономику, приносящую больший доход и т.д. На единство профдвижения влияли большая разница в уровнях заработной платы квалифицированных и неквалифицированных рабочих, работников различных секторов промышленности, например, нефтяников, с одной стороны, и текстильщиков - с другой; политическая дестабилизация, конфронтации по линиям Север - Юг и нефтедобывающие районы - Центр, которые охватывают большие массы населения. Были закрыты многие предприятия легкой промышленности, наблюдались массовые сокращения в государственном секторе, что не могло не сказаться на уровне членства в нигерийских профсоюзах.
Попытки гражданской администрации О. Обасанджо запретить НКТ в 2004 г. не удались в связи с ростом недовольства наемных работников. Администрация, однако, продолжала препятствовать деятельности профсоюзов и относиться к НКТ враждебно. Но и деятельность ослабленных профсоюзов сводилась в основном к участию в акциях протеста и забастовках различной интенсивности, чтобы заставить правительство отказаться от некоторых решений в экономической сфере.
В 2007 г. в Нигерии появилось второе профсоюзное объединение - Конгресс профсоюзов (2,5 млн членов), в него вошли 22 отраслевых профсоюза, не состоявших в НКТ. Два конгресса проводят согласованные акции по защите интересов трудящихся.
Например, в мае 2007 г. правительство объявило о повышении цены на бензин, увеличении налога на добавленную стоимость и отказалось от обещания увеличить заработную плату государственным служащим на 15%. Это решение вызвало возмущение во всей стране. В июне 2007 г. оба профсоюзных объединения начали бессрочную всеобщую забастовку. Прекратили работу банки, магазины, порты, закрылись школы и многие учреждения. Заправочные станции перестали продавать бензин, так как бензовозы не подвозили топлива. Резко выросли цены на бензин на черном рынке. За пять дней забастовки страна очутилась перед экономическим параличом. Президент Яр'Адуа вынужден был выступить с обращением к лидерам профсоюзов, обещая рассмотреть их претензии. Почти все требования были удовлетворены, в том числе отменено повышение налога на добавочную стоимость, увеличена зарплата государственным служащим, временно стабилизировались цены на бензин. В подписанном соглашении указывалось, что никто из участников забастовки не понесет никакого наказания. Были созданы специальные правительственные комиссии для согласования возможных споров.
В июле 2008 г. в течение пяти недель бастовали учителя начальных и средних школ, требовавшие повышения заработной платы. В январе 2009 г. генеральный секретарь Национального союза текстильщиков Исса Арему выразил протест федеральному правительству в связи с увольнением 2500 рабочих. В 2008-2010 гг. бастовали медицинские работники, преподаватели университетов, нефтяники, требовавшие повышения зарплаты и улучшения условий труда.
В 2011 г. после длительной и упорной борьбы профсоюзам удалось добиться подписания президентом Г. Джонатаном закона о введении минимальной зарплаты трудящимся в размере 18 тыс. найр ($120), что рассматривается как значительный успех рабочего движения.
Заметный всплеск профсоюзной активности наблюдался в 2012 г. В январе во многих городах Нигерии начались забастовки и массовые демонстрации протеста, направленные против отмены субсидий на топливо и повышения вдвое цен на бензин. Полиция применяла против забастовщиков слезоточивый газ, использовала боевые патроны. В результате в нескольких городах страны были убитые и десятки раненых. По официальной версии, отмена субсидий произошла в целях увеличения финансирования социальных программ и развития инфраструктуры. Правительство обещало использовать средства, высвобожденные за счет свертывания субсидирования, для обеспечения стабильной подачи электричества населению. Решение об отмене субсидий должно было дать мгновенный эффект, предоставив бюджетную экономию в размере примерно 11 млрд долл. Однако рост цен на бензин привел к повышению стоимости продуктов питания и транспортных перевозок и, соответственно, значительному росту цен на товары первой необходимости14.
Лишь 16 января, после того как президент Г. Джонатан объявил о снижении розничных цен на бензин на 30% и о частичном восстановлении системы его субсидирования,
лидеры ведущих профсоюзов заявили о прекращении всеобщей забастовки. Тем не менее цены на бензин с конца 2011 г. выросли с 61 найры за 1 л примерно до 100 найр весной 2012 г. Нигерийцы же расценивали дешевый бензин как единственную доступную им привилегию, связанную с имеющимися в стране гигантскими запасами нефти. Именно поэтому разъяснения правительства, что отмена субсидий в конечном итоге приведет к ускорению экономического роста и, соответственно, повышению уровня жизни, не имели эффекта15. В результате, благодаря деятельности профсоюзов, в государственном бюджете по-прежнему предусмотрены расходы на субсидирование бензина.
В целом государственная политика в отношении тред-юнионов в постколониальный период состояла из трех компонентов: законодательного регламентирования их деятельности, прямого вмешательства в дела профорганизаций и «сотрудничества» с ними. Наиболее строгим ограничениям со стороны правительства подвергалось право на забастовку. Согласно законодательству деятельность профсоюзов должна была ограничиваться чисто экономическими целями и носить «профессионально-деловой» характер. Поэтому одним из важнейших компонентов деятельности профсоюзов в этих условиях стала борьба за пересмотр трудового законодательства.
* * *
Требования, предъявлявшиеся нигерийскими профсоюзами правительству и предпринимателям, в период независимого развития страны в основном носили социально-экономический характер. Две трети трудовых конфликтов были вызваны недовольством материальным положением рабочих и служащих. Профсоюзы требовали повышения заработной платы и пересмотра ее структуры, транспортных ссуд, надбавок на дороговизну, обеспечения лучших условий и техники безопасности труда. Значительную часть выступлений составляли забастовки, вызванные нарушением предпринимателями трудовых договоров, недовольством производственной дисциплиной, размером премий, продолжительностью рабочего дня, характером обучения на производстве и т. д.
Между тем требования о повышении заработной платы в ходе выступлений рабочих и служащих зачастую сопровождались критикой существующей в стране системы распределения национального дохода. Общественно-политическую направленность приобрели выступления в защиту отстраненных от профсоюзной деятельности или арестованных руководителей и активистов тред-юнионов. Наряду с широкой программой социально-экономических преобразований (обеспечение занятости в городе и деревне, решение продовольственной проблемы, усиление внимания к развитию госсектора экономики, реформа системы образования, введение бесплатного медицинского обслуживания и др.), профсоюзы разработали проект расширения и упрочения демократических свобод, активизации внешней политики (поддержка Движения неприсоединения).
В независимый период произошел ряд мощных выступлений трудящихся, направленных против правительственной (в первую очередь социальной) политики. Наибольшее число забастовок наблюдалось в обрабатывающей промышленности, строительстве, сфере обслуживания. В моменты нарастания забастовочной борьбы трудящимся, как правило, удавалось добиваться частичного улучшения условий труда. Более того, масштабы забастовочного движения, упорство его участников способствовали перерастанию «чисто экономических» выступлений в серьезные политические акции, представлявшие собой угрозу режиму.
1 Нигерия. Справочно-монографическое издание. М., 2013. С. 176.
2Денисова Т.С. Западная Африка. Профсоюзы и власть. М., 1993. С. 89.
3 New Horizon. Lagos. 1978. № 5. P. 6.
4 New Nigerian. Kaduna. 2.05.1989.
5 http://allafrica.com/stories/201101070717.html
6 Cohen R. Michael Imoudu and the Nigerian Labour Movement // Race and Class. L. 1977. Vol. 18. № 4.
7 http://www.nlcng.org/search_details.php?id=109
8 Денисова Т.С. Рабочий класс современной Нигерии. М., 1983. С. 123-127.
9 http://saharareporters.com/2012/05/16/former-nlc-president-pascal-bafyau-dead
10 http://sunnewsonline.com/new/?p=92119
11 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «исламской Африке» // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 8-15.
12Денисова Т.С. Западная Африка... С. 112.
13 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Экономика Африки в условиях надвигающейся второй волны мирового экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 105-112
14 http://ru.euronews.com/2012/01/09/unions-strike-in-nigeria-over-fuel-subsidy-cuts
15 Денисова Т.С. Нигерия после президентских выборов 2011 г. // Год планеты. Ежегодник. Вып. 2012 г.: экономика, политика, безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 439-440.