Научная статья на тему 'Профсоюзный лидер (к столетию джулио Пасторе)'

Профсоюзный лидер (к столетию джулио Пасторе) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профсоюзный лидер (к столетию джулио Пасторе)»

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

БЫЛОЕ И НЕЗАБЫВАЕМОЕ

Пьетро МЕРЛИ БРАНДИНИ (Италия)

ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР (К столетию Джулио Пасторе)

Прежде всего я хотел бы отметить особые достоинства этого замечательного человека, чье имя останется в социальной истории Италии и Европы. Во-первых, он был поистине харизматическим лидером, способным благодаря своему темпераменту и Богом данной огромной энергии привлекать и вести за собой множество людей. В первой половине ХХ века в Европе было немало политических и общественных деятелей такого типа, но не все они направляли свои недюжинные силы на благо людям, как Д. Пасторе, некоторые же, напротив, причинили много зла.

Другое отличительное качество Д. Пасторе - его способность увидеть, осмыслить и воспринять новое, благодаря этому он и стал основателем профсоюза нового типа.

И еще одна особенность этого человека запомнилась всем, кто его знал. Джулио Пасторе был тверд в своих убеждениях и, когда дело касалось самого важного, не шел на уступки. Будучи личностью сильной и свободной, он не боялся споров, столкновений, борьбы с теми, кто придерживался иных взглядов. Бывший генеральный секретарь ИКПТ П. Карнити, который хорошо знал Д. Пасторе, отметил в своих воспоминаниях, что "это качество его личности, видимо, объяснялось глубоко религиозным пониманием смысла человеческого существования"1.

* * *

Джулио Пасторе родился 17 августа 1902 года в Генуе, отец его был рабочим-жестянщиком. Двенадцатилетним мальчиком после смерти отца ему пришлось начать трудовую жизнь подручным на текстильной фабрике, так что Д. Пасторе на собственном опыте испытал все тяготы начального периода капиталистической индустриализации: изнурительный труд, тяжелые условия на производстве, долгий рабочий день. Все это вызывало у

1 Иегге СагпШ. Яешаге соп1го соггеПе. Яоша, Е(!шот Ьауого, 1985. Р. 280.

В 2002 году Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ) широко отметила столетие со дня рождения своего основателя - видного общественного и профсоюзного деятеля Джулио Пасторе (1902-1969). Своими воспоминаниями и размышлениями по этому поводу делится Пьетро Мерли Брандини, который уже полвека тесно связан с ИКПТ: был членом ее руководства, а ныне - эксперт секретариата.

рабочих чувство протеста, побуждало их создавать профсоюзы, чтобы сообща добиваться улучшения своего положения.

Многочисленные профсоюзы, появившиеся в странах Европы в конце XIX - начале ХХ века, по большей части находились под влиянием социалистов и анархистов, сторонников классовой борьбы. В Италии такой ориентации придерживались Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), созданная в 1906 году и объединявшая к 1920 году 2,3 млн человек, а также Итальянский союз труда. Программой конфессиональных профсоюзов стала обнародованная в 1891 году папой Львом XIII энциклика "Рерум новарум", заложившая основу социального учения католической церкви. В Италии такая организация - Итальянская конфедерация трудящихся (ИКТ) - появилась в 1918 году, а всего два года спустя она уже насчитывала около 1,2 млн членов. Общая численность организованных трудящихся, включая ВКТ, ИСТ, ИКТ и автономные профсоюзы, достигла в 1920 году 3,8 млн человек1.

ИКТ, обычно называемая итальянскими историками "белой" конфедерацией, выдвигала, в сущности, те же требования, что и профсоюзы социалистической и анархо-синдикалистской ориентации: повышение зарплаты, улучшение условий труда, сокращение рабочего времени. Но, в отличие от "красных" профсоюзов, конфессиональные, в том числе ИКТ, руководствовались христианскими идеалами братства и солидарности, то есть были реформистскими.

Д. Пасторе вступил в ИКТ по рекомендации приходского священника в год создания организации, когда ему исполнилось 16 лет, а через четыре года его избрали секретарем объединения профсоюзов ИКТ г. Монца (близ Милана). Затем, занимаясь журналистикой, он становится главным редактором профсоюзной газеты "Читтадино".

Пришедшие к власти в октябре 1922 года фашисты вскоре ликвидировали все другие политические партии и профсоюзные организации, оставив только созданную ими Национальную конфедерацию фашистских профсоюзных корпораций. Многие руководители ВКТ, ИСТ и ИКТ эмигрировали за границу.

Д. Пасторе пришлось тогда поступить на работу в организацию "Ационе Католика" ("Католическое действие"), занимавшуюся просветительной и благотворительной деятельностью. В период "фашистского двадцатилетия" это была единственная в Италии легальная нефашистская общественная организация.

Следует отметить, что двадцатилетний период, в течение которого Д. Пасторе в силу исторических обстоятельств оказался вне профсоюзного движения, сыграл очень важную роль в формировании его именно как профсоюзного руководителя. В период работы в "Ационе католика" Д. Пасторе установил тесные связи с многими видными итальянскими учеными, специалистами в области экономики, права, истории, социологии. Он глубоко изучил систему обучения, разработанную католической церковью, внимательно наблюдал за деятельностью профсоюзов стран Европы и США.

Против фашизма еще в 20-е годы в Италии выступили и "белые" - католики, и "красные" - социалисты и коммунисты. После того как фашисты втянули Италию во Вторую мировую войну в качестве союзника Германии, неприятие фашистского режима переросло в сопротивление, сложилось общенациональное антифашистское движение, в котором участвовали разные политические партии: христианские демократы и коммунисты, социалисты и либералы. Включились в антифашистское движение и профсоюзные деятели, среди которых был Д. Пасторе. После того как в июле 1943 года фашистский режим рухнул, а немецкие войска оккупировали Северную и Центральную Италию, включая Рим, антифашистские силы, объединившиеся в комитеты национального освобождения, повели борьбу против немецкой оккупации, что вызвало волну репрессий. Немцы арестовали ряд нахо-

1 Согга(1о Рета. Бгеуе йопа (1е1 8гш1аса1;о. Бап, Бе Бопа1;о, 1978. Р. 109.

дившихся в подполье профсоюзных деятелей-антифашистов, в числе которых оказался и Д. Пасторе. Из тюрьмы он вышел 4 июня 1944 года, в тот памятный для итальянцев день, когда немецкие оккупанты без боя сдали Рим американским и английским войскам.

* * *

Третьего июня 1944 года в Риме впервые в истории профсоюзного движения Италии была создана единая национальная профсоюзная организация - Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), объединившая как "красные", так и "белые" профсоюзы. Декларацию об осуществлении профсоюзного единства (итальянские историки и профсоюзные работники называют ее Римским соглашением) подписали христианские демократы А. Гранди и Д. Пасторе, социалист Э. Каневари и коммунист Д. Ди Витторио. Генеральными секретарями новой единой конфедерации стали Ди Витторио, Лиццадри и Гранди. Пасторе вошел в состав секретариата как представитель христианского течения в рамках ВИКТ1.

Однако вскоре после освобождения Италии от немецкой оккупации и окончания войны в ВИКТ стали обостряться противоречия между коммунистами (с их сторонниками) и христианским течением, во главе которого после смерти А. Гранди встал Д. Пасторе. Эти противоречия затрагивали фактически все аспекты деятельности конфедерации: принципы организационного построения, отношения с политическими партиями и государством, цели и методы деятельности профсоюзов, их роль в экономике и жизни общества. Так, христианское течение ВИКТ считало основополагающим принцип специфического отраслевого профсоюзного представительства, согласно которому наилучшим образом выражают и представляют своеобразные интересы различных слоев и категорий трудящихся именно отраслевые профсоюзы (текстильщиков, металлистов, работников химической промышленности и др.), а национальный профцентр (конфедерация) берет на себя лишь то, что ему поручат отраслевые профсоюзы. Коммунисты же, составлявшие большинство в руководящих органах ВИКТ, считали, что, напротив, именно конфедерация является представителем всех трудящихся; соответственно отраслевым и территориальным профорганизациям отводилась роль подчиненного. Этот подход был заложен в уставе ВИКТ.

Христианское течение разграничивало сферы деятельности профсоюзов и политических партий, считало, что профсоюзы не должны быть их приводным ремнем. Профдеятели, принадлежавшие к этому течению (и не только они), опасались, что под влиянием коммунистов ВИКТ начнет выражать одновременно и насущные, и политические интересы трудящихся и таким образом втягивать их в сферу влияния Итальянской коммунистической партии. ВИКТ проводила в то время уравнительный курс в отношении зарплаты, соглашаясь лишь на незначительные различия в оплате в зависимости от уровня квалификации работников и результатов их труда. Эта политика солидарности, в некотором роде принудительной, должна была объединить, сплотить трудящихся; на этой основе естественным стал бы их политический выбор в пользу социалистического государства в духе реально существовавшего тогда социализма.

1 Создание единого профцентра произошло в Италии в условиях мощного общенационального антифашистского движения, объединившего разные политические и общественные силы. Ради достижения общей главной цели были на время приглушены расхождения и противоречия. Руководители христианского течения ВИКТ уже в августе 1944 года создали организацию Христианские ассоциации итальянских трудящихся, которая, согласно ст. 1 ее устава, явилась "выражением христианского течения в профдвижении". Ее председателем стал А. Гранди, а генеральным секретарем - Д. Пасторе.

В послевоенные годы руководимое коммунистами большинство в ВИКТ придерживалось того же понимания демократии, как и в странах Восточной Европы, где возобладал ее упрощенный, по сравнению с либеральной демократией, вариант. Руководители ВИКТ, коммунисты, были теснейшим образом связаны с компартией (самые известные входили в состав руководящих органов партии). Если бы ВИКТ, которая насчитывала в 1947 году 5,7 млн членов, оказалась под влиянием коммунистов, это создало бы реальную угрозу демократическому политическому строю, сменившему в Италии фашистский режим. Это вызывало опасения у многих политических и профсоюзных деятелей, было темой обсуждения при встречах руководителей христианского течения ВИКТ и Христианско-демократической партии, а также социал-демократического течения в ВИКТ и Социал-демократической партии.

Именно тогда, на рубеже 40-50-х годов, проявились в полной мере те качестве Д. Пасторе, о которых было сказано в начале этой статьи: темперамент вожака, способность выдвигать новые идеи и стойкость в борьбе за свои убеждения.

Единая ВИКТ провела лишь один съезд, состоявшийся в июне 1947 года во Флоренции. В следующем, 1948 году период профсоюзного единства в Италии завершился. На парламентских выборах Христианско-демократическая партия получила большинство голосов, Народный фронт, объединявший коммунистов и социалистов, потерпел поражение. Массовый митинг трудящихся по случаю Первого мая, организованный ВИКТ на одной из самых больших площадей Рима - Пьяцца дель пополо, должен был показать, что независимо от итогов выборов народные массы - на стороне оппозиционных партий, коммунистов и социалистов, под красными знаменами. В этот день руководители христианского течения во главе с Д. Пасторе открыто выразили свое несогласие с большинством ВИКТ, организовав другой первомайский митинг на площади Навона (неподалеку от Пьяцца дель пополо). В отличие от многотысячного митинга, организованного ВИКТ, Д. Пасторе и его друзья собрали лишь несколько сотен человек, но их инициатива вызвала широкий резонанс и ускорила размежевание в профдвижении, которое к тому времени стало неизбежным.

Официально существование ВИКТ как единственного национального профцентра завершилось летом 1948 года. 14 июля, после покушения на генерального секретаря компартии Пальмиро Тольятти (к счастью, он был только ранен), профсоюзы по инициативе коммунистов призвали начать политическую забастовку. Вечером того же дня состоялось заседание исполкома ВИКТ, на котором в последний раз участвовали представители всех течений. Исполком большинством голосов принял решение провести 15 июля всеобщую забастовку, не указав срок ее завершения. На следующий день представители христианского течения в исполкоме потребовали прекратить забастовку. Исполком в тот же день принял решение забастовку прекратить и возобновить работу с 12 часов следующего дня - 16 июля. На этом заседании представители христианского течения впервые отсутствовали. От имени христианского течения ВИКТ Д. Пасторе призвал трудящихся прекратить забастовку и возобновить работу не с 12 часов, а сразу с утра 16 июля. За этим демаршем последовал документ, подписанный представителями христианского течения в исполкоме ВИКТ, в котором они объявили о своем намерении создать свободный профсоюз.

Это намерение было реализовано поэтапно в 1948-1950 годах. В октябре 1948 года была учреждена Свободная ВИКТ, которую возглавил Д. Пасторе. В мае 1949 года из ВИКТ вышли республиканское и социал-демократическое течения, на базе которых вскоре образовалась Итальянская федерация труда (ИФТ). С 30 апреля по 1 мая 1950 года в Риме проходил учредительный съезд Итальянской конфедерации профсоюзов трудящихся (ИКПТ),

которая образовалась в результате слияния Свободной ВИКТ и части ИФТ1. Большую часть (примерно 4/5) из 1,2 млн членов ИКПТ составляли бывшие члены Свободной ВИКТ.

Избранный генеральным секретарем нового профцентра Д. Пасторе стал проводить курс на обновление профсоюзов. В основу этого нового курса были положены следующие принципы.

1) ИКПТ является профсоюзом, независимым от всех политических партий в разработке своих требований и в своих действиях и открытым для всех трудящихся независимо от их партийной принадлежности и политических убеждений. Но при этом исключается создание в ИКПТ партийных течений.

2) ИКПТ признает в качестве своих ценностных ориентиров принципы социального учения католической церкви и христианские заветы, но не является конфессиональным профсоюзом. По этому вопросу Д. Пасторе и его единомышленникам пришлось вести долгую и острую полемику с приверженцами идей конфессионального профсоюза, которых в те годы было немало в ИКПТ (особенно активным оппонентом Д. Пасторе был К. Донат-Катэн).

3) Будучи реформистской профсоюзной организацией, ИКПТ защищает насущные интересы трудящихся (оплата и условия труда, социальное обеспечение и т.д.), но не представляет их политические интересы, ибо это относится к компетенции партий. Четко разделяя функции профсоюзов и партии, ИКПТ выступает за несовместимость руководящих постов в профсоюзах и политических партиях, а также в профсоюзных и выборных государственных органах. В 70-е годы этот подход стал общим во всех трех профцентрах Италии. Независимость от партий, государства и работодателей отнюдь не исключает диалога с ними, напротив, такой диалог необходимо постоянно поддерживать, чтобы стороны четко излагали свои позиции.

Разграничение политической и социальной сфер отнюдь не означает, будто профсоюзы не сознают их взаимосвязь. Д. Пасторе кратко и недвусмысленно сказал об этом: "Политическая демократия без хлеба и социальной политики ничего не стоит"2.

4) В соответствии с целями и сферой деятельности основной метод практической работы профсоюзов - переговоры с работодателем и закрепление достигнутых результатов в коллективных договорах. Эти договоры должны заключаться сторонами на разных уровнях: по отраслям экономики и на предприятиях, охватывая все аспекты оплаты и условий труда. Накладывая на обе стороны определенные обязательства, такие договоры представляют собой правовые акты, но в отличие от законов заключаются и регулярно пересматриваются сторонами без участия государства, вмешательство которого в сферу трудовых отношений в принципе должно быть сведено к минимуму, то есть осуществляться лишь в чрезвычайных случаях.

5) Переговоры профсоюзов с работодателями на уровне предприятий должны обеспечить увязку оплаты и условий труда с результатами деятельности предприятий, чтобы по мере повышения их экономической эффективности и конкурентоспособности улучшалось и положение трудящихся.

Выдвинутая Д. Пасторе программа радикального обновления профсоюзов на основе принципов либеральной демократии была результатом не только его собственных размыш-

1 В мае 1950 года не согласные с объединением руководители ИФТ и вышедшие из ВИКТ социал-демократы создали Итальянский союз труда (ИСТ). Так завершилось в Италии организационное оформление существующих ныне трех национальных профцентров.

2 О. Асосе11а. Ор.сй... Р. 49.

лений и исканий, но и дискуссий с экономистами, историками, социологами, среди которых надо назвать в первую очередь специалиста по истории экономических учений доцента Миланского католического университета Марио Романи.

Реализация этой программы - речь шла, в сущности, о культурной революции в профдвижении - требовала компетентных профсоюзных руководителей. Д. Пасторе прекрасно понимал ценность знаний и необходимость готовить руководителей и активистов нового профсоюза к решению сложных экономических и социальных проблем. Благодаря его огромной энергии и широким связям в начале 50-х годов в одном из живописных пригородов Флоренции был создан учебный и исследовательский центр ИКПТ, первым руководителем которого стал Марио Романи.

Д. Пасторе был основателем и печатного органа ИКПТ "Конквисте дель лаворо", в котором часто публиковались его статьи и выступления на различных конференциях и заседаниях руководящих органов ИКПТ. Журналистские навыки, приобретенные в молодости, и темперамент полемиста очень пригодились ему на посту генерального секретаря ИКПТ, поскольку новый профсоюзный курс приходилось проводить в атмосфере почти непрерывных и подчас очень острых дискуссий как с коммунистами и социалистами, руководителями ВИКТ, так и со сторонниками конфессионального профсоюза, которых в тот период в ИКПТ было немало. Д. Пасторе пришлось вести долгую и упорную борьбу, чтобы обеспечивать большинство в руководящих органах конфедерации и проводить свою линию, соблюдая демократические правила.

Основатель ИКПТ считал, что профсоюз должен зависеть только от своих членов, которые, согласно уставу, на профсоюзных собраниях и съездах обсуждают и принимают решения, выражающие их интересы, и избирают руководителей, действующих от имени членов организации и обязанных отчитываться перед ними. Д. Пасторе считал абсолютно недопустимым вмешательство извне в принятие решений профсоюзными руководителями - ни со стороны партий, ни со стороны государства, ни со стороны работодателей. Он настаивал на неукоснительном соблюдении этого принципа всегда и при любых обстоятельствах. Такая принципиальность, случалось, ослабляла массовую базу конфедерации.

В этой связи показателен острейший конфликт в конце 50-х годов на заводах ФИАТ в Турине, где были заняты десятки тысяч трудящихся. Обстановка на этих заводах стала своеобразным социальным барометром, за показаниями которого пристально следили социологи, историки, журналисты - все, кто занимается трудовыми отношениями. Федерации металлистов ИКПТ удалось опередить федерацию металлистов ВИКТ при избрании состава внутренней комиссии (консультативного органа, представлявшего в то время интересы трудящихся заводов). Однако этот успех ИКПТ был достигнут во многом в результате того, что администрация ФИАТ подвергла репрессиям активистов федерации металлистов ВИКТ, в большинстве своем членов компартии. Многие из них, рабочие высокой квалификации, под разными предлогами были переведены из своих цехов на другие участки, некоторые были уволены. Злоупотребления администрации ФИАТ получили широкую огласку в стране. Однако руководитель профсоюзной организации ИКПТ на заводах ФИАТ Д. Арриги и его единомышленники не осудили антипрофсоюзные действия администрации и, таким образом, оказались в неприглядной роли ее сообщника.

Сознавая, какой серьезный ущерб репутации ИКПТ среди трудящихся может причинить позиция Арриги, Д. Пасторе поехал в Турин и заявил там, что федерация металлистов ИКПТ не станет выставлять своих кандидатов на очередных выборах внутренней комиссии, если администрация ФИАТ не прекратит репрессии против активистов ВИКТ и иные действия, имеющие целью запугать трудящихся. Д. Арриги был исключен из ИКПТ. Д. Пасто-

ре наглядно показал тогда всем трудящимся и общественному мнению, что его полемика -подчас очень острая - с руководителями ВИКТ и компартии не имеет ничего общего с антикоммунистическими и антидемократическими акциями руководства ФИАТ. Приверженность свободно выбранным принципам для Д. Пасторе значила больше, чем успех, достигнутый ценой отказа от этих принципов.

Как генеральный секретарь ИКПТ Д. Пасторе сыграл в 50-е годы главную роль в международной деятельности конфедерации. По его инициативе ИКПТ вступила в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП), выступила в поддержку Европейского объединения угля и стали, а в 1957 году - Европейского экономического сообщества, созданного шестью странами Западной Европы: Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ (ныне Европейский Союз насчитывает 15 стран-членов).

После парламентских выборов, состоявшихся в мае 1958 года, назначенный главой правительства христианский демократ А. Фанфани предложил Д. Пасторе портфель министра по делам Южной Италии. Нелегко ему было принять решение уйти из созданного им профсоюза на государственную службу. На министерском посту Д. Пасторе сделал много

полезного для развития южных областей, в частности, для обеспечения роста занятости.

* * *

В истории профдвижения Италии 60-е годы - это период единства действий профсоюзов, сближения их позиций; атмосфера была совсем иной, чем в 50-е годы, после распада единой ВИКТ, поэтому в созданной Д. Пасторе организации в последнее десятилетие его жизни о нем как-то позабыли. Он очень тяжело переживал это отчуждение. Политическая жизнь - увы! - устроена так, что признание редко бывает соразмерно подлинным заслугам человека. Д. Пасторе скончался 14 октября 1969 года.

Но период временного забвения остался в прошлом. Теперь ИКПТ, численность которой в 2001 году впервые превысила 4 млн человек, ежегодно чтит память Д. Пасторе. Вспоминая о его деятельности, мы черпаем новые силы и смелость, необходимые для того, чтобы продолжать идти вперед и проводить в жизнь его стратегию реформ и обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.