Научная статья на тему 'Роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг'

Роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
380
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРАНСПОРТНИКОВ (МФТ) / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИАТЫ / АМСТЕРДАМСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ ПРОФСОЮЗОВ / ФАШИЗМ / ГЕРМАНИЯ / ИТАЛИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / INTERNATIONAL FEDERATION OF TRANSPORT WORKERS (IFTW) / INTERNATIONAL PROFESSIONAL SECRETARIATS / AMSTERDAM INTERNATIONAL OF LABOR UNIONS / FASCISM / GERMANY / ITALY / WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубков С.А., Крайнов Г.Н.

В статье с исторических позиций рассматривается роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг. Особое внимание уделяется анализу и выявлению форм и методов борьбы МФТ против фашизма в Италии и Германии. В 1920 1940-е гг. МФТ организовала нелегальную сеть сопротивления фашистским режимам в Италии и Германии из числа транспортных рабочих, которые, рискуя своей свободой и жизнью, распространяли антифашистские листовки, устраивали акции саботажа на железнодорожном транспорте, осуществляли сбор средств для финансовой поддержки семей, чьи кормильцы были заключены в концлагеря. Центром борьбы МФТ с фашизмом и нацизмом во время Второй мировой войны стал Лондон, куда в 1939 г. переместилась штаб-квартира федерации. Авторы пишут о стремлении МФТ сотрудничать широким фронтом с другими профсоюзными, общественными организациями в борьбе с фашизмом. В статье делается вывод, что международные Профессиональные Секретариаты, идейно примыкавшие к Амстердамскому Интернационалу профсоюзов, сыграли большую роль в антифашистской борьбе в 1920-1940-е гг. Среди этих Секретариатов своей эффективностью и масштабами антифашистской деятельности выделяется Международная федерация транспортников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the world trade-union movement of transport workers

In article from historical positions the role of the world trade-union movement of transport workers in anti-fascist fight in 1920-1940 е is considered. The special attention is paid to the analysis and identification of forms and methods of fight of MFT against fascism in Italy and Germany. In 1920 the 1940th of MFT I organized an illegal network of resistance to the fascist modes in Italy and Germany from among transport workers who, risking the freedom and life, distributed anti-fascist leaflets, organized actions of sabotage on railway transport, carried out fund raising for financial support of families, whose supporters were imprisoned in concentration camps. London where in 1939 the headquarters of federation moved became the center of fight of MFT against fascism and Nazism during World War II. Authors write about aspiration of MFT to cooperate the wide front with other trade-union, public organizations in fight against fascism. In article the conclusion is drawn that the international Professional Secretariats which were ideologically adjoining Amsterdam International of labor unions played a big role in anti-fascist fight in the 1920-1940th. From these Secretariats the efficiency and scales of anti-fascist activity distinguishes the International federation of transport workers.

Текст научной работы на тему «Роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг»

УДК 902,6.7 С.А. ЗУБКОВ

ББК 63,4.5 Г.Н. КРАЙНОВ

РОЛЬ МИРОВОГО ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОЧИХ В АНТИФАШИСТСКОЙ БОРЬБЕ В 1920-1940 -Е ГГ.

Современное человечество переживает новый этап возрастания военной и фашистской опасности, о чем свидетельствует расширение блока НАТО на Восток, возрождение практики и идеологии фашизма на Украине, в странах Прибалтики и Скандинавии. В этих условиях является актуальным исторический анализ антифашистской борьбы, которую вели прогрессивные силы в 1920-1940 годы, включая мировое профсоюзное движение транспортных рабочих, организационным центром которого выступала Международная федерация транспортников (МФТ). Данный аспект анализа участников антифашистской борьбы и их вклада в победу над фашизмом еще не рассматривался в исторической литературе. В российской историографии советского периода в основном акцент делался на руководящую роль в антифашистской борьбе коммунистических партий, возглавляемых Коминтерном (1).

Отмечая вклад МФТ в антифашистскую борьбу в 1920-1940 годы, следует отметить, что к началу 1924 г. федерация представляла собой одну из 28 международных производственных секретариатов с 518 организациями и 14.785.921 членом (2). Производственные секретариаты, не являясь формально членами Амстердамского интернационала профсоюзов (АИП), идеологически были близки к нему и обязаны были заручиться согласием бюро АИП при принятии в производственные интернационалы новых организаций. Следующая таблица наглядно свидетельствует о месте и роли МФТ в мировом профсоюзном движении в этот период:

Таблица 1. Организационное развитие МФТ в 1921-1939 гг. (3).

Исторические даты Количество членов Количество стран- Количество членских

МФТ членов МФТ организаций МФТ

1921 г. 2691763 16 32

1925 г. 1958617 32 72

1928 г. 2024697 22 77

1931 г. 2415748 36 96

1935 г. 1570000 32 79

1939 г. 1392617 17 37

Большую организаторскую работу в МФТ в 1920-1940 годы проводил ее Генеральный секретарь Э. Фиммен, который видел главную задачу федерации в усилении борьбы против милитаризма, капитализма и империализма. Как христианин, он был убежденным пацифистом, но его позиция по отношению к войне существенно изменилась под влиянием революции в России в октябре 1917 г. В одном из своих докладов в 1922 г., посвященном задачам организации рабочего класса в борьбе за мир во всем мире, Э. Фиммен отметил, что октябрьская революция 1917 г. является законной, поскольку она открыла человечеству путь к социализму. И в последующие годы взгляды Э. Фиммена оставались более революционными, чем реформистскими. Советский лидер В.И. Ленин вдохновлял его деятельность не в меньшей мере, чем лидеры социал-демократии (4).

МФТ сыграла важную роль в деле организации международного сопротивления фашизму, опасность которого ее руководители осознали сразу после прихода к власти в Италии Муссолини. В 1923 г., через год после переворота чернорубашечнеков в Италии, в эту страну от имени МФТ был направлен Джузеппе Сарделли, бывший секретарь итальянской ассоциации работников городского транспорта для организации подпольной работы.

Спустя два года с этой же целью посещал Италию заместитель Фиммена на посту Генерального секретаря МФТ Натан. В начале 1930-х годов к нелегальной сети антифашистской борьбы в Италии, созданной МФТ, включились несколько сотен человек. Среди акций, проведенных ими, можно назвать распространение среди работников транспорта в северной Италии в 1931 г. 100.000 антифашистских листовок, которые были сброшены с самолета (5).

По мере того, как фашистская диктатура захватывала новые европейские страны, возрастал объем работы МФТ по организации антифашистского сопротивления. Она включала в себя бойкот фашистских режимов, который приобрел международный масштаб, сбор средств для облегчения положения лиц, вынужденных покинуть свои страны из-за антифашистских убеждений, оказание помощи семьям убитых и раненых в антифашистской борьбе или заключенных в фашистских тюрьмах и концлагерях.

Яркая страница в истории МФТ - ее борьба с нацизмом в Германии. Уже в 1932 г. руководство федерации выступило с инициативой о согласовании деятельности международного рабочего движения в борьбе против нацизма и обнародовало программу из 13 пунктов. В 1933 г., когда Гинденбург назначил Гитлера на пост рейхсканцлера, МФТ обратилась к руководству Всегерманского объединения профсоюзов (ЛООВ) с предложением организовать совместные антифашистские акции. Однако федерация не встретила поддержки с его стороны, что впоследствии в 1937 году дало право Э. Фиммену обвинить руководство ЛООВ в предательстве интересов рабочего класса и социализма.

Причиной послужило то, что социал-демократические лидеры немецких профсоюзов выразили свою готовность сотрудничать с нацистами. Они заявили, что «нацистская революция» - это де триумфальное продолжение идей ноябрьской революции 1918 г. и что их - профсоюзов и нацистов - общим врагом является коммунизм. Председатель ЛООВ Т. Лейпарт в марте 1933 г. предложил нацистам сделать профсоюзы «приводным ремнем» фашистского режима. В апреле 1933 г. он заявил, что немецкие профсоюзы «признали великую цель фашизма» (6). Т. Лейпарт демонстративно вышел из социал-демократической партии Германии и объявил свободные профсоюзы политически нейтральными. Вскоре последовал его призыв к организациям ADGB принять участие в «празднике национального труда», в который фашисты переименовали 1 мая.

Одновременно руководители ADGB обратились к членам профсоюзов с призывом не начинать массовые выступления против фашизма. Лейпарт и Вельс (один из правых вождей германских социал-демократов) опубликовали в центральном органе СПГ газете «Форвертс» ряд статей, в которых писали, что, по их мнению, Гитлер пришел к власти законным путем. Поэтому всеобщая забастовка, направленная на свержение гитлеровского правительства, якобы будет противоречить конституции. Они обещали «принять меры» лишь в том случае, если правительство нарушит Веймарскую конституцию. «Тактический разум социал-демократов рекомендует подождать с применением этого средства (всеобщей стачки—авт.), для того чтобы в решительный момент рабочий класс не был утомлен... Объявлять всеобщую стачку сейчас - это значило бы зря расстрелять в воздух имеющиеся у рабочего класса снаряды», - заверяла «Форвертс» (7).

Руководители ADGB сеяли среди рабочих беспочвенные и опасные иллюзии о том, что членам гитлеровского правительства из нефашистских буржуазных партий в конце концов удастся оттеснить нацистов от правительственного руля. Их аргументы заключались в следующем: хотя Гитлер и является рейхсканцлером, но в кабинете много сторонников президента Гинденбурга — Папен, Крозиг, Нейрат. Они назначены на свои посты президентом, чтобы ограничить и затормозить деятельность Гитлера, который одержим идеей единоличного правления. Рабочие массы какими-либо стремительными и неподготовленными действиями могут помешать и затормозят развитие, которое должно развернуться внутри правительства (8).

Подобное низкопоклонство руководителей немецких профсоюзов не спасло их от политического поражения, а ADGB - от разгрома. Как заявил в связи с раболепными выступлениями социал-демократических профсоюзных лидеров Лей - «фюрер» созданного нацистами Немецкого Трудового фронта(DAF): «Лейпарты и гроссманы могут твердить о своей верности Гитлеру, но их место за решеткой» (9). Вслед за этим 2 мая 1933 г. профсоюзы

были запрещены, а их имущество передано DAF. В 1936 г. Т. Лейпарт был отстранен от профсоюзной деятельности и отправлен нацистами на пенсию под предлогом вскрывшейся растраты профсоюзных средств.

После установления в Германии гитлеровской диктатуры и разгрома ADGB, МФТ в одиночку решила организовать сопротивление нацизму. Фиммен отправился в Саар, где в 1933 г. еще сохранялась администрация Лиги Наций, для встречи с представителями железнодорожников, образовавших международную социалистическую боевую лигу. С их помощью в Германию удалось переправить большую партию антинацистских листовок. В сентябре 1933 г. МФТ направила в нацистскую Германию своего активиста Якоба Ольденброка, чтобы он на месте смог ознакомиться со сложившейся ситуацией. Для контактов в штаб-квартиру МФТ в Амстердаме прибыл бывший заместитель председателя Ассоциации немецких железнодорожников (EDED) Ханс Ян. Он сумел скрыть от гестапо 17000 карточек с адресами членов ассоциации и перевести ее на нелегальное положение. Также из членов EDED им была создана сеть подпольщиков в количестве более 100 человек для активного сопротивления нацистскому режиму (10).

Предпринятые МФТ меры позволили создать в гитлеровской Германии разветвленную сеть антифашистского сопротивления из числа транспортных работников. Ядро этой сети составляла нелегальная EDED, которая особенно активно действовала на севере и западе Германии. Она поддерживала контакты непосредственно с Э. Фимменом, который возглавлял организацию из-за рубежа. Ханс Ян непосредственно в Германии координировал действия подпольщиков, которые к 1937 г. совершили более 1300 актов саботажа на железной дороге рейха. Также они ввозили на территорию Германии нелегальную литературу и собирали разведывательную информацию. Несмотря на преследования со стороны гестапо, нелегальная EDED насчитывала в своих рядах более чем 1300 транспортных рабочих и имела 300 ячеек на территории рейха. В 1935 г. Хансу Яну пришлось покинуть страну и координировать действия подпольщиков из Нидерландов, Бельгии, а затем из Люксембурга. В 1937 г. гестапо удалось разгромить почти все ячейки нелегальной EDED, но она вновь была воссоздана в южной Германии.

Наряду с нелегальной EDED, в подпольную сеть антифашистского сопротивления, созданную МФТ на территории Германии, входили организации моряков, насчитывавшие до 1 тыс. человек и действовавшие на побережье Балтийского и Северного морей. С целью координации своей деятельности представители этих организаций при поддержке МФТ провели конференцию, которая проходила в апреле 1935 г. в Дании. Гестапо удалось разгромить нелегальные организации моряков, но они внесли свой самоотверженный вклад в антифашистское сопротивление на территории Германии (11).

МФТ поддерживала связи с организацией «Международная социалистическая лига Combat (ИСК)», отколовшейся от социал-демократов во время Веймарской республики и вставшей на путь активного антифашистского сопротивления. После запрета нацистами в 1933 г. ИСК продолжала работать в подполье. Более организованная, чем крупные партии, такие как КПГ и СДПГ, ИСК смогла вести эффективную нелегальную работу до 1938 г., когда волна арестов накрыла ее членов. Среди них был Руди Гелл, который покончил жизнь самоубийством сразу после ареста. Одним из основных направлений антифашистской деятельности ИСК, которое поддерживалось МФТ, была попытка создания подпольного независимого социалистического союза. Большим событием в истории антифашистского сопротивления в Германии явилась акция ИСК во время открытия в 1935 г. «Reichsautobahn». В ночь перед открытием трассы, в котором должен был участвовать Гитлер, активисты ИСК на всех мостах разместили антифашистские лозунги. Поэтому нацистский пропагандистский фильм церемонии открытия автобана не произвел задуманного эффекта и был сильно сокращен (12).

В 1936 г. МФТ начала проводить антифашистскую пропагандистскую работу на немецких торговых судах, которые заходили в европейские и американские порты. Для немецких моряков было подготовлено специальное издание «Водный путь», тираж которого в 1937 г. составлял 1300 экземпляров. Распространением этого издания занимались группы моряков-агитаторов национальных организаций МФТ.

Особенно активно вели свою работу группы агитаторов в порту Антверпена, куда ежемесячно приходили 60-90 немецких торговых судов. Активисты МФТ посещали немецкие корабли и проводили антифашистскую агитацию среди членов их экипажей. После того как в 1938 г. доступ агитаторов на немецкие торговые суда в порту Антверпена был запрещен, центр антифашистской пропагандистской работы МФТ стал переноситься в порты Франции, Швеции, США (13).

Важное место в антифашистской борьбе МФТ занимала ее поддержка республиканского правительства в испанской гражданской войне 1936-1939 гг. Уже через десять дней после начала франкистского мятежа представители национальных организаций МФТ были приглашены в Секретариат федерации для выработки плана мероприятий, направленных на остановку транспортировки военных материалов для мятежников. В соответствии с принятым планом были организованы наблюдательные пункты МФТ в портах Кардиффа, Роттердама, Антверпена и других городов. Результатом их работы стала остановка перевозки оружия и боеприпасов для Франко через порты Франции и стран Скандинавии.

МФТ подготовила и направила в Испанию подразделение добровольцев из числа транспортных рабочих, которое воевало на стороне милиции. В знак солидарности с республиканским правительством Испанию посещал Генеральный секретарь МФТ Э. Фиммен. С конца 1938 г. работа федерации в Испании была направлена на оказание помощи беженцам (14).

Вскоре после подписания Мюнхенского соглашения с целью умиротворения Гитлера с 31 октября по 5 ноября 1938 г. в Люксембурге проводил свою работу Конгресс МФТ. В речи перед делегатами Конгресса Э.Фиммен сказал: «Мир спасен, но никто не говорит, какой ценой. Ценой утраченной чести, ценой тысяч людей, которым фашизм принес ужас» (15).

Борьба МФТ с фашизмом и нацизмом была продолжена во время второй мировой войны. При этом организационным центром данной борьбы стал Лондон, куда в 1939 г. переместилась штаб-квартира федерации.

Продолжали свою антифашистскую деятельность ячейки нелегальной БОБО, которыми руководил из-за границы Ханс Ян после смерти в 1942 г. Фиммена. Согласно направленному им в Секретариат МФТ докладу в 1941 г. из-за саботажа на железнодорожном транспорте, организованного подпольщиками, был сорван график движения скоростных поездов в Генте, Аахене и других городах. Подпольщики тайно печатали и распространяли антинацистские листовки и другие материалы, финансово поддерживали семьи, чьи кормильцы были заключены в концлагеря (16).

Эта деятельность была чрезвычайно опасна из-за преследований гестапо, которому удалось выявить и подвергнуть разгрому многие нелегальные ячейки. Те подпольщики, которые попадали в руки гестапо, направлялись в концлагеря, где они подвергались пыткам и казням. В числе зверски убитых фашистами подпольщиков был Л. Брейниг, который до 1933 г. являлся секретарем главного правления БОБО. После установления гитлеровского режима Л. Брейниг вступил в ряды нелегальной БОБО. В 1937 г. в отношении него проводилось расследование. В письме Генерального прокурора, направленном в окружной суд Берлина, против Брейнига было выдвинуто обвинение в сговоре с целью совершения государственной измены. Весной 1939 г. он был временно задержан и допрошен на обратном пути из Брюсселя в Аахен. 1 сентября 1939 г., когда началась Вторая мировая война, Л.Брейниг был арестован вместе с 73 другими руководителями немецких профсоюзов и заключен в концлагерь Заксенхаузен. 15 февраля 1945 г. в числе 3900 заключенных он был отравлен в газовой камере этого концлагеря (17).

В ходе Второй мировой войны постепенно сопротивление нелегальной БОБО ослабевало. Многие группы не проявляли активности вплоть до начала 1945 г., когда гитлеровский режим уже стоял на пороге своего краха. Выделяется лишь нелегальная группа БОБО в Майнце, которая готовила в 1944 г. всеобщую забастовку, приуроченную к 20 июля, когда группой высокопоставленных немецких военных планировалось убийство Гитлера и захват власти в Германии. Однако акция не состоялась по причине провала плана заговорщиков (18).

В годы Второй мировой войны МФТ проводила большую организаторскую работу среди транспортных работников, эмигрировавших в Великобританию из оккупированных

Гитлером стран Западной Европы. Речь идет, прежде всего, о группе норвежских моряков, отличавшейся своей многочисленностью и организованностью. Они оказались в Великобритании в результате эвакуации большого флота, успевшего покинуть норвежские порты до приходы в эту страну немецких захватчиков. Там норвежские моряки продолжали плавать, поддерживая, тем самым, военные усилия антифашистского блока, и сохранили свою профессиональную организованность. Совместно с норвежскими рабочими других профессий, эмигрировавших в Великобританию, моряки создали свой собственный профцентр, насчитывавший 20 тыс. человек, и платили взносы в МФТ. Также МФТ вела работу среди транспортников, эмигрировавших в Великобританию из Франции и Бельгии, которых объединял созданный в Лондоне Центр союзных рабочих (19).

Из числа эмигрантов в 1940 г. в Лондоне по инициативе сотрудника Секретариата МФТ В. Ауэрбаха была создана Свободная лига профсоюзов против свастики (GFGH). От имени этой организации в период с 7 октября 1940 г. по 30 апреля 1942 г. вела пропаганду среди немецких радиослушателей «Станция европейской революции (SER)». Ее работа открывалась следующими словами: « Мы говорим для тех, кто обречен на молчание! Мы призываем массы к политической и социальной революции! Мы боремся за Европу мира!». Программа вещания SER была разработана В. Ауэрбахом и консультантами Би-би-си. В ней формулировалась «Стратегия правды», согласно которой немецких радиослушателей не призывали к конкретным действиям сопротивления. В радиопередачах содержались лишь аналитические материалы и комментарии к ним, в которых раскрывались планы Гитлера на мировое господство, общность его интересов с интересами капитала Британия. На основании собственной оценки полученной информации, немецкие радиослушатели должны были самостоятельно выработать планы саботажа и пассивного сопротивления гитлеровскому режиму (20).

Наряду с антифашистской пропагандой, созданная МФТ организация GFGH оказывала помощь секретным службам США и Англии в сборе разведывательной информации. Из ее членов готовились нелегальные агенты, которые забрасывались на территорию Германии и связывались с подпольными ячейками EDED. Отвечал за данное направление работы Ханс Ян, который стал одним из руководителей GFGH.

В начале 1945 г. Ханс Ян вместе с другими членами GFGH вернулся в Германию и в Лейпциге, в британской зоне оккупации, начал воссоздавать профсоюз работников железной дороги. В 1947 г. приступил к своей деятельности «Союз немецких железнодорожников», председателем которого Ханс Ян был с 1949 по 1959 гг. Он пользовался большим авторитетом в МФТ, являясь президентом федерации с 1956 г. и до своей смерти.

Организаторскую работу в эмигрантских кругах МФТ проводила при поддержке и в тесном взаимодействии с Британской конфедерацией профсоюзов и АИП. 29 августа 1940 г. в Лондоне МФТ участвовала в конференции руководителей АИП и 12 международных профессиональных секретариатов (Профессиональных Секретариатов), важным результатом которой стало создание объединенного комитета, состоящего из пяти представителей АИП и пяти Профессиональных секретариатов. Его главной задачей было определение оптимальных условий деятельности этих организаций в условиях войны и после ее окончания.

Благодаря деятельности объединенного комитета произошло оживление работы МФТ, как и других Профессиональных Секретариатов, находившихся в Англии. Стали восстанавливаться связи федерации с сохранившимися членскими организациями, началась совместная работа с другими Профессиональными Секретариатами. В процессе выработки планов совместной деятельности еще во время войны сформировался объединенный совет из представителей трех наиболее крупных Профессиональных Секретариатов, в который входили, наряду с транспортниками, также горняки и металлисты. Начиная с 1943 г., этот совет организовал проведение еженедельных пропагандистских радиопередач по каналам Би-би-си на 16 европейских языках (21).

В 1943 г. представители МФТ участвовали в обсуждении разработанных объединенным комитетом планов послевоенной реконструкции международного профдвижения, основной вариант которых предполагал создание единой всемирной профсоюзной ассоциации с включением в нее Производственных Секретариатов. Сменивший на посту Генерального

секретаря МФТ умершего в 1942 г. Э. Фиммена Дж. Ольденбрук не разделял этих планов, особенно в вопросе инкорпорации Профессиональных Секретариатов в новую ассоциацию. Он полагал, что планируемый отдел транспортников в составе единой всемирной профсоюзной ассоциации не будет обладать таким же авторитетом, каким обладала МФТ в качестве самостоятельной организации. Такая позиция МФТ в послевоенный период сыграла значительную роль в судьбах мирового профсоюзного движения.

Таким образом, международные Профессиональные Секретариаты, идейно примыкавшие к Амстердамскому Интернационалу профсоюзов, сыграли большую роль в антифашистской борьбе в 1920-1940 гг. Среди этих Секретариатов своей эффективностью и масштабами антифашистской деятельности выделяется Международная федерация транспортников.

В 1920 - 1930 гг. МФТ организовала нелегальную сеть сопротивления фашистским режимам в Италии и Германии из числа транспортных рабочих, которые, рискуя своей свободой и жизнью, распространяли антифашистские листовки, устраивали акции саботажа на железнодорожном транспорте, осуществляли сбор средств для финансовой поддержки семей, чьи кормильцы были заключены в концлагеря.

Центром борьбы МФТ с фашизмом и нацизмом во время Второй мировой войны стал Лондон, куда в 1939 г. переместилась штаб-квартира федерации. При этом на первый план выступила организаторская работа федерации среди транспортных работников, эмигрировавших в Великобританию из оккупированных Гитлером стран Западной Европы при поддержке и в тесном взаимодействии с Британской конфедерацией профсоюзов и Амстердамским Интернационалом профсоюзов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гинцберг, Л. И. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры / Л.И.Гинцберг, Я. С. Драбкин. - М., 1961. - 356 c; Прицкер, Д. П. Подвиг Испанской республики 1936-1939 гг./ Д.П. Прицкер.- М., 1962. -275с; Семиряга, М. И. Антифашистские народные восстания (Очерки)/ М.И. Семиряга. - М., 1965. - 451с; Филатов, Г. С., Итальянские коммунисты в движении Сопротивления./ Г.С. Филатов. - М., 1964.- 385с; Кравченко, Е.А. Народный фронт во Франции. - М., 1972.- 296 с; Сапожникова, Г.Н. Антивоенное движение в странах Европы в межвоенный период. 1917-1939./ Г.Н. Сапожникова.- М.: Наука, 1985.- 415с.

2. Яроцкий, В. Амстердамский Интернационал профсоюзов. / В. Яроцкий.//Малая советская энциклопедия.- М.,1930.- 655с.- 1. т.

3. Таблица составлена на основании анализа издания: «Eine globale Organisation im wahrsten Sinne des Wortes»: Zeitungen, Zeitschriften, Protokolle, Jahrbücher und Geschäftsberichte der Internationalen Transportarbeiter-Föderation in der Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung Bearbeitet von Marlis Esser mit einem einleitenden Essay von Willy Buschak Veröffentlichungen der Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. Bd. 21. - Bonn, 2009. - P.72.

4. Ханс Schoots, «Fimmen, Карл Эдуард (1881-1942)», в Нидерландах биографический словарь. URL: HTTP: //resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/fimmen (12-11-2013).

5. Willy, Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) / Willy Buschak. //http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

6. Маин, Н. Профсоюзное движение Германии (История и наши дни) // http://rkrp-rpk.ru/content/view/6010/29/

7. Vorwärts, 31. Jan. 1933.

8. «Bereit sein ist alles», S. 6. ; «АВП СССР», Обзор печати, ф. 56, оп. 9, п. 119, д. 54, л. 21.

9. Раджани, Палм Датт Социал-демократия и фашизм / П.Д. Раджани.//http://saint-juste.narod.ru/Palme_Dutt.html

10. Willy, Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) / Buschak Die Willy.//http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

11. Дитер Неллес: Сопротивление и международная солидарность. Международная федерация работников транспорта (ITF) в сопротивлении нацизму. / Дитер Неллес.-Plaintext Verlag, Essen 2001, ISBN 3-88474-956-0 (PhD университета Касселя, 2000).

12. См.: Международная социалистическая лига Combat. - Википедия htm.

13. Willy Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) //http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

14. См.: Международная федерация транспортных рабочих // https: // translate.googleusercontent.com/translate

15. Ханс Schoots, «Fimmen, Карл Эдуард (1881-1942)», в Нидерландах биографический словарь. URL: HTTP: //resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/fimmen [12-11-2013]

16. Доклад Ханса Яна Секретариату МФТ .- https://translate.googleusercontent.com/translate

17 См. : Лоренц Брейниг. - http://www.stolpersteine-berlin.de/de/biografie/4813

18. Gottwaldt, А.: Железнодорожники против Гитлера. Оппозиция и гонения на Reichsbahn 19331945 Wiesabden 2009 в. Н-Соз-U-Kult, 20.04.2010, <http://www.hsozkult.de/publicationreview/id/rezbuecher-14368> .

19. Голуб Ю.Г. Международные профессиональные секретариаты/ Ю.Г. Голуб. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1994. - С.167-168.

20. Дитер, Неллес: Сопротивление и международная солидарность. Международная федерация работников транспорта (ITF) в сопротивлении нацизму./ Дитер Неллес.- Plaintext Verlag, Essen 2001, ISBN 3-88474-956-0 (PhD университета Касселя, 2000).

21. Голуб, Ю.Г. Международные профессиональные секретариаты./ Ю.Г. Голуб. - Саратов: Саратовский университет, 1994. - С.169-170.

REFERNCES :

1.Ginsberg L.I. German anti-fascist in a struggle against Nazi dictatorship/ L.I. Ginsberg, Ya. S.

Drabkin- M 1961/ - 356 p; Pritsker, D P. Heroic deed of Spanish Republic 1936-1939 ./ D P. Pritsker.-

М., 1962. -275p; Smeryaga M.I. Popular antifascists uprising ( essays) - М., 1965. - 451p; Filatov G.S.

Italian communists in movementФилатов, / G.S. Filatov - М., 1964.- 385p; Kravchenko, E.A. National

front in France. М., 1972.- 296 p; Sapoizhnikova G.N. anti-war movement in European countries during

interwar period. 1917-1939./ G. N. Sapozhnikova .- М.: Nauka, 1985.- 415p.

2. Yarotski, V. A. Amsterdam International trade union./ V.Yarotski// Soviet encyclopedia- М.,1930.-655p.- 1. Vol.

3. The chart is compiled based on analysis of publication «Eine globale Organisation im wahrsten Sinne des Wortes»: Zeitungen, Zeitschriften, Protokolle, Jahrbücher und Geschäftsberichte der Internationalen Transportarbeiter-Föderation in der Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung Bearbeitet von Marlis Esser mit einem einleitenden Essay von Willy Buschak Veröffentlichungen der Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. Bd. 21. - Bonn, 2009. - P.72.

4. Hans Schoots, «Fimmen, Karl Eduard (1881-1942)», in Netherland biographic dictionary URL: HTTP: //resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/fimmen (12-11-2013).

5. Willy, Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) / Willy Buschak. //http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

6. Main, N. Trade union movement of Germany (history and our days) // http://rkrp-rpk.ru/content/view/6010/29/

7. Vorwärts, 31. Jan. 1933.

8. «Bereit sein ist alles», S. 6. ; «AVP USSR», Obzor pechati , f. 56, op. 9, p. 119, d. 54, L. 21.

9. Razhdani Palme Dutt Social democracy and fascism/ P.D. Razhdani //http://saint-juste.narod.ru/Palme_Dutt.html

10. Willy, Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) / Buschak Die Willy.//http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

11. Deter Nelles: Movement and international solidarity. International federation of transport workers movement against Nazi / Deter Nelles .-Plaintext Verlag, Essen 2001, ISBN 3-88474-956-0 (PhD of the University Cassel, 2000).

12. International socialist league Combat. - Wikipedia htm.

13. Willy Buschak Die Internationale Transportarbeiter-Föderation (ITF) //http://library.fes.de/pdf-files/bibliothek/06903.pdf

14. International federation of transport workers. //https://translate.googleusercontent.com/translate

15. Hans Schoots, «Fimmen, Karl Eduard (1881-1942)», in Netherlands biographic dictionary. URL: HTTP: //resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/fimmen [12-11-2013]

16. paper of Hans Yan to the secretariat of IFT.- https://translate.googleusercontent.com/translate 17 Lorenz Braining http://www.stolpersteine-berlin.de/de/biografie/4813

18. Gottwaldt, А.: Railway men against Hitler. Opposition and persecution in Reichsbahn 1933-1945 Wiesabden 2009. H-Co3-U-Kult, 20.04.2010, <http://www.hsozkult.de/publicationreview/id/rezbuecher-14368> .

19. Golub Y.G. International professional secretariats/ Y.G. Golub . - Saratov: Publishing house of Saratov University, 1994. - P.167-168.

20. Deter Nelles: Movement and international solidarity. International federation of transport workers movement against Nazi / Deter Nelles .-Plaintext Verlag, Essen 2001, ISBN 3-88474-956-0 (PhD of the University Cassel, 2000).

21. Golub Y.G. International professional secretariats/ Y.G. Golub . - Saratov: Publishing house of Saratov University, 1994. - P.169-170.

Роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг.

Ключевые слова: Международная федерация транспортников (МФТ), Международные Профессиональные Секретариаты, Амстердамский Интернационал профсоюзов, фашизм, Германия, Италия, Вторая мировая война.

В статье с исторических позиций рассматривается роль мирового профсоюзного движения транспортных рабочих в антифашистской борьбе в 1920-1940 -е гг.

Особое внимание уделяется анализу и выявлению форм и методов борьбы МФТ против фашизма в Италии и Германии. В 1920 - 1940-е гг. МФТ организовала нелегальную сеть сопротивления фашистским режимам в Италии и Германии из числа транспортных рабочих, которые, рискуя своей свободой и жизнью, распространяли антифашистские листовки, устраивали акции саботажа на железнодорожном транспорте, осуществляли сбор средств для финансовой поддержки семей, чьи кормильцы были заключены в концлагеря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центром борьбы МФТ с фашизмом и нацизмом во время Второй мировой войны стал Лондон, куда в 1939 г. переместилась штаб-квартира федерации.

Авторы пишут о стремлении МФТ сотрудничать широким фронтом с другими профсоюзными, общественными организациями в борьбе с фашизмом.

В статье делается вывод, что международные Профессиональные Секретариаты, идейно примыкавшие к Амстердамскому Интернационалу профсоюзов, сыграли большую роль в антифашистской борьбе в 1920-1940-е гг. Среди этих Секретариатов своей эффективностью и масштабами антифашистской деятельности выделяется Международная федерация транспортников.

The role of the world trade-union movement of transport workers

Keywords: International Federation of Transport Workers (IFTW), International Professional Secretariats, Amsterdam International of labor unions, Fascism, Germany, Italy, World War II.

In article from historical positions the role of the world trade-union movement of transport workers in anti-fascist fight in 1920-1940 - е is considered.

The special attention is paid to the analysis and identification of forms and methods of fight of MFT against fascism in Italy and Germany. In 1920 - the 1940th of MFT I organized an illegal network of resistance to the fascist modes in Italy and Germany from among transport workers who, risking the freedom and life, distributed anti-fascist leaflets, organized actions of sabotage on railway transport, carried out fund raising for financial support of families, whose supporters were imprisoned in concentration camps.

London where in 1939 the headquarters of federation moved became the center of fight of MFT against fascism and Nazism during World War II.

Authors write about aspiration of MFT to cooperate the wide front with other trade-union, public organizations in fight against fascism.

In article the conclusion is drawn that the international Professional Secretariats which were ideologically adjoining Amsterdam International of labor unions played a big role in anti-fascist fight in the 1920-1940th. From these Secretariats the efficiency and scales of anti-fascist activity distinguishes the International federation of transport workers.

Сведение об авторах:

Зубков Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор кафедры Политология, история и социальные технологии Московского государственного университета путей сообщения(Россия, Москва ), E-mail: zubkoff1956@mail.ru) Крайнов Григорий Никандрович, доктор исторических наук, профессор кафедры «Политология, история и социальные технологии» Московского государственного университета путей сообщения(Россия, Москва), E-mail: krainovgn@mail.ru

Information about the author:

Zubkov Sergey Aleksandrovich, the Doctor of Philosophy, Professor of Political Science, History and Social Technologies Department, Moscow State University of means of communication (Rossia, Moscow ), E-mail: zubkoff1956@mail.ru

Kraynov Grigory Nikandrovich, the Doctor of Historical Sciences, Professor of Political Science, History and Social Technologies Department Moscow State University of means of communication (Rossia, Moscow ), E-mail: krainovgn@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.