Научная статья на тему 'Генезис северокавказских профсоюзов как мобилизационных структур советского государства'

Генезис северокавказских профсоюзов как мобилизационных структур советского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис северокавказских профсоюзов как мобилизационных структур советского государства»

ция «опальных» народов. Закон создал правовую базу для концептуального решения проблем реабилитации и национального развития репрессированных народов на государственной основе.

Болевой же точкой двухэтапного процесса реабилитации балкарского народа (конца 50 и 90-х гг. XX в.) сегодня представляются упущенные возможности концентрации федеральных средств на тщательно отобранных, приоритетных направлениях, а также нецелевое использование и разбазаривание значительной части выделенных фондов.

Принятие Закона о реабилитации требовало мужества и твердости, а его воплощение в жизнь - мудрости и осмотрительности:

Литература

1. Правда. 1989. 24 сент.

2. Правозащитники репрессированных народов. М., 1996. С. 76, 77, 89.

3.‘ Реабилитация народов и граждан. 1954 - 1994 гг. / Сост. И. Алиев. М., 1994. С. 162- 163.

4. Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 42. Ст. 1337. С. 1595.

5. См.: Зумакулов Б.М. Реабилитация балкарского народа. Нальчик, 1998. С. 90,97.

6. Хаперская Л.П. Современные этнополитические процессы Северо-Кавказского региона: проблемы политического управления. М., 1997. С. 38.

7. Губогло М.Н. Реабилитация репрессированных народов. Надежды. Реальность. Иллюзии // Конфедерация репрессированных народов РФ. Нальчик, 1995. С. 19, 26.

8. Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С. 661. •

9. Алафаев A.A. Миннац России и проблемы реабилитации репрессированных народов // Тоталитаризм в России (СССР) 1917 - 1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы науч.-практ. конф. Пермь, 1998. С. 142-143.

10. Северный Кавказ. 1997, № 2.

11. Кабардино-Балкарская правда. 1994. 10 марта.

12. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие и национально-культурное возрождение балкарского народа в 1996 - 2000 годах».

13. Независимая газета. 2001, 30 января.

Кабардино-Балкарский государственный университет

26 сентября 2002 г.

2003 г. С.А. Чупрынников

ГЕНЕЗИС СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ПРОФСОЮЗОВ КАК МОБИЛИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Профсоюзное движение на Дону, Кубани и Ставрополье начало свое становление, как и в большинстве регионов России, в период первой русской революции 1905 - 1907 гг. Однако в силу исторических условий и событий, относительно слабого развития промышленности, его структурно-организационное оформление произошло позднее, чем в промышленных регионах. Характерная особенность его первого этапа (дооктябрьского) на Северном Кавказе - разобщенность, непродолжительность существования и структурная аморфность профсоюзных организаций. Это были в большей степени различные общества, союзы и ассоциации. В архивных документах указывается: 1900 г. - создание союзов пищевиков и металлистов; 1903 г. - союз грузчиков и печатников. Они возникали в Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Армавире, Новороссийске.

В эти же годы в исследуемых регионах делаются и первые попытки объединения профессиональных союзов по горизонтали. В 1907 г. в г. Екатеринодаре создается Центральное Бюро (ЦБ) из 18 человек. На одном из его заседаний ставился вопрос о целесообразности присутствия в ЦБ представителей социалистических партий: социал-демократов (большевиков и меньшевиков), социалистов-революционеров, дашна-

ков, украинских социалистов-националистов с правом совещательного голоса. «За» проголосовали 10, воздержались - 2. Центральное бюро просуществовало непродолжительное время, но внимание политических партий к профдвижению было обозначено сразу.

Анализ архивных источников позволяет утверждать, что это движение в исследуемом регионе, как впрочем и в стране, имело достаточно сильную и неразрывную связь с политическими партиями. Профессиональные союзы Дона, Кубани и Ставрополья с первых шагов сталкивались нередко не с одной, а с несколькими партиями и различными фракциями, существовавшими внутри партий. Одни из них (народные социалисты) ограничивались «установлением тесных и дружественных отношений, не задаваясь целью подчинить профсоюзы партии», другие (социал-демократы — большевики, меньшевики) стремились стать во главе профсоюзов, исходя из ленинской установки, высказанной еще в ноябре 1905 г. о том, что социал-демократы постараются «в полном составе всех партийных организаций войти во все профессиональные союзы» [1].

Во взаимоотношениях профсоюзов с партиями большевики отводили им место составляющей части партии, меньшевики - роль опорных пунктов своей

партии, требующих идейного руководства. Эту позицию четко чуть позже изложил В.И. Ленин в письме С.И. Гусеву: «Российской социал-демократической партии важно в самом начале взять верную ноту о профессиональных союзах, сразу создать традицию социал-демократического почина по этой части, социал-демократического руководства» [2]. В идейном направлении он видел «гвоздь» всей деятельности партии по отношению к профсоюзам [2].

Исходя из политической ситуации того времени, однозначно утверждать о большем или меньшем влиянии той или другой группы не представляется возможным. И большевики, и меньшевики вели самую неуклонную и энергичную кампанию по завоеванию профессиональных союзов и подчинению их своему партийному руководству. Хотя специфика социально-экономического развития Северо-Кавказского региона, а также и специфика всего профдвижения (более высокая организованность и активность непролетарских профсоюзов, т.е. профсоюзов служащих) позволяет говорить о большем влиянии меньшевиков.

С 1912 г. отмечается оживление профсоюзного движения и активная политизация деятельности профсоюзов со стороны партий большевиков, меньшевиков и эсеров. Причем первые уделили этому наибольшее внимание.

К 1914 г. эта сфера становится одной из приоритетных в деятельности большевиков, считавших, что «союзы должны работать под контролем и руководством социал-демократических организаций» [3].

На состоявшемся в сентябре-октябре 1913 г. совещании ЦК РСДРП(б) с делегатами из регионов была принята резолюция «О работе в легальных организациях», в которой отмечалась необходимость и важность избрания на ответственные посты в профсоюзах сторонников партии, что и было осуществлено впоследствии добиться.

Весной-летом 1917 г. был создан Екатеринодар-ский совет профсоюзов - в организационном отношении прообраз совпрофов Кубани, возникших уже в годы советской власти.

Осенью-зимой того же года в Ростове-на-Дону была сделана попытка формирования аналогичной структуры Доно-Кубанского совета профсоюзов. Организаторы предполагали в скором времени подать к утверждению Устав и созвать Пленум. Однако его деятельность ограничилась посланиями на места с просьбой отчислить взносы в размере 3 коп. с каждого члена профсоюза, так как «без средств Совет, -отмечалось в посланиях, - не имеет возможности начать свою работу» [4, д. 7, л. 7]. В Ставрополе, судя по сохранившимся архивным данным, весной 1919 г. проявляло, определенную организационную активность Ставропольское губернское бюро профсоюзов [А, д. 43, л. 1].

Весной 1919 г. в Екатеринодаре по решению Северо-Кавказской краевой конференции был создан Северо-Кавказский совет профессиональных организаций. Исполнительное бюро его состояло из членов

Совета, проживавших в, Екатеринодаре: A.C. Албу-тин, Е.А. Самойленко (председатель Екатеринодар-ского совпрофа), У.С. Войтинский, М.Н. Розов, И.Е. Дорофеев, В.Р. Елфимов. А печатный орган Ека-теринодарского совпрофа «Вестник труда»-стал и органом Севкавсовпрофа.

В августе 1919 г. прошло совещание представителей профсоюзов в Харькове, «положившее начало объединению профессионального движения всего Юга России», - как отмечалось в циркуляре Северо-Кавказского Совета профессиональных организаций [4, д. 23, л. 2], сформирован единый руководящий центр «Югпроф» и конкретизировано положение Севкавсовета о нем, как составной части. Севкавпроф объединял 55 локальных союзов на территории Кубани, Терека, Ставропольской губернии, Черноморской губернии и 7 совпрофов с общим числом членов 25 тыс. чел. [4, д. 33, л. 5].

К моменту установления советской власти (март

1920 г.) профсоюзы Дона, Кубани, Ставрополья строились сугубо по профессиональному принципу: союзы кулинаров, народного питания, работников по выработке пищевых продуктов, рабочих хлебокондитерского производства, торгово-промышленных служащих, ветеринарных врачей, фельдшеров и оркестрантов центральный союз коллективов служащих правительственных учреждений.

Октябрьская революция привела к глубочайшим социальным изменениям. Профсоюзы превратились в организации «правящего, господствующего, правительствующего класса» - один из важнейших элементов нарождающейся политической системы и советского государства.

При всей своей сложности и противоречивости становление советской политической системы проходило в условиях однопартийное™ (за исключением первых нескольких послеоктябрьских лет), поэтому определять способы взаимоотношения с другими политическими партиями, кроме РКП(б)/ВКП(б) профсоюзам не приходилось, поскольку последняя была не только единственной, но и правящей, монопольно определявшей политику во всех сферах жизни общества.

Профсоюзы принимали самое активное участие в многочисленных акциях и кампаниях: неделях фронта, больраненного красноармейца, субботниках, декадниках, месячниках; занимались ликвидацией неграмотности, создавали систему производственнотехнического и профессионального обучения, организовывали работу клубную, библиотек и читален. Профмобилизации проводились перманентно и были обыденным явлением. Несвойственные функции и решение не своих задач становились основными в деятельности профсоюзов [5]. Такая ситуация, безусловно, способствовала закреплению партийной идей-но-политической монополии в профсоюзах, проведению последними только партийной политики во всех областях жизнедеятельности советского общества и постепенному в последующем (хотя в первом десятилетии и не столь заметному) свертыванию собственной инициативы и самостоятельности.

После установления советской власти в исследуемых областях (март-апрель 1920 г.) фактически заново началось формирование профсоюзного движения. 30 апреля 1920 г. Севкавсовпроф принял циркуляр «О переустройстве союзов по производственному принципу, создании производственных объединений». Однако это оказалось делом нелегким. Очень трудно было установить действительное число организованных членов профсоюзов и само количество профсоюзов [6, д. 57, л. 104, 16; д. 54, л. 1]. Под флагом профсоюзов выступали самые различные объединения и группы. В отчете Новороссийского бюро профсоюзов за апрель - декабрь 1920 г. отмечалось: «В первый период организации союзов шла усиленная борьба с разными группами, объединяющимися в союзы и требующими легализации. Разные спекулянты, торговцы и прочий паразитический элемент буквально заваливал оргбюро списками возникающих союзов под разными наименованиями вроде “Союза Свободы”, объединяющего рестораторов, “Венеция”

- союз торговцев и др. нечисти, “Союз комиссионеров” и т.п.» [6, д. 54, л. 91]. В Ставрополе после прихода Красной Армии стихийно возникло 28 союзов типа «союза врачей», «работников пера», «десятников и техников», и т.д., а в Ростове-на-Дону - портовых рабочих, шорников, пищевиков, архитектурно-строительных рабочих.

В 1920 г. на Северном Кавказе (Терский, Кубано-Черноморский, Ставропольский, Дагестанский, Донской советы профсоюзов) насчитывалось 415 тыс. членов профсоюзов [7].

Начало организационному становлению было положено. Но ситуация осложнялась очень слабой связью местных профорганов с центральными, руководящими структурами [6, д. 27, л. 1, 2]. Все это сопровождалось кадровыми, финансовыми, материальными трудностями. Сложности создавали также внутренняя структура союзов, напряженность их взаимоотношений с партийными и советскими органами, и самое главное - низкий уровень общей и политической культуры членов профсоюзов. Существовали проблемы и с членскими взносами. Кавбюро ВЦСПС вынуждено было даже издать циркуляр № 24 о принудительном сборе членских взносов.

В целях повышения роли и значимости профсоюзов проводились «Недели укрепления профсоюзов», во время которых распределялись субботники по предприятиям и организациям, в исполкомах проводились обязательные лекции, а в культучреждениях -спектакли.

Наряду с этим набирал силу и процесс подчинения профсоюзов партии, превращения их из самостоятельных организаций в «приводные ремни». В бюллетене тройки по проведению «Недели укрепления профессионального движения» при Ейском отдель-ском бюро профсоюзов от 15 февраля 1921 г. подчеркивалось: «Идейное руководство в профсоюзах должно принадлежать партии и больше никому. По отношению к профсоюзам партия оформляет их деятельность через партийные фракции союзов. Она (партия)

добивается того и заинтересована в том, чтобы беспартийные в своей массе профсоюзы, по существу... то есть фактически были партийными и выполняли программу РКП(б). Свои задачи (организационнохозяйственные и воспитательные) профсоюзы выполняют не самостоятельно и изолированно, а в качестве одного из основных аппаратов Советского государства, руководимого партией» [8].

Организационное строительство профсоюзов Дона, Кубани и Ставрополья, как и всей России, проходило во взаимодействии с государственными органами, оказывавшими финансовую, материальную помощь (особенно в 1920-е гг.) профсоюзам, а которые были «резервуаром государственной власти», а не только «приводными ремнями» партии.

В свою очередь профсоюзы принимали участие в формировании органов советской власти, подборе и расстановке кадров госаппарата. Так, председатель КубЧероблисполкома Ян Аболин в 1922 г. был секретарем Кубано-Черноморского совета профессиональных союзов, а И.М. Клейнер - заместитель председателя Северо-Кавказского крайисполкома в начале 1930-х гг. - первым избранным председателем Куб-Черсовпрофа (окт. 1920 г.).

Вместе с тем были случаи когда профработники выполняли задания исполкомов и парткомов, а партийные и профсоюзные должности на местах совмещались. Созданные в союзных организациях партийные фракции стали заменять партийные организации: фракция Кубокрсовпрофа в 1924 г. утверждала протоколы фракций союзов, фракции союзов давали характеристику для вступления в партию, самостоятельно проводили различные кампании, которые были прерогативой партийных организаций, объявляли партийные взыскания. С началом коллективизации наблюдалась другая тенденция: сельские советы вмешивались в работу союзных организаций, заслушивая и утверждая доклады, отчеты об их деятельности, решали вопросы назначения и снятия с работы проф-кадров.

Проведенное в 1924 г. районирование продолжило организационно-структурное становление профсоюзов В Северо-Кавказском крае на 1 апреля 1924 г. числилось 283 324 членов профсоюзов. В районах появились межсоюзные структуры - профсекретариа-ты, призванные усилить влияние профсоюзов на местах, в сельской местности.

В это же время происходит усиление не только руководства профсоюзами, но и контроля за их деятельностью со стороны РКП(6).

На Дону, Кубани и в Ставрополье, как и во всей России, в 1920-е - первой половине 1930-х гг. практически повсеместно на заседаниях бюро окружко-мов, областкомов, ставились вопросы о профсоюзах, направлениях их деятельности, кадрах профорганов, контроле за работой. Утрата самостоятельности являлась делом времени. На проводившихся тогда съездах союзов везде принимались предложения комфракций, действия которых определялись «Положением о фракциях Профсоюзов и межсоюзных объединений»

от 28 января 1923 г., подписанным секретарем ЦК РКП(б) B.C. Молотовым и секретарем бюро фракции ВЦСПС A.A. Андреевым. В задачи фракции РКП(б) профсоюзов входило проведение директив партии в области профессионального движения; укрепление влияния партии внутри профсоюзов.

Впоследствии даже созывы своих съездов профсоюзы должны были согласовывать с партийными органами. Параграф первый постановления ЦК РКП(б) «О порядке созыва различных непартийных съездов, конференций и т.д. советских, профессиональных организаций и порядке руководства ими» гласил, что «созыв съездов, конференций советских, профессиональных... производится после предварительного согласования с бюро фракций руководящих органов и утверждения Секретариата или Оргбюро ЦК», а параграф шестой разъяснял: «Аналогично все на местах» [9]. Точно такой же циркуляр приняли и разослали на места окружные комитеты партии.

Самостоятельность в деятельности допускалась при выполнении «решений», но и она закончилась в 1928 г., когда всем и всему, в том числе и профсоюзам, переломали хребет, превратив их из важного института нарождавшегося гражданского общества, в придаток советской политической системы.

Завершающим этапом в организационном и структурном формировании профсоюзов стала проведенная на рубеже 1920 - 1930-х гг. перестройка их деятельности на основе партийного лозунга «лицом к производству». Основные пути ее намечены были Апрельским (1929 г.) Пленумом ЦК ВКП(б), II (май-июнь 1929 г.) и III (ноябрь 1929 г.) Пленумами ВЦСПС.

Состоявшееся в феврале 1930 г. совещание ВЦСПС обобщило опыт и определило организационные формы работы профсоюзов.

На Северном Кавказе сразу же после всесоюзного оргсовещания началась работа по перестройке профсоюзов, направляемой ВКП(б) и осуществляемой под руководством местных партийных органов.

Постановлением секретариата крайкома ВКП(б) 12 февраля 1930 г. прошло собрание ростовского общегородского профактива, на котором рассматривались основные направления работы по перестройке.

После завершения подготовительной работы и утверждения планов мероприятий на заседании бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) 13 апреля 1930 г. было утверждено постановление оргсовещания по перестройке работы профсоюзов «Об упразднении райпрофсекретариатов и райотделений», а 21 апреля рассмотрен вопрос «О реорганизации профорганизаций в округах и областях края» и принято решение ликвидировать областные и окружные объединения ряда профсоюзов в отдельных округах и областях. Окружным, районным комитетам партии и ок-рсовпрофам рекомендовалось усилить руководство низовыми ячейками тех союзов, где ликвидировались окружные отделения. В Армавирском округе была проведена опытная реорганизация: ликвидированы окружные отделения всех профсоюзов, за исключением профсоюзов строителей и металлистов.

В 1931 г. началась кампания разукрупнения профсоюзов. V пленум ВЦСПС (январь 1931 г.) отметил, что существующая структура союзов, объединяющая массы рабочих из разных отраслей промышленности и народного хозяйства, затрудняет конкретное участие профсоюзов в социалистическом строительстве, и принял решение об образовании 44 профсоюзов вместо существовавших 23.

6 февраля 1931 г. Северо-Кавказский крайсовпроф провел совещание представителей краевых правлений союзов с повесткой дня «О реорганизации профсоюзов». Но само решение об изменении структуры союзов через их разукрупнение и создание новых профсоюзов было принято на заседании бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) 16 февраля 1931 г. Намечалось организовать из 9 прежних союзов 33 новых. Всего предполагалось иметь 42 союза. Постановлением предусматривалось, сокращая средние звенья профсоюзного аппарата, создавать краевые правления по 17 союзам, по остальным вновь организуемым союзам краевые комитеты не предусматривались. Заводские комитеты 12 союзов должны были подчиняться непосредственно ЦК своего профсоюза: Таких завкомов предполагалось иметь 124. В практику работы профорганизаций вводились специальные собрания по профессиям, а также был организован институт уполномоченных рабочих ведущих профессий. Для успешности кампании по разукрупнению, запрещалось без разрешения крайкома партии перебрасывать на другую работу профработников. В ходе разукрупнения возрастала роль районных межсоюзных организаций. Поэтому активизировалась работа по укреплению кадрами районных советов профсоюзов, усилилось финансирование их организационной работы. Расходы на районы первой группы возросли с 2 900 до 4 200 р., а наивысшей с 17 тыс. до 25 тыс. р. [6, д. 2790, л. 35,36].

К апрелю 1931 г. разукрупнение профсоюзов на Дону, Кубани и Ставрополье в целом было закончено. Однако сам процесс перестройки их деятельности на этом не завершился. В ходе этой работы наблюдались рецидивы известной бюрократической болезни. Не было оперативности в решении стоящих перед союзными организациями задач, имело место чрезмерное количество заседаний и рассматриваемых на них вопросов, слабой проверка исполнения. Проявлялись черты будущего общепартийного стиля работы - администрирования и - заидеологизироваиности. Нередко обсуждение вопроса о работе нижестоящих профорганизаций заканчивалось их роспуском с нелепыми формулировками. Так, президиум Северо-Кавказского краевого совета профсоюзов распустил президиум Курганинского районного совета за «потерю классового чутья, примиренчество к изменникам интересов рабочего класса» [10]. За «неумение» обеспечить работу по перестройке были ликвидированы крайком союза земледельческих совхозов, президиум Таганрогского горсовпрофа, сменено руководство краевого комитета союза Рабпрос.

Тем не менее к 1932 г. на Северном Кавказе имелась сеть профорганизаций, которая ближе подошла к

вопросам производства. В нее входили 8 райкомов и 66 самостоятельных МК, связанных непосредственно с центральными органами, 5600 ФЗК, около 9000 профгрупп. Впоследствии совершенствование структуры профсоюзов шло на основе проведенного разукрупнения, и по мере появления и развития новых отраслей в системе народного хозяйства организовывались и новые профсоюзы по принципу: одно министерство - один профсоюз. В 1934 г. по решению IV пленума ВЦСПС было создано уже 154 союза, дополнительно организованы союзы работников электросвязи и авиаработников и их краевые органы, ликвидирован Ростовский горсовпроф, а его функции возложены на краевой совет. В целом разукрупнение, основанное на принципах производственного построения, способствовало более тесному взаимодействию профсоюзных и хозяйственных органов в решении производственных задач, приближало аппараты ЦК союзов к массам, давало возможность изжить цеховую замкнутость. Если, до разукрупнения союз строителей в крае объединял 337 низовых организаций, то после из него выделились 3 самостоятельных профсоюза, самый большой из которых включал 156 первичных организаций. Усилилось конкретное руководство основными участками работы, в частности культурно-воспитательной, кадры укомплектованы профсоюзными активистами.

Вместе с тем разукрупнение профсоюзов обнаружило и отрицательные моменты, проявившиеся через десятилетия. Организационно структурная перестройка профсоюзов завершила партийную борьбу с оппозицией как левой, так'и правой и сделала их действительно «элементарной, низшей, простейшей, наиболее доступной для масс трудящихся формой организации» [11] и формой общественной связи. В значительной степени обновленный состав профактива стал послушно идти в кильватере партийных установок.

Важное место в становлении и развитии профсоюзов Дона, Кубани и Ставрополья как мобилизационных структур в 1920-е - начале 1930-х гг. занимали подбор, расстановка и качественный состав кадров профработников. Положение осложнялось их острейшей нехваткой. На Кубани, например, к моменту установления советской власти только два работника

- П.Н: Гудима и К.В. Барбазанов имели опыт работы в профсоюзах. Выдвинутый позже партийный лозунг «кадры решают всё» с первых шагов профдвижения на Северном Кавказе стал главным. Кадровому составу профсоюзов и их руководящих органов партия большевиков уделила большое внимание. И кадровая политика в них определялась только ВКП(б).

XI Всероссийская конференция РКП(б) (декабрь

1921 г.) приняла решение о направлении на ответственную работу в профессиональные союзы «только старых испытанных членов партии, не входивших в прошлом ни в какие другие политические партии» [12]. А XI съезд РКП(б) (март - апрель 1922 г.) посчитал задачу укрепления профсоюзных органов такой же важной, как и укрепление руководящих органов партии. Резолюцией съезда «О проверке и обновле-

нии руководящих организаций профсоюзов» губко-мы, областкомы и республиканские ЦК обязывались в короткие сроки переучесть партийные силы в целях обновления и укрепления руководящих профсоюзных кадров, исходя из их деловых и, главное, политических качеств.

Для всех категорий руководящих работников устанавливался определенный стаж: для секретарей и председателей центральных органов - не ниже дооктябрьского 1917 г., для членов президиума - не менее трех лет, в губпрофсоветах для секретарей и председателей - не менее двух лет. А к концу 1921 г. подавляющее преобладание членов РКП(б) было обеспечено в .большинстве областных правлений союзов [13].

В середине 1920-х гт. основной упор в работе с профкадрами делается на расширение состава беспартийного профактива.

Бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) в апреле 1926 г., проанализировав работу коммунистических фракций краевых профорганов, постановило строить правления союзных организаций, чтобы, обеспечивая полное влияние и руководство партии, одновременно шире привлекать в состав руководящих профсоюзных органов беспартийных. На заседании секретариата Кубанского окружкома ВКП(б) в июле 1927 г. после рассмотрения вопроса о подготовительной работе по созыву окружных и районных профконференций было принято решение держать курс на избрание на конференции рядовых членов профсоюзов, а на окружных профсъездах иметь не более 55 % партийцев и комсомольцев. Окружной совет профессиональных союзов, согласно решению бюро окружкома ВКП(б) от 23 марта 1928 г., должен был иметь в своем составе 2/3 членов ВКП(б) и 1/3 беспартийных. Донской окружной комитет ВКП(б) в августе 1928 г. в своем письме ко всем членам партийной организации «О перевыборной кампании ФЗМК» призывал районные комитеты и ячейки «установить твердое партийное руководство перевыборной кампанией и в то же время поставил задачей выдвижение в состав ФЗМК до 50 % беспартийного актива» [14].

Дальнейшая работа по подбору и расстановке профкадров проходила в контексте внутрипартийной борьбы в ВКП(б). Кадровые изменения в профаппара-тах (от ВЦСПС до окружных совпрофов и от ЦК союзов до районных комитетов) шаг за шагом знаменовали победу и1 укрепление сталинского окружения и «вытеснение» профсоюзов из активного ряда акторов политической сцены. Снятие с постов профсоюзных лидеров стало одним из главных моментов в деятельности партийных органов, В марте 1927 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) был снят с поста председателя ЦК крупнейшего в стране профсоюза металлистов И.И. Лепсе. Этот «случай» председатель ВЦСПС М.П. Томский квалифицировал позднее как начало разгрома профдвижения. «За год, - по словам секретаря ВЦСПС А.И. Догадова, - в ЦК не прошло ни одного предложения Бюро фракции профсоюзов, все провалилось», а самому ВЦСПС «пришла пора репетировать роль мертвеца» [15].

Принятое 21 мая 1928 г. постановление ЦК ВКП(б) «О составе руководителей профорганизаций и мерах по укреплению профсоюзов работниками» формально декларировало необходимость повышения авторитета и основных прав профсоюзных органов, более качественного подбора кадров профработников, строгого соблюдения принципа согласования с проф-органами различных перемещений ответственных работников профсоюзов. На деле оно было направлено на проведение завершающего этапа борьбы с оппозицией, которая существовала в профсоюзах прежде всего в лице председателя Президиума ВЦСПС М.П. Томского и группы руководящих профработников. К ним принадлежало и руководство Северо-Кавказского крайсовпрофа. На VIII съезде профсоюзов СССР (1928 г.) председатель краевого совета профсоюзов Ударов (он являлся кандидатом в члены Президиума ВЦСПС) внес на заседание коммунистической фракции* съезда предложение с просьбой к Политбюро ЦК ВКП(б) пересмотреть свое решение о вводе в состав Президиума ВЦСПС одного из секретарей Центрального комитета ВКП(б) Л.М. Кагановича. Формально его введение в состав Президиума ВЦСПС осуществлялось на принципах взаимного представительства (М.П. Томский являлся кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б)), но по сути это означало усиление жесткого партийного контроля в профсоюзах и потери ими самостоятельности. Ударов не только внес это предложение, но и вместе с членами комфракций крайсовпрофа голосовал за него. Однако большинством голосов комфракций съезда решение Политбюро ЦК ВКП(б) было одобрено и принято. Действия Ударова и Северо-Кавказской делегации получили осуждающую оценку со стороны бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б), которое на своем заседании 23 января 1929 г. признало «ошибочным» их выступление на съезде и поручило областным и окружным комитетам партии данное решение довести до сведения партийного актива. Было ясно, что после партийного осуждения последует кадровая перестановка, причем глубокая (по всей вертикальной структуре), в профсоюзных органах.

II Пленум ВЦСПС (май - июнь 1928 г.) вывел Ударова из состава кандидатов в члены Президиума ВЦСПС, а чуть позже он был снят с поста председателя крайсовпрофа.

Бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) в июне 1929 г. в своем постановлении «О состоянии профсоюзных кадров» предложило выдвинуть не менее 40 работников с низовой работы в средние звенья краевых аппаратов профсоюзов в целях усиления в них рабочего влияния. Был кардинально изменен руководящий состав важнейшего в крае профсоюза — металлистов, а также состав кадров самого краевого совета ч профессиональных союзов и крайкомов союзов. На пленуме крайсовпрофа в январе 1930 г. его новый председатель Черемухин отмечал, что в краевых правлениях произошла смена руководства на 99 % в аппарате КСПС - на 90 %. В него были введены 50 рабочих. Всего в результате проведенной чистки

профаппаратов было освобождено около 8 тыс. чел. Впоследствии практика усиления рабочего влияния в профсоюзах получила свое закрепление в организации шефства рабочих над учреждениями. К 1932 г. по 25 районам и городам Северо-Кавказского края насчитывалось 211 таких шефствующих предприятий.

Аппарат делал безошибочную ставку на рабочих от станка, в большинстве своем малограмотных, которые как пролетарский таран шли в одном направлении - за ЦК, т.е. за сталинской партией.

Профсоюзы становились действительно послушными «приводными ремнями» от партии к массам (выделено автором. - С.Ч.) с партийными установками, силовыми методами, стилем, верностью центра-листским партийным традициям, жесткой дисциплиной и самодисциплиной, отсутствием или слабым проявлением рефлексии. Сама оценка деятельности профсоюзов в это время отличалась «упрощенными», но доступными массам определениями типа - аполитичность, хвостизм, отрыв от производства, встряска, чистка и т.п. Профсоюзы, как и партия, становились не просто организацией, а естественно необходимой организацией, в которой состоять было и весомо, и престижно. Они давали индивиду чувство собственной значимости, позитивного “Я”, пользующемуся к тому же льготами. Кроме того, они активно вели борьбу за чистоту своих рядов, против «правого уклона», проявление которого являлось неприемлемым. В Л 929 г. по этой причине в Северо-Кавказском регионе имели место 159 случаев переизбрания, отзыва, роспуска руководящих органов профсоюзов.

Новый импульс «чистка» профаппаратов получила после XVI съезда ВКП(б) (1930 г.) и начавшегося разукрупнения профсоюзов. На съезде была поставлена задача обновить профаппарат решительным выдвижением в него рабочих с производства. Выполняя это решение, Северо-Кавказский крайком ВКП(б) в ходе реорганизации профсоюзов утвердил предложения фракции крайсовпрофа об избрании в 15 организуемых оргбюро краевых правлений 10 рабочих в качестве председателей, а чуть позже рассмотрел вопросы «Об укреплении аппарата КСПС и крайкомов союзов» и «Об укреплении работниками райпрофсове-тов». Решено было направить в аппараты крайкомов союзов четырех партийных работников краевого масштаба и четырех работников с мест. Из 18 районов были освобождены председатели райсовпрофов и на их место командированы 12 человек из края и 4 выдвинуто райкомами партии.

Таким образом, проводившаяся в 1920 — 1930-е гг. в профсоюзных органах кадровая политика была направлена на усиление партийного влияния в них и во всем профдвижении. Главной составляющей всей деятельности профсоюзов являлась мобилизация масс на решение задач, поставленных партией. Таким образом, профсоюзы становились просто элементом госструктуры, а не элементом гражданского общества. В тот период времени по другому быть и не могло. Профсоюзные кадры были нацелены на углубление революции. Произошедшая встряска профсоюзов,

орабочивание их руководящих органов усиливало тенденции в применении силовых партийных методов и стиля работы, основная направленность которой заключалась в расширении беспартийного актива в профаппаратах. Активизация ее наступает после XVI съезда ВКП(б) в ходе начавшейся перестройки деятельности профсоюзов, усиления кадрами первичных профорганизаций и приведения «в соответствие с системой народного хозяйства и задачами социалистического строительства» [16].

В деятельность межсоюзных профорганов был заложен фундамент для последующего превращения их в бюрократические структуры, а профсоюзы на местах - в управляемых «представителей трудящихся». В 1950 - 1980-е гг. профсоюзы действительно были «включены» в советскую политическую систему. По-другому и быть не могло: они практически поголовно охватывали все взрослое население страны, но включены лишь «школа коммунизма» - организации, практически не имеющие самостоятельности в любой сфере деятельности и формально защищающие интересы тех же трудящихся. В годы «развитого социализма» профсоюзы (имеются в виду профсоюзные руководящие структуры) превратились из «резервуара государственной власти» в тихую гавань проштрафившихся или отработанных партийных работников.

Литература

1. Ленин В.И. II Поли. собр. соч. Т. 12. С. 61-70.

2. Ленин В.И. И Поли. собр. соч. Т. 47. С. 92.

3. В.И. Ленин о профсоюзах. М., 1980. С. 47.

4. Государственный архив Краснодарского края, ф. р. 1318, оп. 1.

5. IX съезд РКП(б). Март - апрель 1920 г. Протоколы. М., 1960. С. 229.

6. Государственный архив Ростовской области, ф. р. 2287, оп. 1, д. 57, л. 104, л. 16; д. 54, л. 1.

7. Отчет ВЦСПС (март 1920 - апрель 1921 г.). М., 1921. С. 83.

8. Бюллетень тройки по проведению «Недели укрепления профессионального движения» при Ейском отдельском бюро профсоюзов. 1921. № 1. 15 февр.

9. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее ЦЦНИ КК), ф. 8, оп. 1, д. 80, л. 22.

10. Молот. 1932. 27 дек.

11. Ленин В.И. II Поли. собр. соч. Т. 41. С. 37.

12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, пленумов и конференций ЦК. М., 1972. Т. 2. С. 255.

13. ЦЦНИ КК, ф. 1, оп. 1, д. 10, л. 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Центр документации новейшей истории Ростовской области, ф. 5, оп. 1, д. 163, л. 5,9.

15. Исторический архив. 1996. № 5-6. С. 153.

16. КПСС в резолюциях... Т. 4. С. 476.

Кубанский государственный технологический университет

7 июня 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.