Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной ориентации помощников инструкторов в сфере детского туризма'

Проблемы профессиональной ориентации помощников инструкторов в сфере детского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / CHILDREN'S TOURISM / ASSISTANT INSTRUCTOR OF CHILDREN'S TOURISM / CAREER GUIDANCE / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / FUTURE GRADUATES / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ПОМОЩНИК ИНСТРУКТОРА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стахина Мария Владимировна, Морозова Людмила Дмитриевна

Выбор профессии и карьерного пути определит качество всей дальнейшей жизни. Проблемы профориентации подростков заключаются в нестабильных всплесках интереса к профессиям и труду; в отсутствии навыков определения, своих способностей применительно к выбираемым профессиям; в отсутствии постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями и проч. Организация и содержание профессиональной ориентации подростков в сфере туристической деятельности, в целом, аналогичны перечисленным особенностям и проблемам.The choice of profession and career path will determine the quality of all future life. The problems of career guidance for adolescents are unstable bursts of interest in professions and labor; in the absence of determination skills, their abilities in relation to the chosen professions; in the absence of a constantly operating, widespread program for acquaintance with various specialties, the labor market, its requirements and needs, etc. The organization and content of the vocational guidance of adolescents in the field of tourism, in general, are similar to the listed features and problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной ориентации помощников инструкторов в сфере детского туризма»

УДК 37

Педагогические науки

Стахина Мария Владимировна,

3 курс магистратура, кафедра педагогики, МГПУ Морозова Людмила Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОМОЩНИКОВ ИНСТРУКТОРОВ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Выбор профессии и карьерного пути определит качество всей дальнейшей жизни. Проблемы профориентации подростков заключаются в нестабильных всплесках интереса к профессиям и труду; в отсутствии навыков определения, своих способностей применительно к выбираемым профессиям; в отсутствии постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями и проч.

Организация и содержание профессиональной ориентации подростков в сфере туристической деятельности, в целом, аналогичны перечисленным особенностям и проблемам.

Ключевые слова. профессиональная ориентация, профориентационная работа, детский туризм, помощник инструктора детского туризма.

Abstract. The choice of profession and career path will determine the quality of all future life. The problems of career guidance for adolescents are unstable bursts of interest in professions and labor; in the absence of determination skills, their abilities in relation to the chosen professions; in the absence of a constantly operating, widespread program for acquaintance with various specialties, the labor market, its requirements and needs, etc.

The organization and content of the vocational guidance of adolescents in the field of tourism, in general, are similar to the listed features and problems.

Key words. professional orientation, children's tourism, assistant instructor of children's tourism, career guidance, system of additional education, future graduates, profession.

В настоящее время, когда окружающий мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников подросткового возраста. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность.

По результатам многочисленных опросов и исследований, проведенных в последние несколько лет в общеобразовательных школах России, до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки подростка [2, с. 681].

Выбор профессии и карьерного пути определит качество всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с теми предметами, которые будут сдаваться на ЕГЭ. Основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания

всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений, которые приведены ниже:

1. Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирование о различных программах обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

2. Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

3. Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

4. Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии [5, с. 110].

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, социальный заказ от государства или общества на рынке труда, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность подростка. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников подросткового возраста включают в себя:

1. Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.

2. Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.

3. Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.

4. Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.

5. Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.

6. Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.

7. Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями [4].

Оценивая качество дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в настоящий период времени, Л.Н. Буйлова выделяет противоречия профориентации подростков, которые состоят в следующем:

1. Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями подростков. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, будущие выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.

2. Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе, человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще, у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.

3. Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школы подростки обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.

4. Отсутствие у подростков навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации будущий выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.

5. Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей.

6. Потребность подростков в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая школьника до самого выпуска.

7. Желая попробовать себя в той или иной профессии, подросток понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д. [1, с. 121].

Перечислены лишь некоторые проблемы профессиональной ориентации подростков, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать не составит труда.

Организация и содержание профессиональной ориентации подростков в сфере туристической деятельности, в целом, аналогичны перечисленным особенностям и проблемам.

По мнению В.Г. Минченко и Ю.Д. Овчинникова, для того чтобы у будущего специалиста в сфере помощника инструктора детского туризма была возможность профессионального формирования, необходимо, чтобы у подростка было реализовано представление о себе как о будущем профессионале. Такой специалист ведет свою профессиональную деятельность с учетом специфики культурного своеобразия своей страны в целом и региона в частности. У подростка должна быть сформирована способность сопоставления и анализа, а также оценивания различных явлений и фактов в области искусства, истории и т.д. Кроме того, помощник инструктора в сфере детского туризма должен уметь адекватно реагировать на различия в культурных и духовных течениях современной России, а также достаточно хорошо разбираться в политических реалиях государства. Именно в рамках профориентационной работы у будущего помощника инструктора детского туризма есть возможность погружения в сферу профессиональной деятельности, развить интерес к историко-культурному наследию и традициям, сформировать эстетические чувства и профессиональные навыки [3, с. 200].

Можно сделать вывод о том, в настоящий момент существует множество проблем в области профессиональной ориентации в сфере помощников инструкторов детского туризма. Подросткам, которые избрали для себя данный вид деятельности, должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбрать профессию, попробовать свои силы, а также начать планировать будущие этапы для того, чтобы получить желаемую специальность. Роль педагогов и родителей в данном случае состоит в том, чтобы активно способствовать и помогать, не вмешиваясь в самостоятельное принятие решения за подростка. В том случае, если эффективная система школьной профориентации, а также профориентации в рамках дополнительного образования будет сопровождать школьника на протяжении всего периода обучения, у него появится возможность сформировать сознательное отношение к труду и логически завершить процесс выбора профессии учитывая свои интересы, а также те возможности и требования, которые предъявляются

современным рынком труда. Результатом всего перечисленного станет успешная социализация подростков и их относительно безболезненное вступление в мир профессиональной деятельности.

В профориентационной работе по подготовке подростков к деятельности помощников инструкторов детского туризма возможно использование множества общедидактических средств, форм и методов, но специфические среди них не определены. Исследования и публикации в данной области практически отсутствуют, что и вызывает необходимость детальной проработки особенностей данного направления и проектирования специальной программы подготовки подростков к деятельности помощников инструкторов детского туризма в условиях активного отдыха в детском туристическом лагере.

Библиографический список:

1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время - новые подходы. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 272 с.

2. Голикова О.М. Детский туризм в России: рекомендации для развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - №5-4. - С. 681.

3. Минченко В.Г., Овчинников Ю.Д. Инструктор в сфере детского туризма: профессия высокой квалификации // Молодой ученый. - 2017. - №7. -С. 199-203.

4. Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей? -28.01.2019. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://prodod.moscow/archives/11154. Дата обращения: 10.07.2019.

5. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. -234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.