Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация помощников инструкторов детского туризма в условиях программы активного детского отдыха в лагере Робинзонада'

Профессиональная ориентация помощников инструкторов детского туризма в условиях программы активного детского отдыха в лагере Робинзонада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный формат
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / CHILDREN'S TOURISM / ASSISTANT INSTRUCTOR OF CHILDREN'S TOURISM / CAREER GUIDANCE / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / FUTURE GRADUATES / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стахина Мария Владимировна, Морозова Людмила Дмитриевна

Актуальность профессиональной ориентации состоит в том, что сегодня, не смотря на легкую доступность информации и динамичность мира, спектр профессий как никогда изменчив. Не смотря на огромный выбор профессий, детям сложно выбрать то, что им действительно нравится, так как они мало что могут попробовать и понять. Многие, в силу возраста, боятся делать первые шаги в выбранной профессии или пробовать себя в какой-то отрасли. Профессиональную ориентацию подростки могут получить в условиях программы активного детского отдыха в лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of vocational guidance is that today, despite the easy availability of information and the dynamism of the world, the spectrum of professions is ever more volatile. Despite the huge selection of professions, it is difficult for children to choose what they really like, since they cannot try and understand much. Many, due to their age, are afraid to take the first steps in their chosen profession or to try themselves in some industry. Adolescents can receive vocational guidance in the conditions of an active children's recreation program in the camp.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация помощников инструкторов детского туризма в условиях программы активного детского отдыха в лагере Робинзонада»

УДК 37

Стахина Мария Владимировна

3 курс магистратура, кафедра педагогики, МГПУ Морозова Людмила Дмитриевна

кандидат педагогических наук,доцент, МГПУ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОМОЩНИКОВ ИНСТРУКТОРОВ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПРОГРАММЫ АКТИВНОГО ДЕТСКОГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ РОБИНЗОНАДА

Аннотация: Актуальность профессиональной ориентации состоит в том, что сегодня, не смотря на легкую доступность информации и динамичность мира, спектр профессий как никогда изменчив. Не смотря на огромный выбор профессий, детям сложно выбрать то, что им действительно нравится, так как они мало что могут попробовать и понять. Многие, в силу возраста, боятся делать первые шаги в выбранной профессии или пробовать себя в какой-то отрасли. Профессиональную ориентацию подростки могут получить в условиях программы активного детского отдыха в лагере.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, детский туризм, помощник инструктора детского туризма.

Abstract: The relevance of vocational guidance is that today, despite the easy availability of information and the dynamism of the world, the spectrum of professions is ever more volatile. Despite the huge selection of professions, it is difficult for children to choose what they really like, since they cannot try and understand much. Many, due to their age, are afraid to take the first steps in their chosen profession or to try themselves in some industry. Adolescents can receive vocational guidance in the conditions of an active children's recreation program in the camp.

Key words: professional orientation, children's tourism, assistant instructor of children's tourism, career guidance, system of additional education, future graduates, profession.

Профессиональная ориентация подростков в сфере туристической деятельности может осуществляться в процессе активного детского отдыха. Разработанный проект подготовки помощников инструкторов детского туризма дает возможность подросткам сделать первые шаги к будущей профессии. Еще до поступления в ВУЗ, участники проекта имеют возможность попробовать себя в роли помощника инструктора детского туризма и сделать выводы о дальнейшем профессиональном становлении в данной отрасли.

Проблема заключается в том, что мало подростков выбирают сферу активного детского отдыха и туризма в качестве будущей профессиональной деятельности и соответственно, возникает нехватка кадров. При этом, данная проблема актуальна не только для лагеря Робинзонада, но для сферы детского

туризма в целом.

Цель проекта - профессиональная ориентация подростков и пополнение резерва помощников инструкторов детского туризма в лагере Робинзонада.

Задачи проекта:

- определить критерии и показатели отбора участников проекта;

- произвести отбор участников для подготовки по программе помощников инструкторов;

- дать участникам необходимые знания в области охраны жизни, укрепления здоровья и обеспечения безопасности детей; соблюдения их прав и законных интересов; основ педагогики и психологии временного детского коллектива; методов воспитания и развития детей в загородном лагере;

- помочь в освоении умений и навыков, которые необходимы в организации работы отряда; организации досуга и отдыха, коллективных творческих дел;

- формировать спортивно-туристические и походные умения;

- способствовать выработке педагогической позиции и развитию необходимых профессиональных компетенций;

- развить аналитико-рефлексивные, коммуникативные и организаторские умения.

Принципы реализации проекта:

- Принцип успешности. Каждый участник будет чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции»;

- Принцип поддержки инициативности. Предоставить подростку возможность активного поиска и освоения информации, собственного места в туристической деятельности, заниматься тем, что нравиться;

- Принцип добровольности. Не принуждение на получение знаний по конкретно выбранной деятельности;

- Принцип доступности. Учет возрастных и психологических возможностей подростков;

- Принцип наглядности. Использование разнообразных иллюстраций, презентаций, печатных материалов;

- Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной практике участников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Для участия в программе помощников инструкторов детского туризма (далее «программа Активити»), необходимо качественно осуществить подбор участников обучения. Отбор проходит (добровольно со стороны подростков, не принудительно со стороны устроителей) в несколько этапов и должен осуществляться до начала обучения. Все этапы отбора проходят в течении двух недель, т.е. на протяжении одной смены детского лагеря Робинзонада. В конце смены итоговый список участников, прошедших отбор, с их согласия, передается в офис, для дальнейшего приглашения ребят на обучение.

1 этап Первичный отбор.

Из всех участников программы руководитель выделяет наиболее активных детей, обладающих лидерскими качествами, занимающих лидирующие позиции в топе участников, так же тех детей, кто успешно проявляет себя в туристических мастер-классах и успешно сдает зачеты по ним.

2 этап Мотивация (Вводное занятие).

На второй день смены детям рассказывается о том, что в конце смены будет производиться отбор для обучения по программе «Активити». Рассказывается про саму программу и про то, чем дальше ребята смогу заниматься, пройдя данный курс. Это формирует внутреннюю мотивацию участников к проявлению себя на смене.

3 этап. Каждый будущий помощник инструктора детского туризма должен обладать переделённым набором личностных качеств. Они и являются основополагающими. Их определение осуществляется в процессе наблюдения в течении всей смены [1, с. 176].

Критерии и показатели наблюдения:

- коммуникабельность (умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми, умение налаживать контакты, умение работать в команде);

- ответственность (готовность исполнять порученное дело и обязанности наилучшим образом, готовность исполнять собственные обещания, готовность принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит, понимание последствий решений и поступков);

- организованность (дисциплина и самодисциплина, максимальная сосредоточенность на действии, которое в данный момент производится, соблюдение порядка, умение планировать);

- лидерские качества (личная целеустремленность и настойчивость, уверенность, самообладание, организованность; умение мотивировать и вдохновлять, и осуществлять поддержку);

- мобильность (готовность к любым изменениям и новшествам, активность, самостоятельность).

4 этап Зачеты.

Так как данная программа направленна на подготовку помощников инструкторов детского туризма, важно, чтобы участники обладали азами туристических навыков или желание познать их. Для выявления данных участников, после серии туристических мастер-классов проводятся зачеты по данным раннее дисциплинам (костер, палатка, бивуак, ориентирование).

5 этап Тестирование.

Среди всех детей, желающих пройти обучение проводится тестирование, для определения психологической, физической и эмоциональной готовности к прохождению обучения.

По результатам подбора формируется список подростков, которые справились и готовы принять участие в прохождении программы «Активити».

На данных участников формируется более подробное досье, собирается контактная информация и все эти данные передаются в офис. Далее с

родителями связывается сотрудник офиса и приглашает их ребенка для прохождения программы профессиональной ориентации помощника инструктора детского туризма. Для родителей и детей данная программа бесплатна. Финансирование идет за счет лагеря Робинзонада.

Программа подготовки помощников инструкторов детского туризма на базе детского лагеря Робинзонада.

Программа ориентирована на формирование педагогической позиции, определенных профессионально-значимых качеств и компетенций обучающихся, на развитие их стремления к самообразованию, повышение уровня туристических и коммуникативных способностей обучающихся. Программы профессиональной ориентации предусматривают социальный эффект, который заключается в решение вопросов кадровой политики образовательных организаций и учреждений отдыха и оздоровления детей РФ, успешной социализации, профориентации молодежи и содействует временной занятости подростков.

Для того чтобы увидеть эффективность проводимого обучения, чтобы увидеть уровень роста профессиональных и личностных качеств у обучающихся, помимо итогового контроля было введено промежуточное тестирование, а также предусмотрена серия стажировок, которая позволит определить профессиональную пригодность будущих помощников инструкторов детского туризма.

Прохождение курса по программе «Активити» основывается на практико-ориентированной деятельности. Здесь применяются активные методы обучения, которые позволяют продемонстрировать применение теоретических знаний на практике, показать законы и алгоритмы решения вопросов, возникших в проблемных ситуациях, отработать навыки и полученные знания на практике [2, с. 67].

Форма обучения по программе: очная.

Срок обучения: не менее 3 месяцев (включая стажировку).

Обучение по программе «Активити» составляет 106 академических часа.71 час отводится на аудиторную работу, промежуточное и итоговое тестирование (22 часа - теоретические занятия, 49 часов - практические занятия), 35 часов вынесено на самостоятельную работу участников.

Курс по программе «Активити» нацелен на слушателей в возрасте от 13 до 17 лет.

Целью программы «Активити»: является предоставление будущим участникам знаний и практических умений в сфере организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, дать определенные умения и навыки, которые помогут в работе с детским коллективом в условиях детского туристического лагеря.

Организация обучения по программе представлена в таблице 1. Учебный план программы «Школа помощников инструкторов» представлен в таблице 2. Все обучение делится на три основные блока:

1. Педагогический.

2. Туристический.

3. Стажировка .

4. Итоговая аттестация .

Таблица 1. Организация обучения

Участники Деятельность участников на этапах подготовки

I Организационный этап

Куратор программы «Активити» -Составление учебного плана профессиональноориентационной программы «Активити» -Подбор преподавательского состава (Педагогический квалифицированный состав - Экспертный состав преподавателей, действующие и бывшие руководители с опытом работы в лагере); -Распространение информации о начале программы через СМИ; -Организационный сбор по программе с администрацией лагерей;

II Теоретический этап

Организаторы программы «Активити»; -анализ цели; -анализ структуры и организации; -анализ содержания программы; -организация самостоятельной работы участников; -анализ методики проведения занятий; -культура общения преподавателя с участниками программы; -общие выводы и предложения.

III Практический этап

Организаторы программы «Активити»; -составление списка участников -оповещение о начале занятий, месте и сроках проведения учебы -заключение договоренностей с местом где будет проходить учеба -подготовка техники, наглядных пособий и материалов

IV Рефлексирующий этап

Организаторы программы «Активити»; Участники программы «Активити» -подведение итогов обучения -получение обратной связи от педагогического состава и участников курса -донесение отчета до дирекции лагеря

Таблица 2. - Учебный план программы «Активити»

Темы Аудиторные занятия Самостоя тельная работа Форма контроля

Теорет ически е Практи ческие

Педагогический блок

Образ помощника инструктора. Профессиональная этика и культура инструктора. 2 2 2 Педагогическая дискуссия

Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого 4 2 4 Решение педагогических ситуаций

Основы безопасности 2 2 4 Составление

жизнедеятельности детей памяток

Э4тапы и закономерности 2 2 2 Контрольные

развития временного детского коллектива вопросы

М5етоды и формы организации 4 10 10 Сценарии дел

отрядной деятельности

Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического 2 2 4 Деловая игра, решение

процесса педагогических ситуаций

Туристический блок

Основы техники безопасности проведении туристических мероприятий 2 2 2 Тестирование

Методы и формы проведения туристических мероприятий для детей разного возраста 4 2 1 Проведение части одного мероприятия

Освоение основных туристических навыков 0 12 3 Зачет по нормативам

Стажировка

0 С1тажировка на программах детского туристического лагеря 0 10 3 Проведение мероприятий (3 шт)

Итоговая аттестация

1 Проведения тестирования по всем теоретическим знаниям 0 3 0 тест

2 Полная отработка одной смены в должности помощника инструктора детского туризма 0 14 дней 0 Проведение программы

Таким образом для профессиональной ориентации был разработан проект подготовки помощников инструкторов к работе в детских туристических лагерях. Цель и задачи проекта предусматривают всестороннее развитие и саморазвитие личности помощника инструктора. В проекте были описаны структура и содержание модулей программы «Активити» [3, с. 62].

Деятельность организаторов подготовки по программе «Активити» была результативной при подготовке будущих помощников инструкторов. Мы считаем, что за счет увеличения количества часов, которые были отведены на непосредственную работу с участниками программы, результативность в профессиональной подготовке повысится во время профессиональной деятельности помощников инструкторов [4, с. 224].

Проанализировав современное состояние проблемы подготовленности будущих помощников инструкторов к работе в ДОЛ, мы увидели, что на сегодняшний день в этой деятельности существуют недостатки. Наиболее значимыми недостатками стали:

- недостаточная практическая подготовленность будущих работников лагеря;

- недостаточное внимание преподавательского состава к разбору основных тем в сфере методики организации и проведения коллективных творческих дел, организации лагерных мероприятий, игровые техник, конфликта и их решения.

Библиографический список:

1. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Хоменко А.В. Организация туристско-краеведческой деятельности детей в условиях развития современного образовательного учреждения // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2013. - С. 6778.

3. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2012. - 62

с.

4. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.