ный (образование и воспитание не соответствуют запросам, предъявляемым к человеку в связи с его образом жизни); социальный (человек вынужден выступать в несвойственной ему роли или когда создаются конфликтные обстоятельства социального характера) и индивидуальный (образ жизни не отвечает идеалам и стремлениям человека). Как показывают результаты наших исследований, три последних вида стресса присутствуют и у сотрудников ИТУ.
Итак, обследование работников ИТК, опрос и результаты тестирования свидетельствуют о нарастающем кризисе профессиональной мотивации. Он выражается прежде всего в потере интереса к работе, ощущении отсутствия личных перспектив и т.п. Установлено, что по мере увеличения стажа работы появляются тревожность, снижение возможности принятия самостоятельных решений, уменьшение инициативы и самостоятельности и т.д., связанные с нарушениями социально- психологической адаптации.
Проблемы профессиональной деформации сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью
Канд. психологических наук Б.Л. Новиков Тверской филиал Московского института
МВД России
Работа сотрудников оперативных аппаратов подразделений по борьбе с организованной преступностью (УОП) включена в систему социальных отношений как деятельность должностных лиц, обеспечивающих реализацию уголовного законодательства. Она носит специфический характер и включает неординарные отношения в коллективе, отличается своеобразным содержанием и служебными отношениями, связанными с оказанием различного рода карательно-вос-Питательных, исихолого-педагогических, организационно-правовых и оперативно-поисковых воздействий. Психологические основы правоохранительной деятельности формируются под воздействием различных факторов общих зако-
номерностей психики человека, комплекса государственных властных полномочий и разносторонних обязанностей. Содержание и соотношение полномочий и обязанностей меняется применительно к определенным этапам осуществления правоохранительных функций, что в значительной степени влияет на характер протекания психических процессов и состояний личности сотрудника УОП. Этот процесс нельзя рассматривать в отрыве от непрерывного развития личности.
Основная особенность работы в УОП связана со спецификой среды функционирования, определяемой тесным контактом с членами преступных группировок.
Профессиональная деятельность предъявляет к сотруднику УОП ряд требований, которые в личностном аспекте формируют профессионально важные качества и навыки. Совершенствование личностных качеств, приобретекие опыта работы приводят к росту профессионализма. Однако известно понятие профессиональной деформации — возникновение под влиянием негативных сторон деятельности психологических изменений самой личности.
Социально-психологический анализ некоторых категорий работников подразделений УОП показал деформацию межличностных отношений различного вида, искажение восприятия ! Iроти во правных Ж' я ни й и нарушителей закона. На этой почве возникают нарушения требований руководящих документов, уставов, служебного долга и дисциплины, аморальное бытовое поведение и другие негативные явления. Опасность профессиональной деформации сущест-вует(не только в период профессионального становления и “вхождения” сотрудника в должность. Она сохраняется на протяжении всей службы и снижает эффективность выполнения служебных обязанностей. Проведенный опрос показал, что многие работники УОП воспринимают различные виды деформации в качестве неизбежного атрибута, снисходительны в оценке их проявлений и последствий. Здесь имеют место привыкание к антиобщественным явлениям, потеря противодействия и профессионального иммунитета, развитие восприимчивости к отрицательным воздействиям среды обитания, возникновение самоуспокоенности, отсутствие самоконтроля.
В качестве психологического механизма, способствующего профессиональной деформации, следует рассматривать сформировавшийся социальный стереотип как укоренившееся упрощенное или искаженное восприятие процессов, протекающих в обществе и служебных коллективах. Среди причин отклонений в поведении сотрудников УОП можно выделить:
— общесоциальные — нарушение принципов демократии, социальной справедливости, социальных идеалов, появление тенденции к дегуманизации;
— экономические — нарушение планирования хозяйства, распределительных отношений, неудовлетворенность потребностей, неуверенность в завтрашнем дне;
— идеологические — влияние чуждых идеологий, идеологии интервенции;
— социально-демографические — разобщение поколений, напряженный женский труд, мало детные семьи;
— социально-культурные — алкоголизация всех сфер, неправильный досуг, потребительство, вещизм;
социально-бытовые — неразвитость сферы бытовых услуг, жилищные проблемы;
— социально-воспитательные — недостатки воспитательной работы на всех уровнях, отсутствие устойчивых традиций в этом вопросе;
— социально-правовые — непоследовательность в законодательстве и применении правовых мер, неравенство перед законом;
— социально-медицинские — слабая постановка лечебно-коррекционной работы, неразвитость лечебно-профилактической помощи;
— организационно-управленческие — несвоевременность и непоследовательность при разрешении актуальных проблем;
— отсутствие социально-психологических служб.
Анализ этих особенностей заслуживает дальнейшего рассмотрения, поскольку на практике существует прямая зависимость между средой, в которой трудится сотрудник, и существом его профессиональных функций.
Особенности профессиональной деятельности сотрудников определяются спецификой задач, решаемых ими, средств и методов, для этого используемых, условий, в которых она осуществляется; наличием связей с общественными формированиями и организациями (опора на их помощь и поддержку); при необходимости — правом воздействия на преступника. Выбор средств и методов правоприменения зависит от личности сотрудника, его опыта, профессионального мастерства, знаний права, педагогики и психологии.
Предваряя разговор о причинах профессиональных деформаций, необходимо выделить психологические факторы деформации сотрудников:
— формирование устойчивого неадекватного профессионального стереотипа преступника с преувеличением в нем негативной эмоциональной окраски, крайний авторитаризм в общении с лицами, совершившими противоправные деяния;
— перенос стиля профессионального общения на контакты с другими людьми;
— обеднение лексикона, заимствование жаргона уголовников и использование его в общении с лицами, не являющимися объектами служебной деятельности;
— снижение самокритичности, уверенность в своей непогрешимости, переходящая во вседозволенность;
— снижение круга и уровня интересов, потребностей, “огрубление” личности в целом.
Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм проявления профессиональной деформации. Назовем основные: формализм
в работе; снижение активности и интереса к служебной деятельности; сокращение системы коммуникаций общения; узость кругозора, профессиональная ограниченность; неаккуратность в ношении формы одежды; некорректность поведения; “корпоративный дух”; искаженное восприятие людей и явлений; бездушие и черствость; грубость, агрессивность; излишняя подозрительность и др.
Нами выявлены два вида профессиональной деформации. Первый характеризуется искажением основных профессионально значимых черт личности. Бдительность как чрезвычайно важное качество превращается в подозрительность
— одно из самых пагубных проявлений профессиональной деформации. Критичность при оценке поступающей информации — в полнейшее недоверие ко всем.
Воля, контроль над своими эмоциями, самообладание преобразуются в бездушие, черствость. Необходимые и обоснованные проявления властных полномочий — в барство, чванство и т.д.
Профессиональные деформации второго вида возникают вследствие переноса служебной роли во внеслужебные отношения и могут прослеживаться у представителей всех служб УОП. Однако различные службы оказывают разное влияние на личность сотрудника, приводят к специфическим проявлениям профессиональной деформации. Значительны различия в проявления признаков профессиональной деформации '/сотрудников в зависимости от стажа работы.
Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на две группы.
Первая группа — психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствие дефектов социализации личности. Это дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивацио нно - потребностной, э мо цио нально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные привычки, недостаточный общий культурный уровень и пр.).
Вторая группа причин коренится в специфике деятельности служб УОП, связанной с постоянным общением с преступниками и криминальной средой.
Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечаются эмоциональные срывы, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что профессиональная деформация сотрудника представляет собой рассогласования (нарушения) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.
Причинами и условиями, вызывающими профессиональную деформацию, мы считаем значительный объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля; злоупотребление служебным положением; пробелы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава; смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб МВД; неустойчивость психологического климата; отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива; некомпетентность руководящего состава; неблагоприятные условия труда — деятельность работников связана с психическими перегрузками; неукомплектованность кадрами; нерешенные бытовые проблемы; недостаточная эффективность труда; неправильная дисциплинарная практика; отрицательное влияние криминогенной обстановки; бесперспективность служебной деятельности; несоответствие образования, занимаемой должности.
Указанные группы причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профессиональной деформации, однако возникновению и развитию профессиональной деформации во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя. Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
1. Под профессиональной деформацией сотрудника следует понимать изменение психологической структуры личности вследствие длительного отрицательного воздействия специфических факторов окружающей среды, профессиональной деятельности, обусловливающих возникновение искаженных потребностей, интересов, целей, мотиваций. Последние в комплексе отрицательно влияют на выбор поступков, выполнение профессиональных обязанностей и адаптацию в социальной среде.
2. Биологическая и психофизическая подсистемы личности влияют на социально-психологические свойства как внутренние условия, определяющие активность, но они не являются основной причиной возникновения профессиональных деформаций. Они могут “криминализироваться” лишь под влиянием негативных условий воспитания и жизнедеятельности индивида, включаясь в его социально-психологичес-кую подсистему.
3. К причинам возникновения профессиональных деформаций следует относить социально-психологические причины, включающие элементы психологии различных социальных систем.
4. Причины и условия возникновения профессиональных деформаций — социальные явления: социально-психологические, социально-экономические, организационно-управленческие,
идеологические и т.д. Они социальны по своему происхождению, сущности и перспективам, представляют систему социально-негативных явлений и процессов, которые детерминируют возникновение деформаций.
5. Факторы экстремальности, дефицита времени, культуры, духовности служат возникновению “деформированной’’ морали. Контакт с преступниками, психологические, умственные и физические перегрузки требуют напряжения всех сил и психофизических возможностей. Проявлениями адаптации к особенностям службы могут стать жестокость, нетерпимость и другие негативные черты личности.
Поэтому при подборе кадров УОП должны предъявляться повышенные требования в отношении моральных, нравственных, психологических и деловых качеств.
Суициды среди сотрудников УИС и меры их профилактики
Канд. мелииинских наук В.Г. Козюля, Г.Б. Калманов ВНИИ МВД России
Специфика служебной деятельности сотрудников УИС МВД России, значительный уровень эмоционально-стрессовых нагрузок предъявляют высокие требования к их психической устойчивости. Поэтому любой случай или попытка самоубийства является чрезвычайным происшествием и имеет негативный социальный резонанс, отрицательно сказывается на авторитете правоохранительной системы. Статистические данные указывают на чрезвычайную актуальность проблемы: в 80-х годах суицидальные формы поведения были относительно стабильными, с 90-х годов отмечается тенденция их роста (за 6 месяцев 1995 г. зарегистрировано 28 самоубийств). Обращает на себя внимание и тот факт, что удельный вес такого рода чрезвычайных происшествий в различных регионах дислокации служб ИТК неодинаков и в меньшей степени выражен там, где проводятся профилактические мероприятия по их предупреждению.
Изучение личных дел, беседы с родственниками и сослуживцами показывают, что совершившие суицидальные поступки характеризуются набором характерологических особенностей. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность поступкдв, истеро-возбудимые реакции отража-