ше ориентируются на эти защитные нормы поведения, которые увеличивают разрыв и взаимное недоверие между полицейскими и гражданами. Недоверие со стороны общества компенсируется все большим замыканием в .своей профессиональной среде, восприятием специфических норм и ценностей.
Таким образом, даже семейная жизнь полицейского в очень большой степени определяется их профессией. У жены возникает ощущение, что ее муж принадлежит своему ведомству и лишь иногда возвращается в семью, а жалобы на это создают дополнительные трудности. Естественно, что это лишь усиливает стрессы у полицейских. Существует точка зрения, что семейные проблемы являются основным фактором, приводящим к самоубийству.
Отдаляясь от семьи, полицейские в то же время боятся проявить слабость в глазах других. Общение с коллегами зачастую представляет собой совместные выпивки, когда взаимно укрепляется циничное и подозрительное отношение к окружающему миру.
Постоянные столкновения с чужой болью, страданиями, неоправданным насилием неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости. Эти качества не могут быть "сняты" вместе с формой. Они сопровождают человека постоянно, влияя на его отношения с близкими. Стремясь уберечь жену и детей от негативного влияния своих профессиональных проблем, муж старается не говорить о работе дома. Это еще больше отдаляет его от семьи и снижает уровень взаимного доверия. Употребление алкоголя как средство снятия стресса является существенной проблемой не только для самих полицейских, но и для их близких. Очевидно, что нормальные отношения в семье являются одним из основных условий, нейтрализующих влияние стрессовых ситуаций и в целом позитивно влияющих на работу полицейского.
Представляется, что депрессия является самой очевидной причиной самоубийств. Данные по России позволяют усомниться в том, что именно семейные проблемы играют здесь решающую роль. В 1995 г. добровольно ушли из жизни более 400 сотрудников МВД. Лишь немногим более — около 500 стражей порядка — ежегодно гибнут от рук преступников. Прослеживается закономерность: лидируют по стрессовым ситуациям специальности сотрудника уголовного розыска, следователя, участкового инспектора, сотрудника ГАИ1.
Таким образом, решающее влияние на суицид оказывают не столько бытовые и семейные проблемы, сколько психологические нагрузки, связанные со службой, что и должно стать предметом внимания исследователей и соответствующих служб.
1 См.: Гвоздев II. 400 сотрудников МВД свали счеты с жизнью в прошлом году // Сегодня. — 1996. — 22 мая.
Нравственно-профессиональная деформация сотрудников ОВД и пути ее преодоления
Кандидат юридических наук Н.Г.Капугина
Ижевский факультет ИПК МВД России
Профессиональная деформация — явление объективно существующее, сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, этот факт уже осознан не только в научной, но и художественно-публицистической литературе. Известный русский юрист А.Ф.Кони писал, что как бы хороши не были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных и грубых и недобросовестных руках:
Изучение профессиональной деформации сотрудников милиции — безусловно, актуальная задача.
В наиболее общем виде профессиональную деформацию можно определить как искажение характера в результате профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений в коллективе, развитие в духовном мире сотрудников ОВД отрицательных морально-психо-логических свойств. Деформация сознания представляет отражение названных проявлений в профессиональной деятельности и в разнообразных отношениях, возникающих на ее основе. В этом смысле деформация сознания — и результат, и одновременно предпосылка общей деформации. Не существует фатальной предопределенности профессиональной деформации для каждого из работающих в органах внутренних дел. Только от волеизъявления конкретного лица зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность.
В практической деятельности зачастую смешиваются два разнородных явления: профессионально деформированные сотрудники, по сути беспомощные и неподготовленные к конфликтным и стрессовым обстоятельствам, с одной стороны, и сотрудники, называемые профессионалами, т.е. лица, сознательно использующие профессионально-тактические и психологические приемы воздействия на преступника в рамках, дозволенных законом. Ни о каком обязательном "перерастании" последней категории людей в ранг профессионально деформированных и нравственно опустошенных сотрудников не может идти речи, как о закономерной и объективной тенденции самой профессиональной деятельности.
Работник милиции находится в постоянном контакте с различными категориями лиц, воздейг
ствуя, с одной стороны, на их сознание и поведение как представитель власти, а с другой — сам подвергается обратному воздействию. В первом случае элементы профессиональной деформации выражаются в установке "смешения объектов" деятельности, когда восприятие людей, которые подозреваются в совершении преступления, еще не имеет достаточных доказательств их вины. Такая психологическая "обвинительная установка" возникает вследствие нарушения принципа "презумпция невиновности". Сотрудник милиции заранее убежден в виновности человека в силу того, что "случайно попасть в милицию человек не может". Здесь мы имеем дело с профессиональной деформацией, неопытностью оперативных уполномоченных уголовного розыска, следователей, формально выполняющих должностные и властные полномочия. Отчасти для этого существуют и объективные причины: психические и физические перегрузки, ненормированное рабочее время, малый практический стаж работы (сегодня около семидесяти процентов сотрудников основных милицейских служб имеют стаж работы до трех лет). О высокой эффективности их тру-довой деятельности говорить не приходится.
Таким образом, излишнее "рвение", желание скорейшего раскрытия преступления, потребность быстрого продвижения по службе могут привести к деформированному восприятию объекта профессиональной деятельности или же, попросту говоря, неразборчивому отношению к людям.
Гораздо опаснее другая форма деформации — целенаправленное и сознательное воздействие объекта профессиональной деятельности сотрудников милиции с целью деформировать его психику, образ мыслей и действий. Особенно сложно противостоять деформирующему влиянию со стороны социально опасных и нравственно агрессивных элементов: убийц, насильников, воров. Далеко не каждому сотруднику удастся выработать психологический иммунитет против дашюй категории и вести борьбу не с людьми, а теми негативными качествами, которые в конечном итоге обусловили совершение ими преступлений. Некоторая часть сотрудников поддается негативному воздействию со стороны этих лиц, что находит как открытые, так и скрытые формы проявления профессиональной деформации.
Упрощая и облегчая работу сотрудников ОВД, выработанный стереотип играет положительную роль до тех пор, пока не начинает доминировать над творческим мышлением и превращать его в проявление профессиональной деформации. К признакам ее относятся: использование нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными, употребление жаргона, скрытое или открытое враждебное отношение к осужденным, дифференциация этого отношения в зависимости от статуса осужденного, проявление морального и физического унижения человеческого достоинства, утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам, приверженность к стереотипам, отсутствие стремления к повышению профессионального мастерства, негативное отношение к использованию в практической деятель-
ности передового опыта и достижений психологической и педагогической науки.
Должностная деформация связана в основном с использованием властных полномочий и проявляется в чувстве вседозволенности, властолюбии, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека; самодурстве, нетерпимости к мнению других, нежелании признавать свои ошибки; чиноподчинении, угодничестве, ориентации на руководящее мнение и др. В зависимости от вида личностной активности можно выделить активный и пассивный характер деформации, когда, сотрудник, например, сознательно принимает "правила игры" в коллективах сотрудников с нездоровым нравственно-психологическим климатом.
Профессиональная деформация чаще всего проявляется у сотрудников в таких формах, как чрезмерная подозрительность ко всем окружающим; обвинительный уклон в общении с людьми; узкий профессионализм; предубежденность; тенденциозность; нарушение самоконтроля; чувство собственной непогрешимости; злоупотребление властью; шаблонные, нормативные действия в обращении с людьми; равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе и вне службы.
Это подтверждается некоторыми цифрами. Так, в 1994 г. на первом году службы уволено 18,7 тыс. сотрудников, из них по отрицательным мотивам — 4,7 тыс. сотрудников или почти каждый четвертый от общего числа уволенных. В 1995 г. число уволенных увеличилось на 17%, в 1996 г. на 14%. Во многом это связано с тем, что нравственные, деловые, психофизические качества сотрудников изучаются поверхностно. Специальные проверки проводятся формально. Отсутствует должностной контроль за поведением личного состава на службе и в быту, не дается своевременная и принципиальная оценка допущенным Нарушениям, что порождает распущенность и вседозволенность.
Таким образом, причиной профессиональной деформации является недостаточная развитость моральных качеств личности, отсутствие необходимого убеждения в важности и ответственности выполняемой социальной роли, недостаточно твердое знание особенностей выполнения этой социальной роли.
Причины и условия профессиональной деформации можно подразделить на объективные и субъективные. К первым относятся противоречия и недостатки, которые содержатся в деятельности ОВД в целом: организации, управлении, профессиональной подготовки сотрудников, особенностях воспитательной работы и морально-психологическом климате. Однако деление причин на объективные и субъективный условно, они взаимно переходят друг в друга.
Кроме отмеченных, целесообразно выделить группу факторов, воздействие которых в комплексе усиливает наступление или замедление профессиональной деформации.
Юридические:
— несовершенство уголовно-процессуального законодательства;
— нечеткая урегулированность оперативной работы;
— отсутствие юридических гарантий, ограничивающих сотрудников от противозаконных приказов и указаний руководства.
Экономические:
— отсутствие экономические стимулов;
— "уравниловка" в оплате;
— неэффективность присвоенных званий;
— возможность извлечения побочной материальной и иной выгод при повседневной работе;
— недостаточная техническая оснащенность (ЭВМ, компьютерной техникой, автотранспортом и т.д.);
— отсутствие совершенной материально-технической базы.
Организационные:
— слабый отбор в расстановке кадров;
— слабый контроль со стороны руководства;
— специфичность работы ОВД в целом;
— плохая организация внутреннего учета и контроля, в том числе — неверные критерии оценки работы;
— недостаточные меры по повышению квалификации сотрудников;
— некомпетентное вмешательство руководства в работу.
Интеллектуальные:
— низкий уровень профессиональных знаний;
— недостаточный уровень правовой и общей культуры;
— недостатки в воспитании и самовоспитании подчиненных.
Социально-психологические:
— грубость и неуравновешенность руководителей;
— социальная, групповая, национальная нетерпимость.
Как свидетельствует практика, чтобы обеспечить устойчивость к профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования, развития и поддержания социально-психологической культуры будущих сотрудников ОВД при подготовке в учебных заведениях, продолжающийся в практических органах. Опьгг проведения специальных занятий в ОВД свидетельствует о том, что они способствуют повышению социально-психологической культуры. У обучаемых повышается интерес к человеку, к знанию человеческого фактора, возникает стремление использовать в работе социально-психологические методы, глубже разбираться в людях, искать правильные подходы в общении с ними, терпеливо и настойчиво достигать психологического эффекта, усиливая самоанализ,^ др. Такие результаты психологической подготовки не менее важны, чем формирование у сотрудника ОВД практических умений и навыков. Хотя выработка определенных приемов существенно снижает возможность перенапряжения при осуществлении деятельности, тем самым предотвращая профессиональную деформацию.
Основное, что обеспечивает невозможность развития и преодоление профессиональной деформации — это постоянная работа по совершенствованию своих моральных качеств, укреп-
ление сознания исключительной важности своей деятельности.
Кроме того, положительные психические свойства личности могут воспитываться только путем вызова подобных психических состояний. Поэтому в коллективе должен создаваться такой микроклимат, который обеспечивает психическую активность, бодрость, уверенность в своих силах и поддержке коллектива.
В связи с изложенным можно наметить некоторые пути преодоления элементов деформации у сотрудников ОВД на стадии профессионального становления.
Это прежде всего:
1) постоянное проведение на высоком уровне воспитательной работы с личным составом;
2) непрерывный самоконтроль за поведением на службе и вне ее;
3) постоянный контроль старших за деятельностью подчиненных с анализом и выводами по каждому нарушению;
4) организация целенаправленной индивидуально-воспитательной работы с каждым сотрудником;
5) четкое соблюдение требований научной организации труда в подразделениях органов внутренних дел;
6) снятие тормозящих процессов психики проведением мероприятий службы хорошего настроения и умелой организации досуга сотрудников и членов их семей;
7) воспитание сотрудников ОВД в коллективе и через коллектив;
8) пример и авторитет руководителя подразделения, создание им здорового морально-психологического климата в коллективе для воспитания сотрудников.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, следует отметить, что эффективность воспитательного процесса в ОВД обеспечивается совершенствованием всех форм работы с личным составом, их тщательной подготовкой, усилением их педагогического аспекта, учетом воспитательных последствий принимаемых решений, управленческих и административных воздействий, личным примером руководителей всех рангов.
В качестве же основных путей профилактики и преодоления профессиональной деформации в коллективах ОВД можно рассматривать:
— проведение психотерапевтических сеансов и занятий по аутотренингу в кабинете психологической разгрузки в комплексе с другими методами;
— организация социально-гуманитарной подготовки сотрудников;
— профессиональный отбор, включая специальный психодиагностический наличную предрасположенность к деформации. Его данные должны сопоставляться с объективным коэффициентом профессиональной деформации той деятельности, которая планируется для кандидата на должность. Решение данных задач предусматривает разработку соответствующих методик, про-фессиограмм сотрудников различных служб;
— периодическое переосвидетельствование сотрудников на наличие деформации, включая
временный переход на другую работу. В рамках данного направления практический интерес представляет идея о наличии сенситивных периодов, на протяжении которых сотрудник ОВД оказывается повышенно чувствительным и предрасположенным к деформирующему воздействию служебной деятельности;
— организация кабинетов психологической подготовки, включающих медико-психологическую релаксацию и поддержку, проведение на их базе сеансов социально-психологического тренинга.
Очевидно, что в полном объеме такую работу на уровне конкретных учреждений может успешно проводить только специальная психологическая служба. Все это говорит о необходимости создания реабилитационных центов для профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД.
Представляется, что это наиболее оптимальный и экономичный путь достижения позитивного результата. Об этом свидетельствует и опыт широкого применения психологических тестов в развитых странах при прогнозировании деятельности сотрудников полиции, профилактике профессиональной деформации.
Это не исключает учета объективно существующих факторов, детерминирующих формирование профессиональной деформации сотрудников ОВД, включая большие эмоциональные и физические перегрузки, бытовую неустроенность.
Совершенно очевидно, что в первую очередь в реабилитационные центры должны направляться те, кто в этом больше всего нуждается. И сам сотрудник должен сознавать необходимость профилактики и преодоления профессиональной деформации, в отдельных же случаях ему должен подсказать специалист. Канадский психолог Роберт Лу считает, что через реабилитационные центры должны проходить все сотрудники полиции без исключения.
Кроме того, в России в системе МВД разработаны (и подтвердили свою педагогическую эффективность) такие формы и методы подготовки: психологический тренинг профессиональной наблюдательности и памяти; тренинг психологической наблюдательности; тренинг профессионального общения; практические занятия по формированию профессионально-психологической устойчивости.
Таким образом, психологическая подготовка сотрудника ОВД — это то новое, передовое, проверенное наукой и практикой, что является одним из интенсивных средств ныне нового качественного состояния подготовки кадров правоохранительных органов, перестройки их работы, предотвращения их профессиональной деформации.
Психологическая защита сотрудников ОВД
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н.Кильмашкина Кустанайская высшая школа МВД Республики Казахстан
В последние годы от сотрудников ОВД требуется мобилизация физического и психического потенциала. Рост преступности последних лет, обострение криминогенной обстановки в Республике Казахстан и странах СНГ в целом, снижение жизненного уровня и ухудшение материального положения работников правопорядка, делающее неблагоприятными условия несения службы, повышение требовательности к профессиональным качествам сотрудников делают актуальной проблему выработки навыков психологической зашиты в контексте психолого-педагогичес-кой подготовки слушателей высших учебных заведений МВД. Важность этого вопроса в служебной деятельности подчеркивается различного рода экстремальными, "трудными" ситуациями. К ним относят ситуации стресса, конфликта, фрустрации, кризиса и т.п. Все они характеризуются как критические для человека, и их следствием является несоответствие между требованиями психосоциальной среды и возможностями личности. Проявляется несоответствие в виде препятствия, отсутствия средств или отсрочек реализации цели, необходимости интенсификации деятельности (не только оперативного, но и продуктивного реагирования), депривации (невозможности удовлетворения биологических потребностей или утраты чувства собственной значимости) и др.
Специалисты выделяют такие механизмы поведения человека в трудных ситуациях, как защиту, совладание, разрядку, манипуляцию, компенсацию. Все они в основном направлены на снижение эмоционального напряжения.
Остановимся на вопросах психологической защиты. Они широко представлены в психоанализе: З.Фрейд (1900, 1905) выделил такие механизмы защиты, как вытеснение, проекцию, смещение, идентификацию, регрессию, фиксацию, реактивное образование; Э.Джонсон (1908) — рационализацию, К.Юти (1924) — подавление и др. А.Фрейд разделила защитные механизмы на две группы, в зависимости от направленности — "борьба с внутренней" и "борьба с внешней угрозой". Она полагала, что механизмы психологической защиты не являются врожденными, а формируются постепенно.
Современные зарубежные авторы Д.Ихиле-вич и Г.Глезер (1971) среди защитных механизмов называют смещение (обращение против носителя зла), проекцию (гетероагрессию), принци-пиализацию (интеллектуализацию, рационализацию), обращение против себя (аутоагрессию), нейтрализацию (вытеснение, отрицание).