Половинкина А.В. Актуальные вопросы предупреждения и устранения явлений профессиональной...
социальное окружение. Для реализации программы может быть использован широкий спектр психопрофилактических и психокоррекционных методик.
Список литературы
1. Апчел, В. Я., Цыган, В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб., 1999. - 86 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая Рос. энцикл., 1998. - 1456 с.
3. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 246 с.
4. Кобозев, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей ОВД и его психопрофилактика : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.06. - СПб., 2011. - 208 с.
5. Копанев, В. И., Егоров, В. А. Коррекция функционального состояния летчиков-инструкторов авиационных училищ в период интенсивных полетов // Воен.-мед. журн. - 1988. - № 10. - С. 54-56.
6. Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л.: Медицина, 1978. - 272 с.
7. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 31 с.
8. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 230 с.
9. Маклаков, А. Г. Психология профессионального здоровья. / Маклаков А.Г., Никифоров Г.С., Шостак В.И. - М.: Речь, 2006. - 480 с.
10. Маклаков, А. Г. Военная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 360 с.
11.Марищук, В. Л., Евдокимов, В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.
- СПб.: Дом, 2004. - 260 с.
12. МКБ (10-й пересмотр). Класс Y. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). - Ч. II. Перечень диагностических рубрик. Переходная таблица из МКБ-9 в МКБ-10. ВОЗ. - Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 1999. - 112 с.
13. Пажильцев, И. В. Психологическая коррекция и психологическая реабилитация посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников ОВД : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.06.
- СПб., 2007. - 161 с.
14. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. Рыбникова В.Ю., Чермянина С.В. - СПб.: Айсинг, 2009. - 216 с.
15. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.. Питер, 2006. - 607 с.
УДК 159.9:34.01 А.В. Половинкина*
Актуальные вопросы предупреждения и устранения явлений профессиональной деформации следователей ОВД
Статья посвящена анализу различных проявлений профессиональной деформации следователей органов внутренних дел. Уточняется содержание понятия «профессиональная деформация». Рассматриваются причины девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов. Автор акцентирует внимание на мерах по профилактике данного явления и успешной адаптации следователей к служебной деятельности.
Ключевые слова: следователь, профессиональная деформация, девиантное поведение, социально-психологическая адаптация, морально-психологическая устойчивость.
A.V. Polovinkina*. Current issues of prevention and elimination of signs of professional deformation of investigators of agencies of internal affairs. The article concentrates on the analysis of the various manifestations of professional deformation of the investigators of agencies of internal affairs. It clarifies the concept of «professional deformation». The causes of deviant behavior of law enforcement officials. The author focuses on measures for the prevention of this phenomenon and of successful adaptation to the investigators' performance.
Keywords: investigator, professional deformation, deviant behavior, social and psychological adaptation, moral and psychological stability.
Любая профессия может способствовать как гармоничному развитию человека, совершенствуя его личные качества и принося пользу обществу, так и вызывать профессиональную деформацию,
* Половинкина Алиса Валерьевна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Polovinkina Alisa Valeriyevna, adjunct faculty of preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel of the St. Petersburg University of MIA of Russia.. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.
© Половинкина А.В., 2016
Психология
крайне негативно влияя на индивидуально-личностные особенности человека, изменяя его характер, поведение, потребности, а также способствуя формированию различных девиаций. Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у представителей определённых профессий, которые обладают властными полномочиями, а также от решений и воли которых зависят свобода, достоинство, жизнь и здоровье других людей. Как правило, обладание властью приводит к социальной и психической деформации в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи - контроль со стороны непосредственного руководства, институтов гражданского общества, а также объективная критика и оценка поведения со стороны коллег.
Особенно актуальным в условиях достаточно сложного и противоречивого развития переходного общества представляется анализ проблемы деформирующего воздействия различных факторов на сотрудников правоохранительных органов, которые можно осуществить на примере исследования профессиональной деформации следователей ОВД. Актуальность обусловлена еще и тем, что профессиональная деформация является мощным барьером на пути развития личностно-профессионального потенциала следователя. Высокие нагрузки, сложный морально-психологический климат в коллективе, профессиональное общение с гражданами, значительная часть которых принадлежит к маргинальным, люмпенизированным или откровенно криминальным слоям общества - всё это крайне негативно сказывается на изменении профессионально-значимых качеств следователя ОВД, искажает осмысление накопленного опыта служебной деятельности.
Следует также отметить, что к причинам, приводящим к психологическим перегрузкам, относятся: дефицит времени, достаточно частое нарушение начальством крайних сроков окончания работ, увеличение трудновыполнимых обязательств, общая негативная установка некоторых сотрудников ОВД на жизненные перспективы. Таким образом, следственная работа отличается особой спецификой и неразрывно связана со значительными трудностями, которые не свойственны другим специальностям и могут привести к эмоциональному истощению, стрессу.
В научной литературе выделяют три вида стрессов, возникающих в служебной (трудовой) деятельности: 1) рабочий стресс, который возникает из-за причин, связанных с условиями труда; 2) профессиональный стресс - непосредственно связан с профессией, родом или видом конкретной деятельности; 3) организационный стресс - возникает вследствие негативного влияния на сотрудника из-за особенностей той организации, в которой он проходит службу [2, с. 12; 3, с. 42-50].
Хронические стрессы вызывают серьёзные последствия для индивида. Они делятся на психосоматические (раздражительность, пониженное настроение, расстройство сна, головные боли, повышенное артериальное давление, повышенная утомляемость, постоянное ощущение страха, тревоги, одиночества и т.д.) и поведенческие (ухудшение качественных и количественных показателей работы, принятие ошибочных решений, придирчивость, не критичность, повышенная агрессивность и т.д.).
Стрессовые факторы, наряду с дезадаптацией и демотивацией, существенно изменяют, прежде всего, социально-психологическую ситуацию развития человека. Изменяется уровень его психических возможностей при осуществлении служебной деятельности, что также сопровождается ограничением позитивных контактов с окружающими.
В то же время ряд авторов абсолютно правильно указывают, что экстремально-психологические факторы могут оказывать и положительное влияние на психику профессионала, если он обладает высокой стрессоустойчивостью, обостренным чувством долга, ответственностью [1, с. 153; 8, с. 91].
А.Р. Ратинов отмечал: «Перед следователем проходят и развертываются все стороны человеческой природы, он сталкивается с наиболее выпуклыми и резкими явлениями социальной жизни. Общественная польза, благородство профессии, острота борьбы, исследовательский поиск, торжество справедливости, творчество, наука, искусство - трудно даже приблизительно обозначить все привлекательные черты» [8, с. 83].
Устойчивость к профессиональной деформации психики находится в прямой зависимости от культурно-когнитивных, ценностно-поведенческих, волевых, характерологических и коммуникативных особенностей следователя. Широта или узость кругозора, показатели общекультурного уровня развития, наличие жизненного опыта, степень устойчивости убеждений, волевых качеств - именно эти показатели развития личности в совокупности способствуют либо блокируют возникновение профессиональной деформации психики.
Адаптированная, высокоорганизованная личность выделяется на общем фоне стремлением к самореализации, к повышению эффективности своего труда. При этом личностные установки соответствуют потребностям социума, сбалансированы высоким самоконтролем, не выходят за рамки служебной этики и нормативных требований. В свою очередь, деятельность дезадаптивной личности не может соответствовать образу «идеального сотрудника правоохранительных органов», критериям эффективности, т.к. эгоцентрические потребности решаются девиантными методами, которые проявляются в игнорировании установленных правил и норм поведения.
Коммуникативный потенциал адаптированного сотрудника ОВД, не подверженного профессиональной деформации, положительно коррелирует с просоциальными моделями поведения. Высокая коммуникативная компетентность, интеллектуальные способности позволяют осуществлять эффективное взаимодействие с субъектами профессиональной деятельности.
Исследование К.Р. Такасаевой подтвердило, что устойчивость к профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов в значительной степени зависит от реальности перспектив профессионального роста. Автор сделала вполне обоснованное предположение, «что временной
Половинкина А.В. Актуальные вопросы предупреждения и устранения явлений профессиональной...
границей, за которой не только может начинаться профессиональная деформация, но в рамках которой в целом решается вопрос о дальнейшей службе сотрудника в органах внутренних дел, является именно третий-четвертый год службы. Если в течение первого года службы идет отбор и отсев сотрудников преимущественно по личным качествам, сформировавшихся у них до поступления на службу, то на 3-4 году значительную роль начинают играть те изменения, которые произошли в личности сотрудника, системе его взглядов и отношений, уже в ходе службы» [10].
Данное наблюдение представляется весьма существенным, поскольку ясно очерченная перспектива в определенной степени обеспечивает необходимую служебную мотивацию следователей. Всякое истинное развитие предполагает именно направленность в будущее, открытость. Будущее для лиц с чертами профессиональной деформации теряет свои чёткие, позитивные социально-значимые очертания, перспектива раскрывается в «оскудевшем» виде.
По мнению Ю. Кудрицкой, М. Тухватуллиной, одной из наиболее существенных причин профессиональной деформации следует также считать специфику ближайшего окружения, с которым вынужден постоянно общаться и взаимодействовать специалист-профессионал, а также специфику ежедневно выполняемых им функций [6].
Ю.В. Стригуненко указывает, что профессиональная деформация предопределяется её непосредственными детерминантами, часть из которых обусловлена ближайшим социальным окружением сотрудника полиции. «Внеслужебная среда выступает преимущественно психологическим фоном, блокирующим или усиливающим профессиональную деформацию. При этом особое правовоспитательное влияние осуществляется через семейные отношения. Критериями оценки здесь выступают общечеловеческие ценности: борьба со злом и победа над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благородным» [9].
Частная жизнь следователя ОВД является его личным делом, и никто не вправе в нее вмешиваться. Однако нельзя забывать, что в некоторых случаях девиантное поведение сотрудников в быту (пьянство, семейные конфликты, агрессивное поведение при вождении автотранспорта) может стать поводом для служебного разбирательства. Профессиональная деформация следователей нередко сопровождается «усвоением» привычек и правил поведения представителей уголовной среды, проявляясь в употреблении жаргона, кличек, в неслужебных связях с преступными элементами, налаживанием коррупционных отношений. В результате меняется система ценностей, возникают антиобщественные установки. И.И. Капрец и А.Р. Ратинов писали: «Менее активная установка поражает аморальные поступки, более активная - правонарушения, наиболее глубокая и стойкая -преступления, а самая интенсивная - особо тяжкие и опасные из них» [4, с. 49].
В результате сотрудник может оказаться в так называемой «негативно-поощряемой микросреде» - малой группе, объединенной общим интересом к отрицательным формам проведения досуга, антиобщественными взглядами и убеждениями, искажённым мировоззрением, пренебрежением нормами морали, кроме того, в данной группе имеет место криминогенная мотивация и созданы все предпосылки, способствующие предпреступному поведению всех её членов [5, с. 15].
Необходимо отметить, что в условиях социально-экономического и духовного кризиса, в котором находится современное российское общество, периодически возникают очаги напряженности, конфликтности, взаимного недоверия. Приходится констатировать, что широкие слои населения подвержены аномии, которая сопровождается разрушением правовых и нравственных норм.
По мнению академика В.Н. Кудрявцева, негативные явления в обществе происходят под влиянием наблюдаемых и переживаемых людьми фактов несправедливости, грубости, жестокости, а также нечестных поступков, не одобряемых официальной моралью, однако в обыденной жизни получивших широкое распространение [7, с. 18].
Профилактика и диагностика профессиональной деформации предполагает работу психолога не только с конкретным человеком, но и с членами его семьи, сослуживцами. Основная цель подобной работы - выявление прогностически благоприятных и неблагоприятных факторов для сотрудника ОВД. Кроме того, целесообразно установить преморбидные особенности личности, а также изменения, произошедшие в процессе негативных воздействий на психику. Прежде всего психолог должен установить направленность интересов обследуемого, систему его самооценки, мотивацию или демотивацию служебной деятельности, понять, как сам сотрудник воспринимает сложившуюся ситуацию. Особое значение приобретает анализ сохранных, позитивных звеньев психической деятельности, компенсаторных ресурсов. Профилактические реабилитационные мероприятия, снижающие риск возникновения профессиональной деформации, предполагают проведение с личным составом органов внутренних дел тренингов, направленных на формирование конструктивных моделей «преодолевающего поведения»: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий развить коммуникативный потенциал личности.
Помимо тренингов, профилактическая деятельность психологов ОВД должна осуществляться по следующим направлениям: 1) информирование сотрудников о причинах и признаках профессиональной деформации; 2) осуществление эмоциональной и социальной поддержки сотрудников; 3) создание продуманной системы морального стимулирования.
Особая роль в формировании стрессоустойчивости отводится адекватному и своевременному восстановлению истраченных психологических ресурсов. Кроме того, чрезвычайно важно обучить сотрудников «консервации» ресурсов ещё до проявления последствий стресса; такая стратегия получила название «антиципаторный копинг».
Психология
Э. Фромм выделил три психологических ресурса, способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций: 1) надежда - психологическая категория, которая способствует оптимизму, поиску оптимальных решений и профессиональному росту; 2) рациональная вера - твердая убежденность в том, из любого положения есть выход, в связи с чем, человек анализирует свои промахи, прогнозирует своё будущее и формирует стратегию поведения; 3) «душевная сила - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру» [11, с. 29].
Наиболее эффективными способами поддержания высокой психологической устойчивости следователя ОВД являются: продуманные организационные решения руководства, связанные с внесением своевременных корректив в содержание служебной деятельности; устранение факторов, препятствующих эффективной работе сотрудников; регулярное осуществление мер по повышению уровня профессиональной подготовленности следователей; обеспечение психологической состязательности служебной деятельности сотрудников.
Таким образом, подводя итог сказанному, представляется возможным сформулировать ряд выводов.
Профессия следователя ОВД непосредственно связана с риском профессиональной деформации личности. Специфика деформирующего влияния зависит не только от характера внешних воздействий, но и от индивидуально-личностных особенностей конкретного человека: его нервно-психической устойчивости, мировоззрения, мотивации, стереотипов восприятия, коммуникативной компетентности.
Руководителям органов внутренних дел, психологам следует своевременно обращать внимание на различные проявления деструктивного поведения сотрудников, пренебрежительного отношения к своим обязанностям, грубость и бестактность, которые они допускают в отношении рядовых граждан, т.е. необходимо оперативно начинать проведение воспитательных мероприятий и оказание психологической поддержки своему коллеге на том этапе, пока подсознательная и бесконтрольно развивающаяся социально-психологическая деформация ещё не стала одним из факторов какого-либо чрезвычайного происшествия (например, совершения преступления).
Изучение изменений психики лиц с профессиональной деформацией предполагает глубокий психологический анализ: преморбидных особенностей психики; неблагоприятных факторов, определяющих направленность личности в данный период; психологических и социальных последствий, вызванных влиянием этих факторов; сохранного потенциала психической деятельности. На основе полученных данных тщательно «подбираются» индивидуально-ориентированные психокоррекционные методы и технологии.
Восстановительные меры направлены на мобилизацию собственных ресурсов сотрудника, закрепление адаптивных механизмов, проведение тренингов, восстанавливающих на психологическом уровне «деформированные или утраченные» позиции личности (связанные, например, с искажённой самооценкой, уровнем самоконтроля, механизмом защиты и т.д.).
Определение содержания морально-психологического обеспечения служебной деятельности следователей ОВД в значительной мере связано с проблемой профилактики стрессовых состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Для противодействия стресс-факторам психологам необходимо обучить следователей приемам психической саморегуляции и эффективным технологиям разрешения конфликтных ситуаций. Важным аспектом является формирование у следователей активной позиции по отношению к профессиональным стрессам.
Список литературы
1. Безносов, С. П., Безносов, Д. С., Явник, М. Г. Психология в деятельности милиции общественной безопасности : учеб. пособие. - СПб., 2007. - 171 с.
2. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
- СПб., 2008. - 336 с.
3. Кирьянова, Е. Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. -1997. - № 2. - С. 42-50.
4. Капрец, И. И., Ратинов, А. Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. - 1968. - № 12.
5. Корецкий, Д. А., Тулегенов, В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение.
- СПб., 2006. - 243 с.
6. Кудрицкая, Ю., Тухватуллина, М. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел. [Электронный ресурс] // Сайт «Научный форум». - URL: http://www.scienceforum. ru (дата обращения 6 декабря 2015 г.).
7. Кудрявцев, В. Н. Преступность и нравы переходного общества. - М., 2002. - 238 с.
8. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей. - М., 2008. - 352 с.
9. Стригуненко, Ю. В. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции как угроза правовому порядку в современном российском обществе : автореф. ... дисс. социол. наук. -Краснодар, 2010. [Электронный ресурс] // Сайт Краснодарского университета МВД России. - URL: http://www.krdu-mvd.ru (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
10. Такасаева, К. Р. Морально-психологические факторы профессиональной деформации личности сотрудника ОВД : автореф. дис. ... психол. наук. - М., 2001. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 5 декабря 2015 г.).
11. Фромм, Э. Революция надежды. - СПб., 1999. - 271 с.