Научная статья на тему 'Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел'

Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13015
817
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / КАДРОВАЯ РАБОТА / PERSONNEL / HUMAN RESOURCES POLICY / PURPOSES / PRINCIPLES / DIRECTIONS / STAFF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубышко Владимир Леонидович

Рассматриваются направления кадровой работы в органах внутренних дел по развитию системы профессиональной, служебной и физической подготовки, моральнопсихологического обеспечения, воспитательной, психологической и правовой работы, кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кубышко Владимир Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Staff Management in Law Enforcement Agencies

The article explores aspects of staff management in law enforcement agencies developing the system of professional military and physical training, moral and psychological provision of educative, psychological and legal work, human resources policy within strengthening of service discipline and legality, prevention of corruption among the personnel.

Текст научной работы на тему «Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел»

и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов

УДК 141.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. Л. Кубышко

Рассматриваются направления кадровой работы в органах внутренних дел по развитию системы профессиональной, служебной и физической подготовки, моральнопсихологического обеспечения, воспитательной, психологической и правовой работы, кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава.

Ключевые слова: сотрудники, кадровая политика, цели, принципы, направления, кадровая работа.

Изменения, происходящие в настоящий момент в стране в целом и в деятельности органов внутренних дел, реформирование данной структуры обусловили повышение требований к профессиональным качествам сотрудников. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», определяющий основные направления реформирования органов внутренних дел, задает высокие и конкретные требования к работе российских полицейских, их профессиональным и личностным качествам, специальной и психологической подготовленности к службе, сопряженной с риском, высокими физическими и психическими перегрузками, обусловленными ситуациями экстремальности и напряженности, негативно влияющими на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние.

Вместе с тем деятельность сотрудников полиции нередко вызывает серьезные претензии общества. В соответствии с этим сотруднику необходимо не только повышать свой профессиональный уровень, но и формировать морально-психологическую устойчивость, психологическую готовность, правовую культуру, совершенствовать нравственный облик. В современных условиях успешное функционирование сотрудников органов внутренних дел в значительной мере зависит не только от укомплектованности правоохранительных органов специалистами, но и от того, насколько безболезненно сотрудникам, особенно молодым, удается адаптироваться к новым социальным и профессиональным условиям работы. Поэтому эффективность деятельности правоохранительных органов определя-

ется, в первую очередь, состоянием их кадрового потенциала.

Кадровая политика в ОВД обусловлена целями и задачами в соответствии с принятыми в государстве решениями и базируется на осуществлении следующих основных принципов:

— единство организационных и научно-методических подходов к выработке и реализации кадровой политики во всех звеньях организационно-штатной структуры ОВД;

— инновационность, состоящая в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий развития и использования человеческих ресурсов, совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере работы с кадрами;

— профессионализация управления, основанная на необходимости повышения организационного статуса и уровня компетенции специалистов по работе с личным составом;

— практическая направленность, означающая подчиненность кадровой политики целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России;

— гуманизм, базирующийся на сочетании методов социальной и профессиональной мобилизации сотрудников с их общественными, культурными потребностями и интересами, обновлении и гармонизации методов морального и материального стимулирования деятельности.

Приоритетными задачами в области работы с кадрами являются:

— обеспечение качества кадрового состава за счет комплектования ОВД высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных учреждений, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности;

— обновление кадрового состава и обеспечение преемственности опыта служебной деятельности при помощи качественного отбора граждан на службу в ОВД, оптимальной расстановки личного состава на должностях с учетом профессиональной квалификации, личностных качеств и способностей;

— принятие комплекса мер по стабилизации профессионального кадрового состава ОВД, снижение те-

кучести кадров, закрепление на службе опытных специалистов, а также выпускников ведомственных образовательных учреждений, стимулирование продолжительной службы сотрудников, преимущественно до достижения выслуги лет, дающей право на пенсию;

— создание эффективной системы кадрового планирования, сопряженной с проектированием организационно-штатного построения ОВД, расчетом и распределением штатной численности, с использованием научно обоснованных методик и результатов мониторинга кадровой ситуации;

— комплектование, обучение и эффективное использование многоуровневого кадрового резерва МВД России, обеспечивающего высокую степень подготовки кандидатов к назначению на вышестоящие должности, преимущественно из кадрового резерва;

— формирование системы профессиональной ориентации и отбора на службу в ОВД, предназначенной обеспечить привлечение наиболее интеллектуально развитых и физически подготовленных кандидатов, отвечающих государственным требованиям;

— разработка и внедрение информационных систем управления кадровыми процессами и аппаратнопрограммных комплексов, обеспечивающих упреждающий характер реагирования на изменения криминогенной обстановки, состава и структуры полицейских и иных подразделений, приоритетов в оперативнослужебной деятельности;

— формирование и подготовка кадровых резервов всех уровней системы МВД России, создающих гарантии карьерного роста сотрудникам, добросовестно исполняющим служебные обязанности;

— разработка и внедрение системы оценки кадрового потенциала ОВД, позволяющей обеспечить полное и всестороннее изучение и анализ кадровых характеристик, служебных возможностей и способностей сотрудников, подготовку объективных данных для принятия кадровых решений;

— разработка квалификационных требований к должностям на основе профессиограмм, анализа и нормирования служебной деятельности личного состава, определения четких границ служебной компетенции, полномочий и требований к уровню профессионального образования, стажу службы в ОВД или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности;

— развитие института личного поручительства при приеме кандидатов на службу, а также при назначении на вышестоящие должности в полицейских и иных подразделениях МВД России, с установлением ответственности поручителя за рекомендуемого кандидата;

— кадровое и организационное укрепление и развитие подразделений по работе с личным составом ОВД путем преимущественного комплектования специалистами, имеющими профильное образование или прошедшими профессиональную переподготовку;

— совершенствование механизма аттестации с использованием комплексной оценки служебного потенциала сотрудников по балльному рейтингу, формализованных документов и накопительных аттестационных сертификатов на весь период службы в ОВД;

— планирование и стимулирование служебного роста сотрудников, создание прозрачных условий продвижения по службе на базе саморазвития личности и накопления опыта служебной деятельности;

— формирование системы выдвижения кандидатов для замещения вакантных должностей на конкурсной основе по принципу «кадрового лифта», с использованием единого информационного банка кандидатур и вакансий, предоставляющего сотруднику возможность самостоятельно информировать руководство о своем служебном потенциале и готовности претендовать на вышестоящие должности;

— организация системы ротации кадров по горизонтали и вертикали с обязательной сменой региона прохождения службы по истечении нормативно закрепленного временного предела пребывания сотрудника в одной и той же должности, с установлением перечня должностей, замещение которых предполагает обязательную ротацию;

— разработка единого механизма перехода сотрудников на иной вид государственной службы в ОВД;

— совершенствование и развитие наградной системы путем оптимизации видов ведомственных наград и поощрений, установления единых критериев оценки заслуг награждаемых сотрудников и очередности награждения;

— формирование системы многоуровневой профессиональной ориентации детей и молодежи для привлечения на службу в ОВД, с широким применением пропаганды и рекламы в средствах массовой информации и сети Интернет и с опорой на положительный образ сотрудника полиции;

— оптимизация и модернизация отбора кандидатов на службу в ОВД на основе принципа «единого окна» в сети ведомственных рекрутинговых центров, позволяющего максимально сократить время проведения процедур проверки, снизить документообмен и влияние субъективных факторов при приеме на службу;

— создание федерального банка данных о лицах, поступавших на службу в ОВД, проходивших ранее службу, отклоненных либо уволенных по отрицательным мотивам, а также не прошедших испытательный срок;

— приведение организационного построения и штатной численности органов внутренних дел в соответствие с приоритетными направлениями оперативнослужебной деятельности, решаемыми задачами и научно обоснованными нормативами;

— укрепление и развитие вновь созданных подразделений полиции в системе МВД России;

— оптимизация организационного построения системы МВД России на основе разграничения полномочий центрального аппарата и территориальных органов на всех уровнях;

— укрупнение подразделений путем сокращения малоэффективных и дублирующих звеньев;

— приведение штатной численности территориальных органов МВД России на региональном, межрегиональном и окружном уровнях в соответствие с требованиями практики и реальной служебной нагрузкой;

— создание системы управления, представляющей собой совокупность организованных во времени и пространстве информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, предназначенных для гарантированного управления территориальными органами и организациями МВД России;

— изучение уровня обеспеченности оперативнослужебной деятельности территориальных органов МВД России;

— перераспределение штатной численности между территориальными органами МВД России с учетом реальной нагрузки;

— переход на планирование деятельности ОВД в целом по территориальному органу (организации), без дублирующих планов в их структурных подразделениях;

— создание условий для развития института федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России;

— уточнение состава, структуры, задач и функций МВД России, его территориальных органов и организаций в соответствии с направлениями развития системы министерства в целом, определенного федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Развитие системы профессиональной, служебной и физической подготовки в ОВД предполагает:

— совершенствование организационно-штатного обеспечения системы профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников в процессе повседневной служебной деятельности;

— создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;

— организация профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учет специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;

— совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;

— повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.

Развитие системы морально-психологического обеспечения воспитательной, психологической и правовой работы предполагает:

— модернизацию воспитательной работы на базе современных психолого-педагогических и социологи-

ческих подходов, с учетом отечественного и зарубежного опыта патриотического, профессиональнонравственного, правового и культурно-эстетического воспитания личного состава;

— создание в ОВД централизованной системы организации исторической работы, направленной на глубокое и специализированное изучение исторического опыта развития министерства, для определения оптимальных путей развития ОВД, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности;

— организацию системного психологического сопровождения работы с личным составом, направленного на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния сотрудников, позволяющего успешно выполнять оперативнослужебные задачи;

— воспитание у личного состава способности противостоять, с государственных мировоззренческих позиций, негативному информационно-психологическому воздействию преступных и экстремистских группировок через средства массовой информации и Интернет, распознавать и разоблачать попытки фальсификации фактов и сведений, направленных на дискредитацию деятельности органов государственной власти и ОВД по поддержанию конституционного правопорядка в обществе;

— укрепление организационной структуры подразделений морально-психологического обеспечения территориальных ОВД и образовательных учреждений МВД России, улучшение их качественного состава за счет организации подготовки кадров на базе ведомственных образовательных учреждений;

— создание целостной, эффективной ведомственной системы обеспечения надежной социальной и правовой защищённости личного состава, поддерживающей достойный уровень жизни сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел;

— организацию оптимальной социальной поддержки членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;

— формирование системы защиты прав сотрудников и членов их семей с предоставлением широкого спектра правовых услуг: от юридических консультаций до правовой помощи для отстаивания их интересов и прав в суде;

— разработка и внедрение специальных программ профессионального воспитания сотрудников, профилированных по видам оперативно-служебной деятельности и направленных на формирование профессиональнонравственных и психологических качеств личности, обусловленных спецификой профессии;

— организация морально-психологической подготовки сотрудников с использованием современных информационных и педагогических технологий, форм и методов дистанционного обучения, контрольных тестовых систем;

— обновление института наставничества на основе преемственности поколений, передачи передового опыта, знаний и практических навыков службы молодым сотрудникам, их защиты от коррупционных проявлений;

— выработку психологической устойчивости сотрудников к воздействию факторов службы, готовности и способности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки;

— создание благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, способствующего актуализации и максимальной реализации служебного потенциала личности в интересах оперативнослужебной деятельности;

— формирование эффективной и действенной системы профессионального психологического отбора граждан на службу в ОВД;

— разработку и внедрение в практическую деятельность методик комплексного психологического обследования служебных коллективов, их интеграцию в автоматизированную информационную систему ведомственного мониторинга морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах;

— организацию и развитие системы профессионального психологического отбора кандидатов при поступлении на службу в ОВД, психологического сопровождения служебной карьеры сотрудников, продвижения по службе;

— проведение профессиографического описания основных видов оперативно-служебной деятельности ОВД, создание каталогов профессиональных компетенций по типовым должностям;

— выработку у сотрудников устойчивой системы взглядов, идей и подходов и формирование на этой основе способности к объективной оценке событий и фактов с позиции интересов оперативно-служебной деятельности;

— развитие форм и средств информационнопропагандистского воздействия на личный состав в целях разъяснения истинного содержания важных общественно-политических событий, социально-экономических процессов и явлений, значимых для эффективной оперативно-служебной деятельности;

— разработку и внедрение в практику современных информационных и психологических технологий защиты личного состава от негативного воздействия преступной среды, надежного перекрытия каналов негативной информации, влияющей на сотрудников;

— совершенствование организационно-штатной структуры, переход на единые принципы и нормы организационного построения подразделений моральнопсихологического обеспечения;

— организацию системы подготовки кадров для укомплектования подразделений морально-психологического обеспечения высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующим опытом в служебной деятельности;

— создание современной материально-технической базы морально-психологического обеспечения, позволяющей с помощью инновационных информационных и телекоммуникационных технологий получать и обрабатывать данные обстановки и на их основе эффективно управлять социально-психологическими процессами в служебных коллективах, оказывать формирующее и восстанавливающее воздействие на моральнопсихологическое состояние сотрудников;

— формирование гибкой системы материального стимулирования служебной деятельности личного состава, обеспечивающей положительную мотивацию к службе, ее престиж в обществе и привлекательность на рынке труда, повышение уровня жизни сотрудников на основе совершенствования законодательства и предоставления социального пакета, компенсирующего ограничения их прав и свобод, вызванные служебной необходимостью;

— создание ведомственной системы охраны труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел с использованием современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— развитие системы охраны здоровья сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников, профилактики профессиональных и общих заболеваний, стимулирование физической культуры и спорта, создание условий для ведения здорового образа жизни;

— создание комфортной социально-бытовой среды в местах, где личный состав выполняет служебные обязанности, приведение в соответствие с государственными стандартами и нормами;

— организацию внедрения программно-целевых методов управления социальной работой в органах внутренних дел, разработку и реализацию благотворительных социальных программ в территориальных органах МВД России на региональном уровне.

Развитие системы кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава предполагает:

— создание системы предупреждения коррупции, чрезвычайных происшествий и преступлений, профилактики профессионально-нравственной деформации личности в целях укрепления служебной дисциплины и законности в ОВД;

— формирование соответствующих потребностям времени нормативных правовых и организационных основ противодействия коррупции в ОВД;

— исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения сотрудников и обеспечивающих снижение уровня коррупции в системе МВД России;

— обеспечение выполнения сотрудниками ОВД норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в со-

ответствии с законодательными актами Российской Федерации;

— формирование подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в составе подразделений по работе с личным составом ОВД;

— введение мониторинга в ОВД служебной дисциплины и законности, коррупционных и иных правонарушений, своевременно и точно поставляющего достоверную информацию, позволяющую принимать управленческие решения на упреждение чрезвычайных происшествий;

— изучение морально-психологических и деловых качеств кандидатов на службу и сотрудников, проходящих службу в ОВД, своевременное выявление признаков профессиональной деформации личности и проведение раннепрофилактических мероприятий по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, предательства интересов службы;

— формирование в служебных коллективах общественных мнений и настроений, обстановки нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности, осуждения противоправного поведения нарушителей и объективной оценки их действий;

— планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, принятие мер к устранению факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников, в том числе со стороны лиц, уволенных из ОВД по отрицательным основаниям;

— разработку методики проведения системного анализа и оценки состояния служебной дисциплины и законности, позволяющей выявлять причины и условия совершения правонарушений, преступлений, чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков;

— создание системы обмена информацией с оперативными подразделениями ОВД о фактах коррупционных правонарушений и возникновении условий для их совершения, конфликтах интересов и иных коррупционных проявлениях;

— разработку и внедрение в работу единой автоматизированной информационной системы сбора сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ОВД и членов их семей;

— формирование научно-практической инфраструктуры, обеспечивающей эффективный сбор и обобщение исторического опыта оперативно-служебной деятельности ОВД, создание подразделений в ведомственных научно-исследовательских и образовательных учреждениях, организацию научно-исследовательской и поисковой работы;

— развитие самодеятельного художественного творчества личного состава с использованием современных форм и методов культурно-эстетического воспитания, направленного на укрепление авторитета и престижа службы в ОВД, ее позитивного имиджа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— организация музейной работы, развитие сети музейных учреждений, исторических клубов на основе широкого привлечения сотрудников и ветеранов ОВД;

— совершенствование мемориальной работы по увековечению памяти сотрудников, погибших при защите Отечества, исполнении служебных обязанностей, сохранению исторической памяти прошлых поколений защитников правопорядка Российского государства;

— осуществление комплекса мероприятий, посвященных празднованию 300-летия российской полиции, в целях укрепления авторитета министерства в обществе, воспитания у сотрудников чувства гордости и ответственности за службу в ОВД.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации, определяя основы ведомственной кадровой политики, исходит из: признания кадровых ресурсов решающим фактором повышения эффективности правоохранительной деятельности; необходимости обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений министерства; потребности в формировании нового профессионального и нравственного облика сотрудников ОВД.

Для эффективности и успешности происходящих в российском обществе социально-политических и экономических преобразований требуются качественно новые субъекты этих перемен: высокообразованные, компетентные, патриотичные, обладающие активной гражданской позицией специалисты.

Все это предполагает совершенствование сферы кадровой работы, усиление гражданской составляющей в воспитательно-образовательной деятельности, воспитание и всестороннее развитие личности сотрудника ОВД как защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики.

УДК 159.925

ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИСТОВ-СМЕРТНИЦ

М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович

В статье рассматриваются особенности террористов-смертниц, социальные и психологические факторы, которые способствуют формированию экстремизма у женщин.

Ключевые слова: женский суицид, терроризм, экстремизм.

В конце двадцатого века некоторые исследователи терроризма были вынуждены констатировать его относительную «феминизацию». Во многих западноевропейских странах женщины составили от одной четверти до половины всего состава террористических группировок: в Германии — 47%, в Италии — 44, во Франции — 46, в Испании — 21% и т. д. Террористические группы, сос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.