Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности организации подготовки кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан'

Психолого-педагогические особенности организации подготовки кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PROVIDING TRAINING FOR LAW ENFORCEMENT BODIES / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ / THE THINKING AND THE PRACTICAL ACTIVITIES OF STUDENTS / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / MORAL AND PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР СОТРУДНИКОВ / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SELECTION OF EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлатшоева А.

В статье анализируется проблемы психолого-педагогические особенности организации подготовки кадров для органов внутренних дел; изучается мыслительная и практическая деятельность курсантов в процессе обучения; формируется психологическая модель сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлатшоева А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE PSIHOLOGO-PEDAGOGICHESKIE ORGANIZATIONS OF TRAINING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article analyzes the problems of psycho-pedagogical features provide training for law enforcement bodies; study the thinking and practical activities of students in the learning process, forming a psychological model of police officers.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности организации подготовки кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

А. Давлатшоева,

начальник кафедры Языков Академии МВД Республики Таджикистан,

подполковник милиции E-mail: safarov-hakim@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется проблемы психолого-педагогические особенности организации подготовки кадров для органов внутренних дел; изучается мыслительная и практическая деятельность курсантов в процессе обучения; формируется психологическая модель сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, организации подготовки кадров для органов внутренних дел, мыслительная и практическая деятельность курсантов, нравственно-психологическая атмосфера, профессионально-психологический отбор сотрудников

FEATURE PSIHOLOGO-PEDAGOGICHESKIE

ORGANIZATIONS OF TRAINING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

A. Davlatshoyeva,

chief of chair of Languages of Ministry of Internal Affairs Academy of the Republic of Tajikistan, militia lieutenant colonel

Annotation. The article analyzes the problems of psycho-pedagogical features provide training for law enforcement bodies; study the thinking and practical activities of students in the learning process, forming a psychological model of police officers.

Keywords: psychological and pedagogical features, providing training for law enforcement bodies, the thinking and the practical activities of students, moral and psychological atmosphere, professional and psychological selection of employees

Значительное место в жизни человека занимает профессиональная деятельность. Она оказывает огромное влияние на социальное формирование человека, его образ жизни и поведение. Поэтому именно подготовка кадров представляет собой важный и существенный элемент, который необходим для того, чтобы в полной мере воспользоваться предоставленными возможностями и отреагировать на проблемы, стоящие в этой связи перед Таджикистаном.

Профессиональная подготовка решает различные, но взаимосвязанные задачи по мере изменения общества. Подготовка квалифицированных кадров необходима для обеспечения экономического роста, повышения уровня занятости и для социального развития. Она также содействует личному развитию и создает фундамент для информированного гражданского общества. Переход к рыночным преобразованиям объективно

предъявляет более высокие требования к подготовке кадров, в том числе, и для системы МВД Республики Таджикистан.

Концепция построения теории совершенствования подготовки будущих офицеров системы МВД может быть сформулирована достаточно полным образом лишь как целостная система взаимосвязанных положений юридической психологи и педагогики. В этой связи, в плане построения собственной теории подготовки будущих офицеров системы МВД, необходимо установить, в первую очередь, конкретные формы зависимости проблемы подготовки от ведущих положений дидактики, определить их содержание, сопоставить с основными положениями юридической педагогики и психологии.

Теория и практика свидетельствуют, что основные функции процесса подготовки соответствуют высо-

кому качеству при условии функционирования этого процесса как целостного явления: целостная личность будущих офицеров системы МВД может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе, учитывающем психологические компоненты курсантов.

«Целостному процессу подготовки присуще внутреннее единство составляющих его компонентов: цель, содержание, субъект, методы, формы и средства педагогического воздействия, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества» [1, С. 384.].

Направленность подготовки на приобретение обучаемыми необходимых знаний и устойчивых навыков в выполнении функциональных обязанностей, в том числе по взаимозаменяемости и на ступень выше занимаемой должности, решении поставленных задач, учет психологических характеристик мастерства, профессиональное развитие будущих офицеров системы МВД отвечает требованиям целостного процесса подготовки.

В настоящее время теория и практика свидетельствует о том, что в современный период резко повысились требования к интеллектуальному развитию будущих офицеров системы МВД. Курсанты должны обладать развитым творческим воображением, умением, думать, диалектически анализировать явления и события, самостоятельно делать из них практические выводы для своей службы, проявлять инициативу, творчески разрешать возникающие задачи. С повышением требований к умственному развитию будущих офицеров возросла роль из всестороннего развития. Между интеллектуальным и физическим развитием личности как процессом коренного качественного совершенствования ее психической деятельности организма и обучением существует сложная связь. Как нам представляется, если обучение в числе других факторов обусловливает развитие личности, то развивающаяся личность требует совершенствования обучения.

Необходимым условием интеллектуального и физического развития курсантов в процессе обучения является их активная мыслительная и практическая деятельность. Будущие офицеры успешнее развиваются на занятиях в интеллектуальном отношении, если преподаватель (инструктор) учитывает их психологические и эмоциональные характеристики. В этой связи, как нам кажется, во время обучения важно вызвать у курсантов положительные эмоциональные реакции, которые благоприятно влияют на ход и результаты учебной деятельности, закрепляют достигнутое в интеллектуальном и физическом развитии человека.

В ходе обучения и воспитания курсантов любой специальности предусмотрено формирование широкого спектра необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств. В целом данная задача решается успешно, однако опыт служебных действий

показывает, что не каждое качество, ранее сформированное, может проявиться у будущих офицеров при изменении условий служебной деятельности.

Фактор новизны играет решающую роль в проявлении у человека ранее сформированных качеств, а значит в выполнении поставленных служебных задач. Цель процесса обучения состоит в том, чтобы еще во время учебы в стенах Академии, в ходе обучения и воспитания, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые в служебной деятельности психологические качества. Данный педагогический подход, на наш взгляд, должен быть заложен сегодня в основу обучения и подготовки курсантов для системы МВД.

Психический образ представляет собой не что иное, как психологическую модель действия в сознании курсантов. Это достаточно сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности, но и создание ранее пережитых, увиденных образов с целью построения будущей деятельности личного состава, адекватной реально сложившейся ситуации. Справедливо сказано, что регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности будущих офицеров, его установка, а операционной структурой — профессиональные действия [2, С. 20].

В контексте сказанного, на наш взгляд, будет методологически верным, если преподаватель в ходе всей повседневной деятельности по организации психологической подготовки свои усилия будет направлять на формирование как понятийной, так и образной основ модели предстоящих действий.

Будущий офицер может быть подготовлен в профессиональном отношении, иметь достаточно развитые профессиональные качества, но если не будет развита понятийная основа модели предстоящих действий, являющаяся первоосновой смысловой установкой на поведение в различной обстановке, с большой достоверностью задача выполнена не будет.

Однако одной только установки для решения задач психологической подготовки крайне недостаточно. Успешность действий будущего офицера во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого курсант должен чувственно наполнить психический образ модели повседневной работой. В этих условиях можно широко использовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели закалки необходимых профессионально важных качеств.

Они могут включать в себя:

• упражнения и тренировки на тренажерах, имитаторах, специальных стендах;

• физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей;

• психологические упражнения для целенаправленного развития познавательных, эмоциональных, и волевых качеств;

• психологический тренинг по формированию коллектива, формированию совместимости, коллективизма, взаимозаменяемости и др.

Кроме того, на наш взгляд, специфика профессиональной деятельности сотрудников МВД связана с умением психологически грамотно общаться с различным кругом лиц. В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений. В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным.

Деловое общение для курсантов — это такой вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.

Профессиональному общению присущ ряд признаков, в частности, оно:

• строго целенаправленно;

• регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами);

• носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов;

• позиционно оформлено, иерархично, суборди-национно, что отражается в эффекте «над» и «под», т.е., в отношениях между начальником и подчиненным;

• проявляется в определенных формах общения, стиле;

• атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

В основе профессионального, как и всякого другого вида общения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт — акт коммуникации с обратной связью.

Служебное общение, таким образом, это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач, которое, на наш взгляд, способствует профессиональному долголетию специалиста.

Профессиональное долголетие специалиста — это качественная характеристика его способности на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода времени, отведенного социумом для профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональ-

ную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.

В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие направления:

• стимулирование профессионального самосовершенствования работника милиции;

• подготовка будущего сотрудника к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности;

• создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации сотрудника;

• преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.

По нашему мнению, ряд мер, направленных на развитие психологических навыков самоуправления и саморазвития будущих офицеров милиции, необходимо учитывать в процессе подготовки в стенах Академии МВД Республики Таджикистан.

Одним из направлений формирования психологической модели будущих сотрудников системы МВД, как нам представляется, является стимулирование профессионального самосовершенствования будущего офицера. В основе реализации этого направления лежит деятельность по повышению его нравственно — профессиональной культуры. Оно включает:

• повышение статуса работника МВД, данная проблема носит и общегосударственный, и средовый характер;

• формирование высокого — позитивного социального статуса каждого сотрудника и забота о его сохранении и дальнейшем повышении. Такая деятельность проводится дифференцированно: в процессе профориентационной работы в школах, в учебном заведении, в центрах социально-педагогической деятельности с учетом опыта сотрудника и его личного статуса;

• система работы с начинающими сотрудниками систем МВД по оказанию им помощи в адаптации к профессиональной деятельности, преодолении трудностей начального периода, приобретения опыта практической деятельности;

• повышение профессиональной компетенции специалиста;

• создание среды, способствующей развитию нравственно-профессиональной культуры деятельности;

• создание нравственно-психологической атмосферы в центре профессиональной деятельности, стимулирующей творчество, инициативу, желание и стремление к наиболее полному самопроявлению;

• поиск и внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы с различными ка-

тегориями людей.

Другим направлением формирования вышеуказанной модели сотрудника МВД является проблема повышения профессионального долголетия офицера, подготовка его к самопрофилактике негативной профессиональной деформации: данная проблема должна решаться еще во время учебы в учебных заведениях системы МВД. Рассматривая общепрофессиональную и специальную подготовку сотрудника МВД, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомендации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение формирует у будущего сотрудника качества, умения и навыки, необходимые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений деформирующих явлений в процессе профессиональной деятельности. Поэтому, при подготовке сотрудника системы МВД необходимо:

• сформировать у будущего офицера навыки самоуправления, умения управлять собой в различных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности;

• способствовать к формированию и развитию еще в процессе обучения эмоционально-психологической устойчивости и защищенности, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности;

• усвоить рекомендации по работе с контингентом служебного общения, необходимые сотруднику для сохранения эмоционально-волевой устойчивости. Для работы со специфическим окружением с эмоционально-волевой неустойчивостью, заразительностью, особыми нуждами сотруднику МВД следует учиться защищать свою эмоциональную систему, психику от его деформирующего (разрушающего) воздействия. В данном случае, психологи рекомендуют вести в целостный педагогический процесс подготовки курсантов, следующие умения:

• проявлять внешнее участие во взаимодействии с клиентами, не перенося получаемую информацию в глубину своей чувственной сферы;

• управлять своим эмоциональным состоянием, не допуская перевозбуждения, внутреннего глубокого сопереживания;

• учиться переключать внутреннее внимание к проблеме окружающих не что иное (какой-нибудь предмет, мысль), сохраняя внешнее участие в процессе работы, что позволит сотруднику не допустить глубокого эмоционального вовлечения в сопереживание;

• управлять процессом взаимодействия с клиентом, не позволяя ему самому глубоко втягиваться в эмоциональное переживание и самоуправление в связи с личными проблемами, помогать ему излагать, кратко и по существу

именно ту информацию, которая в данной ситуации необходима сотруднику, особенно по делам о насилии в семье.

В контексте вышеизложенного, как нам представляется, для учета особенностей организации подготовки кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан необходима психологически обоснованная и организованная профориентационная работа, которая позволит сохранить у курсантов на протяжении всей учебы мотивационную направленность на овладение значимой для общества профессии.

Организацию психологического обеспечения такой работы наиболее целесообразно развивать в следующих направлениях:

• выработка рекомендаций, разработанных министерством внутренних дел для общеобразовательных школ и лицеев по подготовке учащихся к поступлению в Академию МВД РТ и на службу в милицию;

• создание системы взаимодействия органов внутренних дел, территориальных администраций, школ, образовательных учреждений МВД РТ по ранней профориентации школьников в форме совместных семинаров, конференций, координационно-методических советов;

• расширение сети юридических классов, преподавателями которых станут сотрудники органов внутренних дел и преподаватели образовательных учреждений МВД Республики Таджикистан;

• тесное взаимодействие со средствами массовой информации по правовому воспитанию молодежи, формированию положительного имиджа сотрудника ОВД;

• разработка профессионально-психологических требований к абитуриентам образовательных учреждений МВД Республики Таджикистан.

Проблема совершенствования психологического обеспечения профориентации самым тесным образом связана с проблемой совершенствования профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в Академию МВД Республики Таджикистан.

Установление соответствия качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел или на учебу в Академию МВД Республики Таджикистан, призвана решать процедура профессионально-психологического отбора. Его содержание достаточно полно и глубоко изложено в директивах, приказах, инструкциях и методических рекомендациях, касающихся организации деятельности органов внутренних дел и других структурных подразделений МВД Таджикистана.

Профессиональный отбор в ОВД представляет собой три последовательных вида отбора (в максимальном варианте): социально-правовой, медицинский (включая психофизический аспект) и конкурсно-экзаменационный. При отборе в некоторые службы ис-

пользуются так называемая профессиональная проба или стажировка, то есть окончательное решение о приеме на службу принимается только после наблюдения за работой кандидата в течение определенного времени. Каждый вид профессионального отбора осуществляют, соответственно, четыре различные группы экспертов: кадровые аппараты ОВД; военно-врачебные комиссии (ВВК); центры психологической диагностики; группы психологического обеспечения и экзаменационные комиссии учебных заведений.

Таким образом, профессиональный отбор кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД на трех его этапах полностью совпадает с процедурой отбора сотрудников органов внутренних дел, поскольку решается задача не только определения способности абитуриента к усвоению профессиональных знаний, умений, навыков, но и его готовность к выполнению служебных задач, как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и в последующей службе по специальности.

Профессионально — психологический отбор кандидатов на учебу в Академию МВД Республики Таджикистан осуществляется в целях улучшения качественного состава курсантов, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных неблагоприятных факторов, отклоняющихся форм поведения курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.

По нашему мнению, необходимо разработать конкретную программу психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в Академии МВД Республики Таджикистан на весь период обучения подробно изложены задачи психологического отбора кандидатов для учебы и основные формы работы по их реализации.

По общей представленности и частоте использования лидируют методики, выявляющие личностные особенности — 34%; на втором месте — методики, оценивающие познавательные способности (как правило, интеллект) — 31%; на третьем — методики изучения мотивационной сферы — 20%; оставшиеся 15% составляют методики, исследующие актуальное состояние, нервно — психическую устойчивость, профессиональную направленность интересов[3, С, 8].

Любая профессиональная деятельность осуществляется на основании определенных требований, норм и режимов. Успех данной деятельности во многом зависит не столько от таких качеств как знания, умения, навыки и мастерство, сколько от уровня морально-политических, нравственно-эстетических, морально-психологических качеств. При благоприятном стечении обстоятельств можно оговориться и о формировании профессиональной направленности личности, которая выражается положительным отношением

к профессии, склонностью повышать свою профессиональную подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее восприятие целей и задач профессиональной направленности, служат показателями уровня ее развития и сформи-рованности у курсантов, характеризуются устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичностных мотивов, далекой или близкой перспективой[4, С. 241].

Таким образом, перед профессорско-преподавательским составом Академии МВД Республики Таджикистан стоит вопрос о подготовке курсантов — будущих офицеров, которые после окончания образовательного учреждения, вполне возможно, что могут выйти и на уровень управления органами внутренних дел. Данное обстоятельство выдвигает перед преподавателями и сотрудниками Академии МВД Республики Таджикистан ответственную задачу подготовки таких специалистов, которые смогут успешно выполнять управленческие функции, станут организаторами профилактической деятельности.

Подготовка таких специалистов невозможна без разработки модели специалистов, который не только в ближайшие годы, но и в более отдаленной перспективе был бы способен видеть задачи борьбы с антиобщественными проявлениями.

Таким образом, роль педагога в стенах Академии МВД Республики Таджикистан заключается, по нашему мнению, в том, что, осознавая односторонность усвоения курсантами базовых знаний, получаемых в образовательном учреждении, которые будут составлять основу их профессионального самоопределения, преподаватель должен разбудить и направить интерес курсантов на изучение и поиск способов удовлетворения потребности в приобретении новых знаний. Такая потребность, основанная, прежде всего, на психологических и нравственных критериях развития личности каждого слушателя и курсанта, должна стать фундаментом будущего сотрудника органов правопорядка.

Литература

1. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1991.- С. 384.

2. Барабанщиков А. В. Основные направления работы кафедры по интенсификации учебного процесса.- М.: ВПА, 1984.- С.20

3. Ниёзматов Р. Т. Подготовка педагогических кадров в системе среднеспециальных учебных заведений Республики Таджикистан: Автореферат на соискание канд. по пед. — Душанбе, 2000.

4. Умарова Т. М., Амонов И. Т. Педагогика и психология высшей школы. — Душанбе, 2003.- С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.