вий и эффективной служебной деятельности невысока. При малейших неудачах по службе вторично снижается самооценка, возникает ощущение недостаточности собственных возможностей. В подобных обстоятельствах в боевых контактах могут проявить нерешительность, замедленность действий, отсутствие инициативы, потребность в постоянных указаниях. Привлечение их к выполнению самостоятельных заданий нецелесообразно и чревато негативными последствиями.
Социально-девиантный вариант.
Активны, решительны, рискованны, смелы, мужественны, бесшабашны. Однако в‘большинстве случаев еще до командировки в зону ЧП обнаруживали склонность к социально-девиантному поведению, сказывающемуся в алкоголизации, излишнем стремлении к применению физической силы в гражданских операциях, в превышении полномочий, неподчинении вышестоящему начальству и т.п.-Легко дают реакцию оппозиции 1 с агрессивностью, внешнеобвини-теяьными формами поведения, резко негативной оценкой деятельности окружающих. В боевой обстановке нередко обсуждают приказы, вступают в прения с командирами, легкомысленно пользуются оружием, склонны к демонстрации физической силы. Крайне ненадежны в дисциплинарном плане, особенно в период временного бездействия. В боевой обстановке хорошо действуют только в условиях, требующих личной инициативы, смелости, решительности, наступательного характера действий. Эти лица часто встречаются в подразделениях специального назначения и в общей массе могут длительно удерживаться, не совершая грубых асоциальных поступков, но внутренне находясь в постоянной готовности к их совершению.
Депрессивно-тревожный вариант.
На фоне общей усталости, вялости, утраты энергии и активности проявления сниженного фона настроения с пессимистическими суждениями, периодичной тревогой, беспокойством, которые обследуемые чаще всего напрямую не связывали с опасениями за собственную жизнь и в большинстве случаев предъявляли значительное количество общесоматических жалоб. Эффективность исполнения служебных обязанностей низка. Командиры старались “растворять” их при исполнении боевых заданий среди активных, инициативных и ответственных сотрудников, последние зачастую опекали таких сослуживцев. Однако, несмотря на значительное снижение бое- и работоспособности, командиры подразделений считали их качества достаточными для продолжения службы в данных условиях. В значительной степени это объяснялось молодым возрастом сотрудников, неопытностью, неполной готовностью к несению службы в условиях боевых действий. За период пребывания отряда в зоне ЧП грубых нарушений дисциплины либо неисполнения служебного долга не наблюдалось. Однако обладая повышенной чувствительностью в восприятии, способностью к гипертрофированной оценке опасности при сокращении эмоциональных контактов с сослужив-
цами и ослаблении опеки могут совершать неадекватные, неоправданные действия в боевой обстановке,
В условиях высокой напряженности служебной деятельности элементы астенического синдрома обнаруживались практически у всех сотрудников. Обычно это выражалось в различных нарушениях сна, повышенной возбудимости, в ряде случаев — в повышенной истощаемости и утомляемости. При рассмотрении же соотношений различных вариантов психической дезадаптации внутри группы “патология” на первый план выступают “тревожно-астенический”, “ригидно-агрессивный” и “истеро-экспрессивный” варианты. Именно они способны давать грубые нарушения поведения. При значительном удлинении срока командировки можно предположить увеличение количества сотрудников с “тревожно-астеническим” и “депрессивно-тревожным” вариантом психической дезадаптации.
Исходя из результатов проведенного исследования, считаем оптимальными сроками пребывания сотрудников органов внутренних дел в зонах чрезвычайного положения боевых действий 30-45 суток.
Психологический механизм и основные тенденции профессиональной деформации
Канд, педагогических наук В.И. Белослудиев Академия МВД России
Изучение структуры, в частности мотивационной сферы личности сотрудников ИТУ, проведенное авторским коллективом ВНИИ МВД РФ с участием автора настоящей статьи по теме “Профилактика профессиональной деформации у сотрудников исправительно-трудовых учреждений (социально-психологический аспект)”, осуществлялось с применением психодиагностических методик и ориентированных собеседований. В целях выявления психологических изменений, связанных с выполнением сотрудниками профессиональных обязанностей, был проведен сравнительный анализ психодиагностических данных сотрудников ИТУ, имеющих стаж работы в одной должности до 5 лет, от 6 до 10 лет и свыше 10 лет.
Получены статистически достоверные различия по ряду параметров при усредненных психологических данных. Так, у группы сотрудников, проработавших в учреждении менее 5 лет, не
определялись преобладающие профессионально значимые личностные характеристики. По мере увеличения стажа работы в исправительном учреждении в одной должности такие характеристики выявились: их рост пропорционален количеству проработанных лет. Иначе говоря, психологические характеристики сотрудников (начальников отрядов ИТУ) со стажем менее 5 лет отличаются неоднородностью, отсутствием ТИПИЧНОСТИ. По мере увеличения стажа работы в структуре личностных характеристик появляются признаки типичности. На этой основе можно выделить фундаментальные психологические качества, которые формируются у сотрудников под влиянием условий их профессиональной деятельности.
Прежде всего отмечается повышение общего уровня тревожности, в связи с чем снижается возможность принятия самостоятельных решений, т.е. у сотрудников объективно формируется репродуктивный стиль поведения. При этом мотивация выполнения служебных обязанностей может определяться, в первую очередь, только стремлением избежать неудач и отрицательной оценки со стороны руководства и окружающих. Мотивация стремления к какой-либо определенной цели деформируется, отходит на второй план. Это приводит к пассивности в выполнении служебно-профессиональных задач, отсутствию инициативы, самостоятельности, творческого подхода к делу. Самооценка личных и служебных перспектив снижается, нарастает внутреннее напряжение, связанное с ожиданием возможных неприятностей и стремлением их избежать. Это не может не иметь негативных последствий, объективными показателями которых могут служить данные о временной утрате сотрудниками трудоспособности: число заболеваний на каждые 100 сотрудников за последние 3 года составляет в среднем свыше 70 человек с продолжительностью одного заболевания свыше 10 дней, до 20% личного состава ИТУ освобождены от физической подготовки по состоянию здоровья.
Чувство хронической напряженности, тревога нарушает психическое равновесие и физическое здоровье, психологическую адаптацию, оказывает разрушительное воздействие на личность и ее структурные элементы (мотивацию, потребности, интересы). Эти чувства представляют барьер для самостоятельной, творческой инициативной и полноценной профессиональной деятельности, стандартизируют поведение, заставляют действовать по шаблону в нетривиальных условиях. Это приводит, как правило, к ошибкам и еще более усиливает тревогу, напряженность.
С увеличением стажа работы повышается стремление к пассивному приспособлению к условиям деятельности, к сохранению системы отношений с руководством, в основе которой лежит стремление в своих действиях и решениях служебных задач ориентироваться только на его мнение и оценки.
Основные отрицательные последствия для личности сотрудников, работающих в ИТК, проявляются в нарастании уровня тревожности и внутреннего напряжения как устойчивой черты личности; снижении творческой инициативы и самостоятельности в принятии необходимых решений, пассивности в профессиональной деятельности; намеренном уходе от ситуаций, требующих оперативного решения, принятия на себя ответственности. Все это можно оценить как начальные этапы кризиса мотивации профессиональной деятельности. В этом случае реальными мотивами выполнения сотрудником служебных обязанностей выступает стремление избежать личной ответственности и отрицательной оценки результатов своей работы. Очевидно, что такое положение блокирует или разрушает мотивацию стремления к достижению профессионально значимых целей и задач (возможны проявления симуляции как умышленной, так и неосознанной).
Обследованные начальники отрядов, работники оперативных и режимных служб были подразделены на основе экспертных оценок на две группы — успешно выполняющие служебные обязанности и имеющие в работе серьезные упущения и недостатки.
Анализ психологических данных сотрудников, получивших высокую экспертную оценку, свидетельствует прежде всего о наличии у них таких черт, как активное стремление к успеху, преодолению препятствий в профессиональной деятельности, самостоятельности в принятии решений в пределах должностной компетенции. Для них характерна выраженная мотивация при достижении цели, гибкость волевых усилий в сложных условиях деятельности. Повышение уровня тревожности у них имеет эпизодический характер, не превышает предела, при котором она служит фактором, дезорганизующим поведение и деятельность.
Сотрудников указанной группы отличают настойчивость, рациональность, целенаправленность в действиях, умение анализировать поступки, собирать и классифицировать служебную информацию. Они склонны к лидерству, им присущи социальная и профессиональная обязательность, контроль над эмоциями, ответственность за принятые решения.
Характеристики поведения данной группы сотрудников в различных ситуациях профессиональной деятельности послужили индикаторами адаптационных возможностей их личыости в условиях выполнения профессиональных обязанностей. В полученных ответах по специальным психологическим тестам среднегрупповые показатели преобладали по типу реакций пре-пятственно-доминантных (42%) и по направленности реакций внешнеобвинительных (40%). Это можно объяснить влиянием деятельности в условиях ИТК.
Обладая высокой ответственностью за порученное дело, такие сотрудники часто должны отстаивать свою точку зрения, иногда противоречащую мнению руководства. Это и вырабаты-
вает определенный тип реагирования. Одной из составляющих профессиональной деятельности является поиск нестандартных решений, причин усложнения обстановки в отрядах, ИТК в целом, затрудняющих воспитательно-профилактическую работу с осужденными. Можно сделать вывод о том, что преобладание у сотрудников реакций указанного типа является адаптивный' вариантом нормы. Следует, однако, отметить и то, что такой тип реагирования вызывает напряжение регуляторных механизмов структуры личности сотрудника, приводящее к увеличению риска возникновения умственного и физического переутомления и различных заболеваний стрес-. совой этиологии.
Служебная деятельность высокопрофессиональных сотрудников с учетом этого должна сопровождаться соответствующим психопрофилактическим обеспечением. При этом личностный подход к системе профилактического воздействия дает возможность корректировать характерологические особенности, усиливать мотивацию профессиональной деятельности.
Вместе с тем следует признать, что иногда сотрудники, обладающие высокой социальной и профессиональной активностью, стойкой целеустремленностью, творческой одаренностью, нуждаются в постоянной коррекции мотивов коллективного характера. Высокий профессионализм приводит порой к тщеславию, нетерпимости, межличностным конфликтам в коллективе, представляющем собой социально организованную социально-психологическую общность людей, деятельность которой в качестве своего предмета имеет нравственное изменение, исправление личности осужденного и потому по своей сути есть деятельность воспитательная, педагогическая.
Вторая группа сотрудников, получивших низкую экспертную оценку, отличалась рядом показателей, характеризующих их как профессионально мало пригодных, имеющих признаки полной или частичной профессиональной деформации. Тревожность сочетается с нерешительностью в поведении, общение с осужденными и коллегами сопровождается эмоциональной неустойчивостью, мнительностью, зависимостью их поведения от ситуации. Превышающий функциональные нормы уровень тревожности приводит к тому, что в экстремальных ситуациях, требующих самостоятельного решения, служебной инициативы, сотрудник не может выбрать и придерживаться рационального поведения при выполнении служебных обязанностей.
Для данной группы сотрудников характерна чрезмерная психологическая зависимость от возможных внешних оценок и мнений окружающих. В сочетании с тревожностью такая зависимость обусловливает преобладающий стиль поведения сотрудника, определяемый негативными профессиональными мотивами избегания реальных или предполагаемых неприятностей. Это приводит к тому, что сотрудник самостоятельно не контролирует свой поступки и вовремя не принимает нужных решений. Указанные
особенности иногда ведут к результатам, сходным с названными выше психологическими дефектами у высокопрофессиональных сотрудников. Однако радикальное различие между группами высоко- и низкопрофессиональных сотрудников заключается в том, что первые принимают на себя разрешение трудной ситуации, ориентированы на получение реального результата, другие — на внешнюю оценку своей роли в аналогичной ситуации.
Кроме того, первую группу сотрудников отличают умение прогнозировать ход событий, оптимизм, оперативное мышление. Порученную работу они выполняют критично, быстро, результативно.
В ходе обследования было обращено внимание на то, что по ряду психологических параметров сотрудников из этой группы, проработавших 10 и более лет, и данные сотрудников с меньшим стажем работы и получивших низкую экспертную оценку, во многом схожи. На наш взгляд, это обстоятельство свидетельствует о негативном воздействии длительной работы в условиях ИТК, при которых происходит нивелировка личности сотрудников с высокими профессиональными качествами. Начинают доминировать несамостоятельность в деятельности, принятии решений, шаблонность мышления, пессимизм в оценке результатов своего труда. Подобные личностные изменения, которые можно оценить как профдеформирующие, связаны не только с условиями служебной деятельности. Они не могут быть объяснены и вне контекста анализа социально-психологических и социальных причин. Это в первую очередь касается потребностпо-мотивационной сферы личности сотрудника, его психической и физической работоспособности, системы коммуникативных связей и др.
В этом случае мотивация профессиональной деятельности, лишенная личностного смысла (когда она становится внешней), приводит к замкнутому кругу психических состояний нужды — удовлетворения — насыщения. Итогом являются примитивизация интересов и потребностей, колебания настроения, частая смена объектов общения, поиск суррогатного общения или средств компенсации негативного психического состояния. Несформированность или кризисность внутренней профмотивации, неадекватное отношение к себе и окружающим разрушают духовную жизнь сотрудника, его психическое здоровье.
Внешними признаками таких состояний могут быть определенные типы запредельного психического напряжения — тормозной или возбудимый. Первый характеризуется скованностью и замедленностью движений, снижением скорости ответных реакций и принятия решений. Замедляется мышление, ухудшается память, появляется рассеянность. Второй характерен гиперактивностью, многословием. Сотрудники совершают многочисленные действия, не обусловленные конкретной обстановкой. Они излишне часто проверяют свои действия. В общении с ок-
ружающими проявляют раздражительность, вспыльчивость, несвойственные им резкость, фу-бость. Объективно оба типа запредельного психического напряжения сопровождаются вегето-сосудистыми реакциями, что также служит показателем чрезмерного волнения (напряженности).
Развивающиеся в кризисных ситуациях тормозные состояния не позволяют своевременно принять решение, оперативно выполнить необходимые действия. Возбудимые запредельные формы психических состояний снижают психическую работоспособность, увеличивают число ошибочных действий.
Опираясь на данные изучения причин конфликтных ситуаций с осужденными в ИТК, целесообразно решение ряда организационных вопросов, направленных на ограничение допуска к ответственным участкам воспитательно-профилактической работы сотрудников, склонных к негативным (запредельным) психическим состояниям.
На основе анализа психологических данных сотрудников, получивших низкую экспертную оценку, были выделены также тины личности, которые в силу изначально присущих им свойств нс могут успешно справляться со своими служебными обязанностями. К первому (типу А) были отнесены те, у кого отмечалось выраженное стремление к лидерству и самоутверждению. Однако твердой жизненной позиции и устойчивых убеждений, в том числе профессиональных, у них нет. Они стремятся реализовать свои честолюбивые цели за счет других, легко соглашаются на то, что сулит им непосредственную выгоду. Не склонны к анализу своего и чужого поведения, поэтому иХ просчеты приводят к конфликтам с окружающими. Им также свойственны такие черты, как повышенная эмоциональная возбудимость, вспыльчивость, склонность к накоплению гнева. Они отличаются злопамятностью, внезапными вспышками гнева, особенно в состоянии алкогольного опьянения. Во взаимоотношениях с вышестоящими по должности такие сотрудники бывают готовы на подобострастие, угодничество. С теми, кто ниже их по социальному статусу, ведут себя грубо, проявляют жестокость и диктат. Чаще всего эксперты оценивают их негативно в связи с такими качествами, как неумение строить отношения с подчиненными и конфликтность.
Ко второму типу (Б) относятся сотрудники, у которых основной личностной характеристикой являются повышенная активность во всех сферах жизни, особенно профессиональной. Они стремятся к любого рода деятельности, в которой смогли бы реализовать такие качества. В то же время у них снижено чувство ответственности, ослаблен самоконтроль, ярко выражено влечение к переживаниям, к ситуациям, в которых их эмоции были бы выражены. В большинстве это люди, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление ни в чем себе не отказывать. Именно поэтому они не
справляются с возложенными на них обязанностями. Часто они берутся за много дел одновременно и ни одного из них не доводят до конца.
К третьему типу (В) мы отнесли тех, чье поведение отличается стремлением прежде всего выделиться, добигься восхищения, удивления собой. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству. Чтобы добиться признания, могут пойти на ложь, причем зачастую делают это искусно. Многие из них'обладают неплохими артистическими данными, хорошо вживаются в роль, пытаются блеснуть своими знаниями и способностями. Но в реальных жизненных ситуациях, которые требуют активных, конкретных действий, их поведение расходится с тем, что ими декларируется. Возможны также внезапные невротические срывы в стрессовых ситуациях, поскольку они легко подвержены панике.
Представляет интерес анализ заболеваемости сотрудников ИТУ, в том числе стрессовой этиологии. Для сравнения были взяты группы аттестованных и вольнонаемных сотрудников. Число заболеваний аттестованных сотрудников, в первую очередь ЖКТ, выше на 33%. Травмы и отравления, связанные с производственной деятельностью, у аттестованных сотрудников случаются в 4 раза, а болезни периферической нервной системы в 3 раза чаще, чем у вольнонаемных. На наш взгляд, это последствия психологической деформации аттестованных сотрудников в связи с нарушением их социально-психологической адаптации.
Заболевания периферической нервной системы также, бесспорно, связаны с отрицательными эмоциями: различними болезненными ощущениями, травмами, предрасположенностью к заболеваниям, в первую очередь вирусной этиологии, снижением иммунитета. Любая качественно очерченная отрицательная эмоция (например, страх) вызывает негативные процессы в организме и психике человека. Расстройство деятельности внутренних органов представляет собой критическое отображение общей психовегетативной неустойчивости человека (конституционной, соматогенной или ситуационно обусловленной). В связи с этим можно говорить о зависимости роста заболеваемости сотрудников от стрессогенно<;ти фактора профессиональной деятельности. Но стресс может приводить и к мобилизационному эффекту, вероятность возникновения болезни снижается (в отдельных случаях это может иметь и лечебное воздействие на уже имевшееся заболевание). Однако после окончания стресса и мобилизации внутренних сил организма наступает период истощения, снижения иммунитета и , соответственно, возможности заболевания. Именно им можно объяснить возникновение различных заболеваний сотрудников во внеслужебное время.
Обычно выделяют четыре аспекта стресса: биологический (образ жизни значительно отличается от того, к которому адаптирован человек как биологическая единица); квалификацион-
ный (образование и воспитание не соответствуют запросам, предъявляемым к человеку в связи с его образом жизни); социальный (человек вынужден выступать в несвойственной ему роли или когда создаются конфликтные обстоятельства социального характера) и индивидуальный (образ жизни не отвечает идеалам и стремлениям человека). Как показывают результаты наших исследований, три последних вида стресса присутствуют и у сотрудников ИТУ.
Итак, обследование работников ИТК, опрос и результаты тестирования свидетельствуют о нарастающем кризисе профессиональной мотивации. Он выражается прежде всего в потере интереса к работе, ощущении отсутствия личных перспектив и т.п. Установлено, что по мере увеличения стажа работы появляются тревожность, снижение возможности принятия самостоятельных решений, уменьшение инициативы и самостоятельности и т.д., связанные с нарушениями социально- психологической адаптации.
Проблемы профессиональной деформации сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью
Канд. психологических наук Б.Л. Новиков Тверской филиал Московского института
МВД России
Работа сотрудников оперативных аппаратов подразделений по борьбе с организованной преступностью (УОП) включена в систему социальных отношений как деятельность должностных лиц, обеспечивающих реализацию уголовного законодательства. Она носит специфический характер и включает неординарные отношения в коллективе, отличается своеобразным содержанием и служебными отношениями, связанными с оказанием различного рода карательно-вос-Питательных, исихолого-педагогических, организационно-правовых и оперативно-поисковых воздействий. Психологические основы правоохранительной деятельности формируются под воздействием различных факторов общих зако-
номерностей психики человека, комплекса государственных властных полномочий и разносторонних обязанностей. Содержание и соотношение полномочий и обязанностей меняется применительно к определенным этапам осуществления правоохранительных функций, что в значительной степени влияет на характер протекания психических процессов и состояний личности сотрудника УОП. Этот процесс нельзя рассматривать в отрыве от непрерывного развития личности.
Основная особенность работы в УОП связана со спецификой среды функционирования, определяемой тесным контактом с членами преступных группировок.
Профессиональная деятельность предъявляет к сотруднику УОП ряд требований, которые в личностном аспекте формируют профессионально важные качества и навыки. Совершенствование личностных качеств, приобретекие опыта работы приводят к росту профессионализма. Однако известно понятие профессиональной деформации — возникновение под влиянием негативных сторон деятельности психологических изменений самой личности.
Социально-психологический анализ некоторых категорий работников подразделений УОП показал деформацию межличностных отношений различного вида, искажение восприятия ! Iроти во правных Ж' я ни й и нарушителей закона. На этой почве возникают нарушения требований руководящих документов, уставов, служебного долга и дисциплины, аморальное бытовое поведение и другие негативные явления. Опасность профессиональной деформации сущест-вует(не только в период профессионального становления и “вхождения” сотрудника в должность. Она сохраняется на протяжении всей службы и снижает эффективность выполнения служебных обязанностей. Проведенный опрос показал, что многие работники УОП воспринимают различные виды деформации в качестве неизбежного атрибута, снисходительны в оценке их проявлений и последствий. Здесь имеют место привыкание к антиобщественным явлениям, потеря противодействия и профессионального иммунитета, развитие восприимчивости к отрицательным воздействиям среды обитания, возникновение самоуспокоенности, отсутствие самоконтроля.
В качестве психологического механизма, способствующего профессиональной деформации, следует рассматривать сформировавшийся социальный стереотип как укоренившееся упрощенное или искаженное восприятие процессов, протекающих в обществе и служебных коллективах. Среди причин отклонений в поведении сотрудников УОП можно выделить:
— общесоциальные — нарушение принципов демократии, социальной справедливости, социальных идеалов, появление тенденции к дегуманизации;
— экономические — нарушение планирования хозяйства, распределительных отношений, неудовлетворенность потребностей, неуверенность в завтрашнем дне;