Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов
Адъюнкт С.Е.Пиняева, кандидат психологических наук, доцент
Н.В.Андреев
Академия МВД России, г.Москва
Статистика, полученная в МВД России,
, свидетельствует о том, что за период с 1991 по 1996 гг. представителями правоохранительных органов нередко совершались нарушения законности и служебной дисциплины. Среди них — незаконное привлечение к административной ответственности, сокрытие преступления от учета, необоснованное применение спецсредств, употребление спиртных напитков на службе, незаконное хранение оружия, грубость и бестактность в отношении граждан, отступление от процессуальных норм в целях преодоления трудностей, возникающих при расследовании преступлений, ит.д.
В научной литературе подобные факты часто связываются с явлением профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Применительно к понятию профессиональной деформации личности существует несколько определений. Анализируя их, мы обозначим, какие личностные особенности подвержены влиянию обсуждаемого явления, каковы основные причины его возникновения и что происходит в результате его воздействия.
Влияние профессиональной деформации может распространяться на социально-
психологические черты личности и ее психические процессы, свойства, состояния.
Под социально-психологическими чертами личности мы понимаем относительно устойчивые особенности индивида, выражающиеся во взаимоотношениях с окружающим миром, т.е. прямо связанные с его поведением. Активность психических процессов, свойств и состояний и их изменение рассматриваются нами как одна из предпосылок личностных проявлений.
Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, так и с преобразований психических.
Как утверждает А. К.Маркова, профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении, на социально-психологическом уровне. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности (15, 3-5). Например, подразумеваются стереотипы поведения (4), профессиональные привычки, стиль мышления и общения (5), навыки и склонности (3), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности.
По мнению других авторов, обсуждаемое явление вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида (6). Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах и качествах, структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты (1; 9, 15-17; 7, 146-154). Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей (2; 3).
Для нас важно знать характер воздействия профессиональной деформации на различные уровни личности, так как это позволит диагностировать не только данное явление, но и его предпосылки, а также осуществлять его коррекцию и профилактику.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
25
Анализируя основные причины возникновения профессиональной деформации, на
наш взгляд, можно выделить несколько подходов.
Один из них заключается в том, что главной причиной возникновения профессиональной деформации является воздействие специфики профессиональной деятельности при длительном профессиональном стаже (6). При этом под спецификой профессиональной деятельности понимаются, преимущественно, негативные особенности ее содержания, организации и условий (10), а также многократное повторение типичных служебных ситуаций (7, 146-154).
В рамках другого подхода основной причиной профессиональной деформации является несоответствие индивидуально-психологических характеристик личности уровню требований, которые предъявляет к ней профессиональная деятельность (3). Ведущим аргументом сказанного служит тот факт, что в одних случаях профессионал, проработавший не один десяток лет, приобрел лишь положительные качества, в других — нежелательные изменения в личности человека появляются буквально в первые годы его работы. Согласно этому подходу “профессиональная деформация есть результат неприспособленности, неправильной адаптации личности к трудным условиям и требованиям” (3, 53) профессиональной службой “Она может развиваться на базе слабости комплекса профессионально важных качеств в области одной или даже нескольких сторон профессиональной деятельности” (3, 53).
А.В.Буданов, Г.Г.Романович, В.И.Батюки другие авторы имеют несколько иную точку зрения. Они утверждают, что профессиональная деформация — это результат взаимного влияния служебной деятельности и индивидуальных особенностей личности. Среди наиболее действенных служебных факторов данного явления называются условия и опыт профессиональной деятельности (2; 5; 8, 149), усвоение профессиональной роли (4), постоянное выполнение однотипных действий, связанных с осуществлением профессиональных обязанностей (12) и т.д. К причинам индивидуально-личностным эти авторы относят недостаточный уровень профессиональных способностей и отсутствие творческого момента в деятельности, особенности протекания профессиональных и возрастных кризисов (5; 8, 149), неадекватную самооценку (4), неправильное понимание социальной значимости своих профессиональных функций (12), отрицательный опыт или искажен-
ное осмысление профессионального опыта сотрудником (2) и т.д.
В то же время некоторыми из этих исследователей (2; 15, 3-5) подчеркивается роль процесса социализации личности, значение социально-психологической атмосферы, в которой происходит освоение и осуществление профессиональной службы как факторов, способствующих возникновению или, напротив, преодолению профессиональной деформации.
Мы считаем, что существует несколько причин, определяющих развитие профессиональной деформации. Некоторые из них (специфика профессиональной деятельности, индивидуально-личностные особенности и процесс социализации) названы.
Однако рассматриваемое явление может возникать не только в результате названных выше причин, но и когда некоторые обстоятельства профессионального становления, не всегда зависящие от субъекта, мешают его профессиональной и личностной самореализации. Например, как считает Е.М.Борисова, в ситуации высокой значимости данной профессии для человека многократные разочарования, безуспешные попытки справиться с неудачами, невозможность дальнейшего профессионального роста могут препятствовать формированию у него устойчивой положительной мотивации к профессиональной деятельности. Отсутствие такой мотивации, на наш взгляд, приводит к тому, что человек выполняет свои служебные функции ценой внутреннего напряжения и неудовлетворенности. Подобная ситуация может также выступать одной из причин профессиональной деформации.
Результат воздействия профессиональной деформации представлен двумя группами явлений: психических и социальнопсихологических.
К психическим образованиям, являющимся признаками профессиональной деформации, можно, например, отнести устоявшиеся профессиональные стереотипы и установки.
Установки иногда препятствуют восприятию мнения других людей: коллег, гражданского окружения и др. Чрезмерное внедрение стереотипов в профессиональные действия могут привести к тому, что новые подходы и методы будут усваиваться труднее, с противодействием. В изменившихся условиях профессиональной деятельности это может неблагополучно повлиять на процесс и результат ее выполнения (1; 4). Изменения психических особенностей могут также выражаться в эмоциональном дискомфорте, в
26
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
хроническом переживании негативных психических состояний (17), в своеобразном понимании целей, задач профессиональной деятельности и путей их достижения (10), в снижении интереса к профессиональной деятельности.
К социально-психологическим признакам профессиональной деформации относят проявление формального отношения к выполнению функциональных обязанностей (15, 3-5), перенос большей доли специфичных профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне службы (4; 5) и так далее.
Итогом воздействия рассматриваемого явления на личность, по мнению А.К. Марковой, становится несоответствие человека “социальной профессиональной норме (требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе)” (8, 149).
Итак, можно сказать, что в основе профессиональной деформации находятся взаимосвязанные изменения в сфере психических и социально-психологических явлений. Эти изменения могут проявляться по-разному в зависимости от особенностей протекания процессов личностного и профессионального онтогенеза, от индивидуальных характеристик личности и их соответствия требованиям профессии, от степени профессиональной деформированности личности, от социума, в котором она находится, специфики трудовой деятельности, занимаемой должности и других причин.
Значительное большинство исследователей, рассматривающих проблему профессиональной деформации, считают ее проявления негативными (нежелательными, отрицательными). По их мнению, профессиональная деформация затрудняет успешное осуществление трудовой деятельности, осложняет взаимодействие человека с другими людьми и делает его поведение неадекватным обстановке.
С этой точкой зрения можно согласиться отчасти, так как некоторые из названных изменений естественно обусловлены процессом адаптации к трудовой деятельности, в данном случае — к деятельности в правоохранительной системе. Другими словами, причиной профессиональной деформации может выступать необходимость адаптации к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и своеобразным условиям ее организации. Совсем не обязательно, что адаптированному в такой среде человеку проявления профессиональной деформации будут
мешать в осуществлении функциональных обязанностей.
Таким образом, процесс профессиональной деформации определенным образом соотносится с процессом профессиональной адаптации. Прежде чем описать это соотношение, мы считаем целесообразным пояснить, что подразумевается под понятием профессиональной адаптации в научной литературе.
Под профессиональной адаптацией понимается овладение личностью своим официальным статусом, профессиональной ролью и условиями ее осуществления в новой профессиональной ситуации (11). При этом происходит усвоение человеком ценностных ориентаций в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей профессиональной деятельности, принятие для себя всех ее компонентов (задач, средств и т.д.), сближение ориентиров человека и профессиональной группы (8).
С одной стороны, функция профессиональной адаптации заключается в тенденции к самореализации, к удовлетворению личностью своих ожиданий относительно профессии (16). С другой — в стремлении соответствовать тем требованиям, которые к личности предъявляют структура и содержание профессиональной деятельности, условия ее осуществления и те социальные группы, под контролем и участием которых эта деятельность протекает (11). Сбалансированность названных тенденций можно рассматривать как признак профессиональной адаптированное™ .
Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадаптацией (8).
Период профессиональной адаптации является одним из наиболее восприимчивых к возникновению признаков профессиональной деформации, что подтверждается существующими эмпирическими исследованиями.
Так, исследования проблемы адаптации к профессиональной деятельности, проведенные А.А.Прохватиловым и А.Ю.Шалыто (14), показали, что в первые два года работы человек проявляет повышенную готовность к активному включению в деятельность. Это объясняется тем, что с какими бы установками он ни приходил на работу, срабатывает эффект психологической мобилизации — стремление продемонстрировать свои лучшие качества. На момент достижения работником двухлетнего стажа констатируется наступление временной профессиональной дезадаптации, вызванной возможным несоответствием личностных особенностей человека (например, его установок, сформировав-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
27
шихся до начала профессиональной деятельности) и реальностью. Примерно на 3-5-м годах происходит переосмысление предыдущих и формирование новых норм и отношений личности к труду. Состояние временной дезадаптированности, по мнению авторов эксперимента, может ликвидироваться за счет активного включения человека в трудовой процесс, стимулирования самостоятельности и активности этого человека.
Однако пересмотр ценностей и способов поведения личности применительно к данной профессии может вызвать разочарование в ней, отрицательное отношение и потерю заинтересованности к служебным обязанностям. Эти последствия, на наш взгляд, представляют собой предпосылки развития профессиональной деформации.
Данные эксперимента, проведенного А.А.Прохватиловым и А.Ю.Шалыто, как нам кажется, схожи с результатами исследования профессиональной деформации (13). В рамках этого исследования было сделано обоснованное предположение, что временной границей, за которой может начаться активная профессиональная деформация и в пределах которой решается вопрос о дальнейшей службе сотрудника в правоохранительных органах, являются 3-4-й годы службы. Если в течение первого года профессиональной деятельности идет отбор сотрудников преимущественно по индивидуально-психо-логическим особенностям, сформировавшимся у них до поступления на службу, то на 3-4-м году, как показывают данные исследования, значительную роль начинают играть те личностные изменения, которые произошли в ходе службы.
Так, по данным того же исследования (13), на службу в правоохранительные органы приходит следующий тип людей: достаточно уравновешенные, общительные, обладающие интуитивным типом мышления, несколько раскованные в манерах и поведении, энергичные, стремящиеся к сглаживанию конфликтов и сдерживанию агрессивных тенденций в поведении, эмоционально устойчивые, обладающие пониженной чувствительностью к средовым воздействиям и достаточно низкой отзывчивостью на проблемы социально-психологического микроклимата (в поведении это может проявляться отсутствием необходимой дипломатичности).
К третьему году службы снижается способность к сопереживанию, нарастает некон-формность установок и жесткий (не жестокий) стиль поведения, снижается осторожность и осмотрительность в поступках. След-
ствием этого является падение уровня энергичности и тенденция к латентной (скрытой) агрессии. Как считают исследователи, третий год службы чаще бывает переломным для человека, когда решается вопрос о продолжении службы или ее оставлении. Процесс сопровождается изменением (чаще всего снижением) уровня самооценки, нарастанием неконформности и т. д. Усиливающаяся общительность выступает как защитный и компенсаторный механизм, т.е. поиск поддержки и выхода из сложившейся ситуации.
Особо авторы исследования (13) отмечают 4-й год службы, когда происходит повышение уровня осознанного самоконтроля, заключающееся в конформности установок и мотивации избегания неуспеха. На личностном уровне это может переживаться как неудовлетворенность и пессимистичность в оценке перспектив своего служебного роста. В то же время человек, преодолевший кризис третьего года службы, принимает и усваивает для себя нормы, ценности, правила и запреты, принятые в структуре МВД. В служебной деятельности все становится проще и понятнее, жизненный тонус повышается, расширяется круг знакомств. Однако строгая иерархия соподчиненности правоохранительной системы и необходимость точного выполнения указаний вышестоящего лица способствуют нарастанию внутреннего осознанного самоконтроля и формированию неосознанного самоконтроля поведения. С точки зрения исследователей (13), этот факт наиболее информативен для понимания аспектов формирования профессиональной деформации. Значимость этого факта подтверждается научными данными (18, 57-64), согласно которым сотрудники, испытывающие недостаток автономии (сверхконтролируемые), в большей степени подвержены дезадаптации к своему рабочему месту, а пассивные и неуверенные в своих силах чаще прибегают к грубости и насилию при встречающихся в профессиональной сфере конфликтах.
Итак, на основе анализа данных, полученных в ходе исследований, можно сказать, что период профессиональной адаптации — один из наиболее восприимчивых к возникновению новых профессиональных личностных качеств, которые относятся к проявлениям профессиональной деформации. Адаптационный период может возникать не только в связи с поступлением человека на службу в органы внутренних дел, но и в условиях изменившейся профессиональной ситуации, связанной, например, с переменой официального статуса и необходимостью освоения
28
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
новой профессиональной роли. Поэтому важнейшей задачей работы психологов в правоохранительных органах является организация психологического сопровождения сотрудников, находящихся в новых или изменившихся условиях профессиональной деятельности.
Немаловажным представляется также целенаправленное проведение мероприятий по профилактике профессиональной деформации.
Основными задачами работы психологов в данном направлении можно считать повышение уровня психологической грамотности сотрудников, обучение их приемам саморегуляции, выявление представителей правоохранительной системы, подверженных профессиональной деформации, и оказание им психологической помощи.
Литература
1. Белослудцев В.И., Соколов И.И. Проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников ИТУ // Проблемы совершенствования правовых основ деятельности органов, исполняющих наказания (Труды Академии МВД России). — 1995.
2. Буданов А.В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД. - М., 1992.
3. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. — Волгоград, 1976.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
5. Корнеева Л.М. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — Спб, 1991.
6. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. — Воронеж, 1976.
7. Лазарева В.А Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности. — Куйбышев, 1987.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
9. Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. - №1(3).
10. Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: Анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания / Сб. научи, тр. — Рязань, 1992.
11. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988.
12. Некрасова М.Н. Влияние профессиональной деформации личности юриста на формирование конечных выводов по делу // Вопросы осуществления правосудия в СССР: межвузовский сборник. — Калининград, 1979.
13. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России. - М., 1995.
14. Прохватилов А.А., Шалыто АЛО. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение развития человека / Под ред. А.А.Крылова. — Л., 1989.
15. Романович Г.Г., Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел // Информационный бюллетень МВД БССР. - 1988. -№ 3/4.
16. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: Методическое руководство. — М., 1990.
17. Соколов И.И. Проблемы профилактики деформации личности сотрудников учреждений, исполняющих наказания // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. — Рязань, 1994.
18. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
|19сихофиз1коло1Т«чеект1
аспект дезадаптации сотрудникам* ОКД как одна из нричмн во;* н икиовешш язвенной болезни и меры профилактики
Профессор ДЛИ о тп аилов, аспирант М.М.Мингалимова
Омская государственная медицинская академия
Ег"11к ксперты военно-врачебной комис-^ яР сии (ВВК) отмечают, что среди забо-леваний, по которым делаются экспертные заключения лицам рядового и начальствующего состава, чаще выявляются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, нейроциркулятор-ная дистония, ишемическая болезнь сердца.
29
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)