Научная статья на тему 'Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов'

Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1468
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов»

Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов

Адъюнкт С.Е.Пиняева, кандидат психологических наук, доцент

Н.В.Андреев

Академия МВД России, г.Москва

Статистика, полученная в МВД России,

, свидетельствует о том, что за период с 1991 по 1996 гг. представителями правоохранительных органов нередко совершались нарушения законности и служебной дисциплины. Среди них — незаконное привлечение к административной ответственности, сокрытие преступления от учета, необоснованное применение спецсредств, употребление спиртных напитков на службе, незаконное хранение оружия, грубость и бестактность в отношении граждан, отступление от процессуальных норм в целях преодоления трудностей, возникающих при расследовании преступлений, ит.д.

В научной литературе подобные факты часто связываются с явлением профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.

Применительно к понятию профессиональной деформации личности существует несколько определений. Анализируя их, мы обозначим, какие личностные особенности подвержены влиянию обсуждаемого явления, каковы основные причины его возникновения и что происходит в результате его воздействия.

Влияние профессиональной деформации может распространяться на социально-

психологические черты личности и ее психические процессы, свойства, состояния.

Под социально-психологическими чертами личности мы понимаем относительно устойчивые особенности индивида, выражающиеся во взаимоотношениях с окружающим миром, т.е. прямо связанные с его поведением. Активность психических процессов, свойств и состояний и их изменение рассматриваются нами как одна из предпосылок личностных проявлений.

Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, так и с преобразований психических.

Как утверждает А. К.Маркова, профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении, на социально-психологическом уровне. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности (15, 3-5). Например, подразумеваются стереотипы поведения (4), профессиональные привычки, стиль мышления и общения (5), навыки и склонности (3), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности.

По мнению других авторов, обсуждаемое явление вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида (6). Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах и качествах, структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты (1; 9, 15-17; 7, 146-154). Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей (2; 3).

Для нас важно знать характер воздействия профессиональной деформации на различные уровни личности, так как это позволит диагностировать не только данное явление, но и его предпосылки, а также осуществлять его коррекцию и профилактику.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

25

Анализируя основные причины возникновения профессиональной деформации, на

наш взгляд, можно выделить несколько подходов.

Один из них заключается в том, что главной причиной возникновения профессиональной деформации является воздействие специфики профессиональной деятельности при длительном профессиональном стаже (6). При этом под спецификой профессиональной деятельности понимаются, преимущественно, негативные особенности ее содержания, организации и условий (10), а также многократное повторение типичных служебных ситуаций (7, 146-154).

В рамках другого подхода основной причиной профессиональной деформации является несоответствие индивидуально-психологических характеристик личности уровню требований, которые предъявляет к ней профессиональная деятельность (3). Ведущим аргументом сказанного служит тот факт, что в одних случаях профессионал, проработавший не один десяток лет, приобрел лишь положительные качества, в других — нежелательные изменения в личности человека появляются буквально в первые годы его работы. Согласно этому подходу “профессиональная деформация есть результат неприспособленности, неправильной адаптации личности к трудным условиям и требованиям” (3, 53) профессиональной службой “Она может развиваться на базе слабости комплекса профессионально важных качеств в области одной или даже нескольких сторон профессиональной деятельности” (3, 53).

А.В.Буданов, Г.Г.Романович, В.И.Батюки другие авторы имеют несколько иную точку зрения. Они утверждают, что профессиональная деформация — это результат взаимного влияния служебной деятельности и индивидуальных особенностей личности. Среди наиболее действенных служебных факторов данного явления называются условия и опыт профессиональной деятельности (2; 5; 8, 149), усвоение профессиональной роли (4), постоянное выполнение однотипных действий, связанных с осуществлением профессиональных обязанностей (12) и т.д. К причинам индивидуально-личностным эти авторы относят недостаточный уровень профессиональных способностей и отсутствие творческого момента в деятельности, особенности протекания профессиональных и возрастных кризисов (5; 8, 149), неадекватную самооценку (4), неправильное понимание социальной значимости своих профессиональных функций (12), отрицательный опыт или искажен-

ное осмысление профессионального опыта сотрудником (2) и т.д.

В то же время некоторыми из этих исследователей (2; 15, 3-5) подчеркивается роль процесса социализации личности, значение социально-психологической атмосферы, в которой происходит освоение и осуществление профессиональной службы как факторов, способствующих возникновению или, напротив, преодолению профессиональной деформации.

Мы считаем, что существует несколько причин, определяющих развитие профессиональной деформации. Некоторые из них (специфика профессиональной деятельности, индивидуально-личностные особенности и процесс социализации) названы.

Однако рассматриваемое явление может возникать не только в результате названных выше причин, но и когда некоторые обстоятельства профессионального становления, не всегда зависящие от субъекта, мешают его профессиональной и личностной самореализации. Например, как считает Е.М.Борисова, в ситуации высокой значимости данной профессии для человека многократные разочарования, безуспешные попытки справиться с неудачами, невозможность дальнейшего профессионального роста могут препятствовать формированию у него устойчивой положительной мотивации к профессиональной деятельности. Отсутствие такой мотивации, на наш взгляд, приводит к тому, что человек выполняет свои служебные функции ценой внутреннего напряжения и неудовлетворенности. Подобная ситуация может также выступать одной из причин профессиональной деформации.

Результат воздействия профессиональной деформации представлен двумя группами явлений: психических и социальнопсихологических.

К психическим образованиям, являющимся признаками профессиональной деформации, можно, например, отнести устоявшиеся профессиональные стереотипы и установки.

Установки иногда препятствуют восприятию мнения других людей: коллег, гражданского окружения и др. Чрезмерное внедрение стереотипов в профессиональные действия могут привести к тому, что новые подходы и методы будут усваиваться труднее, с противодействием. В изменившихся условиях профессиональной деятельности это может неблагополучно повлиять на процесс и результат ее выполнения (1; 4). Изменения психических особенностей могут также выражаться в эмоциональном дискомфорте, в

26

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

хроническом переживании негативных психических состояний (17), в своеобразном понимании целей, задач профессиональной деятельности и путей их достижения (10), в снижении интереса к профессиональной деятельности.

К социально-психологическим признакам профессиональной деформации относят проявление формального отношения к выполнению функциональных обязанностей (15, 3-5), перенос большей доли специфичных профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне службы (4; 5) и так далее.

Итогом воздействия рассматриваемого явления на личность, по мнению А.К. Марковой, становится несоответствие человека “социальной профессиональной норме (требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе)” (8, 149).

Итак, можно сказать, что в основе профессиональной деформации находятся взаимосвязанные изменения в сфере психических и социально-психологических явлений. Эти изменения могут проявляться по-разному в зависимости от особенностей протекания процессов личностного и профессионального онтогенеза, от индивидуальных характеристик личности и их соответствия требованиям профессии, от степени профессиональной деформированности личности, от социума, в котором она находится, специфики трудовой деятельности, занимаемой должности и других причин.

Значительное большинство исследователей, рассматривающих проблему профессиональной деформации, считают ее проявления негативными (нежелательными, отрицательными). По их мнению, профессиональная деформация затрудняет успешное осуществление трудовой деятельности, осложняет взаимодействие человека с другими людьми и делает его поведение неадекватным обстановке.

С этой точкой зрения можно согласиться отчасти, так как некоторые из названных изменений естественно обусловлены процессом адаптации к трудовой деятельности, в данном случае — к деятельности в правоохранительной системе. Другими словами, причиной профессиональной деформации может выступать необходимость адаптации к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и своеобразным условиям ее организации. Совсем не обязательно, что адаптированному в такой среде человеку проявления профессиональной деформации будут

мешать в осуществлении функциональных обязанностей.

Таким образом, процесс профессиональной деформации определенным образом соотносится с процессом профессиональной адаптации. Прежде чем описать это соотношение, мы считаем целесообразным пояснить, что подразумевается под понятием профессиональной адаптации в научной литературе.

Под профессиональной адаптацией понимается овладение личностью своим официальным статусом, профессиональной ролью и условиями ее осуществления в новой профессиональной ситуации (11). При этом происходит усвоение человеком ценностных ориентаций в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей профессиональной деятельности, принятие для себя всех ее компонентов (задач, средств и т.д.), сближение ориентиров человека и профессиональной группы (8).

С одной стороны, функция профессиональной адаптации заключается в тенденции к самореализации, к удовлетворению личностью своих ожиданий относительно профессии (16). С другой — в стремлении соответствовать тем требованиям, которые к личности предъявляют структура и содержание профессиональной деятельности, условия ее осуществления и те социальные группы, под контролем и участием которых эта деятельность протекает (11). Сбалансированность названных тенденций можно рассматривать как признак профессиональной адаптированное™ .

Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадаптацией (8).

Период профессиональной адаптации является одним из наиболее восприимчивых к возникновению признаков профессиональной деформации, что подтверждается существующими эмпирическими исследованиями.

Так, исследования проблемы адаптации к профессиональной деятельности, проведенные А.А.Прохватиловым и А.Ю.Шалыто (14), показали, что в первые два года работы человек проявляет повышенную готовность к активному включению в деятельность. Это объясняется тем, что с какими бы установками он ни приходил на работу, срабатывает эффект психологической мобилизации — стремление продемонстрировать свои лучшие качества. На момент достижения работником двухлетнего стажа констатируется наступление временной профессиональной дезадаптации, вызванной возможным несоответствием личностных особенностей человека (например, его установок, сформировав-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

27

шихся до начала профессиональной деятельности) и реальностью. Примерно на 3-5-м годах происходит переосмысление предыдущих и формирование новых норм и отношений личности к труду. Состояние временной дезадаптированности, по мнению авторов эксперимента, может ликвидироваться за счет активного включения человека в трудовой процесс, стимулирования самостоятельности и активности этого человека.

Однако пересмотр ценностей и способов поведения личности применительно к данной профессии может вызвать разочарование в ней, отрицательное отношение и потерю заинтересованности к служебным обязанностям. Эти последствия, на наш взгляд, представляют собой предпосылки развития профессиональной деформации.

Данные эксперимента, проведенного А.А.Прохватиловым и А.Ю.Шалыто, как нам кажется, схожи с результатами исследования профессиональной деформации (13). В рамках этого исследования было сделано обоснованное предположение, что временной границей, за которой может начаться активная профессиональная деформация и в пределах которой решается вопрос о дальнейшей службе сотрудника в правоохранительных органах, являются 3-4-й годы службы. Если в течение первого года профессиональной деятельности идет отбор сотрудников преимущественно по индивидуально-психо-логическим особенностям, сформировавшимся у них до поступления на службу, то на 3-4-м году, как показывают данные исследования, значительную роль начинают играть те личностные изменения, которые произошли в ходе службы.

Так, по данным того же исследования (13), на службу в правоохранительные органы приходит следующий тип людей: достаточно уравновешенные, общительные, обладающие интуитивным типом мышления, несколько раскованные в манерах и поведении, энергичные, стремящиеся к сглаживанию конфликтов и сдерживанию агрессивных тенденций в поведении, эмоционально устойчивые, обладающие пониженной чувствительностью к средовым воздействиям и достаточно низкой отзывчивостью на проблемы социально-психологического микроклимата (в поведении это может проявляться отсутствием необходимой дипломатичности).

К третьему году службы снижается способность к сопереживанию, нарастает некон-формность установок и жесткий (не жестокий) стиль поведения, снижается осторожность и осмотрительность в поступках. След-

ствием этого является падение уровня энергичности и тенденция к латентной (скрытой) агрессии. Как считают исследователи, третий год службы чаще бывает переломным для человека, когда решается вопрос о продолжении службы или ее оставлении. Процесс сопровождается изменением (чаще всего снижением) уровня самооценки, нарастанием неконформности и т. д. Усиливающаяся общительность выступает как защитный и компенсаторный механизм, т.е. поиск поддержки и выхода из сложившейся ситуации.

Особо авторы исследования (13) отмечают 4-й год службы, когда происходит повышение уровня осознанного самоконтроля, заключающееся в конформности установок и мотивации избегания неуспеха. На личностном уровне это может переживаться как неудовлетворенность и пессимистичность в оценке перспектив своего служебного роста. В то же время человек, преодолевший кризис третьего года службы, принимает и усваивает для себя нормы, ценности, правила и запреты, принятые в структуре МВД. В служебной деятельности все становится проще и понятнее, жизненный тонус повышается, расширяется круг знакомств. Однако строгая иерархия соподчиненности правоохранительной системы и необходимость точного выполнения указаний вышестоящего лица способствуют нарастанию внутреннего осознанного самоконтроля и формированию неосознанного самоконтроля поведения. С точки зрения исследователей (13), этот факт наиболее информативен для понимания аспектов формирования профессиональной деформации. Значимость этого факта подтверждается научными данными (18, 57-64), согласно которым сотрудники, испытывающие недостаток автономии (сверхконтролируемые), в большей степени подвержены дезадаптации к своему рабочему месту, а пассивные и неуверенные в своих силах чаще прибегают к грубости и насилию при встречающихся в профессиональной сфере конфликтах.

Итак, на основе анализа данных, полученных в ходе исследований, можно сказать, что период профессиональной адаптации — один из наиболее восприимчивых к возникновению новых профессиональных личностных качеств, которые относятся к проявлениям профессиональной деформации. Адаптационный период может возникать не только в связи с поступлением человека на службу в органы внутренних дел, но и в условиях изменившейся профессиональной ситуации, связанной, например, с переменой официального статуса и необходимостью освоения

28

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

новой профессиональной роли. Поэтому важнейшей задачей работы психологов в правоохранительных органах является организация психологического сопровождения сотрудников, находящихся в новых или изменившихся условиях профессиональной деятельности.

Немаловажным представляется также целенаправленное проведение мероприятий по профилактике профессиональной деформации.

Основными задачами работы психологов в данном направлении можно считать повышение уровня психологической грамотности сотрудников, обучение их приемам саморегуляции, выявление представителей правоохранительной системы, подверженных профессиональной деформации, и оказание им психологической помощи.

Литература

1. Белослудцев В.И., Соколов И.И. Проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников ИТУ // Проблемы совершенствования правовых основ деятельности органов, исполняющих наказания (Труды Академии МВД России). — 1995.

2. Буданов А.В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД. - М., 1992.

3. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. — Волгоград, 1976.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

5. Корнеева Л.М. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — Спб, 1991.

6. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. — Воронеж, 1976.

7. Лазарева В.А Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности. — Куйбышев, 1987.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

9. Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. - №1(3).

10. Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: Анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания / Сб. научи, тр. — Рязань, 1992.

11. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988.

12. Некрасова М.Н. Влияние профессиональной деформации личности юриста на формирование конечных выводов по делу // Вопросы осуществления правосудия в СССР: межвузовский сборник. — Калининград, 1979.

13. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России. - М., 1995.

14. Прохватилов А.А., Шалыто АЛО. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение развития человека / Под ред. А.А.Крылова. — Л., 1989.

15. Романович Г.Г., Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел // Информационный бюллетень МВД БССР. - 1988. -№ 3/4.

16. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: Методическое руководство. — М., 1990.

17. Соколов И.И. Проблемы профилактики деформации личности сотрудников учреждений, исполняющих наказания // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. — Рязань, 1994.

18. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

|19сихофиз1коло1Т«чеект1

аспект дезадаптации сотрудникам* ОКД как одна из нричмн во;* н икиовешш язвенной болезни и меры профилактики

Профессор ДЛИ о тп аилов, аспирант М.М.Мингалимова

Омская государственная медицинская академия

Ег"11к ксперты военно-врачебной комис-^ яР сии (ВВК) отмечают, что среди забо-леваний, по которым делаются экспертные заключения лицам рядового и начальствующего состава, чаще выявляются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, нейроциркулятор-ная дистония, ишемическая болезнь сердца.

29

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.