Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ОВД'

Психологическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1251
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмыков В. И.

Рассматриваются вопросы профессиональной подготовки в развитии личности сотрудника. Социально-экономические изменения современного общества требуют поиска новых подходов к подготовке юристов. Представлены результаты изучения профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of occupational training in the professional's personality development are discussed. In this research the results of professional formation and mental stability of law-enforcement bodies' official investigations are produced.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ОВД»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

группу «минимально успешные», менее склонны использовать в стрессовых ситуациях манипулятивные и асоциальные модели поведения, они более успешны в решении практических, в частности, визуальных задач.

В заключение следует сказать, что максимально выраженные отличия в группах исследуемых сотрудников наблюдаются по ряду психофизиологических показателей. Данный факт подчеркивает важность первоначального профессионального отбора сотрудников в различные базовые подразделения ОВД, в частности, по психофизиологическим показателям.

Список литературы

1. Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.

2. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста.

- Казань, 2000. - 227 с.

3. Мягких НИ. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - 21 с.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.

5. Профессиональный психологический отбор кандидатов на военную службу по контракту: Учебно-методическое пособие для специалистов кадровой и социально-психологической служб внутренних войск МВД России. - СПб.: Санкт-Петербургский институт внутренних войск МВД России, 2004. - 77 с.

6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Методические рекомендации / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 71 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативной работы и следственная деятельность: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2003. - 208 с.

8. Шарапов Ю.А. Юридическая психология деятельности ОВД (теория и методология управления развитием): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2000.

9. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретикоправовое исследование российского опыта): Автореф. дис. ... докт юрид. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.

10. Schneider R., Luscomb R. Battle stress reaction and the US Army. - Milit. Med ,1984.

УДК 340: 331. 108.4 В.И. Шмыков*

Психологическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ОВД

Рассматриваются вопросы профессиональной подготовки в развитии личности сотрудника. Социально-экономические изменения современного общества требуют поиска новых подходов к подготовке юристов. Представлены результаты изучения профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел.

Questions of occupational training in the professional’s personality development are discussed. In this research the results of professional formation and mental stability of law-enforcement bodies’ official investigations are produced.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессионально-важные качества, профессиональное мастерство, психическое напряжение, психические состояния, стиль саморегуляции, стратегии поведения, личностные особенности.

* Кандидат психологических наук, доцент, Пермский филиал НА МВД России.

Социально-экономические преобразования современного общества требуют поиска инновационных подходов в подготовке юристов - это задача юридической психологии.

В настоящее время при решении практических задач, связанных с профессиональным развитием, преобладает профессиографический (профессиологический) подход - выявление профессиональной пригодности субъекта к определенному виду профессиональной деятельности (В. Л. Васильев, Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов и др.)1. Такой подход является начальным этапом в решении проблем становления профессионализма, он ориентирует на выполнение среднего уровня эффективности трудовой деятельности. Акмеологический подход ориентирован на высокий уровень развития профессионально-важных качеств (ПВК) и психической устойчивости, направлен на совершенствование личности специалиста, повышение эффективности деятельности.

Профессиональное становление традиционно трактуется как адаптивный процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, как активное приспособление индивидуальности к условиям жизни и деятельности2. Адаптация охватывает процессы становления личности профессионала и сохранения эргономического равновесия в системе «субъект труда -профессиональная среда», поддержания динамической сбалансированности в континууме «человек

- среда». Таким образом, профессиональное становление как профессиональная адаптация представляет собой единство взаимодействия индивида с физическими условиями профессиональной деятельности (психофизиологический аспект), соответствия личностных качеств требованиям профессиональных задач (психологический аспект), взаимовлияния личности и социальных компонентов профессиональной среды (социально-психологический аспект).

В прикладной юридической психологии широко изучаются профессионально важные качества юристов, особенности юридической деятельности и профессионального подбора кадров, различные их аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический3. К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестированию ПВК и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований4. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе, многие авторы публикаций обращаются к анализу негативных изменений личности юристов: посттравматического стрессового расстройства, деформации личности, девиантного поведения, падения престижа деятельности силовых министерств5. Определенная часть публикаций посвящена вопросам подготовки к экстремальным видам деятельности и профилактики патопсихологических последствии6. Как видим, проблема профессионального становления (адаптации) к специфическим условиям юридической деятельности остается вне внимания юридических психологов.

В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования проблемы адаптации человека к профессиональной деятельности7. Ряд исследователей выделяет следующие особенности адаптации: гендерные различия8, возрастные кризисы профессионального развития9, потенциал индивидуальной адаптивности10 .

Адаптированность как динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда» проявляется в эффективности деятельности, чувстве удовлетворенности трудом, оптимальном уровне работоспособности, гибкой смене стратегий и способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. Факторы, влияющие на успешность профессионализации, обычно подразделяются на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относят психофизиологические, психологические, социальнопсихологические характеристики личности профессионала. В контексте данного исследования к ним относятся стаж работы и возрастные нормативные кризисы в процессе становления профессионализма11 .

В настоящее время новое направление в изучении профессионализма сформировалось в самостоятельную научную дисциплину - акмеологию12 . На современном этапе становления акмеология изучает механизмы развития человека на ступени его зрелости при достижении высокого уровня профессионального мастерства. В акмеологии определились следующие направления в изучении развития личности: личностно-профессиональное, профессионально-квалификационное, профессионально-должностное, нравственное. Для достижения наивысших показателей юридического труда необходимо ведение психологической работы с применением не только количественных, но и качественных методов оценки. Юридическая акмеология является отраслью акмеологии, объектом которой является профессионализм деятельности юристов.

В рамках данного исследования проведено изучение профессионального становления молодых специалистов при организационной поддержке ГУВД Пермского края. В эксперименте приняли участие юристы - сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, имеющие стаж работы от 1 до 10 лет.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Молодые специалисты («адаптанты», группа 1) - стаж до 5 лет, 210 человек.

Специалисты (стадия профессионализации, «интерналы», группа 2) - стаж до 10 лет, 120 человек.

Целью исследования является изучение психологических механизмов профессиональной адаптации и психической устойчивости (как психологических составляющих профессионального мастерства) юристов ОВД. Для изучения применялись методики тестирования психического напряжения, психических состояний, стилей саморегуляции, стратегий поведения, личностных особенностей адаптации. Результаты статистического анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Статистические показатели факторов профессиональной адаптации

Меап 81й.Ве\. Меап 81й.Веу. Значимость различий

№ пп Показатели Группа 1: адаптанты Группа 1 Группа 2: интерналы Группа 2 Гр.1: 2

1 Возраст 23,14 1,68 29,33 3,31 р<0,001

2 Стаж работы 2,70 1,45 8,33 2,68 р<0,001

3 Психическое напряжение 38,83 6,35 37,41 5,15 Незначимо

4 Тревожность 4,31 2,86 3,51 2,65 -

5 Фрустрация 3,46 2,64 3,0 2,36 -

6 Агрессия 8,05 3,17 7,56 3,76 -

7 Ригидность 7,73 3,42 7,30 3,01 -

8 Саморегуляция 32,05 5,01 32,51 4,63 -

9 Субъективное значение деятельности 15,72 4,47 18,25 4,19 Р<0,01

10 Профессиональные притязания 21,22 3,34 22,30 3,55 Незначимо

11 Энергетические затраты 20 3,69 20,76 3,36

12 Стремление к совершенству 22 3,34 24,30 3,40 Р<0,001

13 Дистанция к работе 19,47 4,69 18,15 4,51 (?)Р<0,05

14 Отказ при неудаче 13,43 3,34 12,53 3,53 Незначимо

15 Активное решение проблем 22,54 2,72 23,07 3,20

16 Спокойствие, равновесие 20,22 3,65 20,51 3,30

17 Успешность деятельности 20,29 3,32 21,23 3,68

18 Удовлетворённость жизнью 21,64 3,79 22,28 3,16

19 Социальная поддержка 21,13 3,11 21,71 2,89

20 Социализация. 8,28 3,02 7,53 2,97 -

21 Коммуникативный потенциал 10,06 4,11 9,46 3,76

22 Поведенческая регуляция 13,89 10,16 12,61 8,18

23 Адаптационный потенциал личности 31,8 14,85 29,74 11,91

Критериальный анализ профессиональной адаптации и психической устойчивости свидетельствует о том, что по большинству показателей значимых различий между группой 1 («адаптанты») и группой 2 («интерналы») не имеется. Исключение составляют проявления «Субъективного значения деятельности» и «Стремление к совершенству», они значимо выражены в группе сотрудников со стажем работы более 6 лет. Это характеризует респондентов группы 2 как

профессионально активных с выраженным субъективным значением избранной профессии, стремлением к совершенству при выполнении профессиональных задач («работа над собой»).

В целом, по обеим группам, можно констатировать: большинство респондентов-юристов профессионально адаптированы и психически устойчивы (с точки зрения профессиографического подхода):

- психическое напряжение оптимальное (показатель № 3: для группы 1 = 38 ± 6, для группы 2

= 37 ± 5)13;

- психическое состояние оптимальное (показатели № 4; 5 - соответствуют низкой тревожности и отсутствию фрустрированности), агрессия и ригидность - средние (величины незначимые, соответствуют таким же проявлениям, как в общей массе населения);

- саморегуляция высокозначимая и выраженная (показатель № 8 - гибкое, адекватное поведение);

- переживания, связанные с работой (показатели № 9-19) - величины средние (за исключением показателей № 12,15 для группы 2), характеризуют среднюю профессиональную активность, среднюю психическую устойчивость, среднее отношение к работе - т.к. отсутствуют низкие значения этих показателей, следовательно, отсутствуют синдромы «сгорания» и «деформаций личности»;

- социально-адаптационные качества (показатели № 20-22) свидетельствуют об отсутствии дезадаптации, т.к. уровень социализации средний, коммуникативные качества средние, поведенческая регуляция средней выраженности;

- адаптационный потенциал (показатель № 23) высокий, соответствует первой группе профессиональной пригодности.

Вывод по этой части критериального анализа (профессиографический подход) несколько противоречит сложившимся психологическим представлениям о положении дел в части собственно психологического аспекта адаптации. В психологических публикациях зачастую делается негативный вывод: деформация личности, дезадаптация вследствие чрезмерного психического напряжения юридической деятельности14.

Однако с позиции акмеологического подхода (высокие требования к ПВК и высокие стандарты профессиональной деятельности) выводы следуют иные. Молодые специалисты («адаптанты») и специалисты со стажем работы («интерналы») не испытывают психического перенапряжения в повседневной служебной деятельности, психическое состояние оптимальное (показатели № 3-7), саморегуляция поведения хорошо выражена (показатель № 8) - результаты представлены в диаграмме 1:

- юристы обеих групп могут гибко и адекватно реагировать на изменения условий и задач юридического труда, легко овладевать новыми видами активности, проявлять уверенность в незнакомых ситуациях;

- успехи в деятельности стабильны и во многом связаны с мотивационными факторами личности.

Диаграмма 1

В

С

Н

Психическое напряжение Психические состояния Саморегуляция

Это личностная основа высоких ресурсов профессиональной адаптации, которые не реализуются в эффективной юридической деятельности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Особенности поведения, связанные с профессиональной деятельностью (субъективное значение деятельности, профессиональные притязания, энергетические затраты), констатируют иные характеристики (они представлены в диаграмме 2).

Диаграмма 2

В

С

н

Субъективное Профессиональные Энергетические Дистанция к работе

значение притязания затраты

деятельности

Эти показатели констатируют следующее:

- не выражено субъективное значение избранной профессии (показатель № 9), не сформированы профессиональные притязания (показатель № 10) - т. е. у юристов профессиональные планы не связаны с работой в ОВД;

- незначительные энергетические затраты при выполнении заданий (показатель № 11), сохранение дистанции к работе (показатель № 13) - т. е. нежелание прилагать усилия при решении служебных задач.

Показатели отсутствия положительной оценки профессионального труда и удовлетворенности жизнью (показатели № 17,18), недостаточная социальная поддержка (показатель № 19) - отражены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

в

с

н

Успешность Удовлетворенность Социальная поддержка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности жизнью

Эти показатели характеризуют неуверенность юристов в собственной пригодности и социальной полезности своего труда, недостаточную удовлетворенность самим коллективом и своим местом и ролью в обществе.

Социально-адаптационные проявления респондентов характеризуют недостаточную социализацию (показатель № 20), недостаточно выраженные коммуникативные качества (показатель № 21), нестабильную поведенческую регуляцию (показатель № 22) - см. диаграмму 4.

Диаграмма 4

В

С

Н

Социализация Коммуникативный Поведенческая регуляция

потенциал

Юристы не стремятся соблюдать требования коллектива, испытывают трудности в общении с окружающими, демонстрируют склонность к конфликтности и неосознаваемую тенденциозность в оценке действительности.

Адаптационный потенциал, это важно отметить, в обеих группах высокий (показатель № 23) (см. диаграмму 5.

Диаграмма 5

В

С

Н

Адаптационный потенциал Субъективное значение

деятельности

Лица с таким высоким потенциалом могли бы легко адаптироваться в различных условиях деятельности, быстро включаться в коллектив, адекватно ориентироваться в ситуации, обладать высокой психической устойчивостью и работоспособностью, но не реализуют своего потенциала в высокой продуктивности юридического труда (показатель № 9).

Выявленное несоответствие имеет психологическое объяснение: при наличии адаптационных ресурсов, оптимального психического состояния и активационного психического напряжения мотивационные устремления у большинства юристов остаются вне пределов профессиональной среды ОВД. Такое сочетание противоречий не создает предпосылок для роста профессионального мастерства юристов даже на фоне признаков профессиональной адаптации и психической устойчивости. Однако социальное неблагополучие не у всех сотрудников сопровождается неполной отдачей в труде: часть юристов все же сохраняет стремление к совершенствованию деятельности (группа 2, показатель № 12) даже на фоне недостаточной социальной поддержки (показатель № 19)

- с гедонистическими личностными особенностями. К сожалению, эта часть юристов не составляет большинство выборки.

Вывод с позиции акмеологического подхода (психологический аспект) не только не противоречит, но даже подтверждает социологические данные (социально-психологический аспект) о социальном торможении профессионального мастерства15. К социальным причинам относятся:

- неудовлетворенность условиями и уровнем организации работы;

- отсутствие предоставления жилья;

ы т н ант п ш д а

ы л а н а р н и интерналы

адаптанты

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

- недостаточное денежное содержание;

- недостаточный уровень знаний и навыков, полученных в вузе;

- выполнение поручений, не связанных с прямым выполнением обязанностей;

- низкая удовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе;

- трудности в организации досуга, отдыха и быта;

- психологический нигилизм; - снижение престижа профессии юриста силовых министерств;

- недостаточная разработанность системы индивидуальной оценки трудового участия;

- неопределенные перспективы служебного и профессионального роста и некоторые другие. Преобладающий тип личности при существующем социальном положении в профессиональной

деятельности на основании результатов исследования можно определить как «экономный»:

- энергосберегающий, со сниженной степенью трудового участия;

- со средним уровнем мотивации и низким значением профессиональной деятельности юристов

ОВД;

- с неустойчивым характером служебной перспективы, вероятностью социальной неудовлетворенности на фоне успешности людей иных специальностей в обществе.

Работа по психологическому отбору и первичной профессиональной подготовке оправдывает себя, большинство юристов психически устойчивы, обладают высоким адаптационным потенциалом. Однако профессионально важные качества у них выражены не в полной мере и не соответствуют высоким стандартам профессионализма и стандартам высокопроизводительного юридического труда, Недостаточно мероприятий проводится по психологическому сопровождению профессионального становления личности юристов. Юридическая психология позволяет совершенствовать профессиональную подготовку юристов, разрабатывать программы личностно-профессионального развития с целью повышения эффективности юридической деятельности16.

1 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000; Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж,

1976.

2 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996; Психология. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2002.

3 См.: Васильев В.Л. Указ. соч.; Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Указ. соч.; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. М., 1997; Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2002.

4 См., напр.: Голованов Ю.Н., Кочин А.А., Харламов В.С. Использование системного подхода при подборе сотрудников на службу в ОВД: Методическое пособие / ВНИИ МВД России. М., 2004; Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой / ВНИИ МВД России. М., 2004; Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. М., 2005.

5 См.: Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учебно-методическое пособие / М.И. Марьин, И.Ф. Солдатова, В.Е. Петров, И.Ю. Орлова / Барнаульский юридический институт МВД России. Барнаул, 2004; Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина / ИМЦ ГУК МВД России. М., 2004.

6 См.: Ковалев Ю.В., Поздеев А.Р., Деркачев В.Ф. Расстройства личности / ВИПК МВД России. Домодедово, 2002; Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред.В.М. Бурыкина / ИМЦ ГУК МВД России. М., 2004; Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина / ИМЦ ГУК МД России. М., 2004.

7 См.: Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р.н/Д., 1996; Лебедев В.И. Личность в экстремальных профессиях. М.,1989; Робалде А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. 1986. Вып. 3; Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М, 1985; Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

8 См.: Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.

9 См.: Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р..н/Д., 1996.

10 См.: Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ... докт психол. наук. СПб., 1996.

11 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12 См.: Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993; Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

13 В генеральной выборке интенсивное психическое напряжение (показатель № 3) соответствует 50 баллам и выше; высоковыраженные значения психических состояний (показатели № 4,5,6,7) начинаются с 15 баллов и выше, низкие значения -менее 7 баллов; ярко выраженная саморегуляция (показатель № 8) - с 33 баллов и выше; высокозначимые переживания, связанные с работой (показатели № 9-19) - с 24 баллов и выше; высоковыраженные социально-адаптационные качества личности (показатели № 20-22) соответствуют 6 баллам и ниже; высокий адаптационный потенциал (показатель № 23) - менее 40 баллов.

14 См.: Журавлева Е.А. Психологическое сопровождение молодых сотрудников в период их профессиональной адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 26-30; Новиков Б.Д., Козлов С.А. Психологические предпосылки успешной деятельности следственных работников прокуратуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 1. С. 35-38; Яньшина З.Я. Причины нравственно правовой деформации работника милиции и пути их преодоления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 69-72.

15 См.: Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Определение профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С. 25-29; Комлев Ю.Ю. Адаптация выпускников Казанского юридического института МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2. С. 61-62; Караваев А.Ф., Михайлова В.К., Даниличева Т.П. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 1. С. 58-64; Состояние работы с кадрами ОВД РФ: Сборник аналитических и информационных материалов / ИМЦ ГУК МВД России. М., 2004.

16 См.: Шмыков В.И. Концепция психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006; Его же. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

УДК 34.15 А.Л. Южаниноеа*

Способности к пониманию (осознанию) и руководству собственными действиями как судебно-психологические экспертные понятия

Статья посвящена определению судебно-психологического экспертного содержания понятий понимания (осознания) и регуляции собственных действий человеком в юридически значимой ситуации. Выделен и показан общий интегральный компонент в целостной характеристике данных понятий и определена его структура. Предложены критерии для судебной экспертно-психологической квалификации действий как предпринятых лицом, осознающим их значение и способным руководить ими.

A.L. Yuzhaninova. The abilities for understanding and guidance of self-conduct as a juridical psychology expert concepts.

The article concerns the determination of the juridical psychology expert concepts matter of the understanding and guidance of self-conduct by person in juridical significant situation. The general integral component is distinguished and demonstrated in complete characteristic of such concepts and its structure is determined. The criterions for juridical psychology expert qualification of actions as a conduct of the person who understands its meaning and is ability to guide of it are proposed.

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза; психологический критерий; способность к пониманию (осознанию) собственных действий; способность к руководству собственными действиями; судебнопсихологическое экспертное понятие; интегральный компонент.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является ведущей формой использования специальных знаний в области психологии при отправлении правосудия. Назначение СПЭ осуществляется в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, имеют психологическую природу. По своему содержанию СПЭ является деятельностью судебного эксперта, состоящей из проведения научного психологического исследования. Его предмет очерчен рамками вопросов, представленных на разрешение эксперту сотрудниками правоохранительных органов. Понимание психологического значения экспертного задания и в зависимости от этого последующее построение программы исследования психологом представляют собой решение им «задачи на смысл» и зависят от того, какое содержание он вкладывает в используемые юристами психологические понятия.

* Заместитель заведующего кафедрой, правовой психологии и судебной экспертизы доцент Саратовской государственной академии права, кандидат психологических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.