листов целенаправленно развивать у них экспертное мышление, которое и будет критерием высококвалифицированного и многопрофильного специалиста в области экспертной деятельности.
Эксперт, как правило, вынужден всю свою активную профессиональную жизнь посвящать непрерывному приобретению все новых и новых компе-
тенций, расширять свой профессиональный опыт. В свою очередь непрерывное самообразование преобразует само мышление эксперта настолько, что он становится способным к прогнозированию ситуаций и быстрому принятию единственно правильного решения на основе классификации и осмысления множества фактов и событий преступления.
Список литературы
1. Анисимов, О. С. Методология и технологические формы мышления. - М. : Просвещение, 2009. - 231 с.
2. Бондаренко, А. В. Интуиция и творчество // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - № 6-2. - С. 50-54.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. М. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
4. Бондина, С. А., Шаранов, Ю. А. Импровизация как высший уровень регуляции деятельности следователя и педагогического работника: поиск новых парадигм // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 197-204.
5. Вермель, И. Г. Экспертное мышление и его значение в профессиональной деятельности судебно-медицинского эксперта // Эффективность научно-технических исследований и внедрение их в практику расследования преступлений : межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск, 1987. - С. 76-81.
6. Вишнев, С. М. Основы комплексного прогнозирования. - М. : Наука, 1977. - 287 с.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
8. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
9. Конопкин, О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 38-48.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Педагогика, 1983. - 231 с.
11. Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства / под ред. Е. Маля-нова, К. Мартиндейла, Е. Березиной, Л. Дорфмана, Д. Леонтьева, В. Петрова, П. Лочера. - Пермь : Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. - 203 с.
12. Орлов, М. О., Гаврилова, А. С. Экспертное мышление в обществе знаний // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
- 2017. - № 8 (82) - C. 143-145.
13. Шаранов, Ю. А. Идеал профессиогенеза в контексте ценностно-смыслового регулирования правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63).
- С. 226-231.
14. Шаранов, Ю. А. Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 3 (55). - С. 211-216.
15. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. Экспертное мышление юриста в контексте «треугольника компетенций» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2. - С. 203 - 209.
16. Шаранов, Ю. А., Статный, В. М. Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). - С. 206-214.
17. Швец, Ю. Е., Воронин, С. Э. Понятие экспертной ситуации // Научно-образовательный потенциал молодёжи в решении актуальных проблем XXI века. - 2017. - № 7 - С. 456-458.
© Алексеева М.Г., 2018
УДК 159.9
В.И. Реутова
К вопросу о формировании профессиональной успешности
руководителей ОВД
On the issue of formation of professional success ATS managers
РЕУТОВА, Валентина Ивановна, старший инспектор по особым поручениям отдела организации психологической работы Управления организации морально-психологического обеспечения Департамента государственной службы и кадров МВД России. Адрес: Россия, 125009, Москва, Газетный пер., 6. Е-mail: [email protected].
REUTOVA, Valentina Ivanovna, Division of the Office of the psychological organization of moral and psychological performance of the Department of Public Service and the Russian Interior Ministry staff. Adress: Russia, 125009, Moscow, Gazetny line, 6. Е-mail: [email protected].
Статья посвящена формированию профессиональной успешности руководителей ОВД в условиях реализации программ психологического сопровождения управленческих кадров с использованием активных методов и форм работы. Представлена диагностико-прогностическая модель профессионально успешных руководите-
лей, которая включает внешнюю и внутреннюю оценку успешности управленческой деятельности. В содержании программы изложены формы, приёмы и методы формирования психофизиологического, личностно-дея-тельностного и социально-психологического компонентов профессиональной успешности руководителей ОВД в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности управленческих кадров.
Ключевые слова: профессиональная успешность, деловые и личные качества руководителя, социально-психологический тренинг, социально-психологическое сопровождение.
The article is devoted to the formation of professional success of ATS managers in the conditions of implementation of programs of psychological support of management personnel using active methods and forms of work. The diagnostic and prognostic model of professionally successful managers, which include external and internal evaluation of the success of management activities, is presented. The content of the program outlines the forms, methods and methods of formation of psychophysiological, personal and activity and socio-psychological components of professional success of ATS managers in the framework of psychological support of professional management.
Keywords: professional success, business and personal qualities of the manager, social and psychological training, social and psychological support.
Внедрение эффективных психологических технологий и методов работы с руководящими кадрами в практике психологической службы МВД России связано с реализацией программ вхождения руководителей в должность, психологического сопровождения и обучения управленческих кадров, в основе которых лежат активные методы работы. Достоинством активных и интерактивных форм и методов работы является возможность организовать взаимодействие руководителей ОВД, обмен профессионально важной информацией и приобрести умения профессионального управленческого общения, что является условием для развития деловых качеств руководителей, управленческих навыков, обеспечивающих успешность управленческой деятельности.
Профессиональная успешность личности руководителя обусловлена специфическими условиями особого вида профессионального труда - управленческой деятельности, которые в контексте профессионального развития личности руководителя имеют как положительную, так и отрицательную значимость. С одной стороны, руководитель должен успешно противостоять деструктивным влияниям специфических условий управленческой деятельности, а с другой, используя перспективные возможности профессии управленца, развивать свой профессиональный потенциал.
В основе программ повышения профессиональной успешности руководителей ОВД должна лежать диагностико-прогностическая модель профессионально успешных руководителей ОВД, которая позволяет, с одной стороны, определить содержание программ, ориентированных на развитие профессиональной успешности руководителей ОВД, с другой - провести диагностику её эффективности. Использование прогнозирования как одного из методов и результатов исследования позволяет после описания и объяснения фактов выстроить прогноз поведения руководителей ОВД. А.Е. Горбушин, Ю.А. Сауров пишут: «В целом прогноз - это теоретическая модель, имеющая свои границы применимости, но влияющая на планирование, а через него - на практику; отсюда прогноз может быть "проверен" эмпирическими средствами» [2, с. 225].
Авторская диагностико-прогностическая модель личности успешного руководителя опирается на теоретические положения, выдвинутые И.О. Котеневым [4], М.Г. Мануйловым, И.А. Жуковым [5], В.Е. Петровым [6] и др., которые раскрывают личность успешных руково-
дителей ОВД с позиции оценки деловых и личных качеств, образующих профессионально важные качества руководителя, под которыми, согласно В.Д. Шадрико-ву, понимаются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияю-щие на эффективность деятельности и успешность её освоения» [10, с. 65]. Данные качества, с точки зрения А.Е. Горбушина, Ю.А. Сауро-ва, охватывают особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы личности, особенности профессионального самосознания, социально-психологические способности и умения, связанные с процессами межличностного взаимодействия, психофизиологические особенности, определяющие в совокупности активность, работоспособность и выносливость, а также опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков [2, с. 171-172].
Оценка профессиональной успешности руководителя ОВД должна базироваться не только на деловых и личных качествах, позволяющих оценить риск профессиональных деформаций, но и на профессиональной компетентности руководителя. А.Ю. Филя-киным показано, что эффективность управленческой деятельности руководителя ОВД непосредственно определяется наличием и уровнем сформированности многоплановой системы компетенций, личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность [9, с. 9].
В авторскую диагностико-прогностическую модель профессионально успешных руководителей, вслед за И.Б. Гайворонской [1], помимо внутренних критериев успешности, основанных на психодиагностических исследованиях, включены внешние критерии, основанные на оценке формально-количественных показателей деятельности управленческих кадров. И.Б. Гайворонской показано, что эффективность управленческой деятельности руководителя ОВД связана с целым рядом психологических и социально-демографических характеристик личности руководителей: выраженность профессионально важных качеств, эффективность управленческих решений, качество адаптации и формально-количественные показатели деятельности руководителя. Автором выделены прогностические критерии эффективности управленческой деятельности руководителя ОВД: высокий уровень развития коммуникативных качеств личности, характер ценностно-мотивацион-ной сферы, высокий уровень управленческого мышления, разрешающий тип эмоционального реагирования в ситуации принятия управленческих решений,
высокий уровень социальной и профессиональной адаптации.
Таким образом, с опорой на данные положения, в авторской модели профессиональной успешности руководителя ОВД представлены внешняя и внутренняя (субъективная) оценка успешности профессиональной деятельности. Критериями и показателями внешней успешности выступают успешное карьерное продвижение и высокий должностной статус руководителя. Методами и диагностическими процедурами оценки внешней успешности руководителя выступают анализ кадровой документации, послужного списка и биографических данных. Внутренняя успешность руководителей ОВД включает психофизиологический компонент, отражающий состояние профессионального психологического здоровья руководителей; личностно-деятельностный компонент, отражающий деловые и личные качества и компетенции, обеспечивающие успешное выполнение профессиональных функций руководителей; социально-психологический компонент, отражающий деловые и личные качества и компетенции, обеспечивающие успешное профессиональное взаимодействие руководителей. Показателями внутренней успешности руководителей ОВД выступают:
- в структуре психофизиологического компонента: показатели профессионального психологического здоровья: адаптационные и саморегуляционные свойства, состояния и способности личности руководителей (стрессоустойчивость, эмоциональная саморегуляция поведения и т.п.);
- в структуре личностно-деятельностного компонента: морально-правовая и антикоррупционная направленность; устойчивая профессиональная мотивация; профессионально важные качества (инициатива, самостоятельность, ответственность); интеллектуальные способности; управленческая компетентность (компетенции планирования, организации, контроля и управленческих решений);
- в структуре социально-психологического компонента: социально-психологические качества и компетенции (коммуникативные способности, организаторские способности, лидерство).
Методами и процедурами оценки компонентов внутренней успешности руководителей выступают тесты на оценку психофизиологических состояний, свойств и способностей; личностные опросники, мо-тивационные тесты, тесты общего и эмоционального интеллекта, тесты профессиональных знаний, умений и способностей (компетенций), тесты социально-психологической диагностики.
На основе представленной модели определены содержание, формы, методы и приёмы психологической работы, которые направлены на формирование компонентов внутренней оценки профессиональной успешности руководителей ОВД. Содержание программы психологического сопровождения руководителей ОВД включает следующие модули.
1. Модуль «Психологическое здоровье руководителя ОВД». Цель модуля: развитие психофизиологического компонента профессиональной успешности руководителей ОВД, а именно, адаптационных и саморегуляционных свойств, состояний и способностей личности руководителей. Реализация данного модуля предполагает использование широкого арсенала приёмов и способов саморегуляции и оп-
тимизации психических состояний в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности, в т.ч. в экстремальных и напряжённых условиях управленческой деятельности. Формами реализации приёмов и методов работы, повышающих стрессоустойчивость руководителей, их способность к саморегуляции психических состояний выступают как индивидуальные и групповые консультации, так и групповые тренинговые занятия (И.Ю. Кобозев [3], С.Б. Полукарпов и соавт. [7], И.Е. Реуцкая [8] и др.).
2. Модуль «Управленческие личные и деловые качества, умения руководителя ОВД». Цель модуля: развитие личностно-деятельностного и социально-психологического компонентов профессиональной успешности руководителя. Содержание данного модуля предполагает развитие таких качеств и компетенций личности руководителя, как морально-правовая и антикоррупционная направленность, устойчивая профессиональная мотивация, профессиональные качества руководителя (инициатива, самостоятельность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, лидерство), интеллектуальные способности, управленческая компетентность (компетенции планирования, организации, контроля и управленческих решений). Формирование данных компонентов профессиональной успешности руководителей предполагает реализацию групповых тре-нинговых занятий, которые отличаются различной содержательной направленностью: мотивационные тренинги, тренинги профессионального самосознания, тренинги управленческих компетенций, тренинги эффективных руководителей. Эффективным является применение вариативных методов и приёмов социально-психологического тренинга: проблемные ситуации, которые создаются с помощью моделирования реальных профессионально-ориентированных ситуаций; воображаемые ситуации, в процессе которых происходит овладение важными профессиональными навыками; ролевые игры и игровые ситуации, которые обеспечивают формирование и закрепление коммуникативных умений и навыков; моделирование реальной управленческой ситуации с использованием элементов драматизации; интервьюирование, в основе которого лежит система «вопрос-ответ», что позволяет обменяться личным опытом. В процессе совместной групповой деятельности происходит освоение навыков делового общения: эффективного общения с другими участниками команды, умение вести переговоры; методов и приёмов командной работы: умение работать в команде, поддерживать благоприятный социально-психологический климат, групповую сплочённость, организовывать работу команды для достижения поставленных целей, разрешать конфликтные ситуации в группе; навыки ответственного и независимого поведения; уверенного поведения в сложных ситуациях: развитие лидерских способностей, нахождение нестандартных решений в новых, необычных или критических ситуациях управленческой деятельности. Перечисленные выше методы не исчерпывают весь арсенал использования активных форм и методов, применяемых на тренинге.
Формирование представленных компонентов профессиональной успешности руководителей ОВД посредством социально-психологического тренинга обеспечивается реализацией следующих основных функций тренинга.
1. Ценностно-мотивационная функция, которая заключается в осознании ценностей, целей и мотивов актуальной и перспективной управленческой деятельности в пространстве профессиональной деятельности и в пространстве жизнедеятельности руководителей ОВД.
Реализация данной функции происходит через включение участников тренинга в индивидуальную и групповую рефлексивную деятельность, через отработку необходимых навыков, ключевыми из которых являются навыки целеполагания, планирования и контроля, а также через реализацию программы самоменеджмента.
2. Когнитивная функция, которая заключается:
- в овладении новой информацией о психологических закономерностях развития управленческой деятельности и её специфики в правоохранительных органах в условиях интерактивного обучения,
- в собственной рефлексии ограничений и сильных сторон личности руководителя в мотиваци-онно-потребностной, коммуникативной и операционально-технической составляющих управленческой деятельности,
- в осознании актуальных профессиональных «Я-образов» в управленческой деятельности и в корректировке их ограничений через построение идеальных «Я-образов» руководителя.
Реализация данной функции происходит через включение участников тренинга в групповые дискуссии, анализ ситуаций, видеосюжетов, овладение психотехническими приёмами по самонаблюдению
и саморегуляции различных образов актуального «Я», по идентификации с идеальными образами «Я» в управленческой деятельности.
3. Эмоциональная функция, которая заключается в осознании руководителями собственных эмоциональных состояний в различных, в т.ч. в экстремальных условиях управленческой деятельности и в отработке навыков эмоциональной саморегуляции.
Реализуется данный блок через включение участников тренинга в групповые игры и упражнения, через овладение психотехническими приёмами эмоциональной саморегуляции в моделируемых и реальных управленческих ситуациях.
4. Поведенческая функция, которая заключается в отработке новых способов поведения в условиях группы на основе самоанализа и саморегуляции, в закреплении новых способов поведения в условиях реальной управленческой деятельности на основе контроля и анализа её успешности.
Реализация данной функции происходит через включение участников тренинга в групповые игры и упражнения, в индивидуальную и групповую рефлексивную деятельность, через реализацию программы самоменеджмента и саморегуляции.
Внедрение в деятельность психологической службы МВД России подобных программ для управленческих кадров в процессе формирования кадрового резерва, вхождения в должность, психологического сопровождения управленческого труда обеспечит повышение эффективности и успешности профессиональной деятельности руководителей правоохранительных органов.
Список литературы
1. Гайворонская, И. Б. Психологическое прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей ОВД : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / Гайворонская Ирина Борисовна. - СПб., 2008. - 215 с.
2. Горбушин, А. Е., Сауров, Ю. А. Вопросы методологии управленческой деятельности. - Киров: Вятка, 2003. - 272 с.
3. Кобозев, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / Кобозев Игорь Юрьевич. - СПб., 2011. - 247 с.
4. Котенев, И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1 (56). - С. 117-121.
5. Мануйлов, М. Г., Жуков, И. А. Психодиагностическая оценка управленческих кадров МВД России в период аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2 (37). - С. 7-10.
6. Петров, В. Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / Петров Владислав Евгеньевич. - М., 2001. - 250 с.
7. Полукарпов, С. Б., Туманов, В. Д., Кузнецов, Д. Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях : методические разработки. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. - 85 с.
8. Реуцкая, И. Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности : монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2007. - 164 с.
9. Филякин, А. Ю. Социально-психологические особенности развития управленческой компетентности будущих руководителей подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Филякин Александр Юрьевич. - М., 2009. - 23 с.
10. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие. - 2-е изд,, пере-раб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
© Реутова В.И., 2018